Комиссия государственной думы федерального собрания рф по противодействию коррупции доклад

Обновлено: 08.07.2024

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими (далее - государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

часть 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа Минюста России (далее - гражданские служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954, N 53 (ч. I), ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329, N 40 (ч. III), ст. 5031, N 52 (ч. I), ст. 6961; 2014, N 52 (ч. II), ст. 7542), Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1506, N 29, ст. 4477), а также в целях повышения эффективности мер по противодействию коррупции приказываю:

В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции:

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и в целях совершенствования деятельности по противодействию коррупции постановляю:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Установить, что Руководитель Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченное им должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации на основании статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам") принимает решение об осуществлении контроля за расходами:

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции (далее - Комиссия) образована в целях:

осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

анализа федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Регламент Государственной Думы) и настоящим Положением.

II. Порядок и принципы образования Комиссии

Комиссия образована в составе 12 депутатов Государственной Думы на основе принципа пропорционального представительства фракций в Государственной Думе. Численный и персональный составы Комиссии могут быть изменены постановлением Государственной Думы.

Председатель Комиссии и его заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания председателя комитета Государственной Думы и его заместителей.

III. Основные задачи деятельности Комиссии

Основными задачами деятельности Комиссии являются:

проведение работы по комплексному исследованию федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции;

изучение законопроектов при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, представление в профильные комитеты Государственной Думы своих отзывов, предложений и замечаний по законопроектам;

изучение практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции;

анализ решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и информирование депутатов Государственной Думы о результатах проведенного анализа;

изучение, анализ и обобщение поступающих в Комиссию документов и иных материалов о коррупции и противодействии коррупции и информирование депутатов Государственной Думы о результатах этой работы;

изучение отечественного и зарубежного опыта в области противодействия коррупции, подготовка предложений по его использованию в законодательной деятельности Государственной Думы.

IV. Полномочия Комиссии

В целях выполнения возложенных на нее задач Комиссия:

взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, средствами массовой информации и запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

взаимодействует с аналогичными структурами в парламентах иностранных государств;

выступает с инициативой проведения парламентских слушаний по вопросам, отнесенным к ведению Комиссии, организует и проводит парламентские слушания по указанным вопросам, а также другие мероприятия в Государственной Думе, предусмотренные Регламентом Государственной Думы;

привлекает в установленном порядке к работе для изучения, анализа и обобщения поступающих в Комиссию документов и иных материалов специалистов и независимых экспертов;

осуществляет иные полномочия.

V. Организация работы Комиссии

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания могут быть как открытыми, так и закрытыми.

Заседание Комиссии ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие по его поручению заместитель председателя Комиссии.

Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

Члены Комиссии обязаны присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине член Комиссии заблаговременно информирует председателя Комиссии.

Комиссия своим решением вправе установить порядок передачи членом Комиссии своего голоса другому члену Комиссии в связи с отсутствием на заседании Комиссии по уважительной причине.

Решение Комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов Комиссии, присутствующих на заседании, и членов Комиссии, передавших свои голоса другим членам Комиссии.

Внутренний распорядок Комиссии, распределение обязанностей между членами Комиссии определяются Комиссией самостоятельно.

организует работу Комиссии;

созывает и проводит заседания Комиссии;

представляет Комиссию в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, фракциями в Государственной Думе, комитетами и другими комиссиями Государственной Думы, общественными объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, со средствами массовой информации и с аналогичными структурами в парламентах иностранных государств;

представляет ежегодно до 15 декабря Государственной Думе письменный отчет о деятельности Комиссии, включающий информацию об израсходованных финансовых средствах.

Член Комиссии принимает на себя обязательства о неразглашении сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Комиссией.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии.

Информация, полученная Комиссией в ходе рассмотрения вопроса может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

VI. Обеспечение деятельности Комиссии

Организационное, документационное, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется аппаратом Комитета Государственной Думы по безопасности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

О Комиссии Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по законодательному
обеспечению противодействия коррупции

1. Образовать Комиссию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции (далее - Комиссия).

2. Утвердить состав Комиссии (приложение 1).

3. Утвердить Положение о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции (приложение 2).

4. Избрать председателем Комиссии депутата Государственной Думы Волкова Алексея Николаевича.

5. Избрать заместителем председателя Комиссии депутата Государственной Думы Колесникова Владимира Ильича.

6. Установить срок деятельности Комиссии на период полномочий Государственной Думы пятого созыва.

7. Председателю Комиссии ежегодно до 15 декабря представлять Государственной Думе письменный отчет о деятельности Комиссии, включающий информацию об израсходованных финансовых средствах.

8. Организационное, документационное, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии возложить на аппарат Комитета Государственной Думы по безопасности.

9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.Грызлов

Москва
21 мая 2008 года
N 496-5 ГД

Приложение 1

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 21 мая 2008 года
N 496-5 ГД

СОСТАВ
Комиссии Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по законодательному
обеспечению противодействия коррупции

Баринов Игорь Вячеславович

Баскаев Аркадий Георгиевич

Бобырев Валентин Васильевич

Волков Алексей Николаевич

Гудков Геннадий Владимирович

Илюхин Виктор Иванович

Колесников Владимир Ильич

Куликов Александр Дмитриевич

Лобанов Иван Васильевич

Таскаев Владимир Павлович

Хинштейн Александр Евсеевич

Чернявский Валентин Семенович

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 21 мая 2008 года
N 496-5 ГД

ПОЛОЖЕНИЕ
о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации по законодательному обеспечению
противодействия коррупции

I. Общие положения

Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспеченю противодействия коррупции (далее - Комиссия) образована в целях:

осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

анализа федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Регламент Государственной Думы) и настоящим Положением.

II. Порядок и принципы образования Комиссии

Комиссия образована в составе 12 депутатов Государственной Думы на основе принципа пропорционального представительства фракций в Государственной Думе. Численный и персональный составы Комиссии могут быть изменены постановлением Государственной Думы.

Председатель Комиссии и его заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания председателя комитета Государственной Думы и его заместителей.

III. Основные задачи деятельности Комиссии

Основными задачами деятельности Комиссии являются:

проведение работы по комплексному исследованию федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции;

изучение законопроектов при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, представление в профильные комитеты Государственной Думы своих отзывов, предложений и замечаний по законопроектам;

изучение практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции;

анализ решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и информирование депутатов Государственной Думы о результатах проведенного анализа;

изучение, анализ и обобщение поступающих в Комиссию документов и иных материалов о коррупции и противодействии коррупции и информирование депутатов Государственной Думы о результатах этой работы;

изучение отечественного и зарубежного опыта в области противодействия коррупции, подготовка предложений по его использованию в законодательной деятельности Государственной Думы.

IV. Полномочия Комиссии

В целях выполнения возложенных на нее задач Комиссия:

взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, средствами массовой информации и запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

взаимодействует с аналогичными структурами в парламентах иностранных государств;

выступает с инициативой проведения парламентских слушаний по вопросам, отнесенным к ведению Комиссии, организует и проводит парламентские слушания по указанным вопросам, а также другие мероприятия в Государственной Думе, предусмотренные Регламентом Государственной Думы;

привлекает в установленном порядке к работе для изучения, анализа и обобщения поступающих в Комиссию документов и иных материалов специалистов и независимых экспертов;

осуществляет иные полномочия.

V. Организация работы Комиссии

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания могут быть как открытыми, так и закрытыми.

Заседание Комиссии ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие по его поручению заместитель председателя Комиссии.

Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

Члены Комиссии обязаны присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине член Комиссии заблаговременно информирует председателя Комиссии.

Комиссия своим решением вправе установить порядок передачи членом Комиссии своего голоса другому члену Комиссии в связи с отсутствием на заседании Комиссии по уважительной причине.

Решение Комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов Комиссии, присутствующих на заседании, и членов Комиссии, передавших свои голоса другим членам Комиссии.

Внутренний распорядок Комиссии, распределение обязанностей между членами Комиссии определяются Комиссией самостоятельно.

организует работу Комиссии;

созывает и проводит заседания Комиссии;

представляет Комиссию в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, фракциями в Государственной Думе, комитетами и другими комиссиями Государственной Думы, общественными объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, со средствами массовой информации и с аналогичными структурами в парламентах иностранных государств;

представляет ежегодно до 15 декабря Государственной Думе письменный отчет о деятельности Комиссии, включающий информацию об израсходованных финансовых средствах.

Член Комиссии принимает на себя обязательства о неразглашении сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Комиссией.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии.

Информация, полученная Комиссией в ходе рассмотрения вопроса, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

VI. Обеспечение деятельности Комиссии

Организационное, документационное, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется аппаратом Комитета Государственной Думы по безопасности.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Законом о противодействии коррупции (ст. 2) предусмотрено что, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Как видим, в основе антикоррупционного законодательства, как и всего законодательства РФ, лежит Конституция РФ.

Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а защита прав и свобод граждан России отнесены к обязанностям государства и его органов (статья 2 Конституции РФ).

Одними из факторов, способных препятствовать осуществлению прав граждан, являются коррупционные проявления в сфере управленческой деятельности.

Обратимся к ст. 15 Конституции РФ. Она устанавливает, что, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, Конституция закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы.

Несколько слов о формировании антикоррупционного законодательства.

Тогда же, начиная с 2007г., началась серьёзная подготовительная работа по принятию антикоррупционного пакета законопроектов.

Национальный план утвержден Президентом РФ 31 июля 2008г. и содержит 4 раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения.

В национальном плане впервые предложено внесение изменений в законодательство РФ, касающихся административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям.

Кроме того, также, впервые, внесено предложение об уточнении требований к разным категориям государственных и муниципальных служащих, а также о возложении дополнительных запретов и ограничений при их приеме на работу.

Среди первоочередных мер по реализации Национального плана, руководителям федеральных государственных органов, в пределах своей компетенции, было предложено разработать и принять планы противодействия коррупции.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

— на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

— на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

— на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

— на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

В их развитие выпущен ряд указов Президента, определивших порядок представления, проверки и публикации сведений о доходах и имущественном положении государственных служащих, а также общие принципы их служебного поведения.

Закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25.12.2008г.) является базовым и в нем устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, а также система мер, направленная на противодействие коррупции, которая состоит из 3-х элементов:

— мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);

— по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, (борьба);

— по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.

Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.

Среди них необходимо особо выделить следующие обязанности государственного и муниципального служащего:

— представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

— передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствие с законодательством Российской Федерации;

— в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей службы (при замещении должностей, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации);

— гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.

Названные обязанности нашли свое развитее в законе о государственной гражданской службе в Российской Федерации, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.

В рамках одного совещания рассмотреть все нормативные правовые акты антикоррупционной направленности не представляется возможным, а потому в заключении я хотела бы остановиться на вопросах ответственности за совершение коррупционных действий.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарная ответственность наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

За данные нарушения может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение.

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка).

К гражданско-правовым коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных главой 32 ГК РФ, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных главой 39 ГК РФ.

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 3 ст. 575 ГК РФ).

К обычным подаркам относятся букет цветов, коробка конфет, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т.д.

Служащий имеет право получать любые подарки, предоставляемые ему только в его личном качестве или в связи с его личностными свойствами, обусловленными его отношением к определенной социальной группе (женщины, ветераны, лица, относящегося к определенной профессии, и т.д.), а также в связи с различными событиями (день рождения, годовщина пребывания на государственной службе, уход на пенсию и т.д.) с учетом требований налогового законодательства.

Следует помнить, что различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий.

Таким образом, подарки должностным лицам могут расцениваться, как взятка в случаях, когда эти должностные лица могут повлиять на исход дела и оказать какую-то не законную помощь в решении проблемы дарителя.

Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи со служебными командировками или с какими-либо официальными мероприятиями, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным правонарушениям, в которых усматриваются коррупционные риски, могут быть отнесены следующие противоправные, виновные действия (бездействие):

— . Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (19.28 КоАП РФ);

— нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 КоАП РФ);

— отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, а также незаконное взимание платы за предоставление информации (ст.13.28 КоАП РФ);

— принятие решения о выборе способа размещения заказа с нарушением законодательства (ст.7.29 КоАП РФ);

— нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ст. 7.30 КоАП РФ);

— другие административные правонарушения, установленные ст. 7.30 КоАП РФ.

— нарушения, связанные с выборами и проведением избирательных компаний (ст.ст.5.16-5.20 КоАП РФ);

К ответственности за названные правонарушения привлекаются должностные или юридические лица, а также члены единой комиссии по размещению госзаказа.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

К преступлениям, связанным с коррупцией, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

— провокация взятки (ст. 304 УК РФ) и другие.

Признаки коррупционного преступления:

— нанесение ущерба авторитету государственной службы;

— незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);

— использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства;

— наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного аппарата, авторитету государственной службы;

— наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Итоги контрольно-надзорной деятельности Управления
за 2021 год


В статье рассматриваются особенности правового статуса субъектов, участвующих в противодействии коррупции. Определены полномочия Федеральных, региональных и местных органов управления.

Ключевые слова: организационные основы, противодействие коррупции, Президент РФ, Генеральная прокуратура, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

The article deals with the peculiarities of the legal status of entities involved in combating corruption. The powers of Federal, regional and local government bodies are defined.

Keywords: organizational framework, combating corruption, the President of the Russian Federation, General Prosecutor's office, bodies of Executive power, bodies of local self-government.

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия) этих должностных лиц и органов в сфере противодействия коррупции. Система органов противодействия коррупции включает в себя Президента РФ, министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

– подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

– контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных законодательством;

Свои обязанности по противодействию коррупции выполняет и Федеральное Собрание РФ, в котором обеим палатам (Совета Федерации и Государственная Дума) отведены особые функции в противодействии коррупции.

В первую очередь Федеральное собрание имеет право-обязанность обеспечить разработку и принятие федеральных законов, ориентированных на противодействие коррупции. Соответствующие законопроекты могут вноситься субъектами законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ, утвержденный Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 г. № 2134-II ГД подробно рассматривает возможные виды вносимых законопроектов, порядок их рассмотрения и принятия [3].

Федеральные законы в области противодействия коррупции принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Помимо законотворческой функции Федеральное собрание наделено и контрольными полномочиями в сфере борьбы с коррупцией. Что касается парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, то механизм его реализации в настоящее остается неясным. Представляется необходимым установить требование о мониторинге применения антикоррупционного законодательства. Это означает, что Государственной Думе следует вменить в обязанность постоянное исследование сущности принимаемых антикоррупционных законов и их реализации на практике. Такой мониторинг должен быть основан на материалах официальной статистики, итогов правоприменительной и судебной практики. Полученные данные об эффективности принятых законов позволят своевременно вносить необходимые изменения в законодательство, повышать качество законотворческой деятельности.

Функции министерств и ведомств в области противодействия коррупции определяются в Постановлениях Правительства РФ. Отношения Правительства РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти строятся на основе власти-подчинения. Правительство может ставить подчиненным органам задачи, за выполнение которых последние будут нести ответственность перед Правительством РФ. Федеральный орган власти также утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти. Также именно Правительство устанавливает необходимую для исполнения порученных задач штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общей штатной численности федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, на основе рассмотрения и изучения предложений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Правительство участвует в разработке и реализации государственных программ борьбы с преступностью, одним из направлений которых является борьба с коррупцией.

В коррупционном противодействии участвуют и сами министерства и ведомства. В большинстве министерств и ведомств разработаны и приняты Приказы, утвердившие Планы или Программы противодействия коррупции, в которых нашли отражения возможные варианты противодействия коррупции с учетом специфики органов исполнительной власти.

Во-первых, органы исполнительной власти формируют государственную политику по борьбе с коррупцией в рамках ведомств, которыми они управляют.

Во-вторых, формируют комплекс мер по формированию антикоррупционных стандартов для государственных служащих своих ведомств.

В-третьих, формируют связи с гражданским обществом и организуется информирование граждан о сущности борьбы с коррупцией, сложившиеся нормы обеспечивают прозрачность информации о деятельности государственного аппарата.

Деятельность прокурора в сфере борьбы с коррупцией осуществляется, прежде всего, в рамках контрольной и надзорной деятельности. Осуществляемый надзор за аппаратом чиновников состоит в возможности оценивания уровня доходов и расходов, оценки законности принимаемых решений, оспаривании незаконных актов.

Помимо этого, прокурор выполняет координационную функцию, которая заключается в в организации межведомственного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции. Формами такого сотрудничества могут быть межведомственные координационные совещания, созданные специальные координационные группы, систематизация статистически и аналитических материалов. Такая работа проводится на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях и возглавляемых соответственно Генпрокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами. На заседаниях этих координационных совещаний обсуждаются в приоритетном порядке вопросы, связанные с борьбой с коррупцией [5].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями и на основе федерального законодательства обеспечивают выполнение федеральных антикоррупционных программ, принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам предупреждения коррупции (в том числе специальные региональные программы), осуществляют меры по пресечению административных и дисциплинарных коррупционных правонарушений. При необходимости в субъектах Федерации могут создаваться специализированные подразделения по борьбе с коррупционными правонарушениями.

Таким образом, в российском законодательстве нашла отражение идея о государственно-правовой структуре системы противодействия коррупции, которая реализуется в следующем ступенчатом формате: федеральные органы государственной власти — органы государственной власти субъектов РФ — органы местного самоуправления. Такое структурно-компонентное строение системы противодействия коррупции согласуется с федеративной моделью государственного устройства РФ. Это строение следует рассматривать и сквозь призму предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов за состоянием дел в области противодействия коррупции как государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно, разнопланово, на разных уровнях управленческой деятельности.

  1. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // СЗ РФ. — 2008. —№ 21. —Ст. 2429.
  2. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 // СЗ РФ. 2012. N 22. —Ст. 2754.
  3. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. —1998. —№ 7. Ст. 801.
  4. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
  5. Смоялницкая А. А. Организационные основы роли прокурора в противодействии коррупции // Крымские юридические чтения: материалы научно-практической студенческой конференции. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт. Ялта, 2016.
  6. О Совете при Мэре города Хабаровска по противодействию коррупции: Постановление Мэра города Хабаровска от 26 февраля 2009 г. № 624 // Сборник нормативных актов Администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. — 2009. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, исполнительная власть, область противодействия коррупции, Государственная Дума, орган, Президент РФ, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная политика, Федеральное собрание.

Читайте также: