Доклад о глобальной конкурентоспособности 2020

Обновлено: 11.07.2024

В данной статье рассматривается доклад Всемирного экономического форума о конкурентоспособности туризма и путешествий. Дана общая характеристика доклада, а также представлен обзор лежащей в его основе методологии. Обсуждаются ключевые качественные и количественные выводы доклада, в частности, положение стран-лидеров и России.

Ключевые слова: туризм, Всемирный экономический форум, индекс конкурентоспособности путешествий и туризма.

World economic forum: Ranking of countries in the world by the level of competitiveness of travel and tourism

K.Burashnikova, A.Khripko

This article discusses the findings of the World Economic Forum Report on the competitiveness of tourism and travel around the globe. Special attention is paid to the characteristics and methodology of the Report. The major qualitative and quantitative conclusions drawn from the Report are presented, in particular, with respect to the leading countries and Russia's position in the ranking.

Key words: tourism, World Economic Forum, travel and tourism competitiveness index.

В настоящее время путешествия и туризм являются одним из крупнейших видов экономической деятельности в мире. Это одна из ведущих отраслей во многих странах, так в 2019 году сектор произвел 10,4 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП). [1]

Для изучения состояния сектора туризма и анализа туристической конкурентоспособности служит доклад Всемирного экономического форума о конкурентоспособности туризма и путешествий стран всего мира.


Рис.1. Путешествия и туризм за период 2000-2019гг. (% от мирового ВВП) [1]

Отчет о конкурентоспособности туризма и путешествий (The Travel & Tourism Competitiveness Report) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю туристической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum). Аналитическая группа Всемирного экономического форума с участием многочисленных экспертов в области путешествий и туризма проводит общий анализ состояния отрасли туризма и детальный анализ конкурентоспособности сектора туризма и путешествий каждой страны.

Именно в 2007 году был в первый раз опубликован доклад о конкурентоспособности путешествий и туризма, в начальном отчете которого был представлен рейтинг 124 стран, которые были ранжированы исходя из критерия базирующегося на 12 ключевых показателях. Основываясь на данных вышеупомянутых показателях, был выведен индекс конкурентоспособности их туристического сектора. [2]

С 2009 года и по сегодняшний день отчет о конкурентоспособности путешествий и туризма публикуется раз в два года. Стоит отметить, что он определяет уровень конкурентоспособности 141 страны, на которые в совокупности приходится около 98% мирового туризма.

Для составления доклада о конкурентоспособности туризма и путешествий аналитическая группа ВЭФ прибегает к общедоступным материалов от международных организаций и экспертов в области путешествий и туризма.

Все страны в рейтинге оценивают по семибалльной системе, состоящей из 14 критериев в четырех основных блоках: [3]

Так, формируются четыре субиндекса, из которых аналитическая группа ВЭФ выводит итоговый индекс конкурентоспособности путешествий и туризма.


Рис.2. Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма.[3]

С помощью итогового индекса конкурентоспособности путешествий и туризма эксперты ранжируют страны путём определения положения каждой страны в глобальном мировом туристическом пространстве, также становится возможным в динамике за определённый период проследить порядок изменения позиций страны в указанном рейтинге, увидеть её конкурентные преимущества и негативные тенденции, что имеет важное значение как и для правительства данной страны, которое, конечно, стремится совершенствовать индустрию туризма, так и для многочисленных представителей бизнес-среды, вкладывающих значительные инвестиции в данную отрасль.

Более того, в каждом отчете присутствуют различные тематические доклады экспертов отрасли туризма. Также существуют отдельные главы посвящены вопросам связи упрощения визового режима и экономического роста; необходимости политики использования местных конкурентных преимуществ в меняющейся среде; влияния сектора туризма на создание рабочих мест; влияния развития авиации на экономическое развитие.

В процессе разработки доклада конкурентоспособности туризма и путешествий стран всего мира, ВЭФ сотрудничает с многочисленными организациями: Booz & Company, Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), Международным союзом по сохранению природы (IUCN), Всемирной организацией по туризму (UNWTO) и Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC), VISA, Deloitte, Hilton, Marriott и другими.

Последняя версия рейтинга стран касательно уровня развитости сектора туризма и путешествий была опубликована в 2019 году.

Результаты

Вопрос о конкурентоспособности различных стран в сфере путешествий и туризма впервые широко и полно рассматривался в отчете Всемирного экономического форума 2007-го года, проходившего в Женеве [4]. Анализ отчетов разных лет с данного форума 5 показывает, что сфера туризма стабильно развивается достаточно большими темпами (рис. 3). На это также указывает то, что увеличивается доля финансирования туризма и путешествия различными государствами. Поэтому следует рассмотреть вопрос о том, как именно развивался туризм, какие его сферы особенно сильно разрослись.


Рис. 3. Зависимость индекса развития туризма и путешествий от времени. [6]


Рис. 4. Зависимость авиаперевозок и индекса. [7]

Если рассматривать уровень развития туризма в разных странах, на 2019 год в первой тройке следующие страны: Испания, Франция и Германия [11]. Аналогичная ситуация наблюдается в 2017 [6] и 2015-м [5] году – у данной группы стран наблюдается стабильное развитие туризма в силу мощной экономики и инфраструктуры.

Также стоит отметить, что первые 25% строчек рейтинга в 2019 году занимают страны с высоким уровнем дохода, что еще раз подтверждает тезис о связи индустрии туризма с развитием экономики.

Что касается России, она находится в этом рейтинге на 39-м месте. В последние годы показатели России стабильно увеличиваются: в 2015 году Россия была на 45 месте, в 2017 на 43. Индустрия туризма в России является самой конкурентоспособной в Евразии. Поэтому очень важно рассмотреть вопрос, за счет каких показателей наблюдается данная тенденция.

Исходя из показателей, отмеченных на схеме, показывающей развитие различных сфер туризма в России (рис. 5), относительно наиболее развитыми сферами нашей жизни и экономики являются: здоровье и гигиена, культурный фактор, инфраструктура авиаперевозок и ценовая конкурентоспособность.


Рис. 5. Индустрия туризма и путешествий в России. [7]

Из всего вышеперечисленного наиболее значимым для туризма является индустрия авиаперевозок: большая часть посадочных километров Евразии является собственностью российских компаний. Тем не менее, в российском авиатранспорте есть слабые стороны: это, в частности, безопасность полетов (98 место в рейтинге).
Что касается сфер, в которых Россия менее конкурентоспособна – это, прежде всего, международная открытость: Россия занимает 123 место в рейтинге по данному показателю, что является не очень хорошим показателем.

Таким образом, Россия является достаточно конкурентоспособной в сфере туризма за счет авиаперевозок, которые имеют достаточно большое значение в данной сфере.

· Специальный выпуск Доклада о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума рассматривает вопрос о том, как выход из кризиса COVID-19 может способствовать выстраиванию продуктивных, устойчивых и инклюзивных экономических систем

· Страны с развитой цифровой экономикой, мощной системой социальной защиты и надежной системой здравоохранения более эффективно справились с последствиями пандемии.

· Очередной ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности стран не составлялся в связи с исключительными мерами по борьбе с кризисом COVID-19, которые предпринимаются правительствами в этом году.

Спустя почти год после начала пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 спровоцированный этим событием экономический спад всё ещё оказывает значительное воздействие на экономику и социальную сферу. Ни одна страна не смогла избежать негативных последствий, однако, как отмечается в новом выпуске Доклада о глобальной конкурентоспособности, подготовленного Всемирным экономическим форумом, страны с развитой цифровой экономикой и цифровыми навыками жителей, мощной системой социальной защиты и предшествующим опытом борьбы с эпидемиями лучше справляются с последствиями пандемии для своей экономики и граждан.

По мере оживления глобальной экономики у стран появляются возможности выходить за рамки текущей антикризисной повестки и фокусироваться не только на восстановлении докризисных темпов экономического роста. Специальный выпуск Доклада о глобальной конкурентоспособности 2020: Страны на пути к восстановлению экономики, опубликованный сегодня Всемирным экономическим форумом, указывает путь к этим возможностям.

В качестве признания экстраординарности событий 2020 года, а также сплочённых глобальных усилий по борьбе с кризисом общественного здравоохранения и его социально-экономическими последствиями, подготовка Глобального индекса конкурентоспособности и расчёт рейтинга стран за 2020 год были приостановлены. В 2021 году очередной выпуск Доклада будет вновь использовать рейтинг как обновленную систему ориентиров для управления будущим экономическим ростом.

Каковы необходимые условия для будущей экономической трансформации?

В докладе рассматриваются пути восстановления и преобразования в четырех сферах: благоприятные условия и стимулы, человеческий капитал, рынки и инновации.

· Создание благоприятной среды и стимулов: В докладе рекомендуется, чтобы правительства уделяли первоочередное внимание улучшению предоставления публичных услуг, управлению государственным долгом и расширению масштабов и влияния цифровизации. В более долгосрочной перспективе рекомендуется более прогрессивное налогообложение, модернизация инженерной инфраструктуры и создание в целом более экологичной инфраструктуры.

· Преобразования в сфере человеческого капитала: В докладе отстаивается идея постепенного перехода от планов по массовому увольнению к комбинации упреждающих инвестиций в новые возможности на рынке труда, масштабирования программ переквалификации и повышения квалификации, а также создания систем социальной защиты, способствующих экономическому оживлению. В более долгосрочной перспективе руководители должны работать над обновлением содержания образовательных программ, реформированием трудового законодательства и совершенствованием использования новых технологий управления талантами.

Какие страны лучше остальных готовы к экономическим преобразованиям?

Понятие трансформации экономики относительно новое, а объем доступных для его всесторонней оценки данных ограничен. Данные из 37 стран были сопоставлены с 11 приоритетными направлениями, изложенными в Докладе. Этот анализ позволил установить, что, хотя ни одна страна не готова к восстановлению и экономическим преобразованиям на все 100%, некоторые страны находятся в более выгодном положении. По оценкам, приведенным в докладе, 10-процентное повышение показателей готовности может привести к увеличению ВВП этих 37 стран вместе взятых на $300.000.000.000 (300 миллиардов долларов США). Однако эти приоритетные направления следует рассматривать с точки зрения их потенциального вклада в ускорение экономического роста, достижение инклюзивности и устойчивости.

Страны, наилучшим образом подготовленные к экономическим преобразованиям, приводятся в таблице ниже. В Докладе приводятся важные комментарии о последствиях ограниченной доступности данных.

Оценки позициям России были даны лишь по девяти из одиннадцати направлений.

Слабые позиции у России, прежде всего, по первому направлению (37/37): обеспечить повышение эффективности управления государственными учреждениями, применение долгосрочного видения и укрепление общественного доверия за счёт добросовестного предоставления услуг для граждан пока удалось в России меньше, чем в других странах. Такая же ситуация по второму направлению (37/37): Россия меньше прочих стран рейтинга готова модернизировать инфраструктуру в целях ускоренной трансформации в энергетике, а также расширения доступа к электроэнергии и цифровым технологиям. Аналогичная ситуация и по восьмому направлению (37/37): в России больше, чем в других странах, нужно актуализировать принципы защиты конкуренции и антимонопольное регулирование, с учётом требований Четвертой промышленной революции, обеспечивая доступ к рынкам как на национальном, так и на международном уровне.

Какие аспекты конкурентоспособности способствовали устойчивости экономики в период пандемии?

Страны с развитой цифровой экономикой и цифровыми навыками были более успешными в поддержании экономического роста в период дистанционной работы. В частности, хорошие результаты показали Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Эстония и США.

Страны с надежными системами социальной поддержки в период кризиса, такие как Дания, Финляндия, Норвегия, Австрия, Люксембург и Швейцария были хорошо подготовлены к оказанию необходимой помощи тем, кто не смог продолжить работу. Аналогичным образом, страны с развитым финансовым сектором, такие как Финляндия, США, ОАЭ и Сингапур смогли с большей легкостью обеспечить предоставление заёмных средств малому и среднему бизнесу и предотвратить массовые банкротства.

Страны, которые смогли успешно спланировать и скоординировать действия в сфере здравоохранения, налоговой и социальной политики, добились сравнительно больших успехов в смягчении последствий кризиса. Среди них Сингапур, Швейцария, Люксембург, Австрия и ОАЭ.

Отдельные примеры свидетельствуют о том, что страны, ранее уже сталкивавшиеся с эпидемией коронавируса (такой как SARS - атипичная пневмония), располагали более совершенными планами действий на случай подобного кризиса, протоколами лечения и технологическими системами (например, Республика Корея, Сингапур) и смогли сдерживать эпидемию более успешно, чем другие страны.

Как в период кризиса изменилась деловая активность?

В странах с развитой экономикой лидеры бизнеса стали свидетелями усиливающегося монополизма, заметного снижения конкуренции в сфере услуг, сокращения сотрудничества между компаниями и снижения доступности квалифицированных работников на рынке труда по мере того, как ускорялся переход к дистанционной работе с использованием цифровых технологий. Позитивным моментом, по мнению руководителей компаний, стала активная реакция правительств на изменения, большая сплочённость коллективов внутри компаний и повышение доступности венчурного капитала.

В странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах руководители отметили рост издержек бизнеса, связанных с преступностью и насилием, снижение уровня независимости судебной системы, дальнейшее снижение конкуренции и рост монополизма, а также снижение доверия к политическим лидерам. Они также положительно отнеслись к антикризисным мерам правительства, отметили более активное сотрудничество в коллективах внутри компаний и рост доступности венчурного капитала. Они также отметили рост возможностей для привлечения талантливых специалистов, вероятно, отчасти за счёт ускоренного проникновения цифровых технологий на рынке труда.

Ключевые выводы по позициям стран:

· Экологичная экономика: Экологизация экономики потребует модернизации энергетической инфраструктуры, транспортных сетей и обязательств как государственного, так и частного секторов по расширению и соблюдению многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды. Дания, Эстония, Финляндия и Нидерланды наилучшим образом подготовлены к проведению экономических преобразований через инфраструктуру. К наименее подготовленным странам относятся Россия, Индонезия, Турция и ЮАР.

· Долгосрочные инвестиции: Повышение мотивации к направлению финансовых ресурсов на долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики может способствовать достижению стабильности и инклюзивности. Финляндия, Швеция, Новая Зеландия и Австрия подготовлены лучше, чем другие страны с развитой экономикой, в то время как США, будучи крупнейшим финансовым центром в мире, входят в число наименее подготовленных стран.

· Более прогрессивное налогообложение: Переход к более прогрессивным системам налогообложения становится ключевым фактором экономических преобразований. По этому показателю Республика Корея, Япония, Австралия и ЮАР набрали наибольшее количество баллов благодаря относительно сбалансированным и прогрессивным налоговым системам.

· Расширение предоставления публичных услуг: Для повышения уровня социальной защиты необходимо лучше интегрировать образование, трудовое законодательство и условия социальную поддержку, а также модернизировать образование с учётом требований рабочих мест будущего. Германия, Дания, Великобритания и Швейцария относительно лучше, чем другие страны, подготовлены к тому, чтобы сочетать адекватную охрану труда с новыми моделями систем социальной защиты. ЮАР, Индия, Греция и Турция наименее подготовлены.

Евразийский институт конкурентоспособности – независимый и некоммерческий аналитический центр, специализируется по вопросам конкурентоспособности и экономического сотрудничества в Евразийском регионе. Одна из ключевых программ Института сфокусирована на изучении барьеров и возможностей для повышения конкурентоспособности экономики России на национальном и региональном уровнях.


Индекс глобальной конкурентоспособности 4.0 (GCI 4.0)

Оценка эффективности 141 мировой экономики осуществляется на основании Индекса глобальной конкурентоспособности 4.0 (GCI 4.0), который отражает их способность составлять конкуренцию другим странам в условиях Четвёртой промышленной революции. Рассматриваются 12 наиболее важных составляющих долгосрочного роста: качество институтов, состояние инфраструктуры, проникновение IT и современных коммуникаций, макроэкономическая стабильность, потребительский рынок, рынок труда, финансовая система, размер внутреннего рынка, состояние здоровья населения, образование и навыки людей, динамика развития бизнеса и способность к инновациям. Каждой мировой экономике присваивается GCI 4.0 по шкале от 0 до 100, где 100 представляет идеальное состояние, когда рассматриваемые факторы перестают быть препятствиями для роста производительности.

Сингапур обладает наивысшим среди всех рассматриваемых экономик значением показателя GCI 4.0 (84,8 баллов из 100). Среди стран G20 в первую десятку вошли США (2-я позиция), Япония (6), Германия (7) и Великобритания (9), но все они продемонстрировали снижение конкурентоспособности. Из стран с развитой экономикой только Корея (13), Франция (15) и Италия (30) улучшили свой результат в этом году. Среди стран БРИКС лучшим в рейтинге является Китай (28), опережая Россию (43), ЮАР (60), Индию (68) и Бразилию (71).


Меры экономической политики для повышения производительности

Лица, ответственные за выработку экономической политики государств, должны развивать не только денежно-кредитную политику, но и другие виды экономических стратегий, инвестиции и стимулы для оживления роста производительности. Стимулирующее воздействие на инвестиции видится авторам доклада в качестве надлежащей меры для возобновления роста в стагнирующих странах с развитой экономикой. Поиск баланса между технологической интеграцией и инвестициями в человеческий капитал будет иметь решающее значение для повышения производительности. Данные на основе GCI 4.0 показывают, что в некоторых странах, обладающих значительными инновационными и технологическими возможностями (Южная Корея, Италия, Франция, Япония), недостаточное развитие трудовых ресурсов может увеличить риск негативных социальных последствий. Развивающиеся страны с растущим инновационным потенциалом, такие как Китай, Индия и Бразилия, также должны лучше сбалансировать технологическую интеграцию и инвестиции в человеческий капитал.

Авторы доклада приходят к выводу о том, что меры экономической политики должны быть направлены на обращение к факторам, которые могут привести к повышению производительности при одновременном сокращении экономического неравенства. Сюда они относят следующие четыре перспективных области: укрепление равенства возможностей, содействие честной конкуренции, совершенствование системы налогообложения и системы социальной защиты, а также содействие повышению конкурентоспособности инвестиций.

Россия поднялась на пятое мест в рейтинге глобальной конкурентоспособности IMD. За счет чего стране удалось продвинуться вперед, рассуждает профессор — исследователь Школы финансов НИУ ВШЭ Александр Карминский

Россия поднялась в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира The IMD World Competitiveness Ranking с 50-го на 45-е место. В первой пятерке списка Швейцария, Швеция, Дания, Нидерланды и Сингапур, пять мест перед нашей страной занимают Словения, Италия, Венгрия, Индия и Чили.

Век цифровизации не может обходиться без упорядочивания. Рейтинги как мера риска, конкурентоспособности и прочих компетенций находят все большее применение. В этой связи каждое достижение как на уровне страны, так и отдельных экономических субъектов — промышленных и финансовых компаний, коммерческих банков, регионов, — требует своего осмысления и интерпретации.

Не является исключением и рейтинг глобальной конкурентоспособности — ежегодное глобальное исследование и результирующий рейтинг стран мира по уровню экономической конкурентоспособности, который отражает способность страны создать условия и поддержать конкурентоспособный бизнес. Рейтинг составляет швейцарский институт IMD, считающийся одной из лучших бизнес-школ мира, индекс глобальной конкурентоспособности поддерживает также Всемирный экономический форум.

Методология составления рейтинга лежит в русле традиционных подходов. Каждая страна характеризуется набором нескольких сотен показателей, разбитым по четырем основным группам основных аспектов экономической жизни государства, отражающих состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры.

Среди факторов, которые оказали ключевое влияние на продвижение России на пять позиций, эксперты отмечают ускорение экономического роста (хотя за последнее десятилетие он и составлял менее половины от среднемирового показателя), борьбу с бедностью и неравенством, прежде всего за счет экономически благополучных регионов (у большей части страны с этим есть проблемы), снижение демографического спада за счет органического роста и миграции. Кроме того, необходимо упомянуть об улучшении инфраструктуры, особенно транспортной, и логистики, а также о развитии современной цифровой экономики через поток рыночных инноваций мирового класса.

Стоит подчеркнуть, что по большинству из этих позиций позитивных результатов удалось добиться за счет реализации инициированных президентом национальных проектов, которые находятся в повестке дня парламента и правительства. Именно в период последовательной реализации проектов в сфере образования, демографии, здравоохранения, инфраструктуры наметились позитивные сдвиги в отмеченных выше ключевых направлениях.

Эти новации не остались без внимания и были замечены в мире, что очень важно, ведь при формировании рейтинга конкурентоспособности большое значение имеют эксперты. Так, на основе экспертных оценок для исследуемых стран оценивается бизнес-климат. При этом используются мнения аналитиков, опросы руководителей компаний и корпораций, известных специалистов в области управления. Итоговые оценки используют также статистические данные, отражающие две трети показателей, а оставшиеся составляют экспертные оценки. Для каждой из включенных в исследование стран отчет содержит детальные описания с итогами по общей позиции в рейтинге, конкурентным преимуществам и проблемным вопросам, выявленным в процессе исследования.

В целом в рейтинге 2021 года мы видим, что западноевропейские страны лидируют. Это отражает устойчивость их экономик перед лицом глобального кризиса здравоохранения в связи с пандемией COVID-19. Рейтинг Китая растет, а позиции США остаются стабильными.

Кризис в области здравоохранения, хотя и разрушительный, оказал временное воздействие, хотя наличие последующих волн может перерасти в постоянный фактор, если не удастся глобально решить проблему за счет вакцинации и кооперации. В то же время, так как конкурентоспособность измеряет долгосрочное воздействие, можно ожидать устойчивость существующих рейтингов на среднесрочном временном горизонте.

Детальный анализ этого рейтинга политиками и менеджерами еще предстоит, но понятно, что рейтинг глобальной конкурентоспособности играет важную роль в выборе управленческих решений. Исследования, подобные The IMD World Competitiveness Ranking, могут использоваться для формирования государственной политики, включая выработку дорожной карты по повышению конкурентоспособности экономики страны, а также для принятия инвесторами оперативных и стратегических бизнес-решений.


IMD составляет рейтинги конкурентоспособности на протяжении последних 32 лет. В число стран, конкурентность которых оценивается на ежегодной основе (всего их сейчас 63), входят почти все мировые экономики из топ-20 (кроме Ирана и Саудовской Аравии), большинство развитых стран и большая группа развивающихся.

Конкурентоспособность оценивалась по множеству критериев, объединенных в несколько групп. К первой относятся макроэкономические результаты — цифры по росту ВВП, инвестициям, рынку труда и так далее. Вторая категория — государственное управление, к нему относятся налоговая политика, состояние государственных финансов, институциональная основа экономики и деловое законодательство. Третья оцениваемая сфера — эффективность бизнеса — состоит из производительности труда, развитости финансовых услуг и управленческих практик. Наконец, инфраструктура подразумевает под собой как общую (традиционные дороги-мосты-связь), так и научную, технологическую, образовательную, а также сектор здравоохранения.

По каждому из этих критериев оценки выставляются в соответствии как с объективными статистическими показателями, так и на основе опросов, проводимых среди государственных чиновников, бизнесменов и других экономических игроков. Общее количество учитывающихся в финальной оценке переменных достигает нескольких сотен.

Сингапур

Основным уроком исследования 2020 года стало доминирование среди лидеров небольших стран. На первом месте, как и в прошлом году, оказался Сингапур, второе заняла Дания, а третье — Швейцария. Единственной великой державой в десятке (причем замыкая оную) оказались лишь США, и они за год рухнули на семь позиций вниз. Такому провалу не помешали даже хорошие макроэкономические результаты в прошлом году — а материал для составления рейтинга собирался и анализировался несколько месяцев назад, еще до эпидемии коронавируса и связанного с ней экономического кризиса.


Не выявилось и прямой зависимости между демократичностью и конкурентоспособностью разных стран. В десятке оказались как три скандинавские демократические страны (Дания, Швеция и Норвегия), считающиеся лидерами в части соблюдения прав человека, так и полуавторитарные, авторитарные или прямо монархические режимы таких стран, как Сингапур, Гонконг или ОАЭ. Рейтинг замкнула охваченная беспорядками и дефицитом Венесуэла — впрочем, год назад она точно так же занимала последнее место.

Россия, по результатам нынешнего исследования, разместилась на 50-м месте, между Грецией и Румынией. Среди стран БРИКС наша страна расположилась строго посередине, ниже Китая и Индии, но выше Бразилии и ЮАР. Среди государств бывшего СССР ниже России находится Украина (55), а выше — Эстония (28), Литва (31), Латвия (41) и Казахстан (42). Последний, кстати, тоже потерял сразу восемь позиций за год.

Поскромничали: Россия упала в мировом рейтинге конкурентоспособности


Среди всех отдельных показателей наихудшее место — 61-е — наша страна заняла в плане эффективности бизнеса, где особенно плохо выглядело качество менеджмента. По словам Коровкина, это отставание является ожидаемым и не только объективным, но и субъективным: сами предприниматели и компании настроены критически по отношению к себе.

Поскромничали: Россия упала в мировом рейтинге конкурентоспособности


Несмотря на в целом не самый удачный последний год, Владимир Коровкин считает, что в стране есть достаточно возможностей, чтобы подниматься в рейтинге, развивая эффективность и международную конкурентоспособность национальной экономики.

Рейтинг IMD построен из предположения, что наиболее конкурентные, открытые, глобально интегрированные экономики с преобладающей ролью рынка развиваются в государстве, осуществляющем сервисные функции. Эти функции очень важные, недаром на первом месте рейтинга стабильно находится Сингапур. Многие экономические действия российского правительства основываются на активном и постоянном участии государства в экономике как суперигрока, главной силы экономического и социального развития. Нельзя утверждать, что данный подход не принесет интересных результатов, однако высоких позиций в рейтинге с ним достичь будет сложно. Тем не менее есть болевые точки, работа с которыми будет полезна для экономики в любом идеологическом подходе: производительность труда, вовлеченность в мировую торговлю, инвестиции в инфраструктуру и экологию, — сообщил он.

Читайте также: