Математические игры для дошкольников доклад

Обновлено: 07.07.2024

г. Белорецк

Воспитатель: Латохина Юлия Сергеевна

Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Игра - это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Игры с цифрами и числами.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 9, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот.

Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА., ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? , СОСТАВЬ ЦИФРУ , КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? дети учатся свободно оперировать числами в пределах 9 и сопровождать словами свои действия.

Для лучшего запоминания цифр использую различные приёмы: вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, из ниток, из шнура на ковре, рисование палочкой на снегу и т. д..

Игры СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!, считай дальше, помогают усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете, активизирует внимание, способность работать в коллективе. В играх использую мяч.

Играя в дидактические игры у детей, не только формируются знания о цифрах, но и развивается умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними.

На прогулке при проведении наблюдений даю задание детям сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, назвать цифры номерного знака проезжающих машин, сосчитать ступени и т.д.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игры путешествие во времени.

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названиях дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, и т. д. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры - ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО,

Для того, чтобы дети лучше запоминали названия месяцев использую игры - КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ,

Игры на ориентировки в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, далеко, близко.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ, МАГАЗИН ИГРУШЕК и многие другие игры.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игру типа - ЛОТО. С теми детьми, которым эти знания давались трудно, занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, познакомила детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать, как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?, ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ, ЛАБИРИНТЫ, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры – ТАНГРАМ, МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА, СЛОЖИ КВАДРАТ, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Творческие игровые задания и проблемные ситуации

Творческие игровые задания применяются при формировании математических представлений (они могут использовать не только на занятиях, но и в свободное время).

  • При формировании количественных представлений:
  • Для закрепления представлений о геометрических фигурах:

«Определи, на какую фигуру похожа крышка стола (сидение

  • Для развития пространственной ориентации:
  • При формировании представлений о величине:

Примеры других проблемных ситуаций, которые можно применять для развития у детей математических представлений.

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Загадки – шутки

Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Логические Задачки

*****
Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
*****
Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
*****
Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
*****
У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
*****
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
*****
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
*****
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
*****
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
*****
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и не в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
*****
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
*****
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
*****
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
*****
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
*****
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
*****

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?

Играя с ребенком, выполняя вместе с ним все более и более сложные задания, мы, взрослые, сможем сами убедиться в логичности рассуждений, умении поставить задачу,

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

ВложениеРазмер
matem.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сулейманова Нурият Ю.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует умственному развитию и использованию разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Основной формой обучения и воспитания в дошкольном возрасте является игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры – путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на логическое мышление.

Пальчиковую гимнастику делят на:

-самомассаж кистей пальцев рук;

-упражнения за столом;

-упражнения для активации работы мышц глаза;

-игры со счетными палочками;

-игры с пластилином;

-игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами;

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое), которому свой аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему). Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, программный материал по математике дети усваивают лучше, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

2. Болотин Л.Р., Т.С. Комарова, С.П. Баранов. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1997 – 240 с.

3. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988–326 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка – М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. – 520 с.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., 4 л. ил.

7. Дурова Н.В., Новикова В.П. Ступеньки к познанию. / Худ. Ю.В. Богатова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 56 с.: ил.

8. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. М. 1978, с. 243 – 267

9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.

10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду — М.: Просвещение,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка на тему: Роль дидактических игр при обучении детей элементам математики.

Развитие мышления у детей не происходит само по себе, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. При правильном использование дидактических игр, у детей формируются усидчиво.


Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).

Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта рабо.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое .


Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значен.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое .


Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая .


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Свое выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:

Хочу поделиться с опытом работы по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры.

Цель педагогической работы - использование дидактических игр при

формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

 Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим

 Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;

 Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой

 Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координации;

 Развить познавательный интерес, интеллектуальное развитие ребенка;

 Помочь в овладении детьми математической терминологией;

 Развивать у детей логико-математические представления (представления о

математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,

числах, геометрических фигурах);

 Развивать сенсорные (предметно-действенные) способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

 Помочь в овладении детьми математическими способами познания действительности: счета, измерения, простейших вычислений;

 Развивать активность и инициативность детей.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных

математических представлений у дошкольников;

активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Дидактическая игра -это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной.

Существенный признак дидактической игры- устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.

Дидактические игры по формированию математических представлении условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентировки в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

ИГРЫ с цифрами и числами

К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?",

"Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", учу детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

ИГРЫ – путешествие во времени

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность

ИГРЫ на ориентирование в пространстве

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

ИГРЫ с геометрическими фигурами

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаю картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Игры на распознавание величины

Игры на распознавание цвета

ИГРЫ на логическое мышление

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Логические игры

Учимся собирать предметы по определенным признакам

Игры на логическое мышление

Математические загадки

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки . При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)

5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)

Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:

Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.)

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки .

- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)

- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме .

На базаре ёжик накупил сапожек:

Сапожки по ножке — себе,

Поменьше немножко — жене,

С пряжками — сыну,

С застёжками — дочке,

Всё уложил в мешочке.

Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4)

Навыки счета отрабатываются при использовании считалок :

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять

Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки .

- Один в поле не воин.

- Семеро одного не ждут.

Не нужно забывать и о порядковом счете:

- Первый блин всегда комом.

- Второй Родины не бывает.

Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

- Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

- Не суйся, пятница, на перед четверга.

Помогут пословицы запомнить и названия месяцев:

- Январь – году начало, зиме – середина.

- Ни в марте воды, ни в апреле травы .

Наблюдаю положительный результат -проводя рефлексию после каждого занятия. Во время рефлексии предлагаю детям начать свои впечатления относительно занятия со слов:

Я понял, что могу.

Для меня стало новым.

У меня получилось.

В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи , так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей . Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Завершить свое выступление хочу словами:

Нажмите, чтобы узнать подробности


Искать в Google

Искать книгу Например:


| Главная | Методическая работа [2стр.] | Работа с родителями | Конспекты занятий [2стр.] | Оздоровительная работа | Правовое воспитание |

| Игровая деятельность | Родителям дошкольников | Проведение праздников | Домашнее хозяйство | Форум | Книги по дошкольному воспитанию |

Игровая деятельность дошкольника

Дидактические игры для дошкольников

Трегулова Лилия Евгеньевна
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ № 1 г. Зеленодольск

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Как измерить длину ядовитой змеи?

Чем можно измерить силу человека?

Чем измерить шум дождя? Его силу?

В заключении хочу сказать , что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.

| Главная | Методическая работа [2стр.] | Работа с родителями | Конспекты занятий [2стр.] | Оздоровительная работа | Правовое воспитание |

| Игровая деятельность | Родителям дошкольников | Проведение праздников | Домашнее хозяйство | Форум | Книги по дошкольному воспитанию |



В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Как измерить длину ядовитой змеи?

Чем можно измерить силу человека?

Чем измерить шум дождя? Его силу?

В заключении хочу сказать , что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм деятельности, при которых интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного характера. Создание условий, которые обеспечивают всестороннее развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей - одна из приоритетных задач общества и государства.

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Одной из наиболее важных задач педагогов и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Цель: Создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, используя занимательный развивающий материал.

Повысить у дошкольников мотивацию и интерес к занятиям

повысить качество работы педагогов;

внедрить современные образовательные технологии в образовательный процесс ДОУ;

пополнить и обновить развивающую предметно-пространственную среду в разных возрастных группах;

популяризация математических знаний и математического образования;

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Особенности использования занимательных игр в организации образовательной деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста

Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны): количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

В настоящее время в связи с совершенствованием системы образования, проблема качества дошкольного образования приобрела актуальный характер. Основные направления реализации Концепции в дошкольном образовании: система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить условия:

• предметно-пространственную и информационную среду;

• средства педагогической поддержки ребенка.

Использование занимательного игрового материала в образовательной деятельности помогает взрослому :

- активизировать умственную деятельность ребенка;

- заинтересовать детей математическим материалом ,

- развивать и расширять математические представления ,

- закреплять полученные математические знания и умения детей в других видах деятельности.

Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

Занимательные игры интересны для детей , эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей . В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Занимательный игровой материал включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Включение игры в структуру занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве .

Многообразие занимательного материала дает основание для

классификации. Классифицировать его можно, выделив в нем условно

три основные группы (по З.А. Михайловой):

а) развивающие (дидактические) игры и упражнения. (Приложение 1);

б) развлечения (головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования, игры на составление плоскостных

изображений). (Приложение 2);

в) математические игры и задачи. (Приложение 3).

Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по вопросам развития математических способностей детей дошкольного возраста

К числу основных задач при организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по развитию математических способностей дошкольников относятся:

- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической деятельности с детьми;

- Использование различных форм сотрудничества и совместного творчества, учитывая индивидуальный подход к развитию воспитанников в семье.

Современные формы активного включения родителей в данное направление работы, позволят сделать математику интересной для ребенка, создать предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.

Особое внимание уделяется внедрению нетрадиционных форм сотрудничества:

Информационно-аналитические:

Познавательные:

- Семинары-практикумы по организации игр математического содержания с детьми в повседневной жизни, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционной форме (на официальном сайте ДОУ, в группах в сети интернет), мастер-классы по изготовлению игр из бросового материала, библиотека по теме для родителей.

Наглядно-информационные:

- Информационные проспекты для родителей, проектная деятельность, организация дней (недель) открытых дверей, открытые просмотры фрагментов деятельности по развитию математических способностей детей в образовательной деятельности и в режимных моментах.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института развития и воспитания ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды математического развития

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, уделяем внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудуются уголки занимательной математики, создаются центры познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой занимательный материал:

- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

- оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности. (Приложение 4).

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень познаний, поэтому развитие интеллектуальных способностей детей является одной из актуальных проблем современности. Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования и главная задача педагогов - научить ребенка творчески мыслить, развивать логику мысли, гибкость мыслительного процесса, что бы процесс обучения в школе не вызывал трудностей у выпускников детского сада. Так как же научить маленького ребенка думать? Как активизировать мыслительные процессы?

Включение занимательных игр в образовательный процесс в ДОУ способствует:

1. Развитию у дошкольников мотивации и интереса к занятиям

2. Внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ;

3. Пополнению и обновлению развивающей предметно-пространственной среды математического развития в разных возрастных группах;

4. Популяризации математических знаний и математического образования;

Организация взаимодействия с ребенком направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Кроме того, Концепция развития математического образования в России, призывает педагогов к поиску форм работы, которые будут способствовать развитию математических, технических способностей детей. Игровая деятельность детей с использованием занимательного математического материала, больше, чем другие виды детской деятельности, подготавливает почву для развития умственных способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Читайте также: