Ликвидация политической партии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, наций и народностей. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власть имущим. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний: при выборе главы государства, парламентских выборов.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие политической партии. Требования, предъявляемые к политическим партиям.
2. Создание и государственная регистрация политических партий.
3. Приостановление деятельности политических партий.
4. Ликвидация политических партий.
Заключение.
Список использованной литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Конституционное право.doc

Вместе с тем, не запрещается включение в уставы и программы п. п. положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность п. п., направленная на защиту социальной справедливости. Эти действия не относятся к разжиганию социальной розни.

Запрещается создание структурных подразделений п. п.:

 в органах государственной власти;

 в органах местного самоуправления;

 в Вооруженных Силах РФ;

 в правоохранительных и иных государственных органах;

 в государственных и негосударственных организациях;

Не допускается в целях предотвращения угрозы национальной безопасности создание и деятельность на территории РФ п. п. иностранных государств и их структурных подразделений.

Эти ограничения вытекают из положений Конституции РФ, п.3 ст.55, которые предусматривают возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 Конституции РФ закрепляет, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным Конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в её отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном Федеральным Конституционным законом.

2. Создание и государственная регистрация политических партий.

1) на учредительном съезде п. п., для подготовки, созыва и проведения которого гражданами РФ, имеющими право быть членами п. п., образуется организационный комитет (далее орг.ком.).

О намерении создать п. п. орг.ком. уведомляет в письменной форме Федеральную регистрационную службу. При этом он указывает ее предполагаемое наименование.

Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

1) сведения не менее чем о десяти членах орг. Ком., а именно (ФИО, даты рождения, гражданство, контактные телефоны)

2) протокол собрания орг. ком., в котором должны быть указаны следующие сведения:

 цель его создания;

 срок полномочий, который не может быть более одного года;

 порядок использования денежных средств и иного имущества орг. ком.;

 о члене орг. ком., уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств орг. ком. и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (ФИО, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

Федеральная регистрационная служба (ФРС) или территориальный орган Федеральной налоговой службы в день получения уведомления и прилагаемых к нему документов выдает уполномоченному лицу орг. ком. документ, подтверждающий их представление. В течение одного месяца со дня получения такого документа орг. ком. публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения:

 о намерении создать п. п.

 о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.

Необходимо отметить, что срок деятельности орг. ком., образованных для подготовки, созыва и проведения учредительных съездов п. п. до вступления в силу ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", был продлен на шесть месяцев.

П. п. считается созданной со дня принятия учредительным съездом следующих решений:

 об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ;

 о принятии устава п. п.;

 о принятии ее программы;

 о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов п. п.

При этом делегаты учредительного съезда п. п. являются её учредителями .

Со дня создания п. п. осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную:

 с формированием региональных отделений п. п.;

 с получением п. п. свидетельства о государственной регистрации.

Но в полном объеме осуществлять свою деятельность п. п. и ее региональные отделения, в том числе как юридические лица, могут только с момента государственной регистрации.

2) путем преобразования в п. п. общероссийской общественной организации (далее о.о.о.) или общероссийского общественного движения (далее о.о.д.) на съезде о. о. о. или о. о. д.

В случае преобразования о. о. о. или о. о. д. в п. п. съезд о. о. о. или о. о. д. принимает следующие решения:

 о преобразовании о. о. о. или о. о. д. в п. п.;

 о преобразовании их региональных подразделений в субъектах РФ в региональные отделения п. п.;

 о принятии устава п. п.;

 о принятии ее программы;

 о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов п. п.

Также устанавливаются требования об обязательном опубликовании в "Российской газете" либо иных общероссийских периодических печатных изданиях сведений о месте и дате проведения учредительного съезда п. п. либо съезда о. о. о. или о. о. д., созываемого для их преобразования в п. п. не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда п. п. либо съезда о. о. о. или о. о. д., созываемого для их преобразования в п. п. При этом "Российская газета" публикует указанные сведения на безвозмездной основе в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Для того чтобы учредительный съезд считался правомочным, в его работе должны принять участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ (не менее трёх делегатов от каждого субъекта) и преимущественно проживающие в этих субъектах РФ. Решения учредительного съезда о создании п. п. составляются в письменной форме, подписываются уполномоченным лицом п. п. и предоставляются вместе с заявлением для государственной регистрации п. п.

Также устанавливается специальный порядок регистрации п. п. и ее регионального отделения (общий порядок регистрации юридических лиц регламентируется ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии законом (ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

П. п. и ее региональные отделения могут осуществлять свою деятельность, в т.ч. в качестве юридического лица, только после государственной регистрации. Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

П. п. или ее региональному отделению выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о п. п. или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации п. п., ее регионального отделения.

Формы свидетельств о государственной регистрации п. п. и ее регионального отделения утверждены Приказом Минюста РФ от 12 июля 2002 г. № 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица" см. Приложение №1.

Решение о государственной регистрации п. п. принимается федеральным уполномоченным органом. Им является Федеральная регистрационная служба (ФРС) (Росрегистрация). Положение о Федеральной ФРС утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", согласно которому ФРС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и п. п., а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации п. п. и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных ФЗ сведений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган) - Федеральной налоговой службой (ФНС России). Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и т.д. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе").

При этом внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации п. п. и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных законами сведений производится на основании принимаемого ФРС и ее территориального органа решения.

Федеральный либо территориальный орган юстиции после принятия решения о государственной регистрации юридического лица представляет в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, необходимых для регистрации, для внесения записи в государственный реестр с сопроводительным письмом.

Территориальный регистрирующий орган:

 при представлении необходимых для государственной регистрации юридического лица документов выдает федеральному или территориальному органу юстиции уведомление о получении документов с приложением описи;

 в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов из федерального или территориального органа юстиции, принявшего решение о государственной регистрации юридического лица, вносит в государственный реестр соответствующую запись;

 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации, для выдачи заявителю с сопроводительным письмом;

 после внесения записи в государственный реестр направляет в ФНС России по месту нахождения юридического лица один экземпляр регистрационного дела для постановки на учет в налоговом органе.

Также устанавливается срок, в течение которого необходимо представить в ФРС документы, необходимые для государственной регистрации п. п., - не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения:

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



2. Понятие политической партии……………………………………………….3

3. Признаки политической партии. Порядок создания политической

4. Приостановление деятельности политических партий…………………. 14

5. Ликвидация политической партии………………………………….……….16

7. Список использованной литературы…………………………….….……. 22
Введение.
Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а так же политики в целом.

В исторической литературе укоренилось мнение о том, что партии родились с установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни-управления государственной власти посредством выборов.

В своей курсовой работе я попытаюсь дать некоторые характеристики, присущие политическим партиям.

Рассматриваемая тема, на мой взгляд, очень важна, потому что каждый гражданин должен ясно представлять роль партий в политическом процессе, поскольку в противном случае он не сможет сделать для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к государственной он занимает и о том, что бы он желал в ней применить.


1.
Понятие политической партии
В демократическом государстве политическая система функционирует на началах политического плюрализма, многообразия интересов и мнений людей, предполагающих неодинаковость действий разных политических сил, их соперничество, политическую борьбу, в частности во время избирательных компаний, естественно, только в естественных форма и пределах.

В российском обществе после ухода с политической сцены тоталитарного режима в условиях демократизации происходит становление политического плюрализма, многопартийности. Создаются и действуют партии, различные и общественные объединения. В парламенте страны работают фракции, образованные по партийному признаку.

Политические партии являются неотъемлемой частью политический системы современного демократического общества. Не являясь непосредственным носителем государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функцию посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни.

Партия- это политическая, общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществление власти, это самое распространенное определение, но кроме него существует множество подходов к определению к сущности политических партий.

· С точки зрения права партия означает необходимость выполнение конкретных государственных и общественных задач.

· С т очки зрения идеологической доктрины:

партии – группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины, или разделяющие сходные политические взгляды (Б. Констан).

· Трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов. (Марксизм).

· Институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства. (М. Дюверже)

· Теория плюрализма, раскрывающая сущность политических партий при помощи исследования действий и взаимодействий партий и общественных объединений в процессе формирования представительной власти. А так же в принятии политических решений.

Кроме указанных подходов существует и ряд других: партия – носитель идеологии; партия – длительное объединение людей; цель партии – завоевание и осуществление власти; партия старается заручиться поддержкой народа.

«Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, а так же в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоправления.
2. Признаки политической партии. Порядок создания политической партии.
Политические партии имеют ряд признаков отличающих их от других организаций, участвующих в политической жизни общества. Выделяют четыре основных критерия, по которым можно идентифицировать партию. Один из них – долговечность организации, т.е. способность партии действовать в течение длительного периода. Этим партия отличается от различных фракций, которые как правило, исчезают с уходом их организаторов.

Другой критерий – наличие стабильных местных организации, тесно связанных с национальным руководством. Это означает, что партия является широкой, сложной иерархичной организацией. Отличающейся например от парламентской группы, существующей только на национальном уровне и не располагающей развитой и постоянной системой связей с организацией местного уровня.

Свобода образования и деятельности политических партий в Росси конституционно признанна. Однако, возникает вопрос, является ли эта свобода абсолютной или она может быть в о или иной мере ограничена. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партий существуют две противоположные точки зрения.

Сторонники радикального либерализма считают, что эта свобода должна быть абсолютной, ибо любое ограничение означает отрицание демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий как неотъемлемый признак демократического правового государства, вместе с тем отстаиваю право этого государства защищать демократический конституционный строй.

Установленные законом требования, предъявляемые к политическим партиям, менялись поправками: теперь для регистрации необходимо наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; общая численность членов политической партии – не менее 50000 граждан Российской Федерации, руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

В соответствии с законом политическая партия может быть создана на учредительном собрании политической партии, либо путем образования в политическую партию общероссийской общественной организации общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В силу объединения в политическую партию образование организационного комитета необязательно. Согласно закону, членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. Не в праве быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а так же лица, признанные судом недееспособными. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Политические партии и их региональные подразделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем через шесть месяцев после регистрации со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется.

а) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа политической партии с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства каждого;

б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами, программа политической партии;

в) заверенные уполномоченными лицами копиирешений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, об утверждении ее устава и принятии программы, о создании региональных отделений, о формировании ее руководящих органов;

г) протокол учредительного съезда политической партии;

д) документ об уплате регистрационного сбора;

е) документ о предоставлении юридического адреса политической партии;

з) копии протоколов собраний (конференций) региональных отделений политических партий, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации, с указанием в них данных о численности членов политической партии в региональном отделении, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также местонахождения руководящих органов региональных отделений.

а) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, или иного органа, ответственного за преобразование в политическую партию, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства каждого;

б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами, программа политической партии;

в) заверенные уполномоченными лицами копиирешений съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения о преобразовании в политическую партию, об утверждении ее устава и принятии программы, о преобразовании территориальных отделений в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих органов;

г) протокол съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию;

д) документ об уплате регистрационного сбора;

е) документ о предоставлении юридического адреса политической партии;

з) копии протоколов собраний (конференций) территориальных отделений общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации, с решениями об их преобразовании в региональные отделения политической партии, указанием данных о численности в них членов политической партии, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также с указанием местонахождения руководящих органов региональных отделений;

и) передаточный акт общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения и нотариально удостоверенные копии передаточных актов его (ее) структурных подразделений, составленные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Политические партии подлежат регистрации в обязательном порядке. Сведения о создании и о реорганизации, ликвидации политических партий вносят соответствующим уполномоченным органом в единый государственный реестр юридических лиц. Отказать в регистрации можно только по основаниям, указанным в законе.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий осуществляет федеральный уполномоченный орган (Росрегистрация), подведомственный Минюсту России.

3.
Приостановление деятельности политических партий.
Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.

Важным положением является то, что со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.

Решение о приостановлении деятельности политической партии до рассмотрения судом заявления органов прокуратуры о его ликвидации или запрете может быть обжаловано в суд.

Существует ряд последствий приостановления деятельности политической партии, запрещается: пользование средствами массовой информации; организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия; принимать участие в выборах и референдумах; использовать банковские вклады (за исключением некоторых операций, например уплата налогов и штрафов). Но основным последствием является ликвидация политической партии.
4.Ликвидация политической партии.
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

- цели или действия партии направлены на осуществление экстремистской деятельности.

- включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

- не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

- структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку.

- не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

- создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

2) при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии;

3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;

4) отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии.

5) отсутствие числа членов политической партии равного пятидесяти тысячам.

6) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Кроме того, политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии.

Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению съезда политической партии, а в случае, предусмотренном ее уставом, также и по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии.

Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотреннымФедеральным законом " О противодействии экстремистской деятельности" . Статья 9 данного закона определяет, что в случае осуществления общественным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы. По этим же основаниям общественное объединение может быть ликвидировано также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.
Заключение.
В своей курсовой работе я попыталась показать феномен политических партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах. Партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

На мой взгляд, партии всегда должны побуждать к движению вперед. Всем им необходимо хорошо определять и разграничивать интересы той или иной социальной группы, которую они представляют. Кроме того, партии обязаны четко видеть формы и методы движения к осуществлению этих интересов, так как в противном случае их деятельность окажется чисто декларативной и не принесет должных результатов.

Политическим партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.

Так же я хотела бы подчеркнуть и то обстоятельство, что политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность их является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем зрелее и прочнее будет гражданское общество.
Список использованной литературы.
1. Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. Политические партии и движения России. - Л., Пресс Лтд., 1996.

2. М.Б. Баглай Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма.

3. Гаджиева, К.С. Введение в политологию [текст]/К.С. Гаджиева. - М.: Просвещение, 1994.-420с.

5. О.Е. Кутафин.теория государства и права.2007 г.

Долгих Федор Игоревич, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета "Синергия", кандидат исторических наук, доцент.

В статье рассматриваются основания и порядок ликвидации политических партий в Российской Федерации. Основное внимание уделено принудительной ликвидации политических партий. Статья основана на анализе судебной практики Верховного Суда РФ, а также решений Европейского суда по правам человека.

Ключевые слова: политические партии, ликвидация политических партий, региональные отделения политических партий, федеральный уполномоченный орган, Верховный Суд РФ.

Liquidation of political parties

The article covers the grounds and procedure for liquidation of political parties in the Russian Federation. The main attention is devoted to the forced liquidation of political parties. The article is based on the analysis of the judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation, as well as the analysis of the decisions of the European court of human rights.

Key words: political parties, the liquidation of political parties, the regional offices of political parties, the Federal authorized body, the Supreme Court of the Russian Federation.

В Законе определены два основания ликвидации политической партии - по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо по решению Верховного Суда РФ . Исходя из этого, ликвидацию политической партии в зависимости от субъекта инициирования обычно делят на два вида: добровольную ликвидацию по решению уполномоченного органа партии и принудительную - по решению суда.

П. 1 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Решение о добровольной ликвидации политической партии принимается на съезде партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений, образованных не менее чем в половине субъектов РФ, с учетом требований, установленных уставом политической партии. Так, уставы политических партий "Единой России", "Яблока", "Справедливой России", ЛДПР предусматривают, что принятие решения о ликвидации партии принимается двумя третями голосов присутствующих на съезде делегатов . В уставе партии "Яблоко" также предусмотрено, что данное решение принимается открытым голосованием, а ликвидация партии производится образуемой по решению съезда ликвидационной комиссией .

Ст. 21.2 Устава политической партии "Единая Россия"; ст. 22.4 Устава политической партии "Яблоко"; п. 1 ст. 75 Устава политической партии "Справедливая Россия"; п. 1 ст. 76 Устава политической партии "Либерально-демократическая партия России".
Ст. 22.4 - 22.5 Устава политической партии "Яблоко".

Принудительная ликвидация политической партии является мерой конституционно-правовой ответственности и носит штрафной характер . В то же время действующее российское законодательство сконструировано таким образом, что конституционный статус политической партии неотделим от ее общего правового статуса, и вследствие этого "в результате применения указанной санкции под удар ставится весь правовой статус политической партии, включающий статус избирательного объединения, статус парламентской политической партии, статус юридического лица" .

Хертуев Р.Ю. Принудительная ликвидация как мера конституционно-правовой ответственности политических партий // Академический юридический журнал. 2010. N 3. С. 61 - 62, 64.
Хертуев Р.Ю. Принудительная ликвидация как мера конституционно-правовой ответственности политических партий // Академический юридический журнал. 2010. N 3. С. 64.

Ликвидация политической партии осуществляется решением Верховного Суда РФ по следующим основаниям:

  1. невыполнения требований п. 4 и 5 ст. 9 Закона о политических партиях, т.е. в случаях:
  • создания структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
  • деятельности партии и ее структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;
  • вмешательства в учебный процесс образовательных учреждений;
  1. в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности";
  2. неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
  3. неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О политических партиях";
  4. неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
  5. несоответствия количества региональных отделений требованиям пп. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях";
  6. отсутствия необходимого числа членов политической партии .

Подобное же решение было принято и в отношении политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов", которая, как было установлено судом, имела численность 46 218 членов и региональные отделения с числом более 500 человек в 40 субъектах РФ , политической партии "Партия возрождения России" - 45 329 членов и региональные отделения с числом более 500 человек в 37 субъектах РФ , политической партии "Социал-демократическая партия России", которая имела региональные отделения с числом более 500 человек в 42 субъектах РФ - при том, что отсутствия необходимого числа членов политической партии выявлено не было . Такое же решение было вынесено и в отношении политической партии "Республиканская партия России", располагавшей 37 региональными отделениями, в которых состояло не менее 500 членов, вместо 45, и имевшей общую численность 43 942 члена . Всего же только за 2007 г. Верховным Судом РФ были ликвидированы 12 политических партий .

Как видно, судебная практика пошла по пути ликвидации политических партий, имевших даже сравнительно небольшие отклонения от установленных законом требований к численности членов политических партий, и в особенности численности региональных отделений. В то же время целесообразность и справедливость применения подобных мер является весьма спорной. По мнению А.М. Моисеева, несоблюдение требований, предъявляемых к численности политической партии, а также к численности ее региональных отделений, не должно являться самостоятельным основанием для ликвидации партии. Так как несоблюдение данных требований не нарушает конституционные положения и не создает прямой угрозы основам конституционного строя. Поэтому указанные нарушения следует относить к устранимым и рассматривать их лишь в качестве основания для приостановления деятельности политической партии .

Моисеев А.М. Конституционное право граждан на объединение в политические партии и судебная практика его защиты: Автореф. дис. . к.ю.н. М., 2008. С. 8.

О.В. Брежнев видит ряд проблем, обусловленных несовершенством положений федеральных законов, регулирующих судебный контроль за законностью в деятельности общественных объединений, и неоднозначностью практики применения данных законов . Прежде всего это связано с отсутствием "формальной определенности ряда норм, регламентирующих, в частности, основания ликвидации или запрета деятельности общественных объединений" . А.А. Кондрашев указывает на то, что "пока не существует какой-либо объективной методики выявления реальной численности членов партии или членов региональных отделений, тем более что законодательно такая методика не определена" .

Брежнев О.В. Институт судебного контроля за законностью в деятельности общественных объединений в России: проблемы и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 10.
Там же.
Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11. С. 18.

В настоящее время Законом установлено требование наличия региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ , при этом требований к минимальной численности членов регионального отделения не установлено. Она может регулироваться лишь уставом политической партии.

Пп. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

В то же время на практике это может привести к тому, что судом может быть поставлено под сомнение фактическое наличие в том или ином субъекте регионального отделения политической партии.

Согласно Закону о политических партиях, под региональным отделением политической партии "понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации" . Статьи 24 и 25 данного Закона подразумевают наличие в региональных отделениях высших коллегиальных, постоянно действующих руководящих органов, а также контрольно-ревизионных органов, причем высшим руководящим органом регионального отделения может быть либо конференция, либо общее собрание, что также подразумевает коллегиальный характер данного органа. А п. 5 ст. 25 названного Закона указывает на то, что при решении вопросов, связанных с участием в выборах депутатов Государственной Думы, кандидатуры граждан, не являющихся членами данной или иной политической партии, обратившихся в региональное отделение с предложением о включении их в федеральный список кандидатов и поддержанных не менее чем 10 членами партии, состоящими в данном региональном отделении, подлежат обязательному рассмотрению на конференции или общем собрании регионального отделения. Таким образом, можно сделать вывод, что численность регионального отделения не может быть менее 10 человек. В противном случае это бы вело к нарушению Закона и ограничивало возможность граждан реализовать пассивное избирательное право.

П. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным уполномоченным органом .

П. 4 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Политическая партия, представленная в Государственной Думе, не может быть ликвидирована из-за отсутствия необходимого количества региональных отделений (партия должна их иметь не менее чем в половине субъектов РФ), а также из-за отсутствия минимально необходимой численности партии в 500 членов, в течение пяти лет со дня голосования на соответствующих выборах.

Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, связанных с осуществлением экстремистской деятельности .

П. 6 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных Законом о политических партиях.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией, представляются в федеральный уполномоченный орган .

П. 7 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Федеральный уполномоченный орган после принятия решения о государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом, и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией определяется Правительством РФ.

Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Решение суда о ликвидации политической партии может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Федеральным законом . Порядок и основания обжалования решений суда определены Гражданским процессуальным кодексом РФ.

П. 1 ст. 43 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

В связи с тем что РФ ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в случае, если исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, физические и юридические лица имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека.

После того как Верховный Суд РФ в марте 2007 г. принял решение о ликвидации политической партии "Республиканская партия России", представители данной партии обратились с жалобой на подобное решение в Европейский суд по правам человека. В апреле 2011 г. Европейский суд по правам человека принял решение по данному делу. Европейский суд по правам человека, проанализировав российское законодательство, в том числе регулирующее деятельность политических партий, прецедентную практику Конституционного Суда РФ, международные материалы - главным образом Руководящие принципы Венецианской комиссии, а также нормы права ряда государств, пришел к выводу, что имело место нарушение ст. 11 "Свобода собраний и объединений" Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части отказа властей РФ внести изменения в Единый государственный реестр и ликвидации партии-заявителя . Европейский суд по правам человека своим решением установил, что применение такой радикальной меры, как ликвидация по формальным основаниям, к давно учрежденной и законопослушной партии нельзя считать необходимой в демократическом обществе. И ликвидация данной партии вследствие невыполнения требований к минимальному количеству членов партии и региональному представительству была несоразмерной преследуемым законным целям .

Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Решение ЕСПЧ по делу "Республиканская партия России против России", или Утраченные иллюзии // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 2.
Republican party of Russia v. Russia, No 12976/07.

В декабре 2011 г. Республиканская партия России обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением об отмене принятого в 2007 г. решения о ликвидации партии в связи с состоявшимся решением Европейского суда по правам человека. В январе 2012 г. Верховный Суд РФ удовлетворил заявление политической партии, отменив свое предыдущее решение о ликвидации данной партии, и назначил новое рассмотрение дела - в связи с тем, что Министерство юстиции РФ отказалось от требования о ликвидации названной политической партии и само попросило прекратить производство по делу. В итоге Верховный Суд РФ принял данный отказ, производство по делу прекратил, произвел поворот исполнения своего решения от 2007 г., обязав Министерство юстиции РФ восстановить государственную регистрацию Республиканской партии России .

Определение Верховного Суда РФ. Дело N АКПИ12-588 от 19.04.2012.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- обязательно иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов партии, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии; в остальных субъектах если создаются региональные отделения, то при условии, что численность каждого из них не может составлять менее 250 членов партии;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Одно из ключевых положений Закона: в России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, в иных случаях Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта РФ. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, предусмотренных уставом.

Закон говорит о том, что цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе (одновременно можно сказать, что эти документы обязательны для каждой партии). Однако тем не менее основные цели партии названы в самом Законе: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на всех видах выборов органов государственной власти, выборных должностных лиц местного самоуправления, представительных органов муниципальных образований, участие в выборах, а также в работе соответствующих органов и должностных лиц.

Для политических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность, что и для общественных объединений в целом. К этому добавляются и некоторые специальные ограничения: не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (под такими признаками в Законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии); политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускаются создание структурных подразделений политических партий и любая деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений.

Закон о партиях повторяет положения о недопустимости взаимного вмешательства органов государственной власти, их должностных лиц и политических партий в деятельность друг друга. Возможны их сотрудничество и согласованная деятельность по вопросам, затрагивающим интересы партий. Но не допускается использование должностными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения на государственных или муниципальных должностях в интересах политической партии. Причем такие лица, за исключением депутатов любых уровней, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Закон не требует, чтобы указанные выше лица выходили из партий или приостанавливали в них членство. Специально и в мягкой форме Закон говорит о Президенте РФ: он вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Правда для депутата Государственной Думы в 2005 г. было установлено: подача им заявления о выходе из партийной фракции влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Политическая партия создается без разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде.

Партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений: о создании политической партии; об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; о принятии устава; о принятии программы; о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Учредительный съезд партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно проживающие в этих субъектах.

Со дня создания партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений партии и получением ею свидетельства о государственной регистрации.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента регистрации. Государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой, региональные отделения партий регистрируются органами указанной службы в соответствующих субъектах РФ.

Документы на регистрацию партии представляются не позднее через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда партии. А регистрация региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации партии.

Свое решение о регистрации партии или ее отделения регистрирующий орган вместе с соответствующими документами направляет в орган, ведущий единый государственный реестр юридических лиц – Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах. Эти органы не позднее пяти рабочих дней вносят в реестр запись о партии или ее региональном отделении и не позднее дня, следующего за этим сроком, сообщают о внесении записи в регистрирующий орган. Этот орган не позднее трех дней со дня получения информации выдает уполномоченному лицу партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения записи о партии или ее региональном отделении в государственный реестр юридических лиц. Причем Федеральный закон о политических партиях специально определяет, что в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации (п. 5 ст. 15). Отказ в регистрации партии или ее регионального отделения может быть обжалован в суд.

Закон оговаривает, что информация о членах политической партии, представляемая для сведения в регистрирующие органы, относится к информации с ограниченным доступом. Ее разглашение без согласия соответствующих членов партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством.

Закон довольно подробно регулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации и деятельности партий. Он не только обязывает любую партию иметь устав, но и указывает основные позиции, которые надо в нем отразить. Закон также говорит, что партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

Кроме того, членство в партии является не только добровольным, но и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.

Закон определяет, что у членов партии есть равные возможности участвовать в ее организации и деятельности. Вместе с тем он предусматривает, что гражданин РФ может быть членом лишь одной политической партии, состоять только в одном региональном отделении данной партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Запрещается требовать от граждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового. Членство в партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения прав и свобод гражданина, а также быть условием предоставления ему каких либо преимуществ. Члены партии не связаны ее решениями при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах партии, ее региональных отделениях или иных структурных подразделениях.

Закон 2001 г. регулирует вопросы контроля в отношении партий, приостановления деятельности и ликвидации политических партий.

В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий в их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и программы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.

Особая ситуация возникает в случае нарушения партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Закона о партиях и иных федеральных законов. В этом случае на основании ст. 39 Закона федеральный регистрирующий орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. Если в установленный срок эти нарушения не были устранены в предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Федеральной регистрационной службы.

Региональному отделению или иному структурному подразделению политической партий предупреждение выносит территориальный орган службы в соответствующем субъекте РФ, устанавливая срок для устранения выявленных нарушений, составляющий не менее одного месяца. Возможно приостановление деятельности этих структур на срок до шести месяцев решением суда общей юрисдикции субъекта РФ на основании территориального органа.

Закон не допускает приостановления деятельности политической партий со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, за исключением случаев, когда это связано с экстремистской деятельностью партии, а также если партия нарушает территориальный признак деятельности или правило о невмешательстве в деятельность государственных и иных органов и учреждений (т.е. пункты 1, 4, 5 ст. 9 Закона 2001 г.). При тех же условиях не допускается приостановление деятельности регионального отделения политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов.

Если партия добилась успеха на выборах в Государственную Думу, и ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов, деятельность партии не может быть приостановлена по основаниям, связанным с отсутствием региональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектов РФ или отсутствием необходимого числа членов партии, в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах.

Федеральный закон предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае, если партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности соответственно партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда РФ. Партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случаях (п. 3 ст. 41):

а) невыполнения требований соответственно ч.5 ст. 13 Конституции РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона о политических партиях (осуществление экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделений партии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность в государственных и иных органах и учреждениях);

б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;

в) неучастия партии в выборах в формах, которые были указаны выше;

ю) отсутствия региональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектов РФ;

л) отсутствия необходимого числа членов партии.

Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд РФ Федеральной регистрационной службой.

Не допускается ликвидация партии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.

Региональное отделение в иное структурное подразделение партии могут быть ликвидированы по решению органа партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации партии. Основания для ликвидации по решению суда аналогичны перечисленным выше; заявление подается в суд общей юрисдикции субъекта РФ Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом.

А в указанном Законе названы более широкие основания ликвидации общественных объединений — мы их называли ранее. Это означает, что при необходимости можно ставить вопрос о ликвидации политической партии также и по тем признакам, которые перечислены в Законе о противодействии экстремистской деятельности

В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда.

Читайте также: