Культ киреметя у чуваш доклад

Обновлено: 02.07.2024

Кереметь у поволжских этносов связывается с культом священных деревьев и священных рощ, который был распространён среди многих этносов мира.

Священные рощи находились при древнейших храмах и пирамидах. Самые древние упоминания о священных рощах встречаются в аккадских текстах. Семитские племена аккадцев, захватив Шумер, вторглись в Элам. Там они разграбили храмы и проникли в священные рощи при храмах, куда до них не ступала нога чужеземца. Чужим запрещалось входить в священные рощи. Считалось что там обитают духи предков людей, живущих в этой местности и чужакам в этих рощах не место.

Вокруг керемети под влиянием иных культур возникают различные псевдонаучные определения и мифы, в которых кереметь выступает в качестве злого или доброго божества, либо сына Бога, образ которого схож с образом Иисуса Христа.

Этимология

* кöрмöс (низшие духи) у алтайцев,
* кÿрмÿш - дух-покровитель дома у телеутов и т. д.

Кереметь у чуваш

У чуваш, придерживающихся традиционных этнических верований, кереметь выступает как главное святилище наравне с учÿк и связывается с почитанием предков.

Кереметь у чуваш символизирует связь между всеми поколениями вплоть до самых древних. Для этого при образовании новой деревни с керемети материнской деревни для керемети новой деревни берется немного земли и воды, специальными обрядами приглашаются духи предков.

По мнению Н. И. Ашмарина культ керемети возник у чуваш из почитания умерших, слившегося впоследствии с культом мусульманских святых, на что, по его мнению, указывают слова киремет, мăчавăр, мамале[2].

На керемети по сторонам света располагалась прямоугольная ограда с воротами на запад, посередине — дерево или столб, символизировавшие ось мира. Если на учÿк должен был расти только дуб, то в центре керемети было любое дерево кроме дуба. При отсутствии деревьев устанавливались столбы. Если на учÿк столб должен был устанавливаться комлевой частью вниз, то на керемети комлевой частью вверх.

Если в керемети было три входа, то с западного входа входили мăчавăр или кĕлĕ пуçĕ, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в кереметь вносили жертвенное животное; с южного входа в кереметь заносили холодную воду.

Во время обряда участники читают молитвы, обращённые к предкам. При проведении обряда используется пиво, изготовляемое в домашних условиях. Жертвенное животное (обычно баран) убивают, надрезав аорту. Сваренное в котле мясо съедают, а шкуру животного вешают на дерево. Еду и шкуру животного с керемети уносить запрещается.

Выбор места для кереметь определялось ландшафтом. Кереметь находится на возвышенном месте около родника или речки к западу от деревни, тогда как место для учÿк выбиралось на возвышенном месте около родника или речки к востоку от деревни. Каждая чувашская деревня могла иметь по несколько кереметей. В то же время у нескольких соседних деревень могла быть одна главная кереметь.

Существует целая система кереметей. Так на деревенскую кереметь или кереметь ближайшего куста деревень собирались несколько раз в году по праздникам или в дни поминовения предков. Существовала кереметь округи на которую приходили раз в три года. Существовали керемети всего края. На такой керемети производились общее поминовение предков раз в семь лет.
Билярская кереметь

В начале 90-х годов XX века находилась деревянная беседка возле родника, стол и две скамейки. В лесу находилось множество перекладин для разделывания овец, здесь начинался крутой подъем на гору. Тропинка упиралась в маленькую полянку на которой находился остов полусожженого дерева обвязанного сурпаном. Весь лес был бел от повязанных на ветвях поминальных ленточек. Выше по тропинке находилось странное место окруженное глубокими рвами. По преданиям здесь скрывались от монголо-татар девушки из уничтоженного города.

У основания горы лежал деревянный крест недавно кем-то вкопанный и так же недавно кем-то выброшенный. Вместо него кто-то прибил на дубе православный крест, сваренный из нержавейки.

В данном случае можно наблюдать проникновение различных культов и религий (синкретизм) — суннизма, православия и этнических верований.

Священное место посещают чуваши, татары, русские, марийцы, удмурты, мордва и др.

Кереметь и русское православное миссионерство

Некоторые современные священники относят к керемети даже монумент Матери-Покровительницы в Чебоксарах и называют её языческим идолом [4].

Кереметь и русское этнографы

В Толковом словаре В. Даля кереметью называются дух зла у черемис и чуваш; чувашская, черемисская или вотяцкая божница, капище.

Кереметь в русской литературе

Кереметь (Киреметь) — единая транслитерация на русский язык целого ряда терминов, используемых в культовой сфере в чувашском, марийском, эрзянском, мокшанском, удмуртском и татарском языках.

Содержание

Этимология

Кереметь у чувашей



У чувашей, придерживающихся традиционных этнических верований, кереметь (чуваш. киреме́т ) выступает как главное святилище наравне с учÿк и связывается с почитанием предков.

Кереметь у чувашей символизирует связь между всеми поколениями вплоть до самых древних и отражает представления о строении мира. Для этого при образовании новой деревни с керемети материнской деревни для керемети новой деревни берётся немного земли и воды, специальными обрядами приглашаются духи предков.

Существует целая система кереметей. Так, на деревенскую кереметь или кереметь ближайшего куста деревень собирались несколько раз в году по праздникам или в дни поминовения предков. Существовала кереметь округи, на которую приходили раз в три года. Существовали керемети всего края. На такой керемети производились общее поминовение предков раз в семь лет.

Местоположение

Выбор места для керемети (чуваш. киреме́т вы́рăнĕ ) определялся ландшафтом. Выбиралось возвышенное место около водного источника (ручья или речки) к западу от деревни, так как западная сторона связывается с миром мертвых. В отличие от керемети, место для учÿка (чуваш. учÿ́к вы́рăнĕ ) выбиралось на возвышенном месте около родника или речки к востоку от деревни. Каждая чувашская деревня могла иметь по несколько кереметей. В то же время у нескольких соседних деревень могла быть одна главная кереметь.

Кереметь карди

Keremet.jpg


Кереметь карди (чуваш. киреме́т карти́ ) — место совершения общественных жертвоприношений и молений на керемети [4] . Представляет собой прямоугольную огороженную площадку с входом с западной стороны. В центре кереметь карди росло дерево или устанавливался столб (чуваш. юпа́ ). Если на учÿке должен был расти только дуб, то в центре керемети было любое дерево, кроме дуба. При отсутствии дерева устанавливался столб. Если на учÿке столб должен был устанавливаться комлевой частью вниз, то на керемети столб устанавливался комлевой частью вверх, как и намогильные столбы из липы на кладбищах некрещённых чувашей.

Если в кереметь карди было три входа, то с западного входа входили мăчавăр или кĕлĕ пуçĕ, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в кереметь вносили жертвенное животное; с южного входа в кереметь заносили холодную воду.

Обряд

Во время обряда участники читают молитвы, обращённые к предкам. При проведении обряда используется пиво, изготовляемое в домашних условиях. Жертвенное животное (обычно баран) убивают, надрезав аорту. Сваренное в котле мясо съедают, а шкуру животного вешают на дерево. Еду и шкуру животного с керемети уносить запрещалось.

Иные определения

Юхма Мишши считает, что Кереметь — это сын небесного бога Тангара:

Потеряли древнюю чуваш­скую религию — тангаризм. Тангар — небесный бог, Киремет — его сын, которого отец послал на землю, чтобы раздать людям счастье. Они же убили Киреметя, а прах развеяли по ветру. Но Бог бессмертен, потому там, где упал пепел, вырастали деревья, в которых живет душа Киреметя. И опомнившиеся люди, чтобы замолить свой грех, начали молиться им.

Кереметь у татар

Культ кереметя был распространён среди крещённых татар (кряшен).

Еще в XIX веке практически массово у кряшен был распространен языческий обычай жертвоприношения — киреметь.

Кереметь у марийцев

Культ почитания керемети у марийцев схож с чувашским:

У нас около большой Ронги было две священные рощи. Вот туда наши дети и родители и ходили молиться… Туда никогда не ходили женщины и чужие. Говорили, что если Он не захочет их допустить, то они заболеют и не вылечатся. И ходили туда только мужчины, чтобы Он дождя послал или чем нибудь помогал, если надо… В каждой деревне был один кереметь. В священной роще у него было одно дерево — береза или дуб. [5]

Примечательно, что места поклонения народным божествам и кереметям были разные, в первых даже имя того или иного кереметя произносить было нельзя [6]

Культ Керемети носил у марийцев наиболее устойчивый характер, даже с приходом Советской власти он не исчез:

В начале тридцатых годов сюда пришли колхозы организовывать. Один приехал из города на Кувербу, сел председателем. Из дороги из Кувербы на Пижму у марийцев была священная роща. Вот председатель этот говорит: " — Мешает для обработки земли, срубите ее (рощу). А дело на собрании было. Мужики молчат, а председатель показывает пальцем: " Ты, ты и ты — рубить пойдете! " Мужики стоят не возражают, но никто не выполняет. Потом месяц что ли прошел, он других назначает. Опять никто не выполняет. Это как же — кереметь рубить! Так он все приказывал, но никто не выполнял — рощу никто не шел рубить. Она до сих пор цела. (записана в 1991 г) [5]

Кереметь у удмуртов

Слово удм. Керемет у удмуртов имело два значения — либо это имя отрицательного божества (Шайтан), либо название священной молитвенной рощи.

Кереметь и русское православное миссионерство

Православные миссионеры связывали культ киремети с поклонением татар и язычников-инородцев злым духам предков, требующих жертвоприношений [7] .

Кереметь и советский атеизм

В советское время керемети уничтожались при хозяйственном освоении земель у деревень.

Во время войны, в сороковые годы, возле деревни Асхва Канашского района стали строить аэродром. Но по среди поля на керемет вырăнĕ стояло дерево которое местные жители наотрез отказались сносить. Тогда для этих целей наняли татарина. Тот на бульдозере снес дерево, но его в этот момент парализовало. Он прожил около месяца, а потом умер.

Кереметь и русские этнографы

Рядом с духами явлений природы древние болгары чтили духов усопших. Культ этот удержался и после принятия болгарами ислама, принявши в виде культа Керемета слегка мусульманскую окраску. У арабов Карамат означает сверхъестественную силу святого (усопшего) человека. Ощущаться эта сила могла, конечно, всего более на могилах святых, которые используются глубоким почтением и у истых мусульман. Этот культ могилы могущественного святого болгарская масса связала с отеческим культом усопших, особенно усопших, обладавших при жизни могуществом: слово Карамат получило теперь значение духа усопшего, способного карать за непочтение, духа могущественного предка и в этом значении перешло от болгар-чуваш к черемисам и вотякам.

В Толковом словаре В. Даля кереметью называются дух зла у черемис и чуваш; чувашская, черемисская или вотяцкая божница, капище.

Кереметь в русской литературе

В древней Руси как и в наше время существовало много народностей , и у каждого народа ( национальности ) существовали свои обычаи , традиции , ну и соответственно Вера .

Особенно много культов и поклонений существовало до крещения Руси , в эпоху повального язычества , жертвоприношений и других по крайней мере “странных” верований .

После крещения Руси большинство приняло “христианство” , но у некоторых народов сохранился древний культ , который берёт своё начало с “шаманских” времён .

Главную роль в таких обрядах играли особые священные места , где произносили молитвы духам , приносили подаяния ( иногда бывали случаи жертвоприношений ) . Эти места были названы Керемети ( или Киреметь , смысл слова не меняется ) .

Киреметь у Чувашей

Так что такое “Кереметь” ( Киреметь , Керемет , Киремет ) ? У этого слова по крайней мере три значения : 1 . “Священная роща” ( как впоследствии прозвали такое место миссионеры-исследователи ) , где произносятся молитвы : во благо здоровья , большого урожая , и других просьб у высших сил , обычно располагается на возвышенности , рядом с родником , либо со старым деревом , в очень многих случаях – это очень древний дуб ;

2 . Так назывались добрые и злые духи ;

3. Жертва , или подношение духам , богам , умершим родственникам ( чаще всего монетка – медная или серебряная , номинал её зависел от благосостояния просившего , часть туши убитого там же животного и др. ) .

“Керемети” были у : Чувашей , Марийцев , Удмуртов , Мордвы ( мы далее в статье постараемся описать устройство , обряд молитв и приношений этого священного ритуала ) . Эти священные для этих народностей места , играли равносильную роль , как например у татар – мечети , а у христиан – церкви .

Кереметь располагалась на западе ( олицетворял закат жизни , мир умерших ) селения , сначала строилась ограда прямоугольной формы ( согласно четырём сторонам света ) с воротами на запад ( обычно ворот для входа было либо три , либо один ) .

В центре строили святилище-постройку , обязательно на восточной стороне располагалось изображение бога в виде скульптуры из дерева или камня . Посреди постройки длинный столб ( ось всего мира , рядом старое дерево , и обязательно источник с водой ) с кругом на верхнем конце ( олицетворяло Солнце ) .

Каждая деревня или село ( в Чувашии очень много таких мест ) могло иметь несколько таких “священных рощ” , но лишь одно главное , на которое собирались в большие праздники даже жители соседних деревень .

По очень большим праздникам ( несколько раз в году ) , или в дни поминовения умерших родственников , все жители деревни собирались около Киремети , и возносили молитвы Духам предков , в некоторых случаях приносили в жертву животное , или закапывали около священного дерева в землю монетку .

Существовала и Главная Кереметь народности , в Чувашии она находилась в Биляре ( Валем Хузя ) . На неё приходили , да и в настоящее время приходят Чуваши со всей России .

Значение Керемети трудно переоценить , времена были очень тяжёлые , и люди с помощью таких ритуалов верили в чудо , и после таких обрядов уходили с “лёгким сердцем” , переложив все свои беды на Богов и Духов , и ожидая от них помощи .

Если жителя деревни , или его близких одолела болезнь , дохла скотина , или засуха губила урожай , он шёл на Киреметь , и в молитвах просил Духов сжалится над ним и помочь в его бедах .

Вера в спасение во многих случаях уберегала его от всего плохого , ведь самовнушение – большая сила .

Что касается коллекции монет , которая скопилась за несколько веков на священной Киремети , то выкапывать их конечно большой Грех , хотя они пролили бы свет на историю населявшего эту местность народа , его давность пребывания в тех краях и др.

В настоящий момент некоторые кладоискатели выкапывают монетные подаяния Древним Духам , но принесут ли им богатства эти монеты , добытые “варварским” путём в святыне древних жителей десятков поколений , покажет будущее .

КЕРЕМЕТЬ, КИРЕМЕТЬ в мифологии народов Волго-Уралья (чувашей, марийцев, удмуртов) - это духи Добра и Зла, в которых превращались души предков, а также название святилища, связанного с поклонением им. Если жителя деревни, или его близких одолевала болезнь, дохла скотина, или засуха губила урожай, он шёл на КЕРЕМЕТЬ, и в молитвах просил духов сжалится над ним и помочь в его бедах. Считалось, что КЕРЕМЕТИ оказывают помощь и спасают от беды, но могут также принести и несчастье. Враждебные КЕРЕМЕТЬ принято было умилостивлять жертвоприношениями.

Мифы о появлении КЕРЕМЕТЬ гласят, что так первоначально назывался старший сын верховного бога ТУРА. В колеснице, запряжённой белыми конями, он разъезжал по земле, принося плодородие. Подстрекае­мые ШУЙТТАНОМ люди убили его и сожгли. Чтобы скрыть от бога содеянное, прах развеяли по ветру, и повсюду образовались КЕРЕМЕТИЩА.

Существуют подобные духи и у других народов Евразии. У телеутов такие духи назывались КЮРМЮШ, у алтайцев - КЁРМЁС. Алтайцы разделяли духов на две категории: духи первоначальные и духи позднейшие. КЁРМЁС относились к позднейшим духам. Такие духи представляли собою души давно умерших шаманов и шаманок. Они проживали в земле и без всякой причины причиняли вред людям и скотине, чтобы таким образом вымогать у людей жертву.

КЕРЕМЕТЬ, как святое место, как правило выбирали на высоком холме возле водного источника к западу от деревни, так как западная сторона связывалась с миром мертвых. Как правило КЕРЕМЕТЬ устанавливалась в лесу или роще и представляла собой прямоугольную огороженную площадку с входом с западной стороны. В центре КЕРЕМЕТИ росло дерево или устанавливался столб. В западные ворота входили люди и обращались лицом к востоку. В представлении чувашей и других народов Волго-Уралья дух КЕРЕМЕТЯ смешивался с местом Кире-метя, поэтому в их образе жизни наблюдалось почитание самих мест, преимущественно священных деревьев и целых рощ. Символами, изображающими КЕРЕМЕТЕЙ были деревья - береза или священная липа с большим дуплом. Старые деревья, принимаемые за хранителей духов-КЕРЕМЕТЕЙ, не трогали. Возле таких деревьев закалывалось жертвенное животное, а на территории вокруг старого дерева устраивали КЕРЕМЕТИЩЕ с открытой восточной стороной. В середине этого строения устанавливали столб, который проходил через крышу и выполнял функции Мирового дерева. Все это выражало земное подобие модели мира. Четыре звена ограды КЕРЕМЕТИ, строго ориентированные по сторонам света, символизировали четыре стороны вселенной. Известны, правда, случаи, когда КЕРЕМЕТИЩА находились в открытом поле, где не было деревьев и кустарников.У каждой деревни, как правило была своя КЕРЕМЕТЬ. В КЕРЕМЕТЬ, как родовое хранилище не допускались чужаки. Но также были еще общинные КЕРЕМЕТИ в которых молились деревни и сёла всей округи. Такие моления проводились один раз в несколько лет.

Есть мнение, что возникновение КЕРЕМЕТЕЙ связано с культом покойников. Так как по обычаям видно, что могилы тех людей, которых боялись при их жизни, могилы угнетающего народ помещика и колдуна со временем превратились в места жертвоприношений, а их дух в народном сознании стал КЕРЕМЕТЕМ. Верховным божествам поклонялись в КЕРЕМЕТЯХ, расположенных на холмах, предкам и духам, в КЕРЕМЕТЯХ, расположенных в низинах.

Некоторые исследователи термин КЕРЕМЕТЬ производят от арабского слова КАРАМАТ (чудо, духовная щедрость). В кыргызском языке перевод слова ЧУДО, ДИВО звучит, как КЕРЕМЕТ. Непонятно здесь, кто у кого заимствовал, тюрки у арабов или же арабы у тюрков. Разберёмся позже.
Итак, КАРАМАТ - один из исламских терминов, используемый для названия чудотворений, происходящих с праведными мусульманами или совершаемых ими. КАРАМАТ - это сверхестественная сила святого (усопшего) человека. Более всего она ощущалась на могилах святых. К примеру, у капских малайцев (мусульмане ЮАР) КАРАМАТОМ называется именно место захоронения мусульманского святого!
Кстати, в кыргызском языке есть еще слово КАРАЙА - пожилой человек, старик.

И раз уж география этого слова заметно расширилась, то телеутский КЮРМЮШ и алтайский КЁРМЁС позволяют нам вспомнить древнегреческого бога ГЕРМЕСА, а также и связанные с этим богом ГЕРМЫ (столб, подпора).

ГЕРМЕС первоначально был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. Нередко его изображали с ягненком на руках. С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле, а также и в подземном мире, так как был посланником богов и проводником душ умерших в подземное царство Аида.

ГЕРМЫ - это особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе ГЕРМЫ служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах. Первоначально для поклонения ГЕРМЕСУ просто использовались олицетворявшие его кучи камней. Исходя из функций данного бога как покровителя путешественников и торговли, камни особенно часто располагали на дорогах, перекрёстках, границах областей. Путник в этом месте должен был добавить камень, либо принести жертву ГЕРМЕСУ. Впоследствии, по мере развития общества, груды камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-ГЕРМЫ. По высоте ГЕРМЫ были в человеческий рост или ниже. Их могли изготавливать из камня, бронзы и дерева. Стояли они либо непосредственно на земле, либо на каменной основе, в виде отдельно расположенной скульптуры, либо в составе архитектурной декоративной или культовой композиции. Впоследствии на ГЕРМАХ стали помещать и других богов и героев. В V веке до н. э. появились ГЕРМЫ с реальными людьми, преимущественно политиками, государственными деятелями и философами.

ГЕРМЫ также устанавливались, как надгробные обелиски. Есть версии, что эти каменные сооружения возводились на месте погребения или гибели человека, чья жизнь оборвалась внезапно в пути, вдали от родных мест. Такого рода придорожные погребения побуждали путников к особого рода ритуалам и запретам. Поэтому на границах областей ГЕРМЫ выполняли роль не только межевых знаков, но и фетиша, охранителя области от зла извне. Повреждение ГЕРМ считалось тяжким святотатством. Их массовое разрушение в Афинах привело к войне между Афинами и Спартой. Этимологию слова ГЕРМА связывают с именем олимпийского бога ГЕРМЕСА. Но исследователи до сих пор спорят, какое слово первоначально ГЕРМЫ или ГЕРМЕС. Либо ГЕРМЫ получили своё название, так как изображали ГЕРМЕСА, либо ГЕРМЕС получил своё имя, так как был изображён на ГЕРМАХ. Тем не менее в древнегреческом есть такое слово HERMA, которое переводится как КАМЕНЬ, СКАЛА.

А теперь вспомним описание в КЕРЕМЕТИ четырехгранной ограды, ориентированной по сторонам света со столбом в центре и описание четырехгранных ГЕРМ-столбов. Неправда ли наблюдается определенное сходство? Тем более, что имена КЮРМЮШ, КЁРМЁС и ГЕРМЕС еще больше подтвеждают определенное сходство! Далее!

Опять интересное пересечение! ГЕРМЫ, как межевые знаки и надгробные обелиски! И КУРУМЫ, как указатели и могилы! И КЕРЕМЕТИ, как места, связанные с культом предков! Именно сходство звучания и функций позволяет нам обобщить все эти слова и понятия.

В Англии груда из камней называется КАИРН (CAIRN). Фонетически это слово звучит, как КЭРН. В Англии также расространены КРОМЛЕХИ.
КРОМЛЕХ — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. При раскопках внутри каменных колец находили погребения, каменные топоры, лепную керамику. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много их в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия, Закавказье). Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений и религиозных церемоний. Возможно, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами Солнца.

HARAM (араб) - запретный, запрещенный
HARAM (араб) - пирамида
HARAMA (араб) - запрещать
KARAMAT (араб) - чудо, духовная щедрость
KARIM (араб) - щедрый; вседарующий; милостивый, великодушный; благородный; благопристойный
В тюркском это имя КЕРИМ.

КЁР (кырг) - могила
ГИРЯ (тадж) - плач
Синонимом к этому слову в таджикском языке является слово НАВХА.
В этом случае, интересное совпадение с устаревшим русским словом НАВЬ, НАВИЙ (мир мёртвых, покойник)
КОРЫ (алт) - охранять, защищать, оберегать
КОРУМ (алт) - защита
КОРЫМ (алт) - россыпь камней
КОРЫМДА (алт) - закладывать из камней кучу

KARMAN (санскр) - действие, обязанность, обряд, ритуал, жертвоприношения
KARMATHA (санскр) - способный действовать, активно исполняющий религиозный ритуал
KAR(санскрит) - делать, изготовлять; информировать, знать
KARA (санскрит) - подать, сбор
MIT (санскрит) - установленное или воздвигнутое, столб, колонна
MITA (санскрит) - отмеренный, измеренный, , соответствовавший какой-либо мере; изготовленный, выстроенный; укрепленный, закрепленный на земле; установленный, сооруженный, осужденный, понятый, узнанный брошенный, разбросанный.
MITI (санскрит) - устанавливание или водружение чего-либо, сооружение чего-либо

KERAMET GOSTERMEK (тур) - предсказывать, прорицать, пророчить
KERAMET (тур) - чудо
KIRMISI (тур) - красный
KIRAM (тур) - великий

Спасибо Вам большое за очередное лингвистическое исследование!
Чётко прослеживается языковая взаимосвязь.
Мой любимый Киреметь.
У чувашей он связан с олицетворением священного Древа жизни и с культом предков. Кроме того, это ипостась создателя, природная сущность, охватывающая всё живое и всех духов природы, добрых и злых.
И, как у Вас справедливо написано, это место поклонения у чувашского народа, охраняющее людей и природу в окружающей местности.
В центре Киремети может быть любое большое дерево, но в основном - дуб.
Спасибо, Маришка!
С добрыми пожеланиями,

Благодарю за прекрасные дополнения, Анна! )))
И языковая связь действительно прослеживается! Получается в далеком прошлом не только язык, но и вера была единой! )))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: