Ушинский вклад в педагогику доклад

Обновлено: 05.07.2024

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.

Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения.

Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии.

Ушинский правильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке. Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить оощие интересы выше личных.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.

Цели и средства нравственного воспитания.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы — народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией.

Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское — само по себе.

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам — подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Деятельность и активность ребенка.

Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде.

Дидактика К. Д. Ушинского.

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Критика теорий формального и материального образования и классической школы.

Ушинский правильно признал обе эти теории односторонними и считал одинаково важным как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями. Он указывал, что необходимо и то и другое, более того — одно без другого немыслимо, и поэтому противопоставление формального и материального образования бессмысленно.

К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения.Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.

В начальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов и выражений, нравственные выводы и т. п. Однако требуется при этом, чтобы своими объяснениями учитель не уводил детей в сторону от читаемой статьи или стихотворения, чтобы основной материал чтения всегда стоял в центре внимания.

Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения — сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы.

Ушинский уделяет большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность.

Большое значение Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других.

Придавая большое значение грамматике как логике языка, Ушинский предостерегает от двух крайностей: от сухого грамматизма — чрезмерного увлечения грамматикой, с одной стороны, и от пренебрежения грамматикой, недооценки ее — с другой. Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм языка, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей следует подводить постепенными упражнениями.

Учитель и его подготовка.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Воспитанниками учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими наредными учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

По проекту Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при каждой учительской семинарии. Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ, в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение года работали под руководством преподавателей в качестве начинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями — бывшими ее воспитанниками.

Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т. п.

По проекту Ушинского были открыты лучшие учительские семинарии (например, была организована соратником Ушинского Д. Д. Семеновым Закавказская учительская семинария в Гори и некоторые земские учительские школы).

Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.

Как поэтический гений Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы, так и педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60—70-х годов, последователей Ушинского, — Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других.

Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

Советская педагогическая общественность глубоко чтит Ушинского. Н. К. Крупская советовала молодым учителям побольше читать сочинения Ушинского. М. И. Калинин в 1941 году в одном из своих выступлений заявил, что ценные идеи из педагогического наследства Ушинского только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены.

Народы СССР с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Ряду учебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени, учреждена медаль имени Ушинского, которой награждаются за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели.

Константин Дмитриевич Ушинский.

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а после как писатель. Жизнь этого талантливого человека была не долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году, умер, ему было всего 47 лет. Константин Ушинский сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике ещё юношей, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения он посвятил свою жизнь.

Константин Дмитриевич родился в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение. Об этом он сам писал в своих дневниках.

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги – методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы получали право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей. Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

В последние свои годы он выступал как общественный деятель. У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками. Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в Выдубицком монастыре.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.

Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день, доступным, занимательным, разнообразным.

Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.

Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания.

Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов, последователей Ушинского, - Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других.

Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана, на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

Крупская советовала молодым учителям по больше читать сочинения Ушинского. М. И. Калинин в 1941 году в одном из своих выступлений заявил, что ценные идеи из педагогического наследства Ушинского только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены.

Ряду учебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени, учреждена медаль имени Ушинского, которой награждаются за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели.

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа во время занятий

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа во время занятий Чтобы будущие педагоги освоили теорию и методику экологического образования дошкольников, хорошо знали и применяли в работе с детьми различные.

Инклюзивное образование студентов с сенсорными и двигательными нарушениями. Рекомендации педагогам Среднее профессиональное и высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного.

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для студентов Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для студентов Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.

Открытое занятие по математике для студентов педагогического колледжа Цель: Закрепить представления детей об основном правиле счёта: считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один.

Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования Одним из центральных и наиболее значимых преобразований в российской высшей школе является переход на многоуровневую систему образования,.

Программа по наставничеству студентов-практикантов АНКЕТА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Уважаемый студент! Социально-реабилитационный центр проводит анкетирование, цель которого.

Роль книги в жизни студентов педагогического колледжа [ Аннотация] В статье рассматривается вопрос о роли книги в жизни студентов педагогического колледжа. Автор затрагивает вопрос о важности.


К. Д. Ушинский является известным педагогом, который создал основы Русской педагогики. Он жил в 1824-1873 гг. и стал автором многочисленных трудов в области науки обучения. Вклад Ушинского в педагогику проявился и в России, и за рубежом – во многих странах мира. До сегодняшнего дня отрывки его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.

Биография

Краткая биография Ушинского берет начало в Туле 1824 года. В феврале того года в семье мелкопоместных дворян родился Константин Дмитриевич. Его детские годы проходили в фамильном имении вблизи города.

Семья Ушинского

В 1840 году он стал выпускником Новгород-Северской гимназии. Сразу после этого будущий деятель в области педагогики К. Д. Ушинский поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет. Как утверждал он сам, именно в этот период времени он определился с собственной специализацией – его влекло преподавание.

По окончанию в 1844 году основного курса он продолжил деятельность в учебном заведении, готовясь получить степень магистра. В том же году он приобретает кандидатскую степень. А спустя два года Ушинский уже исполняет обязанности профессора в Демидовском лицее в Ярославле.

Конфликты

Но вскоре Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка. Это случилось в 1849 году.

Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Примечательно, что и там, и там он меняет стиль преподавания, и эффективность его возрастает. Но руководство снова недовольно нововведениями молодого преподавателя. В 1862 году он оказался уволенным из Смольного института. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах.

детский мир книга

По рассказам Ушинского, он посчитал эту поездку ссылкой. Но сумел извлечь пользу из данного события.

Учения

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.

Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.

Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.

учебная книга родное слово

Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.

Средства воспитания

В их роли, по мнению Ушинского, выступает непосредственно пример педагога, его тактичное поведение. Обязательно в учебный процесс включаются поощрительные и предупреждающие меры. Руководства учебных заведений были недовольны Константином, поскольку он отрицал традиционную дисциплину, бывшую распространенной в любой школе прежних лет. Тогда ученики слепо повиновались педагогам, а обучение включало физические наказания. Ушинский же провозглашал гуманность в качестве основы образовательного процесса.

Труды

вклад ушинского в педагогику

В выборе произведений для данного сборника автор руководствовался принципами, закрепленными впоследствии большинством российских детских поэтов. Стихи эти почти не имеют эпитетов, но они наполнены глаголами. Благодаря такой особенности подобные произведения легко применять в играх для детей.

Проявились инновационные представления об образовательном процессе Ушинского в дополнениях к основному материалу. Он постоянно смешивает подачу новых тем со стихами, рассказами, сказками и загадками. Деловые статьи написаны простым и строгим слогом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли. Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его учебнике наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом.

к д ушинский педагогика

Художественные статьи написаны с подчеркнутой эмоциональностью, и это также не случайно. Они весьма занимают юных учеников.

Статьи

Известность приобрели его статьи, содержащие основополагающие принципы педагогики, многочисленные научные труды. Идеи его, изначально активно отвергаемые деятелями в образовательной сфере, приобрели широкое распространение и повлияли на дальнейшее развитие российской педагогики коренным образом.

Память

В 1946 году в его честь переименовали Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского – ЯГПУ. На данный момент в нем имеется девять факультетов. Каждый год он выпускает примерно 3000 педагогов.

Требования

Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным. Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами.

сказки ушинского

Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память.

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

В современности

На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.

Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.

Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.

Реформирование школы

С его точки зрения, задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а вовсе не внушение им множества знаний. Сама способность к интеллектуальному труду оценивалась им выше, нежели передача сухих знаний предмета.

Воспитание Ушинский называет частью искусства. Он отмечает, что здесь соединяются теория с практикой.

Женское образование

рассказы ушинского

Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.

Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.

В статье представлены основные факты из биографии К.Д.Ушинского, раскрыты главные постулаты его педагогической теории.

Биография

Ушинский

Детство и юность

Город рождения — Тула. Отец — офицер в отставке, мелкопоместный дворянин. До 12 лет воспитывался дома. Большой вклад в его начальное образование внесла мать. Эти первые 11 лет были счастливыми. Семья была весьма обеспеченная. Жили в красивейшей местности с древней историей. Мать воспитывала сына с любовью и терпением, привила ему любовь к чтению.

Образование

В 12 лет лишился матери, но благодаря ее подготовке поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в третий класс.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В 1840 году поступил в Московский университет, учился на юриста. Окончил в 1844 году блестяще в статусе кандидата юридических наук.

Начало научной деятельности

Ушинский остался при университете готовиться к получению звания профессора в своей области.

Конфликты в научных кругах

Придерживался либеральных взглядов, что привело к конфликтам в лицее. Последовали доносы от начальства в вышестоящие инстанции. Обвинялся в излишнем свободомыслии, которое, якобы, передавал своим студентам.

В 1854 году последовала должность учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Ушинскому не нравилась система преподавания, отношение руководства к процессу, бюрократия. Через год он стал там инспектором классов. Им был найден архив предшественника, представлявший собой ценное собрание педагогической литературы. Прочтение этих книг повлияло на дальнейшие взгляды ученого.

В 1859 год — должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Ситуация там сильно улучшилась, были проведены новаторские реформы. Но снова последовал конфликт с начальством. В 1862 году это стало поводом к его отстранению от преподавания в институте.

Все эти конфликты привели Ушинского к высылке из страны.

Поездка за границу

Был отправлен за границу под предлогом поправки здоровья и для изучения школьного дела.

Посетил Италию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Францию. Все это были передовые в плане образования страны того времени. Там он побывал во всех возможных учебных заведениях, знакомился с методами преподавания, изучал новации. Все записывал и позже издал большую статью и несколько книг и пособий для родителей и учителей, которые актуальны и сегодня.

Вернулся в Россию в 1860-х.

Суть педагогических идей

Основа обучения человека

Воспитание и преподавание

Читайте также: