Литература и искусство в первой половине 19 века доклад

Обновлено: 02.07.2024

Для русской литературы первой половины $XIX$ века характерна быстрая смена художественно-эстетических направлений – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями античных и современных западноевропейских писателей. В. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера.

А. Пушкин, М. Лермонтов и Н. Гоголь как великие русские писатели

Наивысшие достижения российской литературы первой половины $XIX$ века связывают с именами Александра Пушкина (1799-1837), Михаила Лермонтова (1814-1841), Николая Гоголя (1809-1852).

Готовые работы на аналогичную тему

Роль Пушкина в развитии русской литературы и культуры огромная. Он фактически стал создателем современного русского литературного языка, первым великим национальным поэтом. Он писал лирические стихи про любовь, дружбу, свободу, природу и смерть; большие стихотворные поэмы; поэтические сказки и драмы; прозаические и исторические произведения. Большинство произведений Пушкина, особенно его стихи, отражали собственно бурная жизнь и страсти. У них есть сильные романтические элементы, ощущается влияние Байрона, однако стиль Пушкина был более простой и более классический, чем у европейских романтиков того времени.

Лермонтов имел сложный характер, был конфликтным и ранимым человеком, его не любил высший свет. После дуэли с сыном французского посла его сослали на Кавказ, в армейский полк. Здесь он впоследствии погиб на дуэли.

В 40-50-х годах начинается творческий путь тех писателей, чей расцвет приходится на вторую половину XIX века:

  • Ивана Тургенева,
  • Николая Некрасова,
  • Федора Достоевского,
  • Льва Толстого,
  • Михаила Салтыкова-Щедрина,
  • и др.

Развитие русской живописи

Крупнейшие достижения русских художников первой половины $XIX$ века, связанные с портретной живописью и эпическими полотнами на исторические и библейские сюжеты, написанные в манере академического классицизма.

Картины академической школы – это в основном парадные полотна из тщательно продуманной, сложной композицией, театрализованным трактовкой сюжета, эффектным освещением. Заслугой академического классицизма было великолепное знание художественной культуры прошлого, высокое техническое мастерство художников. Центром академического искусства была императорская Академия художеств.

В культурной жизни России 1852 г. произошло знаменательное событие: в Петербурге открыл свои двери Новый Эрмитаж (здание построено по проекту немецкого архитектора Л. Кленце). Здесь хранились шедевры мирового искусства, большинство которых было достоянием императорской семьи. Спокойное равновесие всех частей музея, декоративное оформление в новогреческом стиле, гранитные атланты у входа – все это также привлекало посетителей.

Первая половина XIX в. является важнейшим периодом в развитии изобразительного искусства - скульптуры, живописи, архитектуры. Это был период расцвета изобразительного искусства, утверждения в нем новой тематики, новых форм и жанров.

Андрей Никифорович Воронихин Российский архитектор

  1. Это, прежде всего, Отечественная война 1812 г. Война, вызвавшая небывалый патриотический подъем, показавшая величие и героизм народа в тяжелую годину испытаний, способствовала росту национального самосознания народа. Она привлекла пристальное внимание передовых слоев общества к угнетенному, забитому народу, веками находившемуся в рабстве, но не потерявшему человеческого достоинства и проявившему величие духа в борьбе с иноземным захватчиком.
  2. Вторым событием, повлиявшим на развитие искусства, было начало освободительного движения, восстание декабристов, поставившее задачу ликвидации отжившего общественного строя и освобождения народа от социального и политического рабства.

Эти события вызвали огромный творческий подъем среди деятелей искусства, определили тематику их произведений и их общественную направленность. Темы патриотизма, прославления подвига народа, утверждения достоинства простого человека, борьбы против всего старого, отжившего за свободу и счастье народа - таковы центральные вопросы в творчестве лучших представителей искусства.

Патриотический подъем начала XIX в. вызвал к жизни творчество целой плеяды замечательных архитекторов и скульпторов. К этому времени относится расцвет творчества замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814), создавшего изумительный памятник архитектурного искусства - Казанский собор в Петербурге.

 Казанский собор в Петербурге.

После Отечественной войны 1812 г. собор стал музеем русской славы, зданием-памятником. Здесь был погребен великий полководец М. И. Кутузов, помещены знамена, отбитые у наполеоновской армии, а в 30-х годах перед собором были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы скульптора Богзиса Ивановича Орловского. Этот архитектурный ансамбль досихпор поражает Совершенством форм, гармоничностью и величием.

Андреян Дмитриевич Захаров Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года

Крупнейшим архитектором начала века был Андрей Дмитриевич Захаров (1761 - 1811).

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Лучшее творение Захарова - здание Главного адмиралтейства в Петербурге, символизирующее морскую мощь России, выход ее в число мировых морских держав.

Карл Иванович Росси - Российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Изумительные архитектурные ансамбли создал в Петербурге Карл Иванович Росси (1775-1849): здание Главного штаба, Михайловский замок (ныне Русский музей), Александрийский театр с прилегающей улицей (ныне улица зодчего Росси).

Государственный Русский музей

Все это придало центру Петербурга тот стройный и монументальный вид, который сохранился до наших дней и восхищает нас красотой и законченностью.

Иван Петрович Мартос портрет работы Пьетро Росси

Знаменитым скульптором-монументалистом был Иван Петрович Мартос. Лучшим его произведением является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, символизирующий непреклонную волю народа в его борьбе с иноземными захватчиками.

Алексей Венецианов Автопортрет, 1811.

Сложный путь проделала и достигла большого совершенства русская живопись. Прославление полвита народа, идея его луховного пробуждения, обличение язв крепостнической России - таковы главные темы изобразительного искусства.

Павел Андреевич Федотов - его картина Сватовство майора

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой цели - борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

Музыка и театр

Больших успехов достигает русский драматический театр. На его сцене появляются прекрасные артисты, которые превращают театр из забавы для аристократов в школу жизни, в трибуну, с которой провозглашались идеи свободы, любви к родине и народу.

Огромную роль в борьбе за реализм в искусстве и литературе сыграли В. Г. Белинский и А. Й. Герцен. Они требовали от писателей, художников, артистов правдивого отображения жизни народа. Их самоотверженная борьба против самодержавия и крепостничества вдохновляла деятелей культуры на бескорыстное служение своему народу.

Русская культура развивалась в тяжелых условиях самодержавного и крепостнического гнета. Преждевременная смерть, тюрьма, каторга, бессрочная солдатчина вырывали из жизни лучших представителей культуры. И тем не менее русский народ выдвинул такие таланты, которые создали шедевры мирового искусства.

Культурное содружество народов России

Первая половина XIX в.- это период формирования русской, украинской, белорусской и других наций входивших в состав России. У всех народов значительного развития достигла национальная культура. Украинский народ выдвинул из своих рядов замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Творчество Шевченко неразрывно связано с передовой русской культурой. Он сложился как художник слова под влиянием замечательной поэзии Пушкина и Лермонтова, революционных взглядов Белинского и Герцена. Это придавало его поэзии огромное общественное звучание. Сблизившись с Чернышевским и Добролюбовым, Шевченко вместе с ними участвовал в революционном движении.

В Белоруссии в первой половине XIX в. начал свою деятельность основоположник белорусского литературного языка писатель В. И. Дунин - Марцинкевич.

В развитии национальных культур положительную роль играло содружество народов нашей страны, взаимодействие культур, благотворное влияние передовой русской культуры и революционной общественной мысли.

Социально-политические факторы появления классической литературы. Развитие и совершенствование литературного языка, роль "архаистов" в языковой и стилистической эволюции. Особенности классицизма и период русского романтизма в русской литературе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.09.2014
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики

АУ СПО “Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции“

на тему: “Литература в первой половине 19 века”

классический литература язык романтизм

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. ". через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителей отечественной философской мысли В.В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада. но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы.

Социально-политические факторы появления классической литературы

Все хронологические рубежи в искусстве, как известно, условны, однако есть основания для того, чтобы считать начало XIX в. -- точнее последнее десятилетие века предшествующего -- началом особого периода русской литературы. Того периода, который получил название литературы классической.

Связь двух факторов вытекала из диалектической сложности их смысла. Антинаполеоновская эпопея выдвинула Россию в число значительнейших мировых держав, если не державы самой значительной, ибо она призвана была решать судьбы многих других европейских народов.

Наконец, была и внутренняя зависимость последующего события от предыдущего. 1812 год, продемонстрировавший национальное и государственное величие России, одновременно открыл ее социальную и идеологическую отсталость: победители-солдаты возвращались под ярмо своих хозяев, а победители-офицеры, по крайней мере их лучшая часть, проникались свободолюбивыми идеями низверженной ими державы.

Идеологические и литературные факторы

Но и другие факторы -- уже собственно идеологические и литературные -- определяют существование названного рубежа.

Классицизм в русской литературе

К началу XIX в. русская литература уже пережила (но не изжила!) художественное движение общеевропейского масштаба -- классицизм. Однако не случайно, что первая фаза классического периода русской литературы совпала с оформлением и расцветом в ней другого общеевропейского движения -- сентиментализма.

Активный и пассивный романтизм

Еще в период господства романтизма, примерно на рубеже 20--30-х годов, в русской литературе зарождается реализм. На протяжении 30-х годов оба течения -- романтическое и реалистическое -- сосуществуют, взаимодействуя друг с другом; к началу же следующего десятилетия реализм решительно занимает доминирующее место, хотя и романтическая струя, отступая на задний план и уходя в подпочву, никогда полностью не пресекалась.

Присущий реализму художественный интерес к действительности может быть понят, во-первых, как система свойств и, во-вторых, как динамическое явление. Реализм преемственно был связан с романтизмом -- обстоятельство, определившее само направление эволюции. Поскольку первые реалистические произведения словно стремились оторваться от романтизма, они нередко начинали с того, что превращали его эстетическое содержание в предмет своего художественного анализа и художественной критики.

Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму. Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.

Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н. В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.

Первая половина 19 века

История

Победа в Отечественной войне 1812 года задала подъем народных настроений в России первой половины XIX века. Наравне с войной на культуру повлияли и восстания декабристов. Разгром наполеоновской армии и бунт молодой аристократии изменили характер всей русской культуры первой трети века. Идущие следом сороковые годы определились как время противоречий среди творцов и критиков, западников и славянофилов.

Особенности культурного развития

На тот момент уже более века Россия была частью европейской культуры. На пути развития, что совершенно естественно, встал романтизм. Он пришел на смену классицизму и стал предвестником критического реализма. Переход от одного к другому через романтизм произошел в 30-е годы и разделил первую половину XIX века на две части.

Россия в первой половине 19 века

В сравнении с XVIII веком изменилась роль творца в обществе. Художник вырос в самостоятельную значимую личность. Он получил право самому выбирать предметы, жанры и материалы и стал чаще писать на остросоциальные и нравственные темы.

Широкая публика придерживалась гуманистических идеалов, которые нашли отражение в скульптуре и архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Главный стиль того времени — русский ампир.

Что можно сказать кратко об особенностях культурной истории XIX века:

  • Произошел подъем после победы над Наполеоном.
  • Быстро сменялись стили и направления.
  • Стали популярными спектакли, общества по интересам, коллекционирование предметов искусства и книг.
  • Наступило пресыщение европейскими принципами.
  • Сформировалась общность литературы, архитектуры, музыки, театра и живописи.

Основными направлениями в искусстве стали сентиментализм, романтизм, классицизм и реализм. Все они были объединены идеей Личности и истинной Народности.

Литература и театр

Первая половина XIX века в культуре России названа Золотым веком в наибольшей степени благодаря литературе. На страницах журналов и книг нашли отражение самые прогрессивные народные идеи и острые проблемы. Большое внимание уделялось и историческому прошлому.

В это время был широко распространен сентиментализм. Наиболее известным его представителем стал Н. М. Карамзин. Но уже к окончанию Отечественной войны 1812 года в силу вошел романтизм. Он имел два направления:

Культура россии в первой половине 19 века

  1. Салонный — воссоздающий мифические миры и события (В. А. Жуковский).
  2. Представленный поэтами-декабристами и призывающий бороться за свободу и Родину (А. С. Пушкин).

В 30-е годы в русскую литературу врывается реализм (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Главные его принципы:

  • не прикрывать правду эстетичными ширмами;
  • объективно оценивать действительность;
  • не стесняться проблем;
  • показывать типичные для Российской империи людские характеры.

Первая половина 19 века

Для театра начало столетия значимо переходом от сентиментализма и классицизма к романтизму и реализму. Основоположником последнего на отечественных сценах стал М. С. Щепкин — актер, положивший начало русской актерской школе. С его подачи сформированы принципы режиссуры и оформления спектаклей.

Архитектура и скульптура

Архитектура первой половины XIX века в России решала градостроительные задачи. Во время войны Москва была сожжена, и теперь требовалось ее отстроить. Творцы обращались к греческой античности, но увеличивали основные элементы декора — ордеры, арки, колоннады.

Архитекторы тесно сотрудничали со скульпторами. Скульптура на фоне здания выделялась цветом: колонны и статуи белые, в то время как фон предпочтительно серо-желтый. Формы в основном были строгими, а силуэты — простыми. Произведения посвящались героям Родины и окончившейся войне.

Первая половина 19 века россии

Самым востребованным архитектором стал А. Н. Воронихин. Для него Золотой век начался с галерей и фонтанов Петергофа, Казанского собора, Горного кадетского корпуса. Этим проектам подходит одна и та же характеристика: строгие, массивные и величественные.

К сороковым годам здания создавались более тяжелыми и сложными, классицизм сменился эклектикой. Стало больше лепнины, углов, цвета, золота, форм. Одно из самых заметных строений того времени — Исаакиевский собор, над которым Огюст Монферран вместе с лучшими архитекторами, скульптурами и живописцами трудился сорок лет.

Скульптура в тот период тоже изменилась. Статуи приобрели больше деталей, выглядели как реальные люди, а не возвышенные идеалы. Из фигур уходи массивность и тяжесть.

Живописное искусство

Архитектура первой половины 19 века в россии

В России XIX века живопись, как архитектура и литература, придерживалась гуманистических мотивов. Художников интересовала личность человека, и именно человека простого. Пейзажи средней полосы перемежались с портретами крестьянских детей. Быт небогатого мужика писали мягко и почти ласково, будто восхищаясь простотой.

В технике стало модно отходить от академизма, навязанного Академией художеств. Наиболее известными представителями времени стали А. Г. Венецианов и К. П. Брюллов.

Все произошедшие тогда изменения в искусстве породили множество шедевров, которые останутся бесценными для потомков на долгие века.

Читайте также: