Классическая финансовая политика доклад

Обновлено: 01.05.2024

Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого становится ограничение государственных расходов и налогов.

В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств с системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемы в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.

В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на котором находится экономика страны, субъекты власти используют следующие виды финансовой политики:

Стимулирующую (стабилизационную), охватывающую стадии спада и депрессии, связанную со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличение государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики;

Сдерживающую, охватывающую стадии экономического оживления и подъема, что предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового бремени.

9.Составные части финансовой политики, их содержание.

Составная часть финансовой политики:

Бюджетная; Налоговая; Валютная; Ценовая; Кредитная; Учётная; Эмиссионная; Междунородная.

В пределах общей финансовой политики принято выделять ее составные части: бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика- это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связана с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территориальному назначению и ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.

Налоговая политика- это стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет страны. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующею функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов хозяйствующих субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (мотивация к труду; экономия финансовых ресурсов; финансовая поддержка рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Ценовая политика - стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства.

Основную роль по реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Денежно-кредитная политика- это стратегия и тактика государства в лице Национального банка Республики Беларусь по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции.

Текущая денежно-кредитная политиканаправлена на:

- предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях;

Данный подход считался основным в экономиках капиталистических стран в конце XVIII — начале XX века. Базируется на трудах известных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо.

Ключевые признаки классического подхода:

1. Минимальное вмешательство государства в экономические процессы.

2. Формирование среды свободной конкуренции в национальной хозяйственной системе.

3. Наличие механизмов рыночного саморегулирования.

Государство, работая в рамках соответствующего подхода, старалось сводить к минимуму бюджетные расходы, а также долговые обязательства. При этом часто выстраивалась довольно сложная система налогообложения, способная обеспечивать устойчивые поступления в казну. Рассматриваемый метод реализации финансовой политики государства применялся посредством учреждения небольшого количества политических институтов. Чаще всего это было отдельно взятое ведомство, относительно поверхностно взаимодействующее с другими госструктурами.

Регулирующая политика управления финансами

Необходимость модернизации классических подходов возникла в связи с кризисными трендами в экономиках развитых стран, что стали наблюдаться в начале XX века. Классическая финансовая политика государства, содержание которой предполагало минимальное вмешательство властей в экономику, привела к возникновению перепроизводства, чрезмерно высокой конкуренции в бизнессреде, снижению уровня социальной ответственности предприятий.

Ключевой тезис рассматриваемого подхода — государство должно при необходимости вмешиваться в ключевые экономические процессы. Властям страны следует учреждать необходимые финансовые институты и издавать законы, посредством которых может осуществляться регулирование национального хозяйства. Другой важнейший элемент рассматриваемого подхода — формирование посредством бюджетных ресурсов необходимого спроса в экономике. С точки зрения налогового аспекта финансовой политики государства — ключевым видом сборов должны быть те, что взимаются с доходов граждан в рамках прогрессивной ставки. Подобный подход позволяет обеспечивать сбалансированный бюджет даже при высоком уровне его расходов.

Реализуемая по принципам кейнсианства финансовая политика (экономическая политика) государства предполагает учреждение довольно сложной системы политических институтов, ответственных за решение соответствующих задач. Так, в структуре политического управления вместо единого ведомства могут формироваться службы, которые осуществляют планирование бюджета, контроль над его расходованием, сбором налогов, менеджмент долговых обязательств. Кейнсианство доказало высокую эффективность в 30-60-х годах XX века.

В странах, где практиковались соответствующие подходы к выстраиванию экономической политики, были обеспечены высокие темпы роста национального хозяйства, установился низкий уровень безработицы, появились эффективные механизмы социальной поддержки граждан. В 70-х годах роль финансовой политики государства была пересмотрена ведущими экономистами, после чего в хозяйственных системах капиталистических государств начали внедряться неконсервативные подходы.

Гост

ГОСТ

Сущность финансовой политики

Политикой называют совокупность теоретических и практических мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели.

В зависимости от того, кто проводит данную политику она может быть государственной, отраслевой, политикой предприятия, отдельного предпринимателя, домохозяйства или личной. Направление и сфера применения зависят от поставленных целей. Поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю политику, социальную и экологическую, международную и национальную и т.д.

Базисом развития человеческого общества является экономика. Благодаря ей формируются все остальные системы взаимодействия и взаимосвязей в обществе. Поэтому экономическая политика занимает ключевые позиции как в управлении государством, так и в руководстве предприятием.

Экономическая политика – это комплекс взаимоотношений между отдельными гражданами (физическими лицами), предприятиями и организациями (физическими лицами), органами государственной власти, между государствами, которые направлены на достижение каких-то определенных экономических результатов и развития хозяйства.

Важным элементом, обеспечивающим материальную основу решения экономических проблем, является финансирование. Поэтому финансовая политика выступает важной составной частью экономической политики.

Финансовой политикой называется составляющая экономической политики, которая направлена на накопление, распределение и реализации финансовых ресурсов в качестве материальной базы решения экономических задач.

Финансовая политика представляет собой методологическую систему принципов, методов и форм использования финансовых ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Финансовая политика призвана обеспечить стратегические направления и перспективы применения финансовых ресурсов. При этом она должна согласовать ставящиеся цели и возможности субъектов хозяйствования. Основное содержание финансовой политики заключается в:

  • необходимости разработки общей концепции финансовой деятельности;
  • необходимости выделения самых важных (на данный момент) направлений, целей и задач;
  • создании финансового механизма в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • обеспечении регулирования финансовой деятельности на каждом этапе и на каждом уровне экономической деятельности;
  • создании условий формирования достаточного объема финансовых ресурсов;
  • проектирование рационального распределения и применения финансов;
  • регулировании социальных процессов с помощью финансовых инструментов;
  • создании действенной системы управления финансами.

Типы финансовой политики

На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:

  • классическая;
  • регулирующая;
  • планово-директивная.

Классическая финансовая политика была разработана Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Главная идея их разработки заключается в невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция и рыночный механизм должны быть, по мнению авторов, главными регуляторами экономических процессов.

По представлению авторов, подобная ситуация должна была привести к ограничению государственных расходов и налогов и обеспечить условия для формирования сбалансированного бюджета. Управление финансовой деятельностью должно быть максимально простым. Оно должно было сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов. К сожалению. авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.

Регулирующую финансовую политику разрабатывал Дж. Кейнс. Он доказывал необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Особенно это касалось вопроса управления циклическим развитием экономикой. По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения. Сейчас мы видим воплощение этой идеи в скандинавской экономической модели.

Согласно идее Дж. Кейнса По данной теме мы уже выполнили реферат Кейнс подробнее , государство регулирует экономику через систему государственных расходов и налогов. Государство может покрыть дефицит бюджета за счет государственного кредита. Вместо одного единого органа управления Дж. Кейнс предложил ввести несколько специализированных органов управления.

Планово-директивную финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма. Согласно данной доктрине финансовые ресурсы максимально концентрировались в руках государства. Государство же осуществляло плановое распределение и использование финансов. Все экономические процессы подчинялись единому государственному плану.

Виды финансовой политики

Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов. Таковыми являются:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • кредитная политика;
  • денежная политика;
  • инвестиционная политика;
  • политика экономического роста;
  • политика экономической стабилизации.

Под бюджетной политикой подразумевается определение источников поступлений в государственный бюджет и основных статей расходов бюджета. Кроме того определяются пределы разбалансирования бюджета и допустимые размеры бюджетного дефицита. Следует также предусмотреть и пути покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика направлена именно на обеспечение поступлений в бюджет. Вторым важным направлением налоговой политики является стимулирование развития отечественного производства и защита отечественного производителя посредством налоговых рычагов. Кредитная политика регулирует поступление кредитов и своевременную выплату по ним. Совместно с денежной, валютной и инвестиционной политикой они регулируют обращение валют и ценных бумаг, стараются привлечь инвестиции в экономику.

Политика экономического роста и экономической стабилизации призваны обеспечить непрерывный рост и развитее хозяйственного комплекса. Кроме того эффективная финансовая политика должна снизить влияние отрицательных экономических явлений (инфляции, кризиса) и обеспечить экономическую, политическую и социальную стабильность.

Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей.

- невмешательство государства в экономику

- сохранение свободной конкуренции

- употребление рыночного механизма как основного регулятора хозяйственных процессов.

Результатом данного было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

Система налогов строилось основным образом на прямых и имущественных налогах, которые были довольно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов.

2 тип – регулирующая финансовая политика

В ее основу была положена экономическая концепция английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей.

Данный тип финансовой политики характеризовался вмешательством государства в экономику. Основным инструментом вмешательства стали государственные расходы.

Система управления финансами состоит из нескольких самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов, управлением гос. долгом.

3 тип – планово-директивная финансовая политика

Применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основана на государственной собственности на средства производства.

3. Финансовая политика РФ на современном этапе

С переходом к рыночным отношениям, приватизации государственной собственности изменился финансовый механизм, а именно:

- перевод взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу

- изменились межбюджетные отношения: территориальные бюджеты получили большую самостоятельность, в первую очередь, в сфере расходования средств.

- бюджетный дефицит всё в большей мере стал покрываться не за счёт ресурсов ЦБ России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

- создание частных страховых компаний, в стране стал функционировать страховой рынок

- из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды.

- были созданы новые финансовые и контрольные ведомства

Основные направления финансово-бюджетной политики государства:

- снижение налоговой нагрузки на экономику

- упорядочение государственных обязательств;

-концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;

-снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;

-создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Читайте также: