Асу вс рф доклад

Обновлено: 30.06.2024

Командование ВС РФ прилагает значительные усилия к тому, чтобы звенья оперативного руководства обеспечивали быстрое, устойчивое, надежное, непрерывное и гибкое управление Вооруженными Силами, как в мирное, так и в военное время.

При этом большая роль отводится автоматизации управления боевыми силами, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Внедрение средств вычислительной техники во все органы управления стратегических, оперативных и тактических звеньев.

2. Комплексная автоматизация процессов управления боевой деятельностью войск.

3. Наличие развитых систем связи, позволяющих оперативно и надежно передавать данные в глобальном масштабе и организовывать связь в новых районах.

Указанные принципы находят практическое воплощение в автоматизированных системах управления войсками (АСУВ), которые обеспечивают сбор, передачу, обработку и представление командиру информации, необходимой для управления войсками при подготовке и ведении боевых операций, а также доведение принятых решений до войск.

АСУВ применяется для автоматизации работы командных пунктов и органов управления, связанных с боевым обеспечением войск. Объектом управления этих систем служат боевые силы.

При повседневном руководстве войсками АСУВ используются для решения таких задач, как:

— разработка основных концепций строительства Вооруженных Сил;

— оценка действующих оперативных планов боевого использования войск;

— моделирование боевых ситуаций;

—обеспечение боевой готовности войск (материально-техническое обеспечение, транспортные перевозки, учет личного состава и т. д.);

— планирование и проведение мобилизационного развертывания;

— оценка боевых возможностей вероятного противника;

— оценка эффективности существующих и перспективных систем вооружения и разработка требований к ним;

— осуществление контрольно-финансовых операций;

— обеспечение научно-исследовательских работ.

Рассмотрим принципы построения и назначение автоматизированных систем управления войсками (АСУВ).

АСУВ–это человеко-машинная система, обеспечивающая высокий уровень оперативного управления войсками как в мирное, так и в военное время для всех видов боевых действий.

Внедрение АСУВ в работу органов управления войсками выполняется в целях повышения устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности управления войсками, а также эффективного использования их боевых возможностей при решении задач в бою.

Автоматизация управления войсками подразумевает использование современных средств вычислительной техники и различных высокопроизводительных технических устройств сбора, накопления, обработки и передачи информации совместно с соответствующим информационным, математическим и программным обеспечением.

Техническую основу автоматизации управления войсками составляют различные ЭВМ с устройствами ввода и вывода информации, аппаратурой ее отображения и документирования, а также телекодовая приемно-передающая аппаратура связи и т.п.

Основные принципы построения АСУВвключают:

1. Системный подход при разработке и внедрении АСУВ.

2. Автоматизация широкого круга задач управления войсками.

3. Разработка и внедрение новых методов сбора, накопления, обработки и передачи информации.

4. Возможность развития и наращивания АСУВ.

По принадлежности к различным уровням управления АСУВ подразделяются на стратегические; оперативно-стратегические; оперативные и тактические.

По видам войск АСУВ подразделяются на общевойсковые, родов войск, войск специального назначения, тыла, технического обеспечения и пр.

- сбора данных о своих войсках и о войсках противника;

- нанесения этих данных на карты;

- постановки боевых задач;

- передачи команд (сигналов) и подтверждения получения этих команд и др.

Так общевойсковая подсистема АСУВ дивизии включала 13 КШМ и 1 СМ. В ракетных войсках и артиллерии имелось 8 КШМ и 1 СМ. Авиации и ПВО имелось 2 КШМ и 1 СМ.

На танковую дивизию имелось 12 КШМ и 1 СМ. Танковому полку придавалось 3 КШМ.

Командно-штабная машина содержала:

- специализированную бортовую ЭВМ;

- аппаратуру передачи данных;

- пульт набора формализованных кодограмм;

- устройство считывания координат;

- алфавитно-цифровое печатающее устройство;

- систему жизнеобеспечения и др.

Рассмотрим принципы построения автоматизированных систем управления войсками в США.

По данным зарубежной печати, в США и других странах блока НАТО идет интенсивная автоматизация управления войсками в оперативно-тактическом звене.

Существующие АСУВ по принципам построения подразделяются на три основные категории, которые определяются спецификой работы соответствующих органов управления.

К первой категории относятся АСУВ, создаваемые в интересах органов, осуществляющих общее руководство боевыми силами через подчиненные командные пункты и штабы.

Это системы управления высшего военного руководства, министерств видов вооруженных сил и объединенных командований в зонах. Их характерной особенностью является охват органов управления одного ранга без подключения низовых звеньев, т. е. направленность на решение задач в интересах данного звена управления.

Ко второй категории можно отнести АСУВ с ярко выраженным централизованным принципом построения, которые охватывают сверху донизу какую-либо отдельную область военной деятельности.

Примером таких АСУВ могут служить системы управления стратегическими наступательными и оборонительными силами, где в целях обеспечения высокой оперативности предусмотрена непосредственная передача команд и приказов главнокомандующего на отдельные самолеты или пусковые установки.

В АСУВ третьей категории централизованный и децентрализованный принципы построения сочетаются вместе. Системы представляют собой совокупность автоматизированных центров управления, каждый из которых способен решать задачи в интересах как своего, так и нижестоящих звеньев.

Подобный принцип применяется при создании АСУВ оперативно-тактического звена. Такие системы должны обладать особой гибкостью и быстро приспосабливаться к конкретным условиям боевой обстановки.

В качестве примеров конкретной реализации указанных принципов рассмотрим автоматизированные системы управления высшего военного руководства, стратегического авиационного командования и сухопутными войсками.

ASU

На протяжении 40 лет интерес к автоматизированным системам управления войсками (АСУВ) в мире и в нашей стране остается высоким. Так по некоторым оценкам, одно воинское тактическое формирование, оснащенное эффективными средствами АСУВ, равноценно трем аналогичным, не оснащенным ими. Иными словами, одна автоматизированная бригада может успешно противостоять трем неавтоматизированным. Это достигается за счет повышения эффективности управления и информационного превосходства над противником, в том числе, благодаря созданию единого информационного пространства театра военных действий. Поэтому интенсификационный метод повышения боеспособности российской армии может скомпенсировать ведущиеся реформы ведомства А.Э. Сердюкова, направленные на сокращение армии. Тем более, что еще четверть века назад наша страна была лидером АСУВ – строения, как, впрочем, и во многих других отраслях. Но сегодня уже все по-другому, другая Россия – другие приоритеты.

Введение в АСУ военного назначения

Текущее состояние автоматизации в России

Важно подчеркнуть, что в отличие от других средств, например, стратегических наступательных вооружений или ПРО, на АСУВ пока не распространяются никакие международные ограничения и санкции. То есть методом интенсификации можно в рамках международных соглашений (ограничений) теоретически до бесконечности расширять функциональность АСУВ и наращивать охват ими войск, тем самым, обеспечивая меньшей численностью превосходство над противником.

Кто у руля?

Персональная ответственность

Производители АСУВ

Кто осваивает оборонный бюджет и кому и для чего сегодня нужны заказы?

Уже давно основными производителями АСУВ и их составных частей являются, как и положено при развитом капитализме - российские частные компании: ООО, ОАО и ЗАО. И конечно, их хозяева ставят интересы своей компании на второе место, главное для них - обороноспособность страны, а ремонт их особняка на рублевке – так это вообще десятое дело. Постоянно преобразовываются или создаются все новые ОАО и ЗАО, осваивая львиную долю бюджетных средств на оборонные нужды страны.

Конкурсная основа

Ссылки на источники к Части I:

Права на данный материал принадлежат Аверьянову Дмитрию
Материал размещён правообладателем в открытом доступе

На расширенном заседании Коллегии Минобороны выступил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу

Причины провала отечественного АСУВ – строения Часть III. Научно-технический и промышленный потенциал




ну незнаю : ". впервые в Российской армии на едином программно-аппаратном обеспечении с применением единых протоколов передачи данных было организовано управление тактическим звеном на всех уровнях от дивизии до командира отделения включительно. И которое проходило всего в 24 километрах от Новороссийска.(на учениях "центр-2011".ВДВ использовало АСУВ "Андромеда-Д")







4 c4i
5 ИнженерЯ

понятно,если не возражаете скину ребятам из 7 ВДД от чего они в восторге((


Поэтому такая система называется централизованной.

Применить же сетецентрический способ управления возможно лишь при значительном (в сотни и тысячи раз) увеличении пропускной способности каналов связи, а также достижении очень высокой степени автоматизации обработки информации на пунктах управления. При этом информация может распространяться в системе связи с такой скоростью и в таких объемах, что любую необходимую информацию с любого из пунктов управления (при наличии соответствующего уровня допуска) можно получить на любом другом пункте управления очень быстро и практически по любым каналам связи.

Но для перехода на сетецентрический принцип управления войсками необходимо решение триединой задачи:

1. Создание, производство и поставка в войска автоматизированных комплексов полевых пунктов управления всех уровней (аппаратных средств и специализированного программного обеспечения для обработки данных, командно-штабных и штабных машин оснащенных этими средствами), а также средств разведки и поражения, совместимых с ними.

2. Создание, производство и поставка в войска совместимых с автоматизированными ПУ, средствами разведки и поражения цифровых комплексов средств связи с возможностью передачи больших объемов информации с высокой скоростью.

3. Обучение командиров всех уровней, а также офицеров органов управления и личного состава работе с этими комплексами.

Напомню, что внедрение всего вышеперечисленного – всего лишь средство для достижения главной цели - ускорения обработки информации для сокращения цикла боевого управления. Если мы обрабатываем и передаем информации больше и быстрее противника – получаем преимущество над ним.

- положение противника и вероятный характер его действий;

- положение своих войск;

- задача, поставленная командиру старшим начальником (включая объекты и цели для огневого поражения противника).

Для безусловной реализации концепции сетецентрического управления (т.е ускорения процесса сбора, обработки и передачи информации) компьютерная система обработки информации (в первую очередь графической) должна отвечать следующим требованиям:

6. Файл обстановки должен иметь возможность быстрого включения в себя других документов в виде таблиц, надписей, фотоснимков и др., с возможностью их совместной передачи по каналам связи.

7. Файл обстановки должен содержать в себе несколько слоев с разграничением прав пользователей по их просмотру и редактированию.

8. Электронная версия карты с файлами обстановки должна иметь возможность отображения в автоматизированном режиме положения объектов, оснащенных системой привязки к спутниковым системам навигации (ГЛОНАСС).

9. Объекты, отображаемые на электронной карте должны обладать возможностью привязки к соответствующим системам управления базами данных с возможностью обращения к ним из окна программы в реальном масштабе времени.

10. Система должна поддерживать возможность математического моделирования боевых действий по принципу сравнения боевых потенциалов войск сторон.

12. Система должна быть проста и надежна в работе как автомат Калашникова, а интерфейс программы – должен позволять обучение оператора в течении нескольких часов.

Всем, кто прочитал (а главное – осознал) все пункты требований к системе обработки графической информации – мое огромное спасибо!

Надеюсь, что я убедил читателей в предыдущих частях статьи, что наиболее узким местом в процессе обработки информации является обработка именно графики. То есть обстановки на картах. Поэтому, без создания вышеописанной аппаратно-программной системы обработки графической информации все усилия по созданию даже очень дорогостоящих и быстродействующих систем связи не приведут к желаемому результату – сокращению цикла боевого управления.



Уважаемый автор! Переводные материалы (из комментария к материалам об FBCB2)поданы не плохо. В тоже время из-за отсутствия анализа, проводимых в настоящее время перспективных разработок и результатов их внедрения с учетом войсковых испытаний - материал не представляет интереса для заказчиков и разработчиков отечественных АСУВ. Нужно подавать материал с точки зрения, выявления инноваций, которые должны побудить нашу промышленность к созданию образцов, превосходящих зарубежные аналоги по своим ТТХ. В постсоветской России проводилась ОКР заданная в 1995 году. Результаты которой по предварительным испытаниям в 2004 году превосходили по уровню своих системотехнических решений, описываемые Вами зарубежные образцы АСУВ. К сожалению в угоду конъюктурным интересам Гензаказчика указанная работа была свернута, а в противовес ей поставлена ОКР "Созвездие-М". Результаты которой Вам известны. Бренд закрытой ОКР "Полет-К" очень хорошо эксплуатируется ОАО НИИССУ. В настоящее время к нему пристегнули АСУВ "Андромеда". Пользователи (ВДВ) должны знать, что их обманывают, а в принятых на оснащение АСУ пдб и прошедшей испытания АСУ "Андромеда" умело использованы решения ЗАО "Аэрософт", разработанные и неоднократно проданные Гензаказчику, как новые разработки. Устаревшие разработки в ОКР "ПОлет-КБ" и ОКР "Андромеда" не имеют ни какого отношения к закрытой ОКР "Полет-К". Руководству ОАО "НИИССУ" пора прекратить обманывать заинтересованные стороны в продолжении работ по созданию инновационной АСУ, навязыванием своих устаревших разработок почти 20-летней давности. Пора уважаемым господам - покаяться в корыстных интересах и фальсификации ТТЗ на ОКР "Полет-К" через выпущенные в нарушение всех правовых норм Дополнения к указанному ТТЗ, которые позволили в очередной раз за государственные деньги продать устаревшую разработку и поставить ее на серийное оснащение (производство).


Руководству ОАО "НИИССУ" пора прекратить обманывать заинтересованные стороны в продолжении работ по созданию инновационной АСУ, навязыванием своих устаревших разработок почти 20-летней давности


у меня нет никаких сомнений что асув в россии будут самые лучшие, программистов толковых море, да и грамотных спецов в военном деле не мало


> . спецов в военном деле не мало
Вот-вот. Меня всегда удивляло: народ у нас творческий, вроде все при деле, разработки о-очень давно ведутся, а результата так и нет. Одну работу закрывают, наработки хоронят, открывают новую. "Полет-К","Созвездие-М",АСУВ "Андромеда" - это лишь малая часть. Были и до "Полетовкие", потом подобные работы велись для ГРАУ и ГРУ, "Акации" и "Стрелецы", "Кушетки" и "Бармицы" и чего только не было, что-то подобное (но обязательно СВОЕ) и для МЧС и погранцов и внутреков и др. делалось.
Только одна проблема - спросить не с кого, общественный контроль нулевой ("военная тайна" все же). Денег в эти АСУВ зарыто - "не мерено". Померить (посчитать) уже просто не возможно - "концы в воду", а думы и помыслы о закупке FELINа. Ура свободному рынку и победе демократии!


Эх, знали бы Вы какие средства выделены на доработки и разработки АСУВ на 2013-2015 годы. ух,дух захватывает от цифр с нулями.


Однако собственно ВЕРОЯТНОСТЬ наступления такого события (появление "пророка") и уж тем более - выполнение им функции разработки целевых регламентов, СООТВЕТСТВУЮЩИХ как реальным возможностям перспективных средств управления, так и законам их развития кажется мне исчезающе малой.

К сожалению, вынужден для себя констатировать, что выводы, сделанные Вами ранее в Будущее в прошедшем времени верны.

Причина постройки сарая вместо небоскрёба - кривой фундамент.

Вполне возможно, я могу ошибиться, так как всё-таки недостаточно знаком с системой (я не считаю чтение Ваших статей достаточным для этого), не видел ТЗ и не общался ни с заказчиками, ни с разработчиками, в головах у которых зреют гениальные замыслы о доработках, которые изменят систему коренным образом, но.

На мой взгляд, система не просто сырая и нуждается в доработке. Она кривая принципиально.
Нужно остановиться и (как заказчикам, так и разработчикам) честно сказать себе: "Мы делали не то и не так!"
Отрицательный опыт - тоже опыт. Возможно, если вовремя остановиться, он сможет послужить основой для создания чего-то действительно полезного. Того, что действительно поднимет эффективность управления.
Да, денег жалко. И времени потраченного жалко.
Но это не основание продолжать вбухивать время и деньги в лечение мертворожденного ребёнка.
Хотя бы потому, что продолжая реанимацию мы теряем это самое время и отстаём всё больше.

Я не знаю, можно ли донести это до ЛПР. У меня, по-крайней мере, таких возможностей точно нет.
Но это нужно сделать!

ЗЫ. Ну и если понадобится мой личный опыт и знания, всегда готов помочь в проработке любых вопросов на эту тему. В любой форме (обсуждение ли в блоге или работа оффлайн).
Вплоть до участия в разработке концепции или ТЗ. Не за деньги. За Родину.





Эффективность применения войск, обороноспособность России в целом в значительной степени зависят от автоматизированных процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации и того, насколько полно используются возможности современных информационных технологий. И со временем эта зависимость будет только возрастать.

Эффективность применения войск, обороноспособность России в целом в значительной степени зависят от автоматизированных процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации и того, насколько полно используются возможности современных информационных технологий. И со временем эта зависимость будет только возрастать.

Подготовка к войне ведется в мирное время. Следовательно, вопросы автоматизации повседневной деятельности ВС РФ не менее важны, чем собственно управление войсками в ходе боевых действий. Этим определяется актуальность создания и внедрения автоматизированных систем военного назначения (АС ВН) в ВС РФ.

Проблемам в этой сфере уделяется незаслуженно мало внимания в средствах массовой информации, в специализированных изданиях. Публикуемые материалы, как правило, или носят слишком общий, теоретический характер, или являются откровенно рекламными.

Систем много, а системы нет

Оценки, которые даются Ивановым состоянию дел в области автоматизации процессов руководства ВС РФ, в основном справедливы. Вместе с тем целесообразно уточнить предмет обсуждения. Упоминая результаты деятельности в данной области, принято говорить о внедрении и эксплуатации различных АС ВН, в том числе АСУ войсками. В масштабах Вооруженных Сил Российской Федерации идет речь об АСУ ВС РФ. Уместно задаться вопросом: а что такое АСУ ВС РФ? Несколько существующих определений можно свести к следующему: АСУ ВС РФ – это совокупность автоматизированных систем различных уровней, обеспечивающая управление ВС РФ.

“ АСУ, если они создавались как составные части АСУ ВС РФ, должны быть совместимыми и способными к взаимодействию ”

Достаточно ли этого для понимания того, что представляет собой создаваемая конструкция? Вероятно, нет. Проблема заключается в том, что известные формулировки могут трактоваться неоднозначно и вызывают множество вопросов в практической деятельности.

Допустим, существует развернутая на объектах АСУ войсками, построенная на единых с другими аналогичными АСУ принципах. Но функционирует она автономно, хотя в полной мере реализует требования, которые были сформулированы в тактико-техническом задании. Формально ее можно отнести к совокупности других структур, якобы составляющих АСУ ВС РФ. Возможно, она достаточно успешно обеспечивает руководство войсками в своей сфере ответственности, но не обладает ключевым свойством, которое действительно может характеризовать ее как часть АСУ более высокого уровня, поскольку процессы взаимодействия между составляющими должны быть автоматизированы. Нет смысла называть единой АСУ набор отдельных средств, между которыми отсутствует автоматизированное взаимодействие. В то время как в реальной жизни весьма часто так и происходит – желаемое выдается за действительное.

Предположим, эта АСУ используется для руководства группировками войск, в которых имеются собственные АСУ, функционирующие на подчиненном уровне. Как будет передаваться снизу вверх информация о составе, состоянии своих войск, разведанном противнике, текущих условиях ведения военных действий? Как осуществится взаимодействие по горизонтали – с органами управления войсками? Как получат данные вышестоящие командные пункты? Как, наконец, довести команды до подчиненных войск?

Если не автоматизировать процессы, то получится, что мы имеем дело с банальным обменом документами, разве что в более современном электронном виде. Документы эти скорее всего окажутся неформализованными, то есть доступными для понимания только человеку, так как об автоматизации передачи данных и обеспечении необходимой совместимости с внешними системами при создании автономной АСУ никто не задумывался. Хорошо, если файлы будут доставляться электронной почтой, – это ускорит процесс.

В случае если обмен сведениями начнется между АСУ из нашего примера, то драгоценное время уйдет еще и на ручной ввод одних и тех же данных в каждую из автономно функционирующих на своем уровне систем. Очень часто так сейчас и происходит. Взаимодействие, если оно вообще реализовано технически, в лучшем случае сводится к обмену неформализованными документами и слоями электронных карт, которые, как и старинные депеши, могут быть восприняты только человеком.

Залог победы в войне – информационное превосходство, которое достигается высокой осведомленностью относительно обстановки на поле боя и способностью эффективно руководить своими войсками. Этот тезис доказан мировой историей и особенно актуален сегодня. Вооруженные конфликты конца XX – начала XXI века убедительно свидетельствуют о том, что преимуществом обладает та из противоборствующих сторон, которая наиболее эффективно управляет войсками. Сегодня это невозможно без использования информационных технологий.

К основным критериям эффективности автоматизации процессов управления относятся время, требуемое для выполнения тех или иных действий, объем затрачиваемых материальных и человеческих ресурсов, качество обрабатываемых данных, в том числе их безошибочность, актуальность, достоверность, полнота и доступность, степень удовлетворенности полученными сведениями потребностей должностных лиц.

Дирижер должен быть один

Вместе с тем уже сейчас можно сказать, что АСУ ВС РФ должна осуществлять сквозное автоматизированное управление от стратегического до тактического уровня.

Очевидным доказательством важности этого требования является принцип, который следует соблюдать в рационально построенной АСУ, а именно принцип однократного ввода информации. Первичные источники данных о своих войсках, о противнике, об условиях ведения военных действий находятся на тактическом уровне. Эти данные должны быть доступны в рамках системы в первичном, обработанном или агрегированном виде без необходимости их повторного ввода на каком-либо уровне.

Кроме того, тактические единицы (летательные аппараты, корабли, сухопутные боевые машины) являются носителями средств поражения. Планирование их применения и собственно использования – задача командных пунктов оперативного и стратегического уровней. Возможность непосредственного руководства этими носителями в ходе выполнения боевых задач с высших уровней управления, включая изменение в реальном времени полетных заданий средствам поражения, сегодня востребована и вполне реализуема.

Современные военные действия – это прежде всего действия межвидовых группировок войск. Для того чтобы они стали результативными, АСУ воинских формирований должны быть готовы к автоматизированному взаимодействию.

Осознавая сказанное, можно заключить, что АСУ ВС РФ – это сложная конструкция, состоящая из множества составляющих, рассредоточенных на огромных территориях. Учитывая то, что части этой системы должны решать различные задачи, а это в свою очередь приведет к особенностям в реализации, она окажется неоднородной как с точки зрения разнообразия выполняемых функций, так и в части используемых технических решений.

Вместе с тем эти АСУ, если они создавались как составные части АСУ ВС РФ, должны быть совместимыми между собой и способными к взаимодействию. И это требование необходимо распространять не только на АСУ войсками, но и на бортовые средства управления тактическими единицами, если они включены в соответствующий контур АСУ ВС РФ.

Ни шагу без проекта

Перспективная АСУ ВС РФ, отвечающая всем современным требованиям, не может быть создана в рамках одной или даже нескольких взаимоувязанных опытно-конструкторских работ. Для ее разработки потребуются реализация долгосрочной целевой программы и качественное военно-научное и оперативное сопровождение со стороны Минобороны России.

При этом необходимо трезво оценивать риски. Цели программы и включенные в нее мероприятия должны быть реально достижимыми с учетом имеющихся финансовых ресурсов, времени, квалификации разработчиков, производственных мощностей и наличия организационно-штатных структур, которые займутся эксплуатацией системы.

Начинать нужно с разработки и апробации ключевых технических решений на опытном районе, а не сразу в масштабах всей страны. И уже после можно приступать к полноценному развертыванию.

Многие, вероятно, зададутся вопросом: а в чем новизна тезиса о необходимости целевой программы? Соответствующее планирование ведется уже давно, каждые пять лет принимается Государственная программа вооружения, в рамках которой выполняются соответствующие мероприятия.

Все верно. Однако для достижения какой-либо цели нужно иметь о ней ясное представление, возможность оценить реальные результаты работы и при необходимости скорректировать подходы. В этом и состоит основная проблема создания перспективной АСУ ВС РФ.

Прежде всего цель. В данном случае она совершенно очевидна. Нужно построить сложную АСУ ВС РФ, которая бы отвечала заданным требованиям. К работе можно приступать, если они установлены, реализуемы с учетом существующих ограничений, риски допустимы и облик системы определен.

Таким образом, цель программы – реализация задуманного облика АСУ ВС РФ. Необходимо спроектировать и подробно документировать ее архитектуру, охватив описанием функциональные и нефункциональные требования, структуру и взаимосвязи составных частей, технологии.

Это крайне трудоемкий, но, безусловно, необходимый процесс, без которого создание структур, сопоставимых по сложности с перспективной АСУ ВС РФ, в настоящее время немыслимо. Подходы к разработке и описанию облика таких конструкций достаточно хорошо известны и широко применяются за рубежом, в том числе в военных министерствах различных стран.

Когда ведется речь о стандартах на конкретные технические решения, необходимо понимать, что появиться они могут только после учета всех требований, предъявленных к рассматриваемой системе, по результатам проектирования ее архитектуры, разработки или выбора этих решений, стандартов из числа уже существующих.

Одна из наиболее распространенных в прошлом ошибок заключалась в стремлении заказчиков установить жесткие требования к разработчикам средств автоматизации в части обязательного использования так называемых базовых информационных технологий, которые создавались вне контекста структуры АСУ ВС РФ ввиду ее отсутствия на тот момент. Примером можно считать указание о повсеместном использовании геоинформационной системы, которая подходит для решения далеко не всех прикладных задач. Запрос на обязательное применение таких технологий, по всей видимости, преследовал цель обеспечения совместимости между отдельными построениями. Но эту проблему можно решить только в рамках общей архитектуры АСУ ВС РФ. В ходе проектирования нужно найти решения, обеспечивающие функциональную, техническую и информационную совместимость составных частей, позволяющие на практике организовать должное взаимодействие.

Безусловно, перспективную АСУ ВС РФ необходимо строить на технических решениях, определенных единой архитектурой. Но было бы неправильно надеяться на то, что смена поколений АСУ произойдет одномоментно. Новой АСУ ВС РФ придется долгое время существовать в окружении унаследованных автоматизированных систем.

Часто допускаемой ошибкой является слабо обоснованное требование интегрировать существующие и разрабатываемые конструкции. При этом, как правило, задачи взаимодействия описываются только в общих чертах, объем необходимых доработок не оценивается, а организация выполнения работ не определяется. В большинстве случаев приступая к созданию новой АСУ и предъявляя к ней требования обеспечить взаимодействие с многочисленными имеющимися системами, необходимость их доработки в расчет не принимается.

В условиях, когда у каждой определенной для интеграции части имеется свой заказчик, разработчик и эксплуатант, такие запросы необходимо тщательно прорабатывать, доказывая их целесообразность с учетом существующих возможностей реализации.

Важной особенностью перспективной АСУ ВС РФ будет являться ее непрерывная эволюция, проявляющаяся в расширении охвата ВС РФ с добавлением в ее состав новых средств, в наращивании функциональности и совершенствовании технологий. К вновь создаваемым и модернизируемым АСУ, образцам вооружения и военной техники должны предъявляться требования, которые обеспечат их включение в АСУ ВС РФ. Для того чтобы это было осуществимо, следует создавать открытую систему.

Главным критерием успешности выполнения целевой программы будет создание АСУ ВС РФ, которая на практике воплощает разработанную архитектуру. Оценка же ее результативности по заданным параметрам и критериям и при необходимости корректировка должны выполняться непрерывно. Основным для оценки результатов выполнения программы могут быть полнота реализации установленных требований и охват ВС РФ автоматизированным управлением.

Ведомственный тупик

Управление проектами такого уровня сложности, объективная оценка их результативности являются наиболее трудными задачами преимущественно организационного характера. Не стоит ожидать прогресса, если важные работы по автоматизации, имеющие схожие цели и задачи, будут вестись параллельно, но нескоординированно, а их результаты не получат объективный отклик. Независимо от того, окажется оценка положительной или отрицательной, поступательное движение вперед осуществимо лишь тогда, когда делаются выводы из допущенных ошибок, обеспечиваются преемственность и согласованность в выполнении работ, направленных на достижение известной цели.

В последнее время часто звучит мнение, что все проблемы может решить назначение генерального конструктора. Возможно, если ему будут под силу разработка архитектуры перспективной АСУ ВС РФ и ее реализация в рамках целевой программы. Необходимо участие всех заинтересованных сторон, представляющих как Минобороны России, так и предприятия и организации, непосредственно выполняющие работы.

Вызывает серьезные сомнения утверждение о том, что генеральный конструктор, представляющий конкретное предприятие, сможет успешно руководить процессом создания АСУ ВС РФ требуемого уровня и добиться значимых результатов. Опытом последних двух десятилетий это не подтверждается. Такое главенство несовместимо с принципами рыночной экономики, как бы мы к ней ни относились, не обеспечивает эффективного управления комплексом работ, подрывает здоровую конкуренцию и в итоге неизбежно ведет к застою.

По глубокому убеждению автора, в современных условиях роль генерального конструктора АСУ ВС РФ может успешно выполнять только Министерство обороны Российской Федерации. Это предусматривает руководство проектированием архитектуры перспективной АСУ ВС РФ (и ее сопровождением), а также разработкой и выполнением соответствующей целевой программы. И если сегодня Минобороны России к этому не готово, значит, целесообразно как можно быстрее приобретать необходимые компетенции.

Таким образом, основной проблемой в области автоматизации процессов управления ВС РФ, по мнению автора, является отсутствие четкого понимания желаемой цели и задач, решение которых позволит ее достичь.

Первым шагом в этом направлении должна стать концепция, дающая четкое определение АСУ ВС РФ, устанавливающая ее назначение, границы, принципы построения, основные направления и этапы создания (развития). Источником требований, которые будут указаны в тактико-технических (технических) заданиях на конкретные работы, предусмотренные этой программой, может быть только архитектура перспективной АСУ ВС РФ.

Конечный успех во многом зависит от целенаправленности, последовательности и общей организации работ и от объективности оценок получаемых результатов.

Автоматизация управления войсками - каждый солдат должен знать свой манёвр

Основное отличие АСУВ от технологий ИИ состоит в том, что в нашей автоматизации управления человек принимает решение на основе собранной и обработанной информации.

Делать аналитику просчётов в технологии ИИ для вероятного противника я не буду. Лучше попытаюсь объяснить почему же наши системы АСУВ более эффективны на поле боя. К слову сказать, большинство таких систем родов и видов войск российской армии прошли обкатку в реальных боевых действиях в Сирии.

  • Автоматизированное управление штатными и приданными подразделениями и оружием, эффективное использование средств огневого поражения, информационное обеспечение принимаемых решений как в мирное время, так и на всех этапах подготовки и ведения боевых действий.
  • Определение координат целей, получение их цифровых фотографий и отображение их на фоне ЭКМ.
  • Подготовка и обмен документами боевого управления, обмен данными с вышестоящим звеном управления.
  • Подготовка и выдача данных целеуказания для ударной авиации и артиллерии.
  • Мониторинг состояния военнослужащих, автоматизированный поиск раненых.

Су-57 - синтез человека и автоматики

Появление в России самолёта пятого поколения Су-57 вызвало неоднозначную реакцию зарубежных экспертов. Споры о том является ли он самолётом пятого поколения уже сходят на нет. При этом предметом дискуссий был перечень признаков, который придумали американские эксперты для однозначного определения лётно-технических характеристик летательного аппарата, которые могли отнести бы его к пятому поколению.

Су-57 - многофункциональный истребитель 5-го поколения: его комплекс бортового электронного оборудования и комплекс авиационного вооружения создавался для взаимодействия с АСУВ различных родов войск.

Су-57 - многофункциональный истребитель 5-го поколения: его комплекс бортового электронного оборудования и комплекс авиационного вооружения создавался для взаимодействия с АСУВ различных родов войск.

Требования, которые решают судьбу самолёта:

Наш самолёт пятого поколения начал становиться на крыло, когда Национальный центр управления обороной уже заступил на круглосуточное боевое дежурство. Поэтому его комплекс бортового электронного оборудования и комплекс авиационного вооружения создавался для взаимодействия с АСУВ различных родов войск. Интегрируясь в контуры АСУВ, самолёт становился информационной единицей боевого управления, которая способна передавать и принимать данные в едином информационном пространстве по защищённым каналам связи.

На борту Су-57 установлено несколько РЛС, которые позволяют лётчику видеть окружающую боевую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолёта.

На борту Су-57 установлено несколько РЛС, которые позволяют лётчику видеть окружающую боевую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолёта.

Чем ценно такое взаимодействие? Объясню на основе стратегий, которые приняты армией США в качестве рабочих. В них средствам воздушного нападения (СВН), таким как самолёты тактической и стратегической авиации, а также крылатым ракетам воздушного, наземного и морского базирования, отводится ключевая роль по уничтожению эшелонированной обороны противника или так называемой зоны A2/AD. При этом, например, уничтожение эшелонированной системы ПВО рассматривается как совместная операция J-SEAD (joint suppression of enemy air defenses), в которой будут участвовать подразделения ВВС, ВМФ и сухопутных войск. В результате в одном массированном налёте может участвовать несколько сотен или тысяч СВН.

Информационное взаимодействие Су-57 с другими участниками обороны обеспечивает распределение целей, атакующих СВН противника, между авиационными, наземными и морскими комплексами обороны.

Информационное взаимодействие Су-57 с другими участниками обороны обеспечивает распределение целей, атакующих СВН противника, между авиационными, наземными и морскими комплексами обороны.

Поэтому информационное взаимодействие Су-57 с другими участниками обороны обеспечивает распределение целей, атакующих СВН противника, между авиационными, наземными и морскими комплексами обороны. Эскадрильи Су-57 и фронтовой авиации будут работать по своим целям, а все остальные по оставшимся - одновременно выполняя общую задачу по максимально возможному уничтожению СВН противника.

АСУВ - основа обороны России

Я рассказал только о двух частных элементах, с которыми работают российские АСУВ. Помимо них во всех видах и родах войск большинство средств вооружения и военной техники интегрированы в свои АСУВ и тоже являются боевыми информационными единицами участвующими в решении задач как в мирное, так и в военное время.

Они добывают, обрабатывают и передают боевую информацию по защищённым каналам связи в центры управления АСУВ, получая взамен данные для выполнения учебных и боевых задач. Таким образом формируется динамическая и детализированная картина обстановки около наших границ в мирное время и в угрожаемый период, а также масштабируемая карта боевых действий в реальном масштабе времени, позволяющая военачальникам принимать решения и гибко применять тактические и оперативно-тактические приёмы, изменяющие ход военных операций в пользу нашей армии.

Читайте также: