Доклад изучение новых подходов к проведению родительских собраний

Обновлено: 05.07.2024

Авторитет детского сада и воспитателей во многом определяется умелой организацией и проведением родительских собраний.

Воспитатель – первый учитель для родителей. От него зависит, как он суме ет расположить родителей к детскому саду, будут ли они его помощниками.

В. А. Сухомлинский был твердо убежден в том, что воспитание детей надо начинать именно с родителей. Именно родители должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания.

А родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

В практике нашей работы сложились следующие виды родительских собраний.

• Собрания - пропаганда

• Собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы, завершает собрания показ занятия с детьми.

• Собрания, подготовленные родительским комитетом.

• Собрания- консультации.

• Собрания, на которых воспитатель отвечает на вопросы родителей.

• Комбинированные родительские собрания (проводятся итоги воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые задачи).

• Круглый стол (в форме творческой лаборатории).

• Собрание,подготовленное учителем начальных классов.

• Собрания, подготовленные работниками библиотеки.

• Собрания, подготовленные психологом, логопедом, медицинскими работниками.

• Собрания, где родители обмениваются опытом семейного воспитания.

Важным этапом в проведении родительских собраний является подготовка к ним.

Современные подходы к проведению родительских собраний

-План мероприятий по подготовке к собранию.

-Составление анкет памяток для родителей.

-Награждение родителей.

Сама форма красочного пригласительного билета ориентирует родителей; определяет заранее их настрой и помогает осознать особенность каждого предстоящего собрания. Серьезно продумываем все организованные моменты: от расстановки мебели, до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администрацию на обычные. Общение должно проходить на одном уровне. Очень серьезно мы продумываем подбор атрибутов для организации игр (волшебная палочка, магнитофон, сердечко, мячик).

Чаще всего родительские собрания мы проводим :

- за круглым столом;

- в музыкальном зале;

- в методическом кабинете;

А в планах у нас проводить выездные собрания на экологические темы в экологическом центре, на природе.

Мы стараемся использовать разнообразные формы и приемы в организации и проведении родительских собраний :

- с использованием видио- роликов;

- привлечение родителей в спектакли;

- прослушивание записей на диктофоне;

- встречи с интересными людьми нашего города;

- приглашаем родителей и детей бывших воспитанников.

На всех родительских собраниях по темам :

Наши родители не пассивные слушатели, а активные участники, они:

-участвуют в викторинах;

-отвечают на анкеты, как устно, так и письменно;

-участвуют в играх;

-делятся опытом семейного воспитания;

-Участвуют в конкурсах;

-создают интересные проекты;


Все это помещается дома в родительской копилке. Посещая семьи, мы были приятно удивлены, увидев наши рекомендации, поощрения, награды, которые оформлены на видном месте, в альбомах, в документах.

Для нас не является проблемой организовать родителей на очередное родительское собрание, посещаемость всегда высокая. Присутствуют не только родители, но и старшее поколение семей (бабушки, дедушки, которые делятся ценными советами из своего жизненного опыта (семья Смирновых, семья Гаспарян, семья Масленниковых, семья Жернаковых и др).

Мы не оставляем без внимания оказанную помощь родителями, на всех родительских собраниях поощряем родителей за творчество, за практическую и спонсорскую помощь.

В присутствии всех родителей, награждаем:

- поделками, рисунками выполненными руками детей.

Заметили, что это является положительным стимулом. Родители еще активнее участвуют в жизни группы (семья Андреевых, семья Московских, семья Свириденко и др.)

Это собрание мы проводим за круглым столом в форме творческой лаборатории.

За неделю до собрания, вывесили в вестибюле группы:

- объявление с указанием темы, даты и времени его проведения.

- подготовили буклеты с кратким содержанием собрания.

- родительский комитет накрыл столы для чаепития.

- используя настенную книгу, на каждой странице которой с одной стороны вопрос родителям. На который они старались ответить, а правильный ответ был на обратной стороне страницы.

В нашей практике: мы на родительских собраниях часто показываем сказки, обыгрываем произведения с участием детей и родителей :

Такие импровизации очень нравятся и родителям и детям, вызывая у всех положительные эмоции.

- Фотография с родителями на память.


Итак, чтобы наладить отношения с родителями, чтобы оказать поддержку и помощь усилием семьи в воспитании ребенка, мы ищем современные, нетрадиционные подходы к проведению родительских собраний.

Мы считаем, что после таких собраний, родители с общими интересами сближаются, перезваниваются, начинают дружить, приглашают друзей своего ребенка на день рождения, на праздники. Хочется отметить, что разнообразные формы работы превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей значительно выросла. У родителей не прерывается контакт с детским садом, они часто обращаются за советом, за помощью по воспитанию и развитию своего ребенка. Проявляют внимание и благодарность к нам воспитателям.

Если вас заинтересовали наши приемы, тематика собраний, я позже выложу их в своём блоге.

Анализ родительского собрания Памятка анализа родительского собрания. Задачи: 1. Определить уровень проведения родительских собраний. 2. Выявить положительные стороны,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современные подходы к проведению родительских собраний в начальной школе

Святая наука – услышать друг друга.

Б. Ш. Окуджава

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

Молодые семьи имеют больше возможностей отделиться от родителей; влияние старшего поколения снижается, остаётся невостребованным.

Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием.

Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание времени не хватает.

Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания и т. д.)

Исходя из этого, задача школы – всеми доступными ей средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями обучающихся является родительское собрание . Обычно традиционное родительское собрание включает в себя следующие обязательные компоненты:

Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.

Ознакомление родителей с состоянием социально-психологического климата класса и школы. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроке, переменах, в столовой и т. д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся.

Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач учителя.

Часто бывает так, что у родителей нет желания присутствовать на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки ребёнка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую-либо выразительную роль на собрании.

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции?

В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

В результате многолетней работы, проб и ошибок, я начала понимать, насколько малоэффективен лекционный (информационный) метод работы на родительском собрании. Он то и заставлял волноваться, переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я им буду рассказывать на родительском собрании, надолго ли запомнят рекомендации?

« Когда- то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Данные рисунки можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу индивидуального подхода к ребенку.

С помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре стараюсь активизировать рассуждения родителей.. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

- Посмотрите на предложенный рисунок ( демонстрируется замок ) и скажите, что на нем изображено.

- Замок ( родители ).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. ( родители ).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ ( родители ).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет ( родители ).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним ( родители ).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно ( родители ).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

Можете ли вы сейчас назвать один из важнейших принципов воспитания детей?

– Конечно же, это принцип индивидуального подхода к ребёнку.

телевизор компьютер не нравится

друзья Нежелание учиться лень

не нравится учитель долго гуляет на улице

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

- обзор новостей (что было сделано, наши успехи достижения);

- прямой эфир с гостями (психолог, учителя – предметники, участковый, инспектор, школьный медик);

Затем разносится почта ( X - files ), так назвали особые папки, в которых содержится конфиденциальная информация для родителей об успехах или проблемах их детей.

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Часто родительское собрание я завершаю раздачей памяток , в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации .Родителям предлагается прочитать текст памятки и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты.

В основе описанных приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

Рассмотренные методические приёмы позволяют повысить эффективность проведения родительского собрания за счёт:

- создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряжённости родителей и педагога,

- вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

На собраниях, проводимых в такой форме, рождается настоящее сотворчество родителей и педагога. Собрание становится мостиком взаимопонимания между родителями и детьми.

Список использованной литературы :

Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.

Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.

Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.

Современные методы и подходы в проведении родительских собраний

Но мы живем в современном мире, и существует много способов и методов, которые помогут разнообразить родительские собрания и вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.

1 Применение ИКТ

Для выбора места проведения выпускного, пикника или экскурсии можно использовать подборку фотографий и развлечений , которые там предлагают. Это намного интереснее списка мест для посещений, о которых родители могли и не слышать. Такие коллективные решения вовлекают родителей в организацию внеурочной деятельности.

2. Круглые столы и квесты с участием детей и родителей.

Творческие и несложные задания – это, в первую очередь, сплочение семьи , атмосфера, где ребенок ощущает себя значимым, понимает, что его мнение учитывается наравне со мнением взрослых. Для такой формы собраний можно использовать семейное анкетирование, создание творческих проектов, пригласить психолога или социального педагога, инспектора ДПС, представителей интересных профессий, можно обыграть различные ситуации, а для создания непринужденной обстановки можно организовать чаепитие, сок, печенье или пряники.

3. Создание коллективных классных стендов и тематических уголков.

Это отличный способ сплочения школьного коллектива и осознание собственного вклада в школьную жизнь. Интересные темы – это прекрасная возможность высказать свое мнение, развивать творческие способности и поверить в свои силы. Такая форма позволяет объединить урочную и внеурочную деятельность, наладить совместную работу родителей и ребенка.

Вот некоторые темы для школьных уголков :

Подводя итог, хочу сказать, не бойтесь экспериментов, современных методов и форм , поднимайте актуальные темы, имеющие практическое значение, и на ваши собрания ходить с удовольствием, с огромным интересом принимать участие в школьной жизни своих детей.


Общение родителей и педагогов в детском саду всегда проходило в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания. Они актуальны и сегодня, но их содержание и стиль проведения, на наш взгляд, нуждаются в обновлении. К сожалению, истинный смысл собрания - встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию. Диалог - вот шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует партнёрскую деятельность взрослых, направленную на обновление системы воспитания. Диалог порождает новый стиль собраний — собраний — встреч. Такие собрания целесообразно проводить, как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определённых задач на каждом этапе воспитательно — образовательного процесса.

Содержимое разработки


Общение родителей и педагогов в детском саду всегда проходило в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания. Они актуальны и сегодня, но их содержание и стиль проведения, на наш взгляд, нуждаются в обновлении.
К сожалению, истинный смысл собрания - встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию.
Диалог - вот шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует партнёрскую деятельность взрослых, направленную на обновление системы воспитания.
Диалог порождает новый стиль собраний — собраний — встреч.
Такие собрания целесообразно проводить, как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определённых задач на каждом этапе воспитательно — образовательного процесса.

Основные задачи встреч:

установление контакта между педагогами и родителями

определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих

определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении

установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности

совместные действия с дальнейшим самоанализом

рациональный подход к решению проблем на основе сотрудничества

вербальная дискуссия и другие.

Первая встреча – установление контакта между педагогами и родителями. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, узнать об особенностях его развития, отменить целевые установки родителей, определить воспитательный потенциал семьи. Родители же могут оценить возможность педагогов и особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контакте собраний-встреч.

Вторая встреча – определение общих, для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предложений об их появлении, обозначаются проблемы, которые будут потом решаться индивидуально.

Третья встреча – направлена на понимание ценности взаимодействия педагог – родитель. На этой встрече создается проект сотрудничества детского сада и семьи, разрабатывается план действий, стратегия поведения, ведется поиск вариантов оптимальных решений педагогических задач.

Четвертая встреча – установление обратной связи, обслуживание содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности.

Так же учитывались условия успешного проведения собраний:

Уважать права родителей;

Искренне выражать чувства, уметь управлять ими;

Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;

Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказывать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка

Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда;

Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

Презентация дошкольного учреждения.
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждение, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка (фрагментарно).
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физической культуре.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.

Педагогические беседы и тематические консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, где дается квалифицированный совет по той или иной проблеме.

Как сделать родительское собрание интересным

Родительское собрание – не просто формальный подход к установлению контакта между учителем и родителями учащихся. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями - для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Здесь учитель поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы воздействия на него, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем. Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.

Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления. Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.

Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.

Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.

Родительские собрания с участием специалистов, профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Читайте также: