Конституция 4 республики во франции доклад

Обновлено: 04.07.2024

57. УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 г.

Четвертая республика была парламентарной. Единственным законодательным органом страны провозглашалась нижняя палата парламента – Национальное собрание. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров Франции объявления войны, утверждало состав подотчетного ему Совета министров. Национальное собрание избиралось по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права. Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием.

Главой государства являлся президент республики который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Президент не мог распустить Национальное собрание, не назначал министров по своему желанию. Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания В такой ситуации на период избрания нового состава Национального собрания создавалось коалиционное правительство, состоящее из представителей всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Конституция Франции 1946 г. практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и организацию местного управления, подчиненного строгому контролю со стороны центрального правительства. Для руководства судами, назначения и отстранения от должности судей создавался Высший совет магистратуры Франции, председателем которого по должности являлся президент республики. Высший совет магистратуры ведал вопросами назначения и продвижения по должности судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судейского сообщества.

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики В 7 часов вечера 17 октября 1972 г. неожиданно для большинства населения Республики Корея Пак Чонхи выступил со специальным заявлением[334]. В нем говорилось о том, что ситуация, связанная с балансом сил

§ 2. Установление Пятой Республики

§ 2. Установление Пятой Республики Свой путь к высшему государственному посту Чон Духван начал с того, что в августе 1980 г. отстранил от должности президента Чхве Гюха. На период с 16 августа до конца месяца исполняющим обязанности президента стал тогдашний премьер-министр

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ Двести лет в Риме правили цари. Среди них был легендарный Ромул, мудрый царь-реформатор Нума Помпилий, энергичные Тарквиний Древний и Сервий Туллий. Последних двух многие историки причисляют к так называемой этрусской династии. В их

Углубление революции и установление республики

Углубление революции и установление республики Политическое течение, по существу, партия, которая стала выразительницей чаяний народа и сыграла выдающуюся роль в развитии революции, зародилась еще в ходе гражданской войны. В бурных дискуссиях, происходивших в

58. УСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 г.

58. УСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 г. В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г.

Кризис Четвертой республики

Кризис Четвертой республики Обострение ситуации в Алжире. Для кабинетов Мориса Буржес-Монури и Феликса Гайяра алжирская война оставалась проблемой первостепенной важности.Французская армия, познавшая горечь поражения в Индокитае, стремилась взять реванш в алжирской

Установление V Республики во Франции

Установление V Республики во Франции 28 сентября 1958 года 28 сентября 1958 г. на референдуме большинством в 80 % голосов была одобрена предложенная генералом де Голлем Конституция, которая установила V Республику.4 сентября того же года по сценарию, подготовленному

К концу 1944 г. Франция большей частью была освобождена от нацистских войск. На повестке дня встал вопрос о будущем государственного строя и создание новой конституции.

В октябре 1945 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Большинство в нем получили коммунисты, социалисты и католическая партия МРП. Было образовано Временное правительство. Началась подготовка текста конституции. Но проект конституции не получил одобрения на референдуме.

Второй проект конституции подготовило Учредительное Собрание, избранное 2 июня 1946 г. Преамбула конституции подтверждала права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Вводилась парламентская республика. Проект предлагал установление двухпалатного парламента. Одна из палат – Совет Республики должна была избираться Национальным Собранием и коллегиями выборщиков, вторая – Национальное Собрание избиралось народом в соответствии с пропорциональной избирательной системой. В руках Президента Франции должны были сосредоточиться полномочия представительства. Президента избирал парламент. Совет Министров назначался Президентом, но нес ответственность перед парламентом. Конституционный надзор осуществлял Конституционный Комитет.

Первые успехи новой республики

Вплоть до мая 1947 г. Францией управляла коалиция лево- и правоцентристских партий. Стремясь отодвинуть от управления страной коммунистов и правую голлистскую партию, была организована коалиция из социалистов, христианских демократов, радикалов, правоцентристской группы, аграриев. В 1956 г. было создано правительство Республиканского фронта в составе социалистов и радикалов, просуществовавшее до мая 1957 г.

В годы существования Четвертой республики президентами были Венсан Ориоль и Рене Коти.

Среди достижений республики: введение равенства в оплате женского и мужского труда, расширение системы государственной помощи безработным, возобновление 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков. В 1950 г. устанавливался общегосударственный минимум заработной платы, вводилась пенсия с 65 лет, единая государственная система социального страхования, пособия для родителей с детьми.

Международные дела и колонии

В период Четвертой республики распалась французская колониальная империя. Началась война в Индокитае, позднее это же произошло и в Северной Африке.

Активизировалась международная политика. Франция выступила одним из инициаторов создания ООН, вступила в НАТО.

Экономика Франции

Национализации подверглись угольная, газовая, автомобильная и авиационная промышленность. Государственными стали и пять крупнейших банков, сберегательные кассы, часть страховых компаний.

В 1946 г. был организован Генеральный секретариат по планированию экономики, ведавший подготовкой среднесрочных планов-программ развития государства.

Сократился отток капитала за рубеж, средства пошли на развитие национальной промышленности. Сооружалось дешевое жилье. Выдавались ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от войны, ссуды на обзаведение хозяйством для молодых крестьян.

Конец республики

В связи с Алжирским кризисом ситуация в стране осложнилась. В мае 1958 г. к власти пришел Шарль де Голль. Как премьер-министр он провел конституционную реформу, введя президентскую республику. В октябре 1958 г. последовало принятие новой конституции на референдуме. Этими событиями завершилось существование Четвертой республики. С декабря 1958 г. полномочия президента исполнял избранный Шарль де Голль.

Конституция 1946 года состоит из 106 статей. По объему она значительно превышает не только конституцию 1875 года, но также обе конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного консульства, равно как и конституции Второй империи (1852 и 1870 годов). Но она менее объемна, чем конституция 1848 года и революционные конституции 1791, 1793 и 1795 годов.

К этим последним она приближается по чёткому и систематическому расположению материала. Конституция разделяется на двенадцать глав.

Уже одно это перечисление глав показывает, как широки рамки конституции 1946 года. Содержащиеся в ней нормы могут быть, однако, сведены в три следующие категории:

1. Предписания, устанавливающие структуру и взаимоотношения Республики и Французского Союза (абзацы 16, 17 и 18 преамбулы и отдел VIII).

2. Основные начала, относящиеся к проблемам, часто включаемым в конституции французскими и иностранными учредительными собраниями, хотя эти проблемы не носят конституционного характера в собственном смысле этого слова.

3. Нормы, касающиеся организации и взаимоотношений государственных властей. Они составляют содержание восьми отделов конституции (I, II, III, V, VI, VII, IX, XI).

Согласно Конституции законодательная власть сосредоточивалась в руках Национального собрания. Оно избиралось на 5 лет. Вторая палата, названная Советом республики, имела право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальным собранием законопроекта. Для этого Совету республики давался двухмесячный срок - сравнительно небольшой. Национальное собрание могло не посчитаться с рекомендацией Совета, после чего законопроект считался принятым.

Правительство республики было ответственно только перед Национальным собранием: оно выходило в отставку как в случаях выражения недоверия (резолюции порицания правительственной политики, принятой большинством голосов Собрания), так и при провале представленного им законопроекта.

Многопартийность и связанная с этим неустойчивость правительства вынудили составителей конституции на меру, которая должна была дисциплинировать Собрание. После двух вотумов недоверия, повлекших за собой падение правительства (на протяжении 18 месяцев) Совет министров был вправе просить президента о роспуске Собрания и назначении новых выборов.

Предписывалось, чтобы на период проведения избирательной кампании правительство республики составлялось из представителей всех партий Собрания. Председатель последнего становился его главой. Это правило было очень важным: буржуазная политическая история со всей очевидностью свидетельствует о том, что в руках той партии, которая держит в своих руках правительственную власть, находятся многие дополнительные шансы победить на выборах (подкуп, давление и т.п.).

Принципиальное значение имела организация высшей судебной власти в государстве. Правые партии желали видеть судебную власть независимой не только от правительства, но и от Национального собрания. Они хотели придать ей значение высшего арбитра в вопросах права и порядка. В противовес этому конституция учреждала Высший совет магистратуры, состоящий из президента республики, министра юстиции, шести членов, избираемых Национальным собранием, четырех представителей судебного ведомства и некоторых других. Суды Франции подчинялись ему.

В том, что касается местного управления, конституция сохраняла традиционную, но едва ли демократическую систему, при которой полнота власти в департаментах оставалась в руках правительственных чиновников - префектов. Управление колониальной империей не претерпело серьезных изменений. Провозглашение "равенства" частей империи и их объединение в некий Французский союз, возглавляемый Верховным советом (совещательный орган), ничего не меняло.

Падение 4-й Республики, принятие новой Конституции 1958г.

Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Неспособность правящих партий завоевать доверие большинства избирателей, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения, в том числе части буржуазии.

Затем Национальное собрание разошлось на " каникулы" и больше не собиралось.. Ардан Ф. Франция: Государственная система. - М., 1994 год. стр.68 - 71

Четвертая республика перестала существовать.

Вернувшись к власти, генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. Ее проект был вынесен на референдум. Вместо парламентской республики во Франции создавалась президентская республика, в которой президент являлся главным центром власти.

Сохраняя республику и признавая все политические и социальные права, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции значительно расширял полномочия президента.

Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и вооруженных сил. Он председательствовал в Совете министров, назначал премьер-министра и министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности, пользовался правом законодательной инициативы, мог вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент или вынести его на референдум. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации.

Во время референдума за проект конституции проголосовало большинство избирателей. От трети до половины избирателей, поддержавших проект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война.

Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями. Принятие конституции юридически оформило создание Пятой республики.

Конституционная история Франции чрезвычайно богата событиями. С 1789 г. в стране было принято 17 Конституций. В этом ряду Конституция 1946 г. занимает особое место. Система органов государственной власти Четвертой республики, получившая закрепление в Конституции, создавалась под влиянием важных и своеобразных политических факторов, что обусловило как оригинальность самих законов, составивших Конституцию, так и основных государственно-правовых институтов.

В российской литературе по истории Четвертой республики уделяется недостаточно внимания анализу Конституции. Как правило, указываются лишь отдельные положения Конституционных законов без анализа правового статуса органов государственной власти и формально-юридических особенностей Конституции, а также причин, их обусловивших. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Центральным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным.

Конституция 1946 года по праву считается самой демократической в истории Франции. Ее отличительными характеристиками являются закрепление всех основных прав и свобод человека, а также превалирование законодательной власти над исполнительной. Однако основной отличительной чертой режима, который она установила, стала классическая французская многопартийность, предопределившая неустойчивость политической системы, частую смену правительств. Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

Коренная реформа государственного устройства Франции и замена Конституции 1946 г. Конституцией 1958 г. привела на практике к кардинальным изменениям в функционировании всего государственно-административного аппарата страны. Сложившаяся в конце пятидесятых годов система управления Францией действует по сей день. При этом в действующей французской Конституции получило свое закрепление преамбула Конституции 1946 г. Таким образом, в какой-то мере, Конституция 1946 г. не потеряла своей актуальности и является действующим конституционным актом и в наши дни.

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.// Учебник под ред. Мишина А.А. М., 2003.

2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК. 2002.

3. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М., 2004.

4. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб, 1999.

Читайте также: