Конституционный строй сша доклад
Обновлено: 07.07.2024
Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.
Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основанные на идеях демократии и защиты прав человека, оказали большое влияние на конституционное развитие многих стран мира.
§ 1. Конституция
Конституция США является самой старой из действующих писаных конституций в мире. Она закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма. Первая в мире демократическая конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе.
История
Конституционное развитие США начинается с принятия тринадцатью штатами Декларации независимости 1776 г., в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство учреждается "с согласия управляемых" и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменить или упразднить форму правления, если она стала губительной для этих целей, и учредить новое правительство. Эти важнейшие положения сохраняют свое значение и поныне.
В период 1776—1780 гг. в одиннадцати штатах были приняты конституции. В них были закреплены многие положения, которые впоследствии способствовали созданию Конституции США. Положительную роль сыграли билли о правах, принципы народного суверенитета и выборности государственных органов и др. Но в то же время в представления об избирательных правах были внедрены недемократические цензы, отстранявшие от выборов негров, женщин, молодежь и предоставлявшие привилегии имущим слоям.
В 1781 году штаты объединились и приняли конституционный документ "Статьи о конфедерации". Он предусматривал слабое конституционно-правовое образование с широкими правами штатов (например, для объявления войны, заключения международных договоров, создания вооруженных сил требовалось согласие 9 из 13 штатов). Законодательный орган (однопалатный Конгресс) имел ограниченные полномочия, а главное — был лишен права регулировать торговлю и взимать налоги. Именно это послужило толчком к пересмотру "Статей", в результате чего была принята Конституция США.
Общая характеристика
Ныне действующая Конституция США была разработана федеральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.
Конституция США относится к числу "жестких", так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах. За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Приспособление столь старого конституционного текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией "живой конституции".
В Конституции отсутствует какое-либо указание на капиталистический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы идеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу.
Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции.
Основные конституционные принципы США
США — демократическое, федеративное, правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей.
Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула "Мы, народ Соединенных Штатов. ". Народ осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.
США — договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), она рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.
Правовое государство признается в США в форме "господства права" (rule of law state), что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Правовое государство — в то же время конституционное государство, в котором все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конституции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. Часть 3 ст. VI устанавливает, что все должностные лица, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, обязаны поддерживать Конституцию. В этом видится фундамент конституционной законности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод. Высший надзор за состоянием законности, в том числе и в деятельности государственных органов, осуществляет независимый суд.
Принцип светского государства означает, что в США нет государственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. Этому не противоречит служба протестантских священников в Конгрессе и в армейских соединениях за государственный счет. В стране много религиозных меньшинств (католики, иудеи, мусульмане и др.), но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.
Конституция США закрепляет республиканскую форму правления и гарантирует ее каждому штату. Общественных сил, которые бы выступали за возвращение к монархии, в настоящее время в стране нет. В основу организации и взаимодействия центральных органов власти положен принцип "разделения властей", выдвинутый прогрессивными юристами в XVII—XVIII вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках. В США этот принцип дополнен системой "сдержек и противовесов". Так, законы вправе издавать только Конгресс, а исполнительная власть (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Но Президент вправе применять против законов вето, для преодоления которого требуется повторное принятие неодобренного закона обеими палатами Конгресса большинством в 2/3 голосов, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным, т. е. не имеющим силы. Равным образом сдерживаются полномочия Президента (например, он может назначать министров, а также судей Верховного суда только с одобрения Сената). Конгресс и Верховный суд обладают полномочиями для отрешения Президента от должности с помощью процедуры импичмента и т. д. Таким образом, каждый из этих органов может создать как бы противовес деятельности другого, в результате чего при разделении трех властей возникает взаимозависимость, препятствующая превышению власти.
В отличие от многих развитых стран США не считают свое государство социальным. В Конституции не закрепляются какие-либо социальные права граждан, не указывается на социальную направленность деятельности государственных органов.
Права и свободы
В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Но такое положение вызывало широкое недовольство народа, поставившее под угрозу процесс ратификации Конституции. Вследствие этого в 1791 г. были введены в действие первые десять поправок к Конституции, известные как Билль о правах. Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего — на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства.
Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Поскольку эти права и свободы рассматривались как естественные, т. е. не нуждающиеся в правовом закреплении, поправка по форме представляла собой запрет на принятие Конгрессом США каких-либо законов, ограничивающих эти права и свободы. В последующие годы Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. Верховный суд США сформулировал границы свободы выражения мнений, запретив призывы к мятежу и подрывной деятельности против государства, подстрекательство к нарушению общественного порядка и к совершению преступления, распространение порнографии, распространение заведомо клеветнических и порочащих сведений о государственных должностных лицах и частных лицах и др. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием. В США нет официальной цензуры, но признается возможность "предварительного ограничения", т. е. право Правительства обращаться в суд с ходатайством об издании судебного приказа о запрете готовящейся публикации в прессе. Гарантируется свобода политического инакомыслия, хотя в прошлом принимались ограничительные законы. Политические права и свободы не считаются абсолютными, злоупотребления ими и ненадлежащее использование влекут уголовное преследование.
Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов. Федеральное законодательство требует идентификации личности, приобретающей пистолет или винтовку, ограничивая право для лиц, имеющих судимость, наркоманов и психически неполноценных. Судебная практика по толкованию этого права невелика.
Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.
Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточных основаниях, подтвержденных присягой или заявлением с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан ("прайвеси"), свободу от полицейского произвола; наиболее детальной регламентации подверглось понятие "достаточных оснований" для подслушивания разговоров и электронного наблюдения.
Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных (преступления, караемые смертью, или "позорящие преступления"), запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения. Сформулированная судами "привилегия против самообвинения" и связанное с ней право обвиняемого не отвечать на вопросы послужили укреплению презумпции невиновности, состязательности, обязанности обвинения нести "бремя доказывания" и других демократических принципов уголовного процесса. Еще более значительным оказалось требование "надлежащей судебной процедуры", которое стало важнейшим принципом всей правовой системы США.
Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил (знать, в чем он обвиняется, иметь очную ставку со свидетелями обвинения и возможность вызова своих свидетелей, пользоваться услугами адвоката). Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.
Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.
Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги (денежная сумма, вносимая обвиняемым в обеспечение его явки в суд), чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.
Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.
Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации. Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).
Конституционный контроль
Практически сразу же после принятия Конституции выяснилось, что Конгресс не в состоянии обеспечить принятие законов, которые бы при всех условиях и во всем соответствовали Конституции. Между тем Конституция прямо не предусматривала создание механизма, который помогал бы исправлять соответствующее положение в случае его возникновения. И тогда Верховный суд США (1803 г.) взял на себя (впервые в истории конституционного права) функцию проверки законов с точки зрения их соответствия Конституции США.
Конституционный контроль в США, следовательно, основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы. Верховный суд США вправе проверять конституционность законов только при рассмотрении конкретного дела (это так называемый конкретный надзор, отличающийся от абстрактного надзора, осуществляемого в ряде стран вне связи с возникновением в суде конкретного спора). Проверка подчинена целям охраны конституционных прав и свобод того или иного человека (гражданина), если какое-то право затрагивается (ограничивается или умаляется) тем или иным законом. Верховный суд США не дает предварительных заключений на рассматриваемые Конгрессом законопроекты (такой институт, однако, существует в некоторых штатах).
Следовательно, конституционный контроль не отвергает исключительного права Конгресса принимать законы, и любой закон может долго действовать, пока какое-то лицо не поставит перед Судом вопроса о его неконституционности в связи с нарушением своих конституционных прав, а Суд не согласится с этим. Но если Верховный суд США признает закон или какую-то его часть неконституционными, то это означает прекращение действия данного закона или соответствующей его части, и ни один суд страны не примет больше иска, основанного на таком законе.
Верховный суд США за прошедшие почти два столетия признал неконституционными несколько десятков законов, хотя в целом он далеко не злоупотребляет этим своим правом. Для граждан добиться признания того или иного закона неконституционным совсем не просто. Но в целом можно констатировать, что конституционный контроль США остается эффективным средством защиты конституционных прав и свобод. Правящие круги, включая и судебные, полагают, что в условиях прецедентного права нет необходимости по образу и подобию европейских стран создавать специальный конституционный суд.
Структура американской Конституции отличается большим своеобразием. Она состоит из Преамбулы и 7 статей, 4 из которых разделены на разделы. В отличие от более поздних конституций ряда других стран в ней не содержится специальной главы об основах конституционного строя. Отсутствуют и статьи, в которых определялись бы форма правления, форма государственного устройства, а также экономические и политические основы конституционного строя.
Каковы же эти основы?
По форме правления США — республика президентского типа, где Президент избирается народом (хотя и путем косвенного голосования) и наделен всей полнотой исполнительной власти.
Законодательная власть принадлежит избираемому народом двухпалатному Конгрессу, а судебная власть (включая право судебного конституционного контроля) — суду.
Характерно, что в тексте Конституции нет специальной статьи, в которой специально оговаривалось бы разделение властей. Но этот вывод вытекает из самой структуры Конституции, где глава I посвящена законодательной; глава II — исполнительной, а глава III — судебной власти.
С целью обеспечения непрерывности и стабильности власти все три ее ветви, во-первых, имеют различный порядок формирования. Двухпалатный Конгресс избирается всеобщим голосованием. Президент избирается коллегией выборщиков, избираемых всеобщим голосованием граждан, а члены Верховного суда США назначаются Президентом, но с согласия Сената.
закончатся полномочия всех федеральных властей и в стране не окажется законной власти.
Наконец, в-третьих, Конституция создала механизм, способный нейтрализовать любые попытки какого-либо из федеральных органов узурпировать власть. Так, Конгресс может отклонить любой законопроект, предложенный Президентом через свою креатуру. Более того, Конгресс распоряжается деньгами и, заблокировав денежные ассигнования на те или иные мероприятия, делает невозможным их проведение Президентом вопреки воле Конгресса. Кроме того, Конгресс может в порядке импичмента отстранить Президента от власти и привлечь его к ответственности. Президент в свою очередь обладает правом отлагательного вето в отношении принятых Конгрессом законов, хотя Конгресс может преодолеть вето путем повторного голосования, если решение будет принято квалифицированным большинством голосов в обеих палатах.
Верховный суд в порядке конституционного надзора может признать любой нормативный акт как Конгресса, так и Президента неконституционным, что делает невозможным его применение в судебной и административной практике. Однако сами судьи могут быть отстранены от должности в порядке импичмента, возбужденного Конгрессом.
Таким образом, Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных, так и на уровне штатов.
В V Поправке к Конституции США говорится о том, что «частная собственность не должна изыматься для общественных нужд без справедливого вознаграждения.
Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что даже в такой рыночной стране, как США, в кризисных условиях (будь-то экономический кризис и Великая депрессия конца 1920-х — начала 1930-х гг., поставившие страну перед угрозой социальной революции, или II мировая война) используются методы мобилизационной экономики с государственным регулированием и программно-целевым планированием.
В современных условиях, когда существенно осложнились проблемы экономики, социальной жизни, во весь рост встала проблема экологии и защиты окружающей среды, роль государства в решении перечисленных проблем существенно возросла. Государство воздействует на экономику главным образом путем определения национальной стратегии в области экономики и правовых основ экономической деятельности, регулирования кредитно-финансовых отношений, перераспределяя в необходимых случаях внутренний валовый продукт. Государство устанавливает размеры таможенных пошлин, налоговые льготы и т. д., а также непосредственно контролирует обращение ценных бумаг на финансовом рынке, устанавливает предельные размеры ставок по кредитам, контролируя уровень цен и заработной платы и устанавливая федеральный минимум зарплаты. Более того, государство нередко непосредственно финансирует из бюджета приоритетные программы.
Главным инструментом воздействия государства на экономику является федеральный бюджет, через который проходит 22 % ВВП (для сравнения — в России от 12 до 13 % ВВП).
Есть еще одна форма воздействия государства на экономику США. Американское правительство активно содействует развитию экономики своей страны своей внешней политикой, обеспечивает американским промышленным корпорациям доступ к мировым источникам нефти, газа, цветных и редких металлов и других стратегических ресурсов и охраняет пути их доставки в США.
В данной работе я буду рассматривать основы конституционного строя Соединенных Штатов Америки – первой экономической и военной державы мира. Но прежде чем приступить к такому достаточно емкому вопросу, нужно кратко охарактеризовать саму эту страну.
США – крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе – по доле ВВП на душу населения, пятое – по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье – по численности населения (после Китая и Индии) – 281 млн. человек в 2000 году.1 Нельзя не согласиться, что США оказывают решающее влияние на международные отношения.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………3
1. Понятие конституционного строя …………………………5
2. Конституция США:
2.1. Характеристика Конституции США ………….……………7
2.2. Правовой статус личности …………………………………..11
2.3. Форма государства и разделение властей ………………13
3. Высшие органы власти:
3.1. Законодательная власть ……………………………………..16
3.2. Исполнительная власть………………………………………..20
3.3. Судебная власть………………………………………………. 25
Заключение …………………………………………………………… 28
Список источников ……………………………………………….…29
Содержимое работы - 1 файл
Курсовая. по зарубежному праву.doc
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра государственного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Основы конституционного строя США
СОДЕРЖАНИЕ (ПЛАН):
1. Понятие конституционного строя …………………………5
2. Конституция США:
2.1. Характеристика Конституции США ………….……………7
2.2. Правовой статус личности …………………………………..11
2.3. Форма государства и разделение властей ………………13
3. Высшие органы власти:
3.1. Законодательная власть ……………………………………..16
3.2. Исполнительная власть………………………………………..20
В данной работе я буду рассматривать основы конституционного строя Соединенных Штатов Америки – первой экономической и военной державы мира. Но прежде чем приступить к такому достаточно емкому вопросу, нужно кратко охарактеризовать саму эту страну.
США – крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе – по доле ВВП на душу населения, пятое – по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье – по численности населения (после Китая и Индии) – 281 млн. человек в 2000 году. 1 Нельзя не согласиться, что США оказывают решающее влияние на международные отношения.
В 1783 году закончилась Война за независимость, а в 1787 была подготовлена и принята Конституция США – первая в мире. Генерал-победитель Джордж Вашингтон стал первым президентом новой республики.
Конституция определила федеративное устройство страны с разделением властей на общенациональном уровне. В его основе лежит знаменитая система сдержек и противовесов между сильным президентом и сильным Конгрессом, которую американцы считают лучшей гарантией свободы и верховенства закона. Этот политический уклад, не имеющий прямых аналогов в мире, оказался столь удачным, что практически не меняется вот уже третье столетие.
Однако, имея такую теоретическую базу, Конституция не явилась документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует, прежде всего, для народа.
Если говорить об актуальности данной темы следует прежде всего напомнить, что Конституция США – первая писаная конституция. Это весьма прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира, и, впрочем, продолжает оказывать и по сей день. Именно она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов.
Цель данной работы – это рассмотреть Конституцию США, определить основы конституционного строя: выяснить, на чем же базируется страна, каков ее общественный строй, изучить принципы и способы организации государства.
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
«Конституционное регулирование организации общества и государства осуществляется в процессе закрепления важнейших основ общественных отношений, выражающих структурное и функциональное единство общества, его наиболее существенные черты и формы организации, а также принципы устройства государства, в которых воплощается участие народа и его представителей в осуществлении государственной власти на демократических правовых началах.
Каждое государство выражает в своей Конституции основы господствующих в обществе социально-экономических и политических отношений в их единстве, что и составляет содержание общественного строя на соответствующем этапе исторического развития. Общественный строй является конституционным выражением гражданского общества, но его институты не охватывают все отношения данного общества, ими выражаются лишь те господствующие отношения, которые определяют лицо, структуру и характер общества. Они и закрепляются в Конституции в качестве политических, экономических и социальных оснований организации общества и государства. Все указанные основания выступают как объективные конституционные начала общественного строя, которые и находят свое выражение в основах конституционного строя.
В свою очередь конституционный строй – это не что иное, как система основ господствующих политических, экономических и социальных отношений, выраженных в соответствующей конституционной форме. Само понятие конституционного строя сводится к таким отношениям, в которых воплощаются конституционный статус человека и гражданина, формы правления и формы государственного устройства, система организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничение их полномочий на федеральном, республиканском и региональном уровнях, общие принципы организации местного самоуправления.
В процессе конституционного закрепления принципы организации общества и государства выступают в качестве общих социальных ориентиров, определяющих направленность и наиболее существенные черты содержания всего процесса правового регулирования. Нормативному закреплению этих принципов Конституция отводит важное место, отражая их в тех главах (первой и второй), которые объявлены неприкосновенными в рамках Конституции и не могут быть пересмотрены в обычном порядке. Именно здесь воплощены необходимые гарантии подчиненности государства праву, образующие основы конституционного строя, с помощью которых само государство характеризуется как конституционное.
Таким образом, конституционный строй – это конституционное оформление общественных отношений, выражающих гарантии подчиненности государства праву и обеспечивающих взаимосвязь между человеком, гражданским обществом и государством в условиях подлинного народовластия и господства права. Основы конституционного строя составляют конституционные принципы демократической организации государства, в силу которых оно выступает как конституционное государство.
2. КОНСТИТУЦИЯ США
2.1. Характеристика Конституции США
1Конституция США является самой старой из действующихписаных конституций в мире. Она была принята в 1787 г. в г. Филадельфии Конвентом – своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов – государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британских колоний в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ – Статьи конфедерации – был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. Конституция вступила в силу.
Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) – исполнительной, статья III (3 раздела) – судебной, статья IV (4 раздела) – основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Поправки обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст Конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. Последняя поправка принята в 1992 г.
2 Конгресс.
Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Граждане США избирают обе его палаты на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Конгресс призван выражать интересы всего американского народа и в то же время – интересы штатов, объединенных в федеративное государство.
Структура и порядок формирования Конгресса США.
Конгресс строится на двухпалатной основе (бикамерализм). Палата представителей избирается избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются 2 кандидата: от Демократической и Республиканской партий), кроме того, в состав палаты входят 3 представителя от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по 2 от каждого штата (обычно баллотируется список из 2-х от Лемократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые 2 года.
Членом Палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достигший 25-летнего возраста и проживающий в том штате, от которого он баллотируется (как правило, он должен проживать и в соответствующем избирательном округе).
Палату представителей возглавляет Спикер, избираемый самой Палатой (фактически ее партийным большинством). Это третье лицо в государстве (после Президента и Вице-президента).
Вице-президент США является председателем Сената. Сенатором может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата.
Члены Палаты представителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями.
Компетенция Конгресса.
Компетенция Конгресса может быть разделена на общую и специальную. Общая компетенция осуществляется двумя палатами и заключается в принятии законов и резолюций по установленным Конституцией предметам ведения. Специальной компетенцией обладает каждая палата в отдельности.
Конгресс вправе принимать законы и резолюции по следующим основным вопросам:
1) финансы и бюджет;
2) регулирование экономики;
3) оборона и внешние сношения;
4) внутренняя жизнь;
6) избрание Президента и Вице-президента. Это полномочие предусмотрено на тот случай, если ни один кандидат в Президенты и Вице-президенты не получит большинства голосов выборщиков. Тогда согласно XII поправке к Конституции право избирать Президента предоставляется Палате представителей, а Вице-президента – Сенату. Но такие случай на практике пока не встречались.
3Американская концепция прав и свобод человека исходит из идеи естественного происхождения прав индивида. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Впервые в истории основные права и свободы человека и гражданина конституционно провозгласила 12 июня 1776 года Декларация прав штата Виргиния. Она оказала значительное влияние на конституционное закрепление прав и свобод в других штатах.
В 1791 г. были введены в действие первые 10 поправок к Конституции, известные как Билль о правах. Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит, как было сказано выше, из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего – на равенство и свободу. Лишить человека жизни, своды и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства.
Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.
Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.
Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточных основаниях, подтвержденных присягой или заявлением с подробным описание места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту.
Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил (знать, в чем он обвиняется, иметь очную ставку со свидетелями обвинения и возможность вызова своих свидетелей, пользование услугами адвоката). Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.
Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.
Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги (денещная сумма, вносимая обвиняемым в обеспечение его явки в суд), чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.
Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.
Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.
Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд.1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).
4В США самое большое в мире число юристов на душу населения (приблизительно один на 400 человек населения), а в среднем в год проводится 25 млн. судебных процессов. Здесь существуют 2 судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.
Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из 3-х звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов в специальных судебных округах (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно.
Читайте также: