Культурная жизнь в 1914 1920 годах на кубани доклад
Обновлено: 05.07.2024
Содержание
Работа содержит 1 файл
курсовая работа (Автосохраненный).docx
Периодическая печать Краснодарского края имеет более чем вековую историю. В процессе ее возникновения и становления проявлялись закономерности, обусловленные общественно-политическим, экономическим и культурным развитием страны. А в большей степени региональной спецификой, которая заключается в пестром национальном составе населения, своеобразном укладе жизни, вековых традициях казачества. Екатеринодар был основан в 1793 г. переселившимися на Кубань черноморскими казаками почти на том самом месте, где за 15 лет до этого солдаты А. В. Суворова построили укрепление. Первоначально город выполнял чисто военные функции. В южной части была построена крепость по подобию Запорожской Сечи. Она занимала важное место в Черноморской кордонной линии. После окончания Кавказской войны город становится центром Кубанской области. К концу XIX в. это крупный центр пищевой промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Владикавказская железная дорога связывает его со многими районами страны.
К началу XX в. Екатеринодар вырос в крупный культурный центр Северного Кавказа: выходят газеты, создаются Кубанский войсковой музей, картинная галерея, имеется несколько гимназий, реальное училище, открыты публичная библиотека, театр. Стараниями многих архитекторов формируется самобытный облик города, о котором в казачьей среде говорят: "Наш маленький Париж". Екатеринодар - один из первых городов России, в котором был пущен электрический трамвай. В декабре 1920 г., после установления советской власти, город был переименован в Краснодар.
- Рассмотреть сферу духовной жизни жителей столицы Кубани, выделить основные направления.
- Изучить особенности первой Екатеринодарской газеты.
- Выявить появление первых публикаций посвященных искусству
Объектом выполненной курсовой работы является культурная жизнь
столицы края на рубеже 19-20 века. Предметом - ее отражение на страницах периодических изданий.
Актуальность темы состоит в малой освещенности того, как писали об искусстве и просвещении в периодической печати 19-20 вв. на Кубани. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1.Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.
Конец 19 начало 20 века в российской истории было временем кардинальных перемен в сфере экономики культуры, всего уклада жизни общества. Эти перемены были заметными не только в столице и крупных городах , но и в провинции. В число развитых в культурном отношении регионов России все увереннее входила Кубань – бывшая пограничная военизированная территория. В последние десятилетия 19 в, когда на Кубани окончились военные действия, войсковой город Екатеринодар стал гражданским центром. быстрыми темпами распространялась грамотность, создавались учебные заведения, увеличивалась численность интелегенции , возрастал интерес к печатному слову, литературе, искусству.
С 80-х годов 19 века на Кубани возникали объединения любителей искусства. Артистические общества, общества любителей изящных искусств. Музыкально-драматические кружки создавались как в городах , так и в сельской местности. Широкое распространение получило театральное любительство.
Развитие профессионального художественного творчества на Кубани тесно связанно с деятельностью коллекционера Ф. А. Коваленко , создавшего в 1904 году картинную галерею в Екатеринодаре. По его инициативе, с 1905 г. в галерее наряду с постоянными стали проводиться периодические выставки картин, в которых участвовали художники со всей России.
В конце 19 начало 20 века на Кубани возникли художественные учебные заведения. В 1900 году Е.И. Посполитаки основал художественную школу в Екатеринодаре . 1
В 1909 г. В Екатеринодаре появляется музыкальное училище. Значительное место в становлении музыкальной культуры Кубани принадлежит оркестру и хору Кубанского казачьего войска, основанном еще в 1811 г. 2 К началу 20 века войсковой оркестр, пройдя почти вековой этап обслуживания вечеров в Войсковом собрании превратился в интересный высококвалифицированный симфонический коллектив.
Важным элементом художественной жизни Кубани были гастроли творческих коллективов и отдельных исполнителей. Начало им было положено еще в 70 е годы 19 века. В первые годы 20 в. Поток гастролеров по сравнению с прежними временами значительно увеличился. Этому способствовали как рост интереса к искусству среди населения, так и появления специальных театральных помещений. Гастролировали на Кубани знаменитые певцы Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, А. Вяльцева, скрипачи Л. Ауэр, Е. Цимбалист, М. Эрденко , пианисты А. Зилоти, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Рубинштейн. 4
Кубанскую ителлигенцию интересовала литературно- художественная жизнь крупных российских городов. Библиотеки Кубани выписывали столичные журналы , издавали каталоги , в том числе и специально посвященные литературной критике, языкознанию и искусству.
1.2.Издание первой кубанской газеты.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила учитель истории и обществознания Окользина В.С. Культура Кубани начала XX в.
План урока: Бытовая культура Городская архитектура Образование и просвещение Музеи Библиотека Пролетарская литература и публицистика Наука
Существенные изменения произошли в жизни горожан. Широко в быт жителей городов Кубани вошли трамвай, автомобиль, велосипед, кинематограф. Характерной приметой времени стали выставки. Первая животноводческая выставка состоялась на Кубани еще в 1866 г. В начале XX в. проводились сельскохозяйственная и сельскохозяйственно-промышленная выставки, выставка, посвященная народам и культуре Кубани, птицеводству.
3. Образование и просвещение Традиционно казачьи власти много внимания уделяли образованию и просвещению. Однако по уровню образования Кубанская область стояла на 42 месте среди 89 губерний и областей Российской империи. По данным переписи 1897 г. на сто жителей Кубанской области приходилось 16 грамотных, в Черноморской губернии - 31. Следует отметить, что образование носило сословный характер, поэтому численность образованных людей среди иногороднего населения и адыгов была особенно низкой. Горцы, как правило, обучались в мусульманских школах - медресе, где религиозное образование велось на арабском языке. Церковно-приходские школы для адыгов популярностью не пользовались, так как обучение не велось на родном языке.
Среднеспециальные учебные заведения действовали в Екатеринодаре, Новороссийске, Ейске, Майкопе, Темрюке, станицах Лабинской, Славянской и Усть-Лабинской. Мариинское женское училище (1862 г.). в 1902 г. было преобразовано в Мариинский женский институт. Были открыты и готовили специалистов для сельского хозяйства Кубанская войсковая сельскохозяйственная школа в Екатеринодаре, школа садоводства в ст-це Вознесенской, Варваринское училище плодоводства, виноградарства и виноделия. В Екатеринодаре, Ейске, Майкопе, Новороссийске, Темрюке, Брюховецкой действовали ремесленные и технические училища; В Екатеринодаре и Тихорецкой -коммерческие. Специалистов по здравоохранению выпускала Екатеринодар-ская военно-фельдшерская школа.
Серьезной проблемой для системы образования в крае был кадровый •опрос. В 1913 г. из 3 757 учителей только 47 имели высшее образование. Заметный вклад в развитие образования и подготовку педагогических кадров внесла учительская семинария в ст-це Ладожской, основанная в 1871 г. и до начала XX в. бывшая единственным педагогическим учебным заведением на Северном Кавказе. Попытки создания высшего учебного заведения не увенчались успехом. Однако в целом уровень развития образования был низким. Для сравнения: в 1917 году в Кубанской области было 10 тыс. служителей церкви, а учителей - 4 тыс. По данным 1915 г. в области обучалась только одна треть детей школьного возраста. В Адыгее действовали только 12 школ, в которых было 682 учащихся. Преподавание велось на русском языке.
Горские просветители предпринимали попытки создания адыгского алфавита, но успехом они не увенчались. Л.Я. Люлье и П. Услар создали грамматику адыгского языка, адыго-русский словарь. Однако запрет на распространение национальных языков привел к тому, что работы П. Услара, У. Берсея, Л.Г. Лопатинского, П. Тамбиева по составлению адыгского алфавита не были реализованы.
4. Музеи Значительную роль в культуре и просвещении Кубани играли музеи. Первый музей был открыт усилиями И.Д. Попко в 1864 г. в ст-це Ключевской. Стараниями Е.Д. Фелицина в 1879 г. в Екатеринодаре был создан Кубанский областной статистический комитет, при котором открылся музей. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением и получил название Этнографический и естественно-исторический музей кубанского казачьего войска. В среднем в год музей посещало 5 тыс. человек. В городах Ейске, Майкопе, Армавире создавались частные и общественные коллекции исторических и документальных материалов, на основе которых возникли исто-рико-краеведческие музеи. В июне 1917 г. в Новороссийске был создан музей истории и природы Черноморского побережья.
5. Библиотека В 1900-е гг. в Екатеринодаре были открыты такие учреждения культуры, как городская библиотека имени А.С. Пушкина (1900 г.), первая художественная школа (1900 г.), художественный музей (1904 г.), Зимний театр (1909 г.). Эти учреждения культуры сыграли положительную роль в просвещении и культурном воспитании народа.
7. Наука Интенсивно развивалась наука Кубани. Передовые русские ученые изучали богатства края, осваивали его земли. Значительный вклад в развитие археологии внес Н.И. Веселовский, изучением истории Кубани занимались ЕД Фелицын, Ф.А. Щербина, П.П. Короленко, Б.М. Городецкий. Известны фольклористы П. Кириллов, Д. Шахов, Ф. Арканников.
Начавшаяся в 1920-е годы культурная революция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие культуры с самого начала увязывалось со служением интересам партии и государства, общества и лишь потом с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.
Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трехлетним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавливала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обучения проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.
Создание высшей школы стало возможным потому, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представителей отечественной науки.
Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.
Советская власть проявила крайнюю заинтересованность в искусстве. Идеологическая функция искусства воспринималась как доминирующая. С первых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним.
Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах.
В театре для рабочих и красноармейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам
В годы нэпа дотации государства на развитие культуры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными.
Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата.
Кубанская интеллигенция со спектаклями выезжала в село.
Большое место в своей культурной политике большевики отводили антирелигиозной пропаганде. Атеистическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.
Произошли столкновения верующих с властями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное наступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.
Таким образом, в 1920-е годы проявились две тенденции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.
Данная презентация посвящена культурной жизни Кубани в первые годы после революции 1917 года.
Вложение | Размер |
---|---|
Культурная жизнь Кубани 1917 - 1920 | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культурная жизнь Кубани в 1917 – 1920 годах Д/ з § 8, стр. 45 – вопросы.
Борьба за сохранение культурного наследия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку кубановедения в 9 классе. Учащиеся знакомятся с развитием образования, науки, космоса, литературы на Кубани во время "оттепели" в 20 в.
Презентация "1917 -1920 годы". 9 класс.
Презентация "1917 -1920 годы". 9 класс.
культурная жизнь кубани
В конце 50-х годов XX столетия вместо обязательного семилетнего образования вводится восьмилетнее образование. В 1954 г. был открыт Армавирский педагогический институт 49 средних специальн.
Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культу.
Контрольная работа по истории "Российское государство в 1917-1920 годах"
Контрольная работа по истории составлена на основе ФИПИ, предназначена для 9-х классов. Для проверки даны темы: установление советской власти, Гражданская война, военный коммунизм, НЭП.
Читайте также: