Типология знаков пирса доклад

Обновлено: 16.05.2024

Американский философ Чарлз Сандерс Пирс еще в конце ХIХ в. создал классификацию знака. Пирс считается одним из основателей со временной семиотики. Важнейшая его заслуга состоит в том, что во главу угла он ставил человека как создателя и интерпретатора знака.

По Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Данная классификация основана на типологии соотношения формы и содержания.

Он разделил знаки на три группы:

1. Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

Примером может служить портрет, фотография, или, например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение.

2. Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).

Это большинство слов любого языка. Слово "кошка" не похоже на кошку в отличие от изображения кошки.

3. Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

Примерами индексов могут служить знаки дорожной сигнализации. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки. По-видимому, точнее было бы говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей.

Знак, запрещающий проезд, "кирпич" действительно напоминает некую преграду, но он означает не саму преграду, а инструкцию "сюда въезд запрещен". Если на щите нарисованы черные очки, то это означает, что здесь следует пропускать слепых. Знак, представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концу наподобие бутылки, означает, что дорога впереди сужается.

Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании.

Но исчерпывающая теория знака на основе современных лингвистических и семиотических достижений так и не была создана, поскольку семиотика на протяжении ХХ века больше интересовалась не самим знаком, а последовательностью знаков - текстом.

Эта двухполюсная схема знака была существенно улучшена Ч. Пирсом. В противоположность модели Соссюра Пирс предложил триадичную модель знака [6, 7]:

репрезентамен (representamen) – форма, которую принимает знак (необязательно материальная);

интерпретанта (interpretant) – не интерпретатор, а скорее смысл, полученный из знака;

объект – то, на что знак ссылается.

Репрезентамен подобен в значении означающему Соссюра, в то время как интерпретанта – означаемому. Однако интерпретанта в отличие от означаемого имеет свойство: она сама по себе является знаком в уме интерпретатора.

Пирс классифицировал знаки на категории, и самым фундаментальным разделением знаков считал разделение на иконы, индексы и символы, которые представляют объект на основе подобия, каузальности и произвольного консенсуса. Кроме такого разделения Пирс различал знаки согласно их категорному статусу, в соответствии со своими объектами и интерпретантами.

С точки зрения отношения между объектом и интерпретантой знак может быть ремой (rheme), дицентом (dicent) и аргументом (умозаключением), т.е. знак может означать качественную возможность, актуальное существование или пропозицию (proposition).

Пирс связал категории знака с тремя фундаментальными образами бытия [6, 8, 9]:

образ бытия позитивной качественной возможности;

образ бытия реального факта;

образ бытия законности (или конвенциальности),

назвав их первичностью, вторичностью и третичностью.

Первичность как потенция сущности является образом монадичного бытия, состоящего из категории свойств явлений типа чёрный, горький или сладкий. По Пирсу первичность латентна (скрыта), неясна и одновременно важна. Первичность существует в силу самой себя, не зависима ни от чего другого. В силу своей монадичности чистая монада есть свойство, проявляющееся без своих частей, черт и к тому же без своего воплощения.

Теперь рассмотрим отношение между репрезентаменом и объектом, что будет выражаться иконой, индексом и символом, соответствующих вторичности. Будем считать икону, индекс и символ знаками человека [8, 9]. Заметим, что вторичность является диадичным отношением между репрезентаменом и объектом. Можно, конечно, при анализе образа человека сказать, что это икона, дым из трубы – индекс огня в печке, а человек, изображённый на светофоре, является символом. Но это будет правильным только в смысле восприятия, а на самом деле диадичное отношение воспринимается без всякой интерпретации. Здесь корректно было бы сказать, что образ человека, дым из трубы и изображение человека на светофоре содержат иконические, индексальные и символические черты.

И, наконец, знак можно трактовать с точки зрения связи объекта и интерпретанты как рему, дицент и аргумент, считая их знаками культуры, что соответствует третичности [9]. Пирс назвал культуру конечной интерпретантой, без которой мы не были бы теми, чем мы являемся на самом деле, и без которой мы не могли бы воспринимать мир таким, какой он есть.

Дицентный знак является знаком реального существования. По этой причине этот знак не может быть иконой, которая не обеспечивает возможности интерпретации. Для описания случая, к которому дицент интерпретируется как референция, он должен содержать рему по необходимости. Примерами этого знака могли бы быть целые предложения.

Аргумент (умозаключение) является знаком конвенциальности и закона. Он представляет объект в качестве своего знака. Примерами аргумента могли бы быть целые отрывки текста, т.е. значимые связи дицентных знаков. При такой интерпретации аргументы могли бы быть областями знаний, культуры, общества и т.п. Можно интерпретировать аргумент как знак культуры, являющийся посредником между природой и человеком [9].

Рассмотренные три сущности знака Пирс, как уже говорилось, связал с тремя образами бытия: первичностью, вторичностью и третичностью, что графически представляется рис. 1 [8, 9].


Примером иконы является пиктограмма, в которой знак напоминает объект. Примером индекса является след ноги, указывающий на человека, а примером символа – знак в контексте типа уличного знака с буквой Р, обозначающего, что парковка машин разрешена.

Третья часть (интерпретанта) рис. 1 является трихотомией третичности, и знаки, её составляющие, выражают законность и конвенциальность. Пирс ввёл эти знаки, когда разрабатывал свою логику. Вот почему отношение между ремой, дицентом и аргументом является тем же самым отношением, что и в логическом выводе. Здесь рема представляет собой предикат, дицент является посылкой, а аргумент есть заключение, т.е. заключение является посредником между предикатом и посылкой. Пирс подчёркивал, что в рамках интерпретанты наша способность делать суждения и выводить заключения основывается на некой врождённой логике, по-видимому, на логике, вытекающей из эволюции, идущей от природы к человеку со своей конвенциальностью, и устанавливающей связь между первичностью и вторичностью [9].

Так, легисайн представляет собой конвенциальный знак и что более важно, он является также знаком, обозначающим законность в природе. Символ также является конвенциальным знаком и обозначает законность как диадичное отношение между природой и человеком. Однако это отношение всё же не интерпретируемо, и становится триадичным. Связь между легисайном и символом создаётся аргументом, который в наибольшей степени является знаком третичности. Так, в пределах аргумента мы имеем легисайн, состоящий из квалисайна и синсайна, и символ – из квалисайна, синсайна, легисайна, иконы и индекса. Также можно рассматривать рему и дицент в пределах аргумента, т.е. можно считать аргумент вырожденным знаком в том смысле, что он наиболее далёк от первичности, и всё же сохраняющим опасность снова стать знаком первичности.

Комбинируя вышеупомянутые категории знаков, Пирс остановился на 10, поскольку некоторые возможные знаки логически исключаются. По его классификации квалисайн всегда будет рематической иконой, потому что свойство не может быть конвенцией. Символ всегда представляет легисайн, так как он является представителем своего объекта, основанном на контексте, а легисайн – знак договорённости. Аргумент будет всегда символическим легисайном, поскольку он третичен к интерпретанте и требует высокой степени интерпретации. Эти десять категорий знаков рассматриваются как базовые и обеспечивают основу для обсуждения, каким образом разные типы знаков требуют различных типов интерпретации (см. рис. 2) [8, 9].


Жирным шрифтом на рис. 2 отмечены границы между теми прилегающими квадратами, которые соответствуют категориям, сходным только в одном отношении. Все другие прилегающие квадраты принадлежат категориям, сходным в двух отношениях. Неприлегающие квадраты принадлежат к категориям, сходным в одном только отношении, за тем исключением, что каждый из трёх квадратов, составляющих вершину треугольника, принадлежит к категории, отличающейся во всех трёх отношениях от категорий, которым соответствуют квадраты, располагающиеся вдоль противоположной стороны треугольника. Названия, напечатанные светлым шрифтом, являются дополнительными.

Здесь знаки природы: квалисайн, синсайн и легисайн, являются как бы именами классов знаков. Интересно отметить, и это особенно подчёркивается в [9], что, например, квалисайн как знак природы, воплощён в иконе и может пониматься как рема, т.е. он может существовать как до-познавательная (pre-perceptive) позитивная возможность, но пост-познавательно (post-perceptively) он существует как рема. Аналогично синсайн также существует как возможность, хотя и неисчерпывающая, а пост-познавательно синсайн становится дицентом. Также до-познавательный легисайн, являясь знаком природы, пост-познавательно существует как некоторая законность, определяющая наше восприятие (познание), что делает его аргументом. Трихотомия первичности существует по обе стороны человеческого познания (до и после). Фактически мы познаём не реальный мир, а мир знаков, и он существует в нашей голове как символическое представление, определяемое нашей культурой.

Но если человек является частью природы, можно ли его отнести к первичности? Можно согласиться с точкой зрения Т. Теллефсена [9], что из-за своего интеллекта в процессе эволюции человек потерял способность находиться в рамках первичности, он вторичен. Поэтому то, что мы понимаем как мир, на самом деле является его представлением, формирующим культуру. Отсюда культура понимается в рамках третичности. Но как это согласуется с 10 категориями знаков Пирса?

Из определения знака следует его наиболее важное свойство: будучи некоторым абстрактным или материальным объектом, знак служит для обозначения, представления, замещения чего-либо другого. В силу этого понимание знака невозможно без выяснения его значения (см. Значение) — предметного (обозначаемый объект), смыслового (образ обозначенного объекта), экспрессивного (выражение определённых чувств) и других.

Искусственные знаковые системы (формализованные, машинные и другие искусственные языки), которые используются для различных научных и технических применений, являются трансформами естественного языка — в особенности его письменной разновидности. Поскольку развитие и совершенствование знаковых систем определяется потребностями общественной практики, становление науки и техники привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращения, выражения понятий, суждений, способов оперирования объектами, рассматриваемыми в науке и технической среде. Такие языки позволяют добиваться однозначности использованных терминов и фиксировать понятия, для которых в естественном языке нет словесных выражений.

Применение языковых знаков обусловлено коммуникационным контекстом, а также принятыми в данных языках явными или неявными синтаксическими и семантическими правилами. В семиотике принято различать три основных аспекта функционирования языковых знаков в рамках знаковых систем:

  1. Отношения знаков друг к другу (структуры сочетаний знаков и правила их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем) — синтаксис (см. Синтактика).
  2. Отношения знаков к тому, что ими обозначается (интерпретации знаков и знакосочетаний) — семантика (см. Семантика).
  3. Отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют — прагматика (см. Прагматика).

Исследование знаков в отвлечении от знаковых ситуаций и субъектов, принимающих в них участие, составляет задачу логической семантики (см. Логическая семантика).

Разнообразие знаков и мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации.

Основоположник семиотики Ч. С. Пирс, рассматривая вопрос о природе знаков и их связи со значением, в конце годов разработал классификацию знаков, которая широко используется и в настоящее время. В своих текстах Пирс даёт множество определений знака, отчасти в различной терминологии; общей для них является мысль о триадическом отношении, которое можно выразить следующим образом: знак — это любое A, обозначающее B для C. То есть упрощённо Пирс характеризует знак в широком смысле как трёхчастное соединение знака [в узком смысле], обозначаемой вещи [объекта] и познания, производимого в сознании.

Классификация Пирса описывает три трихотомии знаков, в которых корреляты знака (с учётом возможных отношений между ними) классифицируются с точки зрения их связи с категориями первичности, вторичности и третичности: 1) знак сам по себе, рассматриваемый вне его отношений с чем бы то ни было, знак как монада; 2) знак в диадическом отношении к его объекту; 3) знак как триадическое отношение репрезентации объекта в интерпретанте. При этом знак с полными триадами определяется как подлинный, а знак с неполными триадами — как вырожденный. Полные классы знаков формируются на основе возможных комбинаций тех классов, которые выводятся из трёх трихотомий знаков. Полная классификация Пирса охватывает 66 типов знаков, сгруппированных в девять подклассов в трёх структурах трихотомий.

Вторая трихотомия определяет знак в отношении к его объекту. Следует отметить, что она получила наибольшее распространение в семиотике и лингвистике. В соответствии с этой трихотомией выделяются знаки-иконы — Icon; знаки-индексы — Index; знаки-символы — Symbol:

В отличие от знаков-символов, знаки-иконы и знаки-индексы способны выполнять свою функцию благодаря своим собственным свойствам. Поэтому они могут быть понятны людям, принадлежащим к разным коммуникационным сообществам и придерживающимся разных языковых конвенций. Однако три указанных типа знаков второй трихотомии не являются категориально автономными, но существуют в различной иерархии, приписываемой взаимодействующим типам отношений между означающим и означаемым данных знаков. В действительности наблюдаются такие промежуточные варианты знаков, как символико-иконические, иконическо-символические и тому подобные. Кроме того, элемент конвенциональности, наиболее выраженный в знаках-символах, присутствует и в двух первых типах знаков — иконических и индексных, хотя одностороннее рассмотрение знаков как всецело конвенциональных ведёт к неадекватному упрощению действительного положения дел.

Согласно Пирсу, существует девять подклассов знаков; они формируются на основе трёх трихотомий знака и их связи с категориями первичности, вторичности и третичности (см. таблицу).

Таблица классификации знаков по Ч. С. Пирсу

Исходя из определения знака как семиотической триады, Пирс вводит понятие подлинного знака. Это знак, который [с любой точки зрения] основан на полных триадах и не может быть сведён к диадическим связям. Действительно подлинным является только такой знак, который в качестве репрезентамена есть общий знак, в отношении к объекту — символ, а в отношении к интерпретанте — умозаключение. Все другие знаки — не подлинные, а вырожденные (это обозначение ни в коем случае не следует понимать как оценочное или как характеристику происхождения знаков). Знаки имеют две степени вырожденности: знаки, вырожденные в меньшей степени, основаны на диадических отношениях (знаки-суждения и знаки-индексы); знаки, вырожденные в большей степени, основаны на категории первичности (рематические и иконические знаки). В случае знака, полностью базирующегося на категории первичности (иконический рематический качественный знак), уже не может идти речь о вырожденности, так как это не собственно знак, а только чистая возможность знака. В результате вырождения знаков из триад в диады или монады формируются различные классы знаков.

Ч. Моррис, развивая подход Пирса, разграничивает индексальные знаки (указывают на некоторый уникальный, единственный в своём роде объект), характеризующие знаки (указывают на множество объектов), универсальные знаки (указывают на что угодно, имеют универсальное применение). Моррис также ввёл понятие системности знаков, разграничив последние по способу сигнификации на характеризующие знаки (Designators), оценочные знаки (Appraisors), предписывающие знаки (Prescriptors), идентифицирующие знаки (Identifiors), знаки-форматоры (Formators).

В XIX веке значительный вклад в понимание природы знаков внесла лингвистика, в которой разрабатывались различные аспекты функционирования естественных языков. Эти исследования восходят к трудам Ф. де Соссюра, определившего основные свойства знаков в естественных языках и заложившего методологические основы семиотики. Под значительным влиянием де Соссюра сформировалась структурная лингвистика, в которой получило развитие изучение синтактики знаков. Другая ветвь исследования знаков связана с логической семантикой (Г. Фреге, А. Чёрч, А. Тарский), в рамках которой разрабатывались преимущественно содержательные аспекты знаков (проблема демаркации предметного и смыслового значения, классификация смысловых значений, определение их качественных характеристик и свойств, таких как истинность, соответствие, полнота). Знак как элементарная информационная единица рассматривался также в теориях информации и в кибернетике, где получили развитие коммуникационные аспекты знака (функции знака в механизмах информационного обмена, информационный объём различных знаковых средств и его оценка). Синтез различных подходов к изучению знаков был достигнут в рамках семиотики, для которой характерен системный подход в исследовании знаков и стремление к поиску и систематизации универсалий в разнообразных знаковых системах.

Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции знака до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что знаки принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока ещё в достаточной мере не разработаны.

Библиография

Издания на русском языке:

  • Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. — М., 1998.
  • Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974. . — М., 2007.
  • Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
  • Греймас А. Ж., Курте А. Семиотика. Объяснительный словарь. — Семиотика. — М., 1983.
  • Гриненко Г. В. Смысл и значение в сакральных текстах. — В книге: Логические исследования, выпуск 6. — М., 1999.
  • Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — М., 2004.
  • Карнап Р. Значение и необходимость. — М., 1959.
  • Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб., 2010. . — М., 2003.
  • Моррис Ч. У. Основания теории знаков. — В книге: Семиотика. — М., 1983.
  • Павлов С. Л. Аксиоматический подход к теории обозначения. — В книге: Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии Российской Академии наук, 1997. — М., 1998.
  • Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 2 (Логические основания теории знаков). — СПб., 2000.
  • Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. — М., 2000.
  • Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. — Перевод с французского — М., 2004.
  • Степанов Ю. С. В трёхмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). — М., 1985.
  • Степанов Ю. С. Семиотика. — М., 1971.
  • Соломоник А. Язык как знаковая система. — М., 1982.
  • Труды по знаковым системам. — В книге: Учёные записки Тартуского университета. Вып. , .
  • Уфимцева А. А. Семантический аспект языковых знаков. — Принципы и методы семантических исследований. — М., 1976.
  • Фреге Г. Логика и логическая семантика. Сборник трудов. — М., 2000. . — М., 2004. . — Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2, 4, 5. — М., . — В книге: Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М., 1994.
  • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб., 1998.

Издания на других языках:

Базисные концепты

Новые концепты

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.

Противоположного взгляда придерживался древнегреческий философ Аристотель. Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. И спор продолжался еще многие годы.

Окончательно наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса.

В связи с тем, что знак может рассматриваться с различных уровней абстракции, на сегодняшний день нет единой классификации знаков и его определения (понятия).

Любой предмет во вселенной, любое его качество или признак может стать знаком. Поэтому классификаций знаков может быть неисчислимое множество, и они не сводимы в единую и завершенную схему. Отцы семиотики посвятили вопросам классификации знаков многие страницы своих сочинений, но так и не справились с этой задачей.

Таким образом, имея дело с преднамеренным обменом информации, мы имеем дело с такого рода знаками. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т. е. системами знаков и правилами их употребления.

Определение знака основывается на следующей формуле:

X понимает и использует Y в качестве представителя Z.

В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, т.е. фактически должен являться материальным объектом.

В логико-философской традиции, восходящей к Ч. Моррису и Р. Карнапу, под знаком понимается сам объект Y, т.е. материальный носитель, или представитель Z.

Структуру знака удобно представлять в виде так называемого треугольника Фреге, отражающий двойственную природу знака. Выглядит треугольник Фреге так:


S - знак

Совокупность обозначаемых знаком объектов именуется его денотатом.

Совокупность сведений (знаний) об обозначаемом объекте и его связях с другими объектами называется концептом знака. Концепт - это, с одной стороны, информация, которую несет знак, а с другой это сумма знаний об обозначаемом этим знаком объекте.

Отношение между знаком и предметом (обозначено как R SD , рядом со стрелкой, направленной от S к D) - это отношение знак - предмет. Множество определений, устанавливающих соответствие между набором знаков и обозначаемыми ими сущностями, то есть отношения типа образуют словарь данной знаковой системы или языка.

В искусственных языках, как правило, каждому знаку всегда соответствует один смысл, а смыслу, в свою очередь, - один денотат. Это особенно важно для алгоритмических языков: при машинной обработке текста программы каждый знак должен быть интерпретирован вполне определенным образом.


Еще одно явление, часто встречающееся как естественных, так и в искусственных языках, носит название синонимия - когда два различных знака соотнесены с одним и тем же денотатом (фактом, объектом и т.д.).

Важно подчеркнуть, что указанные выше отношения между знаком, его смыслом и обозначаемым им предметом (явлением, процессом) характерны не только для естественного языка, где в качестве знаков выступают слова, но и вообще для любой знаковой системы.

К знакам относятся, например, слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое.

Признаки и свойства знака

Реформатский А. А. выделяет несколько признаков, присущих знаку:

- Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

- Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак - член второй сигнальной системы.

- Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

- Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

- Знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Это можно пояснить такими примерами.

Важнейшие свойства знаков

Другим, не менее важным, свойством знака является его способность вызывать у человека представления о характере обозначаемого знаком объекта или явления – концепт знака.

Независимо от того, имеется ли в виду сфера специального, узкопрофессионального общения или же речь идет о передаче информации общедоступной, рассчитанной на самого широкого потребителя, знак, имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла. Преднамеренность – первое из свойств знака. И отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство: двусторонность. В самом деле, у знака обязательно должны быть две стороны. Это идеальная, внутренняя (то, что передается, - значение, смысл, или, еще по-другому, семантика) и материальная, внешняя (то, чем передается, - форма).

Материальная сторона знака, его план выражения, может быть самой разной – лишь бы она воспринималась органами чувств: слухом, зрением, осязанием… Подавляющую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. И не случайно те примеры знаковых ситуаций, что приводились выше, имели визуальную, зрительную природу. Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук. Это важно подчеркнуть, так как сегодня, в эпоху поголовной грамотности, человек привыкает к письменной форме языка. Привыкает настолько, что зрительный образ слова теснит в нашем сознании образ слуховой. И все же не будем забывать о том, что основная материальная форма существования языка – это звук, колебания воздуха. На протяжении сотен и сотен тысячелетий человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и только в последние несколько тысячелетий этому способу передачи информации сопутствует письменность. Не забудем также о том, что еще совсем недавно целые народы пользовались языком исключительно в его устной, звуковой форме: письменности они просто не знали.

Одни и те же предметы в разных языках называются по-разному. Получается, что в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, то есть коллектив людей, как бы решили придать данной звуковой форме данное содержание; так появляется знак. Конвенциональность – третье основное свойство знака.

И конвенциональность знака оборачивается его обусловленностью: каждый знак – член своей системы. Обусловленность – четвертое свойство знака.

Содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией. Можно сказать, что языковой знак есть производное от языка как целого.

Классификация знака.

Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С.Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы.

Классическая классификация Ч.С.Пирса

Американский философ Чарлз Сандерс Пирс еще в конце ХIХ в. создал классификацию знака. Пирс считается одним из основателей со временной семиотики. Важнейшая его заслуга состоит в том, что во главу угла он ставил человека как создателя и интерпретатора знака.

По Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Данная классификация основана на типологии соотношения формы и содержания.

Он разделил знаки на три группы:

1. Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

Примером может служить портрет, фотография, или, например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение.

2. Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).

Это большинство слов любого языка. Слово "кошка" не похоже на кошку в отличие от изображения кошки.

3. Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

Примерами индексов могут служить знаки дорожной сигнализации. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки. По-видимому, точнее было бы говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей.

Знак, запрещающий проезд, "кирпич" действительно напоминает некую преграду, но он означает не саму преграду, а инструкцию "сюда въезд запрещен". Если на щите нарисованы черные очки, то это означает, что здесь следует пропускать слепых. Знак, представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концу наподобие бутылки, означает, что дорога впереди сужается.

Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании.

Но исчерпывающая теория знака на основе современных лингвистических и семиотических достижений так и не была создана, поскольку семиотика на протяжении ХХ века больше интересовалась не самим знаком, а последовательностью знаков - текстом.

Ключевое понятие у П. – знаковая деятельность человека.

Человек может жить, только взаимодействуя одновременно с двумя мирами: миром вещей и миром знаков, которые люди поставили в соответствие этим вещам. Второй мир – это мир названий, имен.

Знак по П. – это что-то представляющее нечто перед кем-то в некотором отношении.

Знак О (объективный знак)
Субъект S Знак S
Объект О (денотат или референт)

Основу данной модели составляет взаимодействие между объектом О и субъектом S. Объект О взаимодействует с субъектом S и противостоит ему в го практической и знаковой деятельности. Знак О – знаковое представление, обозначение объекта О, которое является конвенциональным, согласованным для данной социальной общности. Т. е. знаки, которые в данной общности поставлены в соответствие объекту О, его названию.

Субъект S и знак S (субъективный знак объекта О в сознании субъекта S). В самом общем виде знак S всегда представляет собой взаимное восприятие субъектом S собственно объекта О и объективного знака О. Знак S – результат знаковой деятельности человека во взаимодействии с объектом и его объективным знаком.

Знак S детерминирован культурными ценностями и нормами субъекта S.

Типы отношений модели П.:

1)объект О – знак О (наименование)

2)знак О – объект О (обозначение)

3)знак О – знак S (интерпретация)

4)объект О – знак S (формирование субъективного знака в ходе прямого взаимодействия с объектом).

Знак есть некоторый феномен, замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и ком-тивных процессах.

Модель знаковой деятельности П. показывает зависимость характеристик знака, функционирующего в актуальном сознании субъекта как от ком-ции с миром объективных знаков (знак о), так и от ком-ции с миром вещей (объект О). Также данная модель представляет наиболее важную функцию знака – функцию репрезентации объекта в ком-тивных процессах.

Пирс предложи универсальную типологию знаков.

1.Критерий характера соотношении плана содержания и плана выражения в общей структуре знаков

1)знаки-индексы – знаки, в которых присутствует прямая, смысловая, содержательная связь между планом содержания и планом выражения (дым – знак огня)

2)иконические знаки – знаки, в которых существует связь подобия между планом содержания и планом выражения (карта местности)

3)символьные знаки – ком-тивные знаки, в котрых отсутствует содержательная связь между планом содержания и планом выражения. Это соотношение является конвенциональным (цвета светофора).

2.Критерий характера используемых ком-тиных средств

3.Критерий характера формирования и функционирования

1)системные (включенные в систему)

Системные знаки существуют как языковые знаки. Эти знаки делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных языков. Знаки естественных языков состоят из звуковых знаков и из соответствующих им рукописных и иных знаков. Знаки искусственных языковых систем делятся на:

- знаки кодовых систем предназначенных для кодирования речи;

- знаки для моделирования непрерывных процессов;

- знаки из которых состоят формулы.

Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

1.Свойство принципиально арбитрарности знака. Это свойство характеризует сущность связи между планом содержания и планом выражения знака. Сложилось 2 базовых подхода к решению этого вопроса.

Один из них полагает, что существует исходная божественная связь между планом содержания и планом выражения знака. Язык есть феномен божественный. Это религиозный подход.

Второй подход говорит о том, что связь между планом содержания и планом выражения знака является произвольным процессом и формируется в процессе знаковой деятельности людей. Т. е. знак имеет конвенциональный характер.

Свойство арбитрарности знака является первым фундаментальным принципом семиотики, лингвистики и теории ком-ции.

2.Свойство полифункциональности знака. Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).

3.Принцип системно-исторической обусловленности знака. Знак всегда является одновременно частью двух по-разному организованных множеств. С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется.

4.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

Свойства и характеристики знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

1.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образованием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержания и план выражения соединяются на определенный не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, так как отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

2.Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем. Отражает необходимость функционирования знаков, обеспечивающих человеческое взаимодействие, как некоторых диалектически организованных парных образований. В них одновременно представлены знаки с противоположными планами содержания. Любой функционирующий знак обязательно подразумевает наличие в данной знаковой системе по меньшей мере еще одного знака, образующего с ним бинарную оппозицию планов содержания.

3.Принцип многоуровневости и ограниченности семиотических систем. Любая семиотическая система является таковой только на своем семиотическом уровне. Возможно существование систем знаков менее и более высоких уровней, причем то, что в системах низшего порядка пользователи считают реальностью, в более высоких системах способно выступать в качестве знака.

4.Принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса. Семиотическое отношение, задающее форму и содержание знака, не является раз и навсегда заданным и неизменным. Новые семиотические системы могут образовываться не только на основании элементов предметного мира, но и на базе уже существующих знаковых систем. Т. е. семиотические отношения релятивны.

Читайте также: