Консервативная философия константина леонтьева доклад

Обновлено: 04.07.2024

В 12 веке завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый – богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Фома родился под Неаполем в замке Рока Секка, близ городка Аквино. Он принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбороссы. В нем текла норманнская и ломбардская кровь. Фома преподавал философию и теологию в ряде университетов Европы, овладел всеми науками, доступными в то время, добился признания и славы.

Содержание

Учение о законах Ф.Аквинского……………………………………………. 3

Утилитаристская теория Джона Стюарта Милля …………………………… 7

К.Н. Леонтьев как основоположник русского консерватизма ………………12

Прикрепленные файлы: 1 файл

иппу.doc

Индивидуальную свободу Милль определяет как право гражданина на автономию во всем, что не причиняет общественного вреда, требующего защитных мер (напоминает классические определения принципа права, в частности у Гоббса, Канта или Гегеля). Выделяются три сферы, или компонента, личной свободы.

1. Свобода совести в самом широком смысле слова, то есть свобода мысли, чувства, мнения относительно всех предметов, как практических, так и спекулятивных, как научных, так и нравственных и теологических. Предполагается возможность выражать и распространять (публиковать, пропагандировать) свои идеи.

2. Свобода выбора в преследовании той или иной цели, то есть свобода действовать, устраивать жизнь по своему усмотрению.

3. Свобода объединения с другими индивидами, то есть возможность действовать с ними сообща для достижения какой-либо цели.

Итак, речи идет о свободе мысли и слова, свободе жить, как хочется, и свободе объединений.

Милль предлагает правовые нормы, сводящей к минимуму эти недостатки демократии. Речь идет о том, чтобы обеспечить действительно пропорциональное представительство. С этой целью предлагается проект реформы избирательной системы, выдвинутый в 1855 году Герром. Суть его такова.

Делением числа избирателей на число мест в парламенте получают норму представительства. Каждый кандидат, набравший минимальную норму, должен получить место в парламенте. Голосовать можно за кандидатов, выдвинутых в любом округе. Подсчет осуществляет единая избирательная комиссия в масштабах всей страны. Чтобы голоса не пропадали, избиратель может указывать в бюллетене несколько имен кандидатов, четко обозначая при этом (путем нумерации) порядок предпочтения. Если кандидат, поименованный первым, уже набрал необходимое количество голосов, голос переходит ко второму кандидату и т. д. То же происходит и в том случае, когда кандидат, названный первым, проваливается. Теоретически проект Герра-Милля способен обеспечить действительно пропорциональное представительство и интересы меньшинств. Однако сложность проекта, а возможно, и охрана большинством своих привилегий исключали попытки его реализации.

Для обеспечения прав меньшинства Милль готов был пойти и на нарушения принципа равенства. Он считал разумным, чтобы люди, по своим интеллектуальным качествам более пригодные для руководства, обладали не одним голосом, а больше. Пока образовательный ценз не установлен, Милль допускает сохранение имущественного ценза при всем его несовершенстве, исходя из того, что люди состоятельные, как правило, отличаются более высоким уровнем культуры. Привилегии, вводимые в пользу образованных кругов, должны быть достаточно весомыми, чтобы исключить классовое законодательство большинства, но в то же время они не достигают масштабов, которые позволили бы меньшинству использовать законодательство исключительно к своей выгоде.

В решении ряда конституционных вопросов Милль следовал традиции Бентама. Он полагал, что, в конечном счете, следует упразднить палату лордов. Как и Бентам, он видел в сочетании демократии с эффективной и подлежащей контролю представительных органов и общественного мнения бюрократией основу разумного государственного строя. Судьи и чиновники подбирались бы на основе конкурсных экзаменов.

Милль внес существенный вклад в развитие западной либеральной демократии. Его стремление к компромиссу, сближению противоположных тенденций свидетельствует об умеренности и терпимости, хотя позволительно усомниться в их реалистичности, особенно во времена Милля. Он хотел создать учение, которое объединило бы и рабочих и капиталистов, и консерваторов и либералов.

Милль стремился выйти за рамки либерализма и в социальном плане. Он начал переориентацию либерализма в социалистическом направлении, которая к концу 19 века привела к образованию в Англии первых социалистических групп и движений, сплотившихся позже в лейбористской партии. 8

Вопрос № 3 К.Н. Леонтьев как основоположник русского консерватизма


Именно так понимал индивидуальную свободу К. Леонтьев, для которого без сильной государственной власти не существовало России. Он стоял в жёсткой оппозиции секулярной идеологии европейского антропоцентризма, называя её антрополатрией, т.е. обожествлением человеческого. Неприемлемость европейского индивидуализма он усматривал в его предельно пустой буржуазности, обожествлении не достигшей высшего развития личности, как это было в Древней Элладе с её принципом калокагатии (гармонического сочетания нравственных и физических способностей), а рядового обывателя, серого, неприметного, ничем не выдающегося, и чьи ничем не выдающиеся интересы возводятся в перл создания. Вера в идеал Сверхличности сблизила философские убеждения Константина Леонтьева с философией Фридриха Ницше, и в чём-то с рассуждениями об идеальном герое шотландского философа Томаса Карлейля.

Но не только этим отличался консерватор К. Леонтьев от западно-либерального крыла российской политики. Да, он был прорусски настроенным интеллектуалом, отстаивал российскую имперскую идею, но никогда не опускался до узкого национализма (например, он выступал против русификации балтийских провинций) (2). В отличие от тогдашних либералов (да и сегодняшних тоже), величайшую угрозу он видел в ослаблении государственнического начала в русском народе. На примере Византии К. Леонтьев показал, как держава, какой бы мощью она не обладала, может превратиться в одночасье в закатившуюся звезду мировой политики, если утерян инстинкт государственности (3). Внешнеполитические интересы России, её история, её прошлое и настоящее представляли для него эмпирико-моральную ценность. Можно даже сказать, что леонтьевский патриотизм зашкаливал… В бытность дипломатом он отвесил увесистую оплеуху французскому посланнику за презрительные отзывы о России. Импульсивно, несовместимо с дипломатическим этикетом, но те же этические нормы должны были бы сдержать и французского дипломата от произнесения в лицо русскому коллеге обидных слов.


Именно так понимал индивидуальную свободу К. Леонтьев, для которого без сильной государственной власти не существовало России. Он стоял в жёсткой оппозиции секулярной идеологии европейского антропоцентризма, называя её антрополатрией, т.е. обожествлением человеческого. Неприемлемость европейского индивидуализма он усматривал в его предельно пустой буржуазности, обожествлении не достигшей высшего развития личности, как это было в Древней Элладе с её принципом калокагатии (гармонического сочетания нравственных и физических способностей), а рядового обывателя, серого, неприметного, ничем не выдающегося, и чьи ничем не выдающиеся интересы возводятся в перл создания. Вера в идеал Сверхличности сблизила философские убеждения Константина Леонтьева с философией Фридриха Ницше, и в чём-то с рассуждениями об идеальном герое шотландского философа Томаса Карлейля.

Но не только этим отличался консерватор К. Леонтьев от западно-либерального крыла российской политики. Да, он был прорусски настроенным интеллектуалом, отстаивал российскую имперскую идею, но никогда не опускался до узкого национализма (например, он выступал против русификации балтийских провинций) (2). В отличие от тогдашних либералов (да и сегодняшних тоже), величайшую угрозу он видел в ослаблении государственнического начала в русском народе. На примере Византии К. Леонтьев показал, как держава, какой бы мощью она не обладала, может превратиться в одночасье в закатившуюся звезду мировой политики, если утерян инстинкт государственности (3). Внешнеполитические интересы России, её история, её прошлое и настоящее представляли для него эмпирико-моральную ценность. Можно даже сказать, что леонтьевский патриотизм зашкаливал… В бытность дипломатом он отвесил увесистую оплеуху французскому посланнику за презрительные отзывы о России. Импульсивно, несовместимо с дипломатическим этикетом, но те же этические нормы должны были бы сдержать и французского дипломата от произнесения в лицо русскому коллеге обидных слов.

Гост

ГОСТ

Данилевский Николай Яковлевич

($1822 -1885$) русский культуролог, философ, социолог, геополитик, идеолог панславизма, представитель цивилизационного подхода к истории.

Во второй половине $19$ века Данилевский, вместе с Г. Руккертом в Германии пересматривают довлеющую идею, взгляд на историю - европоцентризм, и его монолинейный процесс. В мире существуют автономные культуры, локальные и независимые социокультурные миры, имеющие свою историю. Это доказывает, что нет никакого основания утверждать об едином историческом процессе, он – полилинеен.

Культурно-исторический тип Данилевский определял 4мя моментами:

  • Политический
  • Общественно-Экономический
  • Культурный
  • Религиозный

Историю Данилевский выражал не как эволюционный процесс, а как совокупность биографий отдельных культурно-исторических типов. Они представляют собой органические образования, проходящие стадии жизненного цикла от зарождения до смерти. В истории Данилевский насчитал $13$ культурно-исторических типов, но полный анализ предоставил только по германо-романскому и славянскому. Россию и ее миссию Данилевский понимал как содействие в развитии славянского культурно-исторического типа.

Готовые работы на аналогичную тему

Леонтьев Константин Николаевич

($1831-1891$) русский мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, дипломат, публицист, литературный критик.

Движение к Богочеловеку

Консервативные взгляды К. Леонтьева

Эстетизм Леонтьева

Вслед за философией Н. Я. Данилевского, Леонтьев различал культурно-человеческие типы человечества, необходимо проходящие определенные стадии своего развития: юность, зрелость и старость, или как говорил сам Леонтьев: первичная простота, цветущая сложность и угасание.

Это своеобразный эстетический принцип в моменте оценки общества, культуры, истории. К $90$м годам $19$ века Леонтьева посещают мысли, касающиеся сомнения религиозной миссии России:

Итоговым заверщением его философских исканий становится полный отказ от религиозно-византийского идеала.

Читайте также: