Лебединская клара самойловна доклад

Обновлено: 18.05.2024

советский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой

Клара Самойловна Лебединская (19 декабря 1925 — 9 апреля 1993) — советский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.

Биография

С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру Московского Научно-исследовательского института психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Груне Ефимовне Сухаревой.

С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей.

С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР.

9 апреля 1993 после тяжёлой болезни К. С. Лебединская скончалась. Похоронена, на Введенском кладбище.

Научный вклад

Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном 2-х направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития. Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией, описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов К. С. Лебединскую все больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу, специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

Наиболее известные ученики К. С. Лебединской работающие в этом направлении — Никольская О.C., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. До сих пор они являются ведущими специалистами в нашей стране по этому вопросу. Под её руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы.

Выдающийся ученый, Клара Самойловна Лебединская (19.12.1925 - 09.04.1993), отличалась такой широтой интересов, что результаты ее деятельности создали вклад не в одно научное направление, и обогатили не только психиатрию, но и специальную психологию. Она, исследуя проблемы детской психопатологии, проникала в суть особенностей психики детей с трудностями в развитии.

К.Лебединская свой путь психиатра начала в 1952 году ординатором областной больницы. С 1958 года под руководством Г.Е.Сухаревой она стала заниматься научной работой. С 1961 по 1973 год она блестяще преподавала детскую психиатрию в Центральном институте усовершенствования врачей. Первый цикл ее исследовательских работ, завершившийся диссертацией и публикацией монографии, был серьезным научным достижением, он положил начало развитию отечественной детской психоэндокринологии и одновременно был серьезным вкладом в специальную психологию.

В монографии "О психических нарушениях у детей с патологией темпа полового созревания" (1969) К.Лебединская обобщает свое изучение детей с нарушением развития. На примере ускоренного полового развития она показывает связь соматической патологии с психическими особенностями. Ею были описаны два типа психических нарушений: в одной группе - аффективные (раздражительность, агрессивность, пугливость, колебания настроения, волевая неустойчивость, слабые школьные интересы, переживание своей неполноценности) и во второй - более тяжелые психические расстройства (диэнцефальная недостаточность, медлительность, эксплозивность, дисфории и патология влечений в форме гиперсексуальности, бродяжничество, пиромания, садизм, прожорливость, склонность к вымыслам, антисоциальное поведение).

При задержке полового созревания (адипозо-генитальный синдром) в случае конституционального гипогенитализма описаны дисгармонический инфантилизм, внушаемость, несамостоятельность, импульсивность, рассеянность, резонерство, робость, ипохондричность, вспыльчивость, эмоциональная и вегетативная лабильность; в случае церебрального гипогенитализма - черты резидуальных поражений органического генеза: невысокий интеллект, медлительность, тугоподвижность психических процессов, лабильность и инертность эмоций, эксплозивность и дисфории, диэнцефальная неполноценность.

Наряду с медикаментозной терапией она уже тогда рассматривала возможность психокоррекции как самих больных, так и психотерапию членов семьи.

С 1973 года, когда К.Лебединская возглавила сектор клинико-генетического изучения аномальных детей в НИИ Дефектологии, она изучает психопатологию ЗПР и эмоциональные расстройства у умственно отсталых детей. В 1977 году она создает группу по комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма, а затем и лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями. Все эти подразделения она весьма успешно возглавляла в течение 20 лет.

Итогом изучения К.С.Лебединской (1982) детей, отстающих в развитии, но отличающихся от умственной отсталости менее глубокими нарушениями, было описание ЗПР, отличающихся парциальностью, мозаичностью нарушений познавательной деятельности, значительно более высокими потенциальными возможностями высших форм мыслительной деятельности, чем при олигофрении, вторичными нарушениями мыслительной деятельности. Было выделено 4 типа задержек психического развития:

1) задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм);

2) ЗПР соматогенного происхождения (длительная соматическая недостаточность);

3) ЗПР психогенного происхождения (грубо выраженные неправильные условия воспитания);

4) ЗПР церебрально-органического генеза (органическая недостаточность нервной системы).

Начиная с конца 70-х годов и до последних дней своей жизни, К.Лебединская разрабатывает проблему детского аутизма. Она рассматривала РДА как аномалию развития различной эндогенной и экзогенной этиологии. Основой этого синдрома она считала затруднение формирования эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и с человеком, которые приводят к отсутствию общения и искажению всего хода психического развития, препятствуя социальной адаптации. Она фактически раскритиковала прежние взгляды многих отечественных психиатров на РДА.

С большой скрупулезностью были изучены особенности клинической картины и патопсихологии детей, страдающих аутизмом. Созданы критерии ранней диагностики и ее отличия от проявлений РДА в старшем дошкольном возрасте. Произведен расчет частоты встречаемости симптомов РДА. Описаны неизвестные особенности познавательной деятельности (отставание, парциальное ускорение и распад); восприятия и социального поведения. Подробно изложены все ранее изученные проявления РДА.

Разработана оригинальная классификация детского аутизма, состоящая из 4 групп:

1) с преобладанием тотальной отрешенности от окружающего мира;

2) с преобладанием активного аутистического отвержения окружающего мира;

3) с преобладанием захваченности собственными аффективными впечатлениями и аутистическим замещением окружающего мира сверхценными пристрастиями, особыми интересами;

4) с преобладанием сверхтормозимости окружающим миром, негибкости в контактах, ранимости, пугливости.

Проведены критерии дифференциальной диагностики.

Создана концепция патогенеза РДА, в основу которого положено представление о первичном расстройстве - сенсоаффективной гиперестезии и слабости энергетического потенциала и вторичном расстройстве - аутизме, уходе от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также псевдокомпенсаторных аутостимуляторных образованиях (стреотипии).

Были внедрены диагностические приемы по распознаванию этого синдрома ("Диагностическая карта") в максимально раннем периоде жизни ребенка (1-2 года).

Сделан большой вклад как в клинико-психолого-педагогическую коррекцию, так и в медикаментозную терапию.

Создана концепция организации помощи детям с аутистическим синдромом.

В результате своих многолетних исследований К.С.Лебединская создала клиническую типологию декомпенсации поведения у подростков с олигофренией, которую она рассматривала в рамках нескольких психопатологических вариантов: 1) психической декомпенсации невротического типа и 2) психической декомпенсации психопатоподобного типа с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости, с преобладанием аффективной возбудимости или с преобладанием патологии влечений.

Нарушения поведения с преобладанием психической неустойчивости. Поведение этих подростков характеризовалось игровыми интересами, неумением управлять своими желаниями, эйфорией, двигательной расторможенностью, назойливостью, беззаботностью, нередкой дурашливостью, внушаемостью, склонностью ко лжи, вымыслам и воровству. Они отставали в физическом и соматическом развитии, часто наблюдались грубые дисплазии телосложения, в неврологическом статусе имелись органические стигмы. Трудности освоения программы при первоначальном обучении в общеобразовательной школе сформировали выраженное отрицательное отношение к школе, сохранившееся и в коррекционном учебном заведении. Декомпенсация в подростковом возрасте была связана с повышенной внушаемостью к поведению антисоциальных групп, в которые легко попадает органически инфантильный умственно отсталый подросток, с отсутствием личностных установок. Развитию декомпенсации способствовала неблагоприятная семейная среда и ряд экзогенных факторов.

Нарушения поведения с преобладанием аффективной возбудимости. У этих подростков в поведении преобладали взрывчатость, с опасностью развития патологического аффекта, раздражительность, бестормозность, неуправляемость, склонность к вспышкам по самому незначительному поводу опасной агрессии. Наиболее часто аффективные взрывы у подростков возникали, а затем многократно повторялись в связи с насмешками окружающих ребят или из-за переживаний собственного сиротства и ревности к тем детям, у кого семья не была разрушена. У них часто наблюдаются немотивированные колебания настроения, как правило, в виде органических дисфорий. Интеллектуальная продуктивность нарушена также и из-за церебрастенических явлений. Наблюдается переориентировка интересов в направлении физического труда или домашнего хозяйства. Отмечаются врожденные дисплазии и симптомы выраженной вегетативной дистонии. Причина декомпенсации умственной отсталости в этом случае связывается с пубертатным кризом, который отягощался генетическим происхождением самой умственной отсталости или ранними постнатальными поражениями ЦНС.

Нарушения поведения с преобладанием расторможенности влечений. У мальчиков-подростков этот тип нарушения поведения определялся тягой к побегам, бродяжничеству, склонностью к воровству, прожорливостью, повышенной сексуальностью. У девочек-подростков повышенное сексуальное влечение обычно характеризовало все их поведение. Склонность к бродяжничеству у части их них была связана с сексуальной активностью, промискуитетом или приобретением более или менее постоянных сожителей. Нарушения влечений сочетались у многих подростков с аффективной возбудимостью, агрессивностью. У них не было никаких представлений о значимости социального и профессионального статуса, представлений о социальном облике родителей, суждений об одобряемом или порицаемом поведении. Не было потребностей в эмоциональных связях. Было либо раннее начало, либо ускоренное протекание полового метаморфоза. Имели место явления вегетативной дистонии. Возникновению декомпенсации способствовали факторы социального неблагополучия и умственная неполноценность, аморальное поведение некоторых родителей (1988).

В последние годы она подошла к новому пониманию принципов взаимодействия психолога и врача, соотношения психолого-педагогических воздействий и психофармакотерапии в процессе коррекции аномалий психического развития.

В 1992 году К.С.Лебединская блестяще защитила докторскую диссертацию: "Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема". Ее перу принадлежат 4 монографии, 10 методических руководств, свыше 100 других публикаций.

К.С.Лебединская умерла в 1993 году после тяжелой болезни, которая прервала ее жизнь неожиданно в расцвете сил и полною творческих замыслов. Ее потеря - тяжелая утрата для детской психиатрии и специальной психологии.

С 1973 года Клара Самойловна возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР. Она ведет консультативные приемы, клинико-психологические разборы, руководит многими научными работами. Ее собственные научные интересы сосредоточены в это время на изучении патологии в развитии эмоциональной сферы детей и подростков, страдающих олигофренией и психопатологии задержки психического развития. Она изучает клинико-психологическую структуру этих нарушений, описывает различные варианты патологии подростковых кризов, разрабатывает новые принципы классификации и медикаментозной терапии, критерии дифференциальной диагностики.

В последние годы Клара Самойловна подошла к новому пониманию принципов взаимодействия психолога и врача, соотношения психолого-педагогических воздействий и психофармакотерапии в процессе коррекции аномалий психического развития. Учет возрастных особенностей, выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований позволил поставить задачи разработки принципов медикаментозной терапии, позволяющей более избирательно воздействовать на симптоматику, максимально поддерживая возможности развития ребенка.

Огромную научную работу (написаны 4 монографии, 10 методических руководств, свыше 100 статей и тезисов) Клара Самойловна успешно сочетала с педагогической и организаторской деятельностью. На протяжении 12 лет ее работы на кафедре Центрального Института усовершенствования врачей сотням врачей посчастливилось быть слушателями ее блестящих лекций, не прекращалась ее педагогическая деятельность и в последующем. Она воспитала столько учеников, что можно с полным правом говорить о научной школе К.С. Лебединской.

За 20 лет работы в НИИ Дефектологии она возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей, экспериментальную группу по комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма, лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями. Причем в двух последних случаях Клара Самойловна была не только руководителем, но и создателем, терпеливым и заботливым воспитателем научного коллектива. Глубокий ум, исключительная научная честность, стремление разрабатывать проблему, не обходя острые углы, создавали для всех, работавших с ней, атмосферу требовательности к себе. В то же время, как истинно талантливый человек Клара Самойловна умела радоваться успехам других, ободрять, помогать, рядом с ней все становились более способными.

Неся на себе весь этот груз научной, организаторской, педагогической деятельности, Клара Самойловна никогда не прекращала практическую работу, консультирование и лечение детей. Ее чуткость и внимание к своим пациентам и их родителям были беспримерны, за что и те, и другие платили ей признательностью, преданностью и любовью.

Клара Самойловна Лебединская - (1925 г. - 9 апреля 1993 г.) детский психиатр и дефектолог,создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специал истов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой[Биография

Работа содержит 1 файл

Клара Самойловна Лебединская.docx

  • Клара Самойловна Лебединская - (1925 г. - 9 апреля 1993 г.) детскийпсихиатридефектолог,создатель классификацииЗПРпо этиопатогенетическому принципу, организатор приНИИ Дефектологиипервой в нашей стране группы специал истов, осуществляющую комплексную помощь детям саутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрииГруни Ефимовны Сухаревой[Биография

С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру Московского Научно-исследовательского института психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Груне Ефимовне Сухаревой . [2]

С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей.

С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР .

В конце 70-х - начале 80-х годов Клару Самойловну все больше интересует проблеме детского аутизма . В 1978 она создает при НИИ Дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом . В 1992 году К.С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации - "Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема".

9 апреля 1993 после тяжёлой болезни К. С. Лебединская скончалась . Похоронена, на Введенском кладбище .

Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном 2х направлений - это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития . Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией , описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР [3] .

В конце 70-х - начале 80-х годов К. С. Лебединскую все больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого- педагогической помощи детям с аутизмом.

ВЕБИНАР: Танец зеркальных нейронов. Мультимодальная терапия творчеством для развития эмпатии и взаимопонимания

Практика классического гипноза в терапии и психологической коррекции

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Доктор психологических наук. Детский психиатр и дефектолог.

Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями НИИ дефектологии АПН СССР.

В 1952 г. окончила в 1-й Московский медицинский институт. В 1955-1957 гг. училась в клинической ординатуре кафедры психозов детского возраста Московского НИИ психиатрии, ученица Г.Е. Сухаревой.

Студенткой работала ночной сестрой в психиатрической скорой помощи. После окончания института работала ординатором в Яхромской психиатрической больнице, а после окончания ординатуры - подростковым психиатром в поликлинике.

В 1961-1973 гг. работала в Центральном институте усовершенствования врачей.

С 1973 г. работала в НИИ дефектологии АПН СССР (сейчас Институт коррекционной педагогики РАО): возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей, экспериментальную группу по комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма, лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями.

В 1978 г. создала при НИИ дефектологии группу специалистов, исследующих проблему раннего детского аутизма и оказывающих комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с РДА, первую такую группу в СССР.

Основатель нового направления в отечественной науке — детской психоэндокринологии.

Занималась исследованиями эмоциональной сферы детей и подростков, страдающих умственной отсталостью, и вопросами психопатологии задержки психического развития. Описала различные варианты патологии подростковых кризов. Разработала классификацию ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР.

С конца 1970-х гг. занималась проблемой детского аутизма. Под руководством К.С. Лебединской на основе разработанной В.В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза была создана концепция понимания закономерностей развития аутизма, предложены средства ранней диагностики и коррекции РДА.

Читайте также: