Композиция в архитектуре доклад

Обновлено: 15.05.2024

Архитектура является важнейшим средством преобразования материальной среды, воплощает в своих образах передовые и гуманные идеи общества.
В настоящее время намечаются глубокие преобразования в жизни общества, и из всех пространственных искусств архитектура первая воспринимает изменения, происходящие в культуре определённой эпохи, и выражает их посредством языковой системы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

Выполнила студентка 45 группы 4 курса ФЭО

Гавриленко Наталья Сергеевна

Архитектура является важнейшим средством преобразования материальной среды, воплощает в своих образах передовые и гуманные идеи общества.

В настоящее время намечаются глубокие преобразования в жизни общества, и из всех пространственных искусств архитектура первая воспринимает изменения, происходящие в культуре определённой эпохи, и выражает их посредством языковой системы.

Динамика развития современной культуры как результат технократического прогресса, который человек повлёк за собой переоценку художественных ценностей, требовала новых выразительных художественно-образных решений, отвечающих эстетическим требованиям постиндустриального общества. В условиях глобализации современной культуры большое значение приобрело совершенствование инновационных технологий, открывающих широкие перспективы синтезирования научно-технических достижений в их связи с практикой.

На протяжении последнего тысячелетия язык архитектуры совершенствовался под влиянием требований времени, но в целом оставался неизменным: архитектура как вид искусства оперировала такими языковыми средствами, как ордерная пластика, тектоника и атектоника, симметрия и асимметрия, ритм, масштаб и пропорции. С активным внедрением в строительную практику инновационных технологий язык архитектуры значительно усложнился и стал более разнообразным.

Классическая языковая система архитектуры, исчерпавшая себя уже к 1910-м гг., подверглась значительным новаторским преобразованиям. Поливариантность сочетания железобетона, металла и стекла в конструкциях зданий и сооружений стала причиной пересмотра языковой системы архитектуры, расширения её формообразующих возможностей.

Интенсивное развитие новаторских идей постиндустриальной культуры с их воплощением в строительную практику привело к тому, что мировые художественных концепции архитектуры, среди которых в искусствоведении наиболее прочно утвердились стилевая и пространственная, стали не способны трактовать последовательное развитие современной архитектуры. Единовременное сосуществование стилевых тенденций постмодернизма, неорационализма, неомодернизма и его наиболее острого проявления – деконструктивизма, хай-тека, которые то развивались параллельно, то переплетались, значительно затруднило отработанный веками концептуальный подход к анализу последовательного развития архитектуры, который представляет стилевая концепция. Стилевая и пространственная концепции неоднократно подвергались критике теоретиками наиболее прогрессивных школ искусствоведения – французской, немецкой, английской, русской.

Художественно-образное выражение той или иной идеи в архитектуре обусловлено рядом факторов (социальным, идеологическим, научно-техническим, эмоционально-эстетическим). Под влиянием этих факторов формируются соответствующие формы. Наряду с господством геометрических форм современная архитектура ассимилирует исторические формы, технократические, органические либо трактует форму как абстрактную композицию.

Исторические формы. В разные исторические периоды художественный образ архитектуры определяли оборонительное и церковное зодчество, общественные здания, формы которых вырабатывали в сознании людей ценностное отношение к историко-культурному наследию, формировали идеалы и стереотипы. Это обстоятельство получило яркое отражение в современной архитектуре, в которой получили распространение шарообразные (сферические), пирамидальные, башенные и арочные формы. В основу преемственности лучших достижений прошлого был положен принцип наследования сущностных черт архитектуры, соответствующих современности.

Форма пирамиды, применяемая в архитектуре древних цивилизаций (египетские гробницы, зиккураты Месопотамии – рис.5), получила новую трактовку в современной культуре (Большая стеклянная пирамида Лувра в Париже – рис.6).

Башенные формы, известные с древних времён, когда они выполняли сигнальную функцию (маяк «Башня Геркулеса в Англии – рис.7) или возводились как памятные знаки (обелиск), эволюционировали в символы культуры индустриальной эпохи (Эйфелева башня в Париже – рис.8). Арка как самостоятельная архитектурная форма наибольшее распространение получила в Античном Риме и в архитектуре ампира. В языке же современной архитектуры башня и арка выступают как реминисценции исторических форм (башни Петронас в Куала-Лумпур – рис.9, Большая арка Дефанса в Париже – рис.10).

Технократические формы. Реминисценция образов архитектуры 1910-1930-х гг., поэтизовавших формы современной техники, способствовала расширению знаково-символического языка архитектуры последней четверти XX – начала XXI в., основанного на ассоциативности. Отражая дух постиндустриальной эпохи, в середине 1970 – 2000-х гг. вновь получили распространение архитектурно-художественные формы кораблей, самолётов, дирижаблей (учебный корпус архитектурно-строительного факультета БНТУ в Минске – рис.11, Кунсткамера в Грасе в Австрии – рис.12).

Абстрактные формы. Распространение абстрактных форм в современной архитектуре стало непосредственным отражением нестабильности и неустойчивости современной культуры. Архитектурные формы обострялись, наклонные плоскости казались случайными и выражали дисгармонию между формой и материалом. Искажение Евклидовой геометрии утверждалось умышленной деформацией форм конуса, цилиндра, призмы (музей Гуггехейма в Бильбао – рис.16; многофункциональный кинотеатр в Дрездене – рис.17, концертный зал Walt Disney в Лос-Анжелесе).

КОМПОЗИЦИЯ. Архитектурная композиция – это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям. Она отличается от других видов композиции в искусстве (художественной, музыкальной, литературной) именно своим синтезом художественных и технических приемов, которые позволяют создать совершенное по своим художественным качествам и целесообразное в функциональном и техническом отношении здание или сооружение.

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внешний объем и внутреннее пространство, которые вместе образуют объемно- пространственную структуру здания. Обязательным условием в большинстве случаев является единство внешнего и внутреннего объемов. Можно сравнить композиционные решения жилого дома и общественного здания, приведенные на рис. 18 - жилые дома Олимпийской деревни (на заднем плане) и теннисный центр (на переднем плане). В первом случае мелкие членения внутреннего пространства соответствуют мелким членениям наружного объема. Во втором случае большие внутренние пространства соответствуют свободной композиции внешних объемов здания.

К сооружениям без внешнего облика относятся подземные сооружения (подземные станции метрополитена, подземные торговые центры и т.п.). Наоборот, в мостах, эстакадах, телебашнях и водонапорных башнях преобладает внешний объем. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач (обеспечение удобства посадки пассажиров в вагоны и условия движения людских потоков) архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств борется с возможностью возникновения неприятных ощущений, связанных с пребыванием пассажиров под землей и с отсутствием естественного света.

Композиция внутренних пространств представляет собой построение помещений и их связи, которое основано на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их связи между собой, а также их конструктивной структуры и художественного выражения.

Композиция внутренних пространств может быть замкнутой (рис. 19, а). При замене стен колоннами пространства объединяются. Отсутствие стен создает условия для создания свободной композиции интерьеров, глубина которых зависит от структуры здания. Такова, например, анфиладная система планировки (рис. 19, б). Другой прием – свободное раскрытие пространства и создание его глубины за счет каких-либо характерных элементов помещения или конструкций, которые подчеркивают его глубину (рис. 19 ,в). Глубина пространства подчеркивается также наличием плоскостей, уходящих от наблюдателя, или формами переднего плана, частично заслоняющими формы второго плана по направлению линии зрения (рис. 19, г).

Новые конструктивные системы позволяют полностью или частично заменить наружные стены светопрозрачными ограждениями и связать внутреннее пространство с внешней средой, с окружающим ландшафтом, зрительно расширить интерьер. В одних зданиях это уместно (аэропорты, фойе гостиниц). В других это вступает в противоречие с требованием обеспечения интимности, защищенности, сосредоточенности внимания (жилые дома, номера гостиниц, учебные классы и аудитории). В последних, однако, необходимо обеспечить достаточную естественную освещенность. Требования к светопрозрачным конструкциям достаточно противоречивы. С одной стороны, они должны обеспечивать связь внешней и внутренней среды, поставлять в помещение как можно больше естественного света, обеспечивать требуемую продолжительность инсоляции. Для этого они должны быть как можно больше. С другой стороны, они должны предотвращать большие потери тепла зимой, защищать помещение от перегрева летом, наружного шума и непрошенных взглядов. Для этого они должны быть как можно меньше. Проектировщик должен выбрать нужное решение в соответствии с функциональным назначением здания и архитектурно-художественным замыслом.

Композиция внешних объемов имеет целью создание художественного образа здания, которое можно узнать. Художественный образ должен соответствовать функциональному назначению здания и условиям градостроительной среды. Различают два метода создания композиции - функциональный и универсальный . Первый базируется на выявлении внутренней функциональной структуры здания соответствующим построением его внешних объемов, второй – на создании обобщенной (как правило – элементарной) объемной формы (рис. 20). Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (братья Веснины, Вальтер Гропиус), второй – с творчеством Л. Мис ван дер Роэ, который заключал в лаконичные четкие объемы стеклянных прямоугольных призм, имеющих прекрасные пропорции, здания любого назначения (театр, офис, выставочный зал, учебное заведение, многоквартирный жилой дом). Массовая практика архитектурного проектирования ближе к первому методу. Однако она избегает в членениях внешних объемов буквального воспроизводства внутренней структуры здания, которое может нарушить художественное единство формы.

Любая простая или сложная композиция сводится к одной из четырех основных – объемной, фронтальной, высотной, глубинной – или их сочетаниям (рис. 21).

Объемная или центрическая композиция. Имеет относительно равные размеры по всем трем осям координат. Она присуща большинству зданий церквей, цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов. В застройке они размещаются так, чтобы можно было их наблюдать со всех сторон. Это требует согласование форм и членений всех фасадов (здание Комаровского рынка в Минске – рис. 22; футбольный стадион Борисов-Арена в Борисове – рис.23).

Фронтальная композиция. Отличается тем, что здание имеет главный фасад, а задний и боковые фасады рассматриваются, как правило, как второстепенные. На самом деле архитектор должен уделять большое внимание при проектировании всем фасадам. Однако главный фасад в данном случае формирует архитектуру застройки. Размеры по протяженности здания при такой композиции преобладают над размерами по глубине. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий (главное здание МГУ в Москве – рис.24). Для целостного восприятия таких зданий перед ними необходимо иметь большие свободные пространства (площадь, парадный двор – курдонер, парковое пространство – партер и др.). Плоскостность фронтальных композиций часто обогащается включением отдельных или глубинных элементов, таких как сквозные проезды, выступающие объемы входных помещений и т.д. Разновидностью фронтальной композиции является фронтально-осевая композиция, в которой протяженность главного фасада меньше, чем боковых фасадов.

Содержание…………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Понятие композиции 3
Виды архитектурной композиции 3
Единство архитектурной композиции……………………………………………………………………………………6
Список использованнойлитературы……………………………………………………………………………………12

Понятие композиции
Композиция по сути своей является взаимодействием художественных средств, свойств и закономерностей, представляет собой гармоничное и неделимое целое.
Творческая деятельность архитекто­ра состоит в организации опреде­ленного пространства для разнооб­разных общественных потребностей как материального, так и духовно­го свойства. В кругу проблем, с ко­торыми сталкивается архитектор, находится и проблемакомпозиции, создание гармонического, художе­ственно выразительного произведе­ния. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику.
В искусстве под композицией понимают структуру (строение) ху­дожественного произведения, рас­положение его основных элементов и частей в некоей определенной системе и последовательности, таким образом компози­ция — это единство ицелостность формы художественного произведе­ния, обусловленной его содержани­ем. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлени­ях: как процесс художест­венного творчества (решение конкретной композиционной зада­чи) и как ее реализацию.
Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равноприменимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи.
По определению же Н. Гончаровой "композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности".
Архитектурная композиция — система создания проекта и самого объекта архитектуры; способорганизации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности, отвечающим художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.
Художественное единство должно быть присуще композиции отдельных объектов и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избираются с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.
Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм(эстетическая задача).


Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению —функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условийзрительного восприятия.
Различают такие виды архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную, объёмно-пространственную, пространственную.


Объёмная композиция
Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим.


Для того чтобы объединить все разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным произведениям, в целостный организм — здание, комплекс зданий, город, придать им необходимую эмоциональную выразительность, архитектор должен владеть мастерством композиции.

Композицией (от лат. compositio — составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию — ансамбль.

Таким образом, в широком смысле под композицией понимается художественная структура архитектурного произведения, художественно выразительная система форм, вытекающих из конкретного содержания и раскрывающих определенный идейно-художественный замысел. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление идеи произведения.

Архитектурная композиция строится на закономерностях искусства и науки, определяясь в каждом случае конкретными функциональными, эстетическими и технико-экономическими требованиями. Формула — строить удобно, прочно, экономично и красиво, выражающая задачи архитектуры, определяет и основы архитектурной композиции, которая является таким образом воплощением единства формы и содержания. Целью архитектурной композиции и является достижение этого единства.

Разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Так, необходимость в каком-то случае применения дорогих отделочных материалов противоречит экономичности, задуманное объемно-пространственное решение не вписывается в существующее окружение, желание создать большие свободные пространства без промежуточных опор усложняет конструктивное решение и т. д. Задача композиции- примирить все противоречия. Ведь одно и то же здание может быть решено разными композиционными приемами.

Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучший из них. В этом важную роль играют талант, интуиция.

Вместе с тем, чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать ее закономерности, которые являются основой архитектурной грамоты. В архитектуре, так же как, например, в литературе, где знание грамматики не делает любого человека писателем или поэтом, но для литературного творчества это знание необходимо.

Теория архитектурной композиции составляет часть общей архитектурной науки. Ее содержанием является исследование закономерностей строения формы (формообразования). Она образует как бы переходную ступень от общей теории к практике, умению, творческому мастерству.

Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).

Объемно-пространственная структура и тектоника — главные, первичные категории архитектурной композиции, непосредственно связанные с функциональной ориентацией и конструктивным строением архитектурного произведения. Эти две взаимосвязанные категории — пространство и формирующая его оболочка — в произведениях архитектуры неразделимы.

Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизиологическими закономерностями восприятия человеком. И если первые две категории являются специфической принадлежностью произведений архитектуры, то средства гармонизации используются и в других видах искусств — графике, живописи, скульптуре.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства — нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции — профессиональная задача архитектора.

Рассмотрим основные положения отдельных категорий и элементов композиции. Объемно-пространственная структура. Создание пространственной среды для жизни людей является главной чертой, отличающей архитектуру от других искусств. Различные жизненные процессы требуют определенных физических условий и места в пространстве.

Организация пространства в архитектуре прямо связана с назначением ее произведений. Поэтому объемно-пространственную композицию, вырастающую на основе решения функциональных задач, естественно строить изнутри наружу. Материальная оболочка, ограничивающая это пространство, образует объем здания, а в сочетании с внутренним пространством — объемно-пространственную структуру, композицию.

В любом из типов зданий организация пространства имеет свои особенности.

Объемно-пространственная структура многоэтажного жилого дома, например, состоит из ячеек-квартир, повторяющихся по вертикали и горизонтали. В основе пространственного решения театрального здания лежит крупное пространство зрительного зала и сцены, к которым примыкают обслуживающие помещения. В учебных зданиях пространство решают повторяющиеся помещения для занятий и т. д.

Форма объема здания, как правило, зависит от его внутреннего пространства. Вместе с тем даже для одинаковых по назначению зданий нет одного, обязательного для всех случаев, приема объемно-пространственной композиции, так как выбор ее диктуется не только функцией, но и многими другими обстоятельствами.

Большое влияние оказывает конкретное место расположения здания- градостроительные условия, архитектурное окружение, ландшафт, климат. Выбор объемно-пространственной структуры находится в зависимости и от строительной техники, экономики. Решающее значение в некоторых случаях приобретает идейно-художественное содержание здания. При этом построение объема здания, его общая форма и детали служат решению особой задачи создания художественного образа.

В связи с этим полное адекватное соответствие формы объема и внутреннего пространства здания не является абсолютным законом архитектуры. И это подтверждается многими примерами из истории зодчества.

Теоретически следует рассматривать три общих вида объемно-пространственной композиции.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте. Расположение по глубине имеет подчиненное значение — оно физически мало. Такую композицию могут иметь фасады зданий. Она рассчитана на обозрение с одной стороны и характерна для зданий, расположенных в ряду улицы.

Объемная композиция характеризуется тем, что ее элементы располагаются по трем координатам — ширине, высоте и глубине. Объемную композицию применяют для отдельно стоящих зданий, рассчитанных на обозрение со всех точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется наличием пространства, в котором определяющими являются глубинные координаты. Такое композиционное построение может относиться как к одному, так и к группе зданий.

Существует два основных вида глубинного пространства: внутреннее, т.е. интерьер, и внешнее, образуемое зданиями и ландшафтом, т.е. архитектура ансамблей.

В развитую глубинно-пространственную композицию фронтальная и объемная композиции входят в качестве ее составных частей. Таким образом, все три вида композиции во многих случаях могут иметь место в одном архитектурном произведении и их выделение поэтому является в какой-то мере условным.

Организация объемно-пространственной структуры — это первый этап в процессе архитектурного творчества. Объемно-пространственная структура является основой для дальнейшей разработки всей композиции.

Всякий архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами. Каждое сооружение приобретает ту или иную форму и становится материальной действительностью только в конструкции. Конструктивная система, под которой понимается взаимосвязь несущих и несомых элементов — стен, колонн, перекрытий, составляет основу здания. Однако конструкция сама по себе еще не является архитектурой. Только художественно осмысленная и пластически разработанная, она превращается в архитектурную форму.

Правдивое выявление и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов и называют тектоникой в архитектуре. А пластически разработанную конструктивную систему, воплотившуюся в архитектурные формы, называют тектонической системой.

Следовательно, тектоника образно раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, показывает отражение в ней объективных закономерностей работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб, художественное выражение прочности, устойчивости, равновесия.

В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер.

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму — ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала — камня.

Расширяющаяся снизу вертикальная опора — колонна — отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере.

Вертикальная кривая, образующая колонны — энтазис, каннелюры — все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.


Архитектурная композиция — способ организации элементов художественного произведения с целью достижения общего единства и гармоничности [1] .

Содержание

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими [2] .

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия [2] .

Объёмная композиция определяется объёмным [3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим [2] .

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена [2] .

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам [2] .

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика [2] .

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры [2] .

Средства

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической [1] [4] .

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению [1] .

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей [1] .

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество [1] .

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия [1] .

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию [1] .

Читайте также: