Коррупция в таможенных органах доклад

Обновлено: 02.07.2024


Проблема коррупции и поиск оптимальных методов противодействия этому опасному явлению давно и прочно входит в число наиболее актуальных проблем обеспечиения безопасности общества и государства. На сегодняшний день сложно представить какие-либо сферы жизни человека, где коррупция не проявила себя, так или иначе. Этим пагубным явлением охвачены самые различные сферы жизни и эдаюшелоны власти, разлагая государственность и подрывая доверие граждан к представителям органов государственной власти. Затруднительность борьбы с коррупцией усугубляется заинтересованностью обеих сторон-участников коррупционных правонарушений в совершении коррупционного правонарушения. Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

Правовую основу противодействия коррупции в РФ составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ, а также нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативно–правовые акты федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъекта РФ и муниципальные правовые акты.

Одним из субъектов борьбы с коррупцией выступает Федеральная таможенная служба РФ, на которую законодателем возложено обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства. Однако по оценкам исследователей, таможенная служба РФ – одно из самых коррумпированных ведомств в стране [1]. Конечно коррупция в рамках внешнеэкономической деятельности характеризуется высокой общественной опасностью. Поэтому задача совершенствования комплекса мер по противодействию коррупции в таможенной сфере приобретает повышенную актуальность.

Приоритетным направлением противодействия коррупции в ФТС России является выявление из числа сотрудников таможенных органов лиц, вставших на путь совершения преступлений, а также установление недобросовестных участников внешнеэкономичской деятельности, пытающихся склонять таможенников к совершению коррупционных правонарушений, в том числе путем подкупа.

Наиболее распространёнными видами преступлений, выявленных в 2014 году, являются: дача взятки должностным лицам таможенных органов (ст. 291 УК) – 55 уголовных дел; злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) – 38 уголовных дел; получение взятки должностным лицом таможенных органов (ст. 290 УК) – 29 уголовных дел.

По результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных ранее, осуждены 104 должностных лиц и 32 взяткодателей [2].

Наиболее распространенными видами преступлений, выявленным в указанный период, являются: получение взятки (ст. 290 УК РФ) – 17 уголовных дел; дача взятки (ст. 291 УК) – 14 уголовных дел; мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3,4 ст. 159, ч.ч. 3,4 ст. 160, ч.ч. 3,4 ст. 159.2 УК) – 8 уголовных дел.

По результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных по ранее направленным материалам, получены сведения об осуждении 24 человек, из которых 12 должностных лиц таможенных органов и 12 взяткодателей [2].

Таким образом, несмотря на предпринимаемые уголовно-правовые меры противодействия коррупции в таможенных органах минимизировать уровень коррупционных проявлений в таможенной сфере не представляется возможным.

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

- получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и т.д.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что только уголовно-правовым и административно-правовым инструментарием проблему не решить. Президент России неоднократно отмечал, что реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться и государством и обществом как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, направленные на разрушение коррупционной системы и факторов, ее обуславливающих.

Важной составляющей процесса противодействия коррупции является формирование в таможенных органах нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной задачи связана, в первую очередь, с повышением уровня правовой культуры, что можно достичь совершенствованием правового воспитания. [5].

1. Антикоррупционная политика / Под ред. Г.А.Сатарова. М.: Фонд ИНДЕМ, РА "СПАС", 2004

3. Собрание законодательства РФ. 1997.№ 30. Ст. 3586

5. Воронцов С.А. О факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия коррупции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №6 (49).

Читайте также: