Критерии приемлемости жалобы в еспч доклад

Обновлено: 30.06.2024

Все чаще российские предприниматели, подвергшиеся уголовному преследованию, ищут справедливости в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Он представляет собой международный орган правосудия, юрисдикция которого распространяется на все государства, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1953 года. Россия ратифицировала указанную Конвенцию 30 марта 1998 года.

Приведем свежие примеры обращения в ЕСПЧ.

Александр Рубцов и Гайдик Балаян обратились в суд ЕСПЧ с жалобой на то, что российские судебные органы незаконно поместили предпринимателей в СИЗО, нарушив, тем самым, ст.5 Конвенции. ЕСПЧ согласился с доводами бизнесменов, указав, что предварительное расследование длилось слишком долго, а оснований помещать Рубцова и Балаяна в следственный изолятор у российских судов не было. Европейский суд присудил каждому обратившемуся по 5000 евро в качестве моральной компенсации.

Владимир Барсуков подал жалобу в ЕСПЧ на то, что в период нахождения в колонии с 2007 по 2012 год он не получал достаточного и качественного медицинского обслуживания. ЕСПЧ посчитал, что имело место бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение по отношению к бизнесмену (ст.3 Конвенции), а также нарушение его права на эффективное средство правовой защиты (ст.13 Конвенции). Барсуков добился компенсации в 15000 евро.

Как подать жалобу в ЕСПЧ против России?

Обращение в ЕСПЧ возможно в следующих случаях:

Порядок подачи и рассмотрения жалобы в ЕСПЧ в 2018 году таков:

  1. Подготовительные действия, включающие в себя попытки разрешить спорный вопрос в России.
  2. Заполнение специального формуляра жалобы. Жалоба может быть составлена на русском языке, но для ускорения процесса рекомендуется использовать французский или английский язык. Для заполнения используется официальный формуляр жалобы, утверждённый в 2016 году. Порядок заполнения жалобы регламентируется Правилом 47 Регламента ЕСПЧ и Инструкцией по заполнению формуляра жалобы, утверждённой ЕСПЧ. Также основные требования к жалобе установлены Практическим руководством по критериям приемлемости жалобы для ЕСПЧ.
  3. Подготовка документации, подтверждающей доводы потерпевшего. По экономическим преступлениям это все вступившие в силу судебные акты по делу: решения первой инстанции, апелляционные, кассационные, надзорные жалобы. Прикладывать документы, приобщенные ранее к уголовному делу (например, бухгалтерскую документацию), не нужно. Важное значение имеет ссылка на решения ЕСПЧ по аналогичным жалобам, в идеале необходимо сослаться на два и более решения.
  4. Отправка оригиналов бумаг в ЕСПЧ по почте. Если все документы оформлены верно, секретариат Суда связывается с гражданином и объявляет об открытии досье по жалобе, а также сообщает его номер.
  5. Рассмотрение жалобы ЕСПЧ. Это многоэтапный процесс, который может занять от нескольких недель до нескольких лет (предельного срока рассмотрения жалобы в ЕСПЧ не установлено). Так, на срок рассмотрения влияют уровень приоритета жалобы, сложность дела, количество вопросов, на которые судьям необходимо ответить, заявления сторонами дела ходатайств о предоставлении дополнительного времени на подготовку доказательств и многих других факторов.
  6. Принятие ЕСПЧ решений и постановлений по делу. Тексты актов публикуются на официальном сайте суда.

По истечении 3 месяцев с момента вступления в силу акта ЕСПЧ гражданин открывает счет, на который перечисляется сумма компенсации. В России такая компенсация считается доходом и облагается налогом по ставке 13 %. Уплачивать его гражданин должен самостоятельно.

Вынесенный ЕСПЧ акт является основанием для возобновления уголовного дела ввиду вновь открывшихся обстоятельств. В частности, такое возможно, если Европейский Суд выяснит, что право человека на справедливое судопроизводство было нарушено. Пересмотр приговоров и прочих судебных актов осуществляется Президиумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ в течение месяца с момента поступления такого представления.

Соответствующая информация о решении ЕСПЧ может быть сообщена самим осужденным или его представителем. Об этом прямо сказано в ч.5 ст.415 УПК РФ. Для осужденных это реальная возможность смягчить наказание или вовсе отменить приговор.

В Российской Федерации законодательно установлена и существует процедура, позволяющая государству не исполнять решения ЕСПЧ при его расхождении с нормами Конституции России; то есть, установлен приоритет Конституции России при коллизии с нормами международного права и окончательно установлена роль Конституции РФ как закона, обладающего высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Как подготовиться к суду ЕСПЧ?

Поскольку жалобы ЕСПЧ рассматривает дистанционно, очень важно корректно заполнить формуляр, то есть бланк жалобы и подготовить все документы. В противном случае секретариат попросит заявителя переделать бумаги или дослать недостающие экземпляры, что значительно затягивает сроки рассмотрения обращения. А если потерпевшее лицо будет затягивать с ответами суду, то досье по жалобе будет уничтожено, так как судьи посчитают, что субъект утратил интерес к жалобе.

Важно!

Граждане, готовящие жалобу самостоятельно, могут нечетко формулировать свои доводы, из-за чего обращение признается неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В частности, потерпевшие часто забывают о том, что ЕСПЧ рассматривает только дела, связанные с нарушением положений Конвенции 1953 года.

Отсюда следует, что жалобу в ЕСПЧ, а также все документы, прикладываемые к ней, должен готовить только опытный адвокат по уголовным делам. В этом случае жалоба гарантированно будет признана приемлемой и принята к производству: прошедшие строгий отбор обращения, как мы выяснили ранее, в 96 % случаев достигают нужного результата.

Кроме того, адвокат:

  1. Проведет подготовительную работу, а именно постарается урегулировать вопрос во всех возможных российских судебных инстанциях.
  2. Соберет все бумаги, подтверждающие доводы потерпевшей стороны.
  3. Оценит перспективы обращения в ЕСПЧ.
  4. Будет вести всю переписку с ЕСПЧ по поводу жалобы.
  5. Добьется возобновления уголовного дела ввиду новых обстоятельств (если того требует ситуация).

Возможно, если в российских органах правосудия не удалось добиться правды, следует обратиться в ЕСПЧ.

Более 90% жалоб не принимаются ЕСПЧ из-за несоответствия критериям приемлемости – обязательным требованиям, предъявляемым к обстоятельствам дела, жалобам и порядку их подачи. К этому приводят процессуальные нарушения, наличие материальных оснований неприемлемости и выход за пределы юрисдикции.

Причины нарушений условий приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Основные причины нарушений:

  1. Заявитель самостоятельно готовит жалобу без должной юридической поддержки и в силу отсутствия или ограниченности знаний не способен выполнить установленные требования в полном объеме.
  2. Низкий уровень юридического сопровождения подготовки дела к передаче в Европейский суд, что, как правило, свойственно юристам и адвокатам, не специализирующимся на работе с жалобами в ЕСПЧ или не имеющим достаточного опыта такой работы.
  3. Ошибочное понимание и трактование критериев приемлемости жалобы в ЕСПЧ и порядка их применения. Нарушения этого плана допускают все, в том числе и весьма опытные юристы. Проблема – в отсутствии четко регламентированного полного перечня условий приемлемости жалоб в ЕСПЧ и допустимости оценочного подхода, в том числе со стороны и на усмотрение Суда.

Критерии приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ (условия приемлемости) определены в Статье 35 Конвенции, и многие заявители полагают, что достаточно соблюсти только то, что указано в этой норме. Это – ошибочный подход.

Указанные в ст. 35 условия и требования, безусловно, обязательны для выполнения. Но если положиться только на них и не проверить соответствие дела другим статьям Конвенции и практике ЕСПЧ, вы с высокой долей вероятности попадете в те самые 90% отклоненных жалоб.

Наиболее глубокое рассмотрение критериев приемлемости приводится в Практическом руководстве по критериям приемлемости, подготовленном ЕСПЧ. Но этот документ носит исключительно рекомендательный характер, а для самого Европейского суда – необязателен для применения. В то же время для заявителей и юристов Руководство – самый эффективный практический инструмент для подготовки дела к рассмотрению ЕСПЧ. Его важная особенность – обратный подход, с акцентом на подробном анализе оснований неприемлемости жалобы, то есть всего, что может повлечь отказ в ее приеме Европейским судом. Это – своего рода настольная книга и чек-лист.

Критерии приемлемости жалобы

Условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ (ст. 35 Конвенции)

Обозначенные в ст. 35 Конвенции условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ – обязательные требования для всех заявителей и для любых жалоб:

  1. Жалоба не может быть анонимной. Заявитель обязан указать в формуляре достоверные сведения о себе в соответствии с обязательными для заполнения данными и поставить свою подпись. Если заявитель опасается разглашения сведений о себе, он вправе попросить суд сохранить их в тайне (предоставить анонимность), но окончательное решение – за ЕСПЧ.
  2. Жалоба не должна дублировать по существу и изложенным в ней фактам ту, которая была уже ранее рассмотрена ЕСПЧ (запрет на повторное рассмотрение дела).
  3. Жалоба не должна находиться на рассмотрении другой международной инстанции (запрет на параллельные разбирательства или урегулирования одного и того же вопроса).
  4. До подачи жалобы в ЕСПЧ должны быть исчерпаны все национальные средства юридической защиты, то есть до обращения в Европейский суд необходимо соблюсти процедуры обжалования, предусмотренные в государстве, являющемся ответчиком по жалобе. При этом ранее поданные жалобы (изложенные в них факты, основания) должны перекликаться с Конвенцией – правами и свободами, которые она защищает.
  5. Жалоба должна быть подана не позднее 6-месячного срока, исчисляемого с даты вынесения итогового решения по делу, в рамках которого идет обжалование в ЕСПЧ.
  6. Жалоба должна соответствовать положениям Конвенции и Протоколов к ней. Именно это требование заставляет делать глубокий анализ дела на соответствие не только ст. 35 Конвенции, но и всем другим ее положениям, равно как и вынесенным после принятия Конвенции Протоколам.
  7. Жалоба должна быть обоснованной и не иметь признаков злоупотребления заявителем своим правом. Недопустимо вводить суд в заблуждение, фальсифицировать доказательства, скрывать важные для правильного разрешения дела обстоятельства, подавать жалобу при наличии положительного решения национального суда или мирном урегулировании вопроса.
  8. Обратиться с жалобой вправе только заявитель, который прямо, косвенно или потенциально является жертвой нарушения прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Косвенно жертвой могут быть, в частности, родственники умершего потерпевшего, а потенциально – лица, в отношении которых принято, но еще не исполнено нарушающее права и свободы решение. Статус жертвы нужно доказать.
  9. Ответчиком по жалобе может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию или Протоколы к ней, либо международная организация, присоединившаяся к этим документам. При этом ответчик должен прямо или косвенно относится к нарушению прав и свобод, на которое ссылается заявитель в жалобе. Кроме того, это нарушение должно быть совершено на территории ответчика (в пределах его юрисдикции или в фактически контролируемой зоне), а по времени – совершено или завершилось после ратификации Конвенции (Протоколов) ответчиком.
  10. Предмет жалобы должен соответствовать определенному нарушению прав и (или) свобод, защищаемых Конвенцией и Протоколами к ней, и подпадать под пределы охраны. Европейский суд должен быть правомочен рассмотреть такую жалобу исходя из ее предмета.
  11. В результате нарушения заявителю должен быть причинен значительный ущерб – достигнут некий минимальный порог степени тяжести. Этот критерий – оценочный, а значительность ущерба нужно доказать. Но есть и исключения из правила – если ЕСПЧ сам посчитает нужным принять дело к рассмотрению независимо от размера ущерба, когда нужно вынести принципиальное судебное решение или когда в правовой системе государства-ответчика нет или недостаточно эффективных средств правовой защиты.

Проверку на эти базовые критерии жалобы в ЕСПЧ проводят по любым делам. Что касается более глубокой проверки – на абсолютно все условия обращения в ЕСПЧ и практику их применения, то она осуществляется, как правило, когда дело носит неординарный характер, выходит за пределы обычной практики Европейского Суда, когда есть сомнения в правильности трактования и использования базовых критериев применительно к обстоятельствам конкретного дела или какие-то его аспекты носят спорный характер.

Проверка соответствия жалобы установленным критериям – глубокая аналитическая работа. Она строится на проверке соответствия дела и его обстоятельств всем положениям Конвенции, а не только каким-то отдельным пунктам. Обязательно должна учитываться прецедентная практика ЕСПЧ по аналогичным и схожим делам. С практической точки зрения целесообразно по любым делам использовать Руководство по критериям приемлемости, подготовленное Службой юрисконсульта ЕСПЧ, и другие рекомендации и разъяснения Европейского суда, даже если они не имеют обязательной силы. Важный момент – недопущение универсального подхода. Каждое дело, каждая жалоба подлежат комплексному, системному и индивидуальному анализу на соблюдение всех условий обращения в ЕСПЧ. Этим должны заниматься профильные юристы, и это ключевая задача грамотной подготовки дела к передаче на рассмотрение Европейского Суда, поэтому наша рекомендация — не занимайтесь самодеятельностью и обратитесь к специалистам.

По данной ссылке вы можете скачать неофициальное пособие подготовленное специалистами Европейского суда по правам человека

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Институт преобразован в Высшую школу экономики, управления и права

Информация носит архивный характер

Критерии приемлемости жалобы при обращении в Европейский суд по правам человека

В настоящее время все больше граждан изъявляет желание обратиться в Европейский суд по правам человека () для защиты своих прав. Россия является страной, которая ратифицировала [1] Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ( конвенция), соответственно граждане нашей страны имеют полное право на подачу заявления в данный суд. Следует отметить, по состоянию на 31 декабря 2012 года в ЕСПЧ находилось 28 598 жалоб российского происхождения, что составило 22,3% от общего их числа [2].

Для того чтобы не стать одним из тех граждан, жалоба которого судом будет отклонена, необходимо знать критерии их приемлемости при обращении в ЕСПЧ. Автор настоящей работы попытается обозначить основные критерии, которые необходимо знать тем, кто желает обратиться в данную судебную инстанцию.

Европейская конвенция является единственным документом, в котором (ст. 35) определены следующие исчерпывающие критерии приемлемости индивидуальной жалобы, жалобы, подаваемой гражданином:

  • до подачи жалобы в ЕСПЧ гражданин должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, пройти все необходимые этапы защиты нарушенного права в своем государстве;
  • жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев со дня вынесения соответствующим государственным органом окончательного решения по делу, указанному в ней;
  • жалоба не должна быть анонимной;
  • жалоба не должна являться по существу аналогичной ранее рассмотренной ЕСПЧ, повторной (исключение представляет жалоба, содержащая новые относящиеся к делу факты);
  • жалоба не должна являться предметом другой, уже имеющей место процедуры международного разбирательства или урегулирования;
  • жалоба должна быть совместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, касаться только прав, гарантированных Конвенцией (например, право на труд Конвенцией не гарантируется, поэтому жалоба на увольнение по инициативе работодателя ЕСПЧ рассматриваться не может, а значит, будет признана неприемлемой);
  • жалоба должна быть обоснованной, содержать исчерпывающие сведения о нарушении права, гарантированного Конвенцией, которые в обязательном порядке требуется подтвердить документально (приложить копии заявлений, жалоб, писем государственных органов, судебных актов ), и не являться злоупотреблением правом подачи жалобы.

Также к критериям приемлемости можно отнести следующие критерии:

  • обращаться в ЕСПЧ следует только в случае нарушения того права, которое предусмотрено Европейской конвенцией (так называемые обстоятельства по существу);
  • могут быть рассмотрены только те обращения, которые касаются обстоятельств, произошедших после того, как страна вошла в юрисдикцию ЕСПЧ (критерий обстоятельства времени, ratione temporis);
  • жалоба не может содержать оскорбительных высказываний.

Автор работы попытается более подробно охарактеризовать некоторые вышеупомянутые критерии.

Неприемлемость анонимной жалобы. Европейский суд принимает жалобы от любого гражданина, неправительственной организации или группы граждан, которые считают, что их права нарушены государством — членом Совета Европы [7]. Ч. 2 ст. 35 Европейской конвенции устанавливает, что личность лица, считающего себя жертвой нарушения, обязательно должна быть установлена, анонимные жалобы считаются неприемлемыми. В формуляре (жалобе) в ЕСПЧ необходимо указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя, гражданство, дата и место рождения, постоянный адрес, номер телефона, адрес места, где заявитель проживает на данный момент.

Автору представляется необходимым также остановиться на некоторых положения Регламента Европейского суда (далее — Регламент). Он являет собой исключительно процессуальный документ, устанавливающий требования к судьям, организации деятельности ЕСПЧ при рассмотрении жалоб и вынесении решений по ним, определяющий структуру Суда.

Европейский суд уполномочен толковать Европейскую конвенцию (разъяснять ее суть), что и было им сделано в Регламенте, последняя редакция которого (от 1сентября 2012 года) размещена на официальном сайте ЕСПЧ и содержит ряд правил, соблюдение которых гражданами, подающими жалобу, является обязательным.

В Правиле 47 Регламента (Rule 47) указано, что в индивидуальной жалобе должны содержаться:

Кроме того, к жалобе прикладываются копии любых относящихся к делу документов, в частности судебных и иных решений, связанных с целью жалобы.

Согласно Правилу 47 (Rule 47) невыполнение заявителем жалобы перечисленных требований может повлечь за собой отказ в рассмотрении ее ЕСПЧ.

Как видно, , Правило 47 в полной мере раскрывает такой критерий приемлемости индивидуальной жалобы, как обоснованность (ст. 35 Европейской конвенции), не содержит нововведения; , даже несоответствие жалобы установленным требованиям не влечет за собой автоматический отказ Европейского суда в ее рассмотрении.

Также автор хотел бы обратить внимание на ряд вопросов, которые могут также интересовать тех, кто желает обратиться в ЕСПЧ. Эти вопросы касаются приемлемого объема жалобы, ее формы, а также языка, на котором она может быть подана.

, Регламент и Инструкция не ограничивают размер жалобы, она может излагаться более чем на 10 страницах (не считая приложений с перечислением документов) как в напечатанном виде, так и написанная от руки.

, в соответствии с Правилом 34 Регламента (Rule 34) жалоба может быть составлена на официальных языках ЕСПЧ (английском или французском) или на официальном языке государства, являющегося участником Европейской конвенции, например на русском.

, Европейская конвенция не устанавливает требования к форме (формуляру) жалобы и не конкретизирует ее содержание. Отсутствие формуляра согласно Конвенции не является основанием для признания ЕСПЧ жалобы неприемлемой. В то же время в Правиле 47 Регламента предусмотрена подача жалобы на бланках, предоставляемых Секретариатом Европейского суда. Однако не следует забывать о существовании Практической инструкции о возбуждении дела (Institution of proceedings), являющейся неотъемлемой частью Регламента. В пункте 3 Инструкции указывается, что жалоба может составляться как с использованием формуляра, так и излагаться произвольно в письменном виде. При этом согласно пункту 4 Инструкции от заявителя может потребоваться представить надлежащим образом заполненный формуляр жалобы, если она была подана не на формуляре или простая письменная форма, в которой заявитель обратился в Европейский суд, не содержит всей необходимой информации, предусмотренной Правилом 47 Регламента. Из приведенного выше логично заключить следующее: использование специального формуляра ЕСПЧ для подачи жалобы является желательным (как являлось желательным, например, и три года назад), но не единственно возможным.

Форму данного формуляра можно найти здесь

Таким образом, в настоящей статье автор пытался разъяснить основные критерии приемлемости жалоб в ЕСПЧ, а также дать ответы на некоторые вопросы, которые могут возникнуть в процессе подготовки жалобы в ЕСПЧ.

Змывалова Екатерина, член юридической клиники, студентка 5 курса юридического института САФУ.

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

[4]Европейский суд по правам человека: порядок обращения / Под ред. . М., 1999. С. 8.

[5]Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. № 6. С. 53, 99 — 129.

[6]Европейский суд по правам человека и Российская Федерация. Постановления и решения, 2006. Т. 1. Администрация Президента Российской Федерации. М.: Новая юстиция, 2006. С. 18.

[7]Топорнин Н. Европейский суд на пороге XXI века // Российская юстиция. 1999. № 8. С. 6; Чернышева О. Жалобы против России в Европейском суде // Российская юстиция. 2002. № 4. С. 18.

Многие заявления, которые подаются в Европейский Суд по правам человека, отклоняются еще на первом этапе. Что собой представляет стадия приемлемости жалобы и почему многие лица, обратившиеся в ЕСПЧ, именно на этой стадии получают отказ?


Одна из сторон спора недовольна судебным решением. Она начинает использовать все способы, чтобы его обжаловать в рамках национальной правовой системы, пока не исчерпывает все доступные средства. Когда предел достигнут, сторона решает обратиться в Европейский Суд по правам человека. Однако уже на первой стадии получает отказ, когда речь идет о стадии приемлемости жалобы. Подобная судьба настигает многих заявителей.

ЕСПЧ даже ведет отдельную статистику по делам четвертой инстанции. Так, в 2016 году около 10% всех жалоб были признаны неприемлемыми именно по этому основанию. Название доктрины прямо указывает на ее суть. В национальных правовых системах существует несколько уровней для пересмотра единожды разрешенного судебного спора. В среднем, их три. Таким образом, доктрина говорит о том, что суд не может встраиваться в эту систему в качестве еще одной дополнительной инстанции, то есть четвертой.

Иногда Европейский Суд высказывает и иные соображения, которые могут быть положены в основу четвертой доктрины. Это процессуальная экономия, различная ответственность национальных судей и судей Европейского Суда – было бы несправедливым, если бы ЕСПЧ мог бы всякий раз так просто отменять решение национального суда и принимать за него новое, отмечает доцент.

Существуют и другие редкие случаи. Например, когда суд вынес решение на основании закона, из содержания которого напрямую вытекает вмешательство государства. Также иногда могут не быть соблюдены права, в частности, когда сторонам спора не были предоставлены процессуальные гарантии. В совокупности с иными обстоятельствами дела подобные случаи тоже могут рассматриваться как необоснованное вмешательство в права, гарантированные Конвенцией и конкретно статьей 1 Протокола № 1.

Подробнее о применяемости статьи 1 Протокола № 1, случаях конвенционных нарушений государствами своих обязательств, а также допустимости вмешательства в вопросы собственности – в лекции Александра Зезекало.

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Форма и содержание жалобы в Европейский Суд по правам человека

Форма и содержание жалобы в Европейский Суд по правам человека

Европейский суд по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года. Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство в случае подачи предварительной жалобы либо полной жалобы на формуляре. В Европейский Суд по правам человека можно сразу обратиться с полной жалобой на формуляре, не подавая предварительную жалобу.

Если заявитель начинает разбирательство с подачи предварительной жалобы, то в течение восьми недель с даты, указанной в письме из Европейского Суда по правам человека, которым он уведомляется о ее поступлении, ему необходимо подать полную жалобу на формуляре. Вместе с указанным письмом заявитель получает пакет документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека. В данный пакет входит, в частности, бумажный формуляр жалобы. В соответствии с пунктами 1 и 2 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека полная жалоба в Европейский Суд по правам человека должна включать:

1. имя, дату рождения, гражданство, пол, профессию и адрес заявителя;

2. имя, профессию и адрес представителя заявителя, если жалоба подается им;

3. указание на Высокую договаривающуюся сторону, против которой подается жалоба, то есть на государство-ответчика;

4. краткое изложение фактов;

5. краткое заявление об имевших место нарушениях конвенционных прав с соответствующими аргументами;

6. краткое заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

7. существо требований;

8. сведения о том, являются ли требования заявителя предметом какого-либо иного международного разбирательства; и сопровождаться

9. копии соответствующих документов, в том числе решений судебных или иных органов, касающихся существа жалобы, а также решений, позволяющих сделать вывод о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции.

В соответствии с Правилом 45 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба в Европейский Суд должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство интересов в Страсбургском Суде.

Язык жалобы в Европейский Суд по правам человека

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть стран — членов Совета Европы. Таким образом, жалоба может быть подана как на официальном языке соответствующего государства-ответчика, так и на официальном языке других стран — членов Совета Европы.

Пошлина за обращение в Европейский Суд по правам человека

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается какой бы то ни было пошлиной. Другими словами, Страсбургский Суд не берет никаких денег за обращение в него и (или) рассмотрение жалоб.

Почтовый адрес Европейского Суда по правам человека

На английском языке:

European Court of Human Rights, Council of Europe

На французском языке:

Monsieur le Greffier

Cour europeenne des droits de l’homme, Conseil de l’Europe

Телефон Европейского Суда по правам человека

Если Вы звоните в Европейский Суд по правам человека из России, то на телефонном аппарате необходимо набрать следующий номер (непосредственно с момента поднятия трубки): 8 (гудок) 10 33 388 412 018.

Официальный сайт Европейского Суда по правам человека

Срок для подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека

Пункт 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает период времени, равный шести месяцам, в течение которого заявитель должен подать жалобу в Европейский суд, а также определяет дату, с которой следует отсчитывать этот срок: "суд может принимать дело к рассмотрению только. в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу". Под окончательным решением по делу заявителя Европейский суд применительно к России понимает решение кассационной инстанции, вступившее в законную силу. При этом шесть месяцев отсчитываются не со дня оглашения решения в суде, а со дня вручения заявителю копии этого решения, поскольку между датой оглашения судебного решения и днем получения этого решения заявителем может пройти значительный период времени. Нарушение правила "шести месяцев" ведет к признанию жалобы неприемлемой. Этот срок восстановлению не подлежит.

Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, обозначающего предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы.

Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Прежде чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких условий.

1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами.

2. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней.

3. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.

4. Для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций.

5. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и проч.) одного из Государств. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

6. Необходимо ясно и четко изложить факты, являющиеся предметом Вашей жалобы. Если Ваши жалобы касаются нескольких вопросов (например, ряда различных судебных разбирательств), Вы должны описать каждый из них в отдельности. Также необходимо указать, к каким положениям Конвенции Вы апеллируете, и объясните, почему Вы считаете, что изложенные Вами факты повлекли за собой нарушения этих положений и каких результатов Вы ожидаете, подавая Вашу жалобу в Европейский суд. Необходимо приложить к Вашей жалобе документы, которые, по Вашему мнению, Суд мог бы принять в качестве доказательств (протоколы слушаний, заявления свидетелей и т.д.).

7. Согласно пункту 1 статьи 35 Конвенции Суд может принимать жалобы к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все доступные средства внутренней правовой защиты, и не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения. Суд не сможет принять к рассмотрению жалобы, не соответствующие данным требованиям приемлемости. Исчерпание средств внутренней правовой защиты означает, что до обращения в Суд Вы должны попытаться получить решение по предмету Вашей жалобы в судах соответствующего государства, вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело. В противном случае Вы должны будете доказать, что такие средства защиты были бы неэффективными.

При обращении за защитой на внутригосударственном уровне Вами должны быть соблюдены государственные процессуальные правила, включая сроки исковой давности. Если, например, Ваша кассационная жалоба не была принята по причине пропуска срока на обжалование, или по причине несоблюдения правил подведомственности, или ввиду нарушения соответствующих процедур, Суд не сможет принять Ваше дело к рассмотрению.

Как узнать судьбу жалобы

Если информация о жалобе отсутствует (не может быть Вами найдена) в интернет базах Европейского Суда по правам человека и Вы не получили необходимую Вам информацию из Секретариата Европейского Суда по правам человека по почте, сведения о судьбе жалобы можно получить только по письменному запросу, направляемому бумажной почтой в Секретариат Европейского Суда по правам человека.

Надзор за исполнением решений Европейского Суда по правам человека

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

Читайте также: