Лиственница доклад 1 класс
Обновлено: 17.06.2024
Цель: Формировать представления о жизнедеятельности хвойного дерева на примере лиственницы, его взаимосвязи с окружающей средой, значении для экосистемы.
1. Расширение и углубление знаний о дереве лиственнице, об образе жизни в разные времена года, о роли в экосистеме;
2. Привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней;
3. Развитие творческих способностей ребенка в продуктивной деятельности.
1. Сформированность представлений о лиственнице и знаний экологии лесов родного края.
2. Проявление осознанного, бережного отношения к природе родного края;
3. Повышение уровня развития творческих способностей (воображения, образного мышления в рисовании, аппликации и лепке).
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Срок реализации: долгосрочный (1 год).
2. Обзор литературы по вопросу исследования.
Лиственница - хвойное дерево, высотой до 50 -80 метров, сбрасывающее на зиму листву, светолюбивое и морозоустойчивое, растет повсюду в Северном полушарии нашей планеты. Лиственные леса выдерживают температуры до -60 °C, деревья хорошо растут и в горах, на высоте до двух тысяч метров над уровнем моря.
Лиственница принадлежит к быстрорастущим и долговечным породам: некоторые из них живут 700 - 900 лет. Ученые насчитывают около 20 видов этой породы.
Зимой на веточках хорошо видны маленькие бугорки - почки. Из самой верхней на конце ветки вырастает довольно длинный стебель с одиночными хвоинками. Из боковых почек появляются укороченные побеги - пучок из множества хвоинок.
Шишки на лиственнице выглядят по-разному. Мужские - овальной формы и размером с ягоду малины. Под каждой чешуйкой спрятаны по два мешочка с пыльцой. Женские шишки - цилиндрические, раза в три крупнее мужских. Под каждой толстой чешуйкой сидят по две семяпочки - зачатки будущих семян. Толстая семенная чешуйка непременно покрыта тонкой, кроющей. Когда пыльца из мужских шишек высыпается, они засыхают. К осени женские шишки разрастаются, их чешуйки деревенеют. Крылатые семена осенью выпадают из шишек, чтобы прорасти, им нужна обязательно влага и холод. Пролежавшие зимой в тепле, семена весной не дадут всходов.
Лиственница сбрасывая хвоинки экономит энергию и спасается от обморожения, ведь в суровых северных условиях невозможно противостоять жгучему морозу.
Корневая система лиственницы в обычных условиях мощная, разветвлённая, без резко выраженного стержневого корня, при сильных, заглублённых на концах боковых корнях, наличие которых обеспечивает ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается укоренение соприкасающихся с почвой ветвей. В условиях переувлажнённых почв, а также при неглубоком залегании вечной мерзлоты корневая система поверхностная. При этом деревья страдают от ветровала.
Стойкостью к гниению сибирская лиственница обязана смоле, которая буквально пропитывает ствол дерева. Предположительно, само название этого дерева переводится с латинского как 'смола'. Смола лиственницы, живица, сера - любимая жевательная смолка сибиряков, которая защищает зубы от кариеса и укрепляет десны. Издавна для лечения использовали не только смолу, но и кору дерева, настой хвои и древесину. В современной медицине из древесины производят уникальные препараты, которые применяются при заболеваниях сердца, для лечения астмы и сахарного диабета.
Лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы простояли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.
3. Методика работы:
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (информационный).
- провести мониторинг знаний о хвойных деревьях и особенностях лиственницы;
- подобрать и проанализировать литературу о лиственнице;
- посмотреть видео и документальные фильмы о лиственнице;
- развивать любознательность, познавательные интересы, мотивацию к деятельности.
2 этап – организация и реализация работы над проектом.
- расширить знания о биологии и экологии лиственницы;
- провести наблюдение и сравнение за лиственницей во дворах города и на территории дачного участка;
- обобщить знания о лиственнице и т. д. ;
- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;
- изготовить творческие работы (рисунки, поделки, аппликации, посвященные лиственнице.
3 этап – заключительный.
- организовать выставку декоративно-прикладного творчества посвященную лиственнице;
- распространить листовки о бережном отношение к лиственнице и хвойным деревьям;
1 этап – подготовительный (информационный).
Подготовительный этап начался с проведения мониторинга знаний воспитанника о хвойных деревьях. Были выявлены незначительные пробелы в знаниях о лиственнице. На основе результатов мониторинга воспитатель с ребенком стали более углубленно изучать особенности дерева лиственницы. На этом этапе Василию пришла идея изготовить книгу о особенностях лиственницы.
В ходе работы над проектом были организованы пешие прогулки по городу, где ребенок нашел и смог сравнить лиственницу в городе и на дачном участке.
Самым интересным для ребенка оказался просмотр фильмов о лиственнице и художественное творчество по изготовлению книжки, где он смог придумать игры.
Деятельность воспитателя и ребё нка:
На данном этапе были проведены следующие формы работы:
• - проведен мониторинг знаний о хвойных деревьях и особенностях лиственницы;
• - подобрали и проанализировали литературу о лиственнице;
• - посмотреть видео и документальные фильмы о лиственнице;
Деятельность ребенка и родителя:
• -начали поиск лиственницы в городе.
2 этап – организация и реализация работы над проектом
Основной этап проекта начался с изучения хвойных деревьев и более подробно о лиственнице. В течение года ребенок наблюдал за лиственницей на дачном участке.
В совместной деятельности с детьми в группе дети поиграли в игры, которые придумал ребенок с мамой, и прочли произведения о лиственнице. В книжку внесли интересный материал о лиственнице и игры. В книге разделы: медицина, строительство, мифология, поэзия, игры. В дневник наблюдений ребенок делал зарисовки лиственницы в определенные времена года и так же вклеивал фотографии с деревом.
Деятельность воспитателя и ребё нка:
• Наблюдение за лиственницей в течение года;
• Рассматривание иллюстраций и изучение лиственницы;
• Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;
• Изготовление книжки о лиственнице и листовок о сохранение лиственницы и развешивание в городе, рядом с самой лиственницей;
Деятельность ребё нка и родителей:
• Посещение библиотеки для изучения литературы о лиственнице;
• Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;
4 этап – заключительный этап проекта.
Анализ результатов и выводы.
В конце проекта был проведен мониторинг знаний по экологии. Анализ проведённого мониторинга показал, что ребенок имеет высокий уровень сформированности представлений о лиственнице. Реализация различных форм работы в ходе проекта позволила также повысить уровень развития творческих способностей ребенка, духовно-нравственных качеств.
Практическая значимость проекта :
Василий в конце работы над проектом смог выступить перед ребятами и рассказать интересные факты о лиственнице. Ребенок поделился своими эмоциями и впечатлениями, а дошкольники выразили свое отношение к лиственнице с помощью своих рисунков.
В дальнейшей работе над проектом ребенок проявил желание заботится о лиственницах на территории города, вести природоохранную деятельность, распространяя листовки, которые изготовил самостоятельно.
4. Список источников.
2. Моя первая энциклопедия. Растения / А. А. Спектор. – Москва: АСТ, 2015
3. Я познаю мир. Растения/ Л. А. Багрова. М. : АСТ: Хранитель, 2007
Введение В первом классе на одном из уроков окружающего мира мы изучали хвойные и лиственный деревья. В рабочей тетради по названию мы определяли хвойные и лиственные деревья. Меня заинтересовало такое дерево, как лиственница: я думала, что это лиственное дерево, а оказалось – хвойное. Я поставила перед собой вопрос: почему лиственница называется лиственницей?
Цель: Выяснить особенности дерева лиственницы. Задачи: Узнать по литературным источникам об особенностях лиственницы, её применении, условиях произрастания. Сравнить лиственницу с лиственными и хвойными деревьями. Провести исследование хвои лиственницы. Проанализировать результаты, сформулировать выводы.
Гипотеза Предположим, что лиственница – это лиственное дерево.
Применение Благодаря прочности и долговечности лиственничная древесина широко используется — от строительных работ до химической промышленности. Ценное лекарственное растение, обладает хорошо выраженными лечебными свойствами: антимикробным, противовирусным, успокаивающим.
Сравнение лиственницы с хвойными и лиственными деревьями План Береза Сосна Лиственница Название листа ЛИСТ ХВОЯ ХВОЯ Сброс листвы Осенью сбрасывает Не сбрасывает круглый год Осенью сбрасывает Наличие смолы Отсутствует Наличие смолы Наличие смолы Размножение Плод с семенами Шишка с семенами Шишка с семенами Применение в строительстве Для строительства не подходит В строительстве В строительстве
Вывод По сравнительной характеристике мы видим, что у лиственницы больше совпадений с хвойным деревом. С лиственным деревом одно совпадение – сброс листвы осенью. Значит лиственница – это хвойное дерево, которое сбрасывает хвою осенью.
Сравнение длины хвоинок
Количество хвоинок в пучке
Сравнение мягкости хвоинок
СОСНА ЕЛЬ ЛИСТВЕННИЦА Длина хвоинок 6-7см 1-2см 3-4см Мягкость очень жесткая жесткая мягкая Количество хвоинок в пучке 2 1 20 Изучение хвои
Вывод Узнали об условиях произрастания лиственницы по литературным источникам Изучили лечебные свойства лиственницы Определили сходство и различие лиственницы с хвойными и лиственными деревьями Провели наблюдения за хвоинками разных хвойных пород деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях.
Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс
Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила.
Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин
Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению.
Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов.
Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз.
Об участии в городском конкурсе поискового материала "дерево мудрости,дерево жизни,мы его ветви,мы его мысли".
Приказ об участии в городском смотре-конкурсе поискового материала «Дерево мудрости, дерево жизни, мы его ветви, мы его мысли».
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
О растениях России для младших школьников. Лиственница. Окружающий мир
Деревья лиственницы - настоящие лесные великаны: ствол 30-40 м в высоту, до 2 м в диаметре.
Ветки у лиственницы редкие. Листья - мягкие плоские иголки, сидят пучками или вьются спиральками. Держатся они всего год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно берёза или осина - листья. Лиственница поэтому так и называется. А весной у лиственницы вырастает новая хвоя.
Хвоя лиственницы мягкая. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки.
Лиственница очень светолюбива. Она имеет рыхлую, ажурную крону, пропускающую много света. Как и другие светолюбивые деревья, лиственница быстро растёт в молодости.
Весной на её изумрудных ветвях будто загораются красные, зелёные и жёлтые огоньки - женские шишки и мужские колоски. После опыления шишки темнеют, становятся похожими на сушёные грибы, развешанные на ветках белками.
Лиственница неприхотлива, растёт на разных почвах. Может расти и далеко на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Ни сосна, ни ель не выносят мёрзлой почвы.
В конце лета или ранней осенью лиственница предстаёт в праздничном, золотисто-оранжевом наряде. Кажется, что суровая сибирская тайга озарена нежным золотистым сиянием.
Ударят первые крепкие заморозки, и золотистая хвоя начинает тихо струиться с деревьев. Всего за несколько дней теряют лиственницы свой величественный убор, да так и остаются на всю зиму оголёнными. Правда, лиственница не из робкого десятка: она спокойно встречает снежные вьюги, щедро разбрасывая свои крылатые семена как раз зимой. Немало припасла она их в многочисленных коричневатых шишечках.
Древесина лиственницы тяжёлая, смолистая, крепкая. Брёвна долго сохраняются в воде, не загнивая, благодаря чему используются для различных подводных сооружений (свай мостов, причалов, плотин т. д.). Хороша древесина также для рудничных стоек, шпал. Её применяют при постройке кораблей.
Лиственница хвойное дерево относится к семейству сосновых. Её ближайшие родственники — ель и сосна. Этот вид деревьев довольно популярен и растут они преимущественно в северной части России. Возраст лиственницы составляет 300-400 лет. хотя встречаются отдельные экземпляры, возраст которых превысит 800 лет. Из собственного опыта можно сказать, что дерево очень статное и величественное. Рядом со взрослой лиственницей ощущаешь себя маленьким и хрупким.
Лиственница очень быстро растёт, в год вытягивается на 50-100 см. После 20-летнего возраста рост замедляется. Если для произрастания лиственницы будут сложены благоприятные условия, то дерево вырастает до 50 метров в высоту. Ствол такого огромного дерева достигает в диаметре одного метра. Стволы ровные, как колонны. У молодых деревьев форма кроны напоминает конус. У взрослых деревьев крона более рыхлая, она вся просвечивается, чтобы лучи солнца могли свободно проникать сквозь нее.
Лиственница — однодомное растение, на одном дереве растут женские шишки до 5 см в длину и мужские колоски. В природе размножается семенами, которые к осени созревают в шишках. Плодоносит лиственница шишками красноватого цвета. Внутри каждой шишки вызревают семена, причем всхожесть их чрезвычайно низкая. Обильное плодоношение повторяется каждые 7 лет. Семена вызревают очень долго.
Лиственница спокойно переносит низкие температуры, в условиях крайнего севера дерево выдерживает температуру до -60 градусов. А вот сильный ветер дерево может не перенести. Поскольку у дерева поверхностная корневая система, то ветроломы могут быть губительны для лиственницы. Стойкое к болезням и вредителям. Но для хорошего роста лиственнице нужен солнечный свет. В затенённых местах она чахнет.
Две уникальные особенности лиственницы:
- Несмотря на то, что она относится к хвойным деревьям, на зиму сбрасывает свои иголки, которые перед этим желтеют как обычная листва. А весной лиственница снова покрывается молодой ярко-зелёной хвоей.
- Иголки у лиственницы не колючие, а мягкие, приятные на ощупь.
Всего известно 20 видов этого дерева, самая распространенная — лиственница сибирская. Лиственные леса широко распространены по всему земному шару. Произрастает в умеренных широтах.
Древесина лиственницы обладает такими уникальными свойствами:
- не гниёт в воде;
- не повреждается насекомыми;
- отличается очень высокой прочностью и упругостью;
- отличается высоким содержание смолы.
Хвоя лиственницы широко используется в медицине. Она обладает бактерицидными и противовоспалительными свойствами, богата витамином С.
Читайте также: