Коммуникативная культура вожатого доклад

Обновлено: 02.05.2024

О важности детских лагерей и их развитии говорит и Е.О. Абрамов, который, цитируя слова Д.А. Медведева, утверждает, что летние каникулы — это особая среда для воспитания, дополнительного образования детей, развития их потенциала. Личность педагога-воспитателя выступает наравне с личностью ребенка в условиях образовательного процесса в детском лагере. Детский лагерь — это универсальная социальная среда для детей. Это дает ребенку возможность общаться со сверстниками, а также со старшими и младшими детьми. Поэтому детские лагеря являются потенциальными источниками воспитания и развития гармоничной, всесторонне развитой личности.

И это действительно так. Невозможно не согласиться с ней. В последние годы в нашей стране открывается все больше и больше школ по подготовке будущих вожатых. Активная работа вокруг педагогической деятельности в детском лагере приносит свои плоды. Но, к сожалению, не везде ведется добросовестная работа по подготовке будущих вожатых. Такой важный фактор, как педагогическая среда, часто остается незамеченным.

Коммуникативная компетенция вожатого детского лагеря

Особенности педагогического общения в пространстве детского оздоровительного лагеря

Детский лагерь — это мобильное учреждение, которое быстро адаптируется к социальным потребностям детей. Поэтому для консультантов очень важно профессионально расти.

Формирование педагогической команды является очень важным элементом педагогической стратегии. По мнению Куприянова Б.В., педагогический отряд — это коллектив молодых воспитателей и вожатых, способных генерировать в игре и одновременно быть вовлеченными в пространство детства. Хотя такие команды обычно формируются на смену, это не исключает наличия у них минимально необходимых знаний в коммуникативном пространстве детского лагеря и педагогической стратегии.

Для реализации педагогической стратегии необходимо знать специфику педагогического общения с детьми в детском лагере.

Загвязинский В.И. выделяет четыре уровня коммуникативного пространства, которые отражают наиболее устойчивые и характерные среди этих свойств.

Давайте рассмотрим их более подробно:
1) Дальнее-близкое расстояние. В этом случае коммуникация подвергается социальному и сознательному контролю.
2) Поверхностное общение. В этом пространстве глубокая коммуникация подразумевает плотную коммуникацию. В случае с поверхностным, не все возможности общения исчерпаны.
3) Интеллектуальный уровень. Здесь главным вопросом является мыслительная задача коммуникативного пространства. Это может быть наука, культура, духовность, воображение, удовлетворение личных потребностей человека.

Теперь обратимся к специфике коммуникативного пространства в летнем оздоровительном лагере.

Лето — прекрасное время для различных видов занятий по самоанализу. Это время свободного общения детей, удовлетворения их собственных интересов и приобретения каждым из них новых интересов. Как правило, программа отдыха для детей строится с учетом современных тенденций в системе отдыха и оздоровления, социализации и самореализации детей.

Основные коммуникативные и языковые навыки консультанта

Коммуникация — это семантический аспект понимания и социального взаимодействия. Общение используется для совместной деятельности людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение определенной общности — установление контактов, сотрудничество (организация и осуществление совместной деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.

«Коммуникативная компетентность — это способность ставить и решать коммуникативные задачи определенного типа:

  • Определите цели общения;
  • Оценить ситуацию;
  • Принимать во внимание намерения и способы общения партнера (партнеров);
  • Выбирать соответствующие стратегии коммуникации;
  • Быть готовым сознательно изменить собственное языковое поведение.

Это связано с требованиями времени: сегодня нужно быть не только хорошим специалистом, но и коммуникабельным и командным игроком, то есть работать на общий результат команды. Кроме того, нужно уметь работать с информацией, грамотно решать конфликтные ситуации, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, учитывая содержательную критику.

Существуют факторы, которые препятствуют установлению отношений и продолжительности общения. Коммуникативная компетентность представляет собой набор навыков, знаний и умений, необходимых для эффективного общения.

Формы и методы эстетического воспитания и детского оздоровительного лагеря

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов младенца, с его первых слов и поступков. Ничто подобное окружение не отпечатается в его сердце на всю оставшуюся жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика — все это впитывается, переносится, закрепляется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы влиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле эстетическое воспитание понимается как целенаправленное формирование у человека эстетического отношения к действительности. Это специфический вид социально значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к объекту (индивиду, личности, группе, коллективу, сообществу) и направленной на формирование у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии с господствующими в данном обществе представлениями об их природе и назначении. В процессе воспитания индивиды знакомятся с этими ценностями и, путем интернализации, преобразуют их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, представление об идеале. Воспитание через прекрасное и с прекрасным не только формирует эстетические и ценностные ориентации личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере труда, в повседневной жизни, в поступках и поведении, и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все психические способности человека, которые необходимы в различных областях творчества. Она тесно связана с нравственным воспитанием, поскольку красота является своеобразным регулятором человеческих отношений. Благодаря красоте человека.

В детском оздоровительном лагере есть возможность продолжить эстетическое воспитание детей, начатое в семье, школе и т.д.

Лучший способ воспитания детей в эстетических нормах лагеря — это игры, творческие занятия, любые подходы.

Рассмотрим один из подходов. Программно-вариативный подход к организации деятельности, который в последнее время получает все больше сторонников как среди ученых (А.В. Волохов, М.И. Рожков, И. Фришман и др.), так и среди практиков — признанных лидеров программной деятельности, действующих в рамках одной или нескольких имеющихся в арсенале программ.

Социально-педагогический потенциал детского отдыха

Лето — самое благоприятное время для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и возможного вмешательства взрослых.

Лето — это встреча с настоящей, не стоящей за заборами, природой. Человек как часть природы всегда стремится к лесам, горам, морским берегам, рекам и озерам, где он всегда чувствует прилив сил и могущества. Не зря говорят, что лучшее место для отдыха — это природа. Не случайно курорты, пансионаты, коттеджи, детские лагеря строятся в самых красивых местах. Созерцание красоты природы, жизнь среди них положительно влияет на психоэмоциональное состояние отдыхающих: стимулирует жизненные силы, успокаивает нервную систему, создает условия для восстановления физических и душевных сил. Мягкий шелест листьев, журчание ручья, голоса птиц, нежное журчание воды и шум прибоя всегда приятны людям, они успокаивают их, снимают стресс.

Лето — время самых длинных каникул, это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом, где и как отдохнуть летом. Вариантов много: дача, поездка с родителями за границу, отдых с родителями в санатории или доме отдыха, можно просто играть с друзьями во дворе или посещать лагерь отдыха в домашней школе. Но самым демократичным и доступным способом организации летнего отдыха детей является поездка в летний оздоровительный лагерь.

Она таит в себе ряд уникальных возможностей для ребенка:

  • Приобрести опыт независимости в ситуации жизни со сверстниками, вдали от дома и родительской опеки, что позволит ему научиться сотрудничать со сверстниками, приобрести опыт самообслуживания, развить способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, и таким образом почувствовать, хотя бы на время, вкус свободы как осознанной необходимости искать свой путь в рамках четко определенных правил лагеря;
  • Возможность цивилизованного досуга и отдыха, овладение современными формами отдыха, формирование способности к развлечениям и веселью, закладывание основ культуры отдыха, развлечений, досуга;
  • Приобрести опыт участия в демократизации нашего общества. Дети с разным уровнем образования должны адаптировать свои индивидуальные привычки к нормам и правилам общественной жизни, обязательным для всех, и научиться вырабатывать эти нормы и правила в сотрудничестве с другими, на основе принципов демократии, осваивая на практике способы самоуправления;
  • Иметь возможность искреннего, дружеского общения со взрослыми. Для многих детей в лагере отношения с вожатыми, сложившиеся в ходе успешной совместной жизни, постоянного сотрудничества и взаимной поддержки, — это совершенно новый вид отношений со взрослыми, которые многие отдыхающие хотят продолжить и после окончания лагерной смены;
  • Возможность раскрыть собственный потенциал в различных видах деятельности и общения, заслужить уважение сверстников и взрослых за добрые дела, совершенные за столь короткое время, получить новые интересы, почувствовать востребованность уже имеющихся навыков;
  • Испытать здоровье и самосовершенствование в непосредственной близости к природе;
  • Восстановиться после изнурительной учебной работы, избавиться от усталости, накопившейся за девять месяцев усвоения новых знаний в классе и выполнения домашних заданий, в ситуации свободного выбора домашнего задания, в ситуации свободного выбора форм досуга.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Болотова Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Галой Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Горбенко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Долинская Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Попова Светлана Юрьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Пушкарева Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Сахарова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Цибульникова Виктория Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Фарниева Мариана Гирсановна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Вместо предисловия

Три сита

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

– Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

– Подожди,остановил его Учитель,просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

– Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

– Да нет, я просто слышал…

– Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

– Нет, напротив…

– Значит, продолжал Учитель,ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет никакой необходимости…

– Итак, заключил Наставник,в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

(Из легенд о Сократе)

Напутствие вожатому

Дорогой друг!

Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…

Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…

Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций.

Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы.

Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.

Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.

Верим, что в своей деятельности ты будешь ориентироваться на Правду, Доброту и Пользу, что не забудешь слова из известной песни: «Все в жизни бывает – и бури, и штормы, и вот ты почти раскис.

Но в небо взмывают призывные горны, и снова звучит девиз: Все время искать чего-то с рассвета и до зари.

Такая у нас работа ребятам мечту дарить.

Желаем удачи в твоем благородном деле!

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь…

Раздел 1
Основы вожатской этики. мировоззрение и ценности вожатого

Разрешение возникшего противоречия лежит в плоскости деятельности вожатого детского лагеря, который является носителем не только различной информации, но и нравственных ценностей. Выступая для детей эталоном отношения к жизни и саморазвитию, именно он способен грамотно организовать жизнедеятельность детей в условиях нерегламентированного общения [4]. Это означает, что вожатый должен владеть высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, ораторским мастерством, быть обаятельным и тактичным.


Что такое профессиональная этика вожатого и как она соотносится с его профессиональной культурой?


Профессиональная этика вожатого – это средство развития личности вожатого, а также педагогический фактор, обеспечивающий его влияние на детей и формирование их морали личным примером.

Вожатская этика включает систему моральных ценностей как представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой его поведения и характера жизнедеятельности. Она определяет нравственные позиции и принципы воспитания, которыми необходимо руководствоваться вожатому в процессе его общения с детьми, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством лагеря. Закладывая основы мировоззрения детей, вожатый призван прививать им этические нормы, принципы и знания.

Этика, как кодекс поведения, является ключевой доминантой культуры вожатого. Профессиональная культура вожатого представляет собой сложную, многокомпонентную составляющую его личности, соединяющую в себе социальные, личностные и профессиональные характеристики. Это требования к его знаниям, умениям и навыкам, а также уровню теоретического и практического опыта.

Понятие профессиональной культуры предполагает именно мастерство вожатого, которое выделяет его как субъекта и позволяет принимать самостоятельные решения, творчески подходить к выполнению педагогических задач.


Что понимают под профессиональным вожатским долгом?

Профессиональный вожатский долг – это обязанность и ответственность вожатого по соблюдению требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к его личности и выполнению профессиональных обязанностей:

– осуществлению трудовых функции;

– грамотному выстраиванию взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством детского лагеря;

– осознанию своего отношения к выбранной профессии и др.

Основой профессионального вожатского долга являются объективные и актуальные потребности общества в воспитании подрастающего поколения в условиях жизнедеятельности детского лагеря. Профессиональный долг вожатого подразумевает не только творческое отношение к своему труду, но и требовательность к себе, стремление к профессиональному развитию и повышению педагогического мастерства.


В чем сущность профессиональной чести вожатого?

Профессиональная честь вожатого подразумевает достижение им общественного признания и уважения его моральных заслуг и качеств. Она предполагает общественную оценку тех достоинств, которые проявляются в процессе выполнения профессионального долга.

Педагогическая справедливость вожатого как мерило моральной объективности, абсолютности суждений и выводов выражает сформи-рованность ценностно-смысловой сферы вожатого, его представлений о гуманности, равенстве и благородстве в принятии решений с учетом прав и достоинств воспитанников.

Что такое авторитет вожатого?

Помни! Уважительное и гуманное отношение вожатого к личности ребенка является основным компонентом педагогического такта наряду с умеренной и адекватной требовательностью, внимательностью, умением взаимодействовать с воспитанниками.

Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным.

Педагогический такт как чувство меры в поведении и в действиях вожатого проявляется через педагогическую этику посредством норм, правил, технологий профессионально-педагогического общения и имидж вожатого.


Вожатому на заметку!


Добиться его очень просто. Надо детям все разрешать.

– Можно мы сегодня на зарядку не пойдем?

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном семинаре. Проблема злободневная- беспардонность и грубость вожатого, педагога зачастую отталкивает детей, и они, в свою очередь, "опускают руки" и не хотят заниматься общественной деятельностью.

Этика вожатого

Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики, является определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду.

Здесь всегда возникает вопрос: как быть, если коллеги окажутся малокультурными людьми. Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным, как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенки подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности этически недопустимы. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста, даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, директора, считается полностью исключенной. Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

Неуместно начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.

Всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

Многие сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, воспитателя. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций — в таких случаях единственно правильным оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведения.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.

Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Ели замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к администрации. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Некоторые нормы педагогической этики

Отношения между коллегами. Исходная позиция поведения и взаимоотношений вожатых друг к другу – взаимное, как и всех сотрудников школы. Это значит, постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей.

Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег-вожатых.

Отношение вожатого к воспитанникам. Вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников, взаимопонимания и доверия ребенка к педагогу-вожатому.

Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность учительского тона.

Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, - тотчас перестаёт быть воспитателем и теряет всяческое уважение детей. Между вожатым и воспитанников поселяется чувство страха, последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

Отношение к своим обязанностям. Вожатый должен критически осмысливать и переосмысливать свой теоретический багаж, опыт коллег, систематически обрабатывать каждый подготовленный и проведённый им этап, оценивать каждый шаг своей воспитательной деятельности.

Вожатый несет личную ответственность за качество подготовки к очередному подготовленному и проведённому коллективно- творческому делу, за воспитательную работу с детьми.

Во время посещения занятий коллег внимательно наблюдать за проводимой работой, чтобы затем принимать активное творческое участие в ее анализе и обсуждении. Своевременно выполнять творческое задание. Повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, тщательно вести положенную документацию, на основе которой к концу года будет оформлен его личный анализ, пополнять свое портфолио, делиться опытом с коллегами.

Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует всегда терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

Предотвращение плохого отношения к детям. Нарушение прав детей и взрослых. Нарушения дисциплины. При работе с разными детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение, бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В любом обществе необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования нужно четко обрисовывать. Одновременно и вожатым необходимо помочь понять некоторые правила:

1. Чувствовать время от времени необходимость для ребенка нарушать правила.

3. Знать, что ребенок имеет обязанность в группе сверстников.

4. Время от времени нужно понукать детей; но понимать, насколько велико желание ребенка в этот момент лениться.

5. Нужно также понимать, что время от времени перемена убеждении свойственна всем человеческим существам.

Дисциплинарные меры должны использоваться постоянно, только тогда они будут эффективны. Наказание это простой способ, который по возможности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть соразмерным.

Категорически запрещается наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине педагога.

По всем случаям проявления нарушений дисциплины должны быть оформлены официальные документы.

Следует понимать, что директор отвечает не только за все действия по предупреждению плохого обращения с детьми, но также и за документирование того, что такие действия были предприняты, что необходимо в случае инцидента и при последующем разбирательстве.

Педагог-вожатый должен знать о правах ребенка; о том, кто может их нарушать, как вожатый должен защищать права детей, соблюдать их и беречь; в чем это должно проявляться.

Важно подчеркнуть, что категорически нельзя делать (как взрослым, так и воспитанникам):

- обсуждать поведение коллег при детях;

поднимать руку на ребенка (или взрослого);

унижать и оскорблять;

стравливать детей друг с другом;

Только объективный анализ ситуации, аргументированные доводы, знания способствуют разрешению конфликтных ситуаций.

Если дети нарушают права сверстников, то

а) необходимо стремительно остановить конфликт (особенно драку);

б) развести участников конфликта;

в) проанализировать ситуацию с каждым отдельно;

г) продумать и осознать ситуацию;

д) попробовать разрешить ее.

Если вожатый или иной взрослый нарушает права ребенка, то

а) в случаях рукоприкладства, такого сотрудника увольняют;

б) в иных случаях (грубое, унизительное оскорбление) предложить вожатому осмыслить ситуацию, продумать о вариантах ее разрешения.

Бывает и наоборот: дети оскорбляют педагога, унижают его достоинство. Что делать в такой ситуации? К сожалению, такое тоже бывает. Нужно понять причины такого поведения детей. Это чаще всего случается, если отсутствует контакт между вожатым и воспитуемым, если вожатый самоуверен и самовлюблен, если вожатому-педагогу безразличны воспитанники и их жизнь.

Разрешение такой ситуации определяется тем, насколько сам вожатый

а) хочет изменить ее;

б) может признать свои промахи.

Может случиться, что администрация лагеря права вожатых. В чем это проявляется?: обсуждение работы вожатых в их отсутствие, повышение голоса; требование выполнения обязанностей, с которыми вожатый не был ознакомлен и т.д.

Что можно сделать вожатому?

Изучить свои права и обязанности.

Ознакомиться с договором, получить ответ на интересующие вопросы? (рабочий день, отгулы, з/п …)

Отстаивать свои права спокойно, не вовлекая детей; не обсуждая проблемы в присутствии детей.

Добросовестно работать, т.к. это основная обязанность.

Проанализировать собственное поведение и попробовать понять, почему именно так поступает администрация.

Руководствоваться Трудовым кодексом.

Обращаться к руководителю или в суд.

Как же может вожатый наказать воспитанника? Разрешая ситуацию, прекратив противоправные действия (если такие имели место) вожатый использует индивидуальную беседу, как с нарушителем спокойствия, так и со свидетелями произошедшей ситуации; стремиться выяснить, кто совершил негативный поступок; решает, достаточно ли проведенного разговора или необходимо более суровое наказание. Испробовав все дозволенные методы (беседа, анализ ситуации и оценка совершенного действия, порицание, отлучение от участия в интересных делах) вожатому следует обратиться к директору.

Но, нужно всегда помнить – директор – это самая последняя инстанция в решении сложных вопросов в школьном коллективе. Ведь чаще всего нарушают спокойствие, права других ребят, воспитанники из группы риска. Подвергаясь гонениям, штурму, отторжению в школьной жизни, пытаясь в новых условиях, в обстановке вне дома утвердиться, воспитанники, часто не задумываются над последствиями. Часто воспитанник отверженный в классе, на улице, ему не уделяют внимания дома, и, наконец, он оказывается ненужным. Воспитанник так и остается один на один со своими проблемами. В лучшем случае найдется кто-то лучше нас и поможет ему в себе разобраться, в худшем – ситуация будет развиваться в негативном направлении для воспитанника. Как быть вожатому? Каждый нуждается в любви. Отверженный, трудный, не понятый – еще больше. Попробуйте разобраться в причинах негативного поведения, понаблюдайте за ребенком, поговорите индивидуально, вызовите на откровенность или повлияйте через других ребят.

Не читайте мораль! Приблизьте отверженного всеми к себе, найдите поручение, которое ему по силам. Посоветуйтесь с классным руководителем.

Нельзя осуждать личность, нужно анализировать поступки; нельзя сравнивать детей; не дает результатов всеобщее обсуждение поведения подростков – лучший результат дает индивидуальная работа.

Что делать при инциденте

Несмотря на хорошо разработанный план и его реализацию по снижению риска до начала и в процессе деятельности, несчастные случаи все же происходят. Действие, которое предпринимают на момент возникновения инцидента столь же важны, как и предупредительные меры до начала инцидента. Насколько это возможно шаги, предпринимаемые во время инцидента, следует определить заранее.

1. Непосредственный уход за лицами, попавшими в инцидент.

2. Уведомление руководителей или дежурного администратора по возможности скорее.

3. Получение при необходимости помощи со стороны

4. Составление письменного отчета об инциденте и документирование по возможности максимального количества деталей

Для каждого вида инцидента имеется свой тип экстренных действий.

Педагог обязательно должен знать все экстренные действия.

Нужно предпринять все шаги, чтобы избавить ребенка от эмоционального стресса. Когда имеется явное обвинение в каком-либо виде физического воздействия или сексуального оскорбления, то следует уведомить надлежащие организации. Но информация о таких организациях должна быть заранее определена и легкодоступна.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 370
  • КНИГИ 670 166
  • СЕРИИ 25 812
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 288

Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации

Под общей редакцией Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого - i_001.jpg

Вербицкий А. А., академик, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета;

Куприянов Б. В., доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета;

Мудрик А. В., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

Авторский коллектив

Болотова Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Галой Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Горбенко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Долинская Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Попова Светлана Юрьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Пушкарева Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Сахарова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Цибульникова Виктория Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Фарниева Мариана Гирсановна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

– Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

– Подожди,остановил его Учитель,просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

– Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

– Да нет, я просто слышал…

– Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

– Нет, напротив…

– Значит, продолжал Учитель,ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет никакой необходимости…

– Итак, заключил Наставник,в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

(Из легенд о Сократе)

Дорогой друг!

Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…

Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…

Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций.

Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы.

Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.

Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.

Верим, что в своей деятельности ты будешь ориентироваться на Правду, Доброту и Пользу, что не забудешь слова из известной песни: «Все в жизни бывает – и бури, и штормы, и вот ты почти раскис.

Но в небо взмывают призывные горны, и снова звучит девиз: Все время искать чего-то с рассвета и до зари.

Такая у нас работа ребятам мечту дарить.

Желаем удачи в твоем благородном деле!

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь…

Основы вожатской этики. мировоззрение и ценности вожатого

Разрешение возникшего противоречия лежит в плоскости деятельности вожатого детского лагеря, который является носителем не только различной информации, но и нравственных ценностей. Выступая для детей эталоном отношения к жизни и саморазвитию, именно он способен грамотно организовать жизнедеятельность детей в условиях нерегламентированного общения [4]. Это означает, что вожатый должен владеть высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, ораторским мастерством, быть обаятельным и тактичным.

Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого - i_002.jpg

Что такое профессиональная этика вожатого и как она соотносится с его профессиональной культурой?

Профессиональная этика вожатого – это средство развития личности вожатого, а также педагогический фактор, обеспечивающий его влияние на детей и формирование их морали личным примером.

Читайте также: