Коррупция в казахстане и борьба с ней доклад

Обновлено: 21.05.2024

Проблема коррупции превратилась в проблему международного масштаба, поскольку она присуща всем странам, независимо от их политического устройства и уровня экономического развития, имеет место и в демократических государствах с рыночной экономикой. Коррупция оказывает большое влияние на все сферы общества: экономику, политику, социальную сферу, а негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному развитию общества, но и представляют реальную угрозу интересам национальной безопасности нашего государства. О необходимости борьбы с коррупцией говорят и политики, и высшие государственные чиновники, также борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов и для государственных органов. Вместе с тем, помимо стратегических направлений, государственными органами на постоянной основе проводятся комплекс мер по предупреждению и недопущению проявлений коррупции, так как коррупция, как социальное явление оказывает негативное влияние на имидж органов государственной службы, подрывает доверие граждан.

Коррупция всегда высока, когда страна находится в стадии модернизации. Казахстан переживает сейчас не просто модернизацию, а коренное изменение общественных, государственных и экономических устоев. Происходящие в настоящее время в казахстанском обществе процессы, характерные для становления молодого независимого государства, актуализируют необходимость усиления противодействия коррупционной преступности. Мировая практика показывает, что коррупция является неизбежным атрибутом стран переходного периода. В Казахстане это, прежде всего, связано с рядом объективных причин, таких как экономические, институциональные и социально-культурные причины.

Можно ли противостоять коррупции? В современном мире работа по усилению борьбы с коррупцией ведется непрерывно и постоянно совершенствуется. В мире нет уникального набора механизмов борьбы с коррупцией, который оптимален для всех стран. Специфика наборов методов по борьбе с коррупцией, принимаемых каждой страной, уникальна и зависит не только от политической и экономической стабильности, но и от обычаев и традиций, религиозных особенностей и уровня правовой культуры, а также от площади занимаемой территории, плотности, численности населения.

В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане была все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства.

В связи с этим, есть Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

Целью Стратегии является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы "нулевой" терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.

Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:

  • противодействие коррупции в сфере государственной службы;
  • внедрение института общественного контроля;
  • противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;
  • предупреждение коррупции в правоохранительных и судебных органах;
  • формирование уровня антикоррупционной культуры;
  • развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.

В рамках данных направлений будут разработаны и приняты новые законы "Об общественном контроле", "О доступе к публичной информации”, которые позволят пересмотреть понятие "коррупция” и провести четкое разграничение между коррупционными правонарушениями, создать и внедрить систему гражданского контроля в жизнедеятельности государства, обеспечить свободный доступ граждан к публичной информации.

В случаях нарушения Ваших прав, а также для получения бесплатных консультаций можно обратиться в Департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана.

За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована определенная законодательная база для борьбы с коррупцией. Так, нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией усовершенствована 17 законами, которые приблизили национальное законодательство к существующим международным стандартам.

Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности.

В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.

В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие:

усиление ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений и правонарушений путем увеличения штрафных санкций и введения конфискации имущества;

возложение на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности;

установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленные на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений;

оснований для определения перечней должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений;

повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях;

обязательств для лиц, претендующих на занятие указанных должностей, о возможности применения в отношении них специальных проверок на предмет соблюдения ими антикоррупционного поведения.

Всеми государственными органами принимаются ведомственные Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные мероприятия.

Республика Казахстан, располагая значительными возможностями для проведения эффективной антикоррупционной политики, имеет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, к которым согласно анализу относятся:

1. Наличие нормативной правовой базы по противодействию коррупции

2. Сформированный опыт противодействия коррупции

3. Имеющийся потенциал государственных органов в сфере информационной инфраструктуры

4. Противодействие коррупции является одним из приоритетов государственной политики

1. Широкое распространение коррупции во всех сферах

2. Недостаточный уровень правовой грамотности населения

3. Недостаточная открытость деятельности государственных и местных исполнительных органов власти

4. Менталитет населения и государственных служащих

1. Высокий уровень жизни населения

2. Совершенствование действующего законодательства до уровня международных стандартов

3. Улучшение инвестиционного климата

4. Повышение показателей Казахстана в международных рейтингах оценки уровня коррупции

5. Укрепление сотрудничества государственных институтов с гражданским обществом

2. Снижение инвестиционной привлекательности

4. Уменьшение экономической эффективности

5. Снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности

6. Утрата поддержки со стороны гражданского общества

Анализ действующей политики государственного регулирования противодействия коррупции показывает, что в настоящее время, в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые представлены следующими актами:

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года.

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.

В тоже время, существующая правовая система противодействия коррупции отстает в ряде направлений от требований и норм международного законодательства, что создает угрозу снижения эффективности проводимых антикоррупционных программ и требует проведения дополнительной нормотворческой работы.

Указанные Конвенции обязывают стран-участниц предусматривать в своем национальном законодательстве и квалифицировать в качестве преступлений такие деяния, как активный и пассивный подкуп широкого круга собственных государственных и иностранных должностных лиц. Участники Конвенции обязуются принимать законодательные и иные меры, дающие все основания осуществлять конфискацию или иным образом изымать орудия совершения уголовных преступлений и доходы от них.

Таким образом, требуется присоединиться к этим Конвенциям и другим международным договорам в данной отрасли для дальнейшей безотлагательной и последовательной корректировки всего казахстанского законодательства. Квалификация всех форм коррупции в качестве уголовных преступлений в соответствии с международными стандартами благоприятно отразится на оценке международного сообщества действий Казахстана по противодействию коррупции.

Необходимо разработать и утвердить Единый национальный реестр разрешительных документов, предусматривающий исчерпывающий перечень всех разрешительных документов (процедур), действующих на территории Республики Казахстан. Данная мера позволит улучшить эффективность противодействия проявления коррупциогенности в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

Изучение антикоррупционной политики стран с наиболее низким уровнем коррупции показывает, что базовыми основами проводимых ими мер являются прозрачность деятельности государственных органов и неотвратимость наказания, организованный контроль со стороны гражданского общества за работой государственных органов, высокая заработная плата государственных служащих, эффективная профилактическая и упреждающая работа.

В настоящее время коррупция в Российской Федерации достигла такого уровня, при котором она угрожает правам человека, верховенству закона, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, подрывает государственное управление и затрудняет экономическое развитие страны.

По данным исследования Фонда ИНДЕМ, на взятки в России ежегодно тратятся суммы, равные примерно 37 млрд. долларов США (показательно, что вся доходная часть бюджета России составляет 40 млрд. долларов). Особую актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным оценкам Россия опустилась со 127-го на 147-е место в мировом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией Transparency International.

Ввиду обостренной криминальной ситуации в России и той опасности, которую коррупция представляет для российской государственности, назрела реформа антикоррупционного законодательства, обеспечивающая эффективную правовую защиту личности, общества и государства от мздоимства и чиновничьего произвола.

В основе такой реформы должна быть бескомпромиссная воля государства и принятие, благодаря ее усилию, комплексного закона, предназначенного для борьбы с проявлениями коррупции. Однако он будет реализован и эффективен при условии его прямого действия, наличия собственного предмета правового регулирования, восполнения существующих пробелов в праве и устранения недостатков, определения комплекса мер борьбы с коррупцией и создания механизма их осуществления.

Но прежде необходимо проанализировать нормативно-правовые акты, которые напрямую касаются коррупционной проблемы.

На сегодняшний день Россия готова к активному участию в международных антикоррупционных усилиях, доказательством тому, является участие многочисленных представительных российских межведомственных делегации в работе двух важных Конференциях государств-участников Конвенции ООН против коррупции в Иордании в 2006 г. и в Индонезии в 2008 г., в ходе которых мировое сообщество приложило значительные усилия в целях продвижения реализации этой Конвенции – стремясь выработать эффективные механизмы ревизии, а также изучая проблему возвращения финансовых средств, полученных преступным путем, и развивая механизмы оказания технического содействия.

Россия продолжает придерживаться мнения о том, что глобальные, международные усилия по борьбе с коррупцией необходимо развивать и активизировать, однако данный процесс должен быть адекватным, т. е. последовательным, проводимым шаг за шагом, что позволит мировому сообществу двигаться вперед вместе, без внедрения какой-либо градации или соревнования в сфере международного сотрудничества по борьбе с коррупцией. Считаем, что это именно тот подход, который ООН использует для разрешения вопросов, связанных с борьбой с коррупцией в рамках механизмов, установленных в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции.

Россия последовательно вносит вопросы сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией в повестки дня в контактах со своими зарубежными партнерами, включая мероприятия в рамках диалогов и сотрудничества между министерствами и управлениями, а также правоохранительными органами, напрямую задействованными в борьбе с коррупцией на территории России.

Россия самым активным и конструктивным образом вовлечена в работу по борьбе с коррупцией в рамках ряда европейских организаций, таких как Совет Европы и ОБСЕ. В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию уголовного права Совета Европы по борьбе с коррупцией и таким образом присоединилась к Группе государств против коррупции (ГРЕКО).

В настоящее время предложение подписать Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию со всеми компетентными российскими министерствами и ведомствами и находится на рассмотрении Правительства России.

Власти России и ОЭСР начали развивать контакты в целях изучения путей развития взаимодействия, что будет включать присоединение России к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

3 февраля 2007 г. указом Президента Российской Федерации была образована Межпарламентская рабочая группа (МРГ), возглавляемая помощником Президента. В состав МРГ входили представители федеральных и региональных исполнительных органов, парламентариев, представителей высших судебных инстанций, гражданского общества, а также ведущих ученых, специализирующихся в праве. Задачей МРГ являлась разработка предложений по инкорпорированию положений международных конвенций по борьбе с коррупцией в национальное законодательство, включая вопросы создания специализированного органа для координации работы в сфере борьбе с коррупцией.

В настоящее время указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. в России создается новый орган по борьбе с коррупцией – Совет по борьбе с коррупцией, возглавляемый Президентом Российской Федерации. Целью Совета является разработка предложений по государственной политике в сфере борьбы с коррупцией, координация деятельности центральных и местных властей по проведению государственной антикоррупционной политики, а также осуществление соответствующего контроля в этих вопросах. Данный Указ завершил работу МРГ.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации 1789-р от 25 октября 2005 года было принято Положение об административной реформе в Российской Федерации на 2006-2008 годы, составной частью которого является План по предотвращению и истреблению коррупции в государственном управлении.

Целью административной реформы является нахождение наиболее подходящих способов функционирования государственной власти, предполагающее развитие механизмов борьбы с коррупцией на федеральном уровне с последующим внедрением его на окружных и региональных уровнях.

Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности.

Объективной стороной указанного состава выступает незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Субъектом данного административного правонарушения выступает юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления коррупционного характера. Социальное назначение этого правила в том, чтобы сделать экономически невыгодным и затратным использование коррупционных способов достижения корпоративных целей. Использование административно-правовых методов выступает логическим дополнением уголовно-правовой политики в области противодействия коррупции.

В отличие от уголовного законодательства административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако представляется, что установление мер административной ответственности за коррупционные правонарушения является прерогативой только Российской Федерации. Такая позиция обусловлена предметами ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Определение коррупционности того или иного типа поведения выступает явной прерогативой Российской Федерации.

Правовую основу противодействия коррупции составляют и нормы, определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования коррупционных правонарушений.

Что касается административных правонарушений коррупционной направленности, то порядок производства по делам об административных правонарушениях указан Кодексом РФ об административных правонарушениях в качестве предмета ведения Российской Федерации.

В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин.

Указанная цель реализуется посредством административно-правового регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность государства выражается в основном в совершенствовании запретов, ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной службы. В силу изложенного правовую основу противодействия коррупции составляют законодательные акты о различных видах службы, нормативные акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности. Этими актами могут быть как федеральные законы, законы субъектов Федерации, так и подзаконные нормативные акты.

Последние годы в Казахстане наблюдается активная деятельность в борьбе с коррупцией. Начиная с 2015 года была сформирована новая антикоррупционная стратегия Казахстана. Несмотря на принимаемые различные меры со стороны государства, достичь желаемых результатов стране все еще не удается.

Подпишитесь на наш канал в Telegram!

  • Бытовая коррупция, то есть взаимодействие граждан и государственных служащих. Ее суть заключается в получении чиновниками различных подарков и иных благ взамен за государственную услугу. В данный вид коррупции можно отнести также непотизм. Это когда должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, обеспечивает близких родственников, супругов или свойственников высокооплачиваемой работой либо услугой для получения выгоды.
  • Деловая коррупция – в данном виде коррупции рассматривается противоправная кооперация между представителем власти и бизнесом. В большинстве случаях это наблюдается при заключении контрактов и получении “откатов”.
  • Политическая коррупция – это взаимодействие руководства высшего ранга и верховных судов. Данный вид коррупции относится к вышестоящим группам лиц, незаконное поведение которых приводит к осуществлению государственной политики в ущерб интересам граждан страны.

Законодательное развитие антикоррупционной деятельности в Казахстане

Казахстанскую историю борьбы с коррупцией в стране можно условно разделить на два основных этапа, которые в той или иной степени характеризуют эволюцию антикоррупционной деятельности в Казахстане.

Больше всего казахстанцы сталкивались с фактами коррупции во время получения различных справок и ускорения получения госуслуг в образовательных и медицинских учреждениях, а также в правоохранительных органах.

На сегодняшний день ключевыми приоритетами Агентства выступают такие понятия, как добропорядочность, партнерства и превенция. Такие изменения должны будут способствовать, во-первых, избавлению государства и общества от криминологического аспекта коррупции, во-вторых, формированию антикоррупционной культуры и широкому вовлечению граждан к противодействию коррупции в стране.

Противодействие коррупции в Казахстане: кто ворует больше?

В целях анализа и оценки антикоррупционной деятельности в стране за последние 10 лет, предлагаем изучить статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее Комитет).

Так, согласно данным Комитета за период с 2009 по 2019 год, можно наблюдать постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане. За анализируемый период больше всего коррупционных случаев было зафиксировано в 2009 году, тогда как наименьшее число фактов взяточничества отмечается в 2015 году. Резкое снижение количества коррупционных фактов в 2015 году, с большой вероятностью можно сказать, что связано с кардинальными изменениями в подходах и методах борьбы с коррупцией в Казахстане. Именно в этот год было принято решение создать независимый орган по противодействию коррупции в стране. Как видно, итоги не заставили себя долго ждать, однако эффект был непродолжительным. Показателей 2015 года смогли достичь лишь в 2019 году.

Больше всего среди общества распространены такие виды коррупции, как получение и дача взяток, злоупотребление должностными полномочиями. Несмотря на снижение количества фактов получения взяток за последние три года, данное преступление остается злободневным для казахстанского общества. Не менее острым стоит вопрос и дачи взяток гражданами страны. За последние годы число такого преступления варьируется в пределах до 260 случаев, что говорит о широкой распространенности данного вида коррупции среди населения. Насущным остается и вопрос злоупотребления должностными полномочиями среди государственных служащих.


Лица, больше всего совершавшие коррупционные деяния в Казахстане за 2009-2019 гг., случай[2]

Ежегодно совершаемые коррупционные преступления приводят также к многомиллиардной потере для национальной экономики страны. Последние 10 лет общий материальный ущерб от коррупции в стране составил более 160 млрд. тенге (387 миллионов долларов США). Больше всего урон казахстанской экономике от коррупционных преступлений был отмечен в 2013 году, составив более 80 млрд. тенге (193 миллионов долларов США). В то же время, настораживает факт ежегодного роста материального ущерба от коррупции в стране. Так, отмечается увеличение суммы потерь практически в полтора раза в 2019 году по сравнению показателей 2015 года. Важно отметить тот факт, что несмотря на уменьшение количества коррупционных преступлений в Казахстане, ущерб от него не снижает, а наоборот увеличивается. Это может свидетельствовать о росте деловой коррумпированности среди высокопоставленных лиц и масштабах воруемых сумм.


Сумма материального ущерба от коррупционных преступлений в Казахстане за 2009-2019 гг., млрд. тенге[3]

Значительная часть материального ущерба приходиться на злоупотребление должностными полномочиями, а также на превышение власти или должностных полномочий чиновниками. Следует отметить, что по данным видам коррупционных преступлений прослеживается ежегодный рост ущерба за последние три года. Обращает внимание на себя также увеличение суммы ущерба от служебного подлога, то есть факты внесения государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений. Тогда как, по статьям получения и дачи взяток наблюдается иная картина, то есть сумма урона идет на уменьшение.


Сумма материального ущерба от коррупционных преступлений в Казахстане по наиболее распространенным видам коррупции за 2017-2019 гг.

Согласно проведенному анализу, можно выделить следующие основные тезисы:

  • необходимо отметить постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане в анализируемый период;
  • традиционно больше всего среди населения распространены факты получения и дачи взяток должностному лицу, однако урон экономике от таких преступлений сравнительно ниже;
  • наблюдается рост уровня угрозы от такого рода коррупции, как злоупотребление должностными полномочиями среди государственных служащих, наносящий максимальный материальный ущерб стране;
  • отмечается высокий уровень коррумпированности среди сотрудников высших учебных заведений, а также государственных чиновников;
  • несмотря на уменьшение числа фактов взяточничества среди казахстанских полицейских, все еще остается актуальным искоренение коррупции в правоохранительных рядах;
  • прослеживается масштабная борьба уполномоченными органами с бытовой коррупцией, однако она выполняется неравномерно. В то время как противостояние деловой коррупции не получило должного внимания со стороны государства;
  • на сегодняшний в стране отсутствует какая-либо стратегия противодействия политической коррупции в силу нежелания или нехватки политической воли в высших эшелонах государства.

Выводы

Принимая во внимание полученные результаты анализа антикоррупционной деятельности в Казахстане, соответствующим органам страны рекомендуется неотлагательно принять следующие основные меры:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РК / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / FIGHT AGAINST AND PREVENTION OF CORRUPTION / CORRUPTION OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балгимбеков Д.У., Сейтхожин Б.У., Сарсембаев Б.Ш.

В статье рассмотрены теоретические вопросы противодействия коррупции в Республике Казахстан на современном этапе. Указан ряд авторов, занимающихся исследованием данной проблемы как в Казахстане, так и в Российской Федерации. На основе нерешенных проблем, автором выдвигается ряд предложений, направленных на совершенствование антикоррупционного законодательства Республики Казахстан.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балгимбеков Д.У., Сейтхожин Б.У., Сарсембаев Б.Ш.

Некоторые вопросы уголовного наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки, по уголовному законодательству Республики Казахстан

Противодействие коррупции: опыт Казахстана. (Рецензия на книгу: комментарий к Закону Республики Казахстан "о борьбе с коррупцией" / под ред. Н. Н. Турецкого. Астана, 2012. )

Антикоррупционная политика Республики Казахстан на современном этапе: промежуточные итоги и перспективы изучения

Балгимбеков Д.У.1, Сейтхожин Б.У.2, Сарсембаев Б.Ш.3 ©

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В статье рассмотрены теоретические вопросы противодействия коррупции в Республике Казахстан на современном этапе. Указан ряд авторов, занимающихся исследованием данной проблемы как в Казахстане, так и в Российской Федерации. На основе нерешенных проблем, автором выдвигается ряд предложений, направленных на

совершенствование антикоррупционного законодательства Республики Казахстан.

Ключевые слова: предупреждение и противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство РК, коррупционные правонарушения.

Keywords: fight against and prevention of corruption, anti-corruption legislation of the Republic of Kazakhstan, corruption offense.

Проблема коррупции является одним из важных факторов современного социального развития, а противодействие ей — совместной задачей властей и граждан на всех уровнях социально-политического управления и общественной жизни [1, 48].

Эффективное противодействие коррупции возможно только на основе комплексной системы мер, включающих в себя создание правовой и организационной основы деятельности правоохранительных органов, задействованных в решении указанной проблемы [4, 99].

В юридической литературе все чаще встречается утверждение, что коррупция — явление социальное, и потому не поддается правовому воздействию [5, 15-16].

Действенным механизмом борьбы с коррупцией, должна стать эффективно работающая система противодействия преступлений коррупционной направленности. Неотвратимость наказания в виде лишения имущества, нажитого преступным путем, бесспорно, является, с одной стороны, серьезным профилактическим фактором, с другой стороны, позволяет минимизировать последствия коррупционных правонарушений путем возмещения причиненного ущерба [4, 99].

Противодействие коррупции является важнейшим стратегическим приоритетом государственной политики Казахстана. Результаты реализованных ранее Государственных программ борьбы с коррупцией показали целесообразность и необходимость дальнейшего проведения последовательной системной работы всего государства и общества по формированию действенных мер, препятствующих дальнейшему развитию коррупции.

Правовым и криминологическим проблемам борьбы с коррупцией и ее предупреждению посвящены труды казахстанских ученых: А.Н. Агыбаева [6], Е.О. Алауханова [7], И.Ш. Борчашвили [8], В.Н. Боркова [9], Б.В. Волженкина [10], А.И. Долговой [11], Р.С. Ибрагимова [12], Е.В. Курбатова [13], Н.Ф. Кузнецовой [14], В.В. Лунеева [15], С.В. Максимова [16], А.В. Наумова [17], М.С. Нарикбаева [18], М.О. Нукенова [19], Д.К. Нурпеисова [20], С.М. Рахметова [21], Б.У. Сейтхожина [22, 93-97; 249-251].

© Балгимбеков Д.У., Сейтхожин Б.У., Сарсембаев Б.Ш., 2014 г.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время назрела практическая необходимость принятия новой антикоррупционной Стратегии Республики Казахстан до 2025 года. Новая стратегия призвана сориентировать на борьбу с коррупцией все общество, только в этом случае можно рассчитывать на успех.

С целью выявления пробелов и дальнейшего их устранения необходимо, во-первых, изучить действующее антикоррупционное законодательство, направленное на противодействие и предупреждение коррупции. Во-вторых, провести криминологическую характеристику борьбы с коррупцией, с учетом появляющихся новых проявлений и форм коррупции и учесть их особенности. В-третьих, провести сравнительно-правовой анализ международно-правовых актов, законодательства стран СНГ и дальнего зарубежья с целью выявления соответствия национального законодательства в области противодействия коррупции международным стандартам. В-четвертых, изучить положительный опыт наиболее развитых западных государств по применению комплексных мер предупреждения и противодействия коррупционным проявлениям для того, чтобы правоприменитель мог успешно его использовать в противодействии коррупции. В-пятых, разработать новые правовые механизмы, направленные на широкое использование информационных возможностей по минимизации коррупции. В-шестых, провести социологический опрос населения, а также представителей государственных структур и бизнеса с целью выявления причин и условий, способствующих распространению коррупции.

1. Козюк М.Н. Опасность коррупции и проблема правового равенства. // Вестник Волгоградской академии МВД России. Изд-во: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Волгоград). 2011.

4. Абрамов О.А. Противодействие легализации преступных доходов как одна из важнейших составляющих повышения эффективности борьбы с коррупцией. // Вестник Волгоградской академии МВД России. Изд-во: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Волгоград). 2011.

5. Мельник Н. И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2000.

6. Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Уч. пос. -Алматы, 2003; Агыбаев А.Н. Взятка // Фемида. - 1999. - № 6.

7. Алауханов Е.О., Турсынбаев Д.Е. Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан: Уч. пос. /Под ред. Е.О. Алауханова. - Алматы. 2008.

8. Борчашвили И.Ш. Коррупционные преступления: закон, теория и практика. Монография. -Алматы: Жет Жаргы, 2008.

9. Борков В.Н. О некоторых вопросах ответственности за взяточничество. - М. 1999.

10. Волженкин Б.В. Коррупция. - Спб. 1998; Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Ответственность за взяточничество - Ереван, 1988.

11. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. В кн: Коррупция и борьба с ней. - М. Российская криминологическая ассоциация. 2000.

12. Ибрагимов Р.С. Взяточничество и его квалификация. - М. 1992.

13. Курбатов Е.В. Получение взятки: уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические аспекты. Уч. пос. - Караганды. 2001.

14. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений //Вестн. МГУ. Сер.11. Право. 1993. № 1.

15. Лунеев В.В. Коррупция. Учтённая и фактическая // Государство и право. - 1996. - № 8.

16. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М. 2008.

17. Наумов А.В. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству европейских

стран (сравнительно-правовой анализ). // Коррупция: политические, экономические,

организационные и правовые проблемы. - М., 2001.

18. Нарикбаев М.С. Некоторые вопросы борьбы с коррупцией и организованной преступностью // Научные труды Карагандинской высшей школы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. - Караганды. 1998, Вып. № 2.

19. Нукенов М.О., Абдрахманов С.З. Коррупционные преступления: понятие и характеристика // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Курс лекций / Под ред. А.М. Кустова, Б.М. Нургалиева. - Караганды: Кар.ЮИ МВД РК, 1999.

20. Нурпеисов Д.К. Системы измерения состояния коррупции (анализ сравнительных исследований) -Алматы. 2003, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.

22. Сейтхожин Б.У. Проблемы квалификации коррупционных преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК. // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права в свете Концепции правовой политики Республики Казахстан: Материалы международной научно-практической конференции. - Караганда: Кар.ЮИ МВД РК им.Б. Бейсенова. 2005г., 0,5 п.л.; Сейтхожин Б.У. Development of corruption in economic sphere of Kazakhstan // Seattle-2013: 4th International Academic Research Conference on Business, Education, Nature and Technology. Part 4: Kazakhstan. November 4-5, 2013. Seattle, WA, USA. (в соавторстве с Хановым Т.А.); Сейтхожин Б.У. Квалификация коррупционных преступлений: теория и практика применения. Уч. пос. -Караганды. Изд-во КЭУК. 2014. 108 с.

23. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Автореф. дис. к.ю.н. - М. 2004.

24. Качмазов О.Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву: Дис. .к.ю.н. - М., 1999.

25. Лашко Н.Н. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования взяточничества и коррупции: Автореф. дис. . к.ю.н., - М. 2001.

26. Лямин М.В. Использование криминалистических методов при расследовании взяточничества в правоохранительных органах: Автореф. дис. . к.ю.н., - Саратов. 2003.

27. Машков С.А. Раскрытие и расследование фактов взяточничества: Автореф. дис. . к.ю.н., -Иркутск. 2004.

28. Мизерий А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: Дис. . к.ю.н. - Н.-Новгород, 2000.

29. Посохина И.В. Криминалистические аспекты поддержания государственного обвинения по делам о взяточничестве: Автореф. дис. . к.ю.н., - Спб. 2006.

30. Сухоносенко А.В. Получение взятки по уголовному праву Казахстана: Автореф. дис. . к.ю.н., -Томск. 2007.

31. Халиков А.Н. Особенности расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов: Автореф. дис. . к.ю.н., - Уфа. 2005.

32. Хусаинов О.Б. Организационно-тактические особенности расследования коррупционных преступлений: Автореф. дис. . к.ю.н., - Челябинск. 2005.

33. Филатова Т.В. Расследование взяточничества как проявления коррупции: Автореф. дис. . к.ю.н., -М., 2009.

34. Фролова Е.Ю. Методика расследования коррупционной деятельности в правоохранительных и судебных органах: Автореф. дис. . к.ю.н., - Краснодар. 2005.

35. Нагорная Л.В. Коррупция в нефтегазовом комплексе: предпосылки возникновения, виды, пути преодоления // Экономика, социология и право. Научный журнал № 6 июнь 2011. Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Мат-лы науч.-практ. конф. 27-28 июня 2011 г.: -М., 2011.

36. Плехова О.А. Борьба с коррупцией в советской России в первых послереволюционных годах (19171922 гг.) // Экономика, социология и право. Научный журнал № 6 июнь 2011. Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Мат-лы науч.-практ. конф. 27-28 июня 2011 г.: -М., 2011.

Читайте также: