Доклад на тему преемственность дошкольного и начального образования

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 2173 0

Доклад на тему:

Подготовила

воспитатель

Дмитракова Ольга Владимировна,

город Губкинский, ЯНАО

2015 год

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Исторически так сложилось, что о преемственности всегда много говорили и писали. Учителя и педагоги дошкольных учреждений пытались как-то решить эту проблему. Но решалась эта проблема всегда с точки зрения подготовки детей к школе. В угоду школе многие дошкольные образовательные учреждения дублировали цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивалось в школьной логике - логике будущих учебных предметов. Игра и другие специфические для дошкольного возраста виды деятельности на практике вытеснялись занятиями.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

воспитание нравственного человека;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Формы осуществления преемственности:

Работа с детьми:

экскурсии в школу;

знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

выставки рисунков и поделок;

встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

участие в театрализованной деятельности – Театральная неделя;

посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Взаимодействие педагогов:

совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

семинары, мастер- классы;

круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

взаимодействие медицинских работников, психолога ДОУ и школы;

открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

Сотрудничество с родителями:

совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

консультации с педагогами ДОУ и школы;

встречи родителей с будущими учителями;

дни открытых дверей;

анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

семейные вечера, тематические досуги;

заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты:

Результатом сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Интегративные качества ребёнка - дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ, выпускника начальной школы.

Вот, как выглядит портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Таким образом, можно сказать, что процесс преемственности рассматривается с двух сторон: на дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а школа, в свою очередь, как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. От того, как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть успешность и результативность образовательного процесса.

Нормативно – правовая база – руководство к работе:

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

отрегулировать механизмы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса ШКОЛЫ и ДОУ при переходе воспитанников в школу (передача документации, сопроводительных карт, рекомендаций, совместная работа по сопровождению);

совершенствовать формы организации и методы обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;

продолжить работу по обогащению образовательного содержания в начальной школе и ДОУ;

использовать в работе здоровьесберегающие технологии;

Наименование мероприятия

Ответственные

I Административная работа

Совместные административные совещания

- реализация программы развития Школы – ДОУ;

- организация работы по преемственности (утверждение плана работы);

- закрепление учителей 4-х классов за подготовительными группами ДОУ;

- подведение итогов работы по преемственности, задачи на новый учебный год

- комплектование первых классов.

Директор школы, заведующая ДОУ, заместитель директора-рук.структурного подразделения НШ, методист ДОУ

II Методическая работа

1. Внедрение совместных форм педагогической учебы:

а) совместное заседание ПМПк по готовности первоклассников (воспитанников ДОУ) к школе.

Выявление группы риска, одаренных детей.

б) проведение предметных недель (отчет о работе МО учителей начальных классов)

заместитель директора-рук.структурного подразделения НШ, учителя,

а) посещение уроков в 1 классе воспитателями детского сада по темам:

б) посещение занятий в подготовительной группе по теме:

Заместитель директора-рук.структурного подразделения НШ,

3. Изучение личности и отслеживание развития каждого ребенка.

логопеды ДОУ, школы,

заместитель директора НШ, учителя,

психологи ДОУ, школы,

логопеды ДОУ, школы;

III Диагностическая и коррекционно-развивающая работа

1.Проведение диагностической работы с детьми в ДОУ, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка.

Психолог, логопед ДОУ

1.Коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом ДОУ.

Заместитель директора-рук. структурного подразделения НШ, учителя,

1.Проведение диагностической работы с будущими первоклассниками, направленной на выявление уровня и особенностей их развития.

С февраля по ноябрь

1.Коррекционно-развивающие занятия первоклассников с психологом, логопедом школы.

1.Изучение выполнения режима (анкетирование родителей)

Психологи ДОУ, школы

IV Работа с детьми

1. Проведение экскурсий и целевых прогулок для воспитанников ДОУ в школу.

заместитель директора-рук. структурного подразделения НШ, учителя

2. Участие воспитанников ДОУ в проведении школьных праздников.

3. Организация субботней школы для будущих первоклассников

V Работа с родителями

1. Психолого-педагогические консультации для родителей будущих первоклассников

Психологи ДОУ, школы,

2.ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Родительские собрания по темам:

С февраля (1 раз в месяц )

заместитель директора-рук. структурного подразделения НШ, психолог,

В течение года на сайте школы, ДОУ

заместитель директора-рук. структурного подразделения НШ, психолог,

На сегодняшний день именно с введением ФГОС в основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы ДОУ с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Замечено, что портреты выпускника ДОУ и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду.
Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

И только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по- настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным!

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Содержимое публикации

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Батяева О. П.,

с. Атемар

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, логопеда детского сада, психолога школы и т.д.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот документ, на мой взгляд, раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы считаю:

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности, на мой взгляд, можно сформулировать как:

-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Таким образом, цель работы в ДОУ считаю должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. Целью же начального образования считаю – это продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества

(игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
–приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.

- закрепление культурно – гигиенических навыков( Пользование столовыми приборами(вилки), индивидуальными полотенцами, мытье рук с мылом)

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Это сопровождается рядом проблем.

1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.

2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы

4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.

7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.

8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем, на мой взгляд, определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

Каждый раз, начиная работать в подготовительной группе, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с группой детского сада.

Для начала – это встреча с учителями, к кому пойдут мои дети и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с учителями, посещение малышкиной школы по субботам, экскурсии малышей в школу, и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством со школой и учителями.

Учитель, я считаю, должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.

В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:

– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

– анализу результатов совместной деятельности.

Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе, должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями.-Начальная школа: плюс-минус, 2002г. № 2.

Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.- Айрис-Пресс., 2006г.

Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. - Начальная школа,2000г. № 1.

Гафурова И.М., Педагогический совет: Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную: Методическое пособие.- Паритет, 2003 г.

Должикова Р. А. Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. , Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.- Школьная Пресса, 2008 г.

Кадашникова Н.Ю., Педагогические советы. Выпуск 9. Проблемы преемственности начального и основного образования.- Учитель, 2008г.

Калганова И. Н. Преемственность дошкольного и начального образования. - Начальная школа – 2007г. № 2.

Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе.- Педагогическое общество России, 2006 г.

Кукушкина В. Преемственность в работе ДОУ и школы. - Начальная школа – 2001г. № 1.

Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.- Генезис, 2014 г.

Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: теория и практика. Сборник научных трудов кафедры начального и дошкольного образования. /Составитель: И. А. Дядюнова. – М.: АПКиППРО, 2005г.

Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. - М., 2006г.

Родионова Е. С. Преемственность в работе детского сада и школы. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2010 г.№ 10.

Федосова Н. А. Подготовка к обучению в школе – основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. - Начальная школа, 2010г. № 10.

. Холомкина А. И. О преемственности в работе начальной школы и детского сада. - Начальная школа, 2007 г.№ 7.

Яшина В. И., Максимова М. В., Преемственность в формировании словаря детей в детском саду и начальной школе.- Московский педагогический государственный университет,2011 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Школьная и дошкольная ступень – два взаимодействующих звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогический процесс-целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы,методы,и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах.

Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании.

Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого- педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Так, деятельность до 1 года –это непосредственно-эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность

От 3 до 6 лет - игровая деятельность От 6 до 10 лет -учебная деятельность

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности можно сформулировать как:

-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.

Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

введение в педагогический процесс разных видов детского творчества

(игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);

обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к национальной художественной культуре;

создание в школе развивающей предметной среды;

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Преемственность-это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсии малышей в школу ,участие школьников в утренниках и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.

Я должна иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду.

Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению. Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.

В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:

по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

анализу результатов совместной деятельности.

Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого- педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений.

В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,

— любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования

В начальной школе учащиеся занимаются проектно – исследовательской деятельностью, поэтому исходя из интересов преемственности, в детском саду была разработана программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности ознакомления с окружающим миром. Мне хотелось понаблюдать и убедиться в том, что в ходе работы в группе дети смогли легко адаптироваться к школе и к дальнейшей жизни, выработают свой индивидуальный стиль учебной деятельности, смогли легко ориентироваться в современном информационном пространстве и порадуют нас своими результатами по окончании 1 класса и в дальнейшем обучении.

Ценность программы заключается в том, что дети получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия.

Программа предусматривает проведение дополнительных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Проводим опыты, ходим на экскурсии и наблюдаем в природе, организуем практические занятия, на которых дети работают с каким- то материалом.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:

  • по содержанию обучения и воспитания;
  • по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:

  • Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
  • Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
  • Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Библиографический список

1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.

2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.

Читайте также: