Контроль как функция управления доклад

Обновлено: 28.06.2024

3.1. Общая характеристика компании………………………………….22

3.2.Контроль за поведением конкурентов на рынке…………………..29

3.3.Контроль финансовых показателей………………………………..31

Введение

В рыночных условиях деятельность любой компании направлена на завоевание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами и удержание своих позиций на рынке. Для этого необходимо эффективное управление компанией, которое направлено на достижение поставленных целей и задач.

В целом процесс управление представляет собой воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.

Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать и руководить командой, координировать и контролировать. Эти основные функции управления впервые были сформулированы Анри Файолем, одним из основоположников школы научного управления. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться как самостоятельно, так и быть неразрывно связанными между собой.

Одним из важнейших компонентов процесса управления на предприятии является функция контроля.

Однако функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).

В настоящее время под термином контроль подразумевают процесс, который позволяет определить качество выполняемой работы, выяснить как организация продвигается к намеченной цели, установить степень отклонений и выбрать соответствующие действия или альтернативный курс.

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Он охватывает весь процесс управления, начиная с непосредственного создания организации и до самой последней стадии оценки конечных результатов деятельности.

Контроль выполняет важнейшую роль, и в общем виде означает процесс соизмерения и сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. По сути это количественная и качественная оценка и учет результатов работы фирмы.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Объектами контроля выступают предприятия, организации. Внутри организаций контролю подвергаются происходящие в них процессы или отдельные элементы системы.

Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль осуществляют как государственные органы, так ведомственные и частные.

Некоторые организации создали целые системы контроля.

В компании в процессе контроля субъект управления (менеджер или управляющий) оценивает успешность выполнения намеченных компанией планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.

Контрольные мероприятия помогают выявить различные отклонения, возникающие в деятельности организации, определить их причины и устранить их до того, как они смогут серьезно повлиять на эффективность функционирования компании.

Таким образом, целью данной работы является рассмотреть процесс контроля в управлении предприятием.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть особенности контроля как функции управления

2. Определить виды контроля и дать им характеристику

3. Рассмотреть принцип организации контроля в организации

Глава 1. Теоретические основы контроля как функции управления

Контроль как функция управления

На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Вследствие этого планы не всегда выполняются так, как было задумано. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

У руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению одной из важных функций управления – контроля.

Контроль - это вид управленческой деятельности. Процесс, который позволяет определить качество выполняемой работы, выяснить, как организация продвигается к намеченной цели, установить степень отклонений и выбрать соответствующие действия или альтернативный курс.

Контроль является всеобъемлющим. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, для того что бы организация функционировала успешно. Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они перерастут в кризис. Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей.

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Это критически важная и сложная функция управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в компании.

Контроль выполняет важнейшую роль, и в общем виде означает процесс соизмерения и сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль необходим для устранения неопределенности и ошибок в деятельности компании.

Контроль помогает предвидеть кризисные ситуации. С помощью контроля можно фиксировать ошибки и исправлять их до того как они повредят достижению целей организации.

Контроль выявляет не только ошибки, но и успехи. Он помогает определить, какие именно направления деятельности наиболее эффективны.

Различают объект, предмет и субъект контроля.

Объект контроля – предприятия, организации. Внутри организации контролю подвергаются происходящие в них бизнес-процессы и отдельные элементы системы.

Предмет контроля – состояние и поведение объектов управления. Предметом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и организации, а так же их структурные подразделения служит их деятельность в соответствии с установленными законами, нормами. Т.е. определенное состояние объекта контроля на определенную дату.

Субъект контроля – контролирующее звено. Человек, группа людей или организация в целом. Так же субъектом контроля могут выступать как государственные, ведомственные или частные органы.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

– по принадлежности субъекта контроля к предприятию (внутренний, внешний);

– по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);

– по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);

- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Главной задачей контроля является своевременное выявление и устранение ошибок в процессе работы, до того, как они смогут стать слишком серьезными и в дальнейшем повредить достижению целей предприятия, с помощью установления стандартов, которыми следует руководствоваться при выпол­нении заданий.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Требования, предъявляемые к эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность – является одним из главных условий его эффективности. Контролироваться должны результаты деятельности организации по стратегическим направлениям на основе количественных оценок.

2. Ориентация на результаты – конечная цель контроля, стоящая перед организацией. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.

3. Ориентация на вид деятельности – для того, что бы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную проблему.

4. Своевременность контроля – для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, которые соответствует контролируемому явлению. Это связано с важнейшей целью контроля – необходимостью устранять отклонения, прежде чем они примут масштабный характер.

5.Гибкость контроля – необходима для приспособления к происходящим изменениям.

6. Простота контроля – как правило, наиболее эффективный контроль – это простейший контроль. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, — такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Совершенствование контроля, увеличение затрат на его проведение оправданно до тех пор пока это приводит к увеличению преимуществ и доходов организации, превышающих рост затрат на контроль.

В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

1.2. Виды контроля

Существуют 3 основных вида контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль

Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Задача предварительного контроля является проверка готовности организации к началу работы.

Он включает введение в практику определенных правил, процедур, линий поведения. Они вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение позволяет убедиться в том, что работа развивается в заданном направлении. Поэтому необходимо писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать кадры, имеющую их обязанностям квалификацию.

Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей или отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. В ходе подбора необходимо установить допустимый уровень образования или опыт работы, проверять рекомендации, проводить психологические тесты и многочисленные собеседования с работниками. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения.

Контроль материальных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов на уровне достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет (текущий финансовый план). Бюджет дает уверенность в том, что денежные средства когда потребуются, всегда будут у организации. Бюджеты устанавливают пределы затрат и не позволяют исчерпать средства, не достигнув поставленных целей.

Текущий контроль

Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Текущий контроль обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяют не отклоняться от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль основывается на измерении фактических результатов работы, направленной на достижение поставленной цели. Задача текущего контроля – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе работы.

Заключительный контроль

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Хотя заключительный контроль и осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даёт информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности.

Контроль, учет, анализ представляют собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Контролем называют такую управленческую деятельность, которая фиксирует состояние объекта управления в определенные промежутки времени.

Содержание контроля в качестве функции менеджмента состоит в том, чтобы своевременно обнаружить возникающие в процессе хозяйственно-производственной деятельности объектов управления проблемных моментов (отклонений от заданного плана, нормативно-правовых документов, стандартов) и изменения внешней среды (рис. 1).

Понятие и задачи контроля

Рис. 1 - Принципы функции контроля

Контроль сам по себе является комплексной функцией менеджмента, которая состоит из функций учета, оценки, анализа, описанных далее в рамках данной статьи.

Задачами контроля можно назвать следующие:

Значение контроля

Как уже стало очевидно из описанного выше, роль контроля сложно переоценить, таким образом его значение заключается в:

  • завершении управленческого цикла и интеграции результатов анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми ключевыми предметными функциями управления;
  • осуществлении корректировок ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей либо организационных условий их выполнения, то есть реализация обратной связи в цикле управления.

Кроме того, процесс контроля состоит также из:

  • установки стандартов, выработки критериев оценки;
  • изменения реальных результатов;
  • принятия нужных корректирующих мероприятий.

Виды контроля

Согласно форме реализации, контроль может подразделяться на:

  1. внутренний – система контроля осуществляется организацией самостоятельно;
  2. внешний – контроль реализуется сторонними внешними контрольными органами, вышестоящей организацией, государственными органами и проч.

В таблице ниже нами приведены описания и характерные черты главных видов контроля.

Таблица 1 - Характеристика основных видов контрольной деятельности

Виды контроля

В заключение хочется добавить, что эффективной систему контроля стоит считать при соблюдении:

  • стратегической направленности;
  • ориентации на успешные результаты;
  • соответствия контролируемому виду деятельности;
  • своевременности (то есть необходимые данные попадут к компетентным людям до того, как произойдет кризисная ситуацию) и гибкости;
  • экономичности и простоте.

Понятие учета

Под учетом принято понимать управленческую деятельность по финансированию состояния объекта управления с первоначального до определенного момента времени.

Содержание учета в качестве функции менеджмента заключается в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и проч.

Согласно видам, учет бывает:

  • оперативным – текущее управление определенными видами экономической деятельности либо отдельно взятыми операциями;
  • финансовым (бухгалтерским) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в ходе экономической деятельности организации;
  • статистическим – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, которые не имеют стоимостной оценки; может являться как сплошным, так и выборочным.

Сущность анализа

Анализом называют такую управленческую деятельность, которая обеспечивает определение причин отклонения желаемого состояния системы от реального и осуществляет создание мероприятий для устранения определенных недостатков.

Сущность анализа в качестве функции управления заключается в исследовании выполнения производственной программы, эффективности пользования материальными и финансовыми ресурсами.

Целями экономического анализа можно считать:

  • определение эффективности производственно-сбытовой деятельности организации;
  • выявление векторов деятельности на текущий и предстоящий периоды.

Анализ подразделяется на внешний и внутренний, далее приведём характеристики каждого из них.

Гост

ГОСТ

Контроль - ведущая функция управления. Когда менеджмент организации ставит определенные цели, то контроль является процессом, который обеспечивает достижение обозначенной цели.

Главная задача контроля – оценить результаты работы организации.

Среди основных причин необходимости контроля можно назвать:

  • наличие неопределенности, сложности и динамичности среды;
  • необходимость предупреждения появления кризисной ситуации через обнаружение ошибочных действий и несоответствий до того, как предприятию будет нанесен ощутимый вред;
  • поддержание высокого результата через сопоставление фактических показателей плановым и оценку темпов продвижения фирмы к намеченной цели.

В конкретной ситуации содержание контрольной функции определяет структура и содержание остальных функций управления (планирования, организация, мотивация). Одновременно утвержденная система контроля также оказывает влияние на содержание функций планирования, организации, мотивации.

Функции контроля в системе управления

Среди основных функций контроля в управлении организацией можно выделить следующие:

  • диагностическая функция, помогающая изучению реального положения дел внутри организации;
  • стимулирующая функция, предполагающая вознаграждение или наказание работников по результатам контроля, что стимулирует более эффективное и качественное выполнение должностных обязанностей;
  • коммуникативная функция, помогающая установление и поддержке обратной связи;
  • ориентирующая функция, позволяющая помогает выявить, на что следует обращать особенное внимание;
  • корректирующая функция, способствующая исправлению ошибок и улучшению дальнейшей работы с учетом полученных данных.

Роль функции контроля в управлении

Как функция управления контроль предполагает наличие тесной взаимосвязи с планированием, организацией и мотивацией рабочих процессов.

Связь контроля и планирования проявляется в следующем: цели и конечные показатели формулируются в планах. Как правило, периодичность планирования и контроля должна совпадать, а непосредственно контроль делится на следующие типы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • стратегический;
  • тактический;
  • оперативный.

Взаимосвязь контроля и функции организации способствует решению проблем централизации и децентрализации, помогает в установлении субъекта и объекта контроля. Отметим, что объект и субъект контроля должны быть четко прописаны в разных положениях и инструкциях.

Результаты контроля – неотъемлемое условие мотивации персонала. Следовательно, эффективность мотивации персонала определяется эффективностью контроля.

Задачи контроля

Если говорить о сфере управления, то организация не может существовать полноценно без наличия соответствующего контроля. В управлении сущность функции контроля заключается в выполнении задач:


Современное понимание командира подразделения о контроле в управлении подразделениями и его реализация несколько искажено. Процесс контроля организуется неправильно, либо осуществляется поиск недостатков при выполнении подчиненными поставленных задач, что удаляет контроль от основного его назначения и делает не совсем качественным управление подразделением. Поэтому возникает необходимость разъяснения действительного смысла данного процесса, способов его реализации и доведения этой информации до должностных лиц подразделений ВС РФ.

Как известно, контроль — это процесс, при котором руководитель проверяет правильность своих решений и нуждаются ли нуждаются они в корректировке. Контроль — является одной из основных функцией управления, потому как посредством контроля реализуется обратная связь между командиром и подчиненными, и именно он создает условия для заблаговременной корректировки ранее принятых планов путем применения распорядительных методов [1].

Контроль — есть процесс постоянный, который может быть: предварительным, текущим, заключительным.

Предварительный контроль реализуется с помощью анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, и выбора наиболее квалифицированных специалистов, проведения психологических тестов и определения профессиональной пригодности.

Текущий контроль организуется согласно тем задачам, выполнение которых идет непрерывно (например, боевое дежурство). Командир может наблюдать за подчиненными, посещая места их работы, что позволит ему оценить качество и своевременность их работы.

Заключительный контроль реализуется по окончании выполнения работ. При этом либо сразу по завершении контролируемой деятельности, или после определенного времени полученные результаты сравниваются с ожидаемыми.

Стандартная структура контроля содержит определенные цели и задачи.

а) сохранение и минимальные затраты при использовании различных ресурсов;

б) готовность организации, как к внутренним, так и к внешним переменам;

в) обеспечение продуктивной деятельности системы, а также ее устойчивости и развития при высокой конкуренции.

Достижение целей системы реализуется посредством основных показателей эффективности управления:

– соответствие деятельности организации выбранным направлению действий и планам;

– способность сохранять ресурсы и потенциал организации;

– полнота и правильность документации, и качество исходной информации для принятия целесообразных управленческих решений;

– согласованность по месту, цели и времени;

– разумное и экономное использование всех видов ресурсов;

– соблюдение установленных требований, правил, приказов и инструкций, организация делопроизводства;

– соблюдение требований, установленных действующим законодательством.

В результате рассмотрения данных задач, возникает необходимость создания эффективной системы контроля [2].

Показатель результативности контроля определяется снижением потерь, т. е. ущербом организации при затратах на работу системы, которые не должны превышать убытков.

Каждый этап организации контроля характеризуется определенной системой мер.

Установление норм. Данный этап показывает взаимодействие функции контроля и планирования. Критерии, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, имеют две важные особенности. Они характеризуются наличием временными показателями, за период которых должна быть выполнена работа, и определенного критерия эффективности, с помощью которого можно оценить степень выполнения работы.

Результативность точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленной цели.

Командир не может эффективно осуществить контроль без опоры на какой-либо результат. Основной причиной отсутствия результата является некачественное управление, которое уже не является руководством, а есть реакция на ситуацию, которая вышла из-под контроля.

Затем осуществляется сравнение достигнутых результатов с заданными целями. На этом этапе командир должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом необходимо проанализировать отклонения полученных результатов от требуемых. На втором этапе процедуры контроля производится оценка, по которой можно судить о решении для начала действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии, заключается в определении величины отклонений, измерении результатов, передачи информации и ее оценке.

Для эффективной работы системы контроля, необходимо обязательно довести до подчиненных как установленные стандарты, так и результаты.

После произведения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Командир должен выбрать одну из трех линии поведения: ничего не предпринимать; устранить недостатки; изменить требования.

Ничего не предпринимать. Основная цель контроля заключается в достижении такого положения, при котором процесс управления подразделением осуществлялся бы в строгом соответствии с планом: если фактические результаты соответствуют ожидаемым, то лучше всего не менять плана действий.

Устранить недостатки. Система контроля, которая не способна работать на упреждение является бессмысленной и неэффективной. Корректировка недостатков главным образом должна быть нацелена на причину возникновения этих недостатков. Смысл корректировки заключается в выявлении причин возникновения недостатков и возврату к правильному порядку действий согласно плана.

Изменение требований. Устранение выявленных отклонений от стандартов требуется не во всех случаях. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому, что они основываются на планах. Таким образом, при возникновении необходимости корректировки должны изменяться и требования.

Для того, чтобы контроль мог выполнять свою задачу, т е. обеспечить достижение целей, он должен отвечать определенным требованиям.

Направленность контроля. Если руководитель считает, что какой-то вид деятельности имеет значительный приоритет, то для каждой такой деятельности должен вестись тщательный контроль, даже если эта деятельность с трудом поддается измерению.

Своевременность контроля заключается не в его скоротечности или частоте его проведения, а во времени проходящем между проведением очередных проверок, которое наиболее целесообразно подходит для контроля различных видов деятельности.

Гибкость. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и быстро адаптироваться в изменяющихся условиях обстановки.

Простота. Простые методы контроля требуют меньших затрат на его реализацию. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей.

Экономичность. Любой контроль, который не оправдывает средства затраченные на его реализацию, не улучшает эффективность деятельности, а ведет по ложному пути.

Соответствие делу. Контроль должен измерять и оценивать то, что действительно важно.

Для органов управления в войсках осуществление контроля и оказание помощи подчиненным является важнейшей функцией. Основы организации контроля в течение всего учебного года закладываются в самом планировании. В годовых планах всех звеньев управления предусмотрены такие важнейшие мероприятия контроля, как итоговые и контрольные проверки, целевые проверки состояния отдельных элементов боевой готовности, работа в подчиненных подразделениях или частях по контролю и оказанию помощи.

Обобщенные и проанализированные результаты контроля позволяют совершенствовать повседневную деятельность частей и подразделений по поддержанию боевой готовности, объективно и конкретно подводить итоги деятельности подчиненных, определять лучших из них и отстающих, поощрять достойных и взыскивать с нерадивых, т. е. стимулировать служебную деятельность подчиненных.

Таким образом, целью контроля является осуществление обратной связи в системе управления повседневной деятельностью войск, выявление отклонений и недостатков в реализации ее целей и задач и принятие мер по обеспечению их достижения. Осуществление контроля тесно связано с оценкой состояния и деятельности подчиненных подразделений.

Контроль состояния боевой готовности и хода выполнения задач разделяется на виды: текущий, периодический и итоговый.

Текущий контроль осуществляется постоянно, ежедневно с целью стимулирования деятельности подчиненных, отслеживания и обобщения результатов их деятельности и обеспечения своевременной реакции командиров и начальников на возможные отклонения от утвержденных планов и установленного порядка. Он осуществляется всеми органами и пунктами управления, а также должностными лицами в соответствии с их должностными и специальными обязанностями.

Периодический контроль проводится командирами и начальниками, назначенными ими должностными лицами (специалистами) или комиссиями (группами) периодически, в соответствии с установленными нормами или по решению командира с целью проверки в подчиненных частях и подразделениях состояния отдельных элементов боевой готовности, достигнутого ими уровня подготовки за какой-то период времени.

Итоговый контроль проводится решением старших начальников подготовленными ими комиссией и комплексными группами с целью проверки состояния боевой готовности подразделений, как правило, в конце учебного года или периода обучения. По своему характеру он может быть плановым (об итоговых проверках известно заранее) и неплановым (внезапным).

На различных этапах развития войск, с учетом предназначения подразделений, исходя из конкретной обстановки в структуру итоговых проверок могут включаться различные элементы.

Контрольные проверки проводит командир соединения в частях, а командир части в подразделениях, не подвергшихся инспектированию или итоговым проверкам (контрольным проверкам старшего начальника) в конце периодов обучения, а при необходимости — и в другие сроки. Как правило, оно проводится по сокращенной по сравнению с итоговыми проверками программе и охватывает только основные элементы боевой готовности.

Внезапные проверки боевой готовности проводятся по решению Главнокомандующего вида войск, Командующего рода войск или командующего объединением.

Контроль состояния боевой готовности и хода выполнения задач должен быть органически связанным с оказанием помощи проверяемым подразделениям и командирам, более квалифицированным изучением состояния дел и вскрытием недостатков, обучением подчиненных в ходе учений, занятий и контрольных мероприятий, а также при подведении итогов, решением тех вопросов, которые находятся вне компетенции и полномочий проверяемых командиров и начальников.

Оказание помощи в устранении вскрытых недостатков — завершающий этап любых форм контроля. Командир в ходе проверки заслушивает своих офицеров ежедневно или периодически в назначенные дни по результатам работы и вскрытым недостаткам, обобщает и анализирует их и ставит задачи на выявление причин недостатков [3].

В результате данной работы определяется суть каждого недостатка:

– что плохо — действие или бездействие людей, неисправность или неготовность вооружения и техники, отсутствие должного обеспечения, непродуманность планов и низкая эффективность управления;

– почему плохо — слабые навыки и обученность или халатность, непродуманная система или технология действий, воздействие каких-то внешних по отношению к проверяемому подразделению факторов;

– кто виноват или недорабатывает — служба или отделение, должностные лица, конкретные военнослужащие;

– что необходимо сделать для устранения недостатка — внести изменения в организацию, провести ряд учебных мероприятий, решить вопросы расстановки кадров, обеспечить дополнительными ресурсами;

– кто это должен сделать — проверяемые своими силами и силами проверяемой части (подразделения), должностные лица или службы своего звена управления или необходимо ставить вопросы на решение старших командиров и начальников.

В зависимости от результатов анализа командир должен установить сроки устранения недостатков: немедленно в ходе проверки или в плановом порядке после окончания проверки с назначением сроков докладов и формы контроля.

Все виды контроля только тогда имеют смысл и обеспечивают выполнение задач, когда они органически связаны с оказанием помощи подчиненным.

Таким образом, можно сказать, что контроль деятельности подразделений в повседневной деятельности, процесс сложный, многоступенчатый и требует наличия определенных знаний и умений у командира подразделения, без которых реализация не только контроля, но и управления в целом будет не только не эффективным, но и вовсе невозможным. Поэтому следует тщательнее организовывать подготовку офицерских кадров на стадии их обучения еще в училищах, во избежание, некомпетентности командиров всех уровней и должного выполнения ими своих обязанностей в подразделениях ВС РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): боевая готовность, контроль, оказание помощи, командир, план, проверка, звено управления, контроль состояния, обратная связь, осуществление контроля.

Читайте также: