Коммерческая тайна и ее защита в республике казахстан доклад

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РК, коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законодательством.

Меры защиты коммерческой тайны субъектов предпринимательской деятельности

Статьей 28 Предпринимательского кодекса РК, определены возможные меры защиты коммерческой тайны субъектов предпринимательской деятельности, среди них:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, и (или) лиц, которым эта информация была предоставлена или передана.

Субъект предпринимательства или лицо, им уполномоченное, вправе требовать у своих работников подписку о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну, а лиц, осуществляющих его проверку, предупреждать об ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.

Таким образом, в качестве одной из мер защиты коммерческой тайны, работодатель может утвердить положение о конфиденциальности, которое будет содержать перечень конфиденциальной информации, категории доступа, условия ее хранения и использования. Работники должны быть ознакомлены с указанным положением под роспись. Следует отметить, что в этом случае немаловажное значение имеет подробное определение перечня конфиденциальной информации. Иначе при возникновении споров с работником будет сложно доказать что информация, неправомерно раскрытая работником, имела статус конфиденциальной.

Вместе с тем, одним из наиболее эффективных методов защиты коммерческой тайны является заключение с каждым работником соглашения о конфиденциальности в дополнение к трудовому договору. Принятие таких мер позволит работодателю максимально защитить нераскрытую информацию (коммерческую тайну) от незаконного использования и разглашения. Обусловлено это тем, что сам факт подписания соглашения о конфиденциальности имеет определенное психологическое воздействие на работника. Кроме того, если разглашение конфиденциальной информации все-таки произойдет по вине работника, - работодатель будет иметь возможность потребовать с виновного возмещения убытков.

Подписание с работниками соглашений о конфиденциальности не исключает возможность издания соответствующего акта работодателя, регулирующего вопросы защиты коммерческой тайны.
При этом, необходимо иметь ввиду, что само по себе утверждение положения о защите конфиденциальной информации или подписание с работниками соглашений о конфиденциальности не дает гарантии защиты коммерческой тайны работодателя. Возможность судебной защиты прав работодателя в большей степени зависит не от наличия указанных документов, а от их правильного составления и своевременного ознакомления с ними работников (подписания работниками).

Какая информация не является коммерческой тайной?

При разработке соглашений о конфиденциальности и актов работодателя, регулирующих порядок защиты коммерческой тайны, необходимо учитывать ограничения, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии со статьей 28 Предпринимательского кодекса РК, обобщенная информация, не раскрывающая сведений о деятельности конкретного субъекта предпринимательства, является общедоступной.

К общедоступной информации субъекта предпринимательства относятся:

1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или наименование индивидуального предпринимателя;

2) наименование и дата регистрации юридического лица;

3) идентификационный номер;

4) юридический адрес (место нахождения);

5) вид деятельности;

6) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя.


Наверное, каждой компании приходится сталкиваться с запросами дополнительных данных от контрагентов.

С одной стороны, желание покупателя больше узнать о потенциальном партнере, квалификации его сотрудников, руководителей понятно, с другой – это может быть конфиденциальная информация. Как относиться к таким запросам?

Общедоступная информация может быть предоставлена без каких-либо ограничений.

Любая другая, в том числе персональные данные, должна быть надежна защищена от неправомерного использования.

В современном мире, информация давно стала еще одним активом. Все мы стараемся хранить любые данные, которые таки или иначе к нам попали – от контактов деловых партнеров, до истории деловой переписки. Но чем больший объем информации накоплен компанией, тем больше внимания необходимо обращать на защиту этих данных. Причем не только от утери, но и от нецелевого использования, несанкционированного доступа и утечки.

Мы не будем обсуждать вопросы информационной безопасности, хотя они безусловно имеют прямое отношение к этой теме, но рассмотрим организационные аспекты работы с информацией в компаниях.

В общем случае любые данные, накопленные в компании, можно разделить на:

  • Общедоступные. Это данные, которые не составляют какого-либо секрета, не требуют мер по их защите, могут быть переданы или опубликованы без ограничений.
  • Данные ограниченного доступа (конфиденциальные данные):
    • Персональные данные физических лиц. Этот сегмент информации стоит рассматривать обособленно, поскольку Законодательством отдельно регулируются вопросы защиты персональных данных.
    • Данные составляющие коммерческую или иную тайну (банковская тайна, медицинская тайна и т.д.).

    Что такое общедоступные данные

    В соответствии со статьей 28 Предпринимательского кодекса общедоступной является информация, не раскрывающая сведений о деятельности конкретного субъекта предпринимательства.

    К общедоступной информации о компании относятся:

    В Республике Казахстан нет специального закона, регулирующего защиту коммерческой тайны . Правовые нормы, посвященные коммерческой тайне, разбросаны по различным нормативным актам, принятым в разное время. Но все же попробуем разобраться.

    Подпункт 16) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" понимает под коммерческой тайной информацию, определяемую и охраняемую субъектом частного предпринимательства, свободный доступ на законном основании к которой имеет ограниченный круг лиц, разглашение, получение, использование которой может нанести ущерб его интересам.

    Статья 126 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) гарантирует защиту информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    Законодательство также использует понятия: "информация с ограниченным доступом", "нераскрытая информация", "конфиденциальная информация, сведения", частью которых является понятие коммерческой тайны.

    Таким образом, определим основные признаки коммерческой тайны:

    • она не относится к государственным секретам;
    • это сведения, связанные с деятельностью предпринимателя;
    • она имеет действительную или потенциальную ценность, в силу ее неизвестности третьим лицам;
    • разглашение ее может нанести ущерб интересам предпринимателя;
    • к ней нет свободного доступа;
    • обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;
    • предприниматель сам определяет состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну (однако в силу требований закона, некоторые сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне).

    Указанные признаки очень важны, поскольку только их совместное наличие дает право на защиту коммерческой тайны.

    К коммерческой тайне могут быть отнесены технология производства, способы управления предприятием, сведения о финансах предприятия, заключенных и планируемых сделках, сведения, изложенные в бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения, содержащиеся в учредительном договоре юридического лица. Данный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку предпринимателю предоставлено право самому определить состав и объем сведений, разглашение которых для него нежелательно.

    Ряд сведений не может быть отнесен к коммерческой тайне. Но этот перечень, наоборот, строго определяется законом. Это, к примеру, сведения, содержащиеся в уставе юридического лица, сведения о государственной регистрации, перерегистрации и ликвидации юридических лиц и их филиалов (представительств), сведения о сделках с недвижимым имуществом и регистрации прав на недвижимость. Не составляют коммерческой тайны сведения, относящиеся к государственной статистической отчетности, а также касающиеся тех сторон деятельности организаций, которые выступают объектом государственного контроля и надзора, хотя это не означает, что контрольно-надзорные органы вправе распоряжаться полученной информацией, как им вздумается. Предприниматель обязан предоставлять своим работникам, акционерам, пайщикам и другим соответствующим лицам доступ к сведениям, которые позволяют проверить правильность начисления им заработной платы, вознаграждения по договору, авторского гонорара, дивидендов, определить их долю в имуществе, доходах, прибыли.

    Законодательством или учредительными документами может устанавливаться перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию либо обязательному доведению до сведения акционеров, членов (участников) иного определенного круга лиц. К этим сведениям, в частности, относятся данные, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, балансовые итоги годовой предпринимательской деятельности, в том числе сальдо баланса, сумма уставного капитала, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности, сальдо счета прибыли и убытков, сведения, подлежащие публикации согласно правилам государственной статистической отчетности.

    Понятия, используемые в Законе, определяющем правовые основы защиты коммерческой тайны на территории Республики Казахстан и ответственность за ее незаконное получение, использование и/или разглашение. Объекты коммерческой тайны, компетенция ее владельцев.

    Рубрика Государство и право
    Вид презентация
    Язык русский
    Дата добавления 15.09.2015
    Размер файла 1,3 M

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    HTML-версии работы пока нет.
    Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

    Подобные документы

    Определение понятий коммерческой тайны, ноу-хау и подобных им. Особенности правового регулирования защиты коммерческой тайны в зарубежных странах. Законодательство в области защиты информации, применяемое в США. Опыт защиты коммерческой тайны в Японии.

    реферат [20,9 K], добавлен 18.08.2011

    Ознакомление с понятием и признаками коммерческой тайны; определение ее места в системе объектов гражданских прав. Рассмотрение проблемы соотношения режимов охраны информации. Правовые основы охраны коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение.

    реферат [23,0 K], добавлен 20.04.2012

    Правовой институт коммерческой и служебной тайны - один из старейших методов охраны собственности. Понятие служебной и коммерческой тайны в Гражданском кодексе. Несогласованность норм защиты коммерческой тайны. Отсутствие правовой регламентации.

    реферат [24,6 K], добавлен 14.01.2009

    Понятие коммерческой тайны. Описание отличительных признаков этой сферы права и сущности конфиденциальной информации. Понятия, средства применения и инструменты отстаивания конфиденциальности. Специфика защиты коммерческой тайны на предприятиях.

    курсовая работа [143,8 K], добавлен 16.11.2014

    Природа и сущность понятия коммерческой тайны. Правовое регулирование данного института в Российской Федерации. Анализ законодательных и правоприменительных актов, посвященных коммерческой тайне и юридической практике ее защиты в развитых странах.

    Читайте также: