Доклад на тему милосердие в условиях инклюзивного подхода

Обновлено: 02.07.2024

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии:

Создание инклюзивной культуры.

Построение школьного сообщества. Принятие инклюзивных ценностей.

Разработка инклюзивной политики.

Развитие школы для всех. Организация поддержки разнообразия.

Развитие инклюзивной практики.

Управление процессом обучения. Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).

Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья.

Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями, однако, несмотря на наличие большого числа трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся формирования педагогической компетентности требует более глубокого изучения.

Компетенция традиционно понимается как социально-обусловленные требования к уровню подготовки специалиста, определённое, заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным, а компетентность как интегративное качество личности, обуславливающее уровень соответствия этим требованиям [3, с. 8].

Инклюзивная компетентность учителя является составляющей его профессиональной компетентности и включает ключевые содержательные и функциональные компетентности.

В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные (мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции, причем каждая операционная компетенция содержит цикл ключевых содержательных компетенций: в т.ч. диагностическую, прогностическую, конструктивную, организационную, коммуникативную, технологическую, коррекционную и исследовательскую [1, с. 50].

Инклюзивное образование пока не введено в широкую практику образовательных организаций, но закреплено законодательно, а работающие учителя не обладают достаточным уровнем развития инклюзивной компетентности.

Не уменьшая важности ключевых содержательных и операционных компетенций, важнейшей из них в условиях инклюзивного образования является мотивационная, т.к. не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми способен к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, в процессе профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования необходимо учитывать его профессионально-личностную готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций, в т.ч. признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Также огромное значение имеет готовности педагога оказать помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению психологов, готовность к помощи у разных людей неоднородна, чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.

Готовность к оказанию помощи - интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др.

Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Стоит выделить способность педагога к милосердию, как одного из существенных выражений гуманности.

В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.

Эмпатия предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Для педагога в условиях инклюзивного образования высокий уровень толерантности является одним из факторов, обеспечивающим эффективность его деятельности. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях [5, с. 142].

Самообладание педагога, его эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

1. Давыдова Л. Н. Организация условий для лиц с ОВЗ в процессе инклюзивного профессионального образования // Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения Материалы IV международно-практической конференции. – М., 2013. – С 49-57.

3. Сманцер, А.П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентносного подхода / А.П. Сманцер // Вестник Полоцкого университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2010. – № 11. – С. 8–12.


Напомню, что инклюзия – это совместное обучение детей с ограничениями здоровья и детей без ограничений. Такое образование снижает возможности обучения и здоровых детей, и детей с ОВЗ. Ну что сможет получить от урока в обычной школе ребенок, который не слышит или не видит? Что cможет получить на уроке ребенок, который не способен высидеть весь урок за партой, или который не достиг нужного психологического уровня для усвоения программы? Такие дети и сами не смогут получить что-то полезное из урока, и отвлекают внимание учителя и других детей от изучаемой темы.

Существуют методики для полноценного образования даже слепоглухих детей – известен эксперимент в 60-х годах прошлого века, когда обучающиеся по специальной методике дети смогли получить высшее образование (их не отбирали специально, но все четыре ребенка, входивших в экспериментальную старшую группу Загорской школы-интерната для слепоглухих детей, это образование получили). Один из таких детей – Александр Суворов – стал доктором психологических наук. Подобные успехи были бы невозможны при методиках образования, разработанных для детей без ограничений здоровья. И понятно же, что методика играет важную роль при всех ограничениях, а не только таких явных, как отсутствие зрения или слуха.

Сторонники инклюзии много говорят о необходимости социализации детей с ОВЗ, но ведь эта социализация не обязательно должна проводиться за счет лишения большинства детей качественного образования! Для того чтобы объяснять детям необходимость помощи детям с ОВЗ, вовсе не обязательно их учить вместе. Социализацию можно проводить во время досуга: отдыха детей в детских лагерях, посещения праздников, детских мероприятий, театров, музеев, во время дополнительного образования в кружках, куда дети с ограниченными возможностями будут приходить по интересам, а значит, они будут заниматься увлеченно, и в этих областях у детей будут успехи. При дополнительном образовании эти дети смогут раскрыться и проявить свои способности, в обычной же школе такое раскрытие исключено.

Мимикрируя под милосердие, инклюзия мешает передаче человеческой культуры, творимой тысячелетиями, новым поколениям. Реформаторы образования создали проблемы и теперь призывают не закрываться от этих проблем. Так может, стоит устранить эти проблемы, а не призывать детей и родителей смиряться с ними? Используя терминологию, употребленную министром, можно утверждать, что это не по-человечески – лишать детей качественного образования, лишать их всего богатства человеческих знаний в угоду амбициям реформаторов, стремящихся довести свое идиотское начинание до конца.

Объект исследования – религиозный аспект инклюзивного образования.

Предметом педагогического исследования является процесс формирования православной культуры родителей и учителей – носителей духовно-нравственных устоев.

Цель исследования заключается в создании условий для формирования положительного отношения родителей и педагогов к религиозной (православной) составляющей в рамках инклюзивного образования.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) выявить отношение учителей и родителей к православию и православной культуре;

2) обосновать необходимость духовно-нравственного развития учителей и родителей как людей, ответственных за воспитание детей, подростков и молодежи.

Новизна работы заключается в целевом назначении проекта. Анкетирование, презентация и обсуждение его результатов становятся не констатирующим, а мотивационным фактором для участников воспитательного процесса.

Методы исследования: изучение и качественный анализ документов; контент-анализ документов (анкет), созданных специально для исследования; методы опроса (беседа, анкетирование); методы статистического исследования: сводка, ряды распределения, метод ранжирования, метод попарных сравнений. Их применение обусловлено замыслом и структурой работы.

ВложениеРазмер
Педагогическое исследование 245.5 КБ

Предварительный просмотр:

__________________ И.Г. Хрусталева

учитель русского языка и литературы

1.Инклюзивное образование в религиозном аспекте_______________7

1.1.Принципы инклюзивного образования_______________________10

1.2.Православный взгляд на инклюзивное образование______________ 10

2Методика и результаты педагогического исследования__________ 13

2.1.Подготовительный этап исследования__________________________ 13

2.2. Практический и обобщающий этап исследования._______________ 16

Сноски и примечания

В исследовании используются термины со следующим значением.

Инклюзия – процесс включения личности в общество в целом или в отдельную социальную группу [1].

Проект базируется на основополагающих документах:

Актуальность исследования. Во всем мире право на образование считается общечеловеческой ценностью и одним из фундаментальных прав человека. Государственное обеспечение этого права является одним из важнейших условий для включения людей, имеющих инвалидность, в социум. Россия присоединилась к нормам международного права, регламентирующим права инвалидов. В связи с этим растет актуальность инклюзивного образования, его теории, практики и технологий.

Вопросы духовного сопровождения инклюзивного образования наряду с психологическим сопровождением актуальны по нескольким причинам. Во-первых, инклюзивное образование мало изучено и недостаточно востребовано в современном российском обществе. Во-вторых, проблематика психологической реабилитации и социальной интеграции лиц, имеющих инвалидность, в процессе получения ими образования обостряется в связи с имеющимися объективными проблемами их личностного становления, социальной и трудовой адаптации. В-третьих, необходима особенная инклюзивная атмосфера внутри учебного коллектива, выражающаяся в принятии человека с инвалидностью как равного – таким, какой он есть, и опирающаяся на соответствующую систему ценностей [2]. Мы считаем, что эта система ценностей свойственна православию. Именно русская православная культура включает в себя наиболее традиционную и устойчивую систему ценностей современной России. Русская этнокультурная традиция изначально связана с русской православной церковью. Это и религиозная вера, и основанные на ней мораль и нравственность, и самобытное наследие Русской Православной Церкви, фольклор и литература, музыка и изобразительное искусство, несущие на себе отпечаток духовной жизни русского народа [3].

Объект исследования – религиозный аспект инклюзивного образования.

Предметом педагогического исследования является процесс формирования православной культуры родителей и учителей – носителей духовно-нравственных устоев.

Цель исследования заключается в создании условий для формирования положительного отношения родителей и педагогов к религиозной (православной) составляющей в рамках инклюзивного образования.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) выявить отношение учителей и родителей к православию и православной культуре;

2) обосновать необходимость духовно-нравственного развития учителей и родителей как людей, ответственных за воспитание детей, подростков и молодежи.

Новизна работы заключается в целевом назначении проекта. Анкетирование, презентация и обсуждение его результатов становятся не констатирующим, а мотивационным фактором для участников воспитательного процесса.

Методы исследования: изучение и качественный анализ документов; контент-анализ документов (анкет), созданных специально для исследования; методы опроса (беседа, анкетирование); методы статистического исследования: сводка, ряды распределения, метод ранжирования, метод попарных сравнений. Их применение обусловлено замыслом и структурой работы.

  1. 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕЛИГИОЗНОМ АСПЕКТЕ

1.1. Принципы инклюзивного образования

Быстрое и динамичное развитие современного общества требует формирования социально ориентированной личности, способной развиваться и сотрудничать с другими личностями, независимо от возраста, пола, национальности, заболеваний, ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В последние годы представители многих профессий: педагоги, психологи, врачи, социологи широко обсуждают тему инклюзивного образования детей. На эту тему дискутируют ряд ученых, отдавая инклюзивному образованию детей приоритет перед другими видами образования.

Инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Такая система должна учитывать потребности всех детей: детей с нормальным развитием и детей с отклонениями от нормы: ограниченными возможностями здоровья, разных этнических групп, полов, возрастов, для которых целесообразно совместное получение образования [4].

В инклюзивно ориентированном образовании ребенок с особыми адаптивными потребностями – главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Известны восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

А.Я. Чигрина, исследуя инклюзивное образование в школе, выделяет следующие основополагающие моменты [6]:

1. Равенство учеников в школьном сообществе, независимо от происхождения, языка, школы, религии, состояния здоровья.

2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение всего рабочего дня.

3. У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития социальных контактов.

4. Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом.

5. Педагоги и все сотрудники школы, вовлеченные в процесс обучения, владеют стратегиями и педагогическим технологиями осуществления инклюзивного образовательного процесса.

6. Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика.

7. Семьи активно участвуют в жизни школы.

8. Большинство сотрудников школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности.

В настоящее время инклюзивно ориентированное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием и отклонениями в развитии.

Специфика работы по инклюзивному образованию обусловлена и сотрудничеством образовательных учреждений с другими учреждениями, способствующими адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме. К такого рода партнерам можно отнести и религиозные организации, прежде всего относящиеся к Русской Православной Церкви.

1.2. Православный взгляд на инклюзивное образование

От них не требовали, чтобы они прежде исцелили себя сами: наоборот, в их собственном смирении и страданиях люди видели залог дара исцелять чужие болезни. И после их преставления и прославления в лике святых поток верующих к их мощам становится все больше с каждым годом. Таким образом, в фольклоре и литературе тех стран, где Православие является преобладающей религией, человек с инвалидностью – фигура особая. Считается, что такой человек, лишенный необходимых для обычной жизни способностей и возможностей, может быть наделен от Бога особыми духовными качествами.

Мы считаем, что при психологической, социальной, профессиональной реабилитации инвалидов в процессе психологического сопровождения инклюзивного образования нужно не бороться против негативных народных стереотипов, как в Европе или Америке, а наоборот, делать акцент на пробуждении того теплого и почтительного отношения к инвалидам, которое заложено в подсознании русских людей за тысячелетнюю православную историю России.

  1. 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
  2. ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Подготовительный этап исследования

На подготовительном этапе было организовано:

Приведем в качестве примера выписку из выступления во время теоретического семинара директора школы Хрусталевой И.Г:

«Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь организовано совместно с другими обучающимися образовательных организаций.

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования необходимо создать определенные условия без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с переходом детей-инвалидов, обучающихся в филиале нашей школы, в основную школу и классы – нормы нами было проведено анкетирование, которое было нацелено на выявление препятствий и отношения учителей и родителей к обучению детей-инвалидов в нашей школе, а также рефлексивное самоопределение участников анкетирования к православию.

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии:

Создание инклюзивной культуры.

Построение школьного сообщества. Принятие инклюзивных ценностей.

Разработка инклюзивной политики.

Развитие школы для всех. Организация поддержки разнообразия.

Развитие инклюзивной практики.

Управление процессом обучения. Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).

Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Читайте также: