Критерии эффективности профориентации доклад

Обновлено: 02.07.2024

Проблема критериев оценки эффективности профориентационной работы разрабатывается давно (Вершинин, 1990; Климов, 1983; Пряжникова, Пряжников, 2005, С.303-306 и др.). К сожалению, существующие критерии во многом несовершенны, и пока это самый болезненный (нерешенный) вопрос не только профориентации, но и все практической психологии.

Нерешенность проблемы критериев приводит к взаимному непониманию между: профконсультантами и клиентами (школьниками и их родителями), профконсультантами и руководством различных образовательных учреждений, профконсультантами и руководителями предприятий, профоконсультантами и местной властью (отвечающей за кадровую политику), а также – между самими профконсультантами, придерживающимися разных взглядов на сущность профориентационной помощи…

Сами критерии должны давать ответ на вопрос, насколько успешно решаются поставленные задачи и достигаются сами цели профориентации? Соответственно, критерии являются производными от четко сформулированных целей и задач.

При этом, именно цели выступают важнейшим условием создания системы профориентационной работы на уровне страны в целом, регионов, отраслей и конкретных психолого-педагогических учреждений (школ, психологических центров, профессиональных учебных заведений), где могут работать профконсультанты (см. Пряжников, 2010, С.6-18).

Для сегодняшнего дня характерна некоторая фрагментарность всей кадровой политики в стране, и как следствие, - фрагментарность профориентационной работы со школьниками.

Мы считаем, что при разработке новых (и совершенствовании имеющихся) критериев оценки эффективности профориентационной работы со школьниками необходимо ориентироваться на перспективу создания действительно системной и комплексной кадровой политики страны. Сами критерии эффективности также должны быть системными и комплексными. При этом можно кратко обозначить основные ориентиры и требования к системе таких критериев:

1.Соотнесенность с главными задачами кадровой политики государства. Даже, если на сегодняшний день они четко и не сформулированы, то специалисты по профориентации в своих проектах (концепциях) могут предложить свое видение этих целей.

2.Опира на принцип преемственности профориентационной работы, трудового воспитания и обучения. В частности, необходимо разрабатывать критерии, специфичные для разных уровней такой работы:

1) по дошкольному трудовому воспитанию;

2) по школьной профориентации (при этом различать критерии для начальной и средней школы, для старшеклассников и выпускников школы);

3) по собственно профессиональной подготовке, где также различать разные уровни профессионального образования: колледжи и вузы, разные уровни вузовской подготовки (бакалавриат и магистратуру), а также – отдельные критерии по содействию трудоустройству выпускников;

4) профориентационная помощь для работающих специалистов (в рамках кадровой политики организаций – через управление персоналом);

5) для незанятого населения и безработных (через систему служб занятости);

6) для управления миграционными процессами (включая и внешнюю, и внутреннюю миграцию);

6) для пенсионеров, способных трудиться

Выделение разных уровней профориентационной работы должно строиться на основе идеи управления человеческим ресурсом, что позволит лучше осознать специфику школьной профориентации. Например, нерешенность некоторых задач предшествующих уровней заставляет расширять задачи вышестоящего уровня, и наоборот. Учитывая то, что реально профориентационной работой на многих уровнях не занимаются, можно предположить, что именно школьная профориентация на начальных этапах создания общей системы должна взять на себя больше задач, но по мере развития этой системы, часть задач передавать на другие уровни. При этом специфично школьные задачи должны уточниться и углубляться (становится более сложными).

3.Реализовать принцип системности, предполагающий участие всех социальных институтов в профориентационной работе со школьниками: школ, семьи, профессиональных учебных заведений, организаций и предприятий, медицинских учреждений, средств массовой информации (СМИ), психологических центров (государственных и негосударственных), служб занятости, правоохранительных учреждений, общественных организаций и др.. Это предполагает уточнение для каждого социального института специфических задач и разработку соответствующих критериев их эффективности, ориентированных на общую цель.

4.Принцип комплексности, предполагающий работу по основным направлениям: профинформирование, профдиагностику, морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся школьникам, помощь в конкретных профессиональных выборах и помощь в планировании перспектив дальнейшей жизни. Соответственно, по каждому направлению также должны быть выделены критерии эффективности. Поскольку именно этот принцип ближе к решению конкретных практических задач профориентации, выделим примерные параметры оценивания эффективности работы по каждому из направлений:

1) Профинформационная работа:

- полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);

- точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);

- знание ситуации на рынке труда;




- готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);

- знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;

- знание особенностей поступления в вузы и колледжи;

- представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;

- знание путей подготовки к профессии;

- знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;

- знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.

- представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;

- представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)

- представление о своих возможностях и недостатках (личностных характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);

- представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;

- представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.

3) Морально-эмоциональная поддержка:

- оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);

- готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);

- нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);

- владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);

- умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;

- знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.

4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:

- владение приемами обоснованного выбора;

- учет основных факторов выбора;

- соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;

- умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;

- готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;

- этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).

5) Помощь в планировании перспектив своего развития:

- логическая преемственность действий по достижению целей;

- умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);

- умение выделять альтернативные варианты планов;

- умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);

- умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);

- умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.

5.Принцип взаимодействия психологов и педагогов с клиентами и заказчиками, предполагающий их активизацию и направленный на формировании у клиентов готовности к самоопределению. Здесь также можно разработать специальные критерии и показатели такой активности (и клиентов, и профконсультантов), а также – уровни готовности к взаимодействию.

7.Принцип индивидуального подхода и совместного творчества с клиентами, предполагающий возможность выделения с клиентами новых критериев, учитывающих индивидуальные особенности клиентов – в разумных пределах.

9.Принцип взаимодополнения разных систем оценки эффективности работы, например:

1) разумное сочетание количественных критериев, отражающих изменения (улучшения) в психических характеристиках клиента, его поведении и достижениях, которые можно измерить математически и качественных критериев, отражающих изменения в сознании клиента и его готовности самостоятельно решать профориентационные задачи, которые не поддаются математическому измерению, но которые можно описать словесно;

2) сочетание оперативных критериев, позволяющих производить оценку непосредственно в ходе работы и долгосрочных критериев, ориентированных на перспективу и предполагающих успех в обозримом будущем;

3) разумное сочетание платных и бесплатных форм профориентационной помощи. При этом необходимость платных форм помощи связана с недостаточным уровнем развития профориентации как важного элемента государственной кадровой политики, и соответственно, по мере развития этой политики (осознания властью необходимости вкладывать средства в развитие и распределении трудового ресурса страны), значимость платных форм будет сокращаться. Но пока это неизбежно.

Кроме того, можно выделить критерии официальные, требуемые для составления отчетов и профориентационной работе, и критерии реальные - для самого профконсультанта, которые он мог бы использовать для самооценки своего труда и самосовершенствования. Понятно, что профконсультант вправе самостоятельно выделять ориентиры своего профессионального самосовершенствования, соотносимые с общими целями профориентации и иметь право не сообщать об этом другим людям (руководству, коллегам, клиентам) до тех пор, пока сам не посчитает нужным это сделать.

3.5.Перспективные идеи развития системы «школа-колледж-вуз-

3.Почти полное устранение власти от укрепления такого взаимодействия. Хотя у власти есть возможности создавать налоговые и другие льготы для поощрения тех организаций, которые тесно сотрудничают со школами, колледжами и вузами.

4.Слабое общественное мнение (включая и психолого-педагогическую общественность?), не способное культивировать идею такого сотрудничества и поощрять потенциальных участников взаимодействия, а также власть к совершенствованию всей системы профориентации.

7.Слабое финансирование (и стимулирование) этой работы, когда работникам школ, вузов и организаций приходится тратить на это свои сил и время, но кроме скупой устной благодарности (или однообразных грамоток) они ничего и не получают. Хотя в любой организации всегда можно найти людей, с радостью работающих с детьми и подростками даже в рабочее время.

1.Со стороны власти важно создать организационные условия для такого взаимодействия, поощряющие все потенциальных участников к поиску общих интересов. А общий интерес должен определяться общей целью – формирование достойных граждан своей страны (см. раздел 1.1). Помимо материальных условий и стимулов (льготного налогооблажения и т.п.), важно создать систему моральных стимулов, направленных на поднятие престижа и укрепления репутации участников взаимодействия. Например, к числу моральных стимулов можно отнести широкое оповещение об этом в СМИ, особые звания, статус, а может и некоторые дополнительные права (например, право на прием талантливых абитуриентов по своим правилам и т.п.).

2.Признание того факта, что ранняя одаренность у некоторых школьников может проявляться и в отношении изучения таких дисциплин, которые должны осваиваться только в вузе. В этой связи создать условия для возможности самостоятельного изучения некоторых дисциплин, не предусмотренной школьной программой и сдачей школьниками соответствующих экзаменов. Мы вполне допускаем, что некоторые увлеченные старшеклассники смогут успешно конкурировать в этом даже с студентами. И если экзамены будут успешно сданы (а также написаны и успешно опубликованы статьи по интересующему школьника вопросу), то для него это будет прекрасным стимулом и для поступления в соответствующий вуз. Понятно, что такая подготовка к экзаменам предполагает реальное сотрудничество школы и вуза. Но мы об этом пока рассуждаем скорее плане фантазии (проектирования возможного будущего), хотя некоторые реальные примеры воплощения этой идеи можно найти и в наше время и в истории, когда талантливые подростки экстерном заканчивали университеты…, а некоторые юноши командовали полками…, а некоторые школьники делали математические открытия или писали…

Для повышения общей мотивации (и школьников, и учащихся колледжей, и студентов, и преподавателей) можно было бы работать над конкретными проектами. Желательно, чтобы это был не один грандиозный проект, а множество маленьких проектов, где участники не смогли бы отделаться формальным присутствием. Опыт показывает, что именно участвуя в совместной деятельности и сталкиваясь с реальными сложностями, человек начинает понимать, что для решения проблем нужны и знания, и умение сотрудничать друг с другом. А для преподавателей – это прекрасный способ продемонстрировать важность знания при решении проблем, а также – хорошая экспериментальная площадка для совершенствования своего умения доносить свои знания доходчиво и до студентов, и до школьников.

Другие примеры из армейской службы. Мы не раз наблюдали, как обычные рядовые солдаты серьезно консультировали своих офицеров, закончивших высшее военно-техническое училище по вопросам сложного ремонта военной техники. А все потому, что солдаты – из деревень, где они с раннего детства знают эту технику наизусть (заметим, без специального образования!). Можно привести многочисленные примеры из современной жизни, когда школьники-двоечники демонстрируют готовность работать с современной компьютерной техникой и нередко их даже приглашают (легально или не легально) сотрудничать с компьютерными фирмами…

Мы считаем, что школьникам обязательно следует давать возможность проявлять свои возможности не только в учебном или досуговом, но и в настоящем труде, получая за это соответствующее вознаграждение. Понятно, что необходимо ограничить такое привлечение школьников к труду, ведь важнее для них должна быть именно учеба. Речь идет лишь о нахождении разумного соотношения работы (на добровольной основе) и учебы (на обязательной основе)…

Здесь также наиболее эффективной формой сотрудничества могли бы стать совместные проекты по решению практических (производственных) проблем (при взаимодействии школы, колледжа и предприятий).

Нам представляется, что в ближайшей перспективе такое расширение профессионального кругозора станет даже востребованным на современных производствах. Объяснение здесь следующее. Современный человек в технологическом плане становится все более совершенным. Современные информационные технологии сделали для него доступным многие сферы деятельности, т.е. современный человек стал более образованным и информированным, чем человек, живший всего лишь несколько десятилетий назад (мы здесь не станем обсуждать проблему ценностно-смысловой деградации современного человека).

В этих условиях можно предложить более достойные варианты сохранения (и самосохранения) психического здоровь и самоуважения работников в условиях все усиливающейся примитивизации их труда (по отношению к возрастающему уровню образования и осведомленности сотрудников): 1) расширение досуговой деятельности, предполагающей такую же профориентацию по выбору наиболее подходящих увлечений; 2) пересмотр, оптимизация графиков работы во многих организациях, когда высвободившееся время можно было бы тратить либо на развивающий досуг, либо на выполнение работ по другим профессиям (если работник их освоил), либо выполнение некоторых работ вообще на дому (современный Интернет делает это все более доступным и даже желательным, т.к. организация меньше тратит средств на аренду и оснащение помещений, на оплату транспортных услуг по доставке работников и т.п.).

В статье рассмотрены критерии эффективности, проводимой вшколе профориентационной работы с школьниками.

ВложениеРазмер
kriterii_i_pokazateli_effektivnosti_proforientatsionnoy_raboty_v_shkole.docx 15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения . Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии . Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда , т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника . От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана .О боснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по.

Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе

Применение средств краеведения в профориентационной работе.


Профориентационная работа в сельской школе

Эта статья о профориентационной работе в школе.


Профориентационная работа в школе

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклас.


Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов.


Практическая работа №15. Расчет показателей эффективности производства

Практическая работа №15. Расчет показателей эффективности производстваДля студентов очной формы обучения специальности13.02.02. ТТО по МДК 04.01. Организация и управление работой трудо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О проблеме эфективности профориентационной работы у подростков.

Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков

Автор педагог-психолог А.И. Синдеева

Проблема эффективности профориентационной работы имеет особое значение, как в теоретическом, так и практическом плане.

Несмотря на то, что профориентацией занимаются различные специалисты и написано достаточно большое количество научных трудов, об эффективности самой профориентации зачастую умалчивается. Связано это и с тем, что прогнозировать результат вещь достаточно неблагодарная, а во вторых, авторы зачастую используют сиюминутные критерии эффективности, в конце концов, каждый сам вершит свою судьбу. В результате мы сталкиваемся с тем, что любой человек, вооружившись методикой какого-нибудь автора, может стать профконсультантом, и вести работу с подрастающим поколением. Определить эффективность той или иной методики, если это не стандартизированный тест, довольно сложно. В одних условиях она работает, в других нет. В результате оценка эффективности просто не проводится, т.к. критериев эффективности профориентационной работы нет. А реалии современной профориентации таковы, что ее проводят не только профконсультанты, но и психологи, учителя. Какие ориентиры дать для тех, кто является непрофильным специалистом. Ведь от эффективности их работы зависит дальнейшее будущее учащегося.

Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы – это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то обсуждаемая проблема приобретает особую сложность, ведь получается, что мы можем лишь предполагать, насколько в будущем оправдаются профориентационные рекомендации, но не можем утверждать однозначно, что данная помощь подростку оказалась оптимальной.

Подходя к теме критериев эффективности, которые позволили бы максимально точно определить эффективность проведенной профориентационной работы. Коротко определим предпосылки, из которых мы исходили, формулируя данные критерии, это:

Простота применения критериев.

Структурированность и целостность инструментария.

Критерии можно применить здесь и сейчас.

Критерии эффективности относятся к профконсультации, как к процессу и не оценивают каждый метод по отдельности.

После проведения значительной практической работы выведены следующие критерии эффективности профориентационной работы. Данные критерии тесно взаимосвязаны с целями профессионального самоопределения учащегося.

Конкретность полученных результатов. Исходя из того, что четкое осознание конкретной профессиональной цели, должно определятся не только названием профессии, но и определением всех атрибутов жизни. Мы говорим о том, что исходом профориентирующих мероприятий должен быть конкретный выбор.

Измеримость результатов. Исходя из принципа, что люди выбирают не профессии, а образ жизни. Мы приходим к выводу, что измеримость достижения профессионального и жизненного успеха не может ограничиваться сугубо трудовыми успехами (карьера, деньги, трудовые достижения). Успех может описываться в зависимости от собственного осознания смысла трудовой деятельности учащегося. Безусловно, поиск смысла для каждого человека сугубо индивидуален и может иметь несколько показателей.

Определенные временные рамки достижения результата. Исходя из принципа, что профориентатор работая с прошлым и настоящим учащегося, должен ориентироваться на будущее. Мы должны четко обрисовывать временную картину достижения цели с основными промежуточными целями и критическими точками.

Достижимость результата и реальность поставленной цели. Ставя для себя профессиональную цель, оптант должен четко осознавать, насколько она достижима и реальна в своем исполнении.

Работа профориентатора должна учитывать все критерии эффективности его работы. Построение системы профориентации согласно выставленным приоритетам и данным критериям эффективности позволит, как показало их практическое применение, выстроить последовательную и глубокую схему работы, затрагивающую все аспекты профессионального выбора подростка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель математики Соснина Л.А.

МБОУ Суховской СОШ

Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения и контактировать с людьми. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получать новые впечатления.

В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.

Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.

В 10-12 лет дети часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос, руководствуются тремя позициями выбора профессии:

- Хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом

- Могу уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности

- Надо спрос на профессию, потребность в ней общества.

Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже немаловажны: престижность профессии, система оплаты труда, место жительства.

В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только на этом факторе не стоит. И это стало уже привычным, что высшее образование повышает престиж. Но не следует забывать, что определенное количество подростков вообще не склонно заниматься умственной деятельностью. Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.

Значительно число юношей и девушек мотивируют свой выбор наличием устойчивого интереса к данной профессии, необходимых для этого дела способностей, склонностей, знаний, а также знакомством с деятельностью, близкой к своей будущей профессии.

Категоричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие варианты – это уход от мучительных колебаний. Впоследствии это, скоре всего, приведет к разочарованию.

Диагностика профессиональных интересов учащихся.

Остановимся на некоторых диагностиках. Что собой представляют эти методики.

Опросник профессиональных склонностей Йовайши. Методика выявляет склонность человека к различным сферам проф.деятельности.

Интересы и склонности в выборе профессии.

Ориентационная анкета. Определение направленности личности. Направленность на дело, на себя, на общение.

Опросник профессиональных предпочтений Голланда. Эта методика выявляет профессиональные предпочтения и определяет соответствие выбираемой профессии профессиональному типу человека.

Определение свойств темперамента (В.М. Русалов). С помощью данной методики можно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность.

Система работы по профориентации учащихся

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные планы работы по профориентации .
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе , как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

Классный руководитель: опираясь на концепцию план воспитательной работы школы:

составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

Библиотекарь:

регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Школьный психолог:

изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

В дальнейшем работа по выявлению профессиональных интересов учащихся будет продолжаться.

На главную Профориентация старшеклассников Просвещение педагогов по вопросам профориентации Система профориентационной работы в школе - Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

Читайте также: