Личность и конфликт доклад

Обновлено: 02.07.2024

Конфликт - это не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника. Перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться: что из себя представляют конфликтные личности и какие применить способы избегания или разрешения конфликта.

ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_konfliktnoy_lichnosti.docx 23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт - это не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника. Конфликт - явление сложное, многообразное и далеко неоднозначное.

Индивидуально-психологические особенности личности представляют собой совокупность черт, которые позволяют характеризовать личность, выделяют ее и придают ей индивидуальность. Свои особенности есть у конфликтных людей, у творческих лиц, у прирожденных руководителей. Мы рассмотрим характерологические особенности личности в этих трех случаях.

Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться: что из себя представляют конфликтные личности и какие применить способы избегания или разрешения конфликта .

1. Психологические особенности конфликтной личности

Опираясь на исследования отечественных психологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, В.П. Захарова, Ю.А. Симоненко, мы опишем 6 основных типов конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип: стремится быть в центре внимания, ведет себя эмоционально. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

2. Ригидный тип: человек подозрителен, прямолинеен. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3. Неуправляемый тип: импульсивен, непредсказуем. Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4. Сверхточный тип: скрупулезный, тревожный. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

5. Бесконфликтный тип: часто меняет мнение, внушаем. Неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Принимая во внимание особенности личности, можно не только понять, к какой группе относится человек, но и найти к нему подход.

2. Способы разрешения конфликта

В целом конфликт не является трагедией - это естественный процесс, возникающий внутри человеческого сообщества. Порой конфликтные ситуации являются стимулом к личностному росту, к укреплению взаимоотношений. Но есть люди, которые из-за мелкого конфликта впадают в депрессию, у них угнетенное настроение, они подавлены, раздражены, чувствуют дискомфорт. Ученые доказали, что у конфликтующего человека умственная деятельность снижается на 70%, следовательно, конфликты нужно решать по мере их появления.

Рассмотрев типы конфликтных личностей и их психологические особенности, необходимо рассмотреть способы предотвращения конфликта:

1. Сократите с людьми такого типа общение. Так как у них для каждого человека в созданном ими мире отведена особая роль. Больше всего они любят давать рекомендации и поучать назидательным тоном других. Если вы видите, что назревает конфликт - постарайтесь уйти от конфликтного человека подальше. Лучше всего придумать правдоподобную причину.

2. Уходите от обсуждения тем, которые могут спровоцировать обсуждение конфликта. Не оправдывайтесь и не объясняйте причины того или иного своего поступка. Все равно в их глазах вы будете не правы, некомпетентны.

3. При возникновении конфликтной ситуации вспомните что-либо приятное из вашей жизни и верните свое настроение в спокойное русло. С таким типом людей ведите себя спокойно, хладнокровно. Такой самотренинг поможет вам сконцентрироваться и не даст конфликту разгореться до большого пламени.

Если конфликт все же назрел, то необходимо применить меры по разрешению конфликта:

1. Старайтесь избегать слов с грубой окраской или чрезмерной гиперболизацией. Они на уровне подсознания настраивают собеседника на агрессию, поэтому их стоит избежать. Любые фразы с яркой негативной окраской лучше сгладить, заменить на более уступчивые и тактичные.

2. Если вы достаточно хорошо знакомы со своим собеседником, и ваш диалог в этот раз уже стал конфликтным, не нужно задевать темы, которые ему дороги, или вспоминать старые обиды. То, что было несколько месяцев, лет или даже дней назад, уже давно прошло. Поэтому не стоит использовать ту или иную провинность собеседника как аргумент в вашем споре.

3. Будьте осторожны, если хотите пошутить. Вообще, лучше избегать любых шуток, высмеивающих человеческую сущность или, тем более, какого-то конкретного человека.

5. Ни в чем не обвиняйте собеседника. Не стоит говорить ему о том, что он обидел вас, или всем своим видом показывать, что ваше настроение испорчено. Подумайте, ведь на самом деле вы расстроились не из-за этого человека в целом, а из-за высказанных им слов. Свою претензию, если она имеет место, необходимо формулировать грамотно.

Анализ ситуации межличностных конфликтов, в которых находится личность, помогает вскрыть причины трудностей, переживаемых и испытываемых ею, а соответственно, и выявить оптимальные способы разрешения конфликта, выхода из сложного положения. Реальное знание сложившихся обстоятельств, поведения личности, возможностей и перспектив развития событий в положительном направлении позволяет оказывать эффективную психологическую поддержку.

Выделенные типы так называемых конфликтных личностей и особенностей их поведения могут быть полезны для прогнозирования и предотвращения конфликтов, выработки адекватных форм поведения как в целом, так и в конкретных конфликтных ситуациях. Необходимо отметить, что в реальности человек, столкнувшись с конфликтом, не всегда может отнести его к тому или иному типу поведения, принятому в различных научных подходах. Он просто ощущает сопротивление, исходящее от конфликтующих людей, и испытывает напряжение и трудность контакта, а также нежелание вступать во взаимодействие либо продолжать его.

Отношения - процесс сложный, поэтому если собеседник вам небезразличен, старайтесь сдерживать себя. В конфликтных ситуациях всегда старайтесь поставить себя на место собеседника. Избегайте конфликтов, не общайтесь с людьми, не отличающимися адекватностью, и ваша жизнь станет намного светлее и позитивнее.

1. Деловая психология. Курс лекций : учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб. : Издательство Союз, 2000. - 576 с.

Особенности внутриличностного конфликта. Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящих в столкновении различных личностных образований, представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Работа содержит 1 файл

личность и конфликт.docx

Личность и конфликт

Особенности внутриличностного конфликта. Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящих в столкновении различных личностных образований, представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Личностный конфликт — это противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Среди западных психологов наибольшее внимание к описанию внутренних конфликтов мотивационного характера проявляли сторонники психоанализа последующих психодинамических концепций. Понятие психического конфликта в психоанализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано с системой концептов и теоретических построений психоаналитической теории. По этой причине оно фактически оказалось не интегрированным в более широкую систему психологического знания, сохраняя свою релевантность исключительно в рамках психоаналитических рассуждений.

Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу несовместимых мотивов.

Другой вариант внутренних конфликтов человека — его когнитивные конфликты, в основе которых — столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.

Но все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоления диссонанса переживается как сложная психическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.

Противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.

Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к возникновению ролевых конфликтов.

Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Второй вариант ролевых конфликтов — это межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности и, соответственно требуемые ими ролевое поведение, оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему.

Конфликт — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Переживаемый человеком психологический конфликт может содержать компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий.

Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

•Психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);

•Социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).

Таким образом, конфликтность личности — интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.

Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу.

К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта относятся:

•Неудовлетворенность актуальной проблемы;

•Чувство неопределенности, неуверенности;

•Недостаточная или искаженная информированность;

К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального отвержения ребенка в семье, гипер- или гипопротекции как стиля нарушенного семейного воспитания):

•Нетерпимость к недостаткам других;

•Несдержанность в чувствах;

•Укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к людям;

•Склонность к агрессивному поведению;

•Склонность подчинять себе других;

•Отсутствие внутренней духовной культуры;

•Невнимание к людям;

Типы конфликтного поведения и их взаимосвязь с различными характеристиками личности. Акцентуация — чрезмерная выраженность одной черты личности в ущерб другим. К. Леонгард выделяет 12 видов акцентуаций личности, каждый из которых предопределяет тип конфликтного поведения.

1.Особенности межличностных конфликтов в группе.

Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Левином, который рассматривал их в контексте удовлетворенности/ неудовлетворенности потребностей человека.

Для ситуационного подхода в исследованиях интерперсональных конфликтов, реализованного прежде всего в работах М. Дойча, характерно их описание в рамках конкурентных отношений, порождающих конфликтные явления. Наиболее изученными сферами возникновения интерперсональных конфликтов являются семейные и трудовые отношения.

Среди факторов, разрушающе действующих на общение, вызывающих разного рода конфликты, выделяют индивидуально- психологические особенности личностей.

В интерпретации сути конфликта и конфликтных отношений зарубежная психология акцентирует внимание прежде всего на врожденных или возникающих в онтогенезе, но, как правило, неискоренимых влечений, потребностей и склонностей индивида, сам характер которых, а тем более их блокировка с неизбежностью приводит к конфронтации, выражением которой являются агрессивные тенденции как в сознании отдельно взятого индивида, так и открытые столкновения в межличностных отношениях индивидов или групп людей. Такое в основном, негативное определение сути конфликта противоречит реальной основе (базе) возникновения конфликтов, для которых не обязательно характерны только деструктивные тенденции, но в процессе их разрешения возможны и последствия конструктивного характера. (Е.К. Ховенмей, 1986).

Конфликты обусловленные личностными качествами оппонентов бывают нецеленалравленными, не имеют объекта и представляют собой как бы самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Именно такие конфликты представляют наибольшую сложность для анализа и конструктивного разрешения. Инициатор такого конфликта - личность, для которой конфликтное взаимодействие является способом разрешения внутреннего противоречия, не осознает этого, а приписывает ответственность за происходящее своему противнику или обстоятельствам.

Особую роль в возникновении и обострении конфликтных состояний, как было отмечено ранее, играет степень адекватности самооценки и уровня притязаний личности. Зависимость от этих показателей характера конфликтов среди младших подростков, стала объектом исследования Е.К. Ховенмей (1986).

Психологическая природа возникновения в подростковом возрасте конфликтных ситуаций реально связана с развитием сознания и самосознания учащихся, что лежит в основе осознания себя как личности и развития адекватной или, напротив, неадекватной самооценки, а также соответствующего уровня притязаний. Потребность в определенном уровне притязаний и удовлетворенность им обеспечивает личности нормальное самочувствие, социальную адаптацию. На этой почве возникают конфликты с окружающими людьми.

По результатам исследования Е.К. Ховенмей были выделены три группы учащихся, характеризующихся специфичностью

группа "А" - подростки с неадекватно заниженной самооценкой и уровнем притязаний, что обычно связано с низким социометрическим статусом, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, отчужденностью, пассивностью, легкой внушаемостью; группа "Б" - учащиеся с неадекватно заниженной самооценкой и уровнем притязании, у них отмечается низкий социометрический статус, экс^апунитивность, склонность к лидерству, эмоциональная импульсивность;

группа "В" - дети с относительно адекватной, но неустойчивой самооценкой и уровнем притязаний, у них средний социометрический статус, интропунитивность, болезненное самолюбие, пассивность.

Для подростков группы "А" характерны конфликты носящие вялый, скрытый характер, они чаще внутренние, переходящие во внешние. Трудно выявляются при подобных конфликтах факторы, спосс их возникновению, плохо осознаются самими учащимися.

Группа "Б". Подростки этой группы проявляют неправильную, острую реакцию на любые требования к ним учителей и сверстников, порождающая агрессивность, драчливость, грубость, чрезмерную возбудимость, вспыльчивость.

Учащиеся входящие в группу "В" способны осознать неправильность поведения, но непосредственные потребности часто выступают ведущими мотивами поведения. Притязания, сложившиеся в одной деятельности, переносятся на другую, хотя успехи могут быть неодинаковыми, что порождает неудовлетворенность, разочарования., конфликты с теми, кто оценивает подростка.

Е.К. Ховенмей отмечает, что выявление групп подростков, их типологизация дают возможность педагогам активно вмешиваться в процесс коррекции самооценки и уровня притязаний, тем самым формировать полноценную гармоничную личность на данном возрастном этапе.

Несколько в другом аспекте причины внутренней противоречивости личности описывает Н.С. Мансуров (1970). Во всех случаях противоречий, по мнению Мансурова, налицо несоответствие между субъективным миром личности, ее поведением и массовыми общественно- психологическими явлениями, в том числе:

- противоречие между прямым и косвенным опытом личности;

- противоречие между субъективным миром личности и действительностью;

- противоречие между субъективным миром личности и новыми условиями бытия и т.п..

М.В. Шугуров (1994) конфликт с позиции личности трактует как социальную активность, в пределах которой личность становится социальным субъектом. Радикальный социальный конфликт есть творчество со стороны личности новых норм, институтов, отношений, социальных ценностей. Конфликт - это не просто фон, форма социальной инновации, это еще и способ социальных изменений, закрепляющих глубокие изменения в личности; по сути - это пространство самоосуществления личности, область существования ее социальных и всебытийных (духовных) качеств.

Нужно отметить, что несмотря на различные результаты конфликтов, любой из них для участников конфликтного взаимодействия сопряжен с внутренним напряжением, дискомфортом, что в свою очередь блокирует личностный рост.

Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает, считает Сулимова Т.С., сама личность - ее потребности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт проблем и поведения в конфликте. Необходимо отметить, что мораль является значительным фактором, который позволяет предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностного конфликта.

Таким образом, анализ литературы показывает, что в психологии рассматриваются разносторонние подходы к исследованию сущности * конфликта, представлены различные типологии и классификации.

Причинами конфликтов принято считать объективные и субъективные факторы. В зарубежной психологии субъективным факторам конфликтов, т.е. личностным особенностям оппонентов, ведущим к нарушению взаимоотношений, уделяется большее внимание, чем в отечественной психологии. А ведь именно личностной несовместимостью, _ предрасположенностью к конфликтному взаимодействию

обуславливаются большинство межличностных конфликтов. Проблема эффективного, по возможности бесконфликтного общения требует дальнейших исследований истоков конфликтного поведения, заложенных в индивидуальных особенностях личности, что даст возможность успешной психопрофилактической работы по предупреждению развития конфликтного поведения.

Конфликтный тип личности.

Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены в соответствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д. Само понятие "конфликтности личности" означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов (Сулимова Т.С., 1996).

В психологии существуют концепции, суть которых состоит в признании биологической природной детерминации конфликтного поведения: человеческая природа агрессивна, конфликтна и изменить ее просто невозможно и поэтому конфликты неизбежны. Так, по утверждению Г. Зиммеля (1923), конфликт представляет не просто столкновения интересов, но нечто большее - нечто такое, что возникает на основе инстинктов враждебности. Подобные конфликты могут либо обострятся благодаря столкновениям интересов, либо смягчаться - как благодаря установлению гармонии отношений, так и благодаря инстинкту любви. Однако, в конечном итоге, считает Зиммель, одним из конечных источников конфликта является, по его мнению, биологическая природа людей - "актеров".

Как утверждают психологи, "борьба за лидерство" также может быть основой для зарождения конфликтов. И.А. Ильяева утверждает, что "серость никогда не примирится с гениальностью, будет стремиться к общению с ней, но постоянно вступать в скрытый или явный конфликт (Моцарт и Сальери). Но и две гениальности могут находиться в состоянии конфликтного общения, пытаясь утвердить свою неповторимость (Рафаэль, Микельанжело). Лишь дружеское общение, основанное на глубоком проникновении в духовный мир друг друга, бесконфликтно" (Ильяева И.А. Культура общения: опыт филосовско-методологического анализа. Воронеж: 1989 - 169 с., С. 77).

О конфликтности личности можно судить по характеристикам фрустрационных реакций. З^руетравдм - это особое психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению поставленной пели. Важной характеристикой поведения в таких ситуациях является фрустрационная толерантность, то есть способность противостоять различным жизненным трудностям, способность переживать неудачи.

В состоянии фрустрации существует 3 основных типа реакции.

• экстрапунитивные (внешние причины) наиболее конфликтные,

• интропунитивные (на себя),

• импунитивные (ситуация рассматривается как малозначимая).

Черты, характерные для конфликтной личности можно найти в описаниях типов темперамента (Г. Айзенк, В.М. Русалов и др.). Анализ экспериментальных психологических исследований личности позволяет говорить о наличии множества разноуровневых характеристик конфликтной личности. Структурирование данного множества, выявление приоритетных характеристик и качеств позволит дать не только психологическое описание характеристик конфликтной личности, но и целенаправленно использовать метод наблюдения. Структуризация данного множества возможна с помощью метода экспертных оценок (Рабочая книга по прогнозированию под ред. Н.В. Бестужева-Лады. -М.,1982).

Нсследованнд психологии темперамента, проведенные в последние годы позволили разработать иную типологию темперамента. По данным Русалова В.М. структура темперамента обусловлена соотношением деятельностной и коммуникативной сфер. На этой основе выделяются следующие характеристики: Предметная эргичность, социальная эргичность, предметная пластичность, социальная пластичность, скорость или темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность.

Люди с определенными характеристиками темперамента субъективно воспринимаются окружающими как лица с "тяжелым характером". Это низкая социальная эргичность, низкая социальная пластичность, высокими значениями предметной и социальной чувствительности. Данные характеристики темперамента как внутренние условия оказывают сильное влияние на восприятие различных противоречий и сложностей межличностных отношений.

Лица с данными характеристиками темперамента (по Г. Айзенку и В.М. Русалову) очевидно предрасположены к конфликтам.

Конфликтные личности в большинстве своем акцентуированы. (Б.П. Ганнушкин, С.Е. Епифанцев, Н.И. Конюхов).

Для конфликтных личностей свойственно экстрапунитивное реагирование, кроме того они склонны играть конфликтные социальные роли.

К высококонфликтным относятся роли:

организатора (обеспечивает совместную деятельность, координирует ее, создает необходимую мотивацию);

генератора идей (обеспечивает изменения в познавательной сфере, склонен к инновациям и переменам, выдвигает новые идеи)

учителя (обеспечивает стабильность, формирует единый стиль деятельности - "школу", влияет на ценностные ориентации);

мастера (высококвалифицированный специалист, берущий на себя ответственность в решении сложных профессиональных задач)

Несмотря на то, что эти роли являются ценными для коллектива, люди их усвоившие, склонны к конфликтам между собой из-за несовместимой направленности данных ролей.

Согласно целям нашего исследования необходимо выделить ряд психологических характеристик личности, влияющих на склонность к конфликтному поведению, т.е. конфликтный потенциал личности - локус контроля, коммуникативный контроль, экстраверсия. Локус контроля

Появление этого понятия в психологической литературе связано с ? работами американского специалиста в области психодиагностики Дж.

Роттера (1982). Роттер вывел идею локуса контроля из своей концепции социального научения, в которой контроль определяется как стабильная склонность личности определенным образом оценивать причинность жизненных событий.

Центральное место в концепции Роттера отводится формированию в

процессе социализации (социального научения) системы обобщенных

ожиданий того, что определенное поведение приведет к вознагражденшо

и это вознаграждение имеет психологическую ценность в конкретной

ситуации. В соответствии с особенностями ожиданий человек может формировать два типа стратегий взаимодействия с окружением, два типа

локализации, или локуса контроля: иитернальный и экстерналъный. В первом случае, планируя свою деятельность, принимая определенные решения, человек оценивает, насколько достижение поставленных им целей зависит от него лично, от его усилий и умений и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае, человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, другие люди, то есть от неконтролируемых им сил. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Необходимо отметить, что теория локуса контроля позволила сформулировать положение о локусе контроля как о характеристике независимой от конкретных событий и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться человеку. Коммуникативный контроль

Этот социально-психологический термин определяет поведение

личности в ситуации социального взаимодействия. Высокий коммуникативный контроль, по Шнайдеру, означает, что человек постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.

Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.

Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Термин связан с работами американских психологов Г.Айзенка (1952) и К. Юнга (1921). Согласно Айзенку и Юнгу выделяются две основных направленности или жизненные установки личности: экстраверсия и интроверсия.. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго - ориентации являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Именно эти психологические свойства и характеристики, по нашему мнению, могут определять и быть взаимосвязаны с конфликтным потенциалом личности.

Подводя итог теоретическому обзору вопроса, необходимо отметить, что при всем многообразии подходов к изучению проблемы конфликтов, недостаточно исследований выявляющих взаимосвязи психологических характеристик и конфликтного потенциала личности, и временной динамики последнего. Этому и посвящено наше исследование.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение
1. Кого называют конфликтной личностью ?
2. Типы конфликтных личностей
Заключение
Список использованных источников

Поскольку основной спрос и интерес представляют именно конфликт : причины его возникновения , типы , возможные пути разрешения , то он и становится центральной темой конфликтологии . Зачастую , раньше конфликт рассматривался преимущество извне , т . е . с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации . Однако сегодня все более важным становится не это , ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта . С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности , которые ярко выделяются в группе . И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться , что из себя представляют конфликтные личности , каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе .

1. Кого называют конфликтной личностью ?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии . Конфликт ( с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими - либо обстоятельствами его жизни , связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов , стремлений , потребностей , порождающих аффекты и стрессы . 2) Трудноразрешимое противоречие , возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов , интересов , целей , потребностей . Это определения различны по категории . Первое – это определение внутреннего конфликта , а второе – конфликта межличностного . Однако известно , что это далеко не самое широкое определение конфликта , так как существуют многие другие подтипы . Но все они схожи в одном , что конфликт – это предельное обострение противоречий .

Перед тем , как типировать личности , необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой .

Формирование конфликтной личности

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера . За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов , которые формируют в нем комплекс неполноценности . Далее , конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса . Адлер выделяет 3 вида компенсаций :

Адекватная компенсация , совпадение превосходства с содержанием социальных интересов ( творчество , музыка , спорт и т . п .)

Сверхкомпенсация , происходит накапливание , гипертрофированное развитие одной из способностей , преимущественно эгоистического характера .

Мнимая компенсация , комплекс компенсируется болезнью или другими факторами , не зависящими от человека .

Таким образом , человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять , порой активно и позитивно , а иногда агрессивно и негативно .

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте , который кроется в человеке . Существует множество других теорий , определяющих причины конфликтов , но не все они связаны с конфликтностью личности .

2. Типы конфликтных личностей

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей : по причинам формирования , по степени проявления негативных качеств , по моделям поведения . Такие классификации крайне важны . Не только психологи интересуются типологией конфликтных личностей . Основные признаки и пути обхода конфликта крайне необходимо знать людям , руководителям корпораций , работающим в коллективе или людям , находящимся в одной творческой или проектной группе .

Привлечем исследования отечественных психологов ( В . П . Захаров , Ф . М . Бородкин , Ю . А . Симоненко , Н . М . Коряк ). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей :

1. Демонстративный тип :

“ Ригидный ” – негибкая , непластичная личность с завышенной самооценкой , ей свойственно честолюбие , бесцеремонность . В большинстве это люди – эгоцентристы , нежелающие ни слушать , ни считаться с мнением окружающих . Поведение бесцеремонно , прямолинейно , грубо . Тяжело адаптируются к ситуации , так как не могут вовремя уловить изменения . При этом излишне подозрительны к окружающим их людям . Похвалу они принимают как должное , а вот любая критика воспринимается как обида . Имеют завышенное чувство справедливости , однако не всегда примеряют его на себя . поведение конфликтный личность

3. Неуправляемый тип :

Люди импульсивные , инертные , непредсказуемые . Главная их проблема – отсутствие самоконтроля . Поведение чаще всего вызывающее , агрессивное . Так же тяжело переносят критику , однако в отличии от ригидного типа , склонны обвинять других в своих собственных неудачах . Мало опыта извлекают из жизни , им сложно соотнести свои действия и поступки с обстоятельствами . В жизни им трудно реализовывать планы .

4. Сверхточный тип :

Этот человек требователен ко всему и ко всем . Причем выглядит это так , словно он придирается . Недоверчив к окружающим , подозрителен , излишне тревожен . Чувствителен к оценке со стороны начальства , хорошо понимает реальные отношения в группе . Порой прекращает общаться с друзьями , так как ему кажется , что его обидели . Вследствие этого , возникают болезни : головные боли , бессонницы . Однако внешне он никогда не проявит палитру эмоций .

5. Бесконфликтный тип :

Этот человек обладает легкой внушаемостью , ему тяжело сформировать собственное мнение . Из - за этого он бывает непоследователен . Сильно зависит от чужого мнения , ориентируется на сиюминутный успех . Не обладая достаточной силой воли , всегда стремится к компромиссу . Редко анализирует свои поступки и действия окружающих .

Расчетлив , в любой момент готов вступить в конфликт . Работает беспрекословно лишь до тех пор , пока начальник в авторитете . Как только намечаются подвижки в смене руководителя , рационалист первым предаст его . Все в итоге старается рационализировать в свою пользу .

Сколько людей , столько и личностей . Каждый психолог знает , что без конфликтов развитие человека , личности невозможно . У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков , идей , стремлений , ошибок , моделей поведения . Но в итоге , чтобы находиться в относительной гармонии с окружающими стоит научиться приходить к компромиссу внутри себя и на почве межличностных отношений .

Читайте также: