Конституция рф с 1993 по 2020 доклад

Обновлено: 02.07.2024

Конституция – это документ, создающий юридическую основу системы государственного управления обществом. Она обладает самым высоким юридическим статусом, определяя содержание и развитие нормативных актов любого иерархического уровня. Более высокий ранг имеют только нормативы международного ранга, но это положение сохраняется до тех пор, пока эти нормативы не пройдут процедуру ратификации. После этого они становятся частью российской юридической системы, все законы которой должны соответствовать статьям Конституции.

История становления и необходимость создания

Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.

Конституция РФ была принята по результатам всенародного голосования вместо полагающегося в таких случаях референдума. Дело в том, что в результате событий 1993 года были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Именно эти два органа и должны были по закону назначать референдум.

В результате в заключительном разделе Конституции и была прописана процедура принятия документа по результатам всенародного голосования. При этом действующими признаются только те законы, которые не противоречат Конституции. Эта норма второго раздела Конституции и стала стимулом изменения всего законодательства страны.

Структура

Конституция состоит из следующих смысловых блоков:

  • основных принципов существования общества;
  • прав и свобод людей, населяющих страну;
  • принципов организации государственной власти;
  • порядка пересмотра и внесения поправок.

Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.

Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:

  • президент;
  • Госдума;
  • Совет Федерации;
  • Правительство РФ;
  • группа лиц определённой численности;
  • законодательные органы регионов.

Однако для статей 1-9 и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.

Внесённые изменения

В период с 1993 года до наших дней изменениям подвергалась преимущественно статья 65 КРФ, в которой содержится перечень всех субъектов Российской Федерации. С 2005 до 2008 года происходил процесс укрупнения субъектов федерации, в результате чего появились новые территориальные образования – Пермский, Забайкальский, Камчатский края. В 2014 году в статью 65-ю было внесено ещё одно изменение – субъектами федерации стали Республика Крым и город Севастополь.

4 июля 2020 г. вступили в силу значительные Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". За новую редакцию Основного закона страны проголосовали 77,92% россиян в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

Использование

Большинством людей основной закон страны воспринимается как некая абстракция, которая востребована только учёными и законодателями. В какой-то степени так оно и есть, поскольку декларация прав и свобод подтверждается большим количеством нормативов разного иерархического уровня.

Однако Конституция РФ обладает свойством прямого действия. Это означает, что каждый человек может отстаивать в суде свои конституционные права, независимо от того, есть ли нормативный акт, конкретизирующий их защиту.

Так что Конституция не только способствует развитию совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, но и действует прямо в каждом конкретном случае. Так что знание статей основного закона является насущной необходимостью любого жителя России.

Преамбула к Конституции России

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Это моя первая публикация в Яндекс Дзене. Я адвокат, то есть профессиональный юрист. Так уж случилось, что ранее в 1997-2001 годах я работал в правовом управлении Совета Федерации (экспертиза законопроектов), а закончил госслужбу в 2002 году в должности начальника Отдела законопроектов Минюста России. Кроме того, в те годы я преподавал Конституционное право, а также Административное и Финансовое право РФ. Полагаю, что опыт законотворчества и знание предмета дают мне некоторое право порассуждать как о действующей Конституции 1993г., так и о нашумевших поправках к ней.

Должен предупредить, что не являюсь сторонником президента Путина. Тем, для кого он непререкаемый авторитет, рекомендую не читать, не понравится. Но не спешите ругать, я не про политику и даже не про Путина и его (и не только его) так называемое "обнуление". Я ведь юрист. А для юриста Закон, тем более Закон Основной, кое-что да значит! И когда в Конституцию кто-то предлагает внести изменения (поправки), я не могу быть равнодушным, я хочу в них разобраться. Простите мне такую слабость.

Это факт. Но так как она принималась в качестве новой Конституции РФ, полностью заменяя прежнюю "советскую", то представляет собой цельный и логичный документ с соответствующей структурой. Это тоже факт.

2. Поправки к Конституции, предложенные Президентом Путиным , представляют собой дополнения и изменения ее отдельных статей. Они не являются системными, а представляют собой точечную правку конкретных конституционных норм. И это тоже факт. И они также, как и сама Конституция 1993, не являются совершенными .

С экранов телевизоров Президент Путин объявил народу о срочной необходимости принятия предложенных им поправок. Якобы они так назрели, что не принять их никак нельзя. Признаюсь, я отношу себя к тем гражданам, которые такой необходимости не видят. Однако скоро голосовать. Смотрим внимательно.

Их - поправок - достаточно много, они внедряются в "тело" Конституции то там, то здесь и, если выражаться кратко , то я бы сказал, что "уродуют" его.

Но а как иначе? Ведь речь идет не о совершенно новой Конституции РФ 2020г. (которую мог бы предложить Путин, и тогда она была бы юридически "красивой"), а о поправках к действующей Конституции РФ 1993г.

При этом авторам поправок пришлось смириться со строгим ограничением, предусмотренным самой Конституцией. Они не могли вносить поправки ни в Преамбулу (это абсурдно, а потому невозможно), ни в отдельные главы Конституции (изменение глав 1, 2 и 9 требует созыва Конституционного Собрания).

Сказать (написать) что-то новое и действительно необходимое в таком случае - очень не простой труд. Да еще в авральном режиме, когда вместо всенародного обсуждения нам предложено "общероссийское голосование" сразу по всем поправкам без возможности изменить даже какую-либо букву в них ("пакетное" голосование - одним "лотом").

Раз уж так, то для первичной оценки качества предлагаемых поправок (соответственно, и отношения к ним) достаточно рассмотреть одну-две конкретные.

Мое внимание, например, привлекла предложенная Путиным новая статья 67.1 в главу 3 "Федеративное устройство". Однако на самом деле в этой статье нет почти ничего, что имело бы отношение к этому самому федеративному устройству. Сомо по себе наименование "Российская Федерация " не является оправданием такого места расположения данной новой статьи. Зато в ней говорится, в частности, о том, что:

"2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей , сохраняя память предков , передавших нам идеалы и веру в Бога , а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство .

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества , обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается " .

Что мы видим? Красивые и правильные слова. Но только на первый взгляд.

Дело в том, что указанная статья перекликается с Преамбулой к Конституции. И "деформирует", искажает - "уродует" ее. Однако изменять Преамбулу нельзя (смотри выше).

Прочтите полный текст Преамбулы:

Рассмотрите повнимательней предлагаемые "нововведения" из этой "федеративной" ст.67.1 (части 2 и 3). Это очень любопытно. Казалось бы, они всего лишь не к месту (их место в Преамбуле, куда нельзя), а в целом безобидны. Однако указанные формулировками о 1000-летней истории, о предках, о Боге, о защите исторической правды, на мой взгляд, совсем небезупречны и даже опасны.

И дело здесь не столько в юридической эстетике, хотя она тоже важна. Главная проблема в том, что эти "уродливые", "корявые" формулировки поправок, к большому сожалению, закладывают противоречия в наш Основной Закон. А важнейшее требование, предъявляемое к любому Закону - это его непротиворечивость.

Учитывая, что Конституция принимается не на один год (стабильность конституции) и является основой всего законодательства, в ней не должно быть не только противоречий / несоответствий / нестыковок, но и ни одного лишнего слова.

Иначе не только законотворческие сложности, но и негативные последствия в правоприменении и общественно-политической жизни в целом.

Краткий анализ

1 . Так, поправка говорит о том, что РФ объединена 1000-летней историей .

Однако Преамбула, не называя сроки, формулирует иначе и гораздо точнее: " . соединенные общей судьбой на своей земле ". Действительно, зачем ограничивать свою историю таким сомнительно коротким периодом? Неужели авторы поправки всерьез думают, что 2500 лет назад, когда в Афинах гремел Сократ, наши предки были какими-то недоразвитыми, как говорится, не имели истории? Да, они были "язычниками", но так ведь и все остальные еще не были христианами (Сократ жил за 500 лет до Христа). Таким образам, эта поправка за счет своей крайне неудачной формулировки фактически вычеркивает из действующей Конституции дохристианский период истории России (Отечества, если хотите). Для чего это делается? Да еще, повторюсь, в такой спешке, когда текст уже не поменять, а можно лишь проголосовать "За" или "Против" (Закон о поправке принят и уже подписан Путиным)?

2 . Поправка говорит о сохранении памяти предков, передавших нам " идеалы и веру в Бога " .

Преамбула же говорит о том, что мы чтим память предков, передавших нам "любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость " . Похожие формулировки, но при этом совсем разные. Если мы что-то чтим, то, очевидно на мой взгляд, это и сохраняем. Но вот об одних ли и тех же предках идет речь? Если по Преамбуле мы чтим (и стало быть сохраняем) память, можно сказать, всех достойных уважения предков, то поправка предлагает нам сохранять память лишь тех предков, которые нам передали некие "идеалы" и "веру в Бога". Неужели речь идет о всех возможных идеалах и о любой вере в Бога? Тем более, что Преамбула, как и Конституция в целом, не упоминает Бога, а говоря о "вере", говорит о "вере в добро и справедливость". Зачем такая деформация круга предков? И как к этому должны отнестись атеисты или язычники? А может быть надо сохранять память вообще всех предков? Или же просто не тревожить память предков такими вот, на мой взгляд, бездарными формулировками?

3 . В отношении исторически сложившегося государственного единства поправка говорит, что РФ его лишь" ПРИЗНАЁТ". Преамбула же говорит, что народ РФ его "СОХРАНЯЕТ" . Но это ведь разные понятия. Напрашивается вопрос: зачем в очередной раз противоречить действующей Конституции? Ну неужели авторы поправки (сам Путин?) решили больше не сохранять это самое исторически сложившееся государственное единство? Такая поправка не просто на головотяпство похожа, тут и вредительство усмотреть можно.

4 . Поправка о том, что РФ " чтит память защитников Отечества " - поправка просто замечательная. Защитники Отечества совершенно точно достойны того, чтобы их память чтили. Мне например, очень хочется, чтобы мой земляк Козьма Минин был более известен нашим современникам, многие из которых ничего не знают о его роли в истории России. Однако формулировки " умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается " и РФ " обеспечивает защиту исторической правды " какие-то уж слишком устрашающие. Кроме того, они противоречат (мое мнение) ст.29 Конституции, в которой " каждому гарантируется свобода мысли и слова " (ч. 1), при этом " никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них " (ч.3). Видимо, авторы поправки считают иначе?

Итоги

Предлагаемые Путиным изменения в действующую Конституцию 1993 г. юридически ущербны, что само по себе уже достаточное основание для того, чтобы их отвергнуть. Называть эти поправки назревшей "конституционной реформой", результатом труда "лучших" юристов-конституционалистов и "общественности", столь необходимым России - язык не поворачивается. Уже на примере одной только новой ст.67.1 видно, что ее формулировки искажают, "уродуют" стройное "тело" действующей Конституции РФ, закладывают в нее противоречия.

Противоречить же действующей Конституции, вносить изменения в Преамбулу, маскируя их в других главах Конституции - недопустимо!

Возможно, что это результат спешки, с которой действуют авторы и сам Путин. Вместо всенародного обсуждения мы имеем "общероссийское голосование". Однако, предлагая голосовать за/против по всем поправкам "одним пакетом", а не по каждой отдельно, нас делают заложниками категоричного (для кого-то сложного) выбора. С одной стороны, проголосовать за изменения - стать их соавтором, а с другой, если против - не "подставить плечо", не поддержать Путина, который, при вступлении в должность Президента РФ клялся на самой этой Конституции ее "соблюдать и защищать".

Очевидно, что Президент и власть в целом свой выбор уже сделали. Призываю и Вас отнестись к этому выбору ответственно, как того и требует сама Конституция (смотри Преамбулу).

Нам и нашим потомкам жить дальше в этой стране. Не стыдно ли нам будет? А им за нас?


Главное место в системе законодательства Российской Федерации занимает Конституция — это основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством. Такой важный документ имеет свою историю. И она очень увлекательна.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "История Конституции России"

Главное место в системе законодательства Российской Федерации занимает конституция это основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Конечно же, такой важный документ имеет свою историю. И она очень увлекательна.

Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента, без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, разделение административной и судебной властей, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские права и свободы, федеративное устройство Российской империи и целый ряд других новшеств. Но в итоге документ был отвергнут императором.

Следующая попытка принять Конституцию была предпринята спустя почти шестьдесят лет при императоре Александре II.

Лорис-Меликов предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов).

Предлагалось также дополнить Государственный совет 10–15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он всё же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип – принцип народного представительства. Преобразованный Государственный совет становился как бы прообразом парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.


Данный проект в общих чертах был одобрен императором и должен был быть вынесен на обсуждение Совета Министров. Но по иронии судьбы в этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами.

И только в 1905 году следующий российский император Николай II провозглашает Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Этот законодательный акт был разработан графом Сергеем Юльевичем Витте по поручению императора в связи с непрекращающимся напряжением в обществе.

В редакции от 23 апреля 1906 года он стал фактически первой Конституцией России. Манифест учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Также манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности.

Первое же официальное принятие Конституции нашей страны как основного закона государства, обладающего высшей юридической силой, было осуществлено только после развала Российской Империи.

Первой официально принятой Конституцией в истории нашей страны стала конституция Российской Советской Социалистической Республики 1918 года, которая была принята на V Всероссийском съезде Советов.

Конституция определила в качестве главной задачи молодого советского государства – уничтожение эксплуатации человека человеком и частной собственности, а также установление победы социализма во всех странах.

Высшими органами власти и общего управления по Основному закону являлись Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком.

Право избирать и быть избранным наступало по достижении гражданином 18 лет. При этом для других категорий граждан существовали ограничения в правах.

Так, избирательных прав лишались лица, использующие наёмный труд в целях извлечения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

31 января 1924 года на Втором съезде Советов СССР принята первая Конституция СССР. Основной документ нового государства состоял из двух разделов – Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В декларации закреплялась диктатура пролетариата, были сформулированы трудовые права рабочих и крестьян, а также классовые права трудящихся. Конституция СССР 1924 года закрепила объединение России (РСФСР), Украины (УССР), Белоруссии (БССР) и Закавказья (ЗСФСР) в одно союзное государство, их территориальную целостность, установила единую денежную и кредитную систему, единое союзное гражданство и одновременно гражданство каждой республики. Всем союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза.

К ведению верховных органов Союза было отнесено регулирование всех важнейших направлений внешней и внутренней политики единого государства, включая представительство СССР в международных отношениях; изменение внешних границ; решение вопроса о приёме в состав Союза новых республик; руководство Вооружёнными силами Союза ССР.

После принятия первой Конституции СССР начался конституционный процесс в союзных республиках, в ходе которого в каждой из них была принята новая республиканская Конституция.

Так, 11 мая 1925 года постановлением XII Всероссийского съезда Советов утверждена Конституция РСФСР. Принятие новой Конституции РСФСР было обусловлено вхождением РСФСР в состав новообразованного государства – СССР.

Конституция РСФСР формально не копировала Основной закон СССР 1924 года, но её сущностное содержание было полностью обусловлено образованием нового федеративного государства.

В этой Конституции нашли своё отражение вопросы общественного устройства, хотя она и не содержала отдельной главы об основах общественного строя, правового положения граждан, избирательного права.

Конституция 1925 года закрепила основы избирательного права, заложенные в 1918 году, по которому отдельные группы граждан лишались избирательного права.

Конституция 1936 года включала по сравнению с Конституцией 1924 года новые главы – об общественном устройстве; местных органах государственной власти; суде и прокуратуре; основных правах и обязанностях граждан; избирательной системе и избирательных правах (до этого избирательные права были прерогативой республиканских конституций).

Новая Конституция отменила все ограничения по избирательным правам, закреплённым в Конституциях РСФСР 1918 и 1924 годов. Избирательное право становится всеобщим, равным и прямым.

Особенностью этой конституции стало то, что её принятию предшествовало всенародное обсуждение, в котором приняло участие около семидесяти пяти миллионов человек, в результате чего было внесено около двух с половиной миллионов различных предложений, дополнений и поправок.

Хотя Конституция СССР 1936 года была одной из самых демократичных конституций в мире, многие конституционные нормы (политические права и свободы граждан, право на материальное обеспечение в старости и на отдых для миллионов колхозников, осуществление правосудия только судами) не реализовывались на практике в условиях господствовавшего в стране политического режима. Ведь та волна сталинских репрессий приходиться именно на время действия данного документа.


Так же как и в 1924 году, после принятия новой союзной Конституции начался конституционный процесс в каждой союзной республике, завершившийся принятием республиканских конституций.

Так, 21 января 1937 года Конституция РСФСР была утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов.

По содержанию, предметам конституционного регулирования, нормам, определявшим структуру высших и местных органов государственной власти, права и обязанности граждан, избирательную систему, она была идентична Конституции СССР 1936 года.

Следующая советская конституция была принята только спустя сорок лет – 7 октября 1977 года.

4 июня 1977 года проект Конституции СССР также был опубликован для всенародного обсуждения, в ходе которого было внесено около 400 тысяч замечаний, предложений и поправок, часть из которых была учтена. В новой конституции записано, что государство диктатуры пролетариата, выполнив свои задачи, стало общенародным, а также было подтверждено и усилено положение о руководящей роли КПСС в политической системе.


Кроме того, в Основной закон была введена норма о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

После принятия новой союзной Конституции начался конституционный процесс в каждой союзной республике, завершившийся принятием республиканских конституций.

Новая Конституция РСФСР введена в действие Декларацией Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 года.

После начала перестройки и распада СССР в российскую Конституцию были внесены изменения, зафиксировавшие происходившие в стране социально-экономические и политические изменения. В 1991 году вводится пост президента РСФСР, а также вместо руководящей роли Коммунистической партии предусматривались многопартийность и политический плюрализм.

После распада СССР в российскую Конституцию были внесены изменения, зафиксировавшие новый статус (суверенное федеративное государство) и новое наименование государства – Российская Федерация, или Россия.

В качестве незыблемых основ закреплялись федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. Декларировался отказ от признания приоритета государственной собственности по сравнению с другими формами собственности.

Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономической деятельности и добросовестная конкуренция. В текст Конституции была включена и Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

Распад Советского Союза послужил поводом для создания совершенно другого Основного закона, в котором должны были быть отражены политические, социальные и экономические особенности нового государства – Российской Федерации.

Над проектом новой Конституции работали три с половиной года более тысячи человек. Было предложено около двадцати различных проектов текста основного закона. Для завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание.

В итоге за основу был взят проект, разработанный на тот момент заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Сергеем Михайловичем Шахраем, мэром Санкт-Петербурга Анатолием Александровичем Собчаком и председателем Научного совета Исследовательского центра частного права Сергеем Сергеевичем Алексеевым.


Впервые в истории Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. За принятие проекта Конституции Российской Федерации высказалось чуть более 58 %, а против – более 41 % принявших участие в голосовании граждан. Общая явка на участки для голосования едва превысила пятьдесят процентов.

Но время не стоит на месте и спустя 27 лет основной закон нашей страны вновь подвергся изменению.

В январе 2020 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил внести в основной закон страны ряд поправок, которые сделали бы документ в большей степени отвечающим современным реалиям и закрепили бы достигнутые результаты. Было подготовлено 206 поправок в Конституцию, которые вырабатывались на основе реальных потребностей общества, максимально учитывались мнения профессиональных сообществ. Они содержат положения, касающиеся политической системы, реализации принципа социального государства, правовой системы.

После обсуждения поправок специальной рабочей группой Государственная дума 11 марта приняла в окончательном чтении президентский законопроект. В тот же день он был одобрен Советом Федерации, затем документ поддержали законодательные собрания всех субъектов Российской Федерации.

После этого документ был направлен в Конституционный суд с президентским запросом о соответствии новых поправок действующей Конституции. В нём, в частности, Владимир Путин попросил высказаться о допустимости дополнения основного закона страны поправкой, позволяющей действующему президенту участвовать в новых выборах главы государства. Также он спросил о дополнительных условиях для вступления в силу поправок к Конституции – общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в основной закон страны.

Конституционный суд вынес заключение о соответствии Конституции положений закона.

После этого Путин подписал указ, назначив общероссийское голосование по поправкам на 22 апреля, но затем в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией оно было перенесено на 1 июля.

Из-за необходимости учитывать эпидемиологическую обстановку и безопасность населения было принято решение о том, что россияне смогут голосовать в течение семи дней: с 25 июня по 1 июля. Москва и Нижегородская область стали двумя пилотными регионами, жители которых могут проголосовать дистанционно.
По итогам голосования 77.92 % высказались за поправки, предложенные главой государства.


3 июля 2020 года президент Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками.

Вот такая интересная история у самого главного закона нашей страны, который для каждого гражданина должен являться самым важным и первоочередным законом.

Конституция - главный нормативный акт в Российской Федерации. Слово “конституция” происходит от латинского слова constitutio и в переводе означает “устройство, установление”. В конституции изложены фундаментальные основы и цели существования государства. Без нее не может обойтись ни одно демократическое государство, так как именно в конституции изложены основные свободы и обязанности граждан и властных структур. Часто она рассматривается как правовой договор между государством и народом, потому что часто конституция принимается путем референдума или учредительным собранием.

12 декабря 1993 года народное собрание приняло Конституцию России. На данный момент она состоит из трех частей: преамбулы и двух разделов. Преамбула гласит о легитимности Конституции, то есть о всеобщем согласии на ее подписание и существование, а также о закреплении демократических ценностей, определяющих мировую позицию России. Первый раздел именуется как “Основные положения” и состоит из девяти глав и включает 137 статей, которые на общегосударственном уровне утверждают основные положения и правила функционирования всех сфер общества в Российской Федерации. Второй раздел называется “Заключительные и переходные положения”, которые стабилизируют правовые нормы, закрепляя права на преемственность и изменчивость.

Конституция отличается от федеральных законов, главным образом благодаря главенствующей над всеми остальными формами права юридической силе. Это означает, что Конституция – основа законотворчества в нашей стране. Она характеризирует государственный строй и форму правления, а также права и свободы людей и граждан РФ. Ни один закон не может противоречить статьям Конституции, что и делает ее выше всех остальных актов и документов

Выделяется три функции Конституции: правовая, политическая и гуманистическая. Правовая функция является фундаментом системы права в России, закрепляет основные правовые положения. Политическая функция отвечает за многообразие политических взглядов и выборную многопартийность. Гуманистическая функция заключается в воплощении всемирно признанных общечеловеческих ценностей, прав и свобод.

Доклад №2

Конституция – главный закон Российской Федерации.

Россия включает в свой политический свод множество законов и правил. Одни из них значительно влияют на развитие политики нашей страны. Другие же и вовсе считаются абсолютно бесполезными. Однако, какими бы законы ни были полезными или вредными для людей, главный из них всегда оставался и останется таковым. Имя этому закону – Конституция. Что же она собой представляет? Как и кем создавалась? И какую роль для Российской Федерации она играет?

Что такое Конституция РФ?

Проще говоря, Конституция – это самый главный и важный правовой документ Российской Федерации. Действовать данный закон начал в середине декабря 1993 года. Главная особенность Конституции, которая сразу бросается в глаза – это то, что в этом законе заключена наибольшая юридическая сила. Впрочем, про особенности речь пойдет чуть – чуть попозже.

Как создавалась Конституция?

Стоит отметить, что сначала была создана не сама Конституция, а комиссия, отвечающая за ее сформирование. Главным в этой комиссии был Ельцин, а заместителем – Хасбулатов. Первоначально в комиссии было 102 человека, но к концу 1992 года численность сократилась до 98 человек. Одной из причин этому стало то, что троих из депутатов пригласили в Конституционный суд России. Из-за достаточно сложной расстановки сил в политике вышло так, что принятие Конституции весьма затянулось. Вообще, надо сказать, что весь смысл создания новой Конституции заключался в том, чтобы вносить поправки в старую Конституцию РСФСР. Такой подход к решению проблемы стал причиной противоречия одних норм другим. Это заставило две ветви властей противостоять друг другу. Ельцин, президент Российской Федерации на тот момент, начал издавать различные указы, которые не совсем нравились Конституционному суду. В конце концов, суд вынес решение об уходе Ельцина с поста президента. Но вот беда: Ельцин не признал этого решения. Критической точкой данного спора можно считать события октября 1993 года, которые разрешились после военных действий. Казалось бы, конфликт разрешен, но не тут – то было: наступил политический кризис. Тут спасти могло только принятие новой Конституции, так как она стала бы главным элементом для стабилизации общества. В Конституцию было включено много законов и указов, самыми главными из которых были следующие:

  • Проект Конституционной комиссии
  • Проект Конституционного совещания

Как же смогли принять Конституцию РФ?

Да очень просто. В середине октября 1993 года Ельцин заявил, что Конституция будет принята только в том случае, если за нее проголосует больше половины людей. Голосование было уже в декабре того же года. За принятие новой Конституции проголосовало почти 58, 5 %, за то, чтобы не принимать – 41, 5 %. Таким образом, Конституцию приняли 25 декабря 1993 года.

Чем Конституция РФ отличается от остальных законов?

Да, отличия присутствуют, и много. Про главную особенность Конституции уже было сказано – абсолютная юридическая власть. Однако, это не все, что выделяет Конституцию среди всех остальных законов и правил. Вот все остальные отличия:

  • Именно Конституция закрепляет за собой государственный строй и главные права, в том числе и право на свободу.
  • Опять же, про это уже было сказано, но повторюсь. Конституция – это база для современного законодательства.
  • Конституции присуще прямое действие. То есть, все ее положения выполняются, и неважно, противоречат ли им остальные акты.
  • Конституция абсолютно стабильна.

Конституция РФ

Конституция РФ

В своем стихотворении Юному поэту Валерий Брюсов давал ряд заветов для следующих поколений. Если уточнить, то он, конечно, в первую очередь обращался именно к последователям собственной школы русского символизма представителем и идеологом

В советской историографии это событие называли Великой Октябрьской Революцией. Но по факту, то что, случилось в октябре 1917 года, было переворотом. Власть Керенского была смещена без сопротивления. К власти пришли большевики.

Рыжики являются практически самыми популярными грибами во всем мире, да и растут они практически везде. Кроме этого они стоят в первых рядах вместе с груздями, белыми грибами и многими другими грибами. Также у него имеются свои

Читайте также: