Лабораторное оборудование доклад 5 класс биология

Обновлено: 07.07.2024

Чтобы ваш эксперимент прошел качественно и безопасно, его необходимо проводить в специальном месте, в лаборатории.

Лаборатория — место, оборудованное всеми специальными приборами и посудой, необходимыми для эксперимента.

Помните, главное в работе с лабораторным оснащением — это неукоснительное соблюдение правил техники безопасности!

Правила работы в лаборатории:

  • В лаборатории строго запрещено пить и принимать пищу!
  • Используйте лабораторное оборудование и посуду по назначению!
  • Не трогайте оборудование или вещества без разрешения преподавателя!
  • Не подносите незнакомые вещества близко к лицу, не нюхайте их и не вдыхайте пары! Это может спровоцировать раздражение или ожоги. Если вам все-таки нужно определить вещество по запаху, то нюхайте его очень осторожно, направляя струю пара или газа движениями руки. Не подносите сосуд близко к лицу, не вдыхайте полной грудью!
  • Четко следуйте указаниям преподавателя!
  • При возникновении затруднений обратитесь к преподавателю!
  • Выполняя лабораторную работу, будьте аккуратны и осторожны!
  • После окончания работы уберите все использованное оборудование и вещества туда, вы их взяли. Обязательно уберите свое рабочее место.
  • Часто при выполнении эксперимента необходимо использовать дополнительные средства защиты: лабораторный халат, перчатки, защитные очки, маску или респиратор. Не пренебрегайте защитными средствами!
  • После окончания работы не забудьте тщательно помыть руки!

Лабораторная посуда

Вся лабораторная посуда в зависимости от своего назначения может быть изготовлена из обыкновенного или термостойкого стекла, керамики, пластмассы или металла.

Стеклянная лабораторная посуда

К стеклянной лабораторной посуде относят пробирки, колбы, мерные цилиндры, стаканы, пипетки, предметные стекла, палочки для мешания и воронки для переливания растворов.

Пробирки и колбы используют для различных опытов с веществами, мерные цилиндры, как вы уже знаете из прошлого урока, применяются для определения объема жидкости. Стеклянные стаканы удобно использовать для изготовления растворов в больших объемах.

Особого внимания заслуживают предметные и покровные стекла. Они используются для изготовления микропрепаратов.

Пипетки

Важно также обсудить пипетки. На уроках биологии вы скорее всего столкнетесь с простыми пипетками, изготовленными из стекла или пластика.

Стеклянная лабораторная пипетка

Стеклянная пипетка

В современной лаборатории пользуются автоматическими пипетками регулируемого объема. Автоматические пипетки используют совместно с одноразовыми пластиковыми наконечниками, благодаря которым можно сохранять чистоту биологического материала даже при работе сразу с несколькими пробами. В дополнение ко всему прочему автоматические пипетки в несколько раз более точные, чем обыкновенные стеклянные или пластмассовые.

Керамическая лабораторная посуда

Из керамики изготавливают ступки, тигли, различные мисочки, шпатели. В ступке с помощью пестика можно размалывать, измельчать сухие вещества до состояния порошка. Фарфоровые тигли используют для нагрева, высушивания, сжигания, плавления или обжига различных материалов.

Металлическая лабораторная посуда

Из металла делают петли для сжигания, поддоны и ванночки для вскрытия, препаровальные иглы, пинцеты, скальпели. Препаровальные иглы, пинцеты различных размеров и скальпели составляют препаровальный набор, с помощью которого можно проводить вскрытие лабораторных животных.

Чашки Петри

Важным лабораторным оборудованием является чашка Петри. Это низкая цилиндрическая чашка с крышкой, изготовленная из стекла или пластмассы.

Чашка Петри

Чашка Петри

Особенно часто чашками Петри пользуются микробиологи, специалисты, изучающие микроорганизмы: бактерий, дрожжи и т.п. Кроме того, чашка Петри может быть удобным местом хранения различных биологических образцов. Чашка Петри с питательной средой может также стать простейшим оборудованием для определения степень чистоты воздуха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайского района Алтайского края

Использование лабораторного оборудования на уроках биологии

Выполнила учитель биологии

Герасимова Галина Павловна

Проблемы биологии и школы сегодня неотъемлемы от проблем и жизни общества. Прошли те времена, когда биология была экзотическим предметом, рассказывающим о зверюшках, цветках, далеких экспедициях Ч. Дарвина… Сегодня биология – это проблемы биологического кризиса, роста генетического груза человека, резкого роста заболеваний, исчезновения лесов, загрязнения рек и морей.

Школьная биология важна и как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растению, человеку как удивительному и бесценному вселяет в сердца школьников добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека.

В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ. Учебная работа проводится как с объектами живой природы, так и с гербариями, коллекциями, микропрепаратами, влажными и остеологическими препаратами. Определенная часть лабораторных работ проводится с использованием лабораторного оборудования и приборов. Методы исследования, применяемые в лабораторных работах по биологии – наблюдение, эксперимент, моделирование.

Для получения прочных знаний по биологии объем лабораторных и практических занятий должен быть значительным. Увеличение количества проводимых опытов, их безопасность, наглядность и доступность – все это позволяет повысить интерес к биологии, развить практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – улучшить качество знаний. Именно этим требованиям должно соответствовать устройство лабораторного оборудования.

Все используемое ранее лабораторное оборудование было разрозненно, состояло из отдельных предметов, было разнотипно по размерам, материалам и характеристикам. Использование компактных микролабораторий для проведения разнообразных наблюдений и опытов способствует повышению качества биологического образования. Безусловно такие комплексные лаборатории создают значительные удобства и облегчают проведение лабораторных работ. Такие наборы оборудования существенно сокращают время подготовки к проведению лабораторных работ и облегчают труд учителя.

Микролаборатория представляет собой компактный набор малогабаритных приборов и лабораторного оборудования. За каждым видом лабораторного оборудования закреплено свое место. Набор оборудования достаточен для проведения школьных опытов и наблюдений. В него входят: лупа, спиртовка, флакон с дозатором, лаб. стаканы, пробирки, предметные и покровные стекла, воронка, зажим, ножницы, скальпель, препаровальные иглы, чашка Петри.

Важной частью лаб. оборудования является световой микроскоп, дающий наибольшее увеличение до 800 раз. В отличии от старых школьных микроскопов, требующих настройки и улавливания света, современные световые микроскопы снабжены автономной подсветкой, что значительно упрощает работу с ним.

Для полноценного использования данного оборудования необходимы также микропрепараты, которые готовятся учащимися или используются готовые. В набор входит 39 наименований по всем разделам курса.

Содержание лабораторных работ в школьном курсе биологии многообразно. При выполнении лабораторных работ используются различные биологические объекты. Одним из видов натуральных объектов являются микропрепараты. Изучение микропрепаратов дает возможность путем непосредственного наблюдения увидеть строение организмов, их частей. Микропрепараты представляют собой тончайшие срезы растений, животных, их органов и частей.

Современные программы по биологии предусматривают формирование умений и навыков учащихся пользоваться микроскопом, готовить и изучать микропрепараты. Среди методов, применяемых при проведении лабораторных работ в школьном курсе биологии, наблюдение используется в значительной части лабораторных работ. Более половины работ выполняется методом наблюдений с помощью оптических приборов (лупы, микроскопа). Это работы по изучению растительной клетки, органов растений, простейших и беспозвоночных животных и др.

Лабораторные работы учитывают методические задачи темы конкретного урока, а также допускают разный уровень обучения в зависимости от прошлого позитивного опыта, интересов и склонностей учащихся. Проведение лаб. работ разного уровня позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Методические приемы проведения лаб.работ разнообразны. В основном это самостоятельные лаб. работы, в ходе которых учащиеся рассматривают микропрепараты после изучения нового материала. Поскольку м/п являются довольно сложным объектом для изучения, необходимо сначала объяснить новый материал с помощью таблиц, моделей или экранных пособий, на которых изучаемые объекты показаны схематично, упрощенно. По ходу объяснения демонстрируется рисунок м/п., объясняется, где и что надо увидеть.

Перед выполнением лаб. работы проводится инструктаж по технике безопасности и повторяются правила работы с микроскопом. Для правильной организации лаб. работы целесообразно: 1) задания на выполнение лаб. работы в виде карточек раздавать на каждый стол, в них указывается название работы, перечень используемого оборудования и порядок проведения работы; 2) проводить предварительный инструктаж перед каждой работой, т.е. объяснять учащимся цель работы и порядок оформления ее в тетрадях;

3) систематически проверять тетради с лаб. работами и использовать их при опросе, это поможет полнее и объективнее оценить знания учащихся, увеличить количество индивидуальных оценок.

Оформление работы обычно включает выполнение рисунка или таблицы, форму которой дает учитель, а учащиеся переписывают в тетрадь и заполняют.

После завершения работы проводится обобщающая беседа и проверка правильности заполнения таблицы.

Таким образом, по моему мнению, применение таких микролабораторий создает благоприятные условия для формирования устойчивой мотивации к изучению процессов живой природы и развитию творческой деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ. Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.

В ходе изучения биологии и химии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.

На уроках биологии и химии лабораторные и практические работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности.

Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него.

Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:

- каковы цель и задачи лабораторной работы;

- какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;

- как нужно содержать в порядке рабочее место;

- каковы требования техники безопасности при проведении работы;

- как оформить результаты.

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.

Лабораторная работа – идеальный вариант для работы в группах в течение урока. Групповая работа является очень эффективной. Хотелось бы поделиться опытом организации групповой работы. Главные признаки групповой работы:

1) класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо различное) и выполняет его сообща;

3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет активно участвовать каждому члену группы.

Величина групп 3 – 4 человека в зависимости от размера класса. Состав группы не меняется на протяжении четверти, поэтому в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Группы организуются таким образом: учитель выбирает 3 – 4 сильных учеников (по числу организуемых групп), они в свою очередь выбирают по одному человеку, с кем бы они хотели работать всю четверть; выбранные в свою очередь определяют, кого они хотят видеть в своей группе и т.д.

На перемене учитель с дежурными учениками готовит кабинет к работе: сдвигают столы по два, квадратом, в центре выставляют все необходимое оборудование, редкие реактивы, объекты и т.п. выставляют на отдельный стол. Раздают инструктивные карты, в которых содержится руководство по проведению работы, а также вопросы, позволяющие сделать вывод. Задания ребята выполняют в произвольном порядке, но к концу урока все должны закончить работу. За 10 минут до конца урока учитель вызывает по одному представителю от группы и просит рассказать о проведенных опытах (первая группа рассказывает об обнаружении белка, вторая – о крахмале и т.д.). Оценка выставляется всей группе.

Цель работы: доказать, что в живых организмах содержатся различные органические вещества.

Обнаружение белка

Оборудование: стакан с водой, пшеничная мука, марля, водный раствор йода, пипетка.

Ход выполнения работы:

- заверните муку в марлю и опустите её в стакан с водой;

- промойте муку в воде и разверните марлю.

Что вы обнаружили?_______________________________________________________

Это органическое вещество – ________________________________________

- добавьте в стакан раствор йода;

- в стакан с чистой водой добавьте такое же количество водного раствора йода.

Сравните цвет растворов в разных стаканах. О чем свидетельствует такое окрашивание?_____________________________________________________

Обнаружение крахмала

Оборудование: клубень картофеля, водный раствор йода, пипетка.

Ход выполнения работы:

разрежьте клубень картофеля и капните на него немного водного раствора йода. Что произошло?_____________________________________________

Значит, в клубне картофеля содержится ______________________________

Обнаружение жиров

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Ход выполнения работы:

- раздавите на листе бумаги семена подсолнечника. Что вы наблюдаете? _______________________________________________________________

Достоинства: ученики максимально активны и свободны на таких уроках, обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел заинтересовать ребят предложенной работой.

Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике и рассказывал учитель. В отдельных случаях, когда нельзя самим проверить информацию, учащиеся могут верить учителю на слово. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся.

Лабораторно-практическая деятельность учащихся на уроках биологии

в свете современных технологий.

Применение виртуальных интерактивных лабораторных работ позволит не только проводить любые по сложности и доступности лабораторные работы, но и расширить их спектр. Выполненные в виде интерактивной мультипликации создаст у учащегося иллюзию реального исполнения заданий лабораторной работы. Полная свобода действий и возможность совершать ошибки поможет привить ученику исследовательские навыки и умение делать правильные выводы.

Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории биологии-химии.

Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школьников грамотное поведение в быту и природе, на производстве, позволяет изменить их отношение к химии и биологии.

Главное, что каждый, даже не очень успешно учившийся по предмету ученик, может использовать биологические и химические знания в повседневной жизни. И пусть мои ученики не станут все великими химиками, но зато они могут грамотно приготовить любой раствор, обнаружить фальсификацию некоторых пищевых продуктов.

Презентация: Лабораторное оборудование

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Интересует тема "Лабораторное оборудование"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 16 слайдов. Также представлены другие презентации по Биологии для 5 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

Презентация: Лабораторное оборудование


Слайд 2

Цели урока:

- Познакомиться с лабораторным оборудованием - Научиться проводить простые измерения и опыты - Продолжать учиться делать выводы из увиденного и услышанного


Слайд 3

Лабораторный штатив


Слайд 4

Пробирки


Слайд 5

Колбы


Слайд 6

Ступка и пестик


Слайд 7

Чашка Петри


Слайд 8

Пипетка


Слайд 9

Мерные ложки и стеклянные палочки


Слайд 10

Препаровальная игла


Слайд 11

Воронки


Слайд 12

Предметное стекло


Слайд 13

Покровное стекло


Слайд 14


Слайд 15

Как очистить воду от твердых примесей?


Слайд 16

Домашнее задание:

Сделать книжку-малышку о биологическом оборудовании. Она должна содержать: 1.Название 2. Рисунок или фото 3.Предназначение.

Читайте также: