Крушение коста конкордии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Costa Concordia была одним из самых роскошных судов в мире. Построенный за 570 миллионов долларов, корабль мог похвастаться пятью ресторанами, 13 барами и четырьмя бассейнами. Он был флагманом своего флота и одним из крупнейших круизных лайнеров в мире, но в январе 2012 года он сел на мель, что стало одной из самых печально известных морских катастроф в истории. Погибли 32 человека, капитан судна попал в тюрьму, а индустрия роскошных круизов оказалась под пристальным вниманием. В этом списке мы более подробно рассмотрим катастрофу Costa Concordia.

10. Costa Concordia была больше Titanic

Когда в апреле 1912 года Titanic отправился в свое первое плавание, ставшее роковым, он был самым большим пассажирским судном, которое когда-либо видел мир на тот момент. Его длина составляла 270 м, он перевозил 2224 пассажира и весил 114 000 тонн.

В то время он был таким большим кораблем, как было возможно, но появление современных инженерных методов и технологий позволило сделать пассажирские суда значительно больше. Такой большой была Costa Concordia, которая была длиннее, выше, тяжелее и могла перевозить почти вдвое больше людей, чем Titanic.

В отличие от Titanic, на Costa Concordia было достаточно спасательных шлюпок и современных средств безопасности, чтобы предотвратить катастрофу. Огромный корабль мог похвастаться технологией, которая точно определяла его местоположение в любой точке земного шара, гидролокатором морского дна и водонепроницаемыми отсеками, которые можно было изолировать от мостика.

Несмотря на то, что из-за своей внушительной высоты они выглядят несколько неустойчивыми, современные круизные суда спроектированы так, чтобы оставаться устойчивыми даже в условиях сильного шторма. Несмотря на все это, Costa Concordia погибла при спокойных условиях на мелководье. Titanic потребовалось два часа и сорок минут, чтобы врезаться в айсберг и уйти под лед Атлантического океана. Несмотря на современные технологии, Costa Concordia затонула за два часа. Уйти полностью под воду ей не позволило мелкое дно.

9. Капитан отклонился от установленного маршрута

13 января 2012 года в 7 часов вечера Costa Concordia вышла из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) близ Рима. Она отправлялась в роскошный круиз по Средиземному морю, который должен был продлиться семь дней, со следующим заходом в порт в Северной Италии.

Маршрут был заранее разработан и тщательно спланирован, и он должен был обеспечить безопасное прохождение огромного корабля через глубокие воды между островом Джильо (Giglio) и материковой Италией.

Капитан Франческо Скеттино (Francesco Schettino) приказал своему экипажу проложить новый курс. Он планировал провести корабль в опасной близости от скалистых берегов острова Джильо. Высказывалось предположение, что капитан Скеттино проделал этот маневр, чтобы произвести впечатление на свою любовницу, которую он провел на борт без билета.

Однако позже выяснилось, что подобная смена маршрута была обычным делом и неофициально разрешалась круизными линиями, поскольку они обеспечивали бизнес-стимулирующее зрелище для пассажиров и тех, кто наблюдал с земли.

8. Корабль врезался в скальный выступ


Costa Concordia по меньшей мере один раз проделывала подобный маневр под командованием капитана Скеттино, но на этот раз решение оказалось катастрофическим. Навигационная ошибка привела к тому, что корабль подошел к острову Джильо ближе, чем предполагалось, и у него было мало шансов на ошибку.

В 9:42 Costa Concordia столкнулась со скальным выступом, который проделал огромную дыру в ее стальном корпусе. Повреждения были нанесены ниже ватерлинии, в результате чего вода затопила корабль. Costa Concordia была спроектирована так, чтобы оставаться на плаву, если затоплены любые два из ее водонепроницаемых отсеков, но с тремя пробитыми отсеками и залитым водой машинным отделением корабль оказался в серьезной опасности.

7. Потребовалось больше часа, чтобы прозвучал сигнал об эвакуации

Никто еще не знал, насколько катастрофическими были повреждения, но сразу стало понятно, что что-то не так. Звук разрывающегося металла был слышен по всему кораблю, в ресторанах столы, стаканы и бутылки попадали на пол, а мгновение спустя отключилось электричество, и корабль погрузился в темноту. Вскоре после этого корабль начал крениться, набирая воду.

Согласно правилам, в течение 24 часов после посадки на корабль, пассажиры должны пройти инструктаж. Инструктаж не был проведен для пассажиров, севших на корабль около Рима немногим более двух часов назад. Эти 696 человек понятия не имели, где они должны были собираться у своих спасательных шлюпок. Пока капитан Скеттино пытался оценить серьезность повреждений, его команда заверила пассажиров, что беспокоиться не о чем.

Некоторые пассажиры взяли на себя смелость надеть спасательные жилеты и собраться у спасательных шлюпок. Но им приказали вернуться в свои каюты или в ресторан. Береговая охрана узнала о проблеме только тогда, когда с ними связались пассажиры и их обеспокоенные родственники. Когда в 10:14 они запросили дополнительную информацию у Costa Concordia, им сказали, что на корабле произошел сбой питания, но серьезных проблем нет. Похоже, капитан Скеттино либо не желал, либо не мог осознать всю чудовищность случившегося. Он приказал эвакуировать корабль только в 10:55 вечера, то есть через час после того, как произошла авария.

6. Капитан Скеттино утверждал, что споткнулся и упал в спасательную шлюпку

Между катастрофами Titanic и Costa Concordia прошло почти целое столетие. В случае с Titanic среди жертв крушения числился капитан Эдвард Джон Смит (Edward John Smith). Хотя он несет, по крайней мере, определенную ответственность за катастрофу, и встал вопрос о том, насколько эффективными были его действия, похоже, он не предпринял никаких усилий, чтобы спастись. По свидетельству очевидцев, он находился на мостике, когда судно ушло под воду.

Капитан Смит следовал морской традиции, когда капитан идет ко дну вместе со своим кораблем. Это означает, что капитан в конечном счете несет ответственность за жизни всех, кто находится на борту. Предполагается, что он остается на корабле до тех пор, пока все остальные не будут спасены.

Такого не произошло в случае с капитаном Costa Concordia, Франческо Скеттино, которого обнаружили в спасательной шлюпке, несмотря на то, что эвакуация потерпевшего крушение круизного судна продолжалась. Позже капитан Скеттино сделал не вызывающее доверия заявление о том, что споткнулся и упал в спасательную шлюпку. Это противоречило видеозаписям, на которых видно, что он покинул корабль по собственной воле.

5. Капитану не удалось вернуться на корабль

В хаосе во время эвакуации береговая охрана потеряла связь с капитаном Скеттино. Предполагалось, что он все еще находится на потерпевшем крушение корабле, взяв на себя руководство эвакуацией. Поэтому все удивились, когда он обнаружился в спасательной шлюпке, направлявшейся прочь от места катастрофы. Чиновник береговой охраны по имени Грегорио де Фалько (Gregorio De Falco) недвусмысленно объяснил, чего именно он ожидает от капитана Скеттино. Он приказал ему вернуться на корабль, подняться по веревочной лестнице на носу и доложить о ситуации и о том, сколько еще людей ожидают спасения.

Капитан Скеттино не горел желанием подчиняться. Он стал жаловаться, что уже стемнело, корабль накренился, и что путь преграждают другие лодки. Однако это не помешало другим спасателям, в том числе заместителю мэра острова Джильо, подняться на борт судна, чтобы помочь в эвакуации. Насколько известно, капитан не предпринимал никаких попыток вернуться на Costa Concordia.

В то время как капитан Скеттино и его руководящий состав покинули корабль, по крайней мере один старший офицер делал все возможное, чтобы координировать усилия по спасению. Однако он не был одним из офицеров Costa Concordia. Роберто Босио (Roberto Bosio) был капитаном одного из кораблей-побратимов Costa Concordia, Serena, и в момент катастрофы он был на борту в неофициальном статусе. Позднее Босио назвал действия Скеттино подлыми. Он даже утверждал, что первый отдал приказ покинуть корабль, когда Скеттино еще колебался.

4. Несколько спасательных шлюпок не были спущены на воду

Круизные суда действуют в соответствии со строгими правилами безопасности. Одно из самых строгих правил предусматривает, что каждое судно должно выйти в море с достаточным количеством спасательных шлюпок, способных вместить 125% от максимального количества людей, которых судно способно перевозить. Costa Concordia не была исключением, и, насколько известно, она полностью соблюдала этот закон. Несмотря на это, сотни людей не смогли добраться до спасательных шлюпок.

Costa Concordia набрала огромное количество воды, и к тому времени, когда наконец был отдан приказ к эвакуации, она уже значительно накренилось на правый борт. Хотя капитану и удалось добраться до спасательной шлюпки, многим пассажирам и членам экипажа повезло меньше. Спасательные шлюпки по левому борту уже нельзя было спустить, потому что крен составил более 20 градусов.

Некоторых из этих пассажиров подобрали вертолеты береговой охраны, другие были вынуждены плыть к берегу. В суматохе не всем удалось раздобыть спасательный жилет. У француженки по имени Николь Сервель (Nicole Servel) и ее мужа Фрэнсиса был только один жилет на двоих. Фрэнсис, который был хорошим пловцом, настоял на том, чтобы его жена надела спасательный жилет, прежде чем прыгнуть с корабля в воду. Ей удалось доплыть до острова Джильо, но она больше не увидела своего мужа. Он оказался в числе погибших.

3. Катастрофа обошлась более чем в 2 миллиарда долларов, погибли 32 человека

Обвинение утверждало, что это скорее удача, чем целенаправленные действия, и что волны и ветер не дали судну плыть в глубокие воды. Судно, несомненно, находилось в опасном положении. В то время как часть корабля оставалась над водой, он лежал на скальном выступе на глубине всего лишь сто метров. Если бы Costa Concordia оказалась чуть дальше, она бы была полностью покрыта водой.

Хотя последствия могли быть еще хуже, и большинство пассажиров добрались в безопасное место, не всем так повезло. Тридцать два человека погибли. Водолазы обнаружили нескольких из них в ловушке в одном из лифтов корабля. Последнюю жертву извлекли из-под обломков только в ноябре 2014 года.

2. Это была одна из крупнейших когда-либо проведенных спасательных операций

Громадные обломки частично затопленной Costa Concordia уже более двух лет возвышались над побережьем острова Джильо. Подъем поврежденного судна водоизмещением 114 000 тонн является крупной спасательной операцией при любых обстоятельствах, но неустойчивое положение корабля значительно все усложнило.

Сильный ветер и волны, а также ошибка в ходе самой спасательной операции, грозили переместить Costa Concordia в более глубокие воды. Если бы это произошло, она, наверное, целиком ушла бы под воду, что сделало бы невозможным подъем корабля.

Одно из возможных решений состояло в том, чтобы разрезать корабль на секции, каждую из которых затем можно было бы поднять по отдельности. В конечном счете это предложение отклонили из-за возможного ущерба окружающей среде. Вокруг Costa Concordia построили огромные металлические платформы, и в сентябре 2013 года ее развернули вертикально. Затем из обломков откачали воду, и разбитое судно отбуксировали в последний путь, чтобы разобрать в порту Генуи. Стоимость одной только спасательной операции оценивается более чем в 1 миллиард долларов.

1. Капитан Скеттино утверждал, что его сделали козлом отпущения

Лайнер Costa Concordia, входивший в десятку крупнейших круизных судов в мире, потерпел крушение 13 января 2012 года. В сентябре 2013-го у берегов итальянского острова Джильо успешно прошла уникальная операция по подъему 300-метрового затонувшего гиганта весом 114 тысяч тонн.

Мы уже как то обсуждали с вами Как поднимают Конкордию (Costa Concordia) . А вот среду лайнер Costa Concordia начал свое последнее путешествие — судно отправилось в порт Генуи, где его демонтируют.

2. Подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение в 13 января 2012 года около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии. (Фото AP Photo | Giuseppe Modesti):

3. Стоп-кадр из видео, как пассажиры покидают тонущее судно, 14 января 2012. (Фото Reuters | Guardia Costiera):

4. По словам капитана, круизный лайнер напоролся на скалы, которые были не указаны на навигационной карте. 32 человек погибли, двое считаются пропавшими без вести. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

5. Позже лайнер почти полностью погрузился в Средиземное море. Аквалангист осматривает корпус затонувшего круизного судна Costa Concordia спустя шесть дней, 19 января 2012. (Фото Reuters | Centro subacquei dei Carabinieri):

6. Видны повреждения и следы от налета на риф. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

7. Под водой, внутри корабля полный хаос, 24 января 2012. (Фото AP Photo | Italian Navy GOS):

9. 2013 год. На месте крушения круизного лайнера Costa Concordia идут работы по монтажу оборудования перед приведением судна в вертикальное положение. Эта операция по-настоящему уникальна. Ранее инженерам никогда не приходилось работать с такими большими судами. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

10. Целью данной операции было снять судно с камней, поднять и поставить вертикально с помощью подводной платформы и кранов. Контейнеры по боками (ниже на фотографии) позволили всей конструкции оставаться в надводном положении, 15 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

11. Крупнейшая и самая дорогая морская спасательная операция в истории стоит около 250 миллионов евро, а ущерб для владельцев составил 1.5 миллиарда евро. Уникальная операция по подъему затонувшего судна у берегов итальянского острова Джильо заняла менее суток — 19 часов. Судно удалось успешно поставить на киль, 17 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

12. Следующий этап операции начался в июле 2014-го. В среду лайнер Costa Concordia начал свое последнее путешествие — судно отправилось в порт Генуи, где его демонтируют, 22 июля 2014. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

1. Водоизмещение: 52 310 тонн | 51 387 тонн
2. Длина: 269.1 м | 290.2 м
3. Ширина: 28.2 м | 35.5 м
4. Скорость: 24 узла | 19.6 узлов
5. Вместимость: 2 556 пассажиров + 908 экипаж | 3 700 пассажиров + 1100 экипаж.

13. Поврежденная часть круизного лайнера Costa Concordia, 13 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

14. Заглянем внутрь. Снимок сделан 27 февраля 2014. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

15. На Costa Concordia было 1 500 кают, крупнейший в мире веллнесс центр на море, четыре бассейна, пять спа-салонов, пять ресторанов, 13 баров, кинотеатр, дискотека и интернет-кафе. (Фото Reuters/Carabinieri Police):

Внутри Costa Concordia, 27 февраля 2014. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

17. Внутри лайнера время остановилось. Чьи-то чемоданы. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

18. По словам пассажиров, когда корабль уже получил пробоину, экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, уверяя, что ничего страшного не происходит. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

19. За пять дней Costa Concordia придется преодолеть на буксире примерно 370 километров, двигаться судно будет со скоростью 2 узла, 14 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

20. Идут подготовительные работы перед последним путешествием лайнера Costa Concordia, 14 июля 2014. (Фото Vincenzo Pinto | AFP | Getty Images):

21. Подготовительные работы, 14 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

22. Так это выглядело с воздуха, 19 июля 2014. (Фото Reuters | Italian Civil Protection).

23. 22 июля 2014. (Фото Reuters | Max Rossi):

24. Повреждения, 22 июля 2014. (Фото Laura Lezza | Getty Images):

25. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

26. Начинается буксировка в Геную, 23 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

27. Это последнее путешествие лайнера Costa Concordia. В Генуе пройдет сложная операция по демонтажу, ее разделят на четыре фазы, она продлится 22 месяца. (Фото AP Photo | Courtesy of the Italian Civil Protection Department):

Круизное судно Коста Конкордия на мели у итальянского острова Джильо. Архивное фото

Итальянский круизный лайнер Costa Concordia напоролся на рифы в ночь на 14 января 2012 года в Тирренском море близ острова Джильо, у побережья итальянской области Тоскана. На борту судна находились более 4,2 тысячи пассажиров и членов экипажа. В результате крушения погибли 32 человека и более 100 пострадали.

Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых размещались 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс‑зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел 13 января 2012 года из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) под Римом в круиз по Средиземному морю и направился в Савону (Savona). Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на скальный выступ, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров.

Постепенно корабль стал погружаться правым боком в воду. Затем лайнер выбросило на отмель в километре к северу от места происшествия.

Члены экипажа во главе с капитаном Франческо Скеттино не сразу сообщили пассажирам о том, что произошло. На борту началась паника.
Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Спасение людей осложнялось тем, что многие оказались заблокированными в каютах лайнера, а несколько человек выпали за борт при посадке корабля на мель.

На лайнере находились 111 граждан России, все они были спасены. Среди уцелевших пассажиров корабля было 450 граждан Франции.
Первоначально сообщалось, что в результате крушения лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково‑спасательной операции неоднократно приостанавливался из‑за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. В апреле 2012 года официально была подтверждена гибель 30 человек, еще двое ‑ итальянка и гражданин Индии ‑ числились пропавшими без вести. Останки пассажирки Марии Грации Трекарики были обнаружены внутри судна осенью 2013 года. Тело еще одного пропавшего без вести, стюарда Рассела Ребелло, гражданина Индии, нашли в одной из кают Costa Concordia только в ноябре 2014 года.

С момента крушения Costa Concordia возник риск загрязнения его топливом побережья острова Джульо, расположенного рядом с местом аварии. В районе этого острова обитает ряд видов редких рыб и морских животных. В марте 2012 года водолазы откачали более двух тысяч тонн топлива и нечистот с затонувшего итальянского лайнера.

По данным СМИ, на затонувшем лайнере Costa Concordia действовали мародеры, которые разграбили затопленную часть судна. Первой вещью, похищенной с Costa Concordia, стал судовой колокол. Рында, которая весила несколько десятков килограммов, была похищена неизвестными 15 марта 2012 года с глубины около восьми метров. Кроме того, мародеры‑аквалангисты украли украшения и часы, которые остались лежать в витринах магазинов лайнера. С судна также пропали картины, настенные часы и некоторая мебель.

Осенью 2013 года корабль, который больше года пролежал на боку на мели, установили вертикально. Спустя несколько месяцев в недрах его корпуса при проведении подводных работ утонул испанский водолаз.

В 2014 году к лайнеру прикрепили 19 специальных контейнеров, из которых затем выкачали воду, чтобы поднять судно над уровнем моря и выровнять его. После того как корабль поднялся из‑под воды на 18 метров, от него отцепили тросы, с помощью которых удерживали около берега. В конце июля 2014 года лайнер был отбуксирован в Геную. Судно преодолело на буксире порядка 370 километров по морю. Все это время лайнер сопровождал целый морской конвой, включающий в себя, в том числе, катер ВМС Франции и два вертолета.

После прибытия в порт Генуи начались работы по разбору судна. В мае 2015 года лайнер Costa Concordia был отбуксирован в район старого порта Генуи, а 1 сентября 2016 года пять буксиров направили то, что осталось от круизного корабля, в сторону четвертого дока для окончательного демонтажа.

На итальянском острове Джильо в октябре 2014 года был установлен монумент, посвященный памяти жертв катастрофы 13 января 2012 года и мужеству местных жителей. Мемориал "Человек, который спасает море" создал архитектор Джампаоло Талани. Работа была подарена острову компаниями Neri из Ливорно (Италия) и Smit из Роттердама (Нидерланды).

Сразу после трагедии прокуратура итальянского города Гроссето, ведущая расследование обстоятельств крушения Costa Concordia, завела уголовное дело в отношении капитана лайнера Франческо Скеттино, предъявив ему обвинения в непреднамеренном убийстве, кораблекрушении и оставлении судна в опасности. Представители компании‑судовладельца заявили о том, что Скеттино самовольно принял решение отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест.

После того, как специалисты сняли показания с черного ящика лайнера, стало ясно, что эвакуация пассажиров с терпящего бедствие круизного лайнера Costa Concordia началась на 50 минут позже положенного. Капитан лайнера не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции, он также совершил ошибки при маневрировании, в управлении сложившейся чрезвычайной ситуацией и при эвакуации с корабля. После крушения Скеттино одним из первых покинул тонущий лайнер.

17 января 2012 года итальянский суд постановил поместить под домашний арест капитана лайнера Франческо Скеттино, но уже 5 июля 2012 года он был выпущен из‑под домашнего ареста при условии, что не может покидать город Мета‑ди‑Сорренто в провинции Неаполя, где находится его дом.

Со своей стороны Скеттино решил судиться с уволившей его в июле 2012 года компанией‑судовладельцем Costa Crociere, требуя своего восстановления. Судебный процесс по делу об его увольнении начался 3 января 2013 года в итальянском городке Торре‑Аннунциана в провинции Неаполя. Скеттино посчитал, что был уволен несправедливо, несмотря на то, что причиной увольнения стало не только внутреннее дисциплинарное расследование обстоятельств трагедии, но и засвидетельствованные пассажирами лайнера нарушения им трудового договора и Кодекса мореплавания, например, употребление алкоголя за час до трагедии.

Летом 2013 года министерство транспорта Италии приостановило действие лицензии капитана Франческо Скеттино.

Суд над бывшим капитаном Costa Concordia начался 9 июля 2013 года. Изначально на скамье подсудимых помимо Скеттино находились еще пять человек: старший помощник капитана Чиро Амброзио, офицер судна Сильвия Короника, рулевой Якоб Русли Бин, директор бортовой гостиницы Манрико Джампедрони и координатор кризисного центра компании‑судовладельца Costa Crociere Роберто Феррарини. Однако в рамках предварительных слушаний они заключили соглашение со следствием о признании ими своей вины в обмен на смягчение наказания.

Суд в Италии признал пятерых сотрудников компании Costa Crociere, владельца круизного лайнера Costa Concordia, виновными в непредумышленном убийстве людей. Феррарини был осужден на два года и десять месяцев, Джампедрони получил два с половиной года, другие обвиняемые, кроме Скеттино, — от года и восьми месяцев до года и 11 месяцев тюрьмы.

Компания‑оператор судна Costa Crociere была оштрафована на миллион евро за ошибки и нарушения правил, допущенные служащими компании при аварии.

11 февраля 2015 года суд первой инстанции итальянского города Гроссето приговорил Франческо Скеттино к 16 годам и одному месяцу лишения свободы. Экс‑капитану также пожизненно запретили занимать любые государственные должности, также он в течение пяти лет не сможет работать по своей профессии. Приговор был подтвержден 31 мая 2016 года Апелляционным судом Флоренции.


История крушения лайнера Costa Concordia

Думаю, что будет не лишним освежить ваши знания об этой катастрофе, посмотрите вот этот выпуск Euronews:

Хочу заметить, что изначально курс лайнера Costa Concordia был изменен, со слов капитана, его попросил об этом коллега, который был на борту. Ну подумаешь изменили курс — разве это проблема? Но так только кажется.

Причины крушения лайнера

На корабле отсутствовали подробные карты для смены курса, поэтому экипаж по сути своей шел вслепую. Ориентировались, как говорится, по звуку. Как вы думаете, это нормально? А если участь, что на борту свыше 4000 человек?

Еще одна доподлинно известная проблема заключалась в том, что за штурвалом лайнера находился человек, который с трудом понимал команды капитана. это зафиксировано независимыми системами корабля (считайте, что это своего рода черные ящики корабля).

Для того, чтобы развернуть корабль в нужном направлении рулевому понадобилось более 13 секунд. Только представьте себе, 13 секунд на то, чтобы после получения команды приступить к ее исполнению. Жестко, правда?

лайнер Коста Конкордия на боку

После получения пробоины, корабль еще дрейфовал несколько десятков минут и эвакуация с корабля не проводилась. Команда не знала, как действовать в случившейся чрезвычайной ситуации. Ничего не напоминает? История очень похожа на гибель Титаника. Вам так не кажется?

Мнение капитана лайнера SS Navigator Максима Мельникова о причинах катастрофы

Я с вами поделился своими мыслями, но у меня еще есть интервью капитана корабля SS Navigator компании Regent Seven of thr Seas Cruises, нашего соотечественника, Максима Мельникова. Все сказанное им осталось без редактирования, представляю как есть. Интервью давалось сразу после крушения.

SS-Navigator

Непосредственная причина – человеческая ошибка. А вот что привело к ней, и как произошло все за этим последовавшее? Для ответа на эти вопросы надо дождаться хотя бы предварительных результатов расследования.

Существует очень тонкая грань между лихачеством и виртуозным судовождением. Капитан признал, что он хотел отсалютовать маневром своему старшему коллеге, находившемуся на берегу. Ну что тут скажешь: Удалось! Это черный юмор. А если серьезно, очень сомнительное решение – в темное время суток в стесненных условиях плавания на 300 метровом судне, да еще с небезопасной скоростью.

По ряду причин итальянских капитанов в круизной отрасли очень много. Я лично работал и знаю семь человек, все они крепкие специалисты. Но, по моему мнению, британцы и скандинавы во многих отношениях на голову выше.

коста-конкордия-с-высоты-птичьего-полета

Экипажи судов сейчас смешанные. У меня, например, 42 национальности на 400 человек экипажа. Людей не хватает, а хороших моряков – особенно. За последние 15 лет круизная индустрия разрослась такими темпами, что специалистов нужной квалификации просто не успевают готовить. Отсюда – текучка кадров со всеми вытекающими последствиями.

Делить членов экипажа по национальному признаку было бы неправильно, хотя есть свои особенности в управлении людьми из разных стран. Например, на филиппинцев нельзя повышать голос – это не дает ожидаемого эффекта, они просто впадают в ступор, обижаются и перестают работать.

С другой стороны, кто реально может это сделать, когда судно накренено на 60 градусов? В нормальных условиях при крене 5 градусов – не комфортно, 10 градусов – тревожно, 20–30 градусов – караул! Лучшая команда по национальности – многонациональная команда, но это на сегодня практически нереально, особенно на крупных круизных судах.

коста-конкордия-с-другого-ракурса

Капитан заявляет, что был снесен в шлюпку из-за крена, что вполне могло произойти в данных обстоятельствах. Только с ним рядом оказались, как я понял из новостей, его Second-in-Command и еще один (одна) Deck Officer.

Коста Конкордия на рифе

Хотел коротко – да взяло за живое! Давайте уже строить российские круизные суда. А то я тут недавно стоял на якоре в 300 метрах от яхты Eclipse одного всем известного российского олигарха. Так там спокойно можно человек 500 пассажиров разместить, если слегка потесниться.

После такого интервью наверное бессмысленно что-то комментировать. Есть старая русская пословица:

Не зная броду — не суйся в воду.

Как мне кажется, итальянский темперамент капитана корабля сыграл с ним злую шутку. А вы как думаете? Напишите свое мнение в комментариях. Я буду ждать.

Пожалуй, пора заканчивать. Человеческий фактор — есть человеческий фактор. Подписывайтесь на обновления блога, буду иногда присылать вам красивые анонсы новых статей. Не забудьте поделиться ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Всего вам самого доброго, пока-пока.

Читайте также: