Лермонтов и власть доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.

Сведения о годах учения поэта.

Взаимоотношения поэта и власти.

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Учитель русского языка

и литературы

I категории

Семенова О. Ю.

Донецк – 2017 г.

Семенова Оксана Юрьевна 8 класс

Тема. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Тип урока: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Эпиграф

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный…

I. Мотивация учебной деятельности .

II. Актуализация опорных знаний.

Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова.

Кто занимался воспитанием юного поэта?

Назовите произведения М.Ю.Лермонтова, героями которого являются деревья или в которых упоминается какое-либо дерево

- Вопросительный знак. В каком стихотворении М.Ю.Лермонтова употребляются идущие подряд друг за другом 5 вопросительных предложений?

- Иван Грозный - первый русский царь. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, освоение русскими Урала и Сибири. А как связано имя Ивана Грозного с именем М.Ю.Лермонтова?

- Какое трагическое для русской культуры событие произошло в 1837 году? Как откликнулся на это Михаил Юрьевич?

- Кавказ. Назовите причины первой и второй ссылок М.Ю.Лермонтова на Кавказ.

Когда в следующий раз Лермонтов оказывается на Кавказе?

Какие важные события в жизни Лермонтова произошли на Кавказе?

- Перед вами произведения М.Ю.Лермонтова, посвященные Кавказу (Тексты представлены в раздаточном материале, который лежит на столах у обучающихся):

Для успешной работы с этими текстами нам нужно вспомнить следующие термины (словарная работа):

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Эпитет - художественное определение.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы.

(Для работы учащимся предлагается таблица с перепутанными определениями, ребятам необходимо восстановить соответствие между словами и определениями)

- Можно назвать Лермонтова художником?

III. Работа над темой урока.

3.1. Деление на группы.

- А теперь представьте, что нас пригласили создать иллюстрации к сборнику стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Кавказу. Сегодня вам предстоит поработать в группах (ребята заранее разделены на группы). Ваша задача – совместно создать словесную иллюстрацию к определенному стихотворению.

На данный вид работы отводится 10 минут. Далее каждая группа защищает свою иллюстрацию. В ходе обсуждения учащиеся и учитель задают дополнительные вопросы. В обсуждении участвуют не только учащиеся определенной группы, но и весь класс.

Вопросы учителя:

Какие эпитеты использует поэт, описывая Кавказ, и почему? Какие черты кавказской природы, кавказского духа хочет подчеркнуть поэт? Какие эмоции вызывают у автора, у лирического героя картины природы? Почему Кавказ так ценен для героя? Как это можно передать при создании иллюстрации?

Какие краски вы будете использовать, создавая свой пейзаж? Как передать величие и суровость природы Кавказа?

1) Каким в этом стихотворении предстает Кавказ: грозным, таинственным или безмятежным? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста. Какие краски вы будете использовать при создании своей иллюстрации?

2) Как вы думаете, каким чувством проникнуто это стихотворение? Почему?

3.2. Организация деятельности учащихся в группах.

Необходимо продумать продукт, который выпустит группа, например, обозначат и охарактеризуют детали пейзажа, которые должны быть на их иллюстрациях, определят, что будет находится на первом плане, что на втором и т.п.

3.3. Ответы учащихся по группам .

4. Работа с учебником. Анализ содержания статьи В. И. Коровина о поэте. (Работа в группе).

Технология работы: каждая группа в течение 7-10 минут должна выполнить задание и огласить результаты работы всей группы. Правила, которые помогут учащимся организовать свою работу, следующие:

быстро распределить роли в группе;

начинать высказываться сначала по желанию, а потом по очереди;

придерживаться правил активного слушателя, главное: не перебивать друг друга;

обсуждать точки зрения, а не учащихся, которые их высказали;

воздержаться от оценок и обид в адрес участников группы;

стремиться достичь в группе общего мнения, хотя в некоторых случаях у членов группы может быть особое мнение, и оно имеет право на существование.

Роли в группе

Спикер (руководитель группы):

• организует порядок выполнения;

• предлагает участникам группы высказаться по очереди;

• привлекает членов группы к работе;

• подводит итоги работы;

• с согласия группы определяет выступающего.

Секретарь

• ведет записи результатов работы своей группы;

• как член группы имеет право быть готовым высказать точку зрения группы при подведении итогов или оказать помощь выступающему.


Во все времена отношения поэта и власти были сложны и драматичны, а порой и трагичны. Менялись эпохи и режимы, а конфликт свободной личности и авторитарной власти оставался актуальным.

"Свобода" и "воля" - центральные мотивы лирики Лермонтова, обязательные для него условия существования личности.

Стихотворение "Парус".

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Стихотворение "На севере диком стоит одиноко. "

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

Стихотворение "Листок".

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

Вопрос 2. Тематика, проблематика рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Таким образом, поднятая В.П. Астафьевым проблема выбора предопределила судьбу героя. Он выбрал жизнь без обмана, жизнь истины и правды.

К числу поэтов, понимавших спасительную мощь и значение русского Самодержавия и не раз вдохновлявшихся им, можно отнести и Лермонтова, –того самого Лермонтова, которым Боткин и Белинский в своей интимной переписке восхищались, как провозвестником и певцом революционных начал.

Люблю отчизну я, но странною любовью;

Не победит ея разсудок мой!

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордаго доверия покой,

Ни темной старины заветныя преданья

Не шевелят во мне отраднаго мечтанья.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синия:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Опять, народные витии,

Опять, шумя, восстали вы.

Да, хитрой зависти ехидна

Вас пожирает, вам обидна

Величья нашего заря;

Вам солнца Божьяго не видно

За солнцем русскаго Царя.

Давно привыкшие венцами

И уважением играть,

Вы мните грязными руками

Венец блестящий запятнать!

Вам непонятно, вам несродно

Все, что высоко, благородно;

Не знали вы, что грозный щит

Любви и гордости народной

От вас венец тот сохранит.

Безумцы жалкие! вы правы.

Мы чужды ложнаго стыда:

Так, нераздельны в деле славы

Народ и Царь его всегда.

Веленьям власти благотворной

Мы повинуемся покорно

И верим нашему Царю,

И будем все стоять упорно

За честь Его, как за свою!

Какие степи, горы и моря

Оружию славян сопротивлялись?

И где веленью русскаго Царя

Измена и вражда не покорялись?

Смирись, черкес! И Запад и Восток,

Быть может, скоро твой разделят рок,

Настанет час, и скажешь сам надменно:

Настанет час, и новый грозный Рим

Украсит Север Августом другим.

Лермонтов верил, таким образом, что русские цари рано или поздно объединят под своею властью и Европу, и Азию и станут во главе всемирной монархии, – того Третьего Рима, о котором мечтали русские люди XVII века.

Лермонтов: первый креакл-патриот?

Сегодня, 15 октября, Россия отмечает 200-летие со дня рождения Лермонтова. Поэтому я хочу поговорить с вами о нем.

Но я не хочу говорить о Лермонтове – поэте или Лермонтове – прозаике. На это есть лермонтоведы и школьные учителя.

А я хочу поговорить о том, о чем не рассказывают в школе.

Или вот, например, случай, по которому можно судить об отношении Лермонтова к субординации и дисциплине. Уже будучи офицером, он получил взыскание от великого князя Михаила Павловича – отправлен на гаупвахту за то, что явился на парад со слишком короткой, “не по уставу”, саблей. Отбыв наказание Лермонтов нарочно заказал себе настолько длинную саблю, что она цеплялась при ходьбе за петербургские мостовые и брякала по ступеням лестниц. Весь Петербург понимал, против кого направлена эта безмолвная эпиграмма. Лермонтов загремел на гаупвахту вторично.

Подобные штуки нынешний “креативный класс”, наверное, принял бы на ура. Вот только, думаю, Лермонтов бы к нему на пушечный выстрел бы не приблизился.

Будучи выслан из Петербурга, Лермонтов оказался в гуще событий Кавказской войны. От чего, заметим, этот бабушкин воспитанник и тонкий лирик отнюдь не пытался “откосить”. На Кавказе Лермонтов командовал отрядом добровольцев из 40 кавалеристов, которые вели разведку боем, совершали лихие рейды по неприятельским тылам. В наградных списках о нем писали: «обратил на себя особенное внимание расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, везде первый подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение”.

Историки дополняют: “команда головорезов, именовавшаяся "лермонтовским отрядом", рыская впереди главной колонны войск, открывала присутствие неприятеля и, действуя исключительно холодным оружием, не давала никому пощады. Лермонтов на белом коне не раз бросался в атаку на завалы. Лермонтов в походе не обращал внимания на существовавшую тогда форму - отпустил баки и бороду и носил длинные волосы”.

Вот так вел себя на войне человек, которого власть не жаловала, который любил Россию “странною любовью”. Потому что он был русский дворянин и русский офицер. И патриотизм у него был не казенный, а настоящий.

Вот про это я вспоминаю всякий раз, когда мне попадаются писания наших “диванных стратегов”. По части патриотизма они любого за пояс заткнут – и попробуй им скажи, что любишь Россию странною любовью – тут же в куски порубят. В интернете, конечно. “Сдали”, “слили”, “капитулируем” – это их обычный тревожный сленг. Наверное, в той войне, в которой участвовал Лермонтов, тоже было много непонятных ситуаций. Но он вел себя по-другому – он участвовал.

И его “странная любовь” потому выше и дороже всех казенных восклицаний и заклинаний.

А еще ведь стихи какие писал – так, что не снилось ни “креаклам”, ни “ура-патриотам”. За то и ценен.

Своенравный характер отвел Лермонтову ничтожные 27 лет жизни, но судьба наделила его литературным талантом, обессмертившим его имя и обогатившим русскую культуру. Будучи своевольным человеком, Лермонтов не раз вступал в заочную схватку с императором Николаем I, который, желая поучить писателя, отправил его менять характер на кавказскую войну 1830-­1840 годов.

После двух лет обучения Лермонтов получил чин корнета, и в 1834 году был переведен в 7­-й эскадрон лейб-гвардейского гусарского полка, который дислоцировался в Царском селе.

Первая ссылка на Кавказ

Там Лермонтов столкнулся с реалиями военной жизни, проникся сочувствием к кавказским горцам, боровшимся за свою свободу и не понимавшим безрезультатность своих желаний. В период первой ссылки поэт был всего лишь наблюдателем боевых действий, которые дали ему обширный материал для размышления и творчества. Понюхать пороху ему помешали старания бабушки и Жуковского, которые упросили императора смягчить наказание и вернуть нерадивого Лермонтова обратно.

Причиной для второй ссылки стала дуэль с французом Барантом, о которой не было своевременно доложено начальству. Состоявшийся незамедлительно суд определил Лермонтову трехмесячную гауптвахту, лишение всех титулов и чинов, и ссылку на Кавказскую войну в звании рядового. Но Николай I проявил к поэту благосклонность и послал его воевать в чине корнета.

Прибыв в Тенгинский пехотный полк, Лермонтов стал адъютантом генерала Галафеева и активным участником кровопролитных боев, в которых проявлял мужество, хладнокровность, способность быстро оценивать ситуацию с правильным принятием решения.

Искренне уважая горцев, поэт, как офицер русской армии должен был сражаться с ними, и делал это уверенно и бесстрашно, не ведя счет убитых своею рукою оппонентов.

Знаковой вехой в военной карьере Лермонтова стала битва на берегу ручья Валерик, которая была описана им в одноименном стихотворении. В этой жестокой схватке сошлись русские и чеченские воины, поначалу истреблявшие друг друга стрельбой, а затем в рукопашном бое с холодным оружием.

Окрасив воды ручья в красный цвет, императорские солдаты одолели противника, и Лермонтов, как отчаянный участник сражения был представлен командованием к ордену Св. Владимира 4-­й степени. Однако в высших эшелонах власти посчитали эту награду слишком завышенной для оценки действий ссыльного офицера и присвоили ему орден Св. Станислава 3-­й степени.

Но император собственноручно вычеркнул его имя из наградного листа, а когда писатель подал прошение об отставке, не удовлетворил его, отправив Лермонтова обратно в Тенгинский пехотный полк. Дабы больше не решать вопросы с награждением неугодного литератора, но отважного воина, Николай I приказал командиру полка больше не пускать Лермонтова на фронт, чтобы у него не было повода отличиться.

Но в действующую армию поэт больше не вернулся, поскольку по пути в полк, заехал на лечение в Пятигорск, где 15 июля 1841 умер на дуэли с Мартыновым.

Читайте также: