Доклад счетной палаты о мусорной реформе

Обновлено: 04.05.2024

"Отравляют воздух, воду, почву…"

"Анализ показал, что, несмотря на начатую в 2019 году реформу обращения с отходами, ситуация в этой сфере пока остается неблагополучной. Уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляется на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву", — говорится в отчете Счетной палаты по мониторингу и анализу ситуации в мусорной отрасли.

Отдельный пункт посвящен финансовому положению отрасли, тем более что, как показывает практика, в разных регионах и субъектах тарифы для населения могут отличаться в разы. При том, что даже завышенные нормативы не гарантируют отсутствие финансовых проблем у регоператоров. Например, диапазон цен на их услуги составлял в 2019 году от 244 руб. за уборку кубометра мусора до 1 тыс. 411 руб. за тот же "куб".

Пожалуй, самое важное в выводах СП – отсутствие нормальных программ по сбору и утилизации мусора, ведь и вся реформа затевалась два года назад именно из-за этого.

Аудиторы СП проанализировали 67 региональных программ и обнаружили, что пока лишь 39 регоператоров реально занимаются и внедряют технологии раздельного сбора мусора. Просто для информации – в России 85 субъектов, то есть раздельный сбор мусора практикуется менее чем в половине регионов. Да и в тех субъектах, где все-таки это пытаются внедрить, дела движутся со скрипом.

Отсюда и другие показатели, а также "пробуксовки" самой реформы на большей части территории страны. По данным Росприроднадзора, на момент формирования национального проекта "Экология", в России насчитывалось свыше 8,3 тыс. свалок, из них 916 свалок на территории городских округов.

Здесь стоит пояснить, что эти данные относятся только к легальным объектам подобного рода, сказать, сколько несанкционированных свалок появляется ежегодно, сегодня не может никто. Таких данных просто нет ни в одном ведомстве.

Свалки или полигоны?

Как "критическую" аудиторы характеризуют ситуацию с официальными полигонами ТБО, по расчетам Счетной палаты, в 32 регионах мощности таких объектов будут исчерпаны уже в 2024 году, а в 17 субъектах это произойдет еще раньше, на рубеже 2022 года.

Короче говоря, ни сама реформа, ни её осуществление пока не привели к сколь-нибудь заметным сдвигам и тем более не позволяют говорить о каких-то заметных достижениях. Более того, во многих регионах существует реальная угроза банкротств региональных операторов и, соответственно, повторения "мусорных коллапсов" по челябинскому типу осенью 2018 года. Впрочем, с тех пор обострение ситуации с уборкой и вывозом мусора были зафиксированы еще в ряде субъектов, так что дело не только в Челябинске.

мусор, Челябинск, контейнер, отходы(2018)|Фото:Накануне.RU

Чтобы не выглядеть голословными, напомним, что Накануне.RU не раз отмечало проблемы в сфере строительства современных полигонов на территории, скажем, Уральского федерального округа. Например, за два с лишним года так и не появилось даже полноценного проекта нового полигона для Челябинска – несмотря на все уверения чиновников, такой объект в Чишме так и не создан, а "временный полигон" в Полетаево уже стал предметом протестов местных жителей и судебных разбирательств. Ровно такая же ситуация в соседнем Екатеринбурге, где правительство пока так и не определилось с площадкой для полигона для нужд мегаполиса. До "мусорного коллапса" в уральской столице пока еще не дошло, но, по мнению экспертов, это перспектива буквально двух-трех лет.

Отмечены проблемы в северных территориях, например, Урае (ХМАО) и еще ряде мест, ситуация в целом типичная для страны и работы местных властей. Это при том, что и Екатеринбург, и Челябинск, и ряд других крупных городов в принципе могут найти какие-то деньги для строительства полигонов, чего не скажешь о небольших муниципалитетах.

Аудиторы СП предложили в своем отчете ряд мер, направленных на изменение ситуации, какие из них будут реализованы и будут ли реализованы вообще, сказать затруднительно. Тем более что часть из них, если честно, пока выглядят не более чем благими пожеланиями, например, пункт второй – "расширить меры финансовой поддержки инвестиционных проектов в области обращения с ТКО".

Говорим мы это потому, что без определения четких источников финансирования благие пожелания так и останутся пожеланиями. В бюджетах муниципалитетов, а сейчас и в бюджетах регионов денег нет не только на "мусорную реформу", но и на многое другое. Денег нет (при сохранении текущих подходов в экономической политике) и в бюджете страны, дефицит которого по итогам года составит 4,4%, депутаты Госдумы вскоре приступают к верстке бюджета на 2021-2023 годы и ряд статей обязательно будут секвестированы.

Планов громадьё

Но проблема не только и не столько в деньгах, в конце 2019 года Алексей Кудрин и тогдашний генпрокурор Юрий Чайка, выступая в Госдуме, приводили прямо-таки удручающие показатели. У половины нацпроектов исполнение в том году составило не выше 20%, кстати, в числе неблагополучных по исполнению называлась тогда и программа "Экология". А ведь все это было еще до резкого падения цен на энергоносители и до пандемии коронавируса!

Конечно же, нельзя сказать, что совсем ничего не делается, председатель профильного комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов сообщил, что Минприроды приняло предложение депутатов, и на закупку мусорных контейнеров для региональных операторов будет в ближайшее время направлено 12 млрд руб.

"Все, кто живет подальше от столиц, знают, какое унылое зрелище представляют собой мусорные контейнеры сегодня. Если они вообще есть. Иногда их попросту нет, и тогда площадка для сбора отходов являет собой обычную несанкционированную свалку. Ни о каком раздельном сборе в регионах, понятное дело, даже и речи в этой ситуации не идёт", — поясняет Бурматов. Уточняя, что региональные власти пытаются "повесить" такие расходы на операторов, а те в свою очередь говорят, что это полномочия властей и у них на подобные траты нет денег.

Вливание миллиардов на мусорки, конечно, радует, только вот не странно ли, что открытие обыкновенных помоек в регионах порой уже превращается в целую торжественную церемонию? Эту ли цель ставила "мусорная реформа"?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Еще удивительнее выглядят планы специализированной публично-правовой компании – "Российского экологического оператора" (РЭО). Прямо на днях генеральный директор компании Илья Гудков заявил о планах увеличить объем утилизированных отходов в стране до конца года вдвое, этот показатель должен превысить 5 млн т.

"По утилизации наши достижения пока еще скромные — всего 2,7 млн т. В этом году планируется увеличение показателя почти в два раза", — поделился планами Гудков.

По его словам, в России ежегодно образуется колоссальный объем ТКО в размере 65 млн т и необходимо срочно наращивать объемы переработки и утилизации.

И снова отметим расхождения в цифрах и показателях разных ведомств и чиновников. Как было сказано выше, по данным Счетной палаты, уровень утилизации сейчас не превышает в стране 7%. В то же время в главном ведомстве по "мусорной реформе" заявляют о планах за оставшееся до конца года время увеличить объемы переработки и утилизации мусора вдвое. Воля ваша, но что-то тут опять не сходится – спрашивается, почему за почти два года реформы было сделано так мало, а теперь вдруг за три месяца будет бурный рост?

"Элиты ведут войны, а арбитра нет"

Бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов назвал причины провала "мусорной реформы".

"Есть определенный скепсис по поводу того, как идет "мусорная реформа". Многие частные инвестиции были приостановлены из-за того, что заявленные меры господдержки рынок не увидел. Это софинансирование строительства мусороперерабатывающих объектов, уменьшение количества полигонов и прочее-прочее. Никаких мер, в том числе, и рынка зеленых облигаций, так и не состоялось. И все это вкупе стало причинами того, что реформа заваливается на бок", – указал эксперт в беседе с НСН.

Кроме того, по словам Неверова, началась борьба "мусорных элит", а арбитра в этой борьбе нет. "Уже работавшие на рынке предприятия не захотели лишиться своих денежных потоков и отдавать их операторам, которые образовались в начале реформы. Это был передел рынка, это тормозит реформу, а арбитра нет", – отметил эксперт.

Ильдар Неверов добавил, что не оправдались и сборы с населения, и поначалу россияне платили очень плохо. Впрочем, от себя добавим, что со временем ситуация с платежами нормализовалась, и многие-многие граждане платят по этой строчке в квитанции исправно.

По мнению же омбудсмена, виновником провала реформы называть только Минприроды РФ нельзя. Это "общая неудовлетворительная работа".

Главный интерес всех участников — присвоить как можно больше бюджетных денег и правильно ими поделиться

В 2019 году каждый житель России оставил после себя примерно 450 кг мусора.

В совокупности всеми жителями было образовано 65 млн тонн бытового мусора.

На территории нашей страны каждый год вырастает очередной мусорный террикон примерно такого же размера.

Многие страны, как отмечает Счетная палата, стараются сейчас переходить на многоразовую тару, отказываться от пластиковой посуды и пакетов, минимизировать упаковку продуктов, чтобы сократить объемы отходов.

Мы не делаем даже этого.

Еще хуже то, что мусор у нас не перерабатывается, не утилизируется, а направляется прямиком на полигоны и свалки.

По данным аудиторов, в 32 субъектах РФ мощности мусорных полигонов будут исчерпаны до 2024 года, причем в 17 — до 2022 года.

Хуже всего со свалками в Магаданской области, Бурятии, Забайкальском крае, Еврейской автономной области и Краснодарском крае. Отходы там девать уже категорически некуда.

Сейчас в России легально действуют 2832 мусорных полигона.

Помимо легальных свалок есть еще и нелегальные. Но точное их количество не известно вообще никому.

«За 2019 год органами исполнительной власти субъектов выявлено 27 189 несанкционированных свалок. Их общая площадь составила 12 755 га. Из них ликвидировано 18 039 свалок площадью 1613,3 га.

Приводя эти цифры, Счетная палата основывается на данных Росприроднадзора и субъектов Федерации. Сами аудиторы не могут проверить, сколько обнаружено несанкционированных свалок и сколько из них реально ликвидировано. Да и никто не может это проверить. Подтвержденных выездными проверками сведений о том, что происходит со свалками, у государства нет.

Уровень переработки и утилизации отходов в России не превышает 10%, и эту цифру нельзя даже сравнивать с показателями западных стран.

В Германии на мусорные полигоны попадает всего 2% бытовых отходов. 67% перерабатывается, а 31% сжигается, давая энергию, либо компостируется и потом используется в сельском хозяйстве в качестве почвы, богатой натуральными удобрениями.

В Финляндии перерабатывается 28%, сжигается и компостируется — 71%, а на свалки идет всего 1%.

Тот же 1% бытовых отходов ложится в землю не только в Финляндии, но и в других скандинавских странах.

Соседние страны могут организовать обращение с отходами так, чтоб не загаживать территорию своей страны свалками. А мы не можем.

Поэтому у них чисто, а у нас — вонь и грязь.

Органы власти занимаются мусорной реформой с 2014 года.

Все, казалось бы, сделано, что должно быть сделано. А мусор все равно сплошняком вывозится на свалки. Взамен исчерпавших ресурс полигонов открываются новые. Люди задыхаются от свалочного газа и протестуют против мусоросжигающих заводов, закономерно ожидая, что дышать из-за них станет еще тяжелее. И нет даже проблесков надежды на то, что ситуация начнет меняться.

Ответ на этот вопрос частично дают эксперты, комментируя отчет Счетной палаты. Главную причину они видят в управленческой беспомощности государственных чиновников и их коррумпированности.

Описанные Счетной палатой эпизоды вопиющего бардака в работе Минприроды и Росприроднадзора объясняют, почему у эксперта сложилось столь нелицеприятное для властей мнение.

Взять, к примеру, историю про создание электронной федеральной схемы обращения с отходами.

Из-за того, что такой схемы до сих пор нет, сотрудники профильных ведомств, а также обычные граждане не имеют доступа к полноценным данным о полигонах, свалках и мусороперерабатывающих предприятиях.

При этом ровно такие же нормативные акты разработал и внес по ним предложения тот же РЭО в рамках федеральной программы ТКО (твердых коммунальных отходов).

В итоге над одной и той же электронной федеральной схемой сейчас трудятся три разные госструктуры. Каждая получает отдельное финансирование, и каждая считает, что эта работа поручена только ей.

При этом ни одна из структур по определению не может эту работу выполнить, потому что — что такое федеральная территориальная схема? Это 85 региональных территориальных схем, сведенных воедино в один информационный ресурс.

Но нормальные территориальные схемы есть далеко не у всех регионов.

В последние три года из бюджета выделялись миллионы рублей на их разработку, но регионы родили в основном халтуру и профанацию. Счетная палата считает, что только у 30 регионов территориальные схемы обращения с отходами отвечают требованиям. Поэтому что сводить в федеральную схему? На данный момент — фактически нечего. Надо ждать, когда регионы домучают свои схемы до приемлемого уровня, и тогда уже начинать их агрегировать в федеральный ресурс. Но когда это случится, никто не знает. Может, и никогда.

Аналогичная беда произошла с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

В конце 2019 г. Минприроды представило проект постановления правительства о ее создании. Само Минприроды назначалось оператором и госзаказчиком по созданию и эксплуатации ГИС УТКО.

Тут пришла Счетная палата и попыталась обнаружить сущностную разницу между ГИС УТКО и ЕГИС УОИТ. Оказалось, разницы нет.

По функционалу и по содержательному наполнению УТКО и УОИТ дублируют друг друга. Так же, как бюджетные средства, которые потрачены дважды на одно и то же.

Больше 700 городских свалок, которые по указанию президента также должны были быть ликвидированы и рекультивированы, из проекта выпали.

Почему же было проигнорировано указание президента?

Заместитель министра природных ресурсов Константин Румянцев, комментируя отчет Счетной палаты, дал объяснение. Если вы из него поймете, что произошло, честь вам и хвала.

Почему так произошло: в соответствии с Указом Президента было установлено два критерия отбора — свалки, которые выявлены на 1 января 2018 года, и те, которые находятся именно в границах городов. Соответственно, в федеральный проект были включены именно те свалки, которые соответствовали этим критериям.

Что тут скажешь.

Исполнительной власти затруднительно выполнить прямое указание президента страны, поэтому она его не выполняет.

Как говорится, это — всё, что вы хотели знать об указах президента, но боялись спросить.

Доля отходов, отправляемых на переработку, не превышает 7%, остальная часть по-прежнему отправляются на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства, отравляют воздух, воду и почву. Это выяснили эксперты Счетной палаты в рамках проведенного анализа мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность России в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

"Анализ показал, что, несмотря на начатую в 2019 году реформу обращения с отходами, ситуация в этой сфере пока остается неблагополучной, - отмечается в отчете Счетной палаты. - На момент формирования нацпроекта "Экология" на территории субъектов насчитывалось 8 323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов. При этом федеральный проект "Чистая страна" предполагает ликвидацию и рекультивацию только 191 свалки. То есть более 700 свалок в границах городов остаются не охвачены. Таким образом, даже при успешной реализации проекта поставленная президентом цель - ликвидировать все свалки в границах городов - достигнута не будет".

Фото: Татьяна Андреева/ РГ

При существующих темпах роста объемов твердых коммунальных отходов в 1-2% в год в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них - до 2022 года, показала проверка Счетной палаты. При этом возможности создать новые полигоны у большинства регионов просто нет.

"Анализ 67 программ показал, что только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов, - добавили в Счетной палате. - Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с твердым коммунальным отходами и объемов их образования. Анализ морфологического состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с твердым коммунальными отходами - лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии".

На реализацию всего комплекса мер нужны 428 млрд рублей, уточнили в Счетной палате. В том числе 84,3 млрд рублей бюджетных денег, остальное - средства инвесторов. В большинстве регионов основной источник поступления средств - платежи населения. Их размер зависит от принятых нормативов накопления отходов и тарифов. Причем они могут сильно различаться между собой. Диапазон тарифов на услуги региональных операторов составляет в разных регионах от 244 до 1 411 рубля за один кубометр. При этом собираемость платежей сократилась в первом полугодии до 76%, что тоже не способствует реализации намеченных планов.

"На 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свои услуги", - сообщает Счетная палата.

Фото: Александр Корольков/РГ

Для того, чтобы поставленные цели все-таки были достигнуты, Счетная палата предлагает, среди прочего, скорректировать значения показателей объема направленных на обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов и показателей импортозамещения высокотехнологичного оборудования для их обработки и утилизации. Кроме того, стоит скорректировать финансовое обеспечение расходов на создание объектов утилизации и обработки отходов с учетом запланированного ввода этих объектов в эксплуатацию. Провести мониторинг реализации регионами мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов, не включенных в федеральный проект "Чистая страна".

"Отравляют воздух, воду, почву…"

"Анализ показал, что, несмотря на начатую в 2019 году реформу обращения с отходами, ситуация в этой сфере пока остается неблагополучной. Уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляется на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву", — говорится в отчете Счетной палаты по мониторингу и анализу ситуации в мусорной отрасли.

Отдельный пункт посвящен финансовому положению отрасли, тем более что, как показывает практика, в разных регионах и субъектах тарифы для населения могут отличаться в разы. При том, что даже завышенные нормативы не гарантируют отсутствие финансовых проблем у регоператоров. Например, диапазон цен на их услуги составлял в 2019 году от 244 руб. за уборку кубометра мусора до 1 тыс. 411 руб. за тот же "куб".

Пожалуй, самое важное в выводах СП – отсутствие нормальных программ по сбору и утилизации мусора, ведь и вся реформа затевалась два года назад именно из-за этого.

Аудиторы СП проанализировали 67 региональных программ и обнаружили, что пока лишь 39 регоператоров реально занимаются и внедряют технологии раздельного сбора мусора. Просто для информации – в России 85 субъектов, то есть раздельный сбор мусора практикуется менее чем в половине регионов. Да и в тех субъектах, где все-таки это пытаются внедрить, дела движутся со скрипом.

Отсюда и другие показатели, а также "пробуксовки" самой реформы на большей части территории страны. По данным Росприроднадзора, на момент формирования национального проекта "Экология", в России насчитывалось свыше 8,3 тыс. свалок, из них 916 свалок на территории городских округов.

Здесь стоит пояснить, что эти данные относятся только к легальным объектам подобного рода, сказать, сколько несанкционированных свалок появляется ежегодно, сегодня не может никто. Таких данных просто нет ни в одном ведомстве.

Свалки или полигоны?

Как "критическую" аудиторы характеризуют ситуацию с официальными полигонами ТБО, по расчетам Счетной палаты, в 32 регионах мощности таких объектов будут исчерпаны уже в 2024 году, а в 17 субъектах это произойдет еще раньше, на рубеже 2022 года.

Короче говоря, ни сама реформа, ни её осуществление пока не привели к сколь-нибудь заметным сдвигам и тем более не позволяют говорить о каких-то заметных достижениях. Более того, во многих регионах существует реальная угроза банкротств региональных операторов и, соответственно, повторения "мусорных коллапсов" по челябинскому типу осенью 2018 года. Впрочем, с тех пор обострение ситуации с уборкой и вывозом мусора были зафиксированы еще в ряде субъектов, так что дело не только в Челябинске.

мусор, Челябинск, контейнер, отходы(2018)|Фото:Накануне.RU

Чтобы не выглядеть голословными, напомним, что Накануне.RU не раз отмечало проблемы в сфере строительства современных полигонов на территории, скажем, Уральского федерального округа. Например, за два с лишним года так и не появилось даже полноценного проекта нового полигона для Челябинска – несмотря на все уверения чиновников, такой объект в Чишме так и не создан, а "временный полигон" в Полетаево уже стал предметом протестов местных жителей и судебных разбирательств. Ровно такая же ситуация в соседнем Екатеринбурге, где правительство пока так и не определилось с площадкой для полигона для нужд мегаполиса. До "мусорного коллапса" в уральской столице пока еще не дошло, но, по мнению экспертов, это перспектива буквально двух-трех лет.

Отмечены проблемы в северных территориях, например, Урае (ХМАО) и еще ряде мест, ситуация в целом типичная для страны и работы местных властей. Это при том, что и Екатеринбург, и Челябинск, и ряд других крупных городов в принципе могут найти какие-то деньги для строительства полигонов, чего не скажешь о небольших муниципалитетах.

Аудиторы СП предложили в своем отчете ряд мер, направленных на изменение ситуации, какие из них будут реализованы и будут ли реализованы вообще, сказать затруднительно. Тем более что часть из них, если честно, пока выглядят не более чем благими пожеланиями, например, пункт второй – "расширить меры финансовой поддержки инвестиционных проектов в области обращения с ТКО".

Говорим мы это потому, что без определения четких источников финансирования благие пожелания так и останутся пожеланиями. В бюджетах муниципалитетов, а сейчас и в бюджетах регионов денег нет не только на "мусорную реформу", но и на многое другое. Денег нет (при сохранении текущих подходов в экономической политике) и в бюджете страны, дефицит которого по итогам года составит 4,4%, депутаты Госдумы вскоре приступают к верстке бюджета на 2021-2023 годы и ряд статей обязательно будут секвестированы.

Планов громадьё

Но проблема не только и не столько в деньгах, в конце 2019 года Алексей Кудрин и тогдашний генпрокурор Юрий Чайка, выступая в Госдуме, приводили прямо-таки удручающие показатели. У половины нацпроектов исполнение в том году составило не выше 20%, кстати, в числе неблагополучных по исполнению называлась тогда и программа "Экология". А ведь все это было еще до резкого падения цен на энергоносители и до пандемии коронавируса!

Конечно же, нельзя сказать, что совсем ничего не делается, председатель профильного комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов сообщил, что Минприроды приняло предложение депутатов, и на закупку мусорных контейнеров для региональных операторов будет в ближайшее время направлено 12 млрд руб.

"Все, кто живет подальше от столиц, знают, какое унылое зрелище представляют собой мусорные контейнеры сегодня. Если они вообще есть. Иногда их попросту нет, и тогда площадка для сбора отходов являет собой обычную несанкционированную свалку. Ни о каком раздельном сборе в регионах, понятное дело, даже и речи в этой ситуации не идёт", — поясняет Бурматов. Уточняя, что региональные власти пытаются "повесить" такие расходы на операторов, а те в свою очередь говорят, что это полномочия властей и у них на подобные траты нет денег.

Вливание миллиардов на мусорки, конечно, радует, только вот не странно ли, что открытие обыкновенных помоек в регионах порой уже превращается в целую торжественную церемонию? Эту ли цель ставила "мусорная реформа"?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Еще удивительнее выглядят планы специализированной публично-правовой компании – "Российского экологического оператора" (РЭО). Прямо на днях генеральный директор компании Илья Гудков заявил о планах увеличить объем утилизированных отходов в стране до конца года вдвое, этот показатель должен превысить 5 млн т.

"По утилизации наши достижения пока еще скромные — всего 2,7 млн т. В этом году планируется увеличение показателя почти в два раза", — поделился планами Гудков.

По его словам, в России ежегодно образуется колоссальный объем ТКО в размере 65 млн т и необходимо срочно наращивать объемы переработки и утилизации.

И снова отметим расхождения в цифрах и показателях разных ведомств и чиновников. Как было сказано выше, по данным Счетной палаты, уровень утилизации сейчас не превышает в стране 7%. В то же время в главном ведомстве по "мусорной реформе" заявляют о планах за оставшееся до конца года время увеличить объемы переработки и утилизации мусора вдвое. Воля ваша, но что-то тут опять не сходится – спрашивается, почему за почти два года реформы было сделано так мало, а теперь вдруг за три месяца будет бурный рост?

"Элиты ведут войны, а арбитра нет"

Бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов назвал причины провала "мусорной реформы".

"Есть определенный скепсис по поводу того, как идет "мусорная реформа". Многие частные инвестиции были приостановлены из-за того, что заявленные меры господдержки рынок не увидел. Это софинансирование строительства мусороперерабатывающих объектов, уменьшение количества полигонов и прочее-прочее. Никаких мер, в том числе, и рынка зеленых облигаций, так и не состоялось. И все это вкупе стало причинами того, что реформа заваливается на бок", – указал эксперт в беседе с НСН.

Кроме того, по словам Неверова, началась борьба "мусорных элит", а арбитра в этой борьбе нет. "Уже работавшие на рынке предприятия не захотели лишиться своих денежных потоков и отдавать их операторам, которые образовались в начале реформы. Это был передел рынка, это тормозит реформу, а арбитра нет", – отметил эксперт.

Ильдар Неверов добавил, что не оправдались и сборы с населения, и поначалу россияне платили очень плохо. Впрочем, от себя добавим, что со временем ситуация с платежами нормализовалась, и многие-многие граждане платят по этой строчке в квитанции исправно.

По мнению же омбудсмена, виновником провала реформы называть только Минприроды РФ нельзя. Это "общая неудовлетворительная работа".

Читайте также: