Атомная лодка посейдон доклад

Обновлено: 02.07.2024



В состав морских стран исторически входят США, Канада, крупные европейские страны, страны Персидского залива и Северной Африки, Китай (с 1980-х годов), Индия, Япония, Южная Корея, Индонезия, страны Юго-Восточной Азии, Австралия, большинство стран Латинской Америки, Египет, Нигерия и Южно-Африканская республика – т.е. подавляющая часть государств с большинством населения, промышленным потенциалом и природными ресурсами. В состав сухопутных стран входят Россия, центрально-европейские, центрально-африканские и центрально-азиатские страны с кратно меньшим населением, промышленным потенциалом и природными ресурсами.


В стремлении минимизировать экономические издержки морские страны за 500-летнюю историю своего развития со времен Васко де Гамы сконцентрировали большую часть своего промышленного потенциала поблизости от побережья, разместив там же основные города и транспортную, энергетическую, связевую и военную инфраструктуру. Перенос указанного конгломерата вглубь территории страны во многих случаях невозможен из-за отсутствия этой глубины (например, островные государства — Япония, Британия, Индонезия, небольшие по размерам государства – Германия, Франция, Италия, Южная Корея) и настолько затратно, что потребует в течение века тратить большую часть национального дохода на перебазирование промышленности и городов (США, Австралия, страны Африки и Латинской Америки). Попытка осуществить подобный перенос вызовет кратное падение уровня жизни населения, социальную напряженность в обществе, а в итоге ещё и обнулит экономическое преимущество бывших морских стран перед сухопутными. Поэтому вероятность реализации подобной программы со стороны геополитических противников РФ близка к нулю.


Со своей стороны, Россия является уникальным сухопутным государством с наибольшей глубиной обороны в мире и расположением большей части промышленности и населенных пунктов вдали от морского побережья – за исключением военно-морских баз, портов и считанного количества больших городов: Санкт-Петербурга, Мурманска, Севастополя, Новороссийска и Владивостока. Подобная ситуация формировалась на протяжении столетий, на плановой основе политика увеличения глубины обороны и переноса производства в глубь страны реализовывалась в течение последних 100 лет.


Альтернативным решением является использование в качестве теплоносителя второго контура двуокиси углерода в виде сверхкритической жидкости, существующей при давлении не менее 73 атмосфер и температуре не менее 31ºС. Это решение позволит достичь степени преобразования тепловой энергии в электрическую в соотношении 2 к 1 и уменьшить массо-габаритные характеристики ЯСУ за счет сокращения размеров ядерного реактора и межконтурного теплообменника, снижения веса теплоносителя второго контура, а также замены паровой турбины и конденсатного насоса на газотурбинный двигатель замкнутого цикла мощностью 10 МВт, макет турбины которого представлен на фото

— боевая информационно-управляющая система;
— инерциальная система навигации с твердотельным гироскопом;
— гидроакустический комплекс с электронной картой рельефа дна;
— гравиметр с электронной картой неоднородностей поля тяготения Земли;
— средства гидроакустической связи, спутниковой высокочастотной радиосвязи и подводной низкочастотной радиосвязи.

— меньшее на два порядка водоизмещение, что обеспечивает пропорциональное снижение шума от турбулентности воды;
— меньшая в 30 раз эффективная поверхность рассеивания зондирующих импульсов гидролокаторов;
— меньшая в 30 раз потребная мощность для движения со скоростью от 20 до 30 узлов, что обеспечивает соответствующее снижение уровня шумов от водомета, турбины, редуктора, насосов конденсата и забортной воды второго контура;
— отсутствие шума на любой скорости движения от циркуляционного МГД-насоса первого контура;
— отсутствие шума на скорости подкрадывания от турбины и редуктора;
— отсутствие шума на донной позиции от каких-либо бортовых механизмов.



— в мирное время транспортировка подводных аппаратов с помощью АПЛ-носителей непосредственно с мест базирования до границ шельфа удаленных континентов, а также автономный проход подводных аппаратов вдоль границ шельфа Евразийского и Африканского континентов до позиционных районов развертывания, расположенных в пределах экономических зон потенциальных противников;
— в особый период транспортировка подводных аппаратов кораблями и судами непосредственно к границам территориальных вод потенциальных противников с занятием исходных позиций на дне, используя в качестве прикрытия останки затонувших кораблей и судов (которых много в районах развитого судоходства и рыболовства), внешний акустический фон от кораблей и судов, сложный рельеф дна, гидрологию с течениями и термоклином, волнение поверхности моря, реверберацию звуковых волн на малых глубинах и т.д.;
— после получения кодированного сигнала на низких радиочастотах атака целей на максимальной скорости (50-100 узлов в зависимости от глубины хода).

Масштабы зон поражения взрыва 100-мегатонного ядерного БЧ на мелководном участке прибрежной акватории составят:

— в части воздействия сейсмической волны на подземные сооружения – зона диаметром 10 км;
— в части воздействия ударной волны на надземные здания и сооружения – зона диаметром 72 км;
— в части воздействия светового излучения на горючие материалы – зона диаметром 150 км;
— в части выпадения радиоактивных осадков из продуктов деления плутония/урана и частиц грунта/донных осадков, активированных нейтронным излучением, — зона шириной до 300 км и протяженностью до 1700 км.

Немцам немного не хватило до ядерного оружия, имей они чуть больше предвидения в конце тридцатых, всё могло бы пойти иначе. Нет, их всё равно раздавили бы, конечно, но цена была бы существенно выше. Им немного не хватило…

Это важно. А отдельный образец сверхоружия не даст ничего, если он не поднимает разрушительную мощь удара по врагу на порядки, как в своё время огнестрельное оружие и атомная бомба. Такой урок даёт нам история.

Нет, его, этот образец, можно сделать. Но не в ущерб тому, что составляет основу военной мощи.


Что хорошего даст России создание группировки таких аппаратов? Какие возможности заберёт? Давайте подумаем об этом.

Но сначала техническая оговорка.


Не будем строить свои умозаключения в условиях отсутствия точной информации о ТТХ ядерного дрона. Будем в дальнейшем исходить из того, что режим его движения обеспечивает нужный уровень скрытности, то есть это в любом случае малый ход.

Теперь оценим полезность и оправданность этого сверхоружия.

Ответ один и он известен – ПРО это только тогда ПРО, когда США удалось нанести по РФ внезапный обезоруживающий ядерный удар. В другом случае ПРО не имеет смысла. А вот при пропущенном ударе – вполне имеет, ведь в обратную сторону полетит очень небольшое количество ракет.

Тогда, должны были подумать власть предержащие, американцы, должно быть, готовят такой удар по РФ – иначе, зачем им это всё?

Проблема тут в том, что хоть удар контрсиловой, против наших СЯС и ТЯО, но порывать свои боевые блоки для разрушения ШПУ им придётся у поверхности земли, а это вызовет радиоактивное заражение такой силы, что удар можно будет приравнять к контрценностному (против населения) по последствиям. И нам будет без разницы, сработают эти дроны или нет.

Мы, в общем, можем руководствоваться такой же логикой и бросить все ресурсы на решение таких же задач: обезглавливающий удар для выигрыша времени, удар по средствам связи с ПЛАРБ, по ШПУ МБР, авиабазам Стратегического авиационного командования, по военно-морским базам ПЛАРБ, по авиабазам ВВС, способным прикрыть своими самолётами районы боевого патрулирования ПЛАРБ, и, в течение следующих нескольких часов – уничтожение самих ПЛАРБ. Чтобы американцы просто НЕ УСПЕЛИ атаковать в ответ. Это, безусловно, непросто, и очень опасно, но и не невозможно.

Мы же со своими сверхторпедами действуем ровно наоборот.

Там контролировать узкости будет ещё проще.

А теперь о чём лукавят в НАТО.

Супероружия не существует и его нельзя придумать. Запомните эту фразу. Хочется надеяться, что у нас вспомнят этот урок истории и не будут распылять последние деньги на не имеющие военного значения проекты.

Хотя в свете настоящей эпидемии совершенно нерациональных решений, связанных с военно-морским строительством в последние пять-шесть лет, надежда эта кажется очень слабой.


Разработка автономной атомной стратегической торпеды “Посейдон” (Kanyon по классификации NATO) с ядерной БЧ продолжается более десяти лет. В ближайшее время система Kanyon встанет на боевое дежурство, но на ее полномасштабное развертывание потребуется еще 3-4 года. За это время западные аналитики попытаются узнать основные характеристики мега-торпеды, а также постараются найти способ противодействия этому невиданному ранее типу стратегического оружия массового поражения. В данной статье мы попытаемся понять, могут ли американцы поймать "Посейдон" и какая инфраструктура нужна им для уверенного перехвата.


  • подводные лодки проекта 09851 класса “Хабаровск”. В 2022 году на воду будет спущен первый атомный подводный крейсер данного класса, который войдет в состав Тихоокеанского флота. В 2023 году на воду будет спущен усовершенствованный носитель “Посейдона”, АПЛ класса 09853 “Ульяновск”, за которым последуют еще две подводные лодки того же самого типа. Известно, что подводные лодки класса 09851 будут способны нести до 6 “Посейдонов” каждая,
  • подводная лодка проекта 09852 (усовершенствованный 949А “Антей”) также способна нести ядерную торпеду “Посейдон” (до 6 штук). Единственная подводная лодка данного типа К-329 “Белгород” должна войти в состав Тихоокеанского флота в 2022 году. Данная подводная лодка является носителем специальных подводных аппаратов “Палтус” и “Клавесин-2Р-РМ”, точное предназначение которых до сих пор неизвестно.
  • на стадии разработки находится стационарный вариант “Посейдона”, известный под кодовым названием “Скиф”. Информации об этом подвиде Статус-6 предельно мало.



К-329 "Белгород" в разрезе, по материаам H I Sutton (кликабельно).

На высоком уровне абстракции “Посейдон” является аналогом “межконтинентальной ракеты” в качестве носителя которого используется подводная лодка. Таким образом контроль носителей “Посейдон” должен быть таким же плотным, как и контроль других средств доставки стратегического ядерного оружия.

“Белгород”, скорее всего, будет проводить активные операции на крайнем севере, выполняя задания GUGI (Главное управление глубоководных исследований Российской федерации). Будучи квази-ударной АПЛ, “Белгород”, в случае начала военной кампании, будет действовать совместно с обычными ударными АПЛ под покровом Северного-ледовитого океана, обеспечивающего маскирующий звуковой фон.

Что касается подводных лодок типов “Хабаровск” и “Ульяновск”, то две из них войдут в состав северного флота, тогда как две другие будут находиться в составе Тихоокеанского флота. Можно предположить, что эти корабли будут серьезно отличаться от других российских подводных лодок и на них будут установлены обновленные системы тихого хода и дополнительные системы подводной безопасности.

Учитывая скорость и сложность обнаружения быстроходных подводных целей, можно предположить, что запад не сможет гарантированно заблокировать все носители “Посейдона” до момента запуска мега-торпед. Таким образом, флоты США и НАТО должны иметь способ перехвата выпущенной торпеды, как в открытом океане так и вблизи береговой инфраструктуры.



"Посейдон" в мировом океане.

ТЕКУЩИЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ КОНТРМЕРЫ


  • специальные донные платформы типа Hammerhead вооруженные торпедами Mk54. Такие платформы могут быть установлены вблизи портов и критических инфраструктурных точек. Платформы могут быть интегрированы в единую подводную сеть обороны IUDS.
  • системы открытого моря, предназначенные для защиты авианосных тактических групп (CSG), в состав которых входят различные оружейные платформы (подводные лодки, вертолеты, UUV, MPA) вооруженные Mk 48 ADCAP или Mk54 VLWT. В зависимости от места боестолкновения и театра военных действий, эти системы могут быть усовершенствованы дополнительными датчиками и системами АИ.



Принцип использования пусковых платформ типа Hammerhead.

ПОДВОДНАЯ ПУСКОВАЯ ПЛАТФОРМА HAMMERHEAD

Hammerhead - это донная инкапсулированная мина, использующая торпеду в качестве основной системы уничтожения противника. Будучи установленной на морском дне Hammerhead взаимодействует с окружающим информационным пространством при помощи акустических датчиков и коммуникационного модуля (устройство получает питание от встроенной в корпус Hammerhead батареи). Торпедная мина может быть активирована как с побережья, так и со специальной подводной лодки, которая несет на себе систему управления подводными минными заграждениями. Теоретически активация Hammerhead может быть произведена по сигналу, после того как ВМФ США окажуться в состоянии войны с потенциальным противником. Минное поле, состоящее из нескольких Hammerhead, может обмениваться данными друг с другом при помощи специальных систем подводной связи.

Первые мины типа Hammerhead должны появится на вооружении США в 2023 году, вместе с беспилотными подводными аппаратами типа Orca. Orca способны размещать обширные минные поля Hammerhead не подвергая опасности настоящие подводные лодки. Однако, есть вероятность, что относительно простые Hammerhead встанут на вооружение раньше БПА, а значит устанавливать их придется с помощью ударных подводных лодок типа “Огайо” или “Колумбия”.



SSBN Columbia придет на смену ударным АПЛ класса "Огайо".

ОБНАРУЖЕНИЕ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛИ

С точки зрения систем перехвата “Посейдон” является небольшой, быстроходной подводной лодкой. Как и обычная АПЛ, он будет издавать шум, который будет весьма заметным, если “Посейдон” начнет двигаться на высокой скорости. В этом режиме его быстро обнаружат пассивные акустические системы, расположенные на дне моря. Однако, даже в этом случае обнаружение цели и ее верная идентификация будет чрезвычайно сложной задачей.

Есть вероятность того, что “Посейдон” будет снабжен системами снижения шума. Однако куда более вероятно то, что Статус-6 будет идти на большой глубине (более 1 километра), вследствие чего его будет попросту невозможно перехватить теми торпедами, что стоят на вооружении США или НАТО. Дополнительные проблемы для перехватчиков будет создавать скорость “Посейдона”, которая, по некоторым данным, может достигать 100 узлов.

Можно предположить, что "Посейдон" не имеет сложной системы экранирования атомного реактора. В этом случае мега-торпеду можно обнаружить по следу заряженных частиц, которые этот аппарат оставляет в воде или на морском дне (вариант Скиф).

Западу крайне важно получить акустическую сигнатуру “Посейдона”, как можно раньше. Теоретически эту информацию запад может добыть, наблюдая за стрельбами носителей мега-торпеды. Гораздо сложнее это будет сделать, если носители будут выполнять стрельбы в глубине российской акватории. В таком случае западу придется моделировать звуковую сигнатуру посейдона при помощи систем машинного обучения и нейронных сетей, основываясь на фотографиях и обрывках информации, полученной во время наблюдения за АПЛ класса “Хабаровск”.

Идентификацию “Посейдонов” в открытом океане могут обеспечить подводные сенсоры DEW (Distant Early Warning), которые будут соединены с платформами типа Hammerhead.


  • Пассивный гидролокатор обеспечивает первоначальное обнаружение и пеленгацию цели,
  • Сопровождение цели будут осуществлять пассивные датчики и UUV, которые дополнительно проверят тип цели (Kanyon может нести, как простую БЧ, так и кобальтовую),
  • UUV могут использовать активные сонары для более точной идентификации цели, поскольку “Посейдон” не несет оружия, способного уничтожать другие подводные лодки. Конечно же, ситуация изменится, если “Статус-6” будут сопровождать БПА перехватчики на атомном ходу.



Интегрированная подводная система обороны IUDS, состоит из датчиков и многочисленных платформ, способных запускать торпеды.
Корабли, вертолеты и спутники заняты обнаружением цели и координацией ее перехвата.

АТАКА И ПОРАЖЕНИЕ ЦЕЛИ У БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ

После первичного обнаружения “Посейдона” в дело вступает сетецентрическая боевая система Swarm AI, которая формирует план перехвата, ориентируясь на скорость хода, направление и глубину движения мега-торпеды.

После того, как Swarm AI начнет перехват при помощи различных средств глубоководного противодействия, AI “Посейдона” попытается уклониться от перехватчиков. Запущенная Swarm AI петля OODA (Observe, Orient, Decide, Act) будет продолжаться до тех пор, пока Swarm AI не перехватит “Посейдон” или до тех пор, пока мега-торпеда не выйдет из зоны действия Swarm AI.

Известно, что “Посейдон” идущий на скорости 70 узлов (или выше), может обогнать не только MK54 (40 узлов), но и MK 48 ADCAP (которая выжимает 60 узлов). Таким образом, обстрел “Посейдона” в догонку практически гарантирует провал перехвата цели. Swarm AI должен научиться атаковать “Посейдон” в лоб, используя как можно больше количество торпед, гарантирующих уничтожение быстрой и вероятно маломаневренной (по сравнениею с обычной торпедой) цели. Впрочем, маневренность “Посейдона” до сих пор остается под вопросом, несмотря на то, что на фотографиях мега-торпеды не видно маневровых двигателей, а значит управление дроном происходит при помощи обычных рулей глубины.



Принцип перехвата "Посейдона" с использованием торпедного роя.
Уклонясь от торпед Kanyon постепенно теряет скорость и становится жертвой удачливого перехватчика.

Западные аналитики предполагают, что Российский AI будет не только выставлять помехи торпедам противника, но также активно менять курс и глубину движения мега-торпеды, пользуясь тем, что запас хода “Посейдона” практически бесконечен. Практически наверняка российский специалисты знают характеристики американских торпед и понимают, чего от них можно ждать. Таким образом, Swarm AI должен постоянно обстреливать “Посейдон” торпедами, что заставит его сбросить скорость и попасть под лобовой удар очередной торпеды от которой он не сможет уклониться. Явным недостатком “Посейдона” является то, что он легко идентифицируется активным сонаром и даже не пытается скрыть своего присутствия в области активных боевых действий.

Поскольку “Посейдон” развивает огромную скорость, можно предположить, что чувствительно сонара подводного аппарата будет не велика. Есть вероятность, что он вообще не сможет обнаружить приближающиеся торпеды. Это в свою очередь значит, что активный сонар торпеды-перехватчики могут включать, когда подберутся к “Посейдону” вплотную, что серьезно увеличит шансы на успешный перехват.



Подводный беспилотный перехватчик Boeing Orca, потенциально способен догнать "Посейдон", но у него пока что нет оружия для поражения мега-цели.

ПЕРЕХВАТ ПОСЕЙДОНА В ОКЕАНЕ

Помимо атаки портов и береговых сооружений, термоядерный вариант “Посейдона” может быть использован для уничтожения авианосных групп вероятного противника или ударных подводных лодок. В случае обнаружения “Статус-6” в открытом море стационарные системы обороны становятся практически бесполезны.

Для перехвата приближающейся мега-торпеды тактические группы будут вынуждены инициировать массивную торпедную атаку с помощью дронов, АПЛ, вертолетов и противолодочных кораблей. Вероятность перехвата в подобных условиях становится намного ниже, если к одной тактической группе приближается сразу несколько “Посейдонов” или атака мега-торпед сопровождается воздушным или массированным ракетным ударом сразу с нескольких направлений.



Перехват "Посейдона" в открытом океане и область поражения поверхности в случае ядерного взрыва мега-торпеды.

Завершая обзор потенциальных средств перехвата можно прийти к выводу, что в настоящее время западные флоты не имеют средств гарантированного уничтожения русской мега-торпеды. Массовая установка защитных платформ типа Hammerhead начнется не раньше 2023 года и займет несколько лет, поскольку от “Посейдонов” придется охранять не только западное, но и восточное побережье Северной Америки. Перехват “Посейдона” в открытом океане возможен лишь в случае массового использования обычных торпед и даже тогда роевая тактика не гарантирует надежного поражения цели. Сколько-нибудь эффективный перехват Kanyon в открытом море ВМС США сможет осуществить лишь в том случае, если на вооружении американцев появятся быстроходные дроны Orca (середина 20-ых годов) или торпеды нового поколения, обладающие скоростью хода выше 70 узлов.

Ядерное оружие может стереть с лица земли целый город или континент.

С другой стороны зазвучали голоса критиков о том, что беспилотник не сможет пройти минные поля у берегов противника, что он слишком дорог. Но самое забавное — он не нужен, поскольку раз уж его запускают во время ядерной войны, то нам будет все равно, что там с противником, поскольку мы уже погибнем.

В последнем случае здорово хромает логика. Вряд ли кто-то начнет воевать, зная, что будет гарантированно уничтожен, даже уничтожив противника первым.

Он идет на больших глубинах, с достаточно большой скоростью. По сравнению, например, с баллистическими ракетами это оружие — не ответно-встречного удара. Расстояние в 10 тысяч километров он пройдет почти за двое суток. Именно поэтому это оружие ответного удара, оружие возмездия.

Корабль после атомной бомбардировки.

Ставить на него килотонные боеприпасы — это смешно, это нерентабельно. Значит, нужно ставить мегатонный боеприпас. Говорили о двух мегатоннах, но у нас технологии позволяют поставить и заряд в 200 мегатонн при желании. И если речь идет о зарядах такой мощности, то понятно, что воздействие на береговую линию будет тотальным. Все, что попадет в радиус действия, будет уничтожено: береговая оборона, гражданская инфраструктура, плюс заражение, плюс искусственное цунами. Мало того что прибрежная зона окажется полностью разрушена — она еще очень долго будет непригодна для какой-либо жизнедеятельности.

— Президент России называл в качестве целей беспилотника и авианосные ударные группировки…

— Идеология беспилотника предполагает многоразовость использования. Здесь, очевидно, такого нет?

— Понятное дело, что это одноразовое средство вооруженной борьбы. Вы его запустили — и он пошел по заданию. Выполнил задание — и все. В этом смысле он сродни торпеде или ракете.

— Были предположения, что он сам может являться носителем торпед…

— В качестве носителей предполагается использовать подводные лодки?

— Связь с ним теряется?

— Он идет автономно. Ему известен рельеф дна, на каких глубинах какой участок проходить, есть инерциальная система навигации. Я видел в СМИ предположения, что он будет дистанционно управляться. Но это нонсенс.

— Минобороны оценивает количество аппаратов в 32 штуки. Хватит?

— Если это действительно так, то, значит, они посчитали, что хватит, чтобы превратить восточное или западное побережье нашего вероятного противника в абсолютно непригодную для жизни территорию.

Читайте также: