Россия и совет европы эволюция отношений доклад

Обновлено: 17.05.2024

Травмы Второй мировой

Созданный в 1949 году Совет Европы стал второй по счету организацией после НАТО, основанной по итогам Второй мировой войны и призванной работать для консолидации европейских стран. Однако о необходимости его создания начали высказываться уже в 1940-е годы. Так, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в радиообращении к нации в 1943 году заявил о необходимости создания Совета Европы и Совета Азии. Вновь высказался о необходимости учреждения подобной организации Черчилль уже 19 сентября 1946 года в цюрихском университете.

На это предложение немедленно отреагировали главы европейских государств, начавшие консультационный процесс. Существовало две точки зрения относительно того, как будет выглядеть Совет Европы: первая предполагала создание классической международной организации, в которой выступали бы представители различных стран. Сторонники второй точки зрения считали целесообразным учреждение организации парламентского типа, которая имела бы черты политического форума.

5 мая 1949 года в Лондоне при участи десяти держав — Бельгии, Дании, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Великобритании, Франции и Швеции — был создан Совет Европы, а также подписан его Устав. Стоит отметить, что были учтены все точки зрения: на тот момент организация состояла из Комитета представителей правительств и Консультативной ассамблеи. В то же время Швейцария отклонила приглашение принять участие в лондонской конференции, сославшись на принцип нейтралитета. А подписанные документы предполагали принятие в Совет Европы Исландии, Греции и Турции.

Символичным жестом было и решение расположить штаб-квартиру в Страсбурге, который, находясь на франко-германской границе, символизировал бы европейское примирение.

В 1950 году странами — участниками Совета Европы была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она гарантирует права человека на жизнь, свободу, безопасность, справедливое судебное разбирательство и семейную жизнь, свободу мысли, совести, религии и выражения мнения. Стоит отметить, что практически вся деятельность Совета Европы основана на конвенциях, поскольку после того как

страна-участник подпишет и ратифицирует подобные конвенции, она будет обязана их соблюдать.

Сейчас в Совет Европы входят 47 стран, в которых проживает около 820 млн человек. В то же время такие государства, как Канада, Израиль, Япония, Мексика, США, и ватиканский Святой престол представлены в организации на правах наблюдателей. Россия стала 39-м государством — членом Совета Европы 28 февраля 1996 года.

В то же время Белоруссия подала заявку на вступление в организацию еще в 1993 году, однако статус приглашенного государства был отозван, после того как проведенные в 1997 году выборы были признаны незаконными.

Лабиринты бюрократии

Комитет министров принимает решения по вопросами политики, деятельности и бюджета Совета Европы. В него входят министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные представители в Страсбурге.

Решения Комитета министров по вопросам деятельности Совета Европы носят обязательный характер, тогда как рекомендации, которые комитет адресует странам — членам организации, являются для них не юридически, а политически обязательными.

Страны — председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке.

По решению ПАСЕ с 1985 года отказ от практики смертной казни стал предварительным условием вступления в Совет Европы.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) был основан в 1959 году. Он представляет собой международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие уже упомянутую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. По данным за 2013 год, Россия занимает в ЕСПЧ первое место по числу жалоб, переданных на рассмотрение судейскими составами.

Генеральный секретарь и секретариат Совета Европы также играют важную роль в деятельности организации. Избираемый Парламентской ассамблеей на пять лет секретарь руководит секретариатом, который обеспечивает нормальное функционирование различных органов Совета Европы, а также проводит в жизнь внутреннюю политику организации.

Также в состав Совета Европы входят комиссар по правам человека, Конгресс местных и региональных властей, Конференция международных неправительственных организаций, Европейская комиссия против расизма и нетерпимости, Венецианская комиссия, Банк развития Совета Европы и другие органы.

Совет Европы и Россия

До распада Советского Союза Совет Европы отчасти являлся одним из инструментов давления на него. Так, ПАСЕ очень часто выносила на рассмотрение вопросы нарушения свободы слова и вероисповедания в СССР. Не прошли мимо Совета Европы и такие события, как ввод войск в Чехословакию в 1968 году и начало советской операции в Афганистане в 1979 году.

Отношения между организацией и СССР начали меняться только с приходом к власти Михаила Горбачева, который в 1989 году даже посетил штаб-квартиру Совета Европы. После этого СССР присоединился к ряду конвенций.

А 7 мая 1992 года заявку на вступление в Совет Европы подала уже Россия. Однако после событий, связанных с роспуском Верховного совета, рассмотрение российской заявки оказалось замороженным. Тем не менее принятие новой Конституции и выборы в новый парламент устранили формальные препятствия на пути России в Совет Европы. Посетившие Москву осенью 1994 года эксперты утверждали. что российские законы не соответствуют европейским нормам, и потребовали перенести вступление России в Совет Европы на 1995 год.

В 1995 году рассмотрение российской заявки было вновь заморожено из-за первой чеченской кампании.

Тем не менее ситуация изменилась ближе к концу 1995 года, когда европейские наблюдатели посетили Чечню. После этого в Совете Европы наконец пришли к выводу, что в конце февраля 1996 года Россия сможет присоединиться к организации. Присоединившаяся к Совету Европы Россия ратифицировала и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Несмотря на то что юридический статус смертной казни в России довольно противоречив, любое ее применение будет означать выход страны из Европейской конвенции, а значит, и из Совета Европы.

Бюджет Совета Европы формируется из взносов стран-участниц, что зачастую вызывает критику, когда принимаются решения, не устраивающие российскую сторону, поскольку Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации. Статус основного спонсора Россия получила благодаря высокому уровню ВНП из расчета на душу населения. Со временем эти взносы лишь возрастали, что также вызывало широкое недовольство.

Первый доклад по России был сделан в 1999 году. В нем говорилось, что в России получили широкое распространение проявления дискриминации в отношении определенных этнических групп, а также антисемитизма и религиозной нетерпимости.

В 2008 году Россию просили отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии, однако права голоса лишать не стали.

Одной из проблем является также вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы. В России считают, что все обязательства выполнены, в то время как в Совете Европы с каждым годом прибавляют новые требования, продолжая наблюдение за Россией. А в 2012 году парламентарии ПАСЕ проголосовали большинством голосов за резолюцию, в которой решили оставить Москву под мониторингом ее обязательств.

В этом же году ПАСЕ присоединилась к расследованию дела Магнитского, что также негативно сказалось на взаимодействии с российской стороной в свете того, что ассамблея предложила странам-участникам присоединиться к антироссийским санкциям. Более того, санкции и претензии со стороны Совета Европы возникают в отношении России намного чаще, чем претензии к остальным членам организации.

Окончательно отношения России и Совета Европы испортились в 2014 году, когда начались известные события на Украине. 10 апреля 2014 года на сессии ПАСЕ был принят документ, согласно которому российская делегация была лишена права голоса до конца 2014 года, а также участия в работе руководящих органов ассамблеи и ее наблюдательных миссий из-за политики Москвы относительно Крыма. В тот же день сразу после принятия документа российская делегация досрочно покинула сессию.

Диалог и невмешательство

— Совет Европы был основан с целью предотвращения войны путем сотрудничества и создания общего благосостояния, а также объединения Европы после Второй мировой войны. Основные задачи организации — это защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в совет стран.

Именно реализацией этих задач вопреки имеющимся противоречиям и занимаются государства — участники организации. Эти принципы не изменились со временем, а сейчас как никогда актуальны.

Совет Европы приветствовал рождение новых демократий. Спустя десять лет после падения Берлинской стены в организацию вступили 18 стран, придав Совет Европу панъевропейский статус.

— Какие органы, входящие в состав Совета Европы, играют особо важную роль в свете последних событий?

— Деятельность всех органов, входящих в состав Совета Европы, играет важную роль в деятельности организации.

В свете последних событий можно вспомнить Венецианскую комиссию (Европейскую комиссию за демократию через право), которая занимается анализом законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права.

Так, 21 марта Венецианская комиссия единогласно признала нелегитимным референдум в Крыму, поскольку он нарушает кроме конституции Украины еще и базовые международные принципы территориальной целостности и суверенитета субъектов международного права.

В настоящее время в отношениях между Россией и Советом Европы появились определенные трудности. Тем не менее в этих отношениях всегда превалировали политическая воля и стремление достичь взаимопонимания ради защиты демократии и прав российских граждан.

Совет Европы надеется, что будущее взаимодействие с Россией будет носить продуктивный и позитивный характер, а также соответствовать нормам прав человека, демократии и верховенства права. Это будет в том числе соответствовать национальным интересам России и помогать защищать права и свободы ее граждан.

— А как события на Украине в целом сказались на взаимоотношениях Совета Европы и России?

— Задачей Совета Европы является защита прав человека в государствах-членах, особенно во времена каких-либо конфликтов.

Тем не менее организация не может принимать чью-либо сторону в политических спорах. Совет Европы может предлагать площадку для дискуссии, в ходе которой при условии достижения консенсуса могут приниматься определенные решения.

В конце марта было проведено заседание заместителей министров при Совете Европы, на котором референдум в Крыму и деятельность крымских властей признали противоречащими украинскому законодательству. А 3 апреля ситуацию на Украине обсуждали уже при участии министра иностранных дел страны Андрея Дещицы. На нем министр выразил уверенность в том, что Украина и дальше будет проводить реформы, направленные на защиту прав человека и демократических свобод.

После присоединения Крыма к России ПАСЕ поддержала лишение российской делегации права голоса в ассамблее до 2015. При этом Россия остается членом организации и продолжает активно участвовать в деятельности других ее органов. Кроме того, Россия продолжает быть обязанной исполнять все конвенции, в том числе и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

В Совете Европы верят, что самым эффективным способом разрешения любых конфликтов является диалог. Сам Совет Европы является уникальной панъевропейской платформой, на которой Россия может выразить свои взгляды и достичь взаимопонимания с другими государствами.

Основная цель данной работы: проанализировать положительные и отрицательные стороны отношений Совета Европы и России и выявить состояние этих отношений на современном этапе.
Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить основные проблемы в отношениях сторон, проанализировать работу России в Совете Европы, дать характеристику общим программам и направлениям сотрудничества.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Совет Европы как политико-правовой институт
Глава 2. Проблемы отношений Совета Европы и России
2.1 Проблематика вступления России в Совет Европы
2.2 Проблемы отношений России и Совета Европы на современном этапе
Глава 3. Перспективы отношений Совета Европы и России
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

курсовичок.docx

Несомненно, все это было присуще российскому обществу в те годы и затрудняло вступление России в Совет Европы.

21 февраля 1996 года Государственная Дума приняла Федеральный Закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы, 22 февраля этот закон был одобрен Советом Федерации, а 23 февраля подписан президентом Российской Федерации.

28 февраля состоялась торжественная церемония вступления Российской Федерации в Совет Европы. Министр иностранных дел Евгений Примаков от лица России подписал основополагающие Конвенции Совета Европы, а именно:

    • Европейскую Конвенцию по правам человека
    • Конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
    • Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств
    • Европейскую Хартию местного самоуправления

    Тем самым, Россия взяла на себя важные обязательства по отношению к Совету Европы и своим собственным гражданам.

    Так Россия стала членом Организации, целью которой является создание более тесного союза и развитие сотрудничества между европейскими странами, которые разделяют общие ценности. Но став членом СЕ Россия взяла на себя обязательства выполнить ряд требований, к примеру:

      • Провести реформу прокуратуры
      • Внести изменения в законы о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания и основных политических свободах,
      • Улучшить условия содержания заключенных
      • Признать в законодательном порядке право на индивидуальное обращение в Суд и т.д.

      Часть из этих требований следовало выполнить уже в течение года. Для того, чтобы осуществлять контроль над выполнением обязательств, Совет Европы 25 апреля назначил трех докладчиков по России, а именно, Р.Биндига от Комиссии по юридическим вопросам, Э.Мюллемана от Комиссии по политическим вопроса и Д.Аткинсона от Комиссии по связям с европейскими странами - нечленами Совета. 13 марта Совет Федерации одобрил данную Конвенцию. Докладчики по России дважды посетили Москву

      В 1998 году одна за другой были ратифицированы основополагающие Конвенции СЕ.

      В 2006 году комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг отметил прогресс в России в сфере защиты прав человека. 9 Тем не менее, он выразил озабоченность ситуацией на Кавказе, в Чечне, в частности, остается озабоченность, что люди, виноватые в похищении людей так и не понесли наказания.

      Вообще, 2006 год знаковый для внешней политики Российской Федерации. Российская Федерация стала председателем в G8, был проведен саммит G8 в Санкт- Петербурге и Россия впервые за 10 лет стала председателем в Комитете Министров Совета Европы 10 . Это стало косвенным признанием того, что Россия достигла много. 20 февраля 2006 года было опубликовано Распоряжение Президента Российской Федерации 11 , в котором утверждались программа мероприятий и девиз. Девиз председательства России в КМСЕ следующим звучал следующим образом: " К единой Европе - без разделительных линий". Тем самым подчеркивалось стремление стран формировать единое европейское правое и гуманитарное пространство.

      Если говорить о методологическом подходе к изучению интеграции России в Совет Европы, то исследователи выделяют три этапа.

      II этап. Умеренно-консервативный (с февраля 1995 года по январь 1996). На данном этапе было возобновлено рассмотрение заявки России на вступление. Этот этап позволил преодолеть кризис в отношениях и успешно завершить процесс принятия российской заявки.

      III этап. Прагматический (январь- февраль 1996 года). Именно на этом этапе были подписаны основные документы СЕ, прошла официальная церемония вступления России в Совет Европы. На данном этапе можно выделить продуктивную и согласованную работу всех ветвей российской власти, энергичную деятельность МИДа РФ на международной арене. Немаловажен и факт информирования широких слоев населения о вступлении страны в данную организацию. 12

      Это лишь оценка прошлого, процесс интеграции длиться и в наше время. До сих пор есть проблемы, которые еще предстоит решить. Пока что количество обращений от граждан России в Европейский Суд по правам человека лишь растет.

      Вступив в Совет Европы, Россия получила признание как демократичная страна, смогла усовершенствовать свое законодательство. ЕКПЧ и другие документы Совета Европы стали частью российской правовой системы, встать на один уровень с лидирующими европейскими странами, сделать серьезные шаг на пути создания правового общества. А Совет Европы существенно расширил свою территорию, полнил свои ряды страной с огромным интеллектуальным потенциалом, культурным и историческим наследием.

      2.2 Проблемы отношений России и Совета Европы на современном этапе

      Отношений Совета Европы и Российской Федерации развиваются по многим направлениям. Идет работа, как над совершенствованием российского законодательства, так и организация различных программ. К последним можно отнести различные культурные программы, развитие туризма и т.д. Россия достигла больших успехов на пути вступления в Совет Европы, активно участвует в работе Парламентской Ассамблеи и других органов СЕ. Однако, как и на момент вступления, так и сейчас сохраняется ряд проблем, мешающих отношениями сторон. К этим проблемам можно отнести:

        • проблема отмены смертной казни в России
        • проблема Чеченской республики
        • Грузино-осетинский конфликт

        и ряд других проблем. Кроме того Россия основной источник исков в Европейский суд по правам человека. Именно заявления из России составляют 90% всех исков. Большая часть этих исков отсекается на стадии проверки, нередко из-за неправильного оформления. Россия со своей стороны блокирует резолюции ПАСЕ, предполагающие ускорение работы Суда и его модернизацию. За эти действия Россия подвергается жесткой критике за такие политизированные решения. В большинстве докладов ПАСЕ Российская Федерация резко критикуется за частое невыполнение решений Суда.

        Проблема отмены смертной казни в России

        . Наиболее накаленными отношения по данному вопросу были осенью 2009 года, когда был поднят вопрос о дальнейшей судьбе моратория на смертную казнь в России. В России шел жаркий общественный спор, как среди населения, так и среди политиков, социологов, политологов. В результате 19 ноябре Конституционный Суд России продлил мораторий, вновь запретив применение смертной казни. Совет Европы приветствовал такое решение судебной власти, однако счел своим долгом еще раз подчеркнуть, что ратификация Протокола №45 и полная отмена смертной казни на всей территории является обязательство РФ.

        Вопрос о смертной казни долго оставался наиболее острым в отношениях Совета Европы и России Совет Европы регулярно требует от России, как от демократической страны, полной отмены смертной казни. Этот вопрос – одна из ключевых проблем отношений Совета Европы и России. Однако на сегодняшний день, после продления моратория на смертную казнь в России и заявлений видных политиков и экспертов о возможности полной отмены этого вида наказания, можно отметить положительную динамку в решении данного вопроса. Хотя полное решение этого возможного только в случае ратификации Россией Прокола №45.

        Грузино-осетинский конфликт и реакция Совета Европы на события

        Грузино-осетинский конфликт в августе 2008 года вызвал широкий резонанс в мировом сообществе. Совет Европы как ведущая региональная организация в области защиты прав человека не могла оставить без внимания данные события. На место событий были направлены наблюдатели Совета Европы, которые зафиксировали большое количество нарушений прав человека.

        После признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла две резолюции, в которых требовала от России отказа от признания. Российская сторона не раз назвала данные резолюции невыполнимыми. Основываясь на данных фактах, Грузия внесла в ПАСЕ предложение о лишении российской делегации права голоса. Одновременно с этим Советом Европы было начато подробное расследование происшедших событий. Россия заявила, что в случае лишения ее делегации права голоса, делегация будет отозвана и диалог между сторонами будет прерван 14 . Выход России из Совета Европы мог вызвать появление новых проблем. Членство в Совете Европы подтверждает статус России как демократической европейской страны и выход из организации повлек бы за собой уничтожение многолетней работы и жесткую критику России.

        Здание Совета Европы в Страсбурге. Архив

        Программы сотрудничества Совета Европы тогда еще с Советским Союзом начали формироваться с осени 1989 года через специально созданные секретариатом СЕ и министерством иностранных дел СССР контактные группы.

        7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. 14 января 1992 года парламенту РФ был предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской Ассамблее СЕ.

        2 февраля 1995 года в связи с конфликтом в Чечне процедура рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 года резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта.

        25 января 1996 года было принято решение о приеме России в члены Совета Европы.

        28 февраля 1996 года Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы, подключившись к осуществлению целей Организации: обеспечение большего единства европейцев путем продвижения принципов защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона.

        Пять "измерений" Совета Европы — межправительственное (КМСЕ — Комитет министров Совета Европы), парламентское (ПАСЕ — Парламентская ассамблея Совета Европы), сотрудничество местных властей (КМРВСЕ — Конгресс местных и региональных властей Совета Европы), судебное (Европейский Суд по правам человека), взаимодействие неправительственных организаций (КМНПО — Конференция международных НПО), позволяют привлечь к предметному взаимодействию в рамках Совета Европы самый широкий круг российских участников.

        Россия присоединилась к 60 важнейшим договорно-правовым актам СЕ, в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод, конвенциям, касающимся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и т.д. Участие в них, а также в разработке новых конвенций позволяет нашей стране полноправно сотрудничать в создании общего европейского правового пространства.

        Для координации сотрудничества России с СЕ указом президента РФ создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Под эгидой Межведомственной комиссии прорабатываются вопросы о присоединении России к другим многосторонним договорам СЕ, ведется повседневная работа по координации участия различных российских министерств и ведомств в деятельности СЕ.

        Россия участвует в семи из четырнадцати автономных организаций системы СЕ (организаций-спутников): Частичном открытом соглашении по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф; Группе Помпиду по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков; Европейской аудиовизуальной обсерватории; Европейской комиссии за демократию через право ("Венецианская комиссия"); Группе государств против коррупции ("ГРЕКО"); Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС); Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ).

        Россия представлена своими экспертами в межправительственных комитетах и рабочих органах СЕ. С июля 1996 года в Страсбурге (Франция) функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы.

        Постпред России при СЕ с октября 2015 года — Иван Солтановский.

        Квота делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблеи Совета Европы — 18 мест (12 мест — Государственная Дума, 6 мест — Совет Федерации) и 18 заместителей.

        С февраля 2012 года российскую делегацию возглавляет председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков.

        Российская делегация активно работает в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Глава делегации — Светлана Орлова — губернатор Владимирской области.

        Судья от России в Европейском суде по правам человека — Дмитрий Дедов; уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ — Георгий Матюшкин, заместитель министра юстиции РФ.

        С 1996 года поэтапно осуществляются программы сотрудничества Россия — Совет Европы — Комиссия Европейских сообществ. Развивается сотрудничество по линии неправительственных организаций.

        С мая по ноябрь 2006 года Россия впервые в истории организации председательствовала в Комитете министров СЕ. Девиз российского председательства — "К единой Европе без разделительных линий". В соответствии с программой председательства был проведен ряд крупных общеевропейских мероприятий по широкому кругу тем (вопросы защиты прав человека и нацменьшинств, развитие демократии и избирательных стандартов, социальная защита, борьба с фальшивыми лекарствами, сотрудничество в сфере образования, молодежи, спорта и т.д.). В этом контексте особо широкий резонанс получила проведенная в июле 2006 года в рамках российского председательства седьмая конференция генеральных прокуроров стран Европы, в работе которой принял участие президент России Владимир Путин.

        Россия является одним из шести крупных плательщиков в бюджет организации. Общий бюджет Совета Европы в 2016 году составляет более 442,2 миллионов евро, взнос Российской Федерации 32,8 миллиона евро.

        Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя ряд обязательств, главным образом касающихся ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. РФ является одной из 10 стран-членов Совета Европы, подверженных ПАСЕ процедуре мониторинга исполнения взятых обязательств.

        Мониторинг осуществляется на уровне специализированного мониторингового комитета ПАСЕ. Процедура мониторинга предполагает регулярные посещения подверженной мониторингу страны для изучения прогресса, диалога с властями, политическими силами, судебной властью и гражданским обществом с целью выработки периодических оценок, выносимых на рассмотрение Ассамблеи. Комиссия по мониторингу обязана представлять Ассамблее по крайней мере один раз в два года доклад о подверженной мониторингу стране.

        Первый доклад по России был сделан в 1999 году. В нем говорилось, что в РФ получили широкое распространение проявления дискриминации в отношении определенных этнических групп, а также антисемитизма и религиозной нетерпимости.

        С момента присоединения к СЕ Россия неоднократно подвергалась критике со стороны стран-участниц.

        Одним из самых сложных периодов за время отношений России с Советом Европы стал период антитеррористической операции в Чеченской Республике. В 1999 году ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне, в которой содержалась критическая оценка ситуации с правами человека в регионе.

        В январе и апреле 2000 года ПАСЕ были приняты две рекомендации по событиям в Чечне, в которых говорилось, что если Россия не выполнит требования ПАСЕ, направленные на прекращение конфликта и соблюдение прав человека в Чеченской Республике, то продолжение ее членства в Совете Европы должно быть неизбежно пересмотрено.

        В апреле 2000 года на сессии ПАСЕ российская делегация была лишена права голоса. Россияне в знак протеста покинули сессию и не прибыли на следующую. В январе 2001 года ПАСЕ восстановила делегацию России в правах.

        В январе 2005 года ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа, в которой подвергла критике судебное производство в РФ, обнаружив недостатки в разбирательстве по делам нескольких бывших руководителей компании ЮКОС.

        В 2008 году Совет Европы пристально следил за развитием ситуации в районе грузино-югоосетинского конфликта. В октябре 2008 года на осенней сессии ПАСЕ впервые в течение трех дней обсуждалась эта проблема. По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой ПАСЕ попросила Россию отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Ассамблея не поддержала предложение радикально настроенных парламентариев лишить делегацию РФ права голоса за участие в августовских событиях.

        На сессии в январе 2009 года при обсуждении резолюции по российско-грузинским отношениям был вновь поднят вопрос о возможном лишении российской делегации права голоса на следующей сессии ПАСЕ в случае невыполнения предложенных условий.

        В резолюции ПАСЕ осудила признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, но применять какие-либо санкции в отношении Москвы не стала.

        В ходе сессии ПАСЕ, состоявшейся осенью 2009 года, Грузия вновь предложила лишить делегацию России права голоса в Ассамблее. Однако комиссия по мониторингу рекомендовала ПАСЕ подтвердить полномочия РФ, а во время голосования по итоговому документу были отклонены все радикальные поправки грузинской делегации.

        Один из острых вопросов во взаимоотношениях России и ПАСЕ — вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет.

        Москва считает, что большинство обязательств она выполнила. Страсбург же, из-за отсутствия четкого списка, с каждым годом прибавляет новые требования, продолжая наблюдение за РФ. Судьба мониторинга обязательств РФ перед Советом Европы и большой обзорный доклад по России были центральными темами на сессии ПАСЕ в октябре 2012 года. Накануне сессии стало известно, что ряд делегаций в ПАСЕ предлагают повысить уровень мониторинга, чего не было еще в истории организации. За несколько дней до начала работы сессии планировавший ранее выступить перед парламентариями 1 октября спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин отказался приехать в Страсбург. После обсуждения доклада парламентарии ПАСЕ проголосовали большинством голосов за резолюцию, в которой решили оставить Москву под мониторингом ее обязательств.

        В ноябре 2012 года стало известно, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) решила разобраться в обстоятельствах гибели в СИЗО "Матросская тишина" управляющего партнера аудиторской компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. Докладчиком ПАСЕ был избран швейцарский парламентарий Андреас Гросс. 28 января 2014 года ПАСЕ приняла доклад по делу Магнитского, в котором ассамблея решила дать время России отреагировать на документ до присоединения Страсбурга к санкциям США. В принятой поправке к резолюции отмечается, что "если в течении разумного периода компетентные власти не смогут дать какого-либо адекватного ответа на эту резолюцию, то Ассамблея должна рекомендовать государствам Совета Европы последовать в качестве крайней меры примеру США и принять адресные санкции в отношении отдельных лиц (запрет на выдачу виз и замораживание счетов), первоначально дав возможность этим лицам сделать соответствующие пояснения в свою защиту".

        Отношения России и ПАСЕ обострились в апреле 2014 года в связи с вхождением Крыма в состав РФ. ПАСЕ лишила российскую делегацию до конца года права голоса, а также участия в работе руководящих органов ПАСЕ и в наблюдении на выборах. Российская делегация в знак протеста покинула сессию ассамблеи. Повторно ПАСЕ лишила права голоса представителей России 28 января 2015 года. Российская делегация в этот же день покинула Ассамблею до конца года. В 2016 году накануне зимней сессии ПАСЕ Москва не стала направлять необходимые для подтверждения полномочий делегации документы и заявила, что эту сессию пропустит. Вернуться в ассамблею РФ намерена в случае восстановления отнятых из-за позиции по Крыму в 2014, 2015 годах полномочий и создания необходимых для диалога условий. При этом Москва подчеркнула, что отношений с Советом Европы в целом разрывать не намерена.

        В этом году мы отмечаем четвертьвековой юбилей российского участия в Совете Европы (СЕ). 25 лет - достаточный срок для подведения некоторых итогов и формирования на их основе планов на будущее.

        В этом контексте можно лишь приветствовать тот факт, что генеральный секретарь Совета Европы М.Пейчинович-Бурич посетила нашу страну в октябре 2020 года. Этот полноформатный, насыщенный содержательными встречами высокого уровня визит позволил окончательно перелистнуть кризисную страницу и подтвердил ключевое значение Российской Федерации для будущего Совета Европы.

        В отличие от многих направлений сотрудничества с Советом Европы, которые не слишком известны широкому кругу читателей, отношения нашей страны с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) у всех на слуху. Членство любой страны в Совете Европы предполагает ее обязательное участие в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Россия с самого начала поддерживала ЕКПЧ как международно-правовую скрепу общего гуманитарного пространства в Европе.

        Картина наших взаимоотношений с Европейским судом очень сложна и многоаспектна.

        Приведу другой пример из судебной практики, касающийся гуманизации российской пенитенциарной системы. В соответствии с рядом постановлений ЕСПЧ предприняты кардинальные шаги по вопросам обоснованности и длительности содержания под стражей, а также создания достойных условий содержания в местах лишения свободы. Общими созидательными усилиями ЕСПЧ, Конституционного и Верховного судов, других органов власти Российской Федерации по сути изменилась уголовная политика государства, а количество заключенных сократилось вдвое.

        В целом с 1998 года в ЕСПЧ поступило более 173,5 тыс. жалоб в отношении России, из них лишь 14 тысяч остаются на рассмотрении Европейского суда. При этом, по данным Минюста России, нами выполнены около 95% всех постановлений ЕСПЧ - внушительная статистика.

        Россия вместе с другими государствами-членами добивается полномасштабной реформы ЕСПЧ, направленной на повышение его эффективности. Она, как рассчитывает российская сторона, позволит во многом скорректировать и в конечном счете свести к минимуму политические издержки в деятельности суда.

        Кроме того, с участием видных российских экспертов подготовлен доклад о месте Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в международном и европейском правопорядках. Он созвучен нашей позиции при выражении несогласия с линией ЕСПЧ на автономную интерпретацию отдельных положений международного публичного права, в том числе в отношении концепций так называемого эффективного контроля и экстратерриториальной юрисдикции.

        Участие России в ЕКПЧ позволяет нам активно влиять и на принципиально важные для будущего единого европейского правового пространства переговоры о присоединении Европейского союза к конвенции.

        В Парламентской ассамблее в последние годы были приняты значимые резолюции по противодействию неонацизму и по закону об образовании на Украине. Подобные документы также позволяют рассчитывать, что в ПАСЕ будет продолжаться работа по недопущению пересмотра итогов Нюрнберга и защите русскоязычного населения на Украине.

        На контрасте с практиками ПАСЕ работа Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) отличается существенной гибкостью, географической сбалансированностью и нацеленностью на оказание конструктивного содействия в преодолении выявляемых проблем и недостатков, которые есть у всех стран СЕ.

        КМРВСЕ добился серьезных успехов в деполитизации своей мониторинговой процедуры. В 2019 году была принята резолюция по российскому докладу, которая, по нашему мнению, получилась взвешенной и непредвзятой.

        КМРВСЕ ведет серьезную работу по наблюдению за исполнением странами - членами Совета Европы Европейской хартии местного самоуправления. Нарушения и отступления от буквы этого важного документа не остаются без внимания, например в отношении административно-территориальной реформы в Латвии, которая была проведена без учета рекомендаций КМРВСЕ.

        В 2020 году Совет Европы был вынужден адаптироваться к пандемии коронавирусной инфекции. Исходя из того что никакие политические факторы не могут ставиться выше интересов защиты здоровья граждан, мы призвали государства - члены СЕ проявить единство перед лицом действительно общей, невиданной ранее угрозы и не ограничиваться общими декларациями. Выразили, в частности, готовность к сотрудничеству с СЕ в области вакцинации, выступили за обеспечение равного доступа всех желающих к сертифицированным вакцинам на европейском континенте.

        Не вызывает сомнений уязвимость в нынешних условиях семьи и детей, где также важна работа профильных структур Совета Европы. Отмечу Лансаротскую конвенцию о борьбе с сексуальным насилием в отношении детей.

        Реагируя на всплеск терроризма, поразившего мир в последние 30 лет, страсбургская организация разработала комплекс нормативно-правовых актов, создающих основу для сотрудничества правоохранительных органов различных стран по обмену данными и координации конкретных мер, позволяющих купировать деятельность террористических организаций и привлекать их организаторов и участников к суду.

        Борьбу с терроризмом нельзя сводить к сотрудничеству правоохранительных органов. Она гораздо шире, охватывает в том числе вопросы устранения причин радикализации общественных настроений в Европе и других регионах мира. Россия имеет богатый опыт как борьбы с терроризмом, так и укрепления социальной сплоченности, которым мы готовы делиться. Считаю, что Совету Европы со своей стороны следует наращивать имеющийся потенциал в этой области, в том числе за счет восстановления действовавших ранее форматов межкультурного и межрелигиозного диалога.

        Российские представители активно работают в таких советоевропейских структурах, как Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ). В ходе масштабных реформ 1990-х годов наша страна столкнулась с бурным ростом экономической преступности. Опыт, накопленный Советом Европы в этой сфере, помог создать систему борьбы с соответствующими видами преступлений.

        Благодаря рекомендациям ГРЕКО, появилась норма об административной ответственности юридических лиц за незаконное вознаграждение, передаваемое от их имени. И это действует: каждый год около 500 крупных организаций привлекаются к ответственности по данной статье.

        По российской инициативе в Совете Европы разрабатывается конвенция об управлении доходами, на которые наложен арест по просьбе запрашивающего государства, и возврате активов, конфискованных по запросу иностранных государств.

        Как наглядный пример одного из советоевропейских актов, стоящих на страже прав и интересов каждого россиянина, приведу Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Этот документ защищает россиян даже при передаче данных в государства, не участвующие в ней, включая США, пренебрежительное отношение которых к праву на неприкосновенность частной жизни, да и к правам человека в целом, хорошо известно. Закрепленные в конвенции гарантии полностью инкорпорированы в российское законодательство, сейчас идет активная подготовка к ратификации новой, еще более эффективной редакции конвенции.

        В 1991 году наша страна присоединилась к Европейской культурной конвенции - основополагающему документу для таких областей, как образование, культура, молодежь и спорт. В более широком смысле - для формирования единого гуманитарного пространства всех стран - членов Совета Европы.

        Нами ведется активная работа над тем, чтобы удерживать эти направления взаимодействия от политизации. Сотрудничество в сфере спорта позволило частично купировать принятое в 2016 году политически мотивированное решение о лишении Российского антидопингового агентства (РУСАДА) статуса соответствия. Совет Европы выступил с инициативой разработки двустороннего плана действий по реформе системы борьбы с допингом в нашей стране. Реализация указанного плана прошла весьма успешно и на тот момент способствовала частичному разрешению ситуации.

        Совет Европы, об этом наверняка немногие знают, внес вклад и в успешное проведение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Работа организованного на время турнира МВД России Центра международного полицейского сотрудничества включала обмен данными на базе национальных информационных пунктов, создававшихся в соответствии с Конвенцией СЕ об обеспечении безопасности на стадионах.

        Роль организации в области спорта выходит далеко за географические пределы континента. За заместителем генерального секретаря организации традиционно закреплено место в Совете учредителей Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). В 2020 году в результате реформы агентства бывший заместитель генсекретаря СЕ Г.Баттаини-Драгони вошла в состав Исполнительного комитета ВАДА в качестве независимого члена.

        Выше перечислены те направления сотрудничества в Совете Европы, которые сохраняют свой деполитизированный характер и ориентированы на достижения конкретных результатов и согласование подходов стран-членов к разрешению тех или иных общих проблем.

        Россия позитивно воспринимает критику со стороны органов Совета Европы, если она носит предметный характер. Однако одновременно рассчитывает, что организация столь же внимательно будет следить за реализацией общих норм и другими ее странами-членами.

        Сегодня в некоторых из них на повестке дня стоят конституционные реформы или конституционные изменения в тех или иных формах. Совет Европы проявляет большой интерес к этим процессам, прежде всего по линии ПАСЕ и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии, ВК). Такой интерес был проявлен и к внесению поправок в российскую Конституцию. Однако критика российской ситуации в этом отношении представляется предвзятой и политически мотивированной.

        В июне 2020 года ВК приняла по запросу ПАСЕ необоснованно критическое, на наш взгляд, заключение об изменениях, вносимых в статью 79 российской Конституции в части, касающейся исполнения в нашей стране постановлений Европейского суда по правам человека.

        Российская сторона последовательно разъясняет на площадках Совета Европы, в том числе на заседаниях Комитета министров, неизменность основополагающих частей Конституции, включая ее статью 15, в соответствии с которой универсально признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют неотъемлемую часть ее правовой системы.

        Однако наших разъяснений, видимо, оказалось недостаточно: в настоящее время также по запросу ПАСЕ Комиссия готовит более общее заключение по всему комплексу поправок.

        При этом принципиально важно помнить, что заключения Венецианской комиссии имеют рекомендательный характер, отражают лишь ее точку зрения и не имеют прямых правовых последствий.

        Подводя итоги, выражу надежду, что Совет Европы останется площадкой для строительства единого правового пространства, основанного на общих (для всех стран) нормах, которые должны соблюдаться всеми государствами в равной степени. Недопустимо передергивание советоевропейских документов, их использование для достижения сиюминутных политических целей. При разработке новых конвенций, протоколов или рекомендаций должны учитываться мнения всех стран-членов, необходимо искать компромиссные развязки в сложных вопросах.

        Цель создания и отличительные особенности Совета Европы. Специфика положения России в этой организации. Направления сотрудничества между государствами-членами СЕ. Институт нейтралитета в войне. Права и обязанности нейтральных и воюющих государств.

        Рубрика Государство и право
        Вид реферат
        Язык русский
        Дата добавления 30.11.2017
        Размер файла 18,2 K

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        • Оглавление
        • 1. Россия и Совет Европы: специфика положения России в этой организации
        • 2. Нейтралитет понятие и значение. Нейтралитет в войне
        • Список использованной литературы

        1. Россия и Совет Европы: специфика положения России в этой организации

        Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы 28 февраля 1996 г. Главный ориентир для российских представителей в работе на направлении СЕ задает Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября2016г.). В ней поставлена задача продолжать работу в рамках Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента.

        Такая многоуровневая структура позволяет привлечь к предметному взаимодействию в рамках Организации широкий круг российских участников - в нём задействованы представители всех ветвей и более двадцати федеральных органов власти. В целом, в сотрудничестве с СЕ участвуют более двадцати российских федеральных ведомств, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСИН России, Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минтруд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Общественная палата Российской Федерации и др.

        Осуществляется регулярный диалог между российской стороной и руководством Секретариата СЕ.

        6-7 декабря 2016 г. Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд снова посетил Россию с рабочим визитом. Он был принят Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Состоялись встречи Т. Ягланда с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володиным, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькиным, Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым, переговоры Генсекретаря СЕ с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым, а также встречи с Министром юстиции Российской Федерации А.В. Коноваловым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой.

        Перечень конкретных программ сотрудничества Россия - СЕ утверждается на заседаниях Руководящего комитета по программам взаимодействия Российская Федерация - Совет Европы (Руккома) на уровне старших должностных лиц. Очередное заседание Руккома состоялось 24 октября 2016 г. в Москве. Его участники обсудили итоги выполнения программ Россия-СЕ в 2016 г. и наметили основные направления взаимодействия между Россией и Советом Европы в 2017-19гг. на основе запросов профильных российских федеральных ведомств.

        В числе приоритетов работы экспертов России и других стран-членов СЕ в рамках программ взаимодействия фигурируют повышение квалификации представителей юридических профессий в Российской Федерации в сфере применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии, развитие местной демократии, вопросы противодействия коррупции, политика в области культуры и образования, молодежное сотрудничество, спорт и др.

        Участие в договорно-правовых актах СЕ, а также в разработке новых конвенций позволяет нашей стране полноправно сотрудничать в создании общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 60договорно-правовых актов СЕ, в т.ч. Устав СЕ (в 1996г.), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (в 1998 г.), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в 1998 г.), Европейскую социальную хартию (в 2009 г.), Конвенцию СЕ о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (в 2013г.). В 2005 г. в том числе по инициативе Российской Федерации был разработан основной антитеррористический документ СЕ - Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, содержащая принципиально важные и особенно актуальные сегодня положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов (ратифицирована Россией в 2006 г.).

        Ещё 19 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации. Так, 18 сентября 2014г. Россия в числе первых подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, в выработке которой приняла активное участие. 24сентября 2015 г. представитель России поставил свою подпись под Конвенцией Совета Европы против торговли человеческими органами, открытой к подписанию 25 марта 2015 г. 22 января 2016 г. Россия подписала Европейскую конвенцию об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами. 3июля 2016 г. представитель России подписал Конвенцию СЕ о едином подходе к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей. 19сентября 2016г.

        Россия подписала Протокол №15 о внесении изменений в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, направленный на повышение эффективности работы Европейского Суда по правам человека.

        Отличительными особенностями участия России в работе Совета Европы являются действующая при принятии решений по вопросам повестки дня Организации культура консенсуса (мнение несогласной стороны учитывается всеми с оговорками), а также её членство в группе шести государств - основных плательщиков в бюджет СЕ (Франция, Германия, Италия, Россия, Великобритания, Турция). Взнос Российской Федерации в консолидированный регулярный бюджет СЕ в 2016г. составляет 30149465,77 евро. Благодаря своему статусу основного плательщика Российская Федерация имеет ряд преимуществ (в первую очередь это касается обеспечения перевода заседаний органов и материалов СЕ на русский язык, функционирования интернет-сайта СЕ на русском языке).

        В удовлетворительном для российской стороны ключе развивается сотрудничество с Советом Европы в таких областях, как противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма (в 2009-2013 гг. членом бюро и председателем Комитета экспертов СЕ по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма - МАНИВЭЛ - был представитель Росфинмониторинга В.П. Нечаев; в 2014 г. Россия была снята с мониторинга МАНИВЭЛ до проведения следующей взаимной оценки в 2017 г.), противодействие коррупции (Группа государств СЕ против коррупции - ГРЕКО - признала в 2014 г. уровень выполнения своих рекомендаций Российской Федерацией удовлетворительным), предотвращение насилия во время спортивных мероприятий (российская точка зрения учтена при подготовке проекта соответствующей Конвенции СЕ).

        В 2016 г. в России и г.Страсбурге (Франция) по линии российских профильных органов власти, научных и образовательных учреждений прошло более двадцати мероприятий (в основном конференций и семинаров), посвященных 20-летию членства Российской Федерации в Совете Европы. Их цель состояла в том, чтобы проанализировать результаты проделанной в СЕ работы и наметить ориентиры на будущее. Особое внимание было уделено проблематике Европейского Суда по правам человека, поиску точек соприкосновения между правом Совета Европы и Евразийского экономического союза, развитию многофункционального потенциала СЕ.

        2. Нейтралитет: понятие и значение. Нейтралитет в войне

        Институт нейтралитета в войне и ныне имеет большое значение, поскольку нейтральные государства, не участвуя в войне, ограничивают театр войны, ее размах и масштабы, что в значительной мере снижает интенсивность военных действий и уменьшает страдания народов.

        Вместе с тем деление всех государств согласно V и VIII Гаагским конвенциям 1907 г. на две категории: воюющие и нейтральные, в настоящее время уже не отвечает современным реалиям (наличие в мире более 180 государств, ракетно-ядерное оружие и другие факторы). В настоящее время с возникновением войны все государства объективно делятся на две категории: воюющие и невоюющие. Невоюющие государства, в свою очередь, включают: постоянно нейтральные (Австрия, Мальта, Швейцария); нейтральные в данной войне (эвентуальный нейтралитет); другие невоюющие государства (их подавляющее большинство).

        Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне.

        Никакого условного или безусловного, полного или неполного, а также "благожелательного" нейтралитета, которых придерживались некоторые советские (В.Н. Дурденевский) и иностранные ученые (Л. Оппенгейм), нет и не может быть. Оказание любой военной помощи одному из воюющих несовместимо со статусом нейтрального государства. Также несовместим со статусом нейтрального государства и статус "невоюющего государства", являвшегося в годы второй мировой войны не особой формой нейтралитета, а формой непосредственного, хотя и несколько завуалированного, участия в войне. Кроме того, не может считаться нейтральным в войне государство, придерживающееся в мирное время так называемой "политики нейтралитета" (неприсоединения), равно как и сама "политика нейтралитета" (неприсоединения) не может считаться какой-либо формой нейтралитета в войне.

        Постоянно нейтральные государства, сохраняя свое право на самооборону, должны строго соблюдать правила нейтралитета, но могут осудить агрессора и выразить свои симпатии жертве. В мирное время такие государства не должны участвовать в военных блоках и не могут предоставлять свою территорию под иностранные военные базы.

        Нейтральные в данной войне государства, пожелавшие остаться в стороне от войны, должны объявить о своем нейтралитете (как правило, в специальной декларации или заявлении), довести это объявление до сведения воюющих и строго соблюдать все правила нейтралитета. В отличие от постоянно нейтральных они обязаны выполнить решение Совета Безопасности ООН о привлечении их к участию в военных санкциях против агрессора с одновременным отказом от нейтралитета. За ними остается также право по собственному желанию отказаться от нейтралитета (как правило, в пользу жертвы агрессии). Состояние нейтралитета наступает только после надлежащего о том заявления и доведения его до сведения воюющих сторон.

        Нейтральные в силу ранее заключенного договора о нейтралитете государства обязаны на протяжении срока действия договора строго соблюдать правила нейтралитета в отношении другой стороны договора с момента, когда становится известно о нападении третьего государства на одну из договаривающихся сторон. Например, в 20-30-х годах СССР заключил с соседними государствами двусторонние договоры о ненападении и нейтралитете или о дружбе, нейтралитете и ненападении. Фашистская Германия нарушила свои договорные обязательства, вероломно напав на СССР 22 июня 1941 г., СССР нарушил свои договорные обязательства в отношении Финляндии, Прибалтийских государств, Польши и Афганистана.

        Нейтральное государство имеет право:

        1) отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить статус нейтрального государства; предоставлять свою территорию для содержания и перевозки жертв войны, оказавшихся на его территории; оказывать воюющим добрые услуги и посредничество в переговорах; предоставлять убежище войскам, военным кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием;

        2) использовать морские пространства за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними для морской и воздушной навигации, принимая во внимание зоны военных действий, объявленные воюющими; предоставлять доступ в свои порты военным кораблям воюющих (не более трех в один порт) на срок не более 24 ч для исправления последствий аварий и повреждений в целях восстановления способности плавания (для подводной лодки - плавания только в надводном положении), но не для восстановления или увеличения боевой мощи, а также для пополнения запасов продовольствия, топлива и воды, чтобы дойти до своего ближайшего порта, и др.

        Нейтральные государства обязаны:

        1) не предоставлять свою территорию для формирования военных отрядов воюющих и их военных баз; не передавать воюющим боеприпасы, технику и вооружение, а также военные корабли и летательные аппараты; задерживать и интернировать военные корабли и летательные аппараты, которые не покинули порт по истечении 24 ч и льготного времени (по причине аварии или состояния моря); устанавливать интервал в 24 ч между выходом из его порта военных кораблей воюющих друг против друга государств;

        2) препятствовать и не разрешать воюющим государствам задерживать, осматривать и обыскивать в своем территориальном море суда под любыми флагами; препятствовать тому, чтобы раненые и больные воюющих государств по выздоровлении могли снова участвовать в военных действиях; принимать меры для защиты и охраны культурных ценностей воюющих сторон, попавших на территорию нейтрального государства, для последующего их возвращения по принадлежности и др.

        Воюющие государства обязаны строго соблюдать права нейтрального государства и его статус; не сооружать военные базы на территории нейтрального государства, не вести на его территории военные действия, не злоупотреблять правом временного убежища и др.

        Воюющие государства имеют право захватывать или уничтожать абсолютную военную контрабанду (предметы и материалы, служащие исключительно для войны), когда перевозящее ее судно нейтрального государства следует в неприятельский порт, и условную военную контрабанду (предметы и материалы, которые могут служить как для военных, так и для мирных целей), когда они предназначены для вооруженных сил или органов военного управления противника. Само нейтральное судно захватывается или уничтожается только в случае, если контрабандный груз по массе, объему, стоимости или по цене фрахта превышает половину всего груза (ст. 39 Лондонской Декларации 1909 г.).

        Все невоюющие государства имеют законное право использовать Мировой океан и воздушное пространство над ним за пределами территориального моря воюющих государств для международной морской и воздушной навигации в рамках свободы открытого моря, обеспечивая при необходимости безопасность и оборону своих судов от нападения воюющих государств путем организации конвоев и охраны судов своими военными кораблями и летательными аппаратами. Именно такая обстановка существовала в Персидском заливе во время ирано-иракской войны в 80-х годах.

        европа нейтралитет война право

        Список использованной литературы

        1) Бекяшев К.А. Международное публичное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. К.А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2010. - 224с.

        2) Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник / под ред. К.А. Бекяшева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 1008с.

        3) Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н. Бирюков. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 821 с.

        4) Международное право: учебник / под ред. А.Н. Вылегжанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 904с.

        5) Право Европейского союза: учебник / под ред. С.Ю. Кашкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. - 172 с.

        6) Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник / О.И. Тиунов. - 2-е изд., перераб. - Москва: Норма, 2012. - 336 с.

        Подобные документы

        Раскрытие сущности международного права как системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между народами и государствами. Особенности прав человека в отдельных регионах мира. Особенности европейского регионализма, состав Совета Европы.

        контрольная работа [29,1 K], добавлен 15.07.2015

        Исторические и общетеоретические аспекты создания и функционирования Совета Европы. Международно-правовое регулирование деятельности: уставные документы, структура и принципы. Функциональные особенности деятельности, сотрудничество с Республикой Беларусь.

        дипломная работа [67,4 K], добавлен 18.02.2012

        Рассмотрение взаимодействия международного и внутригосударственного права. Изучение примеров осуществления коллективной безопасности. Право государств на индивидуальную или коллективную самооборону. Определение понятия нейтралитета, виды нейтралитета.

        контрольная работа [30,8 K], добавлен 03.06.2015

        Понятие и общие положения организации адвокатской палаты, структура совета управления и квалификационная комиссия. Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, его права и обязанности, сфера полномочий. Деятельность Всероссийского съезда.

        контрольная работа [27,0 K], добавлен 25.06.2015

        Развитие концепции прав человека в России. Анализ действующего законодательства РФ в данной области. Общая характеристика, состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека, исполнение его решений государствами - членами Совета Европы.

        Читайте также: