Комплексный подход в менеджменте доклад

Обновлено: 02.07.2024

Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов).

Содержание

1. Современные подходы к менеджменту.
2. Сущность и виды коммуникаций.
2.1. Коммуникации между организацией и ее средой
2.2. Коммуникации между уровнями и подразделениями
3. Управление конфликтной ситуацией.
3.1. Структурные методы разрешения конфликта
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов
3.3.Заключение.
4. Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по теории менеджмента.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Современные подходы в менеджменте.

2. Сущность и виды коммуникаций.

3. Управление конфликтной ситуацией.

1. Современные подходы к менеджменту.

2. Сущность и виды коммуникаций.

2.1. Коммуникации между организацией и ее средой

2.2. Коммуникации между уровнями и подразделениями

3. Управление конфликтной ситуацией.

3.1. Структурные методы разрешения конфликта

3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов

4. Список используемой литературы.

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение, и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом (персоналом).

Менеджмент как организация производства заключается в приведении в соответствие, наилучшее для данных конкретных условий, количественное и качественное соединение во времени и пространстве всех элементов производства (трудовые ресурсы, орудия и предметы труда, технологии). Она образует систему, имеющую внутренние органические и внешние рациональные связи и решает ряд задач, определяющих ее объективное содержание:

  • подготовку производства;
  • организацию подразделений для нормального хода производственного процесса;
  • разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производства;
  • оптимизацию размеров структурных подразделений и предприятия в целом;
  • материально-техническое обеспечение деятельности организации;
  • планирование (маркетинг), стратегическое планирование, бюджетирование, инвестиционное проектирование;
  • организацию труда (охрану труда, нормирование, стимулирование, социально-бытовое обеспечение и т.д.).

Таким образом, менеджмент включает в себя управление организацией, управление персоналом, управленческое взаимодействие, управленческие коммуникации, управление маркетингом, управление производством, управление финансами и т.д.

В теории менеджмента сложились четыре, ставших традиционными, концепции управления:

  • научного управления;
  • административного управления;
  • управления с позиций психологии и человеческих отношений;
  • управление с позиций науки о поведении.

В современных теориях выделяются три самостоятельных, развивающихся подхода к управлению: как к процессу; системный; ситуационный.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций

Качество выполнения предыдущего этапа — необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

  • основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
  • обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
  • управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих на функционирование организации и находящихся за ее границами.

Ситуационный подход к управлению. Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы и культура организации.

Комплексный подход. Он является специфической формой конкретизации системности и научной организации менеджмента, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости, в конкретных условиях предприятия, с использованием методов многих наук, изучающих эти же проблемы

2.1. Коммуникации между организацией и ее средой.

2.2. Коммуникации между уровнями и подразделениями:

3. Управление конфликтной ситуацией.

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

3.1 Структурные методы разрешения конфликта.

Четыре структурных метода разрешения конфликта - это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

Координатные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.

Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели. Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.


Комплексный подход – это использование соответствующего процесса для разбиения проблемы на элементы, необходимое для решения задачи. Каждый элемент становится меньшей и более простой задачей для представления всей системы в комплексе. Отсюда следует, что использование неуместных технологий или алгоритмов не может разделить проблему на составные элементы, необходимые для ее решения. Поскольку этого не сделано или выполнение было произведено некорректно, проблема не способна разрешиться.

В данной статье рассказано о том, для чего необходимо применять комплексный подход, как он работает, в каких сферах получил распространение. А также о том, чем вызвана смена интуитивного подхода к принятию решений на структурированный.

Рождение вопроса

системно комплексный подход

Решение проблем - это решение головоломок. Каждая маленькая проблема - это маленький кусочек головоломки, который нужно найти.

Отсутствие технологии, которая бы соответствовала этой проблеме, приводит, например, к тому, что алхимикам не удалось превратить свинец в золото. Вот почему так много людей и организаций, а также общественных движений не могут трансформировать возможности в успех.

Система против комплекса

комплексный подход позволяет

Когда взаимосвязанные явления анализируются и регулярно сопоставляются друг с другом для наблюдения и анализа, они теряют характерную динамику своих взаимосвязанных отношений.

Комплекс можно понять, но не сформулировать. Понимание комплекса не может быть сведено к вычислительному и цифровому анализу. Комплексный подход позволяет иметь несколько систем. Там, где взаимосвязь систем может быть сформулирована, можно проводить систематические наблюдения.

Большинство явлений сложны. Разобрав часть комплекса на части и изолировав его от обстоятельств, можно получить управляемую систему. Однако созданная система может влиять на обстоятельства, влияющие на остальную часть комплекса. Например, систематическая вырубка деревьев в лесу может привести к эрозии, наводнениям, засухе и утрате среды обитания для многих видов животных, обитающих на территории.

Не только цифры и расчеты

подход комплексный процесс

При инстинктивном подходе разум обычно остается закрытым для рассмотрения альтернатив, предпочитая вместо этого первое удовлетворительное решение. Следовательно, результат часто ошибочен или, по крайней мере, менее эффективен.

В структурированном подходе разум открыт для изучения альтернативных вариантов, что позволяет рассматривать каждый элемент решения или проблемы в отдельности, систематически и в достаточной степени, обеспечивая рассмотрение всех альтернатив. При этом результат на выходе всегда более эффективный, чем при инстинктивном подходе.

Пути решения

Комплексный подход – это формальное использование аналитической деятельности для решения проблем. Первые правила формального рассуждения были придуманы Аристотелем (с 384 по 322 гг. до н. э.). Грамотный ход рассуждения включает в себя представление составляющих элементов (факторов) с промежуточными и окончательными выводами.

При комплексном подходе существующая проблема разбивается на составляющие элементы для понимания вопроса. Затем рассматриваются пути, представляющие решение.

Основания

комплексный подход к оценке результатов

Причина, по которой необходим комплексный подход к оценке любых задач, заключается в том, что системы становятся слишком сложными, чтобы проводить анализ интуитивно, ведь у интеллекта есть ограничение по объему обработки данных. Каждый элемент должен быть представлен формально: точным письменным описанием или уравнениями, чтобы исполнитель задач мог многократно проводить анализ. Сложные проблемы содержат сотни элементов и тысячи взаимосвязей между ними.

Научные учения

До изобретения научного метода в 17-м веке наука основывалась на традициях и домыслах. Впоследствии был разработан комплексный подход. Это важное изменение, наука перешла к новому продуктивному образу мышления, приведшему к промышленной революции. Наука не знает другого метода, который позволил бы получить надежные знания. Это должно быть достаточным доказательством того, что для решения сложных задач необходим комплексный подход.

Сложные проблемы требуют анализа, потому что поиск решения оптимальным способом требует строгого структурированного подхода. Правильный анализ требует надежного понимания, то есть надежных знаний. Единственный способ получить достоверное или истинное знание - это научный метод. Поскольку он является аналитическим, процесс комплексного подхода выступает одним из основных способов решения сложных проблем.

Образование

комплексный подход к оценке результатов образования

Важной целью в образовании и воспитании детей выступает своевременное обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития подростка. Для решения этого вопроса необходимо комплексно обозначить задачи и пути решения. Согласно стандартам, введенным государственными службами в сфере образования, в учебных образованиях действует система оценок, которая представляет собой комплексный подход к оценке результатов образования школьников (предметы, метапредметы, личные достижения).

Применяемая в школах система оценивания нацелена на беспристрастную оценку знаний учеников, на формирование у детей конструктивной и адекватной самооценки, на побуждение их к достижению особых личных результатов. При этом школьникам допускается проявлять любознательность и задавать вопросы учителю для получения большего объема знаний и умений.

Безопасность

Рассматривая сложные системы организации в целом, аналитики выясняют, выполняют ли отдельные элементы основную задачу подсистемы. Иначе - происходит ли интеграция функций руководителя и различных подразделений для обеспечения оптимальной коллективной производительности и эффективности при минимальных затратах.

Некоторые организации для исключения высокой вероятности исправления проекта и нежелательного повышения затрат по нему применяют системно-комплексный подход к оценке безопасности. Это позволяет выявить критические недостатки на любом этапе жизненного цикла проекта. Для чего это нужно? Полная картина нужна, чтобы обезопасить рабочую группу от появления грубых погрешностей и ошибок на завершающих фазах проекта.

В настоящее время самыми распространенными методиками по безопасности выступают Veracode, OWASP, Cisco, SDL от Microsoft.

Управление

комплексный подход обеспечивает

Последние несколько лет наблюдается тенденция использования компьютерных технологий для решения задач автоматизации и управления процессами. Современные компьютерные системы управления должны быть удобными для пользователя, гибкими и легко настраиваемыми. Проведение полного системного анализа является длительным и дорогостоящим процессом для организации. Комплексный подход организации, внедренный аналитиками в компанию, приведет разработанные ими системы к адаптированному и удобному для пользователей виду.

В нынешних условиях организации постоянно проводят изменения в ответ на внутренние и внешние трансформации. Некоторые из этих перемен сосредоточены на процессах, вторые - на технологиях, третьи - на структуре организации. Каждое из этих преобразований, независимо от типа, влияет на то, как отдельные сотрудники выполняют свою работу. Успех изменений зависит от достижений в управлении изменениями.

Влияние внешних факторов

Экономические условия страны и мира влияют на доходы большинства малых предприятий. Политика, социокультурные тенденции также влияют на среду, в которой работают компании. Например, лесозаготовительная компания продает больше пиломатериалов, когда экономика развита и сильна, а дома строятся. Тем не менее лесопромышленные компании испытывают все большее давление со стороны экологов и правительственных постановлений: те хотят, чтобы выпуск пиломатериалов осуществлялся экологическим образом. Заинтересованные стороны компании - владельцы, сотрудники, поставщики, клиенты - также обозначают свои требования: прибыльность деятельности, стабильное производство пиломатериалов. Для продолжения бизнеса лесопромышленная организация должна использовать системно-комплексный подход для анализа всех внутренних и внешних факторов.

Влияние внутренних факторов

комплексный подход к оценке

Чтобы компания достигла организационной интеграции, она должна привести стратегию, культуру, навыки персонала, технологии, структуру и стиль управления своей компании в соответствие со своими целями. Здесь предполагается, что каждый отдел и сотрудник понимают стратегическое направление компании. Это также включает информирование заинтересованных сторон, почему компания направляет денежные средства на определенные проекты и почему растут затраты на продукты или услуги. Комплексный подход – это обучение сотрудников, использование связей с общественностью для информирования заинтересованных сторон и поддержания систем связи. Он используется в менеджменте, маркетинге, проектировании, защите информации, обучении, образовании, управлении организацией, качеством и рисками.

Пути решения

Комплексный подход к оценке результатов включает три основные стратегии для достижения успешных организационных изменений. Они не являются взаимоисключающими, то есть все три могут одновременно применяться для обеспечения системных изменений.

Поведенческая стратегия

Использует подход к обучению и развитию сотрудников. Предполагается, что обучение сотрудников приведет к необходимым организационным изменениям. Занятия будут состоять из приобретения знаний, навыков и новых подходов, которые приведут к новому поведению, способному на порядок улучшить показатели качества и производительности.

Структурная стратегия

Использует подход организационного проектирования. Это означает, что организационная структура и дизайн должны быть согласованы (или структурированы) в соответствии с видением, направлением, миссией и целями организации. Структурная стратегия будет включать изменения в организационной структуре. Сотрудники, подразделения и отделы могут быть перераспределены для оптимизации ресурсов. Например, иерархия могут быть упрощена, а процесс принятия решений стать ближе к исполнителю.

Техническая стратегия

система комплексного подхода

Используется подход постоянного улучшения. Это означает, что процессы в сферах ориентации на клиента, доставки продуктов и услуг, поддержки, а также поставщиков и партнерства могут быть улучшены. Эта стратегия также предусматривает постоянное обновление технологий в соответствии процессам производства и обслуживания. Так деятельность компании становится более эффективной и результативной.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

восхождение от абстрактного к конкретному;

единство анализа и синтеза логического и исторического;

проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Внедрение системного подхода в сферу организаторской деятельности было вызвано, прежде всего, потребностями практики:

возрастанием сложности задач;

необходимостью поиска новых организационных тактических приемов и методов в работе коллектива.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Системный подход предполагает учет количества и качества внутренних и внешних взаимосвязей системы, динамики их изменений во времени и пространстве, выявление и использование интеграционных свойств системы, являющихся результатом внутреннего взаимодействия ее компонентов.

Системный подход нашел в последние годы широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Распространение его объясняется достижением современной наукой такого уровня развития, когда появилась потребность, и стало возможным исследовать относящиеся к системным образованиям объекты и явления, природа которых не допускает игнорирования эффектов взаимодействия составляющих их компонентов между собой и в целом системы со средой. Если раньше стратегия научного поиска опиралась главным образом на анализ и разделение сложного на простые части, то теперь акцент делается на рассмотрении целостных явлений, изучении их системных интеграционных свойств.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

восхождение от абстрактного к конкретному;

единство анализа и синтеза логического и исторического;

проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Внедрение системного подхода в сферу организаторской деятельности было вызвано, прежде всего, потребностями практики:

возрастанием сложности задач;

необходимостью поиска новых организационных тактических приемов и методов в работе коллектива.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Системный подход предполагает учет количества и качества внутренних и внешних взаимосвязей системы, динамики их изменений во времени и пространстве, выявление и использование интеграционных свойств системы, являющихся результатом внутреннего взаимодействия ее компонентов.




Системный подход нашел в последние годы широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Распространение его объясняется достижением современной наукой такого уровня развития, когда появилась потребность, и стало возможным исследовать относящиеся к системным образованиям объекты и явления, природа которых не допускает игнорирования эффектов взаимодействия составляющих их компонентов между собой и в целом системы со средой. Если раньше стратегия научного поиска опиралась главным образом на анализ и разделение сложного на простые части, то теперь акцент делается на рассмотрении целостных явлений, изучении их системных интеграционных свойств.

Характеристика факторов, затрудняющих управление организациями здравоохранения. Исследование основных методов управления и их применения на практике. Комплексный подход к управлению персоналом. Программно-целевое планирование в медицинском менеджменте.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.02.2015
Размер файла 24,6 K

Подобные документы

Персонал, сущность и характеристика. Понятие управления персоналом. Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте. Управление персоналом в японском менеджменте. Сравнение основных принципов управления персоналом в США и Японии, их сущность.

реферат [31,6 K], добавлен 18.02.2009

Административные методы управления персоналом в организации. Исследование содержания деятельности по управлению персоналом в системе социальной работы. Управление персоналом в учреждении "Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения".

курсовая работа [60,8 K], добавлен 19.12.2014

Практика применения системно-ситуационного подхода в управлении на примере кемеровского педагогического колледжа. Факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении. Динамика финансово-экономических показателей.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 20.12.2012

Общая теория управления. Различные подходы в определение менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Разделение труда в менеджменте. Методологические основы менеджмента. Школы, подходы и научные течения в менеджменте, должностные инструкции.

курс лекций [108,4 K], добавлен 11.01.2010

Характеристика предпосылок становления школы науки управления. Ознакомление с содержанием процессного, системного и ситуационного методологического подхода к руководству организацией; особенности применения данных подходов в современном менеджменте.

реферат [31,4 K], добавлен 19.02.2012

Возникновение, становление и развитие школы науки менеджмента. Использование в современном менеджменте основных положений школ науки управления. Организационная структура ОАО "РЖД". Применение системного, процессного и ситуационного подходов управления.

курсовая работа [665,8 K], добавлен 13.02.2016

Понятие и теоретические подходы к управлению персоналом. Персонал предприятия как система. Сущность и содержательная структура управления персоналом, его цели и задачи. Характеристика принципов и методов, формирование системы управления персоналом.

Подходы к управлению (в менеджменте)

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента. Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам. В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.
— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы. Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Цикл менеджмента в процессном подходе к управлению

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Системный подход определение

Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки. С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы. Что же собой представляет системный подход?

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Открытая система схема - Системный подход к управлению3

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Организация как открытая система - Системный подход к управлению

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационный подход

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.

Ситуационный подход - процесс

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

Ситуационный подход - правила

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Читайте также: