Доклад на тему работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни

Обновлено: 25.06.2024

Консультация на тему:

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков, слов и т.д.) и в отношении богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях. Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему отношение взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребёнком, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на его обращение.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи детей. Задачи разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами , движения и т.д, а так же в повседневной жизни (режимные моменты, самостоятельная игра). Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. В процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей повторять за ним.

В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.

Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять.

При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому в ходе занятий надо ставить больше вопросов.

Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания (потешка , стихотворение) и подсказывания нужного слова ( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого- нибудь слова, воспитатель во время помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет речевая активность детей и вне занятий: на прогулке, в утренние и вечерние часы. Воспитатель организует игры с детьми, проводит упражнения, чтобы закрепить речевые умения и навыки, полученные на занятиях, и углубить интерес к родному языку.

С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, необходимо проводить дополнительную работу: с небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Дети, имеющие серьезные нарушения звукопроизношения, направляются на консультацию к логопеду или переводятся в логопедические группы. Вне занятий ведется работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания, уделяется внимание дальнейшему развитию словаря детей группы, создаются условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовываются речевые общения между сверстниками во время игры. Для усвоения детьми лексики необходимо создавать речевые ситуации, которые помогали бы им упражняться в употреблении определенных слов.

С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, проводятся игры с грамматическим содержанием. Воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки.

Для развития связной речи старших дошкольников необходимо организовывать с ними различные разговоры и беседы. Например, в понедельник с утра с детьми беседуют о прошедшем выходном дне (где и с кем были, что видели, интересно ли было и т. п.).

Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. При этом необходимо следить за правильным построением предложений. Если рассказ получится содержательным, воспитатель записывает его, чтобы потом прочитать всем детям. Вне занятий проводятся записи детских рассказов в альбом; по сюжету своего рассказа ребенок может поместить в этом же альбоме рисунок. Для альбома можно придумать название.

Необходимо активнее использовать все возможности в повседневной жизни для закрепления речевых умений и навыков, полученных на занятиях. Постоянное внимание к речи детей должно уделяться и на других занятиях — при проведении бесед на этические темы, формировании элементарных математических представлений и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми.

Доклад из опыта работы:

«Развитие речи детей в повседневной жизни

Воспитатель: Городнова И.А.

2018год

1. Этапы речевого развития ………………………………….3-5

2. Функции детской речи………………………………..…. 5-6

3. Психологические механизмы развития речи………………6

4. Организация работы по развитию речи детей в

Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми.

Этапы речевого развития.

В возрасте от 1 года до 3-х лет различается 3 этапа речевого развития детей.
Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.
Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.
Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.
Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.
Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией.

Функции детской речи.

Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией.
В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений.

Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.
В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи.
В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.
Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

Психологические механизмы развития речи.

Как формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка:
- подражание,
- образование условнорефлекторных ассоциаций,
- постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.
Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста.

По-видимому, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

В процессе речевого общения с детьми я так же использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой. ), связанных с конкретными зрительными представлениями;

помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый. );

способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

являются образцами поведения детей;

• выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Я стремлюсь развивать детскую речевую активность, тактично исправляю ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказываю слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляю ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Каждый воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт мне возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми я разговариваю о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, я даю указания к работе и обязательно слежу за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).

Во время сервировки столов помощником воспитателя я привлекаю внимание детей к посуде, рассказываю о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляю названия, демонстрирую форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. Очень полезен такой приём: я поручаю кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, книги и рассказать о правилах обращения ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры я всегда сопровождаю речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому я стараюсь вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игры на обогащение словаря ребёнка:

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

Игра на обогащение словаря ребёнка

Подвижные игры

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, я считаю, что мы, взрослые, не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях всегда на первом месте. Я веду большую работу по речевому развитию дошкольников. Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Для этого была разработана комплексная модель, которая включает в себя поэтапный, системный алгоритм сочетания форм, методов и приемов совместной образовательной деятельности в группе.
В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:
• Ритуалы утреннего приветствия, которые знакомят детей с разнообразными формами приветствия, создают эмоционально-положительный настрой на весь день.
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Беседы. Принимая в них участие, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
• Словесные игры и упражнения.
• Речевые тренинги и упражнения.
На прогулке деятельностью, направленной на практическое речевое общение, формирование коммуникативных навыков являются:
• Минутки любования красотой природы.
• Наблюдения в природе.
• Художественное слово (используется при наблюдениях).
• Ситуативные разговоры.
• Речевые проблемные ситуации.
• Речевые коммуникативные игры.

• Игры с речевым сопровождением.
Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.
Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:
• Индивидуальная работа по развитию речи.
• Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
• Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
• Речевые тренинги.
• Развлечения.
• Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
• Решение проблемных ситуаций.
• Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;
Практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, припевки, потешки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости .
В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

- помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой. ), связанных с конкретными зрительными представлениями;

- помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый. );

- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Читайте также: