Консульские привилегии и иммунитеты доклад

Обновлено: 15.05.2024

Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения опре­делены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст.28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых поме­щений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами. Принцип неприкосновенности консульской кор­респонденции закреплен и в ст.35 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г., правда с некоторой оговоркой: "Консульская вализа (т.е. одно место дипломатической почты, направляемое в консульское учреждение или отправляемое им.) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-либо другое кроме корреспонденции, докумен­тов или предметов, дозволенных к провозу, они могут потребо­вать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномо­ченным представителем представляемого государства. В том случае, если представители аккредитующего государства отка­жутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления".

Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

Предметы, предназначенные для официального пользова­ния консульским учреждением, ввозятся в государство пребы­вания в соответствии с действующими в нем законами и прави­лами и освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и услуги подобного рода.

Консульское учреждение вправе взимать на территории го­сударства пребывания плату за консульские действия. Эти сбо­ры также освобождаются от всех пошлин и налогов.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство (ст.40). Документ предусматрива­ет, что консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и ставиться как можно меньше препятствий к вы­полнению консульских функций (ст.41).

В случае ареста или предварительного заключения како­го-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреж­дения. Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций (ст.43).

Работники консульского учреждения могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, однако если они отка­зываются давать показания, к ним не могут применяться ника­кие меры принуждения. Консульские должностные лица и сот­рудники консульства не обязаны давать свидетельские показа­ния по вопросам, связанным с выполнением ими своих функ­ций, или предъявлять относящуюся к их функциям официаль­ную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства. Когда это возможно, работники консульства выслушиваются на дому, в консульском учреждении или представляют по­казания в письменном виде.

Консульские должностные лица и сотрудники консульства освобождаются от всех видов личных повинностей и обложе­ния, а также от формальностей, принятых в государстве пре­бывания, в отношении регистрации иностранцев и выдачи раз­решений на жительство и работу.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ни­ми, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Привилегии и иммунитеты почетных консулов. Венская конвенция 1963 г. содержит ряд льгот штатных консульских учреждений, которые применяются также к консульствам, возглавляемым почетными консулами.

На государство пребывания возложена обязанность обеспе­чить защиту консульств, возглавляемых почетными консула­ми, а также их самих. Однако привилегии и иммунитеты по­четных консулов несколько уже по сравнению с теми, которые предоставляются штатным консулам. Почетные консулы поль­зуются личной неприкосновенностью только при исполнении консульских функций. Неприкосновенность их архивов огра­ничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула.

Обмен консульскими вализами между двумя консульства­ми, возглавляемыми почетными консулами, находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия последних. Привилегии и иммунитеты, которые распространяются на чле­нов семей штатных работников консульства, к членам семей почетных консулов не применяются.

Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой дея­тельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев в отношении получения разрешения на жи­тельство. Они освобождаются от обложения личными налога­ми, от уплаты пошлин и налогов на вознаграждение и жало­ванье, а также от налогов на занимаемое помещение, являю­щееся собственностью представляемого государства или арен­дуемое им. Таможенные пошлины на предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии кон­сульства, полученные от представляемого государства, не взи­маются.

Объем льгот может варьироваться, поскольку государство пребывания в своих законах нередко ограничивает привилегии и иммунитеты почетных консулов.

Начало и окончание действия консульских привилегий и иммунитетов. Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента своего вступления на территорию государства пребывания, а если он уже здесь находился, — с момента, когда он приступил к вы­полнению своих обязанностей в консульстве.

Консульские иммунитеты и привилегии прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульс­кого учреждения, т.е. в момент когда данное лицо оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока, чтобы это сделать. До этого момента они продолжают действо­вать, даже в случае вооруженного конфликта.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что в отношении действий, совершенных кон­сульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения сроком (ст.53, п.4).

Иммунитеты членов семей работников консульств такие же, как и у самих работников. Конвенция уточняет, что они не распространяются на лиц, имеющих частные доходные заня­тия в государстве пребывания (ст.57).

Определенные обязанности в отношении признания при­вилегированного статуса консульских должностных лиц уста­новлены и для третьих государств, через которые они проезжа­ют транзитом, имея визу, если таковая необходима. В этом слу­чае третьи государства предоставляют работникам консульств все иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспече­ния их проезда. Такое же правило действует и в отношении членов их семей, которые следуют вместе с ними или отдельно.

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

31. Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение




Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида - санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание - Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Условия - Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

31. Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение

Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида - санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание - Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Условия - Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

Порядок таможенного досмотра должностных лиц консульств, а также перечень льгот по отношению к сотрудникам консульств, проживающих на территории иностранных государств.
Целью данной контрольной работы является всестороннее освещение консульских привилегий и иммунитета на современном этапе развития международных отношений.

Содержание

Введение 3
1.Консульские представительства 4
2.Виды консулов и их привилегии 10
3.Консульский иммунитет 15
4.Привилегии и иммунитет работников консульских учреждений. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово- экономический университет

Кафедра конституционного и муниципального права

Контрольная работа по дисциплине:

Выполнил: студент 3 курса, 31 группы, з/о, Ушаков Сергей Викторович

Проверил: профессор Капустин А.Я.

Поступила на кафедру _______________

1.Консульские представительства 4

2.Виды консулов и их привилегии 10

3.Консульский иммунитет 15

4.Привилегии и иммунитет работников консульских учреждений. 17

Список использованной литературы 22

Введение

Первый раздел посвящен консульским представительствам и их функциям. Рассматриваются виды консульских учреждений, а также порядок назначения на должности сотрудников консульств. Также затронут порядок назначения консула на должность.

Во втором разделе рассматриваются виды консулов и их привилегии. Приведены основные принципы и актуальные вопросы, связанные с привилегиями консульских представительств.

Консульский иммунитет. Что именно, согласно Венской конвенции 1963 года входит в данное понятие, и в каких случаях возможны отступления от общего правила консульской неприкосновенности – все эти вопросы раскрывает третий раздел.

Привилегиям и иммунитету работников консульских учреждений посвящен последний раздел, в котором речь идет не только о самих сотрудниках консульств, но и о членах их семей. Затрагиваются такие вопросы как личная неприкосновенность, а также защита от посягательств на свободу и достоинство работников консульств. При каких обстоятельствах сотрудники консульств могут быть подвергнуты аресту. Порядок таможенного досмотра должностных лиц консульств, а также перечень льгот по отношению к сотрудникам консульств, проживающих на территории иностранных государств.

Целью данной контрольной работы является всестороннее освещение консульских привилегий и иммунитета на современном этапе развития международных отношений.

1.Консульские представительства

В сфере международных отношений консульские представительства играют значительную роль. Исторический сложилось, что консульское представительство государств возникло значительно раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий. Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. 1 Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. предусмотрено, что установление дипломатических отношений уже само по себе предполагает установление и консульских отношений. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если иное не оговорено, согласие на установление консульских отношений 2 . При отсутствии дипломатических консульские отношения устанавливаются только по обоюдному согласию заинтересованных государств. Они могут сохраняться и после разрыва дипломатических отношений. Местопребывание консульского учреждения и район его деятельности определяются по взаимному согласию представляемого государства и государства пребывания. Часть территории государства пребывания, в пределах которой консульское должностное лицо выполняет консульские функции, называется консульским округом. Все последующие изменения консульского округа могут производиться представляемым государством лишь с согласия государства пребывания. Такое согласие требуется также в случае, когда консульство пожелает открыть вице-консульство или канцелярию в другом городе. В исключительных случаях принимающая сторона может просить об изменении местопребывания иностранного консульства или границ консульского округа. Если представляемое государство отказывается удовлетворить эту просьбу, государство пребывания может денонсировать договоренность об открытии консульства и потребовать его закрытия. На практике иногда возникает вопрос о допустимости выполнения консулом своих функций за пределами консульского округа при определенных обстоятельствах, к которым относятся, например, авария воздушного или морского судна, вопросы наследования в случае смерти иностранца, имеющего гражданство представляемого государства и т.д. Венской конвенцией о консульских сношениях в таких случаях предусмотрено следующее: "Консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа" 3 . Многие двусторонние консульские конвенции также предусматривают возможность исполнения консулом своих функций за пределами консульского округа в исключительных случаях. Такая международная практика, несомненно, отвечает интересам всех государств.

Консульские учреждения подразделяются на четыре вида: генеральное консульство — учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах; консульство; вице-консульство — учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого — штатное должностное лицо, подчиненное консулу; консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства.

За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. 4

Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа. Консульская деятельность осуществляется также консульскими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. В других случаях его деятельность ограничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств. Обычно заведующему консульским отделом посольства или миссии не выдается патент или экзекватура (т.е. согласие со стороны государства пребывания). Однако в некоторых странах (Англия, Финляндия) получение экзекватуры требуется в случае, если консульский отдел будет сноситься с местными властями. Являясь сотрудником дипломатического представительства, такой консул сохраняет свой дипломатический статус, то есть пользуется дипломатическим иммунитетом и привилегиями без каких-либо исключений.

Назначение консула на должность сопровождается выдачей ему консульского патента. Этот документ, подтверждающий факт назначения данного лица главой консульского учреждения, направляется, как правило, по дипломатическим каналам правительству государства пребывания. В нем указываются полное имя, гражданство, консульский ранг назначаемого лица, а также консульский округ и местопребывание консульства. Орган, выдающий консульский патент, обычно определяется консульским законодательством. В России патент выдается Министерством иностранных дел. В документе указываются должность, а также класс, к которому принадлежит консул, консульский округ, на территории которого предполагается деятельность консула, местопребывание консульского учреждения.

С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих функций. Этой же датой определяется и его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском корпусе. Кроме того, ведомство иностранных дел обычно выдает консулам консульские карточки, которыми удостоверяется, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет: право на привилегированный статус в соответствии с принципами международного права.

Консул вправе обращаться к властям государства пребывания в пределах своего консульского округа по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения. Консул должен хорошо знать порядок сношения иностранцев с местными органами власти, порядок установления контактов с местными общественными организациями и учреждениями культуры, инструкции органов власти страны пребывания, регулирующие поездки по территории консульского округа.

Консулу и консульскому учреждению в соответствии с международной практикой предоставляется право сношения со своим правительством, а также с послом в стране пребывания. Сношения консула с центральными правительственными учреждениями государства пребывания, как правило, осуществляются через дипломатическое представительство своего государства. По аналогии с дипломатическим корпусом существует и консульский корпус, то есть совокупность всех глав иностранных консульских учреждений, находящихся в том или ином пункте государства пребывания. В более широком смысле — это все консульские должностные лица иностранных консульских учреждений в данном пункте, а также члены их семей. В консульский корпус входят нештатные (почетные) консулы и сотрудники консульских отделов дипломатических представительств. Так же, как и дипломатический корпус, консульский корпус имеет чисто церемониальное значение и не обладает правами юридического лица. Консульский корпус возглавляет старший по рангу и ранее других своих коллег получивший экзекватуру глава консульского учреждения. В необходимых случаях старшинство определяется датой предъявления консульского патента или датой прибытия в страну. Старейшина консульского корпуса выполняет в основном церемониальные функции: представляет весь консульский корпус, знакомит вновь прибывших его членов с особенностями и традициями государства пребывания, разрешает внутренние вопросы, защищает права членов консульского корпуса в случае их ущемления. В отличие от дипломатического корпуса, в стране пребывания может быть несколько консульских корпусов (по числу пунктов, где имеются консульские учреждения).


История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.

Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).

По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.

Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем. 1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:

Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).

Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.

Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.

В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).

Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]

Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.

В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:

1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.

2. Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.

3. Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.

1. Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.

2. Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.

Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, иммунитет, лицо, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, государство пребывания, консульское представительство, служебный иммунитет.

  • Раздел I. Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений (ст.ст. 28 - 39)
    • Статья 28. Облегчение работы консульского учреждения
    • Статья 29. Пользование государственным флагом и гербом
    • Статья 30. Обеспечение помещениями
    • Статья 31. Неприкосновенность консульских помещений
    • Статья 32. Освобождение консульских помещений от налогов
    • Статья 33. Неприкосновенность консульского архива и документов
    • Статья 34. Свобода передвижений
    • Статья 35. Свобода сношений
    • Статья 36. Сношения и контакт с гражданами представляемого государства
    • Статья 37. Уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолетов
    • Статья 38. Сношения с органами государства пребывания
    • Статья 39. Консульские сборы
    • Статья 40. Защита консульских должностных лиц
    • Статья 41. Личная неприкосновенность консульских должностных лиц
    • Статья 42. Уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании
    • Статья 43. Иммунитет от юрисдикции
    • Статья 44. Обязанность давать свидетельские показания
    • Статья 45. Отказ от привилегий и иммунитетов
    • Статья 46. Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство
    • Статья 47. Освобождение от получения разрешения на работу
    • Статья 48. Изъятие, относящееся к социальному обеспечению
    • Статья 49. Налоговые изъятия
    • Статья 50. Освобождение от таможенных пошлин и досмотра
    • Статья 51. Наследственное имущество работников консульского учреждения и членов их семей
    • Статья 52. Освобождение от личных повинностей и обложений
    • Статья 53. Начало и конец консульских привилегий и иммунитетов
    • Статья 54. Обязанности третьих государств
    • Статья 55. Уважение законов и правил государства пребывания
    • Статья 56. Страхование от вреда, причиненного третьим лицам
    • Статья 57. Специальные положения относительно частной деятельности с целью получения доходов

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Читайте также: