Известные хореографы и солисты балета россии доклад 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Эти артисты не только блистали на лучших сценах мира, но и воспитали не одно поколение танцоров и определили судьбу этого вида искусства.

Со времени своего появления балет претерпел немало изменений. Сегодня в его хореографии используются техники современного и джаз-танца, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств. Происходило это не само по себе, а силами танцоров, многие из которых после завершения сценической карьеры становились хореографами.

Авдотья Истомина

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Авдотья Истомина.

Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.

Матильда Кшесинская

Ни ростом, ни весом Матильда не вписывалась в балетные стандарты. Да и не танец сделал ей имя. Ее фото не сходили с первых полос светской хроники, ведь она была любовницей Николая II в те времена, когда он был еще наследником престола. О ней писали как о фантастической роковой красавице.

Матильда Кшесинская.

Вацлав Нижинский

Несмотря на то, что записи выступлений Нижинского не сохранились, он считается одним из самых талантливых танцоров балета в истории. Очевидцы были поражены его прыжками, которые, казалось, бросают вызов гравитации.

00.jpg

Несмотря на блестящую карьеру, уже в 29 лет Нижинский был вынужден оставить сцену. Нервные срывы, бывшие следствием шизофрении, не позволяли артисту выступать. Его последний танец публика увидела в 1919 году. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.

Анна Павлова

7.jpg

Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.

В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.

Галина Уланова

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

8.jpg

Алисия Алонсо

Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.

Алисия Алонсо.

Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.

Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Марис Лиепа

Когда на сцену выходил Лиепа, то своим танцем он затмевал партнерш. Казалось бы, его партия предопределена тем, что делает балерина. Но Лиепа всегда проявлял особенную мужественность, не свойственную его коллегам по цеху. Он вел танец решительно, мощно. Лиепу и воспринимали на сцене как мужчину, а не как ассистента прима-балерины.

0.jpg

Майя Плисецкая

По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.

Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.

9.jpg

Рудольф Нуриев

Он стал солистом Мариинки … в 20 лет! Современники отмечали его артистизм, харизму и невероятный талант. В начале 1960-х Нуриев попросил политического убежища во Франции. И навсегда покинул Советский Союз.

Нуриев известен не только своими партиями в балете и работами в кино, но и тем, что был одним из первых, кто умер от СПИДа.

Нуриев и Марго Фонтейн.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

Барышников.

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Легенды русского балета


Агриппина Ваганова в партии Эсмеральды, 1910

Легенды русского балета


Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (31 января (12 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.

Легенды русского балета

Легенды русского балета

Легенды русского балета


БАЛАШОВА (Балашова-Ушкова) Александра Михайловна (21.041/03.05.1887 - 05.01.1979), известная баленина, педагог, коллекционер.

После окончания в 1905 г. Московского театрального училища Александра Балашова была принята в труппу Большого театра. Александра Балашова исполнила главные партии в 21 балете.

В 1921 г. Александра Балашова выехала за границу и не вернулась. Обосновалась в Париже. В ноябре 1935 г. Александра Балашова открыла собственную Студию хореографического искусства.

Александра Балашова умерла 5 января 1979 г.

, похоронена на кладбище Сент-Же-невьев-де-Буа.

Легенды русского балета


Александра Балашова.
Открытка начала ХХ века.

Легенды русского балета


Фокина Вера Петровна (1886 - 1958) - известная русская балерина, жена Михаила Фокина

В 1904 г. Вера Фокина окончила Петербургское театральное училище и начала выступать в Мариинском театре. В 1909-1912 г.г. и 1914 г. Вера Фокина участвовала в спектаклях Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева.
Вскоре после революции, весной 1918 г. Вера Фокина с мужем Михаилом Фокиным уехали на гастроли в Стокгольм и больше на родину не возвращался.
В 1919 г. семья Фокиных переселилась в Америку. В 1921 г. Вера Фокина с Михаилом Фокиным осели в Нью-Йорке, открыв там балетную школу, назвав ее студией Фокиных.

Веру Фокину рисовали: Коровин, Серебрякова, Бобышев, Кинни, Линк. Умерла Вера Фокина 29 июля 1958 г. в Нью-Йорке.

Легенды русского балета

Легенды русского балета


Вера и Михаил Фокины в балете "Видение Розы"

Легенды русского балета


Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889, Москва, Российская империя — 16 ноября 1972, Баден, Австрия) — русская балерина, актриса немого кино, балетный педагог. Эмигрировав из России, работала в Европе.

Легенды русского балета

Вскоре стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. После революции 1917 года Каралли эмигрировала, жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства. Вера Каралли умерла в австрийском Бадене 16 ноября 1972 года в возрасте восьмидесяти трёх лет. Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но через две недели её не стало.

Легенды русского балета

Легенды русского балета


Тамара Платоновна Карсавина (9 марта 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) — известная русская балерина.[1] Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После революции жила и работала в Великобритании. Сестра историка и философа Л. П. Карсавина.

Легенды русского балета

Легенды русского балета

Матильда Кшесинская окончила Императорское театральное училище в 1890 г. Танцевала в Мариинском театре с 1890 по 1917 г.

Легенды русского балета

Легенды русского балета


Анастасия Ивановна Абрамова (30 июня 1902 (17 июня 1902), Москва — 26 июня 1985, там же) — русская балерина. Заслуженная артистка РСФСР (1947). Засл. арт. РСФСР (1947). Анастасия Абрамова окончила Московское хореографическое училище в 1917 г. (педагог В. Д. Тихомиров). С 1918 г Анастасия Абрамова в Большом театре. Первая гл. партия - Лиза (1922 г.).

Легенды русского балета


Франческа Беата
Популярная в начале ХХ века балерина Франческа Беата, сегодня упоминается в основном в связи с тем, что у нее в молодости училась звезда советского кино Любовь Орлова. Очевидно, Франческа Беата учила Орлову не совсем классическому балету, а скорее пластическому танцу. Франческа Беата была последовательницей великой Айседоры Дункан. Известно, что Франческа Беата прошла курс ритмической гимнастики в Германии. В 1909 г. она открыла свою школу в Москве.

Легенды русского балета


Франческа Беата.
Открытка начала ХХ века.

Легенды русского балета


Балерины Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Матильда Кшесинская

Легенды русского балета


Айседора Дункан (Данкен) (англ. Isadora Duncan, урождённая Дора Энджела Дункан, англ. Dora Angela Duncan; 26 мая 1877, Сан-Франциско — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Жена Сергея Есенина в 1922—1924 гг.

Легенды русского балета

Легенды русского балета


Айседора Дункан в сказке "Сон в летнюю ночь" 1896

Легенды русского балета


Пьерина Леньяни (итал. Pierina Legnani; 1863—1923) — итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Яркий представитель итальянской балетной школы, которой была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с акробатикой.

Легенды русского балета


Пьерина Леньяни в партии Золушки, Мариинский театр, Петербург, Россия, 1893

Елена Люком начинала на сцене Мариинского театра еще до революции, когда здесь царили Кшесинская и Павлова, а завершила свою деятельность признанной советской балериной.

Легенды русского балета


Елена Люком.
Фото с открытки начала ХХ века.

Легенды русского балета


Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) - русская балерина. Pодилась в семье знаменитый балетных танцоров Петербургской императорской труппы. Мать - известная танцовщица Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа, отец - выдающийся балетмейстер Мариус Иванович Петипа. [more]

Легенды русского балета


Портрет Марии Петипа, знаменитой танцовщицы Мариинского театра, в сценическом костюме для балета "Заколдованный лес" Р. Дриго. Санкт-Петербург, 1887

Заниматься балетом Ольга Преображенская начала в 1879 г. под руководством Николая Легата и Энрико Чекетти в Вагановском училище. Через 10 лет Преображенская была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 г. Ольга Преображенская гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 г. Преображенская стала прима-балериной. В 1921 г. Ольга Преображенская уехала из СССР, с 1923 г. она жила в Париже, где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Кроме того, Ольга Преображенская преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине.
Ольга Иосифовна Преображенская умерла в 1962 г. Похоронена на Кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Легенды русского балета

Легенды русского балета


Лидия Редега - популярная баленина - "босоножка", последовательница Айседоры Дункан.

Легенды русского балета


Лидия Редега
Фото с открытки начала ХХ века.

Хореографическое образование Любовь Рославлева получила в Московском театральном училище у испанского балетмейстера и педагога Xосе Мендес (Mendez). С 1892 г. Любовь Рославлева выступала в Большом театре. В 1902 г. Любовь Рославлева участвовала в гастролях в Монте-Карло и Варшаве.

С 1932 г. Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 г., на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой. Последнее выступление Спесивцевой в Париже состоялось в 1939 г. После этого она переехала в США.

В 1943 г. обострилось психическое заболевание, Спесивцева все больше теряла память. Так закончилась карьера великой балерины. С 1943 по 1963 гг. Ольга Спесивцева провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Последние годы жизни Ольга Спесивцева провела в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой вблизи города Нью-Йорка.

Легенды русского балета


Ольга Спесивцева

Легенды русского балета


Вера Александровна Трефилова (в некоторых источниках Иванова; 8 октября 1875, Владикавказ — 11 июля 1943, Париж) — русская балетная танцовщица и педагог.

Легенды русского балета


Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Легенды русского балета


Наталья Владимировна Труханова

Легенды русского балета


Сергей Густавович Легат (1875—1905) — русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета.

Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Он сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен), брат Николая Легата. Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу.

Легенды русского балета


Сергей Легат и Мария Петипа.
Фото с открытки начала ХХ века.

Легенды русского балета


Асаф Михайлович Мессерер (6 (19) ноября 1903, Вильно (ныне - Вильнюс, Литва) — 7 марта 1992, Москва) — российский советский артист балета, балетмейстер, педагог. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947). Народный артист СССР (1976).

В 1921 г. Асаф Мессерер окончил Московское хореографическое училище и был принят в труппу Большого театра. С 1926 г. Асаф Мессерервыступал как балетмейстер.

После окончания балетной школы Большого театра в 1899 г. Михаил Мордкин исполнял знаменитые классические роли в Большом театре в 1900—1910 гг. Михаил Мордкин гастролировал с Анной Павловой в Англии и США в 1910-х годах

Легенды русского балета

Легенды русского балета

Вацлав Нижинский был одним из самых выдающихся танцовщиков в истории.
Партнершами Нижинского были Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Вацлав Нижинский брат танцовщицы Брониславы Нижинской.

Жизнь Вацлав Нижинский закончил в клинике для душевнобольных. Он умер 11 апреля 1950 в Лондоне.

Легенды русского балета

Легенды русского балета


"Сиамский танец" (La Danse Siamoise) 1910

Bo4kaMeda

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творчество выдающихся хореографов и артистов балета

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творчество выдающихся хореографов и артистов балета

Творчество выдающихся хореографов и артистов балета

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балер.

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина. Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике. Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балер.

Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист.

Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист, балетмейстер. Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета. Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца. Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика. Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский теат.

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель. Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину. Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры. Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщ.

Юрий Николаевич Григорович (род. 2 января 1927 г.), российский балетмейстер.

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 г. - 2 мая 2015 г.), русская балери.

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 г. - 2 мая 2015 г.), русская балерина. Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую. По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Краткое описание документа:

Презентация о выдающихся представителях балетного искусства.

Знаменитые русские балерины: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая., благодаря которым русский балет достиг расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.

Мариус Петипа, Вацлав Нижинский, Юрий Григорович. С этими именами связано развитие русского балета ХХ века.

Майя Плисецкая (1925-2015), русская балерина

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 г. - 2 мая 2015 г.), русская балерина.

Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.

По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Павлова Анна Павловна

Анна Павловна Павлова (1881-1931), русская балерина

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Уланова Галина Сергеевна

Галина Сергеевна Уланова (1910-1998), русская балерина

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.

Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.

Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.

Петипа Мариус Иванович

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.

Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.

Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.

Дягилев Сергей Павлович

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929), портрет с няней, работа кисти Леона Бакста (1905 г.)

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель.

Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Нижинский Вацлав Фомич

Вацлав Фомич Нижинский (1890-1950), фото

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.

В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.

Максимова Екатерина Сергеевна

Екатерина Сергеевна Максимова (1939-2009), русская советская и российская балерина, балетмейстер

Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Лифарь Сергей Михайлович

Сергей Михайлович Лифарь (1905-1986), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог (фото)

Сергей Михайлович Лифарь (2 (15) апреля 1905 г. - 15 декабря 1986 г.), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер и художник.

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье крупного чиновника, его мать происходила из семьи известного зерноторговца Марченко. Первоначальное образование он получил в родном городе, поступив учиться в 1914 г. в Киевский императорский лицей, где прошел подготовку, необходимую для будущего офицера.

Одновременно, с 1913 по 1919 год, Лифарь ходил на занятия по классу фортепиано в консерваторию имени Тараса Шевченко. Решив посвятить свою жизнь балету, он поступил в 1921 г. в Государственную школу искусств (класс танца) при Киевской опере и получил азы хореографического образования в студии Б. Нижинской.

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (1936-1989), латвийский советский танцовщик, балетмейстер

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (27 июля 1936 г. - 26 марта 1989 г.), латвийский советский танцовщик, солист балета, балетмейстер, педагог, актёр кино, народный артист СССР.

Судьба известного русского танцовщика Мариса Лиепы оказалась противоречивой: её можно назвать и счастливой, и драматичной. Марис Лиепа был солистом лучшего театра страны, выступал в ведущих балетных партиях и в то же время постоянно ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Возможно, именно поэтому он стремился реализовать себя в других делах: занимался сценографией, ставил балеты, снимался в фильмах.

Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.

Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.

Кшесинская Матильда Феликсовна

Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971), русская балерина

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска) (19 (31) августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.

Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Вслед за старшей сестрой и братом Матильда была принята в хореографическое училище, после окончания которого началась ее долгая служба в императорских театрах.

Читайте также: