Власть и насилие соотношение и зависимость доклад

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении всей истории человечества любая власт­ная система так или иначе, в той или иной степени основана на акте или актах насилия. Сила слишком часто выступала не в качестве последнего, а в качестве первого и решающего аргумента. Необходимость насилия и принуждения в каче­стве механизмов регулирования поведения людей в об-' ществе определяется недостаточностью одних только средств поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом власти являются санкции, наказания, в том числе физическое при­нуждение.

Для любого человека, знакомого с историей, это настоль­ко очевидный факт, что здесь вряд ли есть надобность при­водить какие-либо примеры. Поэтому безо всякого преуве-

личения можно сказать, что уже у первоистоков на власти, как говорится, лежит каинова печать. Приходится признать и то, что в основе множества самых мирных, считающихся в наши дни самыми законными и укладывающимися в рамки права, общественных и политических феноменов лежит на­силие. Все важнейшие атрибуты современной демократии и правового государства прошли испытание насилием. На­пример, национально-государственный суверенитет, торже­ство права и закона над божественным правом государей на власть, разделение власти и др. первоначально являлись объектом ожесточенной идеологической и политической, в том числе и вооруженной, борьбы между противоборствую­щими группами, сословиями, классами, государствами.

На пути разработки, учреждения и институционализации этих принципов и институтов каждая страна прошла через революции, гражданские войны, цареубийства и другие формы насилия. Великобритания, считающаяся одной из самых совершенных демократий современного мира, пере­жила две революции, причем в первый раз она избавилась от своего короля, отрубив ему голову. Еще в большей степени это верно применительно к Франции, которая, прежде чем окончательно принять демократические ценности и инсти­туты, прошла через несколько революций и переворотов. В США политическая демократия и рыночно-капиталисти-ческие отношения одержали окончательную победу лишь в результате жестокой Гражданской войны.

Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести к силе, тем более к голой физической силе или насилию. Но нельзя не учесть и тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказать­ся лишь благим пожеланием или просто блефом. В этом смыс­ле власть представляет собой форму выражения силы. В руках государства власть служит средством разрешения проти­воречия между необходимостью порядка и разнообразием ин­тересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точ­ки зрения, власть призвана обеспечить порядок в обществе, обуздать стихию человеческих страстей.

Отношения власти, которые мы наблюдаем и в которых Участвуем сами в семье, в школе, на работе, в армии, в поли­тической организации, включают несколько обязательных элементов: не менее двух сторон власти (ее субъекта и объекта), распоряжения осуществляющего власть, подкреп-

ленные возможностью санкций (каких-либо мер воздей­ствия) за их невыполнение, подчинение получившего рас­поряжение тому, кто его отдал, и, наконец, существование общественных норм, устанавливающих обязательность та­ких отношений.

Поэтому политическая власть никогда не бывает всеисклю-чающей властью. Рядом с ней — и зачастую в противовес ей — существует множество других источников и форм власти и ав­торитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть и авторитет традиции и обычая, разного рода организаций, объединений, институтов гражданского обще­ства, таких как церковь, семья, университеты, бизнес, обще­ственное мнение и средства массовой информации, профсою­зы и заинтересованные группы, господствующие в обществе нравственные императивы.

Тема 6. ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Как уже отмечалось, государство и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все ос­тальные состаштяющие мира политического. В отличие от всех других общественных и политических организаций государ­ство призвано формировать и реализовать единую волю, еди­ные цели и интересы, объединяющие всех граждан общества. Все процессы и события, происходящие в стране, деятельность всех без исключения граждан, организаций, объединений, партий, сфер жизнедеятельности людей, взаимоотношения между ними регулируются правовыми нормами и законами, принимаемыми и защищаемыми государством.

На протяжении всей истории человечества любая власт­ная система так или иначе, в той или иной степени основана на акте или актах насилия. Сила слишком часто выступала не в качестве последнего, а в качестве первого и решающего аргумента. Необходимость насилия и принуждения в каче­стве механизмов регулирования поведения людей в об-' ществе определяется недостаточностью одних только средств поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом власти являются санкции, наказания, в том числе физическое при­нуждение.

Для любого человека, знакомого с историей, это настоль­ко очевидный факт, что здесь вряд ли есть надобность при­водить какие-либо примеры. Поэтому безо всякого преуве-

личения можно сказать, что уже у первоистоков на власти, как говорится, лежит каинова печать. Приходится признать и то, что в основе множества самых мирных, считающихся в наши дни самыми законными и укладывающимися в рамки права, общественных и политических феноменов лежит на­силие. Все важнейшие атрибуты современной демократии и правового государства прошли испытание насилием. На­пример, национально-государственный суверенитет, торже­ство права и закона над божественным правом государей на власть, разделение власти и др. первоначально являлись объектом ожесточенной идеологической и политической, в том числе и вооруженной, борьбы между противоборствую­щими группами, сословиями, классами, государствами.

На пути разработки, учреждения и институционализации этих принципов и институтов каждая страна прошла через революции, гражданские войны, цареубийства и другие формы насилия. Великобритания, считающаяся одной из самых совершенных демократий современного мира, пере­жила две революции, причем в первый раз она избавилась от своего короля, отрубив ему голову. Еще в большей степени это верно применительно к Франции, которая, прежде чем окончательно принять демократические ценности и инсти­туты, прошла через несколько революций и переворотов. В США политическая демократия и рыночно-капиталисти-ческие отношения одержали окончательную победу лишь в результате жестокой Гражданской войны.

Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести к силе, тем более к голой физической силе или насилию. Но нельзя не учесть и тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказать­ся лишь благим пожеланием или просто блефом. В этом смыс­ле власть представляет собой форму выражения силы. В руках государства власть служит средством разрешения проти­воречия между необходимостью порядка и разнообразием ин­тересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точ­ки зрения, власть призвана обеспечить порядок в обществе, обуздать стихию человеческих страстей.

Отношения власти, которые мы наблюдаем и в которых Участвуем сами в семье, в школе, на работе, в армии, в поли­тической организации, включают несколько обязательных элементов: не менее двух сторон власти (ее субъекта и объекта), распоряжения осуществляющего власть, подкреп-

ленные возможностью санкций (каких-либо мер воздей­ствия) за их невыполнение, подчинение получившего рас­поряжение тому, кто его отдал, и, наконец, существование общественных норм, устанавливающих обязательность та­ких отношений.

Поэтому политическая власть никогда не бывает всеисклю-чающей властью. Рядом с ней — и зачастую в противовес ей — существует множество других источников и форм власти и ав­торитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть и авторитет традиции и обычая, разного рода организаций, объединений, институтов гражданского обще­ства, таких как церковь, семья, университеты, бизнес, обще­ственное мнение и средства массовой информации, профсою­зы и заинтересованные группы, господствующие в обществе нравственные императивы.

Тема 6. ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Как уже отмечалось, государство и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все ос­тальные состаштяющие мира политического. В отличие от всех других общественных и политических организаций государ­ство призвано формировать и реализовать единую волю, еди­ные цели и интересы, объединяющие всех граждан общества. Все процессы и события, происходящие в стране, деятельность всех без исключения граждан, организаций, объединений, партий, сфер жизнедеятельности людей, взаимоотношения между ними регулируются правовыми нормами и законами, принимаемыми и защищаемыми государством.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994 269 с. Бельков О.А. Власть глазами военного политолога // Власть.

Власть и насилие

Другие рефераты по предмету

  1. Введение.
  2. Что такое власть.
  3. Соотношение власти и насилия.
  4. Заключение.
  5. Список сносок.
  6. Список используемой литературы.

Выбранная тема реферата интересна и сложна. Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путём множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Люди ставили и ставят перед собой цель получение наибольшей власти. Во всех войнах лежат мотивы захвата власти, будь то территория, природные ресурсы или чтолибо иное. Но в любом случае это давало бы власть над людьми. Людям неинтересно иметь власть над чемто безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные. Прекрасным примером этому служит “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. Старухе, которую можно отождествлять с государственным аппаратом власти, не хватило ни нового корыта, ни новой избы, ни безвольного старика. Ей необходимо было властвовать над людьми, и в конце концов, её необузданная фантазия разыгралась до того, что, перейдя некую грань своих страстей, она осталась ни с чем.

Так же примерно обстоят дела и у властвующих над нами. Существует некая грань, до которой применение насилия приносило пользу, а после неё привело бы к свержению власти. Найти эту грань дело очень непростое, т.к. всё в этом мире переменчиво. Если вчера возможно было совершать какоелибо насилие, то сегодня использование его может стать даже смертельно опасным для применяющего насилие. Государство, применяя насилие, должно быть точно уверено, что его действия считаются большинством населения достаточно моральными и отвечают его интересам.

Именно поэтому я считаю, что тема власти и насилия актуальна. Причём она актуальна не только в наш век. Любой, хоть немного грамотный политик должен был ставить перед собой вопрос насколько можно применять те или иные меры наказания и к кому при его объёме власти. Однако этим вопросом задавались не только политики. Например, Н. Макиавелли итальянский политический философ и писатель посвятил этому вопросу несколько своих трудов, наиболее известным из которых является “Государь”. В своих произведениях этой темы касались и отечественные литераторы. Выше я уже упоминала “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, которая на мой взгляд, могла бы являться прообразом данной темы, и если провести её научный анализ, то этого было бы достаточно для раскрытия настоящего вопроса. Но я поставила перед собой другую цель раскрыть эту тему, опираясь на исторические факты. И начну с того, что попытаюсь дать наиболее полное определение власти.

2. ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ

Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям.

Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах. В связи с этим говорят о власти природы, власти человека над человеком, власти эмоций, чувств и т.д.

Придерживаясь в реферате всё же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где мы встретим такое определение: “Власть центральное, организационное и регулятивноконтрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека”1.

Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами. Она появляется именно там, где существуют отношения. Нет отношений нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми. Такое понимание власти относится к бихевиористским её трактовкам. Один из приверженцев такого определения Г. Лассуэлл считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти даёт присущее людям стремление к власти и обладание “политической энергией”.

Человек видит во власти средство “улучшения жизни”: приобретения богатства, престижа, свободы и т. д. В то же время, по словам Лассуэлла, власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием.

В телеологических трактовках власть определяется более широко. Под ней понимают не только отношения между людьми, но и взаимодействия человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека над природой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. Рассел.

Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как “способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы”2.

Такое многообразие определений власти объясняется сложностью и различием точек зрения на это явление.

Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизни у власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, как часто стали считать в наше время.

Обратившись к истории, видим, что в первобытнообщинном строе власть имела общественную направленность. Она осуществлялась всеми членами рода или племени, основывалась на авторитете старейшин. При дальнейшем расслоении общества и возникновении государства авторитет старейшин был смещён авторитетом публичной власти. Стали возникать аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые встали над обществом и отделились от него.

Можно предположить, что власть приняла политический характер именно тогда, когда стало расслаиваться общество и возникать государство. Теперь без власти и властных отношений стало невозможным функционирование государства.

Но и в наше время власть имеет не только политическую направленность.

Под властью можно понимать также “социальные отношения, проявляющиеся в возможности и праве одного человека или группы людей принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого человека или группы”3.

Власть это и определённая форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей. Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия её должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кемлибо или чемлибо.

Итак, власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всём государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Можно предположить, что власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственнополитическими институтами. Здесь мы подходим к главной части данного реферата к соотношению власти и насилия.

3. СООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И НАСИЛИЯ

Известно, что государство призвано разрешать “противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряжённых с конфликтами”4. В данном случае, конечно, никто не будет полагаться на “сознательность” граждан, никто не будет их уговаривать, чтобы одни поступались своими интересами ради других. Поэтому при каждом политическом режиме существуют какие либо меры и механизмы предотвращения и наказания уголовных правонарушений, исправительные учреждения. Естественно, что государство и власть тесно связаны с насилием. Ещё Гоббс говорил, что “главный признак государства состоит в монополии на принуждение и насилие”5.

Интересно, что право на насилие принадлежит исключительно государству. Конечно, насилие в нашей жизни применяется не только государством, но и, например, родителями по отношению к своим детям, руководителями какихлибо организаций и учреждений по отношению к своим подчинённым. Но их действия противозаконны. Более того, закон запрещает эти действия под страхом применения к ним самим насилия. Надо сказать, что насилие, угрозы, принуждение не являются единственным средством установления порядка государством, и они очень строго регламентируются законом. Поэтому говорят о легитимном (узаконенном) праве государства на применение насилия.

Вообще насилие применяется всегда при любом захвате власти. Государственная власть также строится либо на использовании насилия, либо с учётом её возможного применения.

Одним из известных механизмов использования насилия является военная сила. Её роль в жизни общества и в политике так значительна, что её считают синонимом силы государства. Это объясняют тем, что военная сила вбирает в себя и реализует различные средства могущества государства, а также представляет наиболее авторитарные средства, так как её применяют в крайних случаях, например, при разрешении противоречий внутри страны или на международном уровне. Однако истории известно множество случаев, когда власть основанная на военном насилии, является одним из печальных моментов в политике. Хотя военная власть может иметь разные природу, характер, цели, но всегда и везде она насаждает беспрекословную, железную дисциплину, не терпит никакого инакомыслия, подавляет гражданское общество, ущемляет права и свободы личности.

Очень хорошо это реализовалось при тоталитарном политическом режиме. Здесь насилие имеет не только физический, но также интеллектуальный и духовный характер.

При построении “государственного социализма” различные насильственные меры обычно приводили

Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения.

Содержание

Введение.
Что такое власть.
Соотношение власти и насилия.
Заключение.
Список сносок.
Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПЛАН.doc

Что такое власть.

Соотношение власти и насилия.

Список используемой литературы.

Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путём множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Люди ставили и ставят перед собой цель— получение наибольшей власти. Во всех войнах лежат мотивы захвата власти, — будь то территория, природные ресурсы или что–либо иное. Но в любом случае это давало бы власть над людьми. Людям неинтересно иметь власть над чем–то безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные. Прекрасным примером этому служит “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Старухе, которую можно отождествлять с государственным аппаратом власти, не хватило ни нового корыта, ни новой избы, ни безвольного старика. Ей необходимо было властвовать над людьми, и в конце концов, её необузданная фантазия разыгралась до того, что, перейдя некую грань своих страстей, она осталась ни с чем.

Так же примерно обстоят дела и у властвующих над нами. Существует некая грань, до которой применение насилия приносило пользу, а после неё привело бы к свержению власти. Найти эту грань дело очень непростое, т. к. всё в этом мире переменчиво. Если вчера возможно было совершать какое–либо насилие, то сегодня использование его может стать даже смертельно опасным для применяющего насилие. Государство, применяя насилие, должно быть точно уверено, что его действия считаются большинством населения достаточно моральными и отвечают его интересам.

Именно поэтому я считаю, что тема власти и насилия актуальна. Причём она актуальна не только в наш век. Любой, хоть немного грамотный политик должен был ставить перед собой вопрос—насколько можно применять те или иные меры наказания и к кому при его объёме власти. Однако этим вопросом задавались не только политики. Например, Н. Макиавелли— итальянский политический философ и писатель —посвятил этому вопросу несколько своих трудов, наиболее известным из которых является “Государь”. В своих произведениях этой темы касались и отечественные литераторы. Выше я уже упоминала “Сказку о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, которая на мой взгляд, могла бы являться прообразом данной темы, и если провести её научный анализ, то этого было бы достаточно для раскрытия настоящего вопроса. Но я поставила перед собой другую цель—раскрыть эту тему, опираясь на исторические факты. И начну с того, что попытаюсь дать наиболее полное определение власти.

2. ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ

Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям.

Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах. В связи с этим говорят о власти природы, власти человека над человеком, власти эмоций, чувств и т. д. Придерживаясь в реферате всё же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где мы встретим такое определение: “Власть — центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека”1[i].

Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами. Она появляется именно там, где существуют отношения. Нет отношений—нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми. Такое понимание власти относится к бихевиористским её трактовкам. Один из приверженцев такого определения Г. Лассуэлл считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти даёт присущее людям стремление к власти и обладание “политической энергией”.

Человек видит во власти средство “улучшения жизни”: приобретения богатства, престижа, свободы и т. д. В то же время, по словам Лассуэлла, власть— это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием. В телеологических трактовках власть определяется более широко. Под ней понимают не только отношения между людьми, но и взаимодействия человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека над природой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. Рассел. Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как “способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы”2[ii]. Такое многообразие определений власти объясняется сложностью и различием точек зрения на это явление.

Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизни у власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, как часто стали считать в наше время.

Обратившись к истории, видим, что в первобытно–общинном строе власть имела общественную направленность. Она осуществлялась всеми членами рода или племени, основывалась на авторитете старейшин. При дальнейшем расслоении общества и возникновении государства авторитет старейшин был смещён авторитетом публичной власти. Стали возникать аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые встали над обществом и отделились от него. Можно предположить, что власть приняла политический характер именно тогда, когда стало расслаиваться общество и возникать государство. Теперь без власти и властных отношений стало невозможным функционирование государства. Но и в наше время власть имеет не только политическую направленность. Под властью можно понимать также “социальные отношения, проявляющиеся в возможности и праве одного человека или группы людей принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого человека или группы”3[iii]. Власть —это и определённая форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей. Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия её должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кем–либо или чем–либо.

Итак, власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всём государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Можно предположить, что власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно–политическими институтами. Здесь мы подходим к главной части данного реферата — к соотношению власти и насилия. 3.

СООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И НАСИЛИЯ

Известно, что государство призвано разрешать “противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряжённых с конфликтами”4[ iv]. В данном случае, конечно, никто не будет полагаться на “сознательность” граждан, никто не будет их уговаривать, чтобы одни поступались своими интересами ради других. Поэтому при каждом политическом режиме существуют какие либо меры и механизмы предотвращения и наказания уголовных правонарушений, исправительные учреждения. Естественно, что государство и власть тесно связаны с насилием. Ещё Гоббс говорил, что “главный признак государства состоит в монополии на принуждение и насилие”5[v].

Интересно, что право на насилие принадлежит исключительно государству. Конечно, насилие в нашей жизни применяется не только государством, но и, например, родителями по отношению к своим детям, руководителями каких–либо организаций и учреждений по отношению к своим подчинённым. Но их действия противозаконны. Более того, закон запрещает эти действия под страхом применения к ним самим насилия. Надо сказать, что насилие, угрозы, принуждение не являются единственным средством установления порядка государством, и они очень строго регламентируются законом. Поэтому говорят о легитимном (узаконенном) праве государства на применение насилия.

Вообще насилие применяется всегда при любом захвате власти. Государственная власть также строится либо на использовании насилия, либо с учётом её возможного применения.

Одним из известных механизмов использования насилия является военная сила. Её роль в жизни общества и в политике так значительна, что её считают синонимом силы государства. Это объясняют тем, что военная сила вбирает в себя и реализует различные средства могущества государства, а также представляет наиболее авторитарные средства, так как её применяют в крайних случаях, например, при разрешении противоречий внутри страны или на международном уровне. Однако истории известно множество случаев, когда власть основанная на военном насилии, является одним из печальных моментов в политике. Хотя военная власть может иметь разные природу, характер, цели, но всегда и везде она насаждает беспрекословную, железную дисциплину, не терпит никакого инакомыслия, подавляет гражданское общество, ущемляет права и свободы личности. Очень хорошо это реализовалось при тоталитарном политическом режиме. Здесь насилие имеет не только физический, но также интеллектуальный и духовный характер.

При построении “государственного социализма” различные насильственные меры обычно приводили к отрицательным результатам. Например, осуществление коллективизации крестьян в СССР насильственными методами привело к массовым репрессиям, миллионным жертвам, разрухе в сельском хозяйстве. Можно сделать вывод, что когда общество не является свободным, насилие, применяемое государством фактически становится неограниченным. Это можно объяснить значительным неравенством в распределении власти между населением и государственным аппаратом власти. Насилие идущее снизу, и подавляют тем, что увеличивают государственное. Потому то в странах, где власть распределяется по принципу плюрализма, где население имеет и реализует свои гражданские права, насилие встречается очень редко.

Надо отметить, что любая власть предполагает насилие. Это одна из её “природных” функций. Однако, когда речь идет о диктатуре, насилие выходит на первый план. Вспомним, что ещё в мае 1905 г. “Третий съезд РСДРП” признал “задачу организовать пролетариат для непосредственной борьбы с самодержавием путём вооружённого восстания”6[vi]. Уже несколько позже, выступая на одном из собраний В. И. Ленин заявил: “Диктатура означает—— примите это раз навсегда к сведению, господа кадеты, ——власть неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон. Во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой”7[vii]. Далее он более широко поясняет: “Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стеснённую непосредственно на насилие опирающуюся власть”. 8[viii]

Действительно, во всех случаях применения диктатуры происходит концентрация власти в руках одного——диктатора, или нескольких лиц. На первый план в политике выходят насилие и террор. Можно сказать, что диктатуре присущи неограниченная и бесконтрольная диктаторская власть, попираются права не только человека, но и государственных органов власти, которые перестают действовать в интересах государства, а вынуждены подчиняться требованиям диктатора. Власть при этом опирается непосредственно на насилие.

Носителями диктатуры обычно выступают крупные социальные группы (классы, сословия), но представлена бывает одним лицом или группой лиц (например, диктатура военных вождей, абсолютная монархия, хунта). Отметим, что приход к власти диктаторов исторически связан, как правило, с периодами резкого обострения классовой борьбы (диктатура Франко, фашистская диктатура в Германии).

Другой пример применения насилия ——это деспотизм в странах Востока. Ему также присуще абсолютное преобладание государства над обществом. Государство здесь формирует общественные идеалы , вкусы, регулирует человеческие отношения и в семье, и в обществе, и в самом государстве. В этих странах не было и не могло быть независимого суда, так как религия, право и управление находились в одних руках. Ни один человек, ни богатый, ни бедный не имели гарантий от вмешательства власти в их личную жизнь, не было прав и возможностей отстаивать свою личную или имущественную неприкосновенность. Это и составляло суть всей системы произвола власти в её всемогуществе, в невозможности быть вне её, хотя степень подчинённости могла быть различной.

Исторический опыт разных стран показал, что концепция диктатуры какого–либо класса может использоваться для легитимизации власти только в течение кратковременного периода. Она не может служить долговременным целям социальной справедливости, так как по своей сути противоречит этому, даже если речь идёт о диктатуре большинства населения9. При современной демократии большое значение имеет не только власть большинства, но и защита прав меньшинства.

Также речь может идти и о пресечении международных преступлений, например, агрессии Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. К тому же насилие, подкреплённое законом, качественно меняет своё содержание и уже как бы не является насилием. Верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не в праве преступать. Это——неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Поэтому насилие, исходящее со стороны государства, строго регламентируются. И хотя насилие при определённых условиях и формах неизбежно, оно причиняет ущерб морали общества, ведёт к потрясениям, разрушениям, а в крайних формах—— к массовой гибели людей.

Итак, власть ——вещь достаточно сложная. Ей нельзя дать конкретное определение, так как она есть явление многостороннее. Но можно выделить одно общее, что связывает все трактовки власти, —— это подчинение человека воли другого.

Власть имеет различные проявления: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Поэтому власть нельзя свести только к функции насилия.

Однако насилие оказывает большое влияние на силу власти: сила её обратно пропорциональна объему применяемого насилия. Существует некий предел, после которого либо не остается объектов, к которым применяют его, либо происходит свержение такой власти .

Конечно, определенная доля насилия необходима, например, для правонарушителей, для защиты от попирания национальных, религиозных и других интересов. Но это насилие может исходить только со стороны государства, и применяться им исключительно к своим гражданам.

В решении межгосударственных конфликтов употребление насилия может привести к обострению ситуации. Поэтому, я считаю, государственный аппарат власти должен решать эти вопросы мирным демократическим путем. Ведь насилие не является единственным средством осуществления власти.

Встает вопрос, почему, применяя к гражданам других государств ненасильственные меры, к своим же гражданам применять не желают? Наиболее крупным событием последних лет стала эта недавно “закончившаяся” война в Чечне. К чему она привела? Что дала? Дала возможность поразмыслить, насколько мы близки к истинной демократической стране, сколько ненависти скопилось у народов, живущих некогда единой страной. И дала понять, что проблема власти и насилия актуальна и в наше время. И, несмотря на многолетний исторический опыт, люди не смогли сделать соответствующих выводов.

Читайте также: