Ледяной дом лажечников доклад

Обновлено: 04.07.2024

Первые впечатления будущего писателя связаны с древней Коломной и ее окрестностями. Здесь со дня рождения (14 сентября 1792 года) рос он на берегу Москвы-реки. Здесь в живописном уголке города сиживал он в детстве на скамье, близ зеленого ската в речке Коломне. Слева, между кожевенным заводом и мельницей, виднелись там, вдали, стены монастыря, за ним — бесконечный лес. При взгляде на город — открывалась вдруг вся его панорама с каменным Кремлем, золотою главою старинного собора и многочисленными церквями. В этих местах прошло его резвое детство и вошли в его пытливый ум первые жизненные наблюдения. Схватывая чутким взором, окружающий мир, мальчик горячо откликался этим впечатлениям и до старости сохранил в благодарной душе своей сызмальства родные образы отчизны.

В 1804 году мальчик был определен студентом в Московский архив иностранной коллегии, которым заведовал известный знаток древностей H. Н. Бантыш-Каменский. Здесь будущий романист берет уроки отечественной словесности у московских профессоров П. Победоносцева и А. Мерзляком, увлеченно погружается в чтение современных отечественных писателей. Карамзин был его кумиром. Впечатлительная натура юного Лажечникова откликнулась на страдания бедной Лизы; в его богатом воображении зримо возникла увлекательная и трогательная история Натальи, боярской дочери. Драматические повороты и сюжеты воскрешали в памяти эпизоды собственной жизни: страшную ночь ареста отца. Вольнодумство могло тогда дорого обойтись купцу, взятому по доносу священника. Просьбы ли, старые ли связи помогли — только отца вскоре освободили, однако после ареста по стечению обстоятельств дело его пришло в упадок, и по смерти он не оставил сыну наследства.

Впрочем, интересы Лажечникова были далеки от купеческой деятельности. Его увлекает история отечества. С отрочества постепенно утверждается в нем желание писать:

29 августа 1810 года Лажечников поступил служить в канцелярию Московского генерал-губернатора Н. В. Обрезкова, где открывались перед будущим писателем возможности заметного продвижения по чиновной лестнице. Но не служебные заботы более всего занимали юношу: бессонными ночами с увлечением поглощает он сочинения писателей и летописцев прошлого, с удивительной непосредственностью погружаясь в мир истории и художественных вымыслов; в его душе возникает то глубокое сочувствие благородным людям прошлых времен, то гневное возмущение преступлениями и кознями корыстолюбцев и злодеев. История воспринимается им не как прошлое, ушедшее и постепенно исчезающее из памяти современников, но как живая драма человеческих судеб, отзывающихся в благородном сочувствующем сердце. История Отечества утверждает в нем высокие гражданские черты.

Несмотря на сложность своего положения (попечителем Казанского учебного округа был печально известный М. А. Магницкий), Лажечников, как может, содействует истинному просвещению.

В та время повального взяточничества, святошества и лицемерия, проповеди мистицизма он остается верен себе; то выступает с речью об открытии в Казани памятника Г. Р. Державину, то сетует, что имена Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Пушкина не смеют произносить на лекциях.

Персонажи, олицетворяющие корыстолюбие и равнодушие к сородичам, оказываются у Лажечникова — холодными к судьбам Отечества. Вместе с тем не только Паткуль и его друзья, но и окружающие его простолюдины объединены стремлением ко благу своей родины. Они с добрым пристрастием относятся к царю Петру, воплощающему в романе величие и простоту истинно прогрессивного деятеля.

Тема эта органически включает и события времен бироновщины, ставшей символом иноземного засилья и пренебрежения интересами русского народа. Неслучайно события романа развертываются зимой 1739-1740 годов, когда борьба партии Артемия Петровича Волынского (1689-1740) с графом Иоганном Эрнестом Бироном (1690-1772), пользовавшимся правом неограниченного правителя империи, а с 1740 года назначенном опекуном малолетнего императора Иоанна Антоновича, достигла апогея.

И все же ореол политического мученика остается у Волынского. Здесь не последнюю роль сыграли литературные аналогии. Современникам был известен романтический образ Волынского-борца, созданного поэтом-декабристом К. Рылеевым. «. Я писал о Волынском, — свидетельствовал Лажечников, — под благородным впечатлением, окружавшим в. 30-х годах могилу его, когда с восторгом повторялись известные стихи: . приведи к могиле мученика сына:

Такого рода освещение Волынского заметно отличалось от реальной исторической личности известного государственного деятеля и тем не менее было исторически убедительным. Реальный Волынский ныне предстает перед нами как выдающийся государственный деятель.

В романе Лажечникова немало ярких действующих лиц, картин быта и нравов. В нем ценно многое: и верное отражение времени Анны Иоанновны; и сам характер императрицы, и блестяще написанные портреты шутов Кульковского, Тредиаковского, Подачкина, Эйхлера и Зуды, наконец (несмотря на невольную односторонность) ярко изображены Бирон и Миних.

Лишь в 1857 году в Петербургском цензурном комитете при участии И. А. Гончарова дело об издании романа возникает вновь и спустя некоторое время (после значительных исправлений автоцензуры), он был разрешен в исправленном виде для включения в собрание сочинений 1858 года.

В тот год, когда в книжных лавках появился третий роман Лажечникова, Петербург торжественно праздновал 50-летие творческой деятельности И. А. Крылова. Патриарха русской литературы увенчали лавровым венком, листья которого юбиляр послал в знак заслуг, перед отечественной словесностью некоторым именитым писателям, и среди них — Лажечникову.

«М(илостивый) г(осударь) Иван Андреевич, — писал тот в ответном письме. — Благодаря счастливому случаю, я имел честь получить листок из лаврового венка, которым вся Русь в лице ее Государя и представителей всего высокого и прекрасного в столице почтила вас, знаменитого своего народного поэта. Лавровый лист ваш послужит нам живым, бесценным выражением того, чем вы уже нас прежде наделили, — участником. вашей славы. Дорого ценю ваш дар, и сто раз из глубины моей души благодарю за него.

. Последние годы жизни Лажечников провел в кругу семьи.

В мае 1869 года в Москве был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его литературной деятельности. Но на торжествах в свою честь писатель не присутствовал из-за болезни. Вскоре после того 26 июня (8 июля ст. ст.) Лажечников скончался. Он похоронен на кладбище Ново-Девичьего монастыря.

К безусловным достоинствам романа относится и сопряженность разных бытовых укладов. Высшая знать изображена и на торжественных приемах, и в домашнем окружении. Писатель стремился к тому, чтобы Анна, Бирон, Волынский предстали лицами официальными и частными. С этой целью Лажечников тщательно изучал исторические материалы. Русская история в то время была исследована неравномерно. Многие документы, касавшиеся царствования Анны Иоанновны, еще не обнародовались и хранились под спудом, а доступ к ним оказался для писателя закрыт. Тем значительнее заслуга Лажечникова, сумевшего опереться на небольшое число свидетельств и благодаря этому проникнуть в психологию людей, почувствовать общий климат эпохи и в целом правдиво передать жизнь различных общественных слоев XVIII века.

В соответствии с таким замыслом Лажечников придал Волынскому идеально-исключительные черты — честность, прямоту, отвагу, гражданскую доблесть, смелость суждений, благородство. Но в таком описании героя писатель отступил от исторической правды: реальный Волынский нисколько не напоминал идеального гражданина. Это был типичный царедворец, вельможа, не брезговавший лестью, уличенный в служебных проступках и даже нечистый на руку. Известно, например, что однажды он познакомился со знаменитой дубинкой Петра I. Не стеснялся он и рукопашного самоуправства (истязание мичмана князя Мещерского, избиение поэта Тредиаковского, образ которого, кстати, в романе значительно искажен).

Они не скрывают ни своего необыкновенного коварства, ни неистовой злобы. Положительные персонажи окружены атмосферой таинственности (Мариорица, ее мать и др.)- Вместе с тем писатель исторически верно запечатлел и лукавого Остермана, и осторожного Миниха. Лажечников остался в рамках действительной истории и не подчинил ее вымыслу. Он поставил любовную, романическую интригу в зависимость от исторических событий. Трагическая судьба Волынского и его возлюбленной определяется в конечном итоге политической схваткой героя с Бироном, приведшей Волынского на плаху, а Мариорицу — к тяжелому потрясению и смерти.


Электронный каталог Электронная библиотека Продление книг Виртуальная справка Электронная доставка документов



95 лет назад
2 марта 1927 года
в Оренбурге была открыта радиовещательная радиостанция



85 лет назад
2 марта 1937 года
родился Анатолий Сергеевич Солодилин (1937-2008)







Оренбургская областная библиотека им. Н. К. Крупской продолжает цикл публикаций, посвященных историям создания книг-юбиляров 2020 года.

Это замечательные книги, которые читают и перечитывают.

И сейчас спустя много лет роман остается одним из лучших русских исторических произведений. Обратившись к эпохе правления императрицы Анны Иоанновны, Иван Лажечников оказался первым из романистов, кто рассказал об этом времени своим современникам. В увлекательном повествовании автор сумел предать атмосферу одного из самых сложных и драматических периодов русской истории XVIII века.



Действие романа охватывает несколько месяцев - с конца декабря 1739 по апрель 1740 года и развивается стремительно. Сюжет включает исторически достоверные факты, сохраняя при этом черты поэтического вымысла. В основе романа смертельная борьба двух вельмож - русского Артемия Волынского и немца Эрнста Бирона - в последний год царствования уже больной и слабой императрицы Анны Иоанновны.


Политическая борьба двух фаворитов осложнена любовью Волынского к прекрасной молоденькой молдавской княжне Мариорице Лелемико, любимице императрицы. Экзотическая княжна выдумана автором. В романтическом сюжете Лажечникова эта страстная любовь сыграла роковую роль в судьбе главного героя. Она привела на плаху и самого Волынского, и его друзей, боровшихся за правое дело русских патриотов. Вокруг Ледяного дворца, сооруженного Волынским для свадьбы придворного шута, разворачивается стремительный сюжет романа.


Лажечников широко использовал редкую книгу академика физики Георга Вольфганга Крафта и дал достоверное описание и самой постройки, и связанных с нею празднеств: ледяные статуи, фонтаны горящей нефти, пестрая процессия народов, населяющих Россию, в национальных костюмах, национальные пляски и т.д. Обвенчанная на потеху императрицы шутовская пара едва не замерзает, в мрачном, уже заброшенном, полуразвалившемся дворце проводят свою единственную короткую ночь уже отравленная Мариорица и уже обреченный на плаху Волынский.


В романе Ивану Ивановичу Лажечникову удалось достоверно передать не только нравы и быт, предрассудки и заблуждения прошлого, но и воплотить образ и дух эпохи, создать своеобразные характеры исторических лиц.

Рекомендуем прочитать

Лажечников, И. И. Ледяной дом / И. И. Лажечников ; вступительная статья М. В. Нечкиной ; примечание Е. М. Шуб. - Москва : Правда, 1985. - 383 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.

____________

Опульский, А. И. И жизнь и перо на благо Отечества : [о И. И. Лажечникове] / А. И. Опульский. - Москва : Московский рабочий, 1968. - 192 с. : ил. - Библиогр.: с. 191-192. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Петербург зимы 1739/40 г.: снежные бугры, безлюдство. Императрица Анна Иоанновна, хотя выезжает и занимается делами, приметно гаснет день ото дня. Бирон, герцог курляндский, очищает себе место правителя.

Кабинет-министр и обер-егермейстер Артемий Петрович Волынской, гофинтендант Перокин, тайный советник Щурхов и граф Сумин-Купшин ждут случая свергнуть временщика.

В четверг святочной недели в доме кабинет-министра Волынского идут приготовления к масленичным игрищам, которые ему

поручено устроить государыней. Перед хозяином дома и его секретарем Зудой проходят вереницы пар представителей народов, обитающих в России, среди которых не хватает малороссиянина. Женщина из пары цыган поражает хозяина сходством с любимой гоф-девицей государыни – молдаванской княжной Мариорицей Лелемико. Цыганку зовут Мариула, она – мать Мариорицы, не ведающей о своем происхождении.

Оставшись наедине с Волынским, цыганка отрицает родство с княжной, но соглашается содействовать хозяину в сближении с Мариорицей ждет перемены императрицы к Бирону. Его секретарь Зуда остерегает хозяина вступать в

борьбу с герцогом, сам же со слугой похищает труп Горденки. Анонимный помощник передает подлинный донос малороссиянина, хотя перед тем за удачу обнаружения этой бумаги племянник Липмана Эйхлер пожалован Бироном в кабинет-секретари.

Другая страсть женатого Волынского – восемнадцатилетняя княжна Мариорица Лелемико. Дочь молдаванского князя, с малолетства лишившись отца и матери, она досталась в удел хотинскому паше, но после взятия Хотина русскими Мариорица была поручена милостям государыни. Фатализм, которым княжна была с детства напитана, подсказывает, что при рождении назначено любить ей Волынского.

Кабинет-министр всеми возможными путями – через цыганку, которая требует с мнимого вдовца обещания жениться на сироте, через тщеславного учителя Мариорицы Тредиаковского – пишет к княжне Лелемико, скрывая от нее, что женат. Герцог, распуская слухи о смерти жены Волынского и задерживая ту на время в Москве, подогревает любовную интригу с молдаванскою княжной. Бирон нашел слабую пяту этого “Ахиллеса”, ведь императрица не надышится на девчонку.

Поэтому герцог позволяет гадалке вход во дворец ко княжне, а влюбленным – переписку.

Иностранцы при дворе начинают опасаться русской партии, на сторону которой все чаще встает государыня. Последний спор Волынского с Бироном поднимает бурю в присутствии графа Миниха, благоволящего кабинет-министру, и вице-канцлера Остермана, который играет двусмысленную роль в борьбе соперников. Основные расхождения возникают из-за претензий Польши на вознаграждение за переход русских войск через ее владения: Бирон считает их справедливыми, а Волынской дерзко полагает, что такое мнение может иметь только вассал Польши. “Я или он должен погибнуть!” – повторяет беснующийся Бирон после ухода врага.

Но тут узнает, что тело Горденки похищено.

Волынской после ссоры устремляется во дворец в надежде увидеть свою возлюбленную, где застает ее играющей в бильярд с Анной Иоанновной. Их осаждает вереница шутов, среди которых есть своя партия иностранцев и русских. Государыня сегодня сердита на Бирона.

Приехавший Бирон обсуждает шутов: предлагает в невесты Кульковскому Подачкину (ее подозревает Зуда), – Волынской удивлен известностью своей барской барыни. Затем герцог намекает ее величеству на особ, которые женаты и скрывают это. Шут-итальянец Педрилло приходит на помощь Бирону: это он соблазнил девушку из дворца. Анна Иоанновна вне себя от гнева Тот завершает покаяние: она – его жена, дочь придворной козы, родила вчера и всех приглашают на родины.

Государыня хохочет от всего сердца.

Между тем рядом с Адмиралтейством и Зимним дворцом встал дивный ледяной дворец. Ночью, при освещении, государыня, а с нею весь Петербург едут осматривать чудо. Она очень довольна Волынским, Бирон попадает в немилость.

Русская партия торжествует. Когда, осмотрев весь дом, императрица выходит, густой туман ложится на землю. Испуганная, она оборачивается назад, ищет Волынского, да того нигде нет.

Бирон успевает воспользоваться этим случаем и вновь воскресает из лукавого раба дерзким повелителем. Артемий Петрович был в ту минуту подле Мариорицы. Той же ночью торжествующий герцог делает все, чтобы дворцовые свидетели застали кабинет-министра в комнате Мариорицы.

Больше услуги Мариулы не требуются герцогу, и цыганку не пускают во дворец. Подачкина извещает несчастную мать, что Волынской женат. Мариула бросается к кабинет-министру и рыдает, молит, обвиняет его.

Пристыженный ею Волынской составляет княжне письмо, в котором открывает правду о себе. Обезумевшая от горя Мариула, пытаясь защитить дочь, тоже вынуждена открыть Мариори-це свою тайну.

Союзники Волынского Щурхов, Перокин и Сумин-Купшин приходят на шутовские родины козы, с тем чтобы рассказать государыне истину о бремени, возложенном на Россию ее курляндским любимцем. Попытка не удалась – их берут под арест в крепость.

Зуда уверен: из любви Мариорицы можно построить лестницу хоть на небо. Для спасения головы ее возлюбленного он берет в сообщники княжну Лелемико, которой Анна Иоанновна дорожит без меры. Та передает государыне в тайне от Бирона бумаги Горденки, чем возвращает самодержавное доверие друзьям Волынского.

Приходит время назначенной свадьбе шута в ледяном доме. В этот день императрица очень весела, как бы утешаясь победой над своим фаворитом. Час настал: себя открывает тайный союзник Волынского – племянник Липмана Эйхлер сообщает о коварных планах Бирона самой государыне, и та, убежденная красноречием его сердца, приказывает решить с поляками по мнению кабинет-министра.

К вечеру весь город узнает об опале Бирона.

Жена Волынского возвращается из Москвы с радостью – под сердцем носит она будущего сына. Но государыня хочет, расстроив этот брак, отдать Мариорицу за Артемия Петровича. Навлекая на себя немилость, кабинет-министр отказывается. Мариорица решает пожертвовать собой для блага Волынского: она составляет письмо к государыне, в котором открывает свое цыганское происхождение – Волынскому нельзя на ней жениться; далее она клевещет на Бирона и на себя.

После того княжна нетерпеливо ждет милого Артемия на последнее свидание, в волнении просит пить. Служанка подносит ей отравленное питье. От волнения Мариорица не замечает ничего.

Вот и ее Артемий, вот порог ледяного дома, наступает ее час, ради которого пришла она в мир: она принадлежит ему. Вернувшись со свидания, княжна умирает.

Письмо Мариорицы к государыне не нашлось. Волынской взят под стражу. Дела государственные встали.

Остерман и другие объясняют Анне Иоанновне, что спасти государство может только герцог курляндский.

По окончании суда над Волынским Бирон приносит государыне на выбор два смертных приговора: партии Волынского и себе. Полу-умираюшая императрица подписывает смертный приговор своему кабинет-министру. На лобном месте, ожидая казни, оказываются и все соратники Артемия Петровича, включая Эйхлера, – почти все, что было благороднейшего в Петербурге.

Читайте также: