Коррекционная направленность логоритмических занятий доклад

Обновлено: 17.05.2024

Дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и других компонентов языковой системы я использую эффективное средство преодоления речевых и неречевых нарушений, как логоритмика.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Логопедическая ритмика позволяет решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Развитие координации движений и моторных функций.
  • Воспитание правильной осанки, походки.
  • Развитие ловкости, силы, выносливости.
  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  • Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
  • Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и. т. д.
  • Формирования и развитие организаторских способностей.
  • Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
  • Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
  • Корреционные задачи устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Логоритмические занятия способствуют:

  • Укреплению костно-мышечного аппарата
  • Развитию фонематического слуха
  • Развитию слухового внимания
  • Развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитию мимики, пантомимики
  • Формированию и развитию кинестетических ощущений
  • Развитию координации и пространственной организации движений, моторных функций
  • Развитию выразительности и грации движений
  • Воспитанию переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формированию, развитие, слухо-зрительно- двигательной координации
  • Развитию физиологического и фонационного дыхания
  • Развитию певческого диапазона голоса
  • Развитию чувства ритма
  • Воспитанию умения перевоплощаться
  • Развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитанию связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.

Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях и также включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • ритмические уражнения служат средством формирования и развития чувства ритма и выразительности в движениях и в речи;
  • упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность;
  • упражнения для развития общей моторики позволяют регулировать мышечный тонус;
  • для развития мелкой моторики применяются игры с пальчиками (пальчивовая гимнастика), сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
  • упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

В занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к детям к логоритмическим заданиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Методическая разработка, позволяющая помочь детям с логопедическими нарушениями. Через логоритмические упражнения и игры, посредством пения и движения, снять психологическое напряжение и зажатость ребенка. Используя этот материал музыкальный руководитель может улучшить исполнение песен ребенком, пластику и ритмическую подвижность воспитанников.

ВложениеРазмер
zabrodskaya_n.e._metodicheskaya_razrabotka.docx 174.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Коррекционно-развивающая направленность на основе логоритмических и вокальных упражнений в работе с детьми ДО".

В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст — период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. Оттого, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедическая ритмика — одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

Дети с нарушениями речи представляют собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекцинной работы способствуют более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.

Таким образом, целью работы является разработка проекта по коррекционно-развивающей направленности на основе логоритмических и вокальных упражнений в работе с детьми ДО с нарушениями речи.

В соответствии с поставленной целью был решён ряд задач :

1. Дано теоретическое обоснование проекта.

2. Охарактеризованы дети с общим недоразвитием речи.

3. Раскрыто логоритмическое воздействие при общем недоразвитии речи.

4. Приведена модель логоритмики.

5. Описаны музыкально - двигательные средства логопедической ритмики и дана структура логоритмического занятия.

6. Проведена диагностика уровня развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

7. Разработан и внедрен в работу с детьми проект по коррекционно-развивающей направленности на основе логоритмических упражнений и занятий вокалом в работе с детьми ДО с нарушениями речи

8. Проанализирована динамика развития уровня развития речи у детей дошкольного возраста

Объект работы : дети дошкольного возраста с нарушениями речи

Предмет работы : развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Гипотеза работы заключается в том, что при использовании разнообразных логоритмических упражнений и занятий вокалом происходит развитие выразительности речи у детей, имеющих нарушения в речи.

Этапы реализации проекта .

I этап – организационный

− изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;

− определение целей и задач;

− накопление и обоснование собственного опыта;

Формы работы : самообразование; самоанализ; изучение и выбор логоритмических технологий, соответствующих возможностям их применения на музыкальных занятиях

− Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернет ‐ ресурсов.

II этап – диагностический

− выявление уровня развития выразительности речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Форма работы : мониторинг детей при участии заместителя заведующего по УВР и логопеда

Содержание работы : Подбор диагностического инструментария: методик и протоколов исследования, стимульного материала.

III этап – практический

Цель : разработка методической основы для реализации проекта.

Формы работы : музыкальные занятия с использованием логоритмических упражнений и занятий по вокалу; самообразование.

Содержание работы : разработка перспективного планирования с детьми, родителями и педагогами; внедрение в работу логоритмических технологий; практическая работа с детьми; составление картотеки логоритмических игр и упражнений; сборников практических материалов по логоритмике и вокалу; мастер ‐ классы; семинары ‐ практикумы; консультации.

IV этап – обобщающий

Цель : выявление результатов практической деятельности.

Формы работы : итоговый мониторинг детей: уровня развития выразительности речи.

Содержание работы : анализ и обобщение итоговых результатов; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.

− положительная динамика развития музыкальных и творческих способностей детей;

− повышение уровня общего эмоционального благополучия ребёнка;

− улучшение результатов диагностики развития выразительности речи;

− повышение педагогической культуры родителей;

− родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ в решении проблем оздоровления детей.

- активность во взаимодействии с родителями по вопросам развития выразительности речи;

- повышение уровня педагогической компетентности в области развития речи у детей с нарушениями речи.

Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (обшей, мелкой, мимической и артикуляционной).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений. Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.

К вопросу логоритмического воспитания обращались многие учёные. Так, В.М.Бехтерев (1928) выделял следующие цели ритмического воспитания: необходимо выявить ритмические рефлексы ребенка, настроить его организм отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

В.А.Гиляровский (1932) писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на обший тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.

Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова (1935) считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение) и память (зрительную, слуховую, моторную, комплексную).

В.А.Гринер (1951) указывала, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический, коллективно-психологический метод, в котором определенную роль играет музыкотерапия.

В.А.Гринер (1958), Н.С.Самойленко (1941), Н.А.Власова (1959), Ю.А.Флоренская (1936) подчеркивали благоприятное влияние ритма на болезненные отклонения в психофизическом состоянии человека и его воздействие на интеллектуальную и эстетическую сферу.

Г. А. Волкова считает, что «логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией.

Первые методические рекомендации к проведению логоритмических занятий с логопатами дошкольного возраста были написаны в 1958 г. В. Л. Гринер.

Н. А. Рычкова, Е. В. Оганесян и др. разработали методические рекомендации для проведения логоритмических занятий с дегьми, страдающими заиканием.

Г. А. Волкова разработала методические рекомендации побитных логоритмических занятий для детей дошкольного возpacтa е фонетико-фонематическнми нарушениями речи, общим недоразвитием речи и заиканием в соответствии с этапами логопедическою воздействия.

Н. В. Лисит, А. А. Кочарян разработали методические рекомендации к проведению логоритмических занятий с моторными алалнками дошкольного возраста на основе диагностики психомоторного развития и коммуникативного поведения.

А. В. Королева, А. А. Кочарян сняли учебный видеофильм о логоритмическом воспитании заикающихся дошкольников.

Ю. В. Фролова, А. А. Кочарян разработали методические рекомендации технологической модели дифференцированного проведения логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками на диагностической основе.

В целом же следует отметить, что в дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств — на занятиях по физической культуре.

В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных занятий — воспитание интереса к музыке, к музыкальным произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.

Музыкально-ритмические движения тесно связаны с развитием обших движений, что осуществляется на занятиях по физической культуре. Задача этих занятий — развитие основных качеств обшей моторики: мышечного тонуса, координации движений, переключаемости движений, двигательной памяти. Умение владеть своим телом формируется с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.

Развитие физических умений и ритмических способностей идет на протяжении всего дошкольного возраста — с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

В группе для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией.

У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений обшей моторики. В большей мере у них страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы, т.е. как для обшей моторики, так и для моторики мимической, мелкой и артикуляционной.

Для дошкольников с обшим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированное™ основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, заметно страдает координация движений.

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Практическое изучение групп детей с общим недоразвитием речи (ОНР) раскрывает многообразие клинических проявлений этого диагноза. Условно их можно подразделить на следующие три группы.

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У них отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. Только в одной трети случаев анамнез содержит сведения о токсикозе второй половины беременности, что приводит к осложнениям в пренатальный и натальный периоды, соматической ослабленности ребенка в первые месяцы и годы жизни. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи подтверждает наличие малых неврологических дисфункций типа: нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинетического и динамического праксиса.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как: гипертензионно-гидроцсфальный синдром, характеризующийся повышенным внутрсчерспным давлением; цсребрастсничсский синдром, проявляющийся в виде повышения нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустоучивости; синдромы двигательных расстройств. При таком осложненном варианте ОНР церебрально-органического генеза у детей отмечается моторная неловкость, трудности переключения с одного движения надругое. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданийоказывается невозможным. Наблюдается нарушение общего и орального праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с низкой умственной работоспособностью и эмоциональной лабильностью.Деятельность таких детей часто может носить непродуктивный характер.

У детей третьей группы имеет место стойкое, специфическое речевое недоразвитие системного характера, которое клинически обозначается как моторная алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Практика показывает, что наиболее часто у детей встречается моторная алалия, характерным признаком которой является выраженное недоразвитие всех сторон речи. Резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний проявляется на фоне относительно полноценного понимания речи. Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом, чем выше интеллект ребенка и чем критичнее относится он к своей речи, тем больше у него других форм общения с окружающими (например, с помощью мимики и жестов). Более же всего страдает фразовая речь. В норме усвоение родного языка возникает непроизвольно в процессе речевого общения, имеет неосознанный, эмоциональный характер и играет важную роль в гармоничном развитии ребенка. При моторной алалии происходит дизавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, что обуславливает формирование патологического типа лингвистического поведения, основным дефектом которого является несформированность произвольной речевой деятельности. Кроме специфического речевого дефекта для детей с моторной алалией характерно нарушение внимания, памяти, мышления, часты расстройства эмоционально-волевой и двигательных сфер, поведенческий негативизм.

Логоритмическое воздействие при общем недоразвитии речи

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Поэтому, при организации комплексного коррекционною воздействия на речь и личность ребенка в целом, в систему работы нашего детского сада были включены логоритмические занятия.

Известно, что в дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор - музыка. Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

Наша модель логоритмики, в отличие от общепринятых схем, характеризуется более широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия. Таким образом, включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи позволяет решать коррекционно-воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи не только каждому специалисту па своих занятиях, но и дает возможность укреплять и усиливать полученный положительный эффект путем логоритмического воздействия.

Впервые методика развития ритмических способностей была обоснована швейцарским педагогом и музыкантом Э. Жак-Далькрозом (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха и движений.

Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания в нашей стране. У Жака-Далькроза учились такие русские преподаватели ритмики, как В. А. Гринер, Н. Г. Александрова, Н. А. Баженов и др.

В 30-годы ритмика применялась в работе с душевнобольными. Так, под руководством В. А. Гиляровского в 1932 году в нервнопсихической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых.

Одновременно лечебная ритмика начинает применяться в логопедических учреждениях. Ведущее место в системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией занимает слово. Так происходит формирование особого направления воздействия в реабилитационных методиках, именуемое логопедической ритмикой.

Начиная с 30-х годов вплоть до 80-х, логопедическая ритмика применялась преимущественно в работе с заикающимися. Инициатива использования логопедической ритмики в работе с заикающимися дошкольниками принадлежала В. А. Гиляровскому и Н. А. Власовой. В. А. Гиляровский (1932) писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизацию коры головного мозга.

В. А. Гринер подчеркивала, что в логопедической ритмике особое внимание уделяется слову, и в этом состоит ее коренное отличие от ритмического воспитания вообще.

В 40-годы в нашей стране возникла необходимость использования логопедической ритмики в комплексе воздействия на больных афазией, и применялась при расстройствах просодии речи.

В 70-80-е годы логопедическая ритмика по-прежнему используется лишь при коррекции заикания. Так, Н. А. Тугова (1968) разрабатывает систему коррекционно-воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.

Использование логопедической ритмики при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л. И. Беляковой и Е. В. Оганесяна (1981, 1998).

За рубежом логопедическая ритмика находила применение при коррекции и лечении детей и взрослых, страдающих различными заболеваниями.

Большое внимание уделялось вопросу об использовании логоритмики для социальной адаптации лиц с умственной отсталостью и болезнью Дауна.

Особое место отводят логоритмике при работе над речью.

Так, в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь была предпринята попытка ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу при реабилитации заикаюшихся.

Немецкий музыкант и педагог Карл Орф разработал методику, заключавшуюся в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. В основе занятий – синтез слов, музыки и движения.

Таким образом, логопедическая ритмика за рубежом служит в качестве коррекционной методики для лиц с различными отклонениями развития, в том числе и с речевыми.

В нашей стране в дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей преимущественно осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре, однако данные виды занятий не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Средства логопедической ритмики условно подразделяются на 2 группы:

К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики относятся такие упражнения, как:

• упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

• упражнения на развитие дыхания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения на развитие чувства темпа;

• упражнения с элементами танцев;

Ходьба используется на каждом занятии, на протяжении всего курса как вводное упражнение. Со временем виды ходьбы усложняются. Сначала дети осваивают навыки ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Позже вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа и перестроением.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. При этом степень силы мышечного напряжения соотносится с громкостью звучания музыки.

Упражнения на развитие дыхания имеют целью выработку диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. При этом возможно применение упражнений, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, а также некоторые упражнения буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на развитие мелкой моторики предполагают развитие движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуя тем самым развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, позже под речевое сопровождение.

Отработка темпа при работе с детьми с речевыми нарушениями происходит в процессе упражнений на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны. При этом учитывается индивидуальный темп каждого ребенка.

Упражнения с элементами танцев применяют в целях развития общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Данные упражнения строятся на применении элементов как классического, так и народного танцев.

Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Включают различные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, посильные упражнения на статическую координацию движений, общеразвивающие упражнения. Данный вид упражнений служит заключительной частью каждого логоритмического занятия.

К двигательно-речевым средствам логопедической ритмики относятся :

• упражнения на развитие фонационного дыхания;

• упражнения на развитие голоса;

• упражнения на развитие артикуляции и дикции;

• упражнения на развитие координации движений и речи;

• упражнения на развитие речевого внимания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения с предметами;

Упражнения на развитие фонационного дыхания имеют целью выработку правильного фонационного дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Детям предлагают произносить сначала слоги, а затем слова и предложения на выдохе. Постепенно задача усложняется и на заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Упражнения на развитие голоса применяют для развития силы, выразительности и диапазона голоса. Начало работы строится на произношении согласных и гласных звуков на выдохе. Развитие силы голоса достигается путем более громкого или тихого произнесения гласных в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. С целью развития высотных характеристик голоса применяют изменение музыкальной тональности. Развитие интонационной стороны коротких музыкально-речевых фраз способствует достижению выразительности голоса.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции служат выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Работа начинается с беззвучного произнесения гласных звуков, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Позднее добавляются движения рук.

Упражнения на развитие координации движений и речи не требуют музыкального сопровождения. Речевой материал подбирается соответственно коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи, развитие словаря и грамматического строя речи, автоматизация звукопроизношения). Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Также необходимо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные способности.

Упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в данном случае служит сигналом и руководством к действию.

Пение служит для выработки координации слуха и голоса, воспитания последовательности и организованности речи. При подборе песенного материала необходимо учитывать певческий диапазон ребенка. Особое внимание при воспитании вокальных навыков уделяется правильности дыхания и работе над четкой и ясной дикцией.

Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию движения пальцев рук, их взаимодействию и координации. Одновременно эти упражнения способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.

Упражнения с предметами направлены на развитие статической и динамической координации движений, способствуют развитию координации движений и речи, развитию точности и плавности движений. Данный вид упражнений представляет сложность для детей с речевыми нарушениями. Разучивание движений происходит вместе с речью и предполагает произнесения текста сопряжено с педагогом в медленном темпе по частям. Постепенно темп выполнения увеличивается. Для выполнения упражнений используются гимнастические палки, ленты, обручи, мячи. При подборе текста учитываются речевые возможности группы наряду с этапом логопедической работы.

Речевые упражнения могут использоваться на логоритмических занятиях, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для детей дошкольного возраста более удобно стихотворное музыкальное сопровождение, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

Дизартрические расстройства встречаются в структуре таких речевых нарушений, как ФФН и ОНР, которые в свою очередь относятся к группе нарушений средств общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей в следствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Под общим недоразвитием речи у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Логопедическая ритмика являющееся эффективным средством содействия преодолению данных речевых дефектов, однако обладает определенной спецификой в каждом конкретном случае.

В процессе преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи логоритмическое воздействие направлено на тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма. При этом речевой материал подбирается в соответствии с этапами логопедической работы, а также уровнем речевого развития всей группы.

Курс проведения логопедической ритмики подразделяется на три этапа:

• в течение первого этапа проводится обследование;

• на втором этапе, который является основным, осуществляется развитие моторики речи детей;

• третий этап, являющийся заключительным, посвящается подготовке и проведению показательного занятия.

На этапе обследования изучаются анамнестические данные детей, определяется состояние моторики и речи дошкольников. Результаты обследования учитываются при распределении детей по подгруппам: выделяются дети со средним уровнем развития моторной сферы и дети с низким уровнем развития моторики.

Задача второго этапа – содействие коррекционной логопедической работе путем использования логоритмических упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.

Основные виды упражнений, использующихся на логоритмических занятиях, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, дикции и артикуляции, на развитие статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений и чувства ритма. При этом для детей со средним уровнем развития моторики большое внимание уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости. У детей с низким уровнем развития моторики воспитывают, прежде всего, точность, четкость и последовательность выполнения движений.

Нагрузка во время занятий распределяется равномерно с учетом возможности каждого ребенка. Содержание двигательного и речевого материала также варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. Так, в начале коррекционного курса отрабатываются сугубо двигательные умения и навыки, только затем включается речь.

На третьем этапе в конце учебного года логопед определяет виды упражнений полностью освоенных детьми в течение учебного года, и упражнения, вызывающие затруднения у детей.

По итогам курса логоритмических занятий проводится открытое заключительное занятие, целью которого является демонстрация двигательных и речевых возможностей детей. упражнения к занятию подбираются с учетом сформированности моторных навыков и умений.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи: развитию моторных навыков.

Логоритмические занятия включают все речевые логоритмические средства : упражнения для развития дикции, артикуляции и голоса, упражнения на коррекцию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Особое внимание уделяется введению в структуру занятий речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. На первый план при выполнении этих упражнений выступают диалоги и монологи детей, сложные словесные инструкции.

Целью данных упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой.

С детьми, имеющими третий уровень ОНР, в логоритмические занятия включают театральные игры, в которых дети выступают в роли героев сказок или песен.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания и мышления детей.

Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении. Цель: Повышение компетентности педагогов.

Консультация для педагогов. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ (музыка, цвет, психогимнастика) Дошкольный возраст обоснованно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

Логоритмика в системе коррекционно-развивающей работы Учитель – логопед Сахарова А.А.

Логоритмика в системе коррекционно-развивающей работы

Учитель – логопед Сахарова А.А.

Задачи логопедической ритмики оздоровительные; образовательные (познавательные); воспитательные; коррекционные.

Задачи логопедической ритмики

  • оздоровительные;
  • образовательные (познавательные);
  • воспитательные;
  • коррекционные.
  • В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
  • Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  • Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией.
  • Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:

Структура занятия по логопедической ритмике.

1. Ритмическая разминка.

Цель: развитие ритмических движений под музыку, развитие координации движений рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения.

2. Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Цель: снижение и перераспределение мышечного напряжение, воспитание пластичности движений.

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

Цель: ритмизация движений от самых простых до самых сложных – артикуляционных.

4. Упражнения на развитие координации речи с движением. Цель: ритмизация устной речи. 5. Пение. Цель: коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. 6. Игра. Цель: закрепление полученных на занятии навыков. 7. Релаксация.

4. Упражнения на развитие координации речи с движением.

Цель: ритмизация устной речи.

Цель: коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания.

Цель: закрепление полученных на занятии навыков.

7. Релаксация.

Этапы логоритмического воздействия: 1 этап – подготовительный; 2 этап - формирование первичных произносительных умений и навыков; 3 этап - формирование коммуникативных умений и навыков.

Этапы логоритмического воздействия:

Задачи первого этапа:

Задачи второго этапа:

Задачи третьего этапа:

  • Закрепление двигательных умений и навыков.
  • Дальнейшее развитие музыкального слуха.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие мимики, пантомимики.
  • Развитие просодики речи.
  • Развитие речевой моторики.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование навыка правильного употребление звуков в различных формах и видах речи во всех ситуациях общения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Принципы построения логоритмических средств: тесная связь движения с музыкой; обязательное включение в них речевого материала.

Принципы построения логоритмических средств:

Средства логопедической ритмики

Стихотворный материал должен иметь:

1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

2) определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

5) сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;

6) стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся. (Прил. 3)

Кинезиологические упражнения

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга:

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга:

Цель кинезиологических упражнений: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти,внимания; развитие речи; развитие мышления; устранение дислексии.

Цель кинезиологических упражнений:

Условия проведения упражнений:

  • Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке- от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. В начале движения выполняется по поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

Фоноритмика

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Речедвигательная ритмика

это система физиологически обусловленных

двигательных упражнений, связанных с

произношением, в выполнении которых

участвуют общая и мелкая моторика, органы

артикуляции, мимическая мускулатура.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики: Развитие неречевых процессов: Развитие речи и коррекция речевых нарушений: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания. развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики:

Развитие неречевых процессов:

Развитие речи и коррекция

речевых нарушений:

  • слухового внимания и памяти;
  • пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего;
  • развитие тонкой и общей моторики, координации движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие произвольного внимания.
  • развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
  • развитие орального праксиса, просодии речи;
  • формирование фонематического слуха;
  • коррекция звукопроизношения.

Методические приёмы речедвигательной ритмики:

Принципы использования речедвигательных упражнений:

Тренировочные упражнения для автоматизации гласных звуков (кроме [Ы]). Цели упражнений: 1) развитие речевого дыхания; 2) работа над силой, высотой и тембром голоса; 3)развитие общей и мелкой моторики; 4) работа над логическим ударением.

В процессе автоматизации гласных звуков выполняются следующие упражнения: Произнесение гласных: - длительно по времени и громко по звучанию; - кратко по времени и громко по звучанию; - длительно по времени и тихо по звучанию; - кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом); - произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе; - произнесение звукового ряда со сменой логического ударения.

В процессе автоматизации гласных звуков выполняются следующие упражнения: Произнесение гласных: - длительно по времени и громко по звучанию; - кратко по времени и громко по звучанию; - длительно по времени и тихо по звучанию; - кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом); - произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе; - произнесение звукового ряда со сменой логического ударения.

Читайте также: