Крылов в тверском крае доклад

Обновлено: 18.05.2024

- развитие интереса к поэтическому творчеству баснописца.

Портрет баснописца И. А. Крылова

И.А. Крылов родился 2 февраля 1768 г. Отец его "наукам не учился", служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачевцев, был председателем магистрата в Твери.

Часто, сидя на берегу реки Волги, Ваня слушал народные песни, запоминал пословицы, местные народные выражения. Исследователи его творчества считают, что именно здесь, в Твери, происходило его формирование как будущего баснописца и музыканта.

На десятом году Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство, за ничтожную плату служил писцом в тверском магистрате.

И. А. Крылов является автором четырех оперных либретто, внес вклад в развитие русского музыкального театра.

Иван Крылов грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешел целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом калязинского нижнего земского суда, затем тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной, и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья. Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов". В конце 1782 г. Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в петербургскую казенную палату.

В 1785 г. Крылов написал трагедию "Клеопатра" (она не дошла до нас) и отнес ее на просмотр знаменитому актеру Дмитревскому; Дмитревский поощрил его к дальнейшим трудам, но пьесы на этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию "Филомела", которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время комическая опера "Бешеная семья" и комедия "Сочинитель в прихожей"; кроме живости диалога и нескольких народных "словечек", в них нет никаких достоинств. Войдя в близкие сношения с театральным комитетом, Крылов получил даровой билет, поручение перевести с французского оперу: "L'Infante de Zamora" и надежду, что "Бешеная семья" пойдет на театр, так как к ней уже была заказана музыка. В казенной палате Крылов получал тогда 80 - 90 рублей в год, положением своим не был доволен и перешел в Кабинет Ее Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери; на руках его остался младший его брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно "тятенькой"). В 1787-1788 годах Крылов написал комедию "Проказники", где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я.Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П.М. Карабанова. Хотя и в "Проказниках" нет истинного комизма, но карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. "Проказники" не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1789 г., в типографии И.Г. Рахманинова, образованного человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал: "Почта Духов". Изображение недостатков русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира "Почты Духов" и по идеям, и по рельефности служит прямым продолжением журналов начала 1770-х годов (только хлесткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый, личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперед. По мнению Я.Г. Грота, "Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником". "Почта Духов" выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием. В 1790 г. Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но все же показывающее в авторе будущего художника слова.

Выйдя в отставку, Крылов в 1791 г. становится владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал "Зритель", с очень широкой программой и с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях самого Крылова. Наиболее крупные из этих статей: восточная повесть "Каиб", сказка "Ночи", "Похвальная речь в память моему дедушке", "Речь, говоренная повесою в собрании дураков", "Мысли философа по моде". По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова, и как зреет его художественный талант; в это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с "Московским Журналом" Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А.И. Клушин. "Зритель" имел 170 подписчиков и в 1793 г. превратился в "Санкт-Петербургский Меркурий", издававшийся Крыловым и Клушиным. Так как в это время прекратился "Московский Журнал" Карамзина, то редакторы "Меркурия" мечтали распространить свое издание повсеместно и придали ему более литературный и художественный характер. В "Меркурии" помещены всего две сатирические пьесы Крылова: "Похвальная речь науке убивать время" и "Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей". Последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несет ермолафию или чепуху, подразумевается преимущественно Карамзин), служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом). Очевидно, годы его журнальной деятельности были для Крылова учебными годами, и это позднее ученье внесло разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в "Меркурии" как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина; он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно "Письмо о пользе желаний", оставшееся, впрочем, не напечатанным).

"Меркурий" просуществовал всего один год и не имел особого успеха. В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга, и чем он был занят в 1794 - 1796 гг., нам неизвестно. В 1797 г. он встретился в Москве с князем С.Ф. Голицыным и уехал к нему в деревню, в качестве учителя детей, секретаря и т. п. - во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. "Воспоминания" Ф.Ф. Вигеля ). Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шутотрагедию "Трумф, или Подщипа" (напечатанную вначале за границей, потом в "Русской Старине" 1871 г., книга III), грубоватую, но не лишенную соли и жизненности пародию на ложноклассическую драму, и через нее навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слезы зрителей. В 1801 г. князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарем. В том же или в следующем году он написал пьесу "Пирог" (напечатанную в VI т. "Сборника Академии Наук"; представлена в первый раз в Петербурге в 1802 г.), легкую комедию интриги, в которой в лице Ужимы мимоходом задет антипатичный автору сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения с своим начальником, Крылов в 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие два года, мы не знаем; рассказывают, что он вел большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И.И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста". По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: "это истинный ваш род; наконец, вы нашли его". Крылов всегда любил Лафонтена (которого называл Фонтеном) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводе басен, а позднее, может быть, и в переделке их; басни и "пословицы" были в то время в моде. Прекрасный знаток простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, сильно наклонный к насмешке и скептицизму, Крылов, действительно, был создан для басни, но все же не сразу остановился на этой форме творчества. В 1806 г. он напечатал только 3 басни; в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: "Модная лавка" и "Урок дочкам" (сюжет последней свободно заимствован из "Precieuses ridicules" Мольера). Объект сатиры в обеих пьесах один и тот же, в 1807 г. вполне современный - страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости. По живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперед, но характеров нет по-прежнему. Третья пьеса Крылова: "Илья Богатырь, волшебная опера" написана по заказу А.Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз в 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань романтизму, принесенная таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой еще не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: "Лентяй" (напечатал в VI томе "Сборника Академии Наук"). Она любопытна как попытка создать комедию характера и в то же время слить ее с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи. Герой Лентул является талантливым наброском того, что позднее было развито в Тентетникове и Обломове. Без сомнения, Крылов и в самом себе находил порядочную дозу этой слабости и, как многие истинные художники, именно потому и задался целью изобразить ее с возможной силой и глубиной; но всецело отожествлять его с его героем было бы крайне несправедливо: Крылов - сильный и энергичный человек, когда это необходимо.

Успех его пьес был большой; в 1807 г. современники ставили его рядом с Шаховским (см. "Дневник чиновника" С. Жихарева); пьесы его повторялись очень часто; "Модная Лавка" шла и во дворце (см. Арацов "Летопись русского театра"). Несмотря на это, Крылов решился покинуть театр и последовать совету Дмитриева. В 1808 г. Крылов, снова поступивший на службу (в монетном департаменте), печатает в "Драматическом Вестнике" 17 басен и между ними несколько ("Оракул", "Слон на воеводстве", "Слон и Моська" и др.) вполне оригинальных. В 1809 г. он выпускает первое отдельное издание своих басен, в количестве 23, и этой книжечкой завоевывает себе почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь его - ряд непрерывных успехов и почестей. В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку, под начальство своего прежнего покровителя, А.Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (1820), "во уважение отличных дарований в российской словесности", удваивается, а еще в позднее (в 1834 г.) увеличивается вчетверо, причем он возвышается в чинах и в должности (с 1816 г. он был библиотекарем); при выходе в отставку (1841) ему, "не в пример другим", назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями). Уважаемым членом "Беседы любителей русской словесности" Крылов является с самого ее основания; 16 декабря 1811 г. он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 г. получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности Академии Наук (1841) был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, "чтобы Крылов был первым академиком"). 2 февраля 1838 г. в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше Пушкинского праздника 1880 г. в Москве. Скончался 9 ноября 1844 г.

Сличение его рукописей и многочисленных изданий показывает, с какой необыкновенной энергией и внимательностью этот, в других отношениях ленивый и небрежный, человек выправлял и выглаживал первоначальные наброски своих произведений, и без того, по-видимому, очень удачные и глубоко обдуманные. Больше всего он стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни; нравоучения, очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе выкидывал (чем ослаблял дидактический элемент и усиливал сатирический), доходя, упорным трудом, до острых заключений, которые быстро переходили в пословицы. Он изгонял из басен все книжные обороты и неопределенные выражения, заменял их народными, картинными и в то же время вполне точными, исправлял постройку стиха и уничтожал так называемые "поэтические вольности". Он достиг своей цели: по силе выражения, по красоте формы, басни Крылова - верх совершенства; но все же нельзя уверять, будто у Крылова нет неправильных ударений и неловких выражений ("Тебе, ни мне туда не влезть" в басне "Два мальчика", "Плоды невежества ужасны таковы" в басне "Безбожники" и др.).

Первые монографии о Крылове написаны его приятелями - М.Е. Лобановым ("Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова", 1847) и П.А. Плетневым (при полном собрании сочинений Крылова, изданных Ю. Юнгмейстером и Э. Веймаром в 1847 г.); биография Плетнева много раз перепечатывалась. Заметки, материалы и статьи о нем появлялись в исторических и общих журналах (список их см. у Межова "История русской и всеобщей словесности", СПб., 1872, а также у Кеневича и Л. Майкова). В год столетнего юбилея Крылова вышли "Библиографические и исторические примечания к басням Крылова", В.Ф. Кеневича, и II т. "Истории русской словесности" А.Д. Галахова, где Крылову и его басням посвящено небольшое, но ценное исследование. Серьезная и добросовестная, но далеко не полная работа Кеневича (2-е издание, без дополнений и даже с сокращениями, 1878) вошла как часть в VI т. "Сборника русского языка и словесности Академии Наук" (1869), все статьи которого посвящены Крылову; тогда же появилось несколько монографий в журналах. Из работ позднейшего времени ценный материал представляет статья Л.Н. Майкова: "Первые шаги И.А. Крылова на литературном поприще" ("Русский Вестник", 1889; перепечатано в "Историко-литературных очерках", СПб., 1895). Ср. также статью А. Лященко в "Историческом Вестнике" (1894, No. 11); А. Кирпичникова в "Почине", В. Перетца в "Ежегоднике Императорских Театров на 1895 г." и ряд статей о Крылове в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1895) Амона, Драганова и Нечаева (последняя вызвала брошюру А. Лященко). А. Кирпичников. Статья Ф.А. Витберга: "Первые басни Крылова" ("Известия II Отделения Академии Наук", 1900, книга 1) установила, что первые басни Крылова появились не в 1806, а в 1788 г., в журнале "Утренние Часы". В 1904-1905 годах появилось "Полное собрание сочинений Крылова" в 4 томах, под редакцией В.В. Каллаша, в издании "Просвещения". Редактор имел доступ к рукописям Крылова и дал его тексты в более полном и точном виде; издание снабжено обширным биографическим очерком, вступительными историко-литературными статьями к отдельным произведениям и группам их, а также обильными примечаниями; оно далеко продвинуло вперед изучение Крылова, но не было свободно от многих промахов, которые и были перечислены в обстоятельных, но излишне придирчивых статьях Л.К. Ильинского ("Известия II Отделения Академии Наук", 1905 и 1907). Позднее В.В. Каллаш продолжал изучение Крылова по рукописям и печатным источникам и опубликовал много ценных материалов: неизданные произведения Крылова (например, оперу "Сонный порошок", переводы из Платона и Плутарха), биографические, литературные и библиографические данные (см. "Известия II Отделения Академии Наук", 1904, 1905, 1906, 1907, 1909 гг., а также "Труды Педагогического Общества при Московском университете", т. II, Москва, 1904). Итогом этих десятилетних изысканий должно явиться новое издание сочинений Крылова, предпринятое В.В. Каллашем в 1914 году. Л.К. Ильинский также продолжал свои изучения Крылова ("О годе рождения Крылова" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1904, No. 11; "Шуточные басни Крылова" в "Русской Старине", 1904, No. 3). Предположения А.Н. Пыпина о сотрудничестве в "Почте Духов" А.Н. Радищева, принятое и другими учеными, опровергнуто П.Е. Щеголевым в его "Исторических Этюдах" (СПб., 1913).

Многое в биографии и творчестве Крылова остается еще непонятным. Так, например, не исчерпан вопрос о том, совершился ли перелом в общественных взглядах Крылова, и о связях его миросозерцания с консервативными направлениями александровского времени. - Ср. С.А. Венгеров "Источники словаря русских писателей" (т. III, 1914); А. Шалыгин "Русский биографический словарь" (1904); А.И. Кирпичников "Очерки по новой русской литературе" (т. I, издание 2-е, 1903); П. Смирновский "История русской литературы XIX в." (выпуск V, 1902); В.И. Покровский "Иван Андреевич Крылов. Сборник историко-литературных статей" (3-е издание, Москва, 1911).

Писатель Ирина Сабурова

Виктор Грибков-Майский (Россия)

Иван Андреевич Крылов - самый известный русский баснописец - родился в 1769 году в Москве, а скончался в 1844 году в Санкт-Петербурге, но, тем не менее, в Твери есть величественный памятник Крылову и его именем названа одна из улиц столицы Верхневолжья. Дело в том, что будущий литератор несколько лет прожил в Твери, с 1775 по 1782, а именно с 6 по 13 лет.

Живя с семьей в Твери, маленький Крылов в 1777 году был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Это стало возможным потому, что его отец - Андрей Прохорович Крылов, выйдя в отставку в 1774 году, получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Кто-то из исследователей считает, что эта служба была только номинальной, и Крылов никаких дел не исполнял, а кто-то, наоборот.


Памятник И.А. Крылову в Твери

Через четыре года после смерти отца, юный Крылов с матерью уезжает в Санкт - Петербург…и больше в Тверь не возвращается.

Давайте прочитаем их еще раз, мысленно вспоминая биографию юного баснописца.

Стыдливый Игрок

Случилось некогда мне быть в шумливом мире;

Сказать ясней, мне быть случилося в трактире;

Хотя немного там увидеть льзя добра,

Однако ж тут велась изрядная игра.

Из всех других поудалее

Один был рослый молодец,

Беспутства был он образец,

И карты ставил он и гнул смелее;

Спустил все деньги с рук.

Спустил, а на кредит никто ему не верит,

Хоть, кажется, в божбе Герой не лицемерит.

Озлился мой болван

И карту с транспортом поставил на кафтан.

Гляжу чрез час: Герой остался мой в камзоле,

Как пень на чистом поле;

Тогда к нему пришел

От батюшки посол

И говорит: "Отец совсем твой умирает,

С тобой проститься он желает

И приказал к себе просить".

"Скажи ему, - сказал мой фаля, -

Что здесь бубновая сразила меня краля; (Выделено –В.Г.)

Так он ко мне сам может быть.

Ему сюда прийти нимало не обидно;

А мне по улице идти без сапогов,

Без платья, шляпы и чулков

Ужасно стыдно".

Судьба игроков

Но мы можем с большой долей уверенности предположить, что страсть эта начала формироваться еще в Твери, тем более что семья Крыловых после смерти Андрея Прохоровича, оказалась в большой нужде. В это же время увлекался Крылов и уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то мог биться даже с взрослыми мужиками. ..

«Защищая пол прелестный,

Аннушка, мой друг любезный!

Часто ты пеняла мне,

Что лишь слабости одне

В женщинах ценю я строго

И что нежных тех зараз,

Нахожу я в них немного.

Удивляло то тебя,

Что писать про них я смею;

Ты пеняла, что умею

В них пороки видеть я.

Ты пеняла - я смеялся.

Ты грозила - я шутил.

И тебя я не боялся!

И тебе самой не льстил!

Для меня казалось стыдно,

И досадно, и обидно

Девочке в пятнадцать лет,

Как судье давать ответ.

(Мое оправдание. К Анюте)

Мы знаем, что это стихотворение написано Крыловым в 1793 году, когда ему было 24 года. Скорее всего, речь идет о первой любви - самом сильном и светлом чувстве…

О, проклятые лакеи,
Окаянный хамов род!
О, бесстыдные злодеи,
Чтобы всех вас побрал чорт!
Вы господ век мучить рады,
И от вас всегда досады,
Пьянства, злобы, плутовства,
Смут, ссор, драк и воровства!

Презентация на тему: " Иван Андреевич Крылов и Тверь" — Транскрипт:

3 13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова. В Твери на берегу Тьмаки, напротив обелиска Победы, стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Герои крыловских басен и сам Иван Андреевич молча взирают на нас. Великий баснописец хмур и насуплен. Такого, несколько сурового Крылова знал Санкт-Петербург – именно так он и выглядит в монументе в Летнем саду. Тверь же знала совсем другого Крылова…

5 После подавления пугачевского бунта капитан Крылов ушел в отставку и приехал с семьей в Тверь, где жила его мать. Шел 1775 год. После оренбургской крепости губернский город Тверь поразил пятилетнего мальчугана. Тем более, что после пожара 1763 года прекрасные зодчие Никитин и Казаков создали по-настоящему европейский город с вычерченными будто по линейке улицами и нарядными площадями. А тут еще и Волга, заполненная большими и малыми судами…

6 Поселились Крыловы в Затверечье, у Ваниной бабушки. Андрей Прохорович получил должность председателя уголовной палаты в Тверском магистрате, который располагался в ту пору в здании на Судебной площади – там, где сегодня находится театр юного зрителя. После смерти отца семья Крыловых оказалась в бедственном положении. Жить было не на что. И тогда друзья отца привели в Тверской магистрат Ваню Крылова. Так он стал чиновником низшего разряда – подканцеляристом. Здание бывшего магистрата, ныне ТЮЗ

7 Крылов не получил систематического образования, тем не менее именно в Твери он научился читать и писать. Много раз перечитывал мальчик книги, оставленные в наследство отцом, в том числе сборник басен Эзопа. Знакомство с семьёй богатых помещиков Львовых, покровительствовавших ему, позволило Крылову заниматься арифметикой и французским языком, а благодаря встрече с уличным музыкантом итальянцем синьором Луиджи он стал понимать итальянский язык и научился играть на скрипке.

8 С утра до вечера Ваня переписывал скучнейшие для него бумаги. И только после службы мог он предаться положенным по возрасту мальчишеским забавам. Тем более что развлечений в Твери хватало. В город нередко приезжали важные особы, в том числе и императрица Екатерина Вторая, которая очень любила Тверь. Поглазеть на высокопоставленных особ сбегался весь город.

11 Опыт работы в магистрате давал Крылову возможность наблюдать жизнь всех сословий. Здесь Крылов усваивал русскую народную речь, ставшую для него источником многочисленных ярких образов. Отдельные пословицы, поговорки и просторечия, как считают некоторые исследователи, подслушаны писателем на улицах Твери. Красоту народной речи помогла почувствовать мальчику и тверская бабушка Матрёна Ивановна Крылова, принимавшая активное участие в воспитании внука. Тверь зимняя

12 Много друзей было у Вани Крылова в Тверской семинарии. В то время там устраивались театральные представления, до которых будущий баснописец был большим охотником.

14 В 1783 году вместе с матерью и младшим братом Левушкой Крылов покидает Тверь и отправляется в Петербург… Тверской период жизни остался позади. Крылову всего 14 лет и у него вся жизнь впереди! Почти девять лет своей жизни будущий знаменитый баснописец отдал Твери. И.А.Крылов. Гравюра год

15 Они исполнены по мотивам хрестоматийно известных басен. Монумент напоминает о тверском периоде жизни Ивана Андреевича, когда Крылов был ещё не баснописцем, а просто писарем в губернском магистрате. Памятник находится недалеко от места, где некогда жил и трудился Крылов: в начале улицы Советской, около Дома офицеров находился дом, где проживали Крыловы Память о пребывании Крылова увековечили не только скульпторы: одна из тихих улиц в центре Твери носит имя баснописца. В 1959 г. в Твери, в сквере напротив обелиска Победы, был открыт памятник Ивану Крылову. Композиция помимо бронзовой фигуры писателя, установленной на гранитном пьедестале, включает восемь горельефов.

16 Решение о сооружении памятника И.А. Крылову, тогда еще в Калинине, принято постановлением Совнаркома СССР от 21 ноября 1944 года к столетию со дня смерти баснописца. Но открытие памятника состоялось только 14 августа 1959 года. Памятник очень удачно установлен в сквере на берегу Тьмаки близ впадения ее в Волгу. Это настоящий небольшой ансамбль из бронзы и гранита, задуманный архитектором Н.В. Донских и созданный скульпторами С.Д. Шапошниковым и Д.В. Горловым. Если всё надоело и стало не ново – приди в сквер Ивана Крылова!

17 Жители и гости Твери продолжают ходить по улице Крылова, приводят детей к его памятнику и вместе с ними наизусть учат его басни. А между тем, со своими пороками человечество расстается очень неохотно, и всё то, о чём писал Крылов в начале ХIХ века, весьма актуально и сейчас. С юбилеем, Иван Андреевич!


13 февраля исполняется 245 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова.

В Твери на берегу Тьмаки, напротив обелиска Победы, стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Это мой самый любимый памятник в нашем городе…

Я учился в средней школе № 6. Каждой весной, как только сходил снег, мы с одноклассниками на лужайке неподалеку от памятника начинали играть в футбол. Герои крыловских басен и сам Иван Андреевич молча взирали на нас. Великий баснописец был хмур и насуплен, однако мы понимали, что его недовольство никоим образом не связано с тем, что шумные школьники топчут только начинающую пробиваться из-под земли травку. Крылова занимают куда более глобальные людские пороки, которыми, собственно, и пронизаны строки его басен.

Скорее всего я присутствовал и на открытии памятника Крылову. Оно состоялось 14 августа 1959 года. Тогда мне было четыре годика, и вряд ли мои родители остались дома, когда в городе происходило такое событие. Однако в памяти, лгать не буду, ничего не осталось…

Говорят, во время работы над памятником в обществе велась дискуссия о том, каким должен быть баснописец — суровым обличителем пороков или немного полным мальчуганом, какого и запомнила Тверь. Победил первый вариант, и мне жаль, что так произошло. Такого сурового, несколько обрюзгшего Крылова знал Санкт-Петербург — именно так он и выглядит в монументе в Летнем саду. Тверь же знала совсем другого Крылова…

В городе на Волге Ваня Крылов провел свое детство. Впрочем, детство весьма своеобразное. По крайней мере я не представляю, что кому-то доведется стать тверским чиновником в 11 лет. Крылову это удалось!

Биография Ивана Андреевича вообще овеяна некой тайной. Мы не знаем точно ни года его рождения – кто-то называет 1768 год, кто-то — 1769-й, ни места, где он появился на свет – одни исследователи считают, что это Москва, другие – что Яицкая крепость.

После подавления пугачевского бунта капитан Крылов ушел в отставку и приехал с семьей в Тверь, где жила его мать. Шел 1775 год.

После оренбургской крепости губернский город Тверь поразил пятилетнего мальчугана. Тем более что после знаменитого пожара 1763 года прекрасные зодчие Никитин и Казаков создали по-настоящему европейский город с вычерченными будто по линейке улицами и нарядными площадями. А тут еще и Волга, заполненная большими и малыми судами…

Поселились Крыловы не в центре города, а в Затверечье, у Ваниной бабушки. Андрей Прохорович получил должность председателя уголовной палаты в Тверском магистрате, который располагался в ту пору в здании на Судебной площади – там, где сегодня находится театр юного зрителя.

После смерти отца семья Крыловых оказалась в бедственном положении. Жить было не на что. И тогда друзья отца привели в Тверской магистрат Ваню Крылова. И он стал чиновником низшего разряда – подканцеляристом.

С утра до вечера Ваня переписывал скучнейшие для него бумаги. Было ему в ту пору ни много ни мало – одиннадцать лет. И только после службы мог он предаться положенным по возрасту мальчишеским забавам. Тем более что развлечений в Твери хватало.

В город нередко приезжала императрица Екатерина Вторая, которая очень любила Тверь. Ее встречали рядом со Спасо-Преображенским собором, и для зевак было чрезвычайно важно занять место поудобнее, чтобы увидеть государыню и ее свиту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: