Концепция правового государства теория и практика доклад

Обновлено: 02.07.2024

Правовое государство - это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить дваосновных принципа правового государства:

1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2. наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

· разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

· федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

· верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

· взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это:высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского обгцества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходятся с нормами конституции.

32. Происхождение и ранние формы права.

Задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития: социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью создания и сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время былрод (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основекровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природеестественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления,не были от него отчуждены.

Длясистемы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность. нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и других норм (мононормы).

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форметабу, т.е. непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запретинцестов - кровнородственных браков.




6. Распространение только на данный родовой коллектив.

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

Формирование права проявляется в следующем:

1. записи обычаев, становлениеобычного права;

2. доведение текстов обычаев до всеобщего сведения;

3. появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

Существует несколько теорий происхождения права:

Естественно-правовая теория. Представители этой теории (Гоббс, Локк) говорят о том, что: 1. право и закон разделены между собой. Законы принимаются государством, а естественное право свойственно человеку от рождения. Естественное право - это неписанное право, это совокупность естественных прав человека. 2. отождествляются право и мораль. То есть справедливость, свобода, равенство лежат в основе права. 3. источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Эти права приобретаются от рождения или от Бога.

Историческая школа права. Представители этой теории считают, что право - это историческое явление, которое не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. Исторически сложившиеся правила поведения постепенно закрепляются в законе. Представители этой теории отрицали права человека, т.е. естественные права.

Нормативистския теория права. В соответствии с этой теорией право можно представить как систему (пирамиду) норм. На самом верху этой пирамиды находится основная норма, она обладает значительной юридической силой. Этой норме должны соответствовать низшие нормы. В самом низу (основании) пирамиды норм находятся индивидуальные акты (решения судов, договоры, предписания администрации). Они тоже должны соответствовать основной норме.

Марксистская теория права. (Маркс, Энгельс, Ленин). Представители этой теории понимали право - как закон, т.е. формально- определенный нормативный акт. В законе выражается воля господствующего класса, т.е. они связывали право с социально- экономическими факторами. Они обратили внимание на тесную связь права с государством. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Психологическая теория права. Представители этой теории говорят о том, что психика людей - это главный фактор, который определяет развитие общества (его мораль, право и государство). Право выводится не через законодательную деятельность, а через психологические закономерности. Т.е. человеку свойственно переживать чувство правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма). Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и переживания интуитивного (личного, автономного) права.

Социологическая теория права. Представители этой теории разделяют право и закон, но не как сторонники естественно-правовой теории. Право воплощается в реализации законов, оно обретает практическое осуществление. Под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физических и юридических лиц.

33. Источники (формы) права.

К источникам (формам) права относятся: 1. нормативные правовые акты, 2. судебные прецеденты, 3. правовые обычаи, 4. нормативно-правовые договоры.

Под обычаем принято понимать традиционно установившееся правило поведения людей, сложившееся в результате его длительного применения и перешедшее уже в привычку, в традицию. Исторически первой формой права (источником права в формальном смысле) явился правовой обычай - обычай, санкционированный государством.Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но приобретает при этом возможность государственно-принудительной реализации: если в процессе его нормальной реализации не сработает сила привычки, к делу подключится государство.

Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом.Судебный прецедент - это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения дела, т.е. прецедентом может быть названо и единичное судебное решение.

Нормативно-правовой договор - это самостоятельная форма права, имеющая много общего с нормативно-правовым актом. Специфика нормативно-правового договора заключается в том, что на ее основе формируются нормативно-правовые акты и строится вся система правовых отношений сторон-участников договора.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

33. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативно-правовой акт содержит общеобязательные правила поведения (нормы права). Общеобязательность характеризуется критерием неперсонифпцированности, т.е. отсутствием конкретного адресата.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативно- правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, имеющего такие обязательные атрибуты, как название акта (например, закон, указ и пр.), наименование органа, его принявшего (например, парламент, президент, местный орган власти) и дату его принятия. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, нежели акты нижестоящих правотворческих органов. Последние должны издаваться на основе и во исполнение вышестоящих по юридической силе актов.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Теория и практика правового государства

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие и признаки правового государства.
  • 1.2. Формирование концепции правового государства.
  • 1.3. Принципы и условия формирования правового государства.
  • 2.1. Основные подходы к формированию правового государства в РФ.
  • 2.2. Основные положения Конституции РФ.

Список используемой литературы.

Введение

Вопрос формирования правового государства в настоящее время становится всё более актуальным. Для создания правового государства необходимо возникновение ряда определённых предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, религиозных, культурных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.

Для российского общества не свойственно обеспечивать для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Люди считают, что именно государство должно заботиться о благосостоянии своего народа, и это должно быть именно так.

Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно – организованного общества на правовых началах, требующую фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране политических реформ, несомненно данная работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую стоит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействий, равенства всех перед законом, обеспечение правовой защищённости, а также усиления взаимной ответственности.

Таким образом, если мы хотим жить, в процветающем государстве, то должны знать свои права и позаботиться о своей юридической грамотности уже сейчас и вносить свои коррективы в законодательство.

Объектом исследования является правовое государство.

Предмет исследования: закономерности, признаки, условия и принципы формирования правового государства, концептуальное обоснование этого процесса и его реализация в условиях российской действительности.

Цель исследования: изучить теорию и практику правового государства.

  • - рассмотреть понятия формирования правового государства, а именно выявить понятие правового государства, существующие в политологии, раскрыть основные признаки, а также выявить признаки развития правового государства;
  • - проанализировать формирование концепции правового государства, основателей концепции, выдающихся мыслителей того времени;
  • - сформулировать принципы и выявить условия формирования правового государства;
  • - рассмотреть основные подходы к проблеме формирования правового государства, а именно затронуть семь основных подходов, необходимых для формирования правового государства;
  • - ознакомиться с основными положениями Конституции РФ.

Особый интерес представляет статья Сплавкина Н.В. Перспективы развития правового государства в РФ, которая посвящена исследованию политологию аспектов, проблем и перспектив развития правового государства в России. Проведён анализ научных представлений о правовом государстве в политической и правовой мысли. Рассмотрен вопрос взаимоотношений государства и личности, их влияние друг на друга в правовом государстве.

Повышенное внимание вызывает статья Воронцова С.Г. Вопросы теории правового государства, в которой высказаны суждения, касающиеся возможности практического применения правового государства. В частности, обосновывается, что в представлениях о правовом государстве необходимо различают три аспекта: идею – цель, теорию – путь и практику – результат.

Теоретическую основу исследования составили труды национальных, российских и зарубежных политологов.

Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ включает в себя основные положения, касающиеся правового государства, и в курсовой работе мы подробно рассматриваем данные положения.

Методы исследования. В процессе написания работы были использованы общенаучные и специальные методы познания. Используется анализ документов, на предмет соответствия с концепцией правового государства. Было проведено обобщение и систематизация знаний о правовом государстве, анализ (определение правового государства, его признаки, признаки, условия формирования), изучение научной литературы, обощение научных взглядов ( К.Маркс.,И.Кант и др.) Методологической основой исследования является комплексный системный подход к анализу проблем соотношения и взаимодействия норм права.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки лекционных, реферативных курсов, в рамках политологии и правовых дисциплин, а также, как начало более глубокого и детального изучения данной темы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Актуальность создания концепции правового государства в России обусловлена падением престижа права и закона, неуважением к ним, что глубоко проникло во все сферы общественной жизни республики. Вседозволенность руководящих слоев авторитарно-бюрократической системы обернулась правовым нигилизмом не только для них, но и для населения. Это же повлекло в свою очередь невиданный рост преступности, массовое нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка, обусловило низкий уровень общей, политической и правовой культуры, падение и разложение нравственных устоев, иначе говоря, - деградацию общества

Содержание

Введение 2
Глава 1 7
1.1. Понятие правого государства и его основные характеристики 7
1.2. История развития концепции гражданского общества. 10
Структура гражданского общества 10
1.3. Государство и гражданское общество в их соотношении 16
Глава 2 20
2.1. Признаки правового государства 20
2.2. Разделение властей в правовом государстве 21
2.3. Верховенство закона 25
2.4. Права и свободы человека в правовом государстве 32
2.5. Взаимные обязанности и ответственности личности и государства 38
Глава 3 41
3.1. Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе 41
Список использованной литературы 50

Прикрепленные файлы: 1 файл

Концепции правового государства.doc

Введение

Актуальность создания концепции правового государства в России обусловлена падением престижа права и закона, неуважением к ним, что глубоко проникло во все сферы общественной жизни республики. Вседозволенность руководящих слоев авторитарно-бюрократической системы обернулась правовым нигилизмом не только для них, но и для населения. Это же повлекло в свою очередь невиданный рост преступности, массовое нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка, обусловило низкий уровень общей, политической и правовой культуры, падение и разложение нравственных устоев, иначе говоря, - деградацию общества.

Опыт Запада подсказывает, что исходить следует из изучения динамики потребностей и интересов, различных по своему спектру социальных групп, диверсификации их интересов, их столкновений и взаимодействия, кризисных ситуаций, механизмов игры различных социальных сил.

Разрабатывая концепцию правового государства в России, раскрывая его общедемократические принципы, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за 200 лет построение такого государства в других странах мира.

Необходимость разработки концепции современного правового государства с учетом мирового опыта вызывается не только требованием ликвидации последствий тоталитарного государства в России, как части СССР, но и созданием соответствующих правовых инструментов, то есть механизмов для недопущения его в будущем.

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейший из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано с правом, происходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

В рамках заявлений темы существуют две проблемы, требующие внимательного анализа и исследования: первая заключается в выявлении специфических черт идеи правового государства в русской общественной мысли, вторая – в соотношении правового государства и гражданского общества.

В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами. Но выясним для себя достоверные и правильные выводы довольно сложно. Прежде всего, потому, что в различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному.

Работа А.Н. Соколова является первым в российской правовой науке пост тоталитарного периода фундаментальным комплексным монографическим исследованием идеи, теории и практики правого государства, а также его реализации. В нем дается полная картина функционирования правого государства. При этом в монографии показано, что правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, но и эффективный политико-правовой инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма осуществления народовластия, часть гражданского общества. Но помимо этого, необходимо отметить, что автор изучая модель ФРГ, которая считается в определенном отношении классической, в плане заимствования ее основополагающих принципов, институтов и механизмов, может к тому же в немалой степени содействовать образованию единого правового пространства на всей территории бывшего СС, а, в конечном счете, всей Европы и Азии. Создание такого пространства, безусловно, будет способствовать обеспечению мира между населяющими его народами посредством права.

Глава 1

1.1. Понятие правого государства и его основные характеристики

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже давно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правого государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббе, Д.Локк, Ш.Монтескье и другие.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснования формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Значительный вклад в разработку основа полагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Руссо, Кант.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.

1.2. История развития концепции гражданского общества.

Структура гражданского общества

Гост

ГОСТ

Концепция правового государства

Правовое государство — это государство, в котором закон, как основной принцип регулирования общественных отношений, занимает верховенствующее положение, является необходимым условием разделения ветвей власти.

Принципы правового государства — это основополагающие начала, императивы, требования, составляющие содержание и смысл концепции правового государства.

Основные принципы правового государства:

  • приоритетное положение прав и свобод человека — признание высшей ценностью государства прав и свобод личности перед интересами общества, обеспечение их защиты;
  • верховенство правового закона — деятельность государственных органов власти основана на нормах права, ограничивается Конституцией и действующим законодательством; законы должны отвечать морально-нравственным требованиям гуманизма и справедливости;
  • разделение государственной власти — власть государства осуществляется на основе ее разделения на три ветви (законодательную, судебную и исполнительную); каждая ветвь выполняет строго определенные государством функции путем формирования и функционирования государственных органов;
  • наличие независимого суда, способного активно применять действующее законодательство на основе принципов законности, справедливости, неотвратимости, равенства, гуманизма.

Государство и личность в правовом государстве выступают субъектами взаимного сотрудничества и ответственности, являются партнерами. В правовом государстве применяют меры юридической ответственности. Ответственность в публичном праве реализуется через ее конкретные виды:

  • конституционно-правовая;
  • конституционно-уставная;
  • государственно-правовая (административная, дисциплинарная, уголовная);
  • муниципальная.

Легитимность государственной власти — это признание населением государственных институтов, согласие с общеобязательными принимаемыми государством нормами, соответствие решений органов государственной власти действующему законодательству, морально-нравственным, естественно-правовым императивам, ценностям, выработанным в процессе истории, представлениям о справедливости, добре и зле. Обеспечение легитимности непосредственно связано с совершенствованием демократических механизмов создания государственных институтов, реализацией права каждого гражданина на участие в государственных делах.

Концепция правового государства отражена в многочисленных работах русских философов: Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения концепции правового государства российских философов:

Правовое государство в современном мире

В настоящее время во всем мире наблюдается рост демократизации, устремление на курс к правовому государству. Провозгласив величайшей ценностью государства естественные права и свободы человека, современные государства взяли на себя обязательства по соблюдению гарантий этих прав и свобод.

В соответствии со стандартами правового государства, оно должно уважительно относиться к субъектам-носителям собственного понимания норм, которым должно следовать общество. Это ведет к возникновению разногласий в суде, когда одна из сторон настаивает на буквальном прочтении закона, а другая указывает, что их трактовка лучше согласовывается с духом закона, с системой права, как единым целым. Такие разногласия оказывают негативное воздействие в определенности правовых норм. Противоречия между разными общественными идеалами находят свое отражение в системе права. Разрешение противоречий ведет к преобладанию определенных ценностей или к компромиссу, к расхождению между требованиями закона и предпочтениями части граждан.

Строгое соблюдение процедур принятия решений, установленных законом, способствуют неопределенности результата. Иногда это может сыграть позитивную роль в процессе демократических выборов. В отдельных случаях это находит негативное отражение на чувстве предсказуемости в отношении действий иных лиц, привести к излишнему самоограничению личной свободы.

Правовое государство представляет собой всеохватывающую политическую организацию общества, основанную на верховенстве закона, которое подразумевает приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. Любое ущемление прав человека в правовом государстве недопустимо, оно неукоснительно и обязательно обеспечивает реализацию прав и их защищает.

Принципиальную роль играет проблема правового равенства в разных сферах жизни государства и общества. Решение этой проблемы предполагает создание государством гарантий, обеспечивающих такое равенство. У правового государства всегда будут сопутствующие проблемы, вытекающие из недостаточной точности и относительной субъективности определенных законов, подзаконных актов, терминов и формулировок.

Определяющей задачей в развитии правового государства и гражданского общества является обеспечение принципа признания, защиты прав и свобод человека как основного ориентира, высшей ценности, важнейшей основы конституционализма.

Читайте также: