Контент анализ аверьянов доклад

Обновлено: 14.06.2024

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.11.2015
Размер файла 28,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

контент психодиагностика личностный речевой

1. Сущность метода контент-анализа

2. История контент-анализа как психодиагностического метода

Список использованной литературы

Контент-анализ - метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.

В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.

Цель работы - исследование метода контент-анализа.

1) изучить сущность метода контент-анализа;

2) рассмотреть историю контент-анализа как психодиагностического метода.

1. Сущность метода контент-анализа

После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа - лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке - алгоритм кодирования .

Источниками информации для контент-анализа могут служить различные виды речевой продукции, материалы и документы, прямо или косвенно характеризующие изучаемые особенности личности. Наиболее существенными ограничениями при выборе источников информации является частота встречаемости необходимых данных и возможность их квантификации. При проведении контент-анализа первичная информация обычно оформляется в виде таблицы частот встречаемости регистрируемых элементов в источнике данных.

Таблица 1. Кодировочная матрица контент-анализа

Источник информации (данные по отдельным испытуемым)

Процедура статистической обработки результатов контент-анализа во многом близка изучению ассоциации и ранжированию данных. Предложена специальная процедура подсчета с помощью коэффициента Яниса (С). При помощи этого коэффициента может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий:

для случая, когда f>n;

для случая, когда f .

При контент-анализе содержания информации представляет интерес метод Ч. Осгуда, направленный на выявление случайных и неслучайных элементов содержания. Этот вид анализа очень прост и включает подсчет числа элементов каждого типа и числа совместных их наблюдений. На основании этих исходных данных вычисляется математически ожидаемая вероятность совместного появления

Если обнаруженное число совместных появлений единиц (fАВ или fАВС…i) существенно больше, чем ожидаемое, то можно предположить, что возникшие сочетания не случайны. Установленная таким образом гипотеза может быть проверена с помощью других статистических и эмпирических методов.

Статистические методы контент-анализа применимы для относительно больших массивов данных и имеют значение в основном при проведении серии психодиагностических исследований. В индивидуальных обследованиях применяются более простые процедуры регистрации контент-анализа.

2. История контент-анализа как психодиагностического метода

В современной отечественной психодиагностике контент-анализ, вообще качественно-количественное изучение документов, применяется крайне редко по сравнению со всевозможными тестами, проективными методиками, опросниками. В то же время в истории развития метода изучения документов имеется довольно разнообразный опыт его использования для психодиагностических целей.

Начиная с 20-х годов нашего века, в социологии и психологии помимо интуитивно-качественного подхода в изучении документов все чаще стали применяться количественные методы. Следует заметить, что документы в социальных науках понимаются достаточно широко, к ним, как показывает исследовательская практика, относятся официальная и личная документация в собственном смысле слова, в том числе письма, автобиографии, дневники, фотографии и т.п., материалы массовой коммуникации, литературы и искусства и т.д.

В СССР еще в 20-х годах количественные методы при изучении документов использовали психологи Н.А. Рыбников, И.Н. Шпильрейн, П.П. Блонский, социолог В.А. Кузьмичев и др.

В США тогда же квантификацию в исследования материалов массовой коммуникации вводили М. Уилли, Г. Лассуэлл и другие. В 40-50-е годы в США формируется специальный междисциплинарный метод изучения документов - контент=анализ (content analysis). Позднее он проникает в европейские страны. В нашей стране с конца 60-х годов этот метод также получает распространение в социологических и социально-психологических исследованиях.

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в их квантификации. Делаться это может в самых разнообразных целях в русле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и для нужд психодиагностики, для исследования межличностных и межгрупповых различий и специфики, их динамики во времени. Остановимся на исследовательском опыте качественно-количественного изучения документов, либо имеющем прямое отношение к традиционной психодиагностике, а также к социально-психологической диагностике, либо близком к психодиагностическому опыту.

Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высокий процент положительных оценок, но этот перевес над мальчиками у них приходится на младшие группы. В старших же группах они уступают мальчикам. Причиной этого является возрастание нагрузки по работе в семье у девочек старшего возраста.

В качестве примера более позднего медико-психодиагностического изучения документов можно привести тематический анализ содержания 4000 записанных сновидений здоровых и больных людей, который осуществлялся В.Н. Касаткиным на протяжении 30-50-х годов. При этом учитывались основные особенности качеств и условий жизни людей, сновидения которых изучались: возраст, пол, образование, специальность, состояние здоровья, семейное положение, родной язык и владение другими языками, местожительство, биографические сведения, дата, содержание дня, предшествующего сновидению, и состояние испытуемого при пробуждении.

Американскими исследователями с 40-х годов контент-анализ стал использоваться и для определения психологических особенностей, психических состояний личности и групп. Например, психологическую структуру отдельной конкретной личности на основе анализа коллекции личностных документов исследовали Г. Оллпорт и А. Болдуин. Психическую напряженность, предсуицидные состояния и мотивацию посредством анализа содержания писем, записок, дневников пытались измерить Дж. Доллард и О. Маурер, Ч. Осгуд и Е. Уолкер.

В целях специфической психолого-политической диагностики изучали различия в социальных ценностях у представителей США и Германии К. Левин и X. Себалд. Первый исследователь анализировал американскую и немецко-фашистскую литературу для юношества, а второй - песенники этих же стран, изданные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнаружены явные различия в ценностных ориентациях, которые пропагандировались американскими и немецкими изданиями тех лет.

Многочисленные, зачастую спекулятивные исследования были проведены западными психологами и психоаналитиками для изучения личностных особенностей авторов-писателей на основе контент-анализа их литературных произведений (особенно часто анализировались сочинения В. Шекспира и Ф.М. Достоевского).

Вместе с тем контент-анализ репрезентативных выборок произведений художественной литературы и искусства может позволить выявить обобщенные характеристики и особенности авторов в зависимости, например, от социально-демографических признаков. Подобные статистические закономерности особенностей отражения людей и социальной среды писателями были обнаружены нами при изучении художественной прозы и портретной живописи. Сошлемся и на контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах, выполненный под нашим руководством H.H. Лепехиным и Ч.А. Шакеевой. Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах .

С 50-х годов получает распространение качественно-количественный анализ вербальной коммуникации в малых группах, начатый Р. Бейлсом (следует отметить, что обычно такие исследования принято относить к наблюдению, хотя речь, зафиксированная, например, на магнитной ленте, становится уже документом). Посредством анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах и первичных коллективах можно диагностировать стиль руководства, социально-психологический климат, конфликтность и т.п. Аналогичные возможности открываются для психодиагностики массовидных процессов и состояний при изучении массового вербального поведения на улице, в транспорте, магазинах и т.д.

Таким образом, опыт применения качественно-количественного анализа различных документов демонстрирует его значительные возможности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов изучения могут быть использованы личные документы (письма, фотографии, дневники, автобиографии и т.п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации (т.е. записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты, радиопередачи, реклама и т.п.), а также продукты деятельности людей, включая литературу и искусство.

Помимо самостоятельного или равноправного применения в комплексе с другими методами контент-анализ может выступать и в качестве вспомогательной техники для обработки данных, полученных посредством прожективных методик, нестандартизованного интервью, открытых вопросов анкет и т.п.

Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принципе повторяемости, частотности различных смысловых и формальных элементов в документах (определенных понятий, суждений; тем, образов и т.п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, когда имеется достаточное количество материала для анализа (т.е. или представлено много отдельных однородных документов, автобиографий, писем, фотографий и т.д., или есть несколько и даже один документ, например дневник, но достаточного объема). При этом интересующие нас элементы содержания (единицы анализа) также должны встречаться в исследуемых документах с достаточной частотой. В противном случае наши выводы будут лишены статистической достоверности. Критерием здесь служит закон больших чисел.

Не все виды документов пригодны для контент-анализа и по причине затруднений с формализацией их содержания. Иногда невозможно задать четкие однозначные правила для фиксирования нужных характеристик содержания (например, трудно или совсем нельзя формализовать описание лирического героя некоторых поэтических произведений).

Отсюда объекты анализа должны удовлетворять требованиям статистической значимости и формализации.

Естественно, что использование ЭВМ в контент-анализе обеспечивает преимущества, заключающиеся в надежности получаемых данных и быстроте анализа, по сравнению с ручным, выполняемым людьми-кодировщиками, которые подвержены ошибкам из-за утомления и субъективных факторов. Таким образом, трудоемкость составления программ окупается тем огромным объемом содержания, которое достаточно быстро и надежно можно проанализировать на компьютере, а также освобождением кодировщиков от их чрезвычайно утомительного труда. В целом проблемы использования машинного контент-анализа близки общей стратегии применения ЭВМ в эмпирических социальных исследованиях. Важно правильно определить, когда следует воспользоваться машинным, а когда ручным анализом, что зависит от задач исследования, от объема материалов, подлежащих анализу, от степени их формализуемости.

Представляется, что качественно-количественный анализ документов в нашей психодиагностике несомненно должен использоваться более широко и интенсивно.

Заключение

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в их квантификации.

Из истории исследования контент-анализа следует выделить деятельность отечественных психологов: Н.А. Рыбникова, И.Н. Шпильфейна, П.П. Блонского, В.А. Кузьмичева, В.Н. Касаткина, В.Е. Семенова. Из зарубежных психологов, внесших значительный вклад в исследование контент-анализа, следует выделить: М. Уилли, Г.Лассуэлла, Г. Олпорта, А. Болдуина, Дж. Долларда и других. Большое значение в развитии контент-анализа стала иметь его компьютеризация.

Список использованной литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2014. - 528 с.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2014. - 632 с.

3. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 304 с.

4. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.: Сова, 2013. - 928 с.

Подобные документы

Основные термины понятия контент-анализа как количественного анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Цели данного метода в социально-психологическом исследовании.

контрольная работа [12,9 K], добавлен 01.03.2011

Изучение сути биографического метода, который представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Исследование дневниковых записей. Контент-анализ как метод исследования в психодиагностике. Каузальная атрибуция.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 06.06.2012

История развития и области применения факторного анализа. Основные теоретические понятия факторного анализа. Факторная матрица. Интерпретация факторов. Косоугольная система координат и факторы 2-го порядка. Основные теории факторного анализа.

курсовая работа [76,9 K], добавлен 01.11.2002

Особенности и популярность форумов и Интернет-сообществ, общение в виртуальном пространстве, высказывание мнений, совершение покупок. Глубинное интервью как качественный метод исследования. Специфика сбора и анализа данных Интернет-источников на форумах.

реферат [29,2 K], добавлен 26.12.2009

Общая характеристика методов экспертной оценки: понятия, этапы, признаки и особенности экспертизы. Запрос и область применения экспертного метода в психодиагностике. Требования к методам экспертной оценки. Общие требования, предъявляемые к эксперту.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Контент-анализ и его процедура

1. Общая характеристика метода контент-анализа

2. Основные процедуры контент-анализа

3. Стадии разработки и применения контент-анализа

Список используемой литературы

Контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Контент-анализ - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важныйсоциальный смысл.

Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

Целью данного контрольной работы является изучение контент-анализа как метода исследования.

Задачи курсовой работы следующие:

1. Рассмотреть понятие контент-анализа

2. Изучить стадии контен-анализа

3. Рассмотреть основные процедуры контент-анализа.

1. Общая характеристика метода контент-анализа

Контент-анализ -- это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.

Основными задачами контент-анализа являются Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 2002.:

Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.

Проведение контент-анализа может быть эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный кодировальный бланк, образец которого представляет собой Приложение 1.

Применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.

Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы.

Исследование начинается с анализа текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы; определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при контент-анализе.

Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического содержания). Поскольку чаше всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа.

Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.

Например, подсчитывается число упоминаний тех или иных смысловых единиц, выступающих в качестве единиц счета, а также число выражающих их терминов, словосочетаний; количество текста, относящегося к той или иной смысловой единице, или затраченное на ее упоминание количество времени радио- или телевизионного вещания и т.д. Полученные массивы информации (нередко весьма большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники.

Метод контент-анализа политических документов и иных текстов все чаще применяется в исследовании политических явлений и процессов.

2. Основные процедуры контент-анализа

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 2007.:

· понятия, выраженные в отдельных терминах;

· темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;

· имена, фамилии людей;

· события, факты и т.п.;

· смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

· физическая протяженность текстов;

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

· длительность трансляции по радио или ТВ;

· метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

· количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002.:

· протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа,

· регистрационная карточка или кодировальная матрица,

· инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

· каталог (список) проанализированных документов.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

3. Стадии разработки и применения контент-анализа

· формулируются тема, задачи и гипотезы исследования

· определяются категории анализа - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

Таким образом, категории анализа должны быть Шереги Ф.Э., Горшкова М.К.Основы прикладной социологии. - М.: Интерпракс, 2006.:

· уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;

· исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;

· взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

· надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа - лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

За единицу анализа может быть принято:

· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Единица счета - количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.

Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.Л. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.

Контент-анализ -- это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются.

· Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.

Основные направления применения контент-анализа.

· выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата);

· выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

Контент начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

Список используемой литературы

1. Барсамов В.А. Контент- анализ газетных материалов // Социс - 2006 - №2

2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 2002.

3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.

4. Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6.

5. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004.

6. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 2007.

7. Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004.

8. Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002.

9. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Основы прикладной социологии. - М.: Интерпракс, 2006.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2000.

Неоклассическую экономическую теорию, образующую мейстрим дисциплины, обычно характеризуют рядом теоретических постулатов. К ним относят аксиомы устойчивости предпочтений, рационального выбора и равновесного состояния рынка (Эггертссон, 2001. С. 19). Мейнстрим можно определить и на методологическом уровне. О принадлежности к мейнстриму свидетельствует использование исследователем количественных данных, методов регрессионного анализа и математического моделирования.

Качественные данные и методы, пригодные для их обработки, находятся на периферии экономических исследований. Проанализировать 2 млн текстов гипотетически возможно, но сложнее, чем осуществить аналогичное число регрессий. Однако даже если это удается сделать, вероятность опубликовать результаты в ведущих экономических журналах невелика. Методы работы с качественными данными, прежде всего контент-анализ, не вписываются в неоклассический канон, а потому неизвестны разделяющим его экономистам и отторгаются ими. В настоящей статье описаны текущая ситуация с использованием экономистами качественных данных и контент-анализа как метода их обработки, а также перспективы ее изменения.

Ценовая и текстовая информация

В экономических науках, если пока исключить из рассмотрения неортодоксальные подходы, ключевым носителем информации выступает цена. Вся совокупность рыночных данных через цену получает количественное выражение. Выраженная количественно информация, в свою очередь, позволяет получить знание на основе математического моделирования и, говоря более широко, математической систематизации.

К неортодоксальным относят экономические теории, сторонники которых отказываются видеть в математическом моделировании универсальный и единственно верный метод исследования. Список таких теорий включает марксизм, оригинальный (старый) институционализм, посткейнсианство, феминистскую экономику, социоэкономику, экономику соглашений (Lawson, 2006. Р. 484). Одна из причин, по которым неортодоксальные экономисты критически относятся к математическому моделированию, — признание недостаточности количественных данных вообще и цены в частности для анализа трансакций на рынке.

Контент-анализ текстовой информации

Контент-анализ (КА) представляет собой метод агрегирования, обработки и анализа качественных данных. В той мере, в какой качественные данные используются экономистами наряду с количественными данными, КА имеет потенциал дополнить математическое моделирование в списке методов исследования в экономических науках. Однако этот потенциал пока остается большей частью нереализованным.

Контент-анализ как метод исследования

Контент-анализ возник после Второй мировой войны на волне интереса к исследованию использовавшихся в ее ходе стратегий пропаганды. Его родоначальником считается Г. Лассуэл (Krippendorff, 2004. Р. 19—20). В СССР КА стал известен в 1970-е годы. Первыми стали его использовать участники Сибирского социологического семинара в Новосибирске (Алексеев, 1970) и семинара Б. Грушина в Москве (Таршис, 2013) — социологи, философы, исследователи коммуникаций и СМИ, специалисты по информатике, психологи и лингвисты.

КА с использованием смешанных методов применяется, к примеру, в исследованиях тональности текста (sentiment analysis). Создано большое количество словарей для описания эмоций: WordNet-Affect, SentiWordNet, General Inquirer, SenticNet, SentiSense и другие (Khan et al., 2017; Ravi, Ravi, 2015). С их помощью можно определить общую эмоциональную тональность текста, не полагаясь на субъективные оценки от его прочтения. Используются специализированные словари и для выявления доминирующих мотивов автора текста (Шалак, 2004. С. 116 —121) 5 . В этом случае словари создаются на базе разработанного психологами тематического апперцептивного теста (Леонтьев, 2000).

Ситуация с использованием контент-анализа в экономических науках

Журналы в области прикладной экономики с большей готовностью печатают англоязычные статьи, подготовленные с использованием КА, чем экономические периодические издания с другим профилем. Среди лидеров по числу опубликованных работ, в которых используется КА, такие журналы, как Energy Policy (26 статей), Forest Policy and Economics (25), Journal of Consumer Affairs (17) и Value in Health (14 статей). Отметим интерес к использованию КА со стороны неортодоксальных экономистов. Например, чешские экономические социологи использовали КА для исследования режима регулирования частного акционерного и венчурного капитала в этой стране (Skalicka Dusatkova et al., 2017), а институциональные экономисты из США подвергли КА материалы годовой отчетности ряда госпиталей в штате Массачусетс (Arendt, Bigelow, 2000).

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.11.2015
Размер файла 28,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

контент психодиагностика личностный речевой

1. Сущность метода контент-анализа

2. История контент-анализа как психодиагностического метода

Список использованной литературы

Контент-анализ - метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.

В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.

Цель работы - исследование метода контент-анализа.

1) изучить сущность метода контент-анализа;

2) рассмотреть историю контент-анализа как психодиагностического метода.

1. Сущность метода контент-анализа

После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа - лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке - алгоритм кодирования .

Источниками информации для контент-анализа могут служить различные виды речевой продукции, материалы и документы, прямо или косвенно характеризующие изучаемые особенности личности. Наиболее существенными ограничениями при выборе источников информации является частота встречаемости необходимых данных и возможность их квантификации. При проведении контент-анализа первичная информация обычно оформляется в виде таблицы частот встречаемости регистрируемых элементов в источнике данных.

Таблица 1. Кодировочная матрица контент-анализа

Источник информации (данные по отдельным испытуемым)

Процедура статистической обработки результатов контент-анализа во многом близка изучению ассоциации и ранжированию данных. Предложена специальная процедура подсчета с помощью коэффициента Яниса (С). При помощи этого коэффициента может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий:

для случая, когда f>n;

для случая, когда f .

При контент-анализе содержания информации представляет интерес метод Ч. Осгуда, направленный на выявление случайных и неслучайных элементов содержания. Этот вид анализа очень прост и включает подсчет числа элементов каждого типа и числа совместных их наблюдений. На основании этих исходных данных вычисляется математически ожидаемая вероятность совместного появления

Если обнаруженное число совместных появлений единиц (fАВ или fАВС…i) существенно больше, чем ожидаемое, то можно предположить, что возникшие сочетания не случайны. Установленная таким образом гипотеза может быть проверена с помощью других статистических и эмпирических методов.

Статистические методы контент-анализа применимы для относительно больших массивов данных и имеют значение в основном при проведении серии психодиагностических исследований. В индивидуальных обследованиях применяются более простые процедуры регистрации контент-анализа.

2. История контент-анализа как психодиагностического метода

В современной отечественной психодиагностике контент-анализ, вообще качественно-количественное изучение документов, применяется крайне редко по сравнению со всевозможными тестами, проективными методиками, опросниками. В то же время в истории развития метода изучения документов имеется довольно разнообразный опыт его использования для психодиагностических целей.

Начиная с 20-х годов нашего века, в социологии и психологии помимо интуитивно-качественного подхода в изучении документов все чаще стали применяться количественные методы. Следует заметить, что документы в социальных науках понимаются достаточно широко, к ним, как показывает исследовательская практика, относятся официальная и личная документация в собственном смысле слова, в том числе письма, автобиографии, дневники, фотографии и т.п., материалы массовой коммуникации, литературы и искусства и т.д.

В СССР еще в 20-х годах количественные методы при изучении документов использовали психологи Н.А. Рыбников, И.Н. Шпильрейн, П.П. Блонский, социолог В.А. Кузьмичев и др.

В США тогда же квантификацию в исследования материалов массовой коммуникации вводили М. Уилли, Г. Лассуэлл и другие. В 40-50-е годы в США формируется специальный междисциплинарный метод изучения документов - контент=анализ (content analysis). Позднее он проникает в европейские страны. В нашей стране с конца 60-х годов этот метод также получает распространение в социологических и социально-психологических исследованиях.

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в их квантификации. Делаться это может в самых разнообразных целях в русле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и для нужд психодиагностики, для исследования межличностных и межгрупповых различий и специфики, их динамики во времени. Остановимся на исследовательском опыте качественно-количественного изучения документов, либо имеющем прямое отношение к традиционной психодиагностике, а также к социально-психологической диагностике, либо близком к психодиагностическому опыту.

Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высокий процент положительных оценок, но этот перевес над мальчиками у них приходится на младшие группы. В старших же группах они уступают мальчикам. Причиной этого является возрастание нагрузки по работе в семье у девочек старшего возраста.

В качестве примера более позднего медико-психодиагностического изучения документов можно привести тематический анализ содержания 4000 записанных сновидений здоровых и больных людей, который осуществлялся В.Н. Касаткиным на протяжении 30-50-х годов. При этом учитывались основные особенности качеств и условий жизни людей, сновидения которых изучались: возраст, пол, образование, специальность, состояние здоровья, семейное положение, родной язык и владение другими языками, местожительство, биографические сведения, дата, содержание дня, предшествующего сновидению, и состояние испытуемого при пробуждении.

Американскими исследователями с 40-х годов контент-анализ стал использоваться и для определения психологических особенностей, психических состояний личности и групп. Например, психологическую структуру отдельной конкретной личности на основе анализа коллекции личностных документов исследовали Г. Оллпорт и А. Болдуин. Психическую напряженность, предсуицидные состояния и мотивацию посредством анализа содержания писем, записок, дневников пытались измерить Дж. Доллард и О. Маурер, Ч. Осгуд и Е. Уолкер.

В целях специфической психолого-политической диагностики изучали различия в социальных ценностях у представителей США и Германии К. Левин и X. Себалд. Первый исследователь анализировал американскую и немецко-фашистскую литературу для юношества, а второй - песенники этих же стран, изданные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнаружены явные различия в ценностных ориентациях, которые пропагандировались американскими и немецкими изданиями тех лет.

Многочисленные, зачастую спекулятивные исследования были проведены западными психологами и психоаналитиками для изучения личностных особенностей авторов-писателей на основе контент-анализа их литературных произведений (особенно часто анализировались сочинения В. Шекспира и Ф.М. Достоевского).

Вместе с тем контент-анализ репрезентативных выборок произведений художественной литературы и искусства может позволить выявить обобщенные характеристики и особенности авторов в зависимости, например, от социально-демографических признаков. Подобные статистические закономерности особенностей отражения людей и социальной среды писателями были обнаружены нами при изучении художественной прозы и портретной живописи. Сошлемся и на контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах, выполненный под нашим руководством H.H. Лепехиным и Ч.А. Шакеевой. Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах .

С 50-х годов получает распространение качественно-количественный анализ вербальной коммуникации в малых группах, начатый Р. Бейлсом (следует отметить, что обычно такие исследования принято относить к наблюдению, хотя речь, зафиксированная, например, на магнитной ленте, становится уже документом). Посредством анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах и первичных коллективах можно диагностировать стиль руководства, социально-психологический климат, конфликтность и т.п. Аналогичные возможности открываются для психодиагностики массовидных процессов и состояний при изучении массового вербального поведения на улице, в транспорте, магазинах и т.д.

Таким образом, опыт применения качественно-количественного анализа различных документов демонстрирует его значительные возможности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов изучения могут быть использованы личные документы (письма, фотографии, дневники, автобиографии и т.п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации (т.е. записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты, радиопередачи, реклама и т.п.), а также продукты деятельности людей, включая литературу и искусство.

Помимо самостоятельного или равноправного применения в комплексе с другими методами контент-анализ может выступать и в качестве вспомогательной техники для обработки данных, полученных посредством прожективных методик, нестандартизованного интервью, открытых вопросов анкет и т.п.

Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принципе повторяемости, частотности различных смысловых и формальных элементов в документах (определенных понятий, суждений; тем, образов и т.п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, когда имеется достаточное количество материала для анализа (т.е. или представлено много отдельных однородных документов, автобиографий, писем, фотографий и т.д., или есть несколько и даже один документ, например дневник, но достаточного объема). При этом интересующие нас элементы содержания (единицы анализа) также должны встречаться в исследуемых документах с достаточной частотой. В противном случае наши выводы будут лишены статистической достоверности. Критерием здесь служит закон больших чисел.

Не все виды документов пригодны для контент-анализа и по причине затруднений с формализацией их содержания. Иногда невозможно задать четкие однозначные правила для фиксирования нужных характеристик содержания (например, трудно или совсем нельзя формализовать описание лирического героя некоторых поэтических произведений).

Отсюда объекты анализа должны удовлетворять требованиям статистической значимости и формализации.

Естественно, что использование ЭВМ в контент-анализе обеспечивает преимущества, заключающиеся в надежности получаемых данных и быстроте анализа, по сравнению с ручным, выполняемым людьми-кодировщиками, которые подвержены ошибкам из-за утомления и субъективных факторов. Таким образом, трудоемкость составления программ окупается тем огромным объемом содержания, которое достаточно быстро и надежно можно проанализировать на компьютере, а также освобождением кодировщиков от их чрезвычайно утомительного труда. В целом проблемы использования машинного контент-анализа близки общей стратегии применения ЭВМ в эмпирических социальных исследованиях. Важно правильно определить, когда следует воспользоваться машинным, а когда ручным анализом, что зависит от задач исследования, от объема материалов, подлежащих анализу, от степени их формализуемости.

Представляется, что качественно-количественный анализ документов в нашей психодиагностике несомненно должен использоваться более широко и интенсивно.

Заключение

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в их квантификации.

Из истории исследования контент-анализа следует выделить деятельность отечественных психологов: Н.А. Рыбникова, И.Н. Шпильфейна, П.П. Блонского, В.А. Кузьмичева, В.Н. Касаткина, В.Е. Семенова. Из зарубежных психологов, внесших значительный вклад в исследование контент-анализа, следует выделить: М. Уилли, Г.Лассуэлла, Г. Олпорта, А. Болдуина, Дж. Долларда и других. Большое значение в развитии контент-анализа стала иметь его компьютеризация.

Список использованной литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2014. - 528 с.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2014. - 632 с.

3. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 304 с.

4. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.: Сова, 2013. - 928 с.

Подобные документы

Основные термины понятия контент-анализа как количественного анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Цели данного метода в социально-психологическом исследовании.

контрольная работа [12,9 K], добавлен 01.03.2011

Изучение сути биографического метода, который представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Исследование дневниковых записей. Контент-анализ как метод исследования в психодиагностике. Каузальная атрибуция.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 06.06.2012

История развития и области применения факторного анализа. Основные теоретические понятия факторного анализа. Факторная матрица. Интерпретация факторов. Косоугольная система координат и факторы 2-го порядка. Основные теории факторного анализа.

курсовая работа [76,9 K], добавлен 01.11.2002

Особенности и популярность форумов и Интернет-сообществ, общение в виртуальном пространстве, высказывание мнений, совершение покупок. Глубинное интервью как качественный метод исследования. Специфика сбора и анализа данных Интернет-источников на форумах.

реферат [29,2 K], добавлен 26.12.2009

Общая характеристика методов экспертной оценки: понятия, этапы, признаки и особенности экспертизы. Запрос и область применения экспертного метода в психодиагностике. Требования к методам экспертной оценки. Общие требования, предъявляемые к эксперту.

Читайте также: