Конституционная реформа 2020 года доклад
Обновлено: 05.07.2024
Справочно
После принятия Конституция России подвергалась неоднократному изменению в 1996, 2001, 2003–2008, 2014, 2019 и 2020 гг. Если не принимать во внимание ее изменения в 2020 г., предыдущие конституционные правки были связаны с образованием или ликвидацией субъектов федерации, их переименованием, а также принятием новых субъектов в состав России (изменения ст. 65 Конституции России в 1996, 2001, 2003–2008, 2014 и 2019 гг.).
В 2008 г. поправки Конституции России также касались увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы (полномочия Президента увеличены с 4 до 6 лет, а Государственной Думы – с 4 до 5 лет). Также Правительство было обязано выступать перед Государственной Думой с ежегодным отчетом о результатах своей деятельности.
В 2014 г. в Конституцию России кроме включения в состав субъектов федерации Крыма и Севастополя были внесены изменения, касающиеся упразднения Высшего арбитражного суда и передачи его полномочий Верховному Суду, уточнения полномочий Конституционного Суда в части осуществления конституционного контроля, изменения порядка назначения судей, расширения полномочий Президента в части кадровых назначений в органах прокуратуры и др. Также изменения коснулись состава Совета Федерации, в соответствии с которыми Президенту были предоставлены полномочия по назначению своих представителей в Совет Федерации, но не более 10 % общего числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти.
В отличие от конституционных правок 2020 г. вышеуказанные изменения, как правило, носили точечный характер.
Изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, носят более масштабный характер.
В частности, соответствующие поправки к Конституции России были предложены Президентом 15.01.2020. Одновременно была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России, при которой была сформирована сводная подгруппа для обобщения поступающих предложений. Поправки в Конституцию России неоднократно обсуждались в рамках Государственной Думы и Совета Федерации, а также представителями различных политических партий и общественных организаций.
Закон о поправке к Конституции России был направлен исключительно на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Вместе с тем в процессе внесения поправок были затронуты нормы, касающиеся в том числе смежных с организацией и функционированием публичной власти сфер.
В итоге по результатам общероссийского голосования в Конституцию России были внесены поправки, изменившие ее нормы, которые можно условно разделить на несколько групп, а именно изменения, касающиеся:
1) системы органов публичной власти:
— введено понятие единой публичной власти ;
2) должности Президента:
— закреплены обязанности по поддержанию мира и согласия ;
— установлено, что присяга приносится Президентом, в том числе в присутствии сенаторов ;
— ужесточены требования к кандидату в Президенты ;
— ограничена возможность занимать должность Президента в принципе более 2 сроков , за исключением действующего Президента ;
— добавлены и расширены полномочия Президента, в частности:
- по осуществлению общего руководства Правительством;
- освобождению от должности Председателя Правительства без отставки последнего; утверждению структуры федеральных органов исполнительной власти; внесению изменения в указанную структуру федеральных органов исполнительной власти;
- определению в структуре федеральных органов исполнительной власти органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство;
- принятию отставки Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей федеральных органов, подчиненных Президенту;
- назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности руководителей определенных федеральных органов исполнительной власти;
- назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов федерации;
- назначению на должность и освобождению от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
- внесению в Совет Федерации представления о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
- представлению Совету Федерации и Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;
- формированию Государственного Совета в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений ее социально-экономического развития;
- формированию Совета Безопасности в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз (ст. 83);
- обращению в Конституционный Суд для проверки конституционности федерального закона (ч. 2 ст. 108) и федерального конституционного закона ;
- закреплена неприкосновенность Президента после отставки ;
- изменен механизм отрешения Президента от должности ;
3) Федерального Собрания:
— разрешено быть пожизненными сенаторами бывшим президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной ;
— ужесточены требования к сенаторам ;
— установлен срок для работы сенатором ;
— ужесточены требования к депутатам Государственной Думы ;
— установлен запрет на одновременное участие в обеих палатах Федерального Собрания ;
— введена неприкосновенность для сенаторов ;
— разрешено совместно собираться Государственной Думе и Федеральному Собранию только для того, чтобы прослушать послание Президента ;
— расширены полномочия сенаторов (например, предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности) ;
— расширены полномочия депутатов Государственной Думы (например, депутаты наделены правом выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности) ;
— Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, а также направлять парламентские запросы руководителям любых госорганов ;
4) Правительства:
— ужесточены требования к Председателю Правительства, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов ;
— изменены правила о вступлении в должность Председателя Правительства ;
— установлена возможность не распускать Государственную Думу, если она трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства ;
— закреплено полномочие по утверждению заместителей Председателя Правительства и федеральных министров ;
— введена персональная ответственность Председателя Правительства перед Президентом ;
— дополнен перечень обязанностей Правительства ;
— закреплено право для членов Правительства продолжить работу после отставки по решению Президента ;
5) судебной системы:
— закреплен перечень судов, которые составляют судебную систему ;
— ужесточены требования к судьям ;
— уменьшен количественный состав судей Конституционного Суда ;
— закреплена дополнительная компетенция Конституционного Суда ;
6) органов прокуратуры:
— изменен порядок назначения Генерального прокурора, региональных и других прокуроров ;
7) специфики местного самоуправления:
— закреплено распространение действия федеральных законов на деятельность органов местного самоуправления ;
— закреплены дополнительные полномочия органов местного самоуправления ;
8) статуса федеральных чиновников:
— ужесточены требования к руководителям федеральных госорганов и регионов ;
9) иного:
9.1) границ между субъектами федерации и границ России в целом:
— закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти ;
— введены запреты на отчуждение части территории России и на соответствующие призывы ;
9.2) традиций, языка и культуры:
— включены положения, согласно которым:
- Россия является правопреемником Советского Союза ;
- Россия сохраняет память предков, чтит память защитников Отечества ;
- Россия признает детей важнейшим приоритетом государственной политики ;
- русский язык рассматривается языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России ;
- культура России признана уникальным наследием многонационального народа России ;
- государство защищает культурную самобытность народов ;
- Россия оказывает поддержку в осуществлении прав и обеспечении защиты законных интересов соотечественников за границей ;
9.3) столицы России:
— закреплено, что местом пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть выбран другой город, кроме столицы ;
9.4) социальных гарантий и экономического роста:
— закреплена гарантия минимальной оплаты труда размером не менее прожиточного минимума ;
— определено, что пенсии индексируются не реже 1 раза в год ;
— гарантировано обязательное социальное страхование и индексация социальных выплат ;
— установлена обязанность по созданию экономического роста и повышению доверия между государством и гражданами ;
9.5) международного права и международных отношений:
— закреплен приоритет Конституции России по отношению к решениям межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России ;
— установлена обязанность России принимать меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства .
На заметку!
В статье представлены только те изменения, которые отсутствовали в Конституции России ранее и одновременно являются существенными по содержанию.
Таким образом, по результатам анализа вышеуказанных правок, внесенных в Конституцию России, можно выделить ряд особенностей конституционной реформы в России в 2020 г.:
— усилена роль Президента путем существенного расширения его полномочий и закрепления возможности оказания влияния на все ветви власти. Также закреплен ряд гарантий для бывших президентов, а именно неприкосновенность после отставки и возможность быть пожизненными сенаторами;
— укреплены позиции органов публичной власти, в частности Федерального Совета, Государственной Думы, в том числе за счет наделения дополнительной компетенцией. Сенаторам гарантирована неприкосновенность. Дополнительно им предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности, а депутатам Государственной Думы – выдвигать обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности. Закреплена возможность осуществления парламентского контроля;
— расширены полномочия Правительства, а также внесены изменения в порядок осуществления им деятельности;
— перераспределены отдельные полномочия органов публичной власти, направленные в том числе на совершенствование системы сдержек и противовесов;
— усовершенствована система контроля, в том числе за деятельностью органов публичной власти со стороны органов судебной власти и прокуратуры, расширена компетенция Конституционного Суда;
— изменена компетенция органов местного самоуправления, в том числе закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти, что должно способствовать лучшему решению проблем на уровне отдельных субъектов федерации;
— скорректировано соотношение законодательства и международных договоров, что направлено на повышение роли Конституции России и обеспечение ее приоритета (недопущение исполнения международно-правовых актов, противоречащих Конституции России, конституционный контроль федеральных законов и федеральных конституционных законов Конституционным Судом), а также на усиление влияния федерального законодательства на деятельность органов местного самоуправления.
Читайте также: