Культура и наука в начале 20 века доклад

Обновлено: 17.05.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Этот период (конец 19-го, начало 20-го века) для развития культуры России

в целом означал очень многое. Происходит подъём в литературе, архитектуре, живописи, музыке и др. Так же происходит значительный расцвет науки. В этот раз этот подъём отразился не только в культуре нашей страны, но и нашёл место за её пределы.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. Он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным и др.), сделал иные открытия в области физики волн.

Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани экологической катастрофы.

Особенно сильный прорыв наблюдается в психологии, физиологии и биологии человека. И. П. Павлов создал учение о высей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. Ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию

Получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX в. предзнаменовалось для России большими открытиями в географии. Были совершенны путешествия в Среднюю и Восточную Азию, в северную Африку и в страны Океании. Мировая географическая наука в те годы опиралась на достижения русских исследователей. И не только географическая. Многие русские ученые были приглашены за границу для исследований.

Столь высокому количеству открытий способствовало создание научных кружков, обществ. Они объединяли учёных, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали большие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольно экономическое общество (оно было основано ещё в 1756 г.), Общество истории и древностей (1804 г.) Географическое, Техническое, Физико-Химическое,

Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и др. Наряду с известными научными кружками существовали тайные. Например, Общество Космонавтики. В него вошли Королёв, Циолковский и др. Они проводили свои опыты тайно, собирались в подвале одного дома (Не знаю его названия). Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

Но всё же не научно-технические общества и кружки строят образование всей страны. Сами эти общества выходили из университетов, лицеев и др. Но отрицать их вклад в развитие науки в России нельзя.

Образование в России.

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз! В период конца 19-го, начала 20-го века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование. Вводилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из них были церковно-приходские (в 1905 г. Около 43 тыс.). Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было 20,7 тыс. а в 1914г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области).

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появлялись в Петербурге, Новочеркасске, Томске, Харькове и др. В Саратове был открыт университет – в крупном промышленном центре Поволжья. Известным физиком П. Н. Лебедевым была открыта первая физическая школа. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 году насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию! Всего к 1917 году в России действовало 12 университетов, причем в годы Первой мировой войны университетскими городами стали Ростов-на-Дону и Воронеж (сюда эвакуировали соответственно Варшавский и Юрьевский университеты), а потом и Пермь, где открылся филиал Санкт-Петербургского университета. Особенно росли в популярности кадетские корпуса и военные училища.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3\4 населения страны оставалось неграмотными. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США – 7 руб. (в переводе на наши деньги)

И всё же, несмотря на все недостатки, виден огромный прорыв в образовании, а значит и в науке. Тогдашние учебные заведения уже могли подготовить профессиональные кадры. Хотя в это время всё ещё пользовались приоритетом дворянские дети: вплоть до конца XIX в. классических гимназиях более 50% всех учеников приходилось на детей дворян и чиновников. Но с начала XX столетия положение меняется: в 1913 г. В гимназиях обучалось 27,5% детей дворян и чиновников, 39,4% - выходцев из городских и 26% - из сельских сословий.

В общем, ситуация с течением времени менялась в лучшую для развития науки в России сторону. И тяжелое политическое и социальное положение в стране не помешало этому рывку вперёд. Наконец образованию, а значит и науке было уделено достаточное внимание со стороны правителства!

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Файлы: 1 файл

Наука и культура ХХ века.docx

Немецкий танец-модерн, в отличие от красивых естественных поз Айседоры Дункан и гармоничности ее постановок, отличался особой остротой формы, внезапной сменой ритмов, был склонен то к патетическим жестам, то к трагическому гротеску.

Классический балет существовал, но не всюду выдерживал конкуренцию. Положение спасали русские артисты-гастролеры, знакомившие с шедеврами Перро, Петипа и Фокина весь свет, забиравшиеся в такие уголки, где публика мало того, что понятия не имела о пачках и пуантах, но еще и не могла вообразить спектакля, в котором все артисты молчат и лишь музыка звучит. В Австралии, например, случалось, что зрители требовали вернуть им деньги за билеты на том основании, что они не услышали со сцены ни одного слова.

Балет в Советском Союзе.

С точки зрения сторонников драмбалета, все, происходящее на сцене, должно быть оправдано и понятно без слов, доступно зрителю с любым уровнем подготовки. Условности классической хореографии считались ненужными, а самому танцу в спектакле отдали только то место, на которое он мог претендовать в действительности: вальсы и мазурки на балу, танцы на свадьбе, пляски на праздниках. Присутствие танца должно было быть оправдано.

Слушая записи и концерты мировых звезд оперы, в том числе и итальянских, порой трудно определить исполнителя, в то время как тембр Лисициана невозможно спутать с каким-либо из голосов: золотой голос с бриллиантовым оттенком, спускающийся откуда-то сверху. В недалеком прошлом редакция отечественного радиовещания провела неофициальный конкурс на лучшее исполнение неаполитанских песен с участием самых известных в ту пору певцов Союза, в который был включен и давно оставивший сцену Павел Герасимович. Результат превзошел все ожидания: подавляющим большинством предпочтение было отдано Лисициану. Его голос признали самым красивым, а исполнение – самым совершенным.

Еще в одной из сфер деятельности певец добился больших успехов – в педагогической. Более 30 лет Павел Герасимович передавал свой богатейший опыт молодым певцам, являясь одновременно вокальным консультантом Большого театра и Московской филармонии, а с 1967 по 1973 год он был связан с Ереванской консерваторией сначала как преподаватель, затем как профессор и завкафедрой. Параллельно вел мастер-классы во многих странах мира. Среди учеников профессора Лисициана – первый лауреат международного конкурса среди вокалистов-армян Саркис Гуюмджян, сын певца Рубен Лисициан, Райнер Гольберг и Штефан Шпивак (Германия) и другие.

Наука и научные открытия ХХ века.

Со времен своего существования человечество значительно продвинулось вперед благодаря развитию науки. Ее цель – это процветание всего человечества. В двадцатом веке произошел прорыв в науке и в результате уровень жизни людей кардинально изменился. На мой взгляд, самым популярным изобретением двадцатого века является то, чем мы пользуемся каждый день, из года в год.

  • Это шариковая ручка! Ее изобрел в 1938 году венгерский журналист Ласло Биро. Он заметил, что чернила, которые использовались в печатных прессах, высыхали быстрее обычных и начали использовать их в чернильных ручках.
  • Еще одним популярным изобретением, без которого многие люди не представляют своей жизни, является глобальная сеть Интернет. Датой ее создания считается 1957 год, когда произошел запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Еще в двадцатом веке появилась мобильная связь, которая, на мой взгляд, существенно облегчила нашу жизнь.
  • Авиация стала развиваться в начале века. Первый успешный полет самолета американских механиков братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания произошел 17 декабря 1903. К середине 30-х гг. произошел окончательный переход от биплана к моноплану. В 30-х годах появился реактивный двигатель. С начала 50-х гг. реактивные самолеты стали использовать и в гражданской авиации, развивалось вертолетостроение, появились сверхзвуковые самолеты.
  • В 1959 году был запущен первый искусственный спутник Земли.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-68), советский космонавт, 12 апреля 1961 впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле “Восток”.

Впервые совершен групповой полет двух космических кораблей (А. Г. Николаев, П. Р. Попович, 1962). Первый космический полет женщины (В. В. Терешкова, 1963).

С 1961 по 1963 совершили полеты 6 кораблей “Восток” с 6 космонавтами.

В 20 столетии медицина начала шагать вперед большими шагами. Например, диабет перестал быть смертельной болезнью только в 1922 году, когда двумя канадскими учеными был открыт инсулин. Им удалось получить этот гормон из поджелудочной железы животных.

А в 1928 году жизнь миллионов больных была спасена благодаря неряшливости британского ученого Александра Флеминга. Он просто не вымыл пробирки с болезнетворными микробами. По возвращении домой он обнаружил плесень(пенициллин) в пробирке. Но прошло еще 12 лет, прежде чем удалось получить чистый пенициллин. Благодаря этому открытию такие опасные болезни, как гангрена и пневмония, перестали быть смертельными, а сейчас мы имеем великое разнообразие антибиотиков.

Сейчас каждый школьник знает, что такое ДНК. Но структура ДНК была открыта всего лишь чуть больше 50 лет назад, в 1953 году. С тех пор интенсивно начала развиваться такая наука какгенетика. Структуру ДНК открыли двое ученых: Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик. Из картона и металла они сделали модель молекулы ДНК. Сенсацией оказалось то, что принцип строения ДНК одинаков для всех живых организмов, от бактерии до человека. За это открытие английские ученые получили Нобелевскую премию.

Сегодня пересадка органов нам не кажется чем-то из области фантастики. Но открытие, что люди могут жить с чужими органами, было сделано только в 1954 году. Американский врач доказал это, пересадив почку своему 23-летнему пациенту от его брата-близнеца. В отличие от предыдущих неудачных опытов, в этот раз почка прижилась: пациент прожил с ней еще 9 лет. А Мюррей за свою пионерскую работу в области трансплантации органов получил в 1990 году Нобелевскую премию.

Вслед за пересадкой почки Мюрреем последовали попытки пересадить и сердце. Но операции на сердце долгое время считались очень рискованными. Но все же в 1967 году было пересажено сердце молодой погибшей женщины 53-летнему пациенту, умирающему от сердечной недостаточности. Пациент тогда прожил всего 18 дней, а сегодня с донорским сердцем можно жить много лет.

Сейчас невозможно представить посещение врача без УЗИ. Нет, наверное, ни одного человека, которому не пришлось бы хотя бы раз в жизни делать УЗИ. Но это устройство, позволяющее диагностировать болезни внутренних органов на самых ранних стадиях, было изобретено не так уж и давно, в 1955 году. А уже в 70-х годах прибор приобрел широчайшую популярность, поскольку был безопасным, безболезненным и высокоинформативным методом исследования. А что еще нужно больному и врачу! Принцип работы УЗИ прост: волна проходит через ткани нашего тела, и ее эхо, преобразованное в электрические импульсы, отображается на мониторе.

В 1978 году тысячи семейных пар, которые не могут иметь детей, получили надежду. Дело в том, что в 1978 году на свет появилась девочка, о которой узнал весь мир. Ее звали Луиза Браун, и она была первым ребенком из пробирки, то есть ее зачатие произошло вне организма матери. Британские ученые в лабораторных условиях оплодотворили яйцеклетку матери спермой, а затем поместили в матку матери. Сегодня благодаря методам искусственно го оплодотворения тысячи бесплодных пар могут иметь детей.

Также, к достижениям двадцатого века можно отнести развитие: томографии, молекулярных микрочипов, телевидения, нано технологий, радиолокации, атомной энергетики, автомобилестроения, фармацевтики. Все это позволило человечеству сделать гигантский шаг вперед в своем развитии. Но, при этом некоторые из достижений 20 века оказывают такое сильное негативное влияние на окружающую среду и здоровье ее обитателей, что поневоле нам приходится задумываться о том, каким будет наше будущее и будущее наших детей и внуков. Для того чтобы оно было достойным, необходимо бережно относится к природе и собственному здоровью, на что многие из нас просто не обращают никакого внимания до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Научные открытия, сделанные русскими учеными в ХХ веке.

Попов А.С. (1859 - 1905) 1895 г. – создал радиоприемник. Его изобретение отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Крылов А.Н. (1863 - 1945) Разработал теоретические основы увеличения защищенности судов.

Мечников И.И. (1845 - 1916) Удостоен Нобелевской премии за исследования в области иммунологии.

Вернадский В.И. (1863 - 1945) Разработал учение об эволюции биосферы (среды обитания человека) в ноосферу (сферу разума), организуемую на рациональных началах в соответствии с волей людей, деятельность которых приобретает планетарные масштабы.

Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.

Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.

исследователи А. С. Попов и Мария Склодовская-Кюри

7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.

Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.

В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение - икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.

В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.

И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.

Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри - крупнейшим французским физиком - она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются. Последующие исследования английского физика Э. Резер-форда, датчанина Н. Бора и других дали возможность углубить наши представления о строении атома.

В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.

Конец XIX в. был периодом раскрытия органического мира. Ряд русских ученых - В. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, К. А, Тимирязев и другие творчески развивали и углубляли учения.

И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.

Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.

Состояние просвещения, его классовый характер

В связи с развитием техники капиталистическое производство требовало от рабочих определенных технических знаний. Поэтому вместе с техническим прогрессом буржуазия вынуждена была пойти на известное расширение народного образования. К этому же ее побуждали требования профессиональных и политических организаций рабочего класса. В начальной школе капиталистических стран занятия ведутся по очень ограниченному учебному плану и программам, которые не позволяют продолжать образование в средней, а затем и в высшей школе. В то же время создаются привилегированные учебные заведения для детей имущих классов, открывающие дорогу к высшему образованию. Поэтому в капиталистических государствах отсутствует единая система просвещения.

Школа в буржуазном государстве является орудием воспитания подрастающего поколения в духе вражды к идеям социализма и коммунизма. В качестве воспитателей на помощь буржуазии приходят служители церкви. Кроме того, наряду с государственными школами существуют частные, среди которых немалое место занимают церковные школы, в особенности в католических странах.

Для девочек, как правило, были отдельные школы с пониженными требованиями, с более ограниченной программой.

В США созданы особые школы для детей негров, которые по объему даваемых знаний стоят гораздо ниже школ для белых.

Между тем дальнейшее развитие промышленности, торговли, банковской системы требовало хорошо подготовленных служащих и специалистов. Поэтому в ряде стран появились школы, дающие необходимое профессиональное образование.

Империализм и усиление реакции в области идеологии

Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.

Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.

Кризис буржуазной культуры

Эти элементы выражены у различных представителей декадентства в весьма многообразных сочетаниях.

Декаденты-символисты уходили от реальной действительно, заявляя что объектом изображения является мир потусторонний, воплощенный в символах. Они нередко подменяли содержание художественного произведения любованием изящной формой, отказывались от грамматических норм общенародного языка, вводили необычные слова и литературные обороты.

Футуризм, кубизм и другие течения, продолжением которых ныне является новейший абстракционизм, заменяли в искусстве образы и идеи хаосом линий, красок, какофонией звуков и слов, лишенных всякого смысла. Их творчество отрывалось от жизненной правды и от реальной действительности . Абстракционизм, часто именуемый на Западе в наши дни новым течением в искусстве, на самом деле достаточно стар. Он зародился лет семьдесят тому назад, на заре империалистической эпохи, эпохи загнивания капиталистического общества.

Как художественное течение импрессионизм возник во Франции в борьбе с процветавшей в годы Второй империи салонной живописью. Новое течение отвергало парадные и развлекательные сюжеты. Вместо этого импрессионисты обращались к новым, непосредственно взятым из жизни темам, которые в то время не считались предметом искусства.

  1. Клод Моне,
  2. Эдуард Манэ,
  3. Огюст Ренуар и
  4. Винцент Ван-Гог.

Множество литературных и художественных течений, типичных для конца XIX - начала XX в., говорило не о расцвете искусства, а о тех колебаниях и исканиях, которые имели место в духовной жизни общества того времени.

Реализм в литературе

Подлинные художники-реалисты все чаще становились выразителями протеста широких народных масс против империализма, рупором усиливающихся демократических настроений среди интеллигенции. Писатели-реалисты направляют свой талант на правдивое и смелое изображение капиталистической действительности и изобличение присущих ей пороков. Вот почему реализм второй половины XIX - начала XX в. получил название критического .

  1. Ги де Мопассан,
  2. Эмиль Золя,
  3. Анатоль Франс,
  4. Ромен Роллан,
  5. Генрих Манн,
  6. Джон Голсуорси,
  7. Бернард Шоу,
  8. Марк Твен,
  9. Теодор Драйзер и другие.
  • подавление человеческой личности,
  • роскошь эксплуататоров и
  • нищету трудящихся масс.
  • милитаризма и войн и
  • были едины в суровом осуждении пороков и ограниченности буржуазного общества.

Анатоль Франс - Бернард Шоу - Ромен Роллан

Крупнейшие реалисты XX в., как бы дополняя друг друга, рисуют широкое полотно жизни обреченного буржуазного общества.

В странах Востока, вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры, росло стремление к ее возрождению.

Лу Синь Рабиндранат Тагор

На рубеже XIX-XX вв. в Индии появляется поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861 -1941), получивший всемирное признание. Его творчество обширно и многообразно- романы, повести, пьесы, рассказы, стихи, поэмы. В образах своих героев писатель выражал настроения индий-( кой интеллигенции, протест против произвола колонизаторов, тирании феодалов и феодально-патриархальной морали. Творчество Тагора оставило глубокий след в индийской литературе.

Зачатки пролетарской литературы

Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.

Распространение социалистической идеологии.

Борьба Маркса, Энгельса, Ленина против всех видов оппортунизма за чистоту марксистской теории имела всемирно-историческое значение. В конце XIX - начале XX в. происходит широчайшее проникновение марксизма в массы рабочего класса. О распространении социалистических идей свидетельствуют созданные во многих странах в конце XIX в. массовые социалистические партии.

Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.

В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.

Успехи науки во второй половине XIX и начале XX в. привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира - без бога, без вмешательства сверхъестественных сил. Развитие естествознания вело к торжеству материалистического мировоззрения.

Мировое значение русской науки, литературы и искусства.

  • Менделеев,
  • Тимирязев,
  • Сеченов,
  • Павлов.

К. А. Тимирязев в области эволюционного учения.

Убежденный материалист И. И. Мечников, вынужденный из-за преследований царского правительства покинуть Россию, возглавил одну из лабораторий всемирно известного Пастеровского института. Он прославился замечательными работами об иммунитете. Еще более значительной была в развитии науки роль И. П. Павлова.

Русская культура конца XIX - начала XX в. дала миру замечательные сокровища.

Россия в то время быстро шла к революции. Происходивший в стране общедемократический подъем создал поразительно благоприятную почву для расцвета литературы и искусства, отстаивающих народные интересы. Русская культура прониклась пафосом борьбы за свободу, разум и счастье для всех людей без различия расы, языка и веры. Все лучшее в русской литературе и искусстве, развивавшееся в связи с революционной борьбой, оказало могучее влияние далеко за пределами нашей Родины.

  • Тургенев,
  • Достоевский,
  • Чехов и другие русские писатели

также оказали огромное влияние на творчество ряда представителей западной литературы. Бернард Шоу черпал вдохновение в произведениях Чехова.

Рождение новой, пролетарской литературы связано с именем Горького - основоположника социалистического реализма. Наряду с изображением бурного политического развития России Горький показал революционное развитие личности, превращение рядового труженика в сознательного борца. Горьким впервые был создан высокохудожественный образ рабочего, борющегося под руководством марксистско-ленинской партии против царизма и капитализма. Появление в литературе революционного пролетария обогащало мировую литературу новыми художественными принципами.

Русский театр был украшением русской культуры. С его сцены раздавалось взволнованное, согретое огнем вдохновения, передовое слово, зовущее к преобразованию мира.

  • Репина,
  • Сурикова,
  • Перова,
  • Крамского,
  • Васнецова и других.

В отличие от импрессионистов русские художники нашли в обстановке предреволюционной России и большие общественные темы, и подлинно народное содержание.

  • Чайковский,
  • Римский-Корсаков,
  • Мусоргский и другие.

Ленинизм - высшее достижение мировой культуры

К началу XX в. в Россию переместился центр международного революционного движения. Россия становится источником передовых общественных идей.

Вполне закономерно, что после смерти Маркса и Энгельса именно в России марксизм получил дальнейшее творческое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина.

  • научного коммунизма,
  • философии,
  • политической экономии.

Они являют пример творческого марксизма. Учение Маркса и Ленина составляет высшее достижение человеческой мысли.

Первая мировая война углубила кризис буржуазной культуры. У миллионов людей порожденная капитализмом кровавая бойня и хозяйственная разруха подрывали веру в разумность капиталистических порядков. Под влиянием измены руководителей II Интернационала и его краха сознательные рабочие стали отходить от реформизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции усилила проникновение идей марксизма-ленинизма в широчайшие народные массы и в передовую культуру.

Добавить комментарий


Today 01.03.2022 18:45:47
✔27-02-1991г - Война в Персидском заливе заканчивается ✔27-02-1917г - Февральская революция. Свержение самодержавия в России

Читайте также: