Доклад про купалле на беларускай мове

Обновлено: 02.07.2024

В ночь с 6 на 7 июля (у католиков — с 23 на 24 июня) отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван), которое являлось своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни.

Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле — истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира.

Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому люди в эти дни старались отблагодарить Матушку-Пророду за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Они совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой.

Еще с утра девушки и женщины с песнями направлялись в поле, на луг с целью сбора купальских трав. Во время сбора пели.

А на Купалу
Рана сонца йграла,
На добрыя годы,
На цеплыя осы,
На хлебы-ураджаі..
Ой, рана-рана на Яна
Да хораша сонейка гуляла,
І зямля стагнала з Купала,
Дарожка звінела ад песен…

По народным поверьям, необходимость исполнения песен во время сбора трав и цветов была вызвана стремлением передать им лекарственную и чудодейственную мощь. Однако, купальский праздник был связан не только с культом растений. Важное значение издревле придавалось огню, и именно купальский огонь являлся своеобразным оборонительным, магическим и очищающим средством.

На купальское кострище сносились старые вещи, сжигание которых символизировало вечное обновление жизни. Огонь получали от трения деревянных брусов. Как символ солнца поднимали на счастье зажженное колесо. Одним из важных моментов были прыжки парней и девушек через костер, огонь которого обладал чудодейственным свойством очищения. Также девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе.

С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка), на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире.

В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом. Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом дома крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы.

Інстытут па вывучэнні беларускай гісторыі, культуры і ментальнасці

Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Идея независимости Беларуси и Янка Купала


27 июля 2009 года исполняется 19 лет с того дня, когда Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете БССР в составе советской федерации. Декларация провозгласила полное самоуправление республики, приоритет республиканских законов над союзными, право на создание национальной армии, милиции и органов государственной безопасности, утвердила приоритет беларуского языка. С этого политического акта в Беларуси начался новый период политической жизни, завершившийся в декабре 1991 года юридическим и фактическим восстановлением независимости.

Поэтому более чем уместно вспомнить наших классиков, разрабатывавших национальную идею и концепцию беларуского независимого государства. Одним из идеологов подобной концепции являлся знаменитый поэт и публицист Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич; 1882—1942).

А. Бурбис (1885—1922) – актер по профессии, был одним из основателей Беларуской Социалистической Громады, членом ее ЦК БСГ в 1903—05. В 1917 возглавлял московскую организацию БСГ, в 1918 – консул БНР в Москве. В январе 1919 Бурбис приветствовал создание ССРБ, в июле 1921 года занял пост заместителя наркома иностранных дел советской Беларуси./

Важную роль в приобретении Купалой общего образования сыграл известный беларуский этнограф Бронислав Эпимах-Шипило. Именно к нему в Санкт-Петербург поехал в декабре 1909 года Купала с рекомендательным письмом от В.И. Самойло. Шипило не только помог молодому поэту поступить на курсы, но и помог деньгами, устроил на работу в Публичную библиотеку.

«Беларусь устами Всебеларуского съезда 1917 года и Рады Республики провозгласила себя независимым государством и как таковая выступит на международной арене. И как на таковую смотрит на нее весь мир. Беларуская делегация в Париже отчетливо воспринимается как делегация Беларуской Народной Республики.

Сторонники первой, российские большевики, стремятся разрушить национальные перегородки и объединить под красным флагом все народы мира. Национальная революция поставила своей целью освобождение всех наций, ранее угнетенных крупными державами. Далее Купала очень точно отмечает, что обе эти революции ярко проявили свои положительные и отрицательные черты именно на беларуской земле.

Между тем, в органах власти и управления разных уровней, во всевозможных учреждениях и организациях засели лица некоренного происхождения, воспитанные либо в духе великорусского шовинизма, либо польского национализма. Поэтому вполне справедливо Купала писал:

У беларускім вольным краі,

З ярэмнай збрыўшы стараны,

Царыць чужынец, а ў паслугах

Болезненной темой в то время, впрочем, как и сейчас, являлся земельный вопрос. Купала надеялся, что в новом государстве крестьяне получат панскую землю в свои руки.

Годзе заходняй ці ўсходняй культуры!

Для беларуса цана ім адна.

Усе вы, панове, аднолькай натуры

З сэрца чужога кроў ссалі б да дна.

Вашу карысць нам і вашы заслугі

Добра ўжо скеміў таптаны народ;

Добра вядомы і путы і пугі

Песціў якімі ваш захад і ўсход.

А хтось далёкі ці хтось, можа, блізкі

Засеў за наш бяседны, сыты стол

І кідае, як з ласкі, нам агрызкі,

А мы к зямлі з падзякай гнёмся ў пол

Позже, 15 ноября 1930 года, во время допроса в ГПУ, Купала объяснил “националистическую окраску” стихотворения тем фактом, что территория беларуской советской республики составляла в то время всего лишь шесть уездов бывшей Минской губернии. Способствовало “националистической окраске” и пренебрежительное отношение представителей советской власти к беларускому языку.

Но боль в душе поэта не утихала. В 1926 году он написал следующие строки:

Калісь мы ў Рыгу збожжа везлі,

Цяпер зямлі завезлі часць.

В 1921 году дело даже дошло до домашнего ареста и конфискации рукописей! Позже советские апологеты Купалы, чтобы как-то выгородить его, придумали тезис “поэт не сразу понял революцию”! Все он прекрасно понял. Купала не мог ни принять, ни оправдать чудовищное избиение собственного народа, которое учинили большевики.

Ведь его взглядам был присущ демократизм, отрицание насилия, приоритет гуманистических духовных ценностей над классовыми и политическими. Напротив, “кредо” большвизма – это уничтожение огромных масс людей на основе искусственно придуманных “социально-политических” критериев и как результат – деградация общества, погрязшего в нищете, невежестве и произволе.

Пазвалі вас на пір піроў,

Пазвалі вас за волю стаць,

І далі ўладу путы рваць,

І далі ўладу біць цароў, –

Зрабілі з вас гаспадароў.

І вы з рабоў пайшлі ў цары…

Знаменитая пьеса Купалы “Тутэйшыя” (“Здешние”) очень не понравилась большевикам и была запрещена сразу же после премьеры, состоявшейся в 1926 году, через четыре года после создания.

Только во время горбачевской “перестройки”, в 1989 году, в издательстве “Мастацкая літаратура” была издана эта гениальная пьеса классика беларуской литературы. В послесловии к изданию Виктор Коваленко отметил, что “произведение остается чрезвычайно актуальным и в современной ситуации общественного развития”.

Наиболее точную характеристику “Тутэйшым” с политической точки зрения дал народный поэт Нил Гилевич. Он считает, что устами своего героя Янки Здольника “Купала преподносит в концентрированном виде и суть беларуской национальной идеи, и основы национальной политики БНР, политики, которую он хотел бы видеть осуществленной в Беларуси”.

Как известно, премьера спектакля состоялась в 1926 году, но в следующий раз зрители увидели его только через 56 лет – в 1982 году! Дело снова кончилось исключением пьесы из репертуара театра сразу же после премьеры.

15 марта 2008 года, в День Конституции, состоялась телевизионная премьера новой постановки пьесы. Через несколько месяцев беларуское министерство культуры отказало в регистрации телеспектакля. Одной из причин отказа названо …низкое качество звука! Но главное, конечно же, другое:

Вот что сказал Мазинский:

Второй режиссер, Шада-Бажишковский, дополнил коллегу:

Иными словами, причина запретов состояла и состоит в том, что кое-кому очень противно видеть самих себя в зеркале.

Былых ня выклічыш вякоў,

І ты, Масквы кароннай гразь,

Парваных не скуеш акоў,

Зь якой брахнёю ні вылазь!

Таким образом, и в советское время поэт сохранил свои взгляды на содержание идеи независимости, он лишь сменил форму ее выражения.

Первый секретарь ЦК КПБ П.К. Пономаренко в конце 1938 года просил Сталина дать разрешение на арест Янки Купалы, а заодно и Якуба Колоса. К его огромному удивлению, непредсказуемый тиран вместо этого приказал наградить их обоих орденами Ленина. У кремлевского горца было весьма специфическое чувство юмора!

Благодаря своему творчеству и всебеларуской известности, Янка Купала еще при жизни стал не только символом Беларуси, но и ее духовным лидером.

Коротко об авторе

Автор: Олег Трусов, /*Специально для альманаха “Деды”/

Источник: альманах “Деды”, выпуск 1.

Пакінуць адказ Адмяніць адказ

Гэты сайт выкарыстоўвае Akismet для барацьбы са спамам. Даведайцеся пра тое, яе апрацоўваюцца вашы дадзеныя.

Самый таинственный, колоритный, разгульный, романтический и веселый – каких только эпитетов ни услышишь о Купалье! Во многих углоках Беларуси в последнюю неделю июня – первую неделю июля отмечают этот древнейший праздник лета, который по-прежнему таит в себе немало загадок.


Общеиндоевропейский праздник

Когда-то праздник, посвященный дню летнего солнцестояния, отмечали по всей Европе, объясняет фольклорист Арсений Лис. В средневековой Франции массовые гулянья с кострами открывал сам король. Белорусская же особенность в том, что у нас этот праздник сохранился дольше, чем у многих других народов, — это позволило зафиксировать большое количество купальских песен.

059.jpg

До сих пор купальские традиции существуют и у наших ближайших соседей.

Кем был Купала?

Зачем прыгать через костры

Теперь это делают ради забавы, а предки верили, что огонь обладает очищающей силой. И не только для человека.

6bf973f66187bbb41a83e27e62192609.jpg

Головню из купальского костра бросали в рожь — для отпугивания темных сил. Вспомним, что именно в это время, на Купалье, начинают наливаться зерновые. Была потребность их защитить, обеспечить плодородие.

В лесу на Купалье искали цветок папоротника — папараць-кветку. Это в результате литературной обработки она стала символом абстрактного счастья, а в первичном народном понимании тот, кто успеет ее сорвать, сможет понимать язык деревьев, трав, зверей, увидит сокровища под землей и станет богатым.

fern-1024x768.jpg

Источники свидетельствуют, что праздник отличался эротической раскрепощенностью, сродни античным вакханалиям. Поэтому и песни пели шуточные. Молодежь играла, веселилась. Одна деревня могла петь против другой, или хлопцы — против девчат.

c9fbb5d36288.jpg

Сбор трав

Лекарственные травы на Купалье — в самой силе. До сих пор в деревнях их собирают непосредственно на Ивана (на Яна). Кстати, считается, что в Купальскую ночь деревья могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом посредством шелеста листьев.

Главная яичница в году

У каждого праздника была своя обрядовая еда. На Купалье это яичница. В некоторых местностях ее даже жарили в сковороде прямо на костре.

8852968m5f.jpg

9e728d53bc9bd2430cd12873df05e7f1.jpg

Купалья два?

Купалье традиционно отмечали в самую короткую ночь года. То есть, с 21-го на 22-е, или с 22-го на 23-е, или с 23-го на 24-е июня — у разных народов по-разному, но непременно в дни летнего солнцестояния. Многие возразят: Купалье отмечают у нас с 6 на 7 июля. Даже на официальном уровне. Откуда такая двойственность? Это вызвано, объясняет Арсений Лис, наложением на дохристианский праздник православного календаря. На Купалье пришелся день святого Иоанна Крестителя. В православной традиции, где используется юлианский календарь, праздник Иоанна, а вместе с ним и Купалье, немного отстали по времени.

Культура и традиции белорусов более других восточноевропейских народов сохранила в себе следы языческих традиций и обычаев, невзирая на многовековое христианство и далеко не обособленное географическое положение. На этой земле сохранилось множество отголосков всевозможных древних обрядов и ритуалов. С другой стороны, традиции и обычаи белорусов тесно связаны с земледелием и в целом с сельским хозяйством, поскольку являются отражением быта простых людей. При этом они неповторимы и колориты, как и уникальный устный национальный фольклор.

Традиции белорусов

Традиционные ремесла и промыслы

Неземледельческие занятия, мелкое кустарное производство на основе индивидуального ручного труда на протяжении веков являлись дополнительным доходом и полезным занятием населения, помимо земледелия и скотоводства. В городах, в отличие от сельской местности, промысловые ремесла были подняты на более высокий профессиональный уровень, здесь производились не только всевозможные предметы домашнего обихода и кухонная утварь, но и сельскохозяйственный инвентарь, качественная обувь и даже транспортные средства.

Традиционными для белорусов являются такие ремесла, как ткачество, бондарное и гончарное дело, всевозможные изделия из дерева, из соломы, лозы и бересты, вышивка, валяние. До сих пор в деревнях еще можно встретить домашние ткацкие станки и прялки. Здесь живет трудолюбивый и рачительный народ, старшее поколение, как правило, предпочитает не покупать в магазине то, что можно сделать или вырастить своими руками.

Гончарное дело

Дожинки

Все это было раньше, но эта народная традиция белорусов оказалась настолько сильной, что ни советская власть, ни тяжелая война, ни распад СССР не смогли ее упразднить. И в 1996 году Дожинки официально были признаны общенациональным праздником. Более того, Дожинки превратились в ежегодный фестиваль-ярмарку, для которого каждый раз выбирается новый небольшой городок или поселок, поскольку это праздник тружеников села, и он никогда не проводится в областных центрах. Столь масштабно окончание уборочной поры не отмечается более нигде на постсоветском пространстве.

Дожинки

Купалье (Купалле)

Отмечается в православный праздник рождества Иоанна Крестителя, но на языческий манер. Если копнуть глубже, то уходит корнями в древнейшие традиции и обряды белорусов и других славянских народов.

День Ивана Купалы отмечается в стране, особенно вне больших городов, с большим размахом. Легенды гласят, что в ночь с шестого на седьмое июля происходят совершенно необычные вещи, которые не случаются никогда более. Разговаривают леечные звери, оживают растения, в ночь зацветает никогда не цветущий папоротник, а в реках и, особенно, в лесных озерах плавают в прозрачной воде и выходят на берег русалки. Купающихся в эту ночь они стараются утащить на дно. Про Иванов день у белорусов существует огромное количество преданий.

Купалье

По сей день сохранились национальные традиции белорусов разжигать в этот день костры, плести венки и пускать их по воде. Собирается в парках и у воды в основном молодежь, самые смелые купаются. Однако и сегодня крепко поверье, что именно в этот день на воде гибнет больше всего людей. Считается, что в эту ночь лучше совсем не ложиться спать.

Гуканье весны

Это одна из самых веселых и интересных традиций белорусов, перекликающихся с Масленицей, проводами зимы. Но в силу крепких языческих устоев он принимает особенные, уникальные национальные черты. В первую очередь, национальные проводы зимы примечательны своим символом, в роли которого выступает аист. Аистов в этот день делают из всего, из чего только можно — из бумаги, из картона, из фанеры, из теста и т.д. Обязательно вешают его фигурки, особенно съедобные, на деревья. Могут развешиваться и другие снадобья, привлекательные для пернатых. На них слетаются птицы со всей округи, которые, по древнему поверью, несут на крыльях весну. Считается, что дом, во дворе которого соберется больше всего птиц, будет в следующем году самым счастливым, а урожай на земле его хозяев — самым богатым. Все это сопровождается песнями, плясками и традиционными хороводами.

Гуканье весны

Зажинки

Если дожинки отмечаются в связи с последним скошенным снопом, то зажинки означают начало жатвы. С механизацией полевых работ они практически ушли в прошлое, а в недавнем прошлом были обязательными у тех, кто работал на земле и кормился с нее. Обычно начиналось все вечером в субботу. Поскольку прошлогодние запасы к этому времени практически заканчивались, все происходило гораздо скромнее по сравнению с дожинками. Хозяйка выпекала небольшой каравай. По семейной традиции белорусов, на стол его нес хозяин, он же ставил на него солонку с солью и закрывал рушником (вышитым полотенцем). Так испеченный хлеб лежал и на следующий день, во время которого хозяйке полагалось вымыть всю хату — стены, полы, деревянные лавки, окна. К вечеру, когда работа была завершена, она брала этот хлеб с солью и кусок сала, если он был в доме, и шла со свечкой в поле, где молилась Божьей Матери и кланялась полю. Первый сжатый сноп сохраняли в доме, добавляя зерна из него в посевной запас. К ночи все заканчивалось гуляньем и семейным застольем.

Колядки

Колядки известны многим христианским народам, как тесно связанные с Рождеством гулянья и традиции. Но в Беларуси они имеют свои, порой странные особенности. Так, в ночь перед Рождеством, в Сочельник, в деревнях принято снимать чужие калитки и закидывать их подальше, иногда даже на крышу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые предусмотрительные жители частных домов заблаговременно снимают с вечера свою калитку и заносят ее в сарай или в дом.

Колядки

Еще одна интересная рождественская традиция белорусов — хождение взрослых, а не детских, как обычно принято, компаний в сочельник по чужим домам с поздравлениями, песнями и танцами. За свои песни и пляски они не только ждут угощений, но и угощают сами, а также разбрасывают по полу пшено, желая дому счастья и благополучия.

Свадебные традиции белорусов

Время бракосочетания

Белорусы, даже весьма далекие от церкви и соблюдения постов, очень ревностно относятся к тому, чтобы не справлять свадьбы в дни православных постов. Также запрет на торжество распространяется на кануны больших праздников и поминальные недели. Очень нежелательными считаются свадьбы в мае месяцы, високосные года и после смерти близких родственников.

Свадьба

Покупка свадебных нарядов и связанные с этим традиции

Платье невесты должно быть закрытым, откровенные наряды здесь крайне редко можно встретить и в наше время. Лучшим днем для покупки платья считается среда, а для туфель — пятница. Ни в коем случае нельзя давать примерять платье и фату подругам и знакомым девушкам. Если платье белое, то исключением из этого правила могла стать только девственница. Для тех, кто выходит замуж, будучи в положении, если этот факт не является тщательно скрываемым, полагается красное платье. В потайные места нарядов прикалывают обереги, образки и маленькие иконки. Особым оберегом здесь считается рябина. Ее листья принято класть брачующимся в обувь, а ягоды — жениху в карман. Еще одним сильным оберегом считается четверговая соль. Раньше ее всегда насыпали в мешочек и прикалывали в потайное место.

Кольца

Обручальные кольца должны быть обязательно куплены в одном месте и быть совершенно гладкими без резьбы, камней и рисунков. Их нельзя передавать, переплавлять и надевать поверх перчаток, даже свадебных.

Обручальные кольца

При входе в дом будущего мужа невеста должна пригубить вино из бокала и выплеснуть его за спину, чтобы в доме никогда не было места пьянству. Также перед входом в дом она разбрасывает вокруг конфеты, которые с радостью собирает детвора.

Свадебный каравай

На белорусской свадьбе подарки не приято давать напрямую молодым. Для этого разыгрывается целое представление. Выпекается большой, обычно в несколько этажей, каравай, возле которого становится тамада (в Беларуси — дружко) с колотушкой. Громко стуча колотушкой о косяк, он вызывает по очереди каждого из гостей, громко и нарочито преувеличенно расписывая, кем работает и насколько богат этот человек. Вызванный подходит к молодым, говорит поздравление и кладет деньги на поднос (или отдает подарок). После этого для него отрезают кусок каравая и наливают стопку водки.

Свадебный каравай

Это очень веселый обряд, особенно, если в роли тамады выступает многоречивый и остроумный родственник. Чаще всего на его роль выбирается крестный. Каравай может устраиваться дважды — для гостей со стороны жениха и со стороны невесты.

Снятие фаты

Снятие фаты

До сих пор многие старшие родственники ревностно следят за тем, чтобы между женихом и невестой, когда они рядом, никто не прошел, чтобы между ними не оказалась ножка стола, была поставлена одинаковая посуда, а также за тем, чтобы за стол они заходили по направлению часовой стрелки, а выходили — в обратном.

Все свадебные, семейные и прочие культурные традиции белорусов сложно описать даже кратко. При этом в каждом регионе страны обряды и правила могут быть совершенно разными, как и язык, вплоть до того, что одни белорусы порой с трудом понимают других. Особенно это касается восточных и южных регионов.

Читайте также: