Доклад экологическое воспитание на уроках химии и биологии

Обновлено: 07.07.2024

Каждый час днем и ночью население Земли увеличивается. Это влияет на окружающую среду и, в частности, на ее загрязнение, так как с увеличением населения возрастает количество всего того, что потребляется, производится, строится человеком и выбрасывается. Наверное, никогда так остро перед человечеством не стоял вопрос о будущем нашей планеты. Возникает необходимость изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нынешнего поколения.

Проблемы гармоничного сосуществования с природой в настоящее время все активнее выдвигаются на передние рубежи человеческих познаний. Вот почему такое большое значение отводится экологическому воспитанию в современном образовательном процессе.

Экологическому воспитанию в Федеральном Государственном Образовательном стандарте уделено особое значение:

  • формирование и развитие экологического мышления личности;
  • умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развивает основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осуществляет подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Главная цель в моей работе (как учителя биологии и химии) - это формирование экологического сознания обучающихся. Что же это такое? На мой взгляд, это такое состояние души, когда существование в гармонии с природой, соблюдение ее законов, бережное отношение к ней, становится таким естественным состоянием, без которого жизнь не возможна. Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:

  1. формирование активной жизненной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
  2. овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  3. воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  4. обучение детей правилам общения с природой, познания её;
  5. развитие потребности в общении с природой.

В течение трёх лет, используя различные методы и формы проведения внеурочной деятельности по экологии, формирую систему экологического воспитания, которая помогает мне в работе и позволяет решить поставленные задачи.

При обучении детей экологии я использую ряд принципов:

  1. Принцип потенциальной полезности.
  2. Принцип независимости.
  3. Принцип взаимосвязи.
  4. Принцип генетического разнообразия.

Поэтому основными аспектами экологического образования я считаю:

  1. Здоровьесберегающие;
  2. Научные;
  3. Нравственно-эстетические;
  4. Правовые;
  5. Практические.

Экологическая ситуация в России тревожна. Люди забыли, что их колыбель очень мала и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь. Поэтому вопросам экологического образования и воспитания школьников уделяется большое внимание в нашей школе. Учебные занятия, которые обеспечивают ознакомление школьников с экологией, охватывают круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, проводятся различные конкурсы, учебно – исследовательские проекты, акции, предметные недели биологии, химии и экологии.

Экологические мероприятия проводятся в нашей школе регулярно, согласно плану, что делает их значимыми для детей. Поддержание и сохранение добрых традиций сплачивает детей, формирует в них организаторские способности, чувство ответственности. Мне очень помогает в этом календарь знаменательных экологических дат. Традиционными из этого календаря в нашей школе стали Международный День птиц – 1 апреля, День Земли – 22 апреля, Международный День охраны озонового слоя земли – 16 сентября. На уроках биологии 1 апреля говорим о птицах, читаем стихи и разгадываем загадки, выпускаем газеты, посвященные этому празднику.

В своей педагогической деятельности использую следующие методы преподавания: словесные, наглядные, практические.

При применении одних методов передача знаний проводится словом, при применении других – показом и третьих – в практической работе. Обучающиеся усваивают знания, слушая, наблюдая и работая практически.

Словесные методы можно разделить на 4 группы: беседа, объяснение, рассказ, лекция.

При проведении уроков экологии я использую наглядные пособия, которым отводится важная роль.

Опыты, живые объекты, таблицы служат источником информации для обучающихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, дети самостоятельно обдумывают выводы, обобщения. Наглядность, применяемая на уроках экологии, бывает и натуральной (объекты природы, изобразительные таблицы, схемы, муляжи).

К видам наглядных методов относятся: демонстрации опытов, натуральных объектов, изобразительных пособий.

При изучении экологии я часто использую рисунок на доске, самодельные наглядные пособия. Использование обучающимися наглядных методов при ответах даёт им возможность практиковать приобретённые знания.

Для изучения экологии применяю и практические методы: работа по распознаванию и определению природных объектов, наблюдения с последующей регистрацией явлений, проведение эксперимента.

На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, обучающиеся должны отвечать её результатами.

На уроках экологии я использую частично-поисковый метод.

При этом методе я создаю проблемную ситуацию, но она разрешается вместе с учениками. Планирую эвристическую беседу. И провожу её так, что каждый последующий вопрос вытекал из предыдущего.

Часто на обобщающих уроках применяю исследовательский метод.

При решении проблемных исследовательских задач ученики постепенно овладевают приёмами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности.

Высший уровень проблемного обучения – это поисковый метод.

При опросе я применяю разные формы контроля знаний: индивидуальный, групповой, само и взаимоконтроль. Также использую такие приёмы, как:

а) полетный опрос;
б) составление плана ответа;
в) беседа по плану;
г) закончи предложение;
д) заполнение таблицы;
е) заполнение схему;
ж) рисунок схемы по памяти;
з) обозначение данных по памяти;
и) решение проблемы;
к) составление кроссвордов.

Ребята с удовольствием принимают участие в составлении кроссвордов о природе, о её охране, с привлечением методов по решению проблем окружающей среды (таких, как вырубка лесов, насаждений, сжигания мусора, листвы и веток, сухой травы).

Каковы же возможности школы в формировании экологической культуры?

Также в нашей школе ежегодно проводятся осенние ярмарки.

Большая роль в экологическом воспитании отводится школьному учебному участку. Во-первых, знания, полученные на уроках биологии, хорошо закрепляются во время работы на участке, опыты помогают найти пути решения природоохранительных задач. Во-вторых, вырабатываются трудовые навыки, способствующие профориентационной работе.

Школьники учатся управлять ростом растений, их развитием, урожаем, правильно и своевременно вносить удобрения.

Экологические акции и операции стали популярными во всем мире и проводятся различными организациями: медицинскими учреждениями, волонтерами, студентами ВУЗов. В нашей школе также проводятся подобные акции:

Все мероприятия воспитательное и развивающее направление. Главное – вызвать интерес к предмету изучения, заставить ребят задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно участвовать в познании, защите окружающей среды и улучшении её состояния.

В 2013 году научное общество "Парус" создало сайт-путеводитель "Природа и экология родного края", материалами которого я активно пользуюсь на уроках и внеурочное время.

Здесь и словарь топонимов, и проблемы озера Эльтон и переработки мусора, и животный, и растительный мир нашего края, и Красная книга района. И конечно, приглашение посетить достопримечательные памятники природы нашего края - туристские маршруты по Приэльтонью. Безусловно, этот материал привлекает большое внимание школьников, вызывает интерес к истории родного края, оказывает воспитательный эффект.

Большое значение в процессе экологического воспитания школьников играет наглядное информационное просвещение.

Обучающиеся могут найти на стенде интересующую их информацию.

Каждый год в школе проводится конкурс рисунков и поделок на экологическую тематику.

Подводя итог начала своей большой работы, хочу сказать следующее: «Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет содержать и экологические аспекты:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии.

Основная цель экологического образования - формирование экологического мышления, на основе активной жизненной позиции.

Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Техногенное господство человека на планете не дает ему права противопоставлять себя природной среде, рассматривать развитие общества вне функционирования окружающей его среды. Он должен осознать, что его собственное выживание, существование как биологического вида является лишь элементом сохранения жизненных форм на Земле и не может не подчинятся объективным законам, управляющим биосферой.

Создав и используя мощную техническую базу в своих интересах, человек заимел гигантскую власть над природной средой, но к сожалению, не оценив своего места в биосфере он не приобрел чувства ответственности, которое бы соответствовало этой его новой роли.

Таким образом, возник новый фактор среды - антропогенный, способный не только разрушать, но и восстанавливать целостность биосферы. До сих пор он был полновластным хозяином в покорении природы. Теперь же ему следует вернуть ей свой долг, используя все достижения человеческой цивилизации, спасти от уничтожения богатейший мир флоры и фауны нашей планеты.

На пороге третьего тысячелетия человеку, независимо от его желания, уготовлена роль ответчика - творца - разрушителя, от которого зависит жизнь на планете, включая и его собственную жизнь.

Диалектическое единство и борьба природы и общества является методологической основой формирования экологического сознания.

Во всем мире экологическое образование в настоящее время рассматривается как важнейшая мера предупреждения экологической катастрофы и является общепризнанным приоритетным направлением педагогических исследований.

Рассматривая цели экологического образования учащихся можно определить различные его уровни:

  1. экологическое просвещение;
  2. формирование экологического сознания;
  3. развитие экологической культуры.

Первый уровень обеспечивает ориентацию учащихся в проблеме и соответствующие правила поведения, второй - предусматривает категориального аппарата мышления учащихся, третий- развитие экологической культуры.

Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обусловливает необходимость ориентации на достижение третьего уровня - экологической культуры.

Экологическое образование имеет межпредметный характер и является непрерывным процессом, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. В основу экологического образования должны быть положены методические подходы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ведущая роль здесь должна быть отведена активным методам обучения: дискуссиям, ролевым и имитационным играм, исследовательской работе, связанной с решением задач, экскурсиям. Все эти методы, пробуждая мыслительную активность, дают учащимся багаж прочных знаний, приобретенных в результате личного опыта.

Дискуссии, деловые игры и другие методы коллективного активного обучения обогащают также опытом социального общения. Многообразие точек зрения на одну и ту же проблему учит спорить, отстаивать свою точку зрения.

Основной задачей учителя химии является формирование таких понятий, как химический элемент, химическое вещество, химическая реакция и химическое производство. Каждое из названных понятий тесно связано с системой экологических понятий, а именно, с понятиями окружающая среда, живой организм (человек, животное, растение), экологические факторы, экологическая система и биосфера. Параллельно с ними следует разбирать природоохранные понятия.

При изучении элементов 6 группы рассматриваются химические аспекты экологии, например, основным жизненно важным компонентом воздуха является кислород, парциальное давление которого при обычных условиях составляет 160 мм рт.ст., снижение его вызывает у человека и животных явления кислородного голода - учащение и увеличение глубины дыхания, ускорение тока крови, усиление работы сердца.

Инертным разбавителем 0 2 в воздухе является азот. Уменьшение содержания кислорода в воздухе, сопровождающееся увеличением содержания азота, вызывает гипоксию и наркотическое действие.

Наряду с естественными составляющими воздуха, в результате производственной деятельности человека в нем в большей или меньшей степени содержатся соединения серы, азота, углерода, органических веществ.

Особенно пагубное влияние на атмосферу оказывают сера и ее соединения: сернистый газ, сероводород, перекись серы и т.д.

При характеристике одноатомных спиртов целесообразно применить закономерность, известную для углеводородов (правило Ричардсона), согласно которой, наркотические свойства и токсичность этих веществ возрастают с увеличением в их молекуле числа атомов углерода (или с увеличением их относительной молекулярной массы). Это же можно проследить и у спиртов, наркотическое действие которых нарастает от низших гомологов к высшим (исключение составляет метанол). У одноатомных спиртов наблюдается еще одна закономерность- с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (Гемо - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Следовательно, спирты относятся к гемолитическим ядам (как, например, змеиные яды).

Ароматические амины, обладая циклической структурой, проявляют не только токсические свойства, но и канцерогенные. На примере анилина можно рассмотреть практически весь путь ароматического амина от источника загрязнения им природной среды до организма человека.

В процессе экологического воспитания следует постоянно подчеркивать роль и возможности человека, его влияние на окружающую среду, а также на воспитание личности. Учитель наряду с образовательной задачей на каждом уроке, прямо или косвенно призван решать вопросы воспитательного характера. Он должен систематически формировать экологическое мировоззрение, представляя человека как продукт природы, как систему, находящуюся во взаимодействии с природой, воздействующую на природу и зависящую от природы.

Кроме теоретических знаний учитель химии должен формировать практические навыки, используя задачи с природоохранным содержанием, используя химический эксперимент.

Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического воспитания достигнута.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

учитель биологии и химии

Святкина И.В.

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества

Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Главная цель экологического воспитания школьников – формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания на основе принципов:

1.Гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. Заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. Комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4.Непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. Наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6. Региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Основная задача учителя - донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

Приобретение учащимися навыков самопознания, раскрытие у каждого ребенка интереса к различным видам деятельности и вовлеченность в деятельность, раскрытие творческого потенциала ребенка, приобретение ребенком возможностей изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в системе современного биологического образования…………………. 3.

2.1. Экологический аспект в урочной деятельности,

как средство повышения уровня и качества знаний учащихся………….. 4

2.2. Активизация познавательной деятельности учащихся

во внеурочной деятельности………………………………………………. 5

2.3. Повышение уровня экологической образованности учащихся на пришкольном учебно-опытном участке.

2.4. Экологическое воспитание учащихся в школьном экологическом

отряде, воспитание экологического сознания и экологически грамотного

отношения к природе родного края……. 8

На международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах – БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.

Целью данной работы является систематизация опыта работы в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и собственному здоровью на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.

Отсюда вытекают следующие задачи работы:

Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.

Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.

Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.

Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Повышать интерес к предмету и как следствие этого – повышение качества знаний и уровня подготовки к итоговой аттестации.

В данной работе описывается экологическая деятельность обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности.

Урочная деятельность включает: принципы и подходы экологического воспитания учащихся, место и роль экологического образования в системе преподавания биологии и химии . В работе освещены педагогические приемы, методы и формы реализации поставленной цели и вытекающих из нее задач в экологическом воспитании учащихся. Рассматривается работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

II. Место и роль экологического воспитания

в системе современного биологического образования.

2.1. Экологический аспект в урочной деятельности,

как средство повышения уровня и качества знаний учащихся

Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. И задача учителя и состоит в том, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии.

Планом нашей школы не предусмотрено преподавание предмета экологии. Экологической материал изучается в конце каждого курса биологии и химии. Этого крайне недостаточно,

На уроках биологии в 8 классе изучается организм человека. При выполнении лабораторных работ в 8 классе дети изучают приемы оказании первой помощи при различных видах травматизма. Учатся измерять жизненно важные функции /пульс, частоту дыхания, артериальное давление, измерять рост и массу своего тела, сравнивать с эталоном и делать выводы о развитие своего организма, изучать санитарно-гигиенические правила и профилактические мероприятия по предупреждению различных заболеваний. Применение различных образовательных технологий на уроках биологии и химии :методики игр здоровьесбережения, ИКТ, метода проектов, дифференцированного обучения позволяет привлечь внимание детей к изучению биологии, химии и экологии./ Приложение 13,14,15 14/

Ежегодно возрастает процент выбора сдачи экзамена по биологии

Таблица 1. Динамика выбора сдачи экзамена по биологии и химии в 9 классах

Экзамен по выбору

Таблица 2 Динамика успеваемости и качества знаний экзамена по биологии и

химии в 9кл.

Экзамен по выбору

Учащиеся школы подтверждают знания по предмету при участии в районных предметных олимпиадах, появились успехи в экологической олимпиаде.

Таблица 3 Количество призеров и победителей во Всероссийской олимпиаде школьников /муниципальный этап/

Всероссийская олимпиада школ.

Многие выпускники, выходят из школы, поступают в средние специальные и высшие учебные заведения на факультеты, связанные с биологией, химией и экологией. Получают профессии и работают в отраслях народного хозяйства биохимического направления или становятся учителями биологии или химии.

111. Активизация познавательной деятельности учащихся

во внеурочной деятельности.

В связи с тем, что экологическое образование предполагает непрерывный систематический процесс обучения воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. То количество часов, которое отведено программой на изучение курса биологии, конечно же, недостаточно для того, чтобы можно было максимально реализовать эти требования. Поэтому введение внеурочной деятельности в процесс обучения и воспитания учащихся даёт возможность увеличить время для того, чтобы у обучающихся появилась возможность непосредственно участвовать в экспериментальной деятельности: осуществлять постановку эксперимента, наблюдать за ним, описывать его, делать выводы, оформлять результаты деятельности.

Экологическому воспитанию способствует выступление агитбригад. /Приложение /. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений. Эмоциональное восприятие позволяет усилить воспитательную роль подобных мероприятий. Учащиеся основного звена с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, рисуя домашнего любимца или жителя дикой природы, создавая листовку защиту ели и сочиняя призыв,бережно относиться к воде. /Приложение /

Любимой формой экологического образования и воспитания для школьников является – экскурсия. ./Приложение В школе стали традиционными экскурсии по школьному двору, парку, по окрестностям села, поездки по родному краю.. Во время экскурсий учащиеся изучают видовое многообразие живых организмов, условия их обитания, взаимоотношения друг с другом и человеком. Именно там ребята соприкасаются непосредственно с природой, видят ее красоту, ее величие и незащищенность перед человеком.

2.3 Повышение уровня экологической образованности учащихся, с помощью опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке.-

Весной и осенью организую практическую опытническую деятельность на пришкольном учебно-опытном участке, так как опытническая работа учащихся, является неотъемлемой частью и важным звеном в преподавании биологии. Она дает учащимся необходимые знания и навыки по организации и методике простейших исследований в области экологии, сельского хозяйства, способствует развитию творческих способностей учащихся: умение работать по плану, наблюдать за биологическими объектами, суммировать факты и делать выводы, нести ответственность за порученное дело.

2.4 Экологическое воспитание учащихся в школьном экологическом

отряде, воспитание экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.

Одной из форм разностороннего экологического воспитания учащихся в школе вне урока является школьный экологический отряд .

С 2013 года являюсь руководителем экологического отряда, созданного на базе нашей школы.В работе отряда принимали участие учащиеся 4-11 классов, родители, педагоги, общественность.

Работа отряда организовывалась по трем направлениям:

Учебно-познавательная природоохранная деятельность

Просветительная природоохранная деятельность

Общественно-полезная природоохранная деятельность

Экологическое звено школы проводит “разведку” опасных экологических зон и отряд во главе с учителями биологии, технологии стараются эту зону по возможности ликвидировать или обезопасить (уборка мемориала братских могил, дворов ветеранов войны и труда; обращение к сельской администрации с просьбой организовать работу трактора на свалке.)

Экологической теме были посвящены общешкольтные мероприятияэ Традиционный школьный осенний бал превратился в Экобал. /Приложение

Лучшие члены нашего экоотряда в 2013 году были приглашены на слет Юных экологов в п.Сукко города Анапы. За активное участие в работе слета школа, руководитель отряда и дети получили благодарности, значки и подарки /флажки, банданы и футболки с экосимволикой /./Приложение . Число стороников экоотряда растет, о чем свидетелствует динамика его численности по годам и актвность его членов

Таблица 4 Динамика участия учащихся в экологических программах

Читайте также: