Быт и культура казаков доклад

Обновлено: 10.05.2024

Культура повседневности является составной частью общей культуры и включает в себя весь образ жизни человека - от манеры одеваться до своеобразия национальных праздников и ключевых календарных дат (8), а также весь разнообразный спектр взаимоотношений, поступков, идеалов, правил, формы коммуникаций и ценностных ориентаций. Ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. Учитывая заслуги казачества, вправе сказать, что они выработали комплекс общезначимых ценностей, который формировался в условиях повседневной жизни. Культура казачества с начала своего возникновения ассимилировала в себя наиболее рациональные элементы быта, обрядов, обычаев, ритуалов и нравов всех значительных этнических групп состава местного населения тех территорий, на которых они жили. Из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту.


Повседневная культура казаков характеризуется военно-земледельческим укладом жизни, который составляла военная служба, общинное землевладение и землепользование, местное самоуправление с его круговой демократией, включая разрешение возникающих внутриобщинных споров самой общиной в форме казачьего суда. Каждый отдельный отряд (казачий юрт) назывался станицей. Станичная жизнь строилась на принципах общинной демократии ( в основе - общественное мнение): высшим органом являлась сходка - казачий круг, на котором выбирались атаман и его помощник (есаул), а также дьяк (писарь). Вокруг выборных группировались "лучшие люди" - станичные атаманы и есаулы, наиболее авторитетные казаки.

Важнейшие вопросы казачьей жизни решались на круге: вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся, организация рыбной ловли, военных походов, пользование землями, лугами и пастбищами.


Необходимо отметить, что и в радости, и в горе, казаки проявляли единство, взаимопомощь, оказывали поддержку друг другу.


Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыбного промысла, добровольной безвозмездной помощи при строительстве дома. Характерны для казаков традиции совместного проведения досуга: проводы молодых казаков на службу и его встреча, трапезы после завершения каких-то сельскохозяйственных работ. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке.
Только война сгоняла казаков с родных мест.


Таким образом, общинный образ жизни утверждал идею равенства: любой казак мог стать атаманом. В то же время такая форма жизни помогала выбрать лучшего: каждый казак был на виду, были видны его личностные качества.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости.
Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. (3,41,56) Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее народа. В силу особенностей военного быта исторически выработался особенный тип женщины - казачки. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, превратиться в лентяя и белоручку, но казачка всегда оставалась героиней. В казачьем быту родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи.(3) Среди Зауральских казаков пользуется уважением день Матери - Гугнихи, праматери всех зауральских казаков.(39)


Мужчина и женщина почти полностью равноправны, что обуславливалось тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа вела свое хозяйство сама и поддерживала дом. Главой семейства всегда оставался отец, а в случае его смерти главенство в доме переходило к матери. До сегодняшнего дня сохраняется традиционное уважительное обращение жены к мужу по имени-отчеству.(41)


Семья у казаков была патриархальной - глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным хозяином: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих семьях до сегодняшнего дня.

Взаимоотношения со старшими


Детям часто устраивались экзамены на знание молитв. Приход старика в дом было ярким радостным событием или предупреждением, после которого следовал вызов к атаману. Смерть старика погружала всю станицу в траур.


При старших считалось неприличным не поздороваться, сидеть (если они не позволят), появляться не вполне одетыми.


Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.


Член Совета Стариков станицы должен был отвечать обязательным требованиям: - быть честным, добропорядочным, верующим;- быть казаком;- соблюдать казачьи обычаи и традиции; - пользоваться уважением и доверием казаков; - иметь большой жизненный опыт, обширные знания и авторитет в городе;- брать на себя ответственейшие решения.


Таким образом, старшинство помогало сформировать у молодежи чувство уважения и поклонения старшим не только как хранителям традиций, знаний, обычаям, но и носителям казачьей чести.


У казаков существовала регламентированная и ритуализированная система половой дифференциации: девочку воспитывали как хозяйку и рукодельницу, жену казака, подчиняющуюся мужчине, мальчика - как будущего хозяина дома и воина. Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” - давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев. С самого раннего детства детям постоянно внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду.


В семейном воспитании казаков можно выделить:

Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. С трёх лет мальчика сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение, в 3 года уже самостоятельно ездили верхом по двору; в 5 лет казачата играли в войну, стреляя из лука, разделившись на две равные части. Несли впереди бумажные знамена с начертанными на них крестами, хлопали хлопушками, противники сходились и сражались, отчаянно рубились игрушечными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали зна¬мена друг у друга и захватывали пленных. Победители под музыку дудок и трещоток торжественным строем возвращались в город. Позади них, стыдливо опустив голову и заливаясь слезами, шли пленные. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек - к работам по дому и огороду; с 10 лет казаки посещали казачий Круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами; в десять подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки и непременно рысью, запрячь лошадь, пасли коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь; с 14 лет ухаживал за жеребёнком и дальше рос вместе с ним; 14-15 - летние подростки могли джигитовать как взрослые, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть из-за него огонь. В 19 лет готов был встать в строй. В конюшне у казака был конь-фронтовик, под рукой – сбруя, седло, четыре подковы, шашка, карабин и пика, перемётные сумы, а в них – 11 фунтов сухарей. После приказа казак был готов к походу и бою. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке.

3.Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при пожаре, наводнениях, при встрече с лесу или степи с опасным зверем, обучали, как развести огонь в дождь и т.д. Главными во всех этих ситуациях считались: не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой; не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе; даже тогда, когда совсем не видно никакой возможности выбраться из беды, все равно нужно искать выходы. Безвыходных положений не бывает.


4.Учение послушанию. Честный казак- это хороший семьянин и работник. Разумный человек вырастет из послушного, а из не послушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник.


5.Самостоятельного принятия решения и сопереживания боли близких, рядом идущих: внушали, что себялюбие и зависть может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Считалось, что зависть - есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства. Родители старались привить детям навыки почитания корней родства - близкое родство почиталось до пятого колена. К шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в станице. Закреплению у детей родственных уз, воспитанию в требованиях обычая, традиций способствовали посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях.

Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми, не только отцом, матерью, но всей общиной. Главными методами воспитания были - страх наказания и осуждения поступка. Существовала система наказаний. Например, за сквернословие и кражу пороли. Попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным- нарушение порядка не выходило за рамки дозволенного. Вырастая, казачата становились достойными людьми.

Учителями казачат в искусстве верховой езды, меткости стрельбы, ловкости и слаженности действий сначала были отцы. Попозже "малолетков" отдавали в обучение самым опытным казакам станицы, которые на зара¬нее отведенном месте, каждый на своем коне и в пол¬ном вооружении, в присутствии атамана, обучали казачат всем при¬емам воинского искусства: учили стре¬лять на полном скаку, мчаться во весь дух, стоя в седле, и одновремен¬но отмахиваться саблей, поднимать с земли монету и рубить пламя свечи, стоящей на низенькой подставочке. Самым метким юным стрелкам, самым лихим молодым наездникам атаман торжественно вручал бога¬тое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. Эти свои первые награды казаки ценили и хранили всю свою жизнь. Так вырастали целые поколения.


Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. К примеру, некоторые положения устава: Казак верен Отечеству. Казак вежлив. Казак бережлив. Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем. Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.


Казаки, воспитывая будущего мужчину, культивировали в нем мужественность, отвагу, справедливость и доброту, то есть мужскую честь.

Определенные традиции, существующие в воспитании девочек-казачек, способствовали формированию представлений о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Такие семьи подвергались насмешкам. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины выполняли и мужскую работу.


Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности.(30) Все это не могло сказаться на своеобразии казачьего характера, замешанного на вольнолюбии, физической и духовной силе казаков. Казаки в течение многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам: - не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, - искоренять зло и ненависть, -относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе, -разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями,- быть всегда правдивым и искренним не только в словах, делах, но и в мыслях, -жить только за счет своего труда, избавляться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.- воздержание и умеренность во всем.- свобода от накопительства; настоящий казак должен приобрести необходимые вещи, принимать подарки, преподносимые от чистого сердца и в которых есть истинная нужда.

Таким образом воспитывала детей вся община. У казаков существовала система половой дифференциации. Мальчика-казака с самого раннего детства учили быть казаком: учили обращению с конем, с оружием, учили быть в постоянной готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, прививали качества, которые не только помогут проявиться в бою, но и помогут нести тяготы хозяйственной деятельности.

Заслуживало уважения лечение казаков от полученных ран на поле боя. Распространенным децинфицирующим средством среди казаков, к примеру, была паутина, которую сматывали, и посыпанную порохом, прикладывали к ранам. От этого зарубцевавшиеся шрамы приобретали синий цвет(53). Для казаков характерно- они никогда не уродовали собственное тело татуировкой, потому что оно было сотворено по образу и подобию Божию. Боялись каких-либо отметин на теле, даже родинки считались дьявольским наваждением, потому, скажем, в гвардию с большими родимыми пятнами на теле не брали.

Основной одеждой казаков-мужчин были мундиры. Происходила военная реформа — менялся воинский мундир — а с ним менялся и костюм станичников. Старики по станицам продолжали носить одежду, в том числе и новошитую, по привычным для них образцам: в каких мундирах они служили в молодости, в таких и умирали в старости.


Казаки, поступая на службу в советскую армию, не имели права носить крест на груди, и поэтому, чтобы не остаться без креста, раскаливали медный крест докрасна и прикладывали к груди. В казачьем староверческом мировоззрении было точное, не подвергаемое сомнению клише: снявший крест — обречен. И делали это из-за высочайшего страха — страха Божьего — страха потерять душу, страха перестать быть человеком и личностью.


Головой убор-фуражка или папаха символизировал принадлежность к казачеству. Лампасы не носили последние лет тридцать-сорок, а фуражки, неизвестно где шитые, существовали всегда. Шапка играла очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражки или папахи без кокард формально принадлежали казакам нестроевых возрастов. Но этот обычай почти никогда не соблюдался, может, потому, что казачата хотели казаться старше, а старики — моложе!


Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала, как и кафтан особого покроя из дорогого материала. Шапка была знаком его атаманства и принадлежала казачьему обществу. Обычаи, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор. При выборах атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку. Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще-то, обычай обнажать голову означает покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение воле другого (того, кто в шапке). Все остальные казаки круга сидели в головных уборах. Но как только атаман был выбран, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы. С этой минуты признавалась воля атамана над их головами.


Как жило казачество на Кубани.
Казачество - это большая страница в истории России. Когда и как появились казаки не известно. Одно из переводов слова казак означает вольный военный человек. Это больше всего характеризует казачество. Казаки прославились во время военных действий на защите рубежей Родины. Долгое время это были вольные общины, объединяющиеся по месту проживания, имеющие свой устав. Главенствующим лицом был атаман, выбранный на общем сходе. Общины входили в общее казацкое войско. Идеалами казаков были свобода, равенство, братство. Казачество являлось самостоятельным, независимым образованием. Взаимоотношение с государством осуществлялось посредством определенных указов. Но в конце XVIII начало XIX веков казачье войско переходит в подчинение военного Министерства и теряет свою свободу и независимость.

Язык у казаков был русский, вероисповедание – православие. Им выделялась земля для пользования. Казацкие хутора на Кубани располагались вдоль рек. Военная служба совмещалась с земледелием, животноводством, рыболовством. Для проживания строились турлучные, глинобитные дома. Обычно жили большими семьями, куда входило несколько поколений. В казацкой семье по обыкновению было много детей (до семи, восьми человек). Во дворе имелись всякие хозяйственные постройки, такие как закрома, сенник, сарай. В них содержалось много разнообразного домашнего скота, хранились запасы кормов. Казаки имели лошадей, коров, коз, овец, свиней, много разнообразной птицы. В полях обрабатывались большие наделы земли. Земля была своя или бралась в аренду. Сажали пшеницу, рожь, ячмень, лен. В хуторах, станицах обязательно была церковь, мельница, кузница. Казаки много работали, были организованными, хорошими мастеровыми. Пахотные угодья возделывались вручную. Пахали, сеяли с помощью быков, собирали урожай серпами. Перед коллективизацией стали появляться немецкие молотилки. В общей массе жили зажиточно. Закрома ломились от урожая. Было и мясо, и молоко, и хлеб. Сады изобиловали фруктами. Причем они ничем не обрабатывались. Вредителей не было, экология процветала. Хорошо работали и очень хорошо питались разнообразной качественной пищей. В обязательном порядке посещали церковь, соблюдали обряды, соблюдали посты. Правда, спать приходилось мало. На это не оставалось времени. К труду привлекались даже малые дети. Они могли присматривать за младшими братьями, сестрами, пасти скот. Быт был устроен скромно. В доме находилась русская печь, где на теплой лежанке спали маленькие дети и старики. Большой обеденный стол с лавками собирал всю семью. Ели из одной посуды, быстро работая ложками, чтобы успеть наесться. Хаты белились, полы мазались глиной. На окнах висели домотканные занавески. Одежду женщины изготавливали сами из шерсти и льна. На ручных прялках ткали и пряли холсты, возделывали шкуры животных. Обувщики шили красивую, натуральную обувь. Правда детям она часто не доставалась, или были одни сапоги для двоих. В школе учились не в обязательном порядке и не все. У некоторых не было желания, у некоторых возможности.

Жили казаки в основном зажиточно (по тем временам), кроме лентяев и пьяниц, составляющих небольшую прослойку в казачьей общине. Работящий, крепкий, любящий свою семью, свою Родину народ был незаменим и в бою. Казаки прекрасно владели боевым искусством. Были удивительными наездниками, и в сабельном бою не было им равных.

Такая жизнь продолжалась, пока на Кубани не случилась насильственная коллективизация. Положительная роль коллективизации была спорной. Задача, поставленная Сталиным, на местах выполнялась с перегибами. Много семей погибло (было заморено голодом). Многих сослали в Сибирь на необжитые места. Это отдельная кровавая страница истории.
Весь рассказ записан со слов старожил того времени. Их уже никого не осталось в живых. Но мы должны знать и помнить свое прошлое.

О традиционной народной культуре целесообразно говорить, начиная с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой, приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами. Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

История Кубани

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.


Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища


Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники

На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Языковые особенности

Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии — устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Заключение

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром — они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Читайте также: